6 класс география теме урока полезные ископаемые
2) Целепологание
3) Индивидуальная работа с текстом учебника
4) Отработка понятия «использование полезных ископаемых в повседневной жизни и хозяйственной деятельности»
5) Защита исследовательско-поискового проекта «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске», сделанного ребятами по опережающему заданию.
6) Групповая работа с текстом учебника
V. Первичное закрепление материала.
а) Практическая работа по классификации полезных ископаемых по использованию и выбора образцов из коллекций.
б) Совместное составление схемы «Классификация полезных ископаемых по использованию»
VI. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»
VII. Проверка усвоения материала.
VIII Рефлексия
Человек использует полезные ископаемые, значит, они приносят пользу. Многие горные породы человек выкапывает из земли, поэтому они называются «Полезными ископаемыми».
1 Знаю | 2 Хочу знать | 3 Узнал (а) |
Заполните на «Индивидуальном листе» таблицу «О полезных ископаемых я…» (1 и 2столбик)
См. приложение
Заслушать 1-2 ответа.
Уточните свое понятие «полезные ископаемые» и выполните задание №1 с листа «Задания для группы». Заслушивается 1 ответ.
Каждая группа: 1) «получает» карточку — одну профессию, работает с толковым словарем и узнает значение слова. ( Карточки-профессии: энергетики, металлурги, химики, строители, ювелиры, гончары ; вытягивают карточку на группу).
2) находит предметы в кабинете, сделанные людьми их профессии.
3 каждой группой выполняется задание №2 «Наша профессия» (см. приложение)
Заслуживается кратко каждая группа.
Устанавливаются причинно — следственные связи между наблюдением материала из которого сделаны предметы, его свойствами и толкованием в словаре значения данной профессии.
Учитель: Ребята, вы искали предметы в классе, а двое наших учеников заглянули за окно. Они, получив задание, прогулялись с фотоаппаратом по Всеволожску и сейчас расскажут о своем исследовании. На непонятные вопросы они нашли ответы в интернете.
Защита проекта – демонстрация презентации «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».
— Вам понравилась работа одноклассников? Оцените работу «смайликом», имеющимся у вас.
Посмотрев их работу, вы должны выполнить на Индивидуальном листе задание к проекту «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Зная, что делают люди каждой профессии, видя результаты их труда, используя текст учебника, сделайте вывод: с какой группой полезных ископаемых чаще работают ваши специалисты. Выполняем ввей группой задание №3 «Читаем внимательно». (см. приложение)
Учитель проводит опрос групп. Каждая группа выбирает лист с названием их вида полезных ископаемых.
Учитель: А сейчас выполним практическую работу с образцами полезных ископаемых, которые у вас на столах. Читайте инструкция №4 на листе Задание для группы.
Ребята выполняют задание. Например: на лист с названием группы «ТОПЛИВНЫЕ» выкладывают образцы и подписывают их.
Верхнюю часть листа с названием группы полезных ископаемых отсоедините и разместите в нужной части схемы «Полезные ископаемые» на магнитной доске.
Каждая группа рассказывает о своей работе.
Ученики по наводящим вопросам учителя делают вывод, что они классифицировали полезные ископаемые по использованию.
Два ученика сделали самостоятельно проект по опережающему заданию.
Перед просмотром проекта классу ставится вопрос: «А металлурги, энергетики и люди других специальностей сами ищут в земной коре нужные им полезные ископаемые?»
После просмотра презентации каждый ученик заполняет в Индивидуальном листе табличку «Интересная профессия».
Презентация классом оценивается с помощью «смайликов».
В печатной рабочей тетради выполните задание на странице 39 и сдайте тетрадь на проверку. (См. «Рабочую тетрадь по географии для 6класса» к учебнику «География», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.,М. «Русское слово»,2014г.)
Мне сегодня понравилась ваша работа, а свое мнение об уроке напишите в Индивидуальном листе словами «да» или «нет», ответив на последние вопросы «Мое мнение об уроке»
Домашнее задание: параграф 11; письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»; устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?
— Познавательные УУД:
— строить логические рассуждения..
Личностные УУД:
-понимать смысл своей деятельности,
-ставить перед собой учебную цель
Личностные:
-четко формулировать определение термина
Познавательные УУД
Выделять в окружающей среде объекты, изучающие на уроке
Коммуникативные УУД
-работать в группе
Регулятивные УУД
-развитие логического мышления
Познавательные УУД
-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.
Развиваются навыки самостоятельной проектной деятельности.
Отрабатывается понимание вариативного использования полезных ископаемых.
Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.
Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.
Познавательные УУД
-обобщать тематическую информацию;
-учиться графически отображать научную информацию.
Личностные УУД
— расширять кругозор в вопросах профориентации;
-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.
