5b070600 геология и разведка полезных ископаемых
Қазақстан Республикасының Министерство
Білім және ғылым образования и науки
министрлігі Республики Казахстан
Д. Серікбаев атындағы ВКГТУ
ШҚМТУ им. Д. Серикбаева
УТВЕРЖДАЮ
декан ГМФ факультета
_____________.
___________________2014 г.
ПЕТРОГРАФИЯ
Силлабус
ПЕТРОГРАФИЯ
Силлабус
Специальность: 5B070600 — Геология и разведка МПИ
Форма обучения: заочная
Курс: 2 (1)
Семестр: 3 (1)
Кол-во кредитов: 3
Кол-во часов: 135
Лекции: 5
Практические занятия: 5 (-)
Лабораторные работы: 5 (10)
СРОП: 10 (15)
СРО: 105
Курсовой проект (работа): —
Экзамен: 2 (1)
Өскемен
Усть-Каменогорск
2014
Силлабус разработан на кафедре «Геологии и горного дела» на основании МУП для студентов специальности 5В070600 – Геология и разведка месторождений полезных ископаемых..
Обсуждено на заседании кафедры Геологии и горного дела
Зав. кафедрой .
Протокол №____ от ____________________г.
Одобрено учебно-методическим советом ГМФ
Председатель .
Протокол №____ от______________________г.
Разработал
преподаватель
Нормоконтролер .
СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ И КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Кафедра «Геологии и горного дела», факультет горно-металлургический (ауд.412 )
Преподаватель, ведущий занятия: , преподаватель.
Телефон рабочий: 540-919
Аудиторные часы и время для консультаций: по расписанию занятий и графику работы преподавателя.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Описание изучаемой дисциплины
Учебная дисциплина Петрография относится к числу фундаментальных геологических дисциплин, изучающих вещество Земли. Для студентов специальности 050706 глубокие и основательные знания петрологии являются обязательными.
1.2 Цели и задачи изучения дисциплины
Основное назначение дисциплины — обучение студентов теоретическим основам и методикам исследования петрологии, что необходимо каждому специалисту, имеющему дело с горными породами и рудами.
Направленность дисциплины заключается в получении теоретических знаний и выработке практических навыков элементарных петрологических исследований.
Целью дисциплины является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих (помимо прочего) теоретическими и практическими знаниями в области петрологии.
- привитие навыков самостоятельных петрологических и петрохимических исследований; получение возможности квалифицированно оценить различие разработки в области петрологии.
1.4 Пререквизиты
Для успешного усвоения курса необходимы знания по физике, химии, общей геологии, кристаллографии и минералогии
1.5 Постреквизиты
Курс «Петрография» должен предварять изучение таких геологических дисциплин как литология, геология полезных ископаемых, региональная геология, геотектоника и металлогения
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Тематический план
Наименование темы, ее содержание | Трудоемкость, ч. | Рекомендуемая литература |
1 | 2 | 3 |
Лекционные занятия | ||
Введение в дисциплину | 1 (1) | |
Модуль 1. Методика петрографических исследований: — устройство поляризационного микроскопа; | ||
-изучение минералов при одном николе; | ||
-изучение минералов в скрещенных николях | ||
Модуль 2. Магматические горные породы: -происхождение и вещественный состав магматических горных пород; | 1 (1) | |
-текстуры и структуры магматических горных пород; | ||
-типизация магматических горных пород; | 1 (1) | |
-характеристика типоморфных породных разностей | ||
Модуль 3. Метаморфические горные породы: – факторы и типы метаморфизма; | 1 (1) | |
— вещественный состав, текстуры и структуры метаморфических; | ||
— фации метаморфизма, фациальная типизация метаморфических пород; | 1 (1) | |
-характеристика типоморфных породных разностей | ||
Семинарские (практические) занятия | ||
1 Магматические горные породы: -происхождение и вещественный состав магматических горных пород; | ||
— текстуры и структуры магматических горных пород | ||
-типизация магматических горных пород; | ||
-характеристика типоморфных породных разностей | 2,5 (-) | |
