3 класс окружающий мир презентация полезные

3 класс окружающий мир презентация полезные thumbnail

Слайд 1

Окружающий мир. 3 класс Полезные ископаемые © Сергеева Елена Викторовна ГОУ СОШ № 409 г. Пушкин, 2010

Слайд 2

Проверка домашнего задания Назови три кита экономики. Расскажи о значении природных богатств для экономики. Что такое капитал? Приведи примеры. Для чего необходим труд? От чего зависит успех труда людей в экономике? Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?

Слайд 3

— Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? — Какие виды топлива вы знаете? — Как получают металлы? Где их используют? — Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? Ответь на вопросы:

Слайд 4

Тема урока: «Полезные ископаемые» Подумай, что такое полезные ископаемые.

Слайд 5

Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное бесценное богатство Земли.

Слайд 7

Песок Песок — это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм. Песок — это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.

Слайд 8

Глина Глина — это осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается на дне морей и озёр. Глина очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Также изготовляют посуду,игрушки, фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

Слайд 9

Гранит Возникает из глинистых сланцев и песчаников. Зернистый, твёрдый и прочный. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Используется при строительстве и сооружении памятников. Гранитом облицованы набережные в Санкт-Петербурге, отделаны стены домов и станций метро.

Слайд 10

Известняк Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены . Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, мощении дорог, приготовлении извёстки .

Слайд 11

Известняк Мрамор — твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают колонны, статуи, лестницы.

Слайд 12

Нефть Нефть — это жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Её называют чёрным золотом. Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же она появилась. Скорее всего, она образовалась из каких-то живых организмов. Самый обычный способ поиска и добычи нефти — бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. Из нефти производят керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт, ткани.

Слайд 13

Каменная соль Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.

Слайд 14

Железная руда Слово «железо» возникло от санскритского слова «джальза» (металл, руда). На поверхности Земли находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда, охоты. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Как-то раз в костёр попали куски окисленной руды, с виду обыкновенного камня, и расплавились. Так было положено начало металлургии. Железная руда чёрного цвета, твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы.

Слайд 15

Каменный уголь Уголь образовывается из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных.

Слайд 16

Каменный уголь Затем торф превращается в бурый уголь, потом — в каменный уголь и затем в антрацит — уголь самого высокого качества. Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Он используется для отопления жилых помещений, изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы, духов.

Слайд 17

Запишем определение полезных ископаемых в рабочей тетради на странице 25. Помощь в учебнике на странице 48. Выполним практическую работу в рабочей тетради на странице 26 № 2. 1 вариант — нефть, известняк. 2 вариант — гранит, глина. 3 вариант — железная руда, песок. 4 вариант — каменный уголь, природный газ. Практическая работа

Слайд 18

Задани я Прочитай статьи в учебнике «Для чего их добывают» и «Как их добывают» на странице 49-50, рассмотри фотографии в учебнике. Выполни задание № 5 в рабочей тетради. В старой шахте отыщите дорогу к кладу. № 6 . Проверь у соседа. Выполни задание №3 в рабочей тетради. Самостоятельно впиши в клеточки названия полезных ископаемых. Проверь у соседа. Заполни таблицу № 4. Поставь + в соответствующую графу. Самостоятельно.

Слайд 19

Домашнее задание 1. Учебник, 48-50, вопросы. 2. Рабочая тетрадь, № 7-8, стр.29

Слайд 20

Ресурсы Интернет: Песок https://nika-media.ru/news/3535/date2009-09-28.html Коллекция «Полезные ископаемые » h ttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ca811f4-7aea-42ca-b5da-534dfd445e6c/PoleznyeIskopaemye.html https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f11-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_06_01.jpg

Источник

Слайд 2

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.

Слайд 3

Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.

Слайд 4

Фронтальный опрос по изученному материалу. — Что такое полезные ископаемые? — Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? — Для чего добывают полезные ископаемые?

Слайд 5

Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.

Слайд 6

Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

Слайд 7

Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.

Слайд 8

Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.