Источник
Урок – поиск. Тема :Полезные ископаемые
Место урока: 6 класс, третий урок в теме «Литосфера».
Цель урока: Формирование представлений о полезных ископаемых их использование и принципах размещения.
Тип урока:Комбинированный: практическая работа, построенная на технологии критического мышления с использованием поискового метода.
Учитель: Пикалова Е.В.
Оборудование:
1. Настенные карты: Физическая Евразия, контурная полушарий;
2. Компьютер с мультимедийным проектором;
3. Видеопрезентации, подготовленные ребятами: «Полезные ископаемые вокруг нас», «Профессия геолог»; 4. Коллекция полезных ископаемых с раздаточным материалом;
5. Учебник «География 6 класс» Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский с печатной рабочей тетрадью;
6. Карточки индивидуальных групповых заданий;
Планируемые результаты.
Предметные:
1. Давать определение терминов, понятий по тематике урока;
2. Классифицировать полезные ископаемые;
3. Приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной и хозяйственной деятельности человека;
4. Уметь видеть в окружающей среде результаты труда других людей, с использованием природных ресурсов.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1. Находить достоверные сведения в источниках географической информации;
2. Анализировать и обобщать тематическую информацию;
3. Осуществлять поиск информации для решения учебных задач по теме урока.
1. Коммуникативные УУД:
1) Организовывать работу в паре и группе;
2) Активно участвовать в групповой практической работе, излагать свое мнение, прислушиваясь к мнению одноклассников .
2. Личностные УУД:
1) Аргументировано оценивать свою работу и работу одноклассников;
2) Уметь исправлять ошибки;
3. Регулятивные УУД:
1)Определять самостоятельно цель и тему урока;
2) Выдвигать гипотезы предположения;
3) Устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные результаты:
1)Осознание целостности мира;
2)Понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразие и вариативность использования;
3)Формирование познавательного интереса к профессии геолог.
ХОД УРОКА
I.Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением — отразите его, подняв «Смайлик — настроения».
Подготовка класса к работе. Поднимают смайлики(желтый-хорошее настроение, синий- грустное, зеленый-безразличное)
II. Фронтальный опрос-повторение с целью «погружения» в тему урока.
Я рада , что вы с хорошим настроением приступаете к уроку. Давайте с этим же настроением ответим на вопросы по домашнему заданию
Вопросы учителя:
— какую оболочку Земли мы изучаем?
— каково строение литосферы?
— сколько вам известно горных пород и минералов? Какие вам известны горные породы и минералы ?
-на какие группы делятся горные породы и минералы?
-можно ли на равнинной территории найти горные породы, почему ?
—Предметные: развитие логического мышления и памяти.
—Коммуникативные УУД:
ясно формулировать ответы на вопросы.
III. Изучение нового материала.
1)Определение новой темы
— Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы человеку в его хозяйственной деятельности?
— Предположите, как могут называться минералы и горные породы, полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные)-записать на доске это слово
— как люди их добывают? (выкапывают)записать на доске
— Попробуйте сформулировать тему нового урока . Запишите ее в маршрутном листе.
Регулятивные УУД:
— самостоятельно формулировать тему урока
— Познавательные УУД:
— строить логические рассуждения..
2) Целепологание
Как вы понимаете словосочетание «полезные ископаемые?»
Что вы знаете о них?
Заполните в «Маршрутном листе урока» таблицу
«О полезных ископаемых я…» (1 столбик)
1
я Знаю
2
Хочу знать
3
Узнал (а)
Заслушать 1-2 ответа.
Как вы считаете ваших знаний достаточно для компетентного разговора о полезных ископаемых ?
Давайте сформулируем цель урока, какие задачи нам надо решить для достижения данной цели ?
Со многими ответами я согласна… Итак, …
Заслушать ответы и СКАЗАТЬ цель самой ПРАВИЛЬНО
Личностные УУД:
-понимать смысл своей деятельности,
-ставить перед собой учебную цель
3) индивидуальная работа с текстом учебника.
Составление кластера «Виды П.И.»
Учитель:На пути к цели урока предлагаю выполнить практическую работу с названиями полезных ископаемых, которые лежат у вас на столах.(карточки с названиями П.И.)
По какому принципу вы можете провести классификацию –разделить — П.И.?
(если сразу не догадаются, предложить разделить П.И., на группы. Если предложат поделить по способу происхождения, обратить внимание на то, что этот принцип мы использовали на прошлом уроке. Подвести детей к тому, что уголь и торф горят, их можно использовать в качестве топлива, а другие П.И. – нет. Значит, можно классифицировать П.И. по особенностям использования. Полезные ископаемые которые горят и выделяют энергию в виде тепла и света человек с давних пор использует в качестве топлива. Подумайте как может называться этот вид П.И.? Если в состав горной породы входят металлы, то ее называют рудой. Предположите, как может называться следующий вид П.И.(рудные)
Коммуникативные УУД
-работать в группе
Регулятивные УУД
-развитие логического мышления
Познавательные УУД
-Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.
-Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.
IV. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»
Кто знает, как называется крупное скопление полезных ископаемых в земной коре? (месторождение, бассейн)
-каким способом добывают топливные полезные ископаемые (буровая установка, карьерный способ, шахтная добыча угля)-дописать в схеме на доске, как добываются рудные полезные ископаемые (карьер-тимберлитовые трубки при добыче алмазов изумрудов, шахты –на слайде показать)
— Ребята, а как люди узнают, в каком именно месте находятся месторождения П.И.?
_ Люди какой профессии занимаются поиском П.И.?
Таня самостоятельно приготовила небольшое сообщение о людях этой профессии, послушайте, может быть среди вас учится будущий специалист геолог
(заслушивают доклад о геологах)
Выполнение физминутки
Личностные УУД
— расширять кругозор в вопросах профориентации;
-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.
V. Путешествие по карте.
Знакомство с условными знаками.
Обратить внимание на форзац атласа, где находится легенда к картам.
Показывая пунсоны П.И., попросить определить учащихся, что они обозначают.
Повторно предложить открыть физическую карту РФ и показать месторождения нефти, газа, железа и т.д.
— Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа?
-Сделайте вывод – богата ли Россия полезными ископаемыми?
— А нашей малой родине – Ставропольскому краю — есть чем похвалиться в этом отношении? Сначала спросить детей
-Добыча каких полезных ископаемых происходит в Благодарненском районе ? (назвать и полказать фото карьеров Спасского,Бурлацкого,Благодарненского-песчаного и каменного)
(сообщения учащихся о П.И. Ставропольского края)
А теперь я предлагаю поработать в парах и из предложенного перечня полезных ископаемых выбрать те (подчеркнуть) которые используются при (листы одни и те же с набором из 20-25 полезных ископаемых)
Название группы указаны на листке
— строительстве зданий и сооружений
— в машиностроении и металлургии
— в производстве ювелирных украшений
— в снабжении теплом и энергией людей страны
Познавательные УУД
-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.
VI. Проверка усвоения материала.
Ну чтож ребята урок подходит к своему логичному завершению.
Давайте устно заполним последний столбец таблицы урока- я узнал… Как вы думаете задачи поставленные в начале урока выполнены вами ?
Я предлагаю выполнить тестовую работу на оценку(не более 5 вопросов).
Обмен листами, сверка с оригиналом.
Выставление оценок.
VII. Рефлексия
Мне сегодня понравилась ваша работа, дополнительно я хочу отметить работу САШИ МАШИ , какое настроение у вас к концу урока? подняв «Смайлик — настроения».
Домашнее задание: параграф 11; письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»; устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?
Поднимают смайлики( желтый-хорошее настроение, синий- грустное, зеленый-безразличное)
Источник
Автор: Бандеровская Е.Б.
Предмет: география.
Класс: 6
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
Предметные: 1.Познакомить с классификацией полезных ископаемых;
2. Познакомить со способами добычи полезных ископаемых;
3. Познакомить с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых в России
4. продолжить формировать экологическую культуру
Метапредметные: 1. ставить учебную задачу под руководством учителя;
2. планировать свою деятельность под руководством учителя;
3. выявлять причинно-следственные связи;
4. определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Личностные: 1. осознавать целостность мира;
2. понимать значение полезных ископаемых в жизни человека;
3. продолжить формировать экологическую культуру.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, мультимедийное оборудование, образцы поделочных камней, добываемых на Южном Урале, УМК учащихся, физическая карта РФ.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Организационно-мотивационный этап
1. Орг.момент
Приветствует учащихся
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
и друг другу улыбнулись.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
2. Актуализация знаний
Ребята, послушайте стихотворение Татьяны Сарышевой и попытайтесь определить о ком оно.
Распахнуты скалы, дорога открыта,
Простят ему выдумку, бегство, исканья,
А ей — по зеленой траве малахита
Бродить, улыбаясь: она ведь из камня.
Что с каменной станется! Душно и мелко
Ревнивое чувство. Теперь оно глуше.
Припала к стволу ошалевшая белка,
Трусливые зайцы расправили уши.
Хозяйка идет. И нее том ее сила,
Что стоит ей только кивнуть головою —
И дерево вдруг упадет вековое,
А в том, что Данилу домой отпустила.
Распахнуты скалы, дорога открыта,
Простят ему выдумку, бегство, исканья,
А ей — по зеленой траве малахита
Бродить, улыбаясь: она ведь из камня.
— О ком стихотворение?
— Кто автор сказов о Хозяйке Медной горы?
— Почему главную героиню народ прозвал Хозяйкой?