2 Метаморфические горные породы: – факторы и типы метаморфизма; | ||
— вещественный состав, текстуры и структуры метаморфических; | ||
— фации метаморфизма, фациальная типизация метаморфических пород; | ||
-характеристика типоморфных породных разностей | 2,5 (-) | |
Лабораторные занятия | ||
1 Изучение устройства поляризационного микроскопа | 1 (1) | |
2 Изучение минералов при одном николе; | 1 (2) | |
3 Изучение минералов в скрещенных николях | 1 (2) | |
4 Определение размеров зерен | ||
5 Изучение микроструктур | 2 (2) | |
6 Микроскопические описания ультраосновных и основных магматических пород | ||
7 Микроскопические описания средних магматических пород | ||
8 Микроскопические описания кислых магматических пород | — (1) | |
9 Микроскопические описания метаморфических пород | — (2) | |
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя | ||
1 Типизация магматических горных пород | 2 (3) | |
2 Микроскопические описания ультраосновных и основных магматических пород | — (2) | |
3 Микроскопические описания средних магматических пород | 2 (2) | |
4 Микроскопические описания кислых магматических пород | 2 (2) | |
5 Типизация метаморфических пород | 2 (4) | |
6 Микроскопические описания метморфических пород | 2 (2) | |
Самостоятельная работа студента | ||
1 Происхождение и вещественный состав магматических горных пород | 10 (10) | |
2 Текстуры и структуры магматических горных пород | 19 (19) | |
3 Характеристика магматических пород | 19 (19) | |
4 Вещественный состав, текстуры и структуры метаморфических горных пород | 19 (19) | |
5 Фации метаморфизма, фациальная типизация метаморфических пород | 19 (19) | |
6 Типизация метаморфических пород | 19 (19) |
2.2 Задания для самостоятельной работы (СРС)
Тема | Цель и содержание задания | Рекомендуемая литература | Продолжительность выполнения | Форма контроля | Срок сдачи |
1 Происхождение и вещественный состав магматических горных пород | Закрепление материала. Работа с дополнитель ной литературой | [1-6] | Конспект | ||
2 Текстуры и структуры магматических горных пород | Знакомство с текстурными и структурными особенностя ми магматиче ских пород | [1-3, 5,6, 8,9] | Рисунки, описание | ||
3 Характеристика магматических пород | Изучить магма тические поро ды. | [1-3,5-9] | конспект | ||
4 Вещественный состав, текстуры и структуры метаморфических горных пород | Знакомство с текстурными и структурными особенностями метаморфичес ких пород | [1-2, 4,6, 8,9] | Рисунки, Описание | ||
5 Фации метаморфизма, фациальная типизация метаморфических пород | Изучить фа ции метамор физма | [1,2,4,6] | Схема, таблицы | ||
6 Типизация метаморфических пород | Изучить метаморфические породы. | [1,2,4,6] | Конспект |
2.3 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине*
Вид контроля | Академический период обучения, неделя | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Посещаемость | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Конспекты лекций | |||||||||||||||
Устный опрос | |||||||||||||||
Контрольная работа | 50 | ||||||||||||||
Тестовый опрос | 20 | ||||||||||||||
Реферат | |||||||||||||||
Рубежное тестирование | 30 | 30 | 30 |
3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. , Михина курс петрографии. — М.,Недра, 1972, 334 с.
2. ж., Гильберт (введение в изучение горных пород в шлифах). – М., Издательство иностранной литературы, 1957, 425 с.
3. Даминова магматических горных пород. М., Недра, 1967. 232 с.
Дополнительная литература
4. , , и др. Фации метаморфизма – М., Недра, 1970, 432 с.
5. Классификация и номенклатура магматических торных пород. — М. Недра 1981,157 с.
6. Кузнецов курс петрографии (магматических и метаморфических пород) М. Издательство Московского университета, 1970, 325 с.
7. Лодочников породообразующие минералы. — М., Недра, 1974. 248 с.
8. Оникиенко Исследования породообразующих минералов в прозрачных шлифах. – М., Недра, 1971, 127с.
9. пределение прозрачных минералов под микроскопом. — М. Недра 1965, 464 с.