Слайд 9

ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо

Слайд 10

Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .

Слайд 11

Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

Слайд 12

НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей

Слайд 13

Природный газ — очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Слайд 14

ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .

Слайд 15

Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?

Читайте также:  Чем полезен гранат для кожи лица

Слайд 16

На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.

Слайд 20

Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

Слайд 21

1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

Слайд 22

Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

Слайд 23

Домашнее задание Учебник стр. 48-52.

Слайд 24

Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна

Источник

Полезные ископаемые

Термины-понятия: ПИ, геологи, месторождения, карьер, шахта.

I. Организационный момент

(Представление.)

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

II. Актуализация знаний

Перед тем, как начать изучение новой темы, давайте вспомним то, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке. (Экономика). Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина? Не может, это различные виды топлива. Уголь и газ добывают из нефти, которую нам тоже дает природа.

III. Определение темы урока.

(СЛАЙД) Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности, а другие спрятаны глубоко в земле.

Я предлагаю вам разгадать загадки, из которыхмы с вами поймём о чем же мыбудем сегодня говорить:(СЛАЙД)

  • Это топливо, сырьё
  • Не кладут ее в варенья,
  • Он нужен очень детворе,
  • Становлюсь собой в плену огня.

Из земли качают.

«Черным золотом» его

Люди величают. (Нефть)

Но кладут ее в соленья,

Но кладут ее в борщи,

В пюре, котлеты, рыбу, щи. (Каменная соль)

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже. (Песок)

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни коньков,

Ни автомобилей, ни станков. (Железо)

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какое общее понятие объединяет эту группу слов? (полезные ископаемые) (СЛАЙД)

— Какую цель ты поставим на уроке?

Также мы с вами узнаем какие подземные богатства прячутся под землей.

— Как сказал один известный ученый: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». (СЛАЙД)

— А может кто-нибудь из вас уже знает почему их называют полезными?

Полезные ископаемые— это природные богатства, которые люди добываютиз глубины земли и ее поверхностии используют в хозяйстве . (СЛАЙД)

Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные); твердые, жидкие, газообразные. (СЛАЙД)

Что относится к : Горючие:нефть, торф (что такое торф?)(это ПИ, образованное скоплением остатков растений) , каменный уголь, природный газ.

Рудные (металлические): железная руда, алюминиевые руды, бокситы.

Нерудные (строительные): песок, гранит, глина, мрамор, известняк, слюда.

Твердые: песок, гранит, мрамор, глина, известняк, слюда, каменный уголь, торф, гранит, Алмаз.

Жидкие: нефть, минеральная вода.

(17 слайд) Газообразные: природный газ.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Мы с вами разобрали наиболее известные ПИ, их св-ва (состояние), к какой группе они относятся, А теперь я вам предлагаю поработать на листочках. (работа на карточках; правильно соединить название с его св-вом) ( нефть, песок, природный газ) (проверка ответов на слайде)

IV. Физминутка

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем!

И опять работать мы пойдем!

(СЛАЙД) ПИ добывают по-разному: одни добывают- в открытых котлованах. Открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые, называется карьером; другие- в закрытых- в шахтах.

— Скажите пожалуйста, как вы думаете, а может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему ПИ играют главную роль в жизни человека?

(СЛАЙД) Людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения ПИ, называют геологами.

А всем ли вам известно, что такое месторождение?(Места, где в глубинах земли или на ее поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. )

Парная РАБОТА ПО КАРТЕ:

(слайд) Сейчас мы с вами поработаем в парах, но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в парах. Мы с вами уже с первого класса работаем в парах, посмотрите на экран, прочитайте глазами.

А работать мы с вами будем на физической карте РБ. На физ.картах месторождения ПИ изображают условными обозначениями. Условные обозначения у вас выделены в сноске в левом углу, называется она «Месторождения полезных ископаемых». В парах у нас будут роли: один будет геологом, другой будет записывать. Кто у вас будет искать месторождения, кто будет записывать?

Вам нужно найти название нескольких месторождений: Нефть, Каменный уголь, Природный газ.