— Хозяйка Медной горы бережно хранила подземные богатства и открывала людям свои тайны очень редко. Давайте посмотрим, что в ларце у Хозяйки. Ваша задача – достать из ларца образец горной породы, назвать его и определить его вид по способу происхождения.
слушают стихотворение, устанавливают межпредметную связь с литературой
отвечают на вопросы, делают умозаключение.
Определяют название и вид горной породы по образцу, вынутому из ларца.
3. Формулировка темы и целей урока.
— Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы, которые вы доставали из ларца, человеку в его хозяйственной деятельности?
— Предположите, как могут называться минералы и горные породы, полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные ископаемые)
— Сформулируйте тему урока. Запишите ее в тетрадь.
— Попытайтесь определить цель урока. (провести классификацию П.И., узнать каким образом и где добывают П.И.)
высказывают свое мнение, формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь.
формулируют цель урока
II Процессуально-содержательный этап
1 Первичное усвоение новых знаний
а) составление кластера «Виды П.И.»
По какому принципу мы можем провести классификацию П.И.?
(если сразу не догадаются, предложить разделить П.И., вынутые из ларца Хозяйки, на группы. Если предложат поделить по способу происхождения, обратить внимание на то, что этот принцип мы использовали на прошлом уроке. Подвести детей к тому, что уголь и торф горят, их можно использовать в качестве топлива, а другие П.И. – нет. Значит, можно классифицировать П.И. по особенностям использования. Полезные ископаемые которые горят человек с давних пор использует в качестве топлива. Подумайте как может называться этот вид П.И.? Если в состав горной породы входят металлы, то ее называют рудой. Предположите, как может называться следующий вид П.И.
С третьим видом П.И.познакомтесь самостоятельно, используя текст учебника на стр 68)
Кто знает, как называется крупное скопление полезных ископаемых в земной коре? (месторождение)
— Ребята, а как люди узнают, в каком именно месте находятся месторождения П.И.?
_ Люди какой профессии занимаются поиском П.И.?
-Эта профессия трудна, порой опасна, но очень романтична. Наверное, поэтому среди геологов так много писателей и поэтов.
Бьют по лицу пружинящие ветки,
Упругий стланник мнется под ногами –
Ребята из геологоразведки
Вымеривают землю сапогами… Написал геолог Феликс Красновский. Давайте и мы немного попутешествуем, только не по тайге, а по карте. Ну, а перед путешествием надо немного отдохнуть и набраться сил.
определяют существенные признаки П.И., по которым их можно классифицировать.
При помощи учителя составляют кластер «Виды П.И.»(первые 2 вида)
Рассматривают образцы рудных и топливных П.И.
Работают с текстом учебника, завершая составление кластера.
высказывают предположения
б) физминутка
выполняют физминутку
в) знакомство с условными знаками
г)практическая работа по карте
д) выявление взаимосвязи между формами рельефа и видом П.И.
е) доклад о П.И. Южного Урала.
ж) беседа по экологии
Итак, все отдохнули, можно отправляться в путь.
Предложить открыть физическую карту РФ и показать месторождения нефти.
Обратить внимание на форзац атласа, где находится легенда к картам.
Показывая пунсоны П.И., попросить определить учащихся, что они обозначают.
Повторно предложить открыть физическую карту РФ и показать месторождения нефти.
Назвать месторождения, которые покажут учащиеся. Для рудных П.И.провести аналогичную работу.
— Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа?
Сделайте вывод – богата ли Россия полезными ископаемыми?
— А нашей малой родине – Республике Башкортостан- есть чем похвалиться в этом отношении?
подводит учащихся к мысли о рациональном использовании П.И.
рассматривают карту и приходят к выводу, что не могут выполнить задание, т.к. не знают условных знаков.
работают с форзацем атласа, называют П.И., пунсон которых показывает учитель.
работа по карте
формулирование закономерности
знакомятся с коллекцией поделочных камней
высказывают свои суждения о бережном природопользовании
III Рефлексивно-оценочный этап
1. соотнесение результатов деятельности с целями урока
2. проверка адекватности самооценки учащегося
3. дом.задание
организация самооценки учащихся
учитель предлагает решить тест, затем провести взаимопроверку работ
Выставление оценки за тест тем учащимся, кто удовлетворен уровнем своих знаний.
дополнить кластер примерами П.И.используя текст параграфа
аргументировано ответить на проблемный вопрос параграфа
выполнить эксперимент по растворимости П.И.в воде
(первое задание выполняется обязательно, остальные – по желанию)
соотносят результаты своей деятельности с целями урока, дают оценку своей учебной деятельности.
решают тест, проверяют работу соседа по парте, анализируют свои ошибки, получают достоверную информацию о достижении результата обучения, делают вывод.
записывают дом.задание
Источник