4 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
4.1 Требования преподавателя
Требования преподавателя:
— посещение лекционных и практических занятий по расписанию является обязательным;
— присутствие студентов на занятиях проверяется в начале занятий. В случае опоздания студент должен бесшумно войти в аудиторию и включиться в работу, а в перерыве объяснить преподавателю причину опоздания;
— два опоздания на занятия приравниваются к одному пропуску занятия;
— оцениваемые в баллах работы следует сдавать в установленные сроки. За несвоевременную сдачу работ количество баллов снижается. Студенты, не сдавшие все задания, к экзамену не допускаются;
— повторное прохождение студентом рубежного контроля, в случае получения неудовлетворительной оценки, не допускается;
— студенты, получившие средний рейтинг Рср = (Р1 + Р2)/2 менее 50%, к экзамену не допускаются;
— в течение занятий мобильные телефоны должны быть отключены;
— студент обязан приходить на занятия в деловой одежде.
4.2 Критерии оценки
Оценка всех видов заданий осуществляется по 100-балльной системе.
Текущий контроль проводится на каждой неделе и включает контроль посещения лекций, практических занятий и выполнение самостоятельной работы.
Рубежный контроль знаний проводится на 7 и 15 неделях семестра в форме тестирования. Рейтинг складывается, исходя из следующих видов контроля*:
Аттестационный период | Вид контроля, удельный вес, % | |||||||
Посещаемость | Конспекты лекций | Устный опрос | Контрольная работа | Тестовый опрос | Реферат | Эссе | Рубежное тестирование | Всего |
Рейтинг 1 | 5 | 50 | 20 | — | 30 | 100 | ||
Рейтинг 2 | 5 | 50 | 20 | — | 30 | 100 |
Экзамен по дисциплине проходит во время экзаменационной сессии в устной форме.
Итоговая оценка знаний студента по дисциплине включает:
— 40% результата, полученного на экзамене;
— 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
, (1)
где Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно;
Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание, % | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95–100 | Отлично |
А– | 3,67 | 90–94 | |
В+ | 3,33 | 85–89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80–84 | |
В– | 2,67 | 75–79 | |
С+ | 2,33 | 70–74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65–69 | |
С– | 1,67 | 60–64 | |
D+ | 1,33 | 55–59 | |
D | 1,0 | 50–54 | |
F | 0–49 | Неудовлетворительно |
4.3 Материалы для итогового контроля
Итоговый контроль будет осуществляться в виде устного экзамена.
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К. И.САТПАЕВА
Институт геологии и нефтегазового дела имени К. Турысова
Кафедра гидрогеологии и инженерной геологии
«Утверждаю»
Директор института
_____________
_____________________2013 г.
ПРОГРАММА КУРСА (SYLLABUS)
По дисциплине «Инженерно-геологические исследования для различных сооружений»
Специальность 5В070600 «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых»
Форма обучения дневная
Всего кредитов 3
Курс 4
Семестр 7
Лекции часов 30
Лабораторные занятия часов 15
СРС часов 45
СРСП часов 45
Всего аудиторных часов 60
Всего внеаудиторных часов 75
Трудоемкость 135 часов
Экзамен устный семестр 7
Алматы 2013
Программу курса составил: Кожназаров Адак Досмагамбетович профессор.
Рассмотрена на заседании кафедры гидрогеологии и инженерной геологии
Протокол №____от___________2013г
Зав. кафедрой ___________ профессор
Одобрена методическим Советом института
«____»_______________2013г. Протокол №_____
Председатель, профессор ______________
Сведения о преподавателе:
Кожназаров Адак Досмагамбетович профессор кафедры гидрогеологии и инженерной геологии работает по специальности гидрогеология и инженерная геология на кафедре с 1965 года. Имеет научно-педагогический стаж 43 года. Читает лекции и ведет лабораторные занятия по ряду дисциплин, в том числе «Почвоведение», «Инженерная геодинамика», «Инженерно-геологические исследования», «Инженерная геология для МПИ» ведет занятия на русском и казахском языках.
Офис: кафедра Гидрогеологии и инженерной геологии
Адрес:
Телефон: 92-09-94
Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины
Формирование у студентов систематических знаний по решению комплекных задач под строительство различных видов сооружений.
1.
— стадии инженерно-геологических исследовании, природные причины инженерно-геологических оценок земли;
— способы получения инженерно-геологических информации;
— инженерно-геологические исследование при разведке горных пород и получения проб.
2. Научиться дать заключение по инженерно-геологическим исследованиям под различные сооружения.
— камеральные работы с полевыми материалами, анализ физико-технических свойств пород в массивах и др.