Посмотрите как условно они обозначаются. На эту работу я даю вам 3 минуты.

(СЛАЙД) Самые необходимые человеку ПИ это каменный уголь и нефть.

(СЛАЙД) Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установкии бурят скважины.

V. Итог урока

Итак, что женазывают полезными ископаемыми? На какие группы можно разделить полезные ископаемые? Без какого ПИ невозможно приготовить пищу?

Рефлексия

1.Чему я научился сегодня на уроке?

2.Что мне было трудно?

3.Что я запомнил?

Источник

Технологическая карта урока-проекта

ФИО учителя: Демидова Елена Михайловна

Класс: 3 Предмет: окружающий мир

Тема урока: Полезные ископаемые

Цель урока: Углубление знаний обучающихся о полезных ископаемых, их свойствах, применении и бережном использовании.

Задачи:

— познакомить обучающихся с разнообразием полезных ископаемых и их важной ролью в экономике страны;

— организовать проектную деятельность школьниками;

— формировать умение планировать, собирать, оформлять информацию и защищать проект;

— развивать умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;

— повышать творческую активность обучающихся.

Личностные:

— умение организовыватьсвою деятельность в группе;

— развитие познавательного интереса к проектной деятельности, готовность сотрудничать с одноклассниками при обсуждении и выполнении проекта и его защиты;

— умение оценивать себя по критериям.

Регулятивные:

— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

— принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий;

— применять алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;

— высказывать своё предположение;

— работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

— формировать умение работать с коллекционным и раздаточным материалом (учебный текст, научно-популярный текст, иллюстрации, коллекции);

— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде проекта.

Коммуникативные:

— формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

— формировать умение работать в группе;

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;

— формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении проектной работы: выбиратьформу участия, готовить устное сообщение по алгоритму.

Читайте также:  Полезные свойства касторового масла в мыле

Планируемый результат: Владеть знаниями о полезных ископаемых. Выполнять частично-поисковую и проектную деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах. Быть внимательным и наблюдательным.

Основные понятия: полезное ископаемое, карьер, шахта, скважина.

Методы обучения: словесный; ИКТ: мультимедийная презентация, видео ролик «Полезные ископаемые»; наглядно-демонстрационный; практический; частично-поисковый; метод проектов.

Формы работы:фронтальная; индивидуальная; групповая.

Технологии: проблемное обучение, проектная деятельность.

Оборудование:интерактивная доска, компьютер.

Зрительный ряд:презентация, интерактивная доска, видео ролик, словарь, энциклопедия, справочник, учебник, коллекция полезных ископаемых, предметы быта: торфяной и глиняный горшочки.

Материалы для обучающихся: образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит, железная руда; раздаточный материал (карточки), бланки «Лист планирования и продвижения по заданию» и «Лист самооценки», клей-карандаш, алгоритмы, блокнот, раскладушка и мини-стенгазета.

(Учитель за 5 минут до урока делит детей на группы)

— Ребята, возьмите один из этих камешков, переверните кружок и занимайте места в классе согласно вашему цвету.

Слайд 1

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Елена Михайловна. Я буду проводить у вас урок окружающего мира.

Рассаживаются.

Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки.

Личностные: действие смыслообразования, установление обучающимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Подготовительный этап

  1. Актуализация знаний

— Сегодня на урок я принесла предметы, которые можно приобрести в магазине, они необходимы нам в быту. Посмотрите на них.

— Что у них общего?

— А из чего они сделаны?

— А что такое торф и глина?

— Какая же тема нашего урока?

(Учитель прикрепляет к доске тему урока.)

— Глина – самое распространенное полезное ископаемое. Она образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Под действием солнца, воды и ветра гранит разрушается. Из слюды и полевого шпата образуется глина. (Учитель показывает глину.)

— Торф – важное полезное ископаемое. Он легкий, легче воды и глины. Сухой торф хорошо впитывает влагу, а также хорошо горит. Он образуется на болотах из остатков растений. (Учитель показывает коллекцию «Торф».)