— построение инженерно-геологических разрезов, составление инженерно-геологических карт;
Система оценки знаний
По кредитной технологии обучения для всех курсов и по всем дисциплинам Казахского национального технического университета имени применяется рейтинговый контроль знаний студентов. Рейтинг каждой дисциплины, которая включена в рабочий учебный план специальности, оценивается по 100 % шкале.
Для каждой дисциплины устанавливаются следующие виды контроля; текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль ( таблица 1).
Таблица 1
Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
Вид итогового контроля | Виды контроля | Проценты |
Экзамен | Итоговый контроль | 100 |
Рубежный контроль | 100 | |
Текущий контроль | 100 |
Видами текущего контроля являются контрольные работы, рефераты, семестровые задания, коллоквиумы, выполнение практических заданий и др. к итоговому контролю относится защита курсовой работы.
Сроки сдачи результатов текущего контроля определяются календарным графиком учебного процесса по дисциплине (таблица 2). Количество текущих контролей определяется содержанием и ее объемом, которое указывается в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Таблица 2
Календарный график сдачи всех видов контроля
Недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Виды контроля | Л | СР | Л | СР | Л | СР | Л | РК | Л | СР | Л | СР | Л | Л | РК |
Недельн. к-во контроля | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Л-лабораторная работа, РК-рубежный контроль, СР-самостоятельная работа. |
Студент допускается к сдаче итогового контроля при наличие суммарного рейтингового балла≥50.
Итоговый контроль считается сданным в случае набора≥50.
Итоговая оценка по дисциплине определяется по таблице 3.
Оценка знаний студентов
Таблица 3
Оценка | Буквенный эквивалент | В процентах % | В баллах |
Отлично | А | 95-100 | 4 |
A- | 90-94 | 3,67 | |
Хорошо | B+ | 85-89 | 3,33 |
B | 80-84 | 3,0 | |
B- | 75-79 | 2,67 | |
Удовлетворительно | C+ | 70-74 | 2,33 |
C | 65-69 | 2,0 | |
C- | 60-64 | 1,67 | |
D+ | 55-5 | 1,33 | |
D | 50-54 | 1,0 | |
Неудовлетворительно | F | 0-50 |
3 Содержание дисциплины
Распределение часов по видам занятий
Таблица 4
Наименование темы | Количество академических часов | |||
Лекции | Лаборатор. | СРСП | СРС | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Инженерно-геологические исследование при промышленном и гражданском строительстве | 2 | 4 | 4 | |
2.Инженерно-геологические исследование для строительства автомобильных и железных дорог | 2 | 3 | 4 | 4 |
3.Инженерно-геологические исследование для строительства трубопроводов | 2 | 4 | 4 | |
4.Инженерно-геологические исследование для строительства линии электропередач | 2 | 4 | 4 | 4 |
5.Инженерно-геологические исследование для строительства аэродромов | 2 | 4 | 4 | 4 |
6.Инженерно-геологические исследование при проектирование подземных сооружений | 2 | 4 | 4 | 4 |
7.Инженерно-геологические исследование для гидротехнического сооружения | 2 | 4 | 4 | |
8.Инженерно-геологические исследование для целей мелиорации | 1 | 2 | 2 | |
9.Инженерно-геологические исследование под мостовые переходы | 2 | 1 | 3 | 3 |
10.Инженерно-геологические исследование под строительства каналов | 2 | 1 | 3 | 3 |
11.Инженерно-геологические исследование по проектированию подземных хранилищ, для нефтепродуктов | 2 | 1 | 3 | 3 |
Итого | 30 | 15 | 45 | 45 |
Наименование и содержание лекций
Лекция 1. Инженерно-геологические исследования для промышленных и гражданских строительств. Инженерно-геологические съемки, бурение, горно-металлургическое копание и геофизические работы, полевая практика, гидрогеологические лабораторные работы. Сейсмические, карстовые, инженерно-геологические исследование районов оползней.
Лекция 2. Инженерно-геологические исследования для строительства автомобильных и железных дорог. Инженерно-геологические съемки. Бурение, горно-металлургические копание и полевые, практические, гидрогеологические, лабораторные работы.
Лекция 3. Инженерно-геологические исследование для строительства трубопроводов. Инженерно-геологические съемки, бурение, горно-металлургические копание и полевые, практические, гидрогеологические, лабораторные работы.
Лекция 4. Инженерно-геологические исследование для строительства линии электропередач. Инженерно-геологические съемки, бурение, горно-металлургические копание и полевые, практические, гидрогеологические, лабораторные работы.
Лекция 5. Инженерно-геологические исследование для строительства аэродромов. Инженерно-геологические съемки, бурение, горно-металлургические копание и полевые, практические, гидрогеологические, лабораторные работы.
Лекция 6. Инженерно-геологические исследование при проектирование подземных сооружений.
Лекция 7. Инженерно-геологические исследование для гидротехнического сооружения.
Лекция 8. Инженерно-геологические исследование для целей мелиорации.
Лекция 9. Инженерно-геологические исследование под мостовые переходы.
Лекция 10. Инженерно-геологические исследование под строительства каналов.
Лекция 11. Инженерно-геологические исследование по проектированию подземных хранилищ, для нефтепродуктов.
3.2. Содержание лабораторных занятий.
Составление инженерно-геологического разреза. Рассчитать коэффициент фильтрации по откачкам Рассчитать удельное водопоглащение по данным нагнетаний в скважину Оценить гидрогеологическую обстановку по данным Охарактеризовать инженерно-геологические условия и дать краткое заключение. Сформировать задачи дальнейших инженерно-геологических исследований на участке исследований Оценка и расчет оползней.
3.3. Содержание СРСП.
Общие закономерности и общая классификация ЭГП. Характер и процессы выветривания. Эрозионные процессы Исследование оползневых процессов Типы селевых потоков Гидродинамические и другие закономерности развития карста Меры борьбы с карстом Оценка характера и степени трещиноватости Генетические типы трещиноватости Оценка силы землетрясений Силы техногенных факторов Горно-геологические процессы Оценка величины горного давления Процессы переработки берегов водохранилищ Формирование берегов рек и озер
3.4. Содержание СРС.
Структура инженерной геологии Фундаментальные свойства литосферы Геосистемы и ее свойства Классификация экзогенных геологических процессов Инженерно-геологический прогноз Типы моделей прогнозов и их примечание Строение и мощность естественных кор выветривания Суффозия и внутрипластовые размывы Эрозионные процессы (овражная эрозия) Противооползневые процессы Казахстанские противоселевые мероприятия Прогноз переработки берегов энергетичесим методом Сейсмические явления Оценка величины горного давления Оползневые процессы
3.5. График проведения занятий
№ п/п | Дата | Время | Наименование тем |
1 | Инженерно-геологические исследование при промышленном и гражданском строительстве | ||
2 | Инженерно-геологические исследование для строительства автомобильных и железных дорог | ||
3 | Инженерно-геологические исследование для строительства трубопроводов | ||
4 | Инженерно-геологические исследование для строительства линии электропередач | ||
5 | Инженерно-геологические исследование для строительства аэродромов | ||
6 | Инженерно-геологические исследование при проектирование подземных сооружений | ||
7 | Инженерно-геологические исследование для гидротехнического сооружения | ||
8 | Инженерно-геологические исследование для целей мелиорации | ||
9 | Инженерно-геологические исследование под мостовые переходы | ||
10 | Инженерно-геологические исследование под строительства каналов | ||
11 | Инженерно-геологические исследование по проектированию подземных хранилищ, для нефтепродуктов | ||
1 | Лабораторные занятия По механизму возникновение оползневых процессов и причины инженерно-геологических условий | ||
2 | По механизму возникновение оползневых процессов и причины инженерно-геологических условий | ||
3 | Процессы переработки берегов водохранилищ. Золотарев | ||
4 | Процессы переработки берегов водохранилищ. Золотарев | ||
5 | Оценка трещиноватости горных пород. Рац | ||
6 | Оценка трещиноватости горных пород. Рац |
Список литературы
Основная литература
Инженерная геология. А. Астана. 2005 Специальная методика инженерно-геологических исследований , -Полевые методы инженерно-геологических исследований-М. :Недра, 1967гю -Специальная инженерная геология-Л. :Недра, 1977г. Справочник по инженерной геологии. , 2010г.
Содержание
Цель и задачи дисциплины 3 Система оценки знаний 3 Содержание дисциплины 4 Содержание лекций 6 Содержание лабораторных занятий 7 Содержание СРС 7 Содержание СРСП 7 График проведения занятий 8
4. Список литературы 8
Источник