Слайд 2

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— О каких же богатствах и секретах говорится в этом стихотворении?

— А как можно назвать эти нужные природные богатства по-другому?

Слайд 2

— Да, это тоже полезные ископаемые.

— Это тела, горшочки.

— Из глины и торфа.

— Полезные ископаемые.

— Тема нашего урока «Полезные ископаемые»

— Дети слушают информацию и рассматривают глину и торф.

— О минералах, кристаллах, металле, глине, сапфире и рубине, камне.

— Полезные ископаемые?

Цели:

1) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

2) Организовать уточнение и согласование темы урока.

Личностные: действие смыслообразования, установление обучающимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы; анализ, обобщение.

Слайд 3

  1. Целеполагание

— Как вы думаете, на какие вопросы вам предстоит ответить в течение урока? (Что вы не знаете, а хотели бы узнать?) Попробуйте свой вопрос начать с вопросительных слов: Что …? Какие …? Для чего …? Как …? Какую роль…?

— Вопросов много и почти на все можно найти ответы. Все ваши вопросы я объединила в четыре проблемы. Я думаю, что в течение урока мы их постараемся все решить.

Слайд 3

(Учитель прикрепляет проблемные вопросы к доске.)

  • Узнать, что такое полезные ископаемые, и какие они бывают?

  • Найти информацию, какие свойства имеют полезные ископаемые?

  • Выяснить, для чего и как добывают полезные ископаемые?

  • Определить, какую роль играют полезные ископаемые в жизни человека?

— А теперь давайте попробуем сформулировать ЦЕЛЬ урока.

Слайд 3

-Углублять знания о чем?

— Рассматривать их что?

— Раз знаем свойства, то полезные ископаемые надо…?

— Использовать надо как…?

Углублять знания о (полезныхископаемых), их (свойствах), (применении) и (бережном) использовании.

— Обучающиеся предлагают варианты вопросов.

— О полезных ископаемых.

— Свойства.

— Об их применении.

— О бережном использовании.

    1. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний)

— Ребята, наша тема состоит из двух слов. Как вы понимаете каждое из них?

— Полезные это?

— А ископаемые это то?

— Откройте учебник на с.46 и прочитайте определение, что такое полезные ископаемые.

Слайд 3

— А сейчас посмотрите видеоролик «Полезные ископаемые».

— Скажите, о каких полезных ископаемых вы посмотрели в видеоролике?

— Можно ли обходиться без строительных материалов, например, кирпичей, бетона?

— Но для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать в природе песок, глину, известняк. (Учитель показывает известняк.)

— Известняк – это камень, чаще белого или светло-серого цвета, состоит из мельчайших частичек, скрепленных между собой.

— Может ли экономика страны обойтись без природного газа, бензина?

— Правильно, не может, потому что это различные виды топлива. Газ добывают в природе. А из чего получают бензин?

(Показываю коллекцию «Нефть»)

— Нефть – это масленичная жидкость, темного цвета, с резким запахом. Главное свойство нефти – горючесть.

— Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, автомобили, самолеты, поезда на рельсах, …. Все это из металлов. А из чего получают металлы?

— Полезные – это нужные, необходимые…;

ископаемые – это то, что выкопали…

— Ученики предлагают свои версии.

Полезные ископаемые — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют.

— О песке, глине, каменной соли, нефти, железной руде.

— Нет.

— Дети рассматривают известняк.

— Не может.

— Из нефти.

— Из руд.

  1. Основной этап (этап реализации проекта)

  1. Продолжение решения проблем (открытие новых знаний)

— А сейчас вы продолжите поиск решения проблем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория.

— Вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском полезных ископаемых.

— А как называется профессия людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения?

— Каждая группа будет работать над своим проектом. А вы знаете, что такое проект?

Слайд 4

Проект – это «пять П»:

Слайд 4

ПРОБЛЕМА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ (планирование), ПОИСК информации, ПРОДУКТ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

(Учитель прикрепляет на доску этапы проектной деятельности.)

Слайд 5

— Перед уроком, занимая место в классе, вы уже выбрали объект для изучения. На желтых кружках прикреплен каменный уголь, ваша тема «Горючие полезные ископаемые».

— На красных кружках прикреплен гранит, ваша тема «Строительные полезные ископаемые».

— На зеленых кружках прикреплена железная руда, ваша тема «Металлы (рудные полезные ископаемые)».

(Учитель ставит табличку каждой группе.)

— Ребята, давайте заполнять бланк «Лист планирования и продвижения по заданию».

(Учитель выдает бланк группам.)

— Кому доверите писать в бланке?

— Пишем 3 класс.

— Номер группы … (1, 2, 3)

— Название темы спишите с табличек.

— Форма представление проекта у вас уже проставлена. Ваша группа будет делать проект в форме …, вы …, ну а вам достался …?

Читайте также:  Полезно ли кардио после силовой тренировки

(Учитель показывает группам блокнот, раскладушку или мини-стенгазету)

— Запишите время начала работы …

— Геологи.

Варианты ответов детей.

Слушают, рассматривают полезное ископаемое.

Один из участников группы заполняет бланк.

— В форме мини-стенгазеты

— Раскладушка

— Блокнот

Цель: Организовать усвоение детьми новых знаний через проектную деятельность

Личностные: умение организовыватьсвою деятельность в группе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  1. Проектирование (планирование) работы (открытие новых знаний)

— Переходим к проектированию.

— Полезное ископаемое, с которым вы будете работать, в каждой группе разное. Оно у вас лежит на парте. А план работы у нас будет один и тот же.

Слайд 6

— Посмотрите на слайд. Вы видите план работы вашей группы. Расположите этапы работы в правильном порядке.

— Начнем с определения …?

— Если свойства знаем, то теперь что будем делать?

— Добыли полезные ископаемые, теперь их …?

— А теперь нам нужно соотнести с чем?

— Как вы думаете, какой следующий этап плана?

Слайд 6, 7

  • Использование полезных ископаемых человеком.

  • Иллюстрации полезных ископаемых.

  • Свойства полезных ископаемых.

  • Загадки.

  • Способ добычи полезных ископаемых.

  • Интересные факты.

— Укажите в бланке этапы работы в правильном порядке.

3

4

1

6

2

5

Цель: Организовать усвоение детьми новых знаний через проектную деятельность

Личностные: умение организовыватьсвою деятельность в группе.

Регулятивные: умение планировать свои действия; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, формировать умение работать в группе.

  1. Поиск информации (открытие новых знаний)

— Где можно найти информацию?

(Учитель показывает источники информации названными детьми и делает выставку.)

— Распределим обязанности. Каждый пусть отвечает за один пункт плана. Выбирайте и впишите свою фамилию.

— На партах раздаточный материал, он содержит необходимую информацию. Удачи вам в работе.

В учебнике, в сети Интернет, в словаре, в энциклопедии, в справочниках.

Каждый участник пишет свою фамилию в бланке «Лист планирования и продвижения по заданию».

Берут раздаточный материал, смотрят и выбирают информацию о своем полезном ископаемом.

В графе «Отметка о выполнении» ставят плюс.

Цель: Организовать усвоение детьми новых знаний через проектную деятельность

Личностные: развитие познавательного интереса к проектной деятельности, готовность сотрудничать с одноклассниками при обсуждении.

Регулятивные: умение применять алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несу-щественных признаков; формировать умение работать с коллекционным и раздаточным материалом (учебный текст, научно-популярный текст, иллюстрации, коллекции).

  1. Изготовление продукта работы (открытие новых знаний)

(Учитель выдает группам блокнот, раскладушку или мини-стенгазету.)

Слайд 8

(Учитель дает заголовки тем для оформления и смотрит за работой.)

— Внимание, вам нужно подумать, как вы расположите отобранный вами материал в стенгазете, блокноте, на раскладушке. Это называется макет или верстка. Работайте дружно и аккуратно.

(Учитель смотрит за работой.)

Физкультминутка

Приклеивают тему.

Обсуждают, раскладывают, приклеивают.

Цель: Организовать усвоение детьми новых знаний через проектную деятельность

Личностные: развитие познаватель-ного интереса к проектной деятель-ности, готовность сотрудничать с одноклассниками и выполнять проект.

Регулятивные: высказывать своё предположение.

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде проекта.

Коммуникативные: формировать умения оценивать свой вклад в общий результат деятельности, работать в группе, высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

  1. Презентация работы участниками проекта (открытие новых знаний)

— Каждой группе надо подготовиться к защите проекта, пользуясь алгоритмом. На строчках впишите краткую информацию о вашем полезном ископаемом и подготовьтесь ее прочитать для участников других групп.

Алгоритм защиты проекта:

Наша группа работала над темой _______________.

Мы будем представлять проект в форме _________.

Участники нашей группы подбирали информации о полезном ископаемом ________________________ .

Мы узнали, что________________ имеет свойства

(название полезного ископаемого)

____________________________________________.

Его добывают ___________________ способом.

(Каким ?)

Это полезное ископаемое добывают для _________

____________________________________________.

(Для чего и зачем его добывают?)

Так же мы подобрали иллюстрации, загадки и интересные факты.

Полученные знания нам пригодятся ___________.

(Где?)

Наша группа работала ______________________.

(Как?)

— Какая группа желает сделать презентацию первой?

Участники группы читают алгоритм и вписывают краткую информацию о своем полезном ископаемом. Один ученик готовится к защите проекта.

Представитель от групп защищает проект по алгоритму.

Цель: Организовать усвоение детьми новых знаний через проектную деятельность

Личностные: развитие познавательного интереса к проектной деятельности, готовность сотрудничать с одноклассниками защищать проект

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу; формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения; готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении проектной работы: выбиратьформу участия, готовить устное сообщение по алгоритму.

  1. Заключительный этап

— А сейчас оцените работу своей группы и свой вклад в работу этой группы. Возьмите бланк «Лист самооценки», заполните его.

— Запишите время окончания работы … .

Оценивают результат своей группы и самого себя.

Цель: Организовать усвоение детьми новых знаний через проектную деятельность

Личностные: умение оценивать себя по критериям.

Познавательные: представлять информацию в виде проекта.

формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы.

Коммуникативные: формировать умение оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

  1. Закрепление изученного материала

— Какая тема урока?

— Над какой целью работали?

— Что значит бережно использовать полезные ископаемые?

Вывод. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении. Потому что подземным богатствам, невозможно восстановить.

— Посмотрите на слайд. На какие группы можно разделить эти полезные ископаемые:

Слайд 9

нефть, известняк, природный газ, песок, глина, каменный уголь, гранит, мрамор, железная руда?

Слайд 10

  1. По применению и использованию человеком.

Слайд 11

  1. По физическому состоянию.

Слайд 12

3) По способу добычи человеком.

— Полезные ископаемые.

— Углублять знания о полезных ископаемых, их свойствах, применении и бережном использовании.

— Это значит, не допускать потери при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

Рассматривают, думают.

— В строительстве: известняк, песок, глина, гранит, мрамор; для топлива: каменный уголь, нефть, природный газ; металлы – железная руда.

— Жидкие – нефть, газообразные – природный газ, твердые – все остальные.

— В шахте добывают каменный уголь и железную руду, при помощи буровой установки (скважина) – природный газ, нефть, остальные – в карьере.

Цель: совершенствовать навыки обучающихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

Личностные: учебно–познаватель-ный интерес к учебному материалу. Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Рефлексия

Слайд 13

— Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал(а) …»

Дети договаривают фразу предложенную учителем.

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

Личностные: действие смыслообра-зования, установление обучающимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

  1. Домашнее задание

— Откройте дневник и запишите домашнее задание: с. 47 – 48 пересказать.

Записывают домашнее задание в дневник.

  1. ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

  1. Андр