Актерское мастерство чем полезно для подростков
Сейчас у театра не самый золотой период. Молодежная аудитория, в том числе подростки, не стремятся заниматься театром и актерским мастерством. Есть реп, блогерство, IT. Даже «современным» театром занимаются жалкие единицы и он редко интересен подросткам. Но подросткам нужно заниматься театром! Просто необходимо заниматься театром и актерским мастерством! Даже если они не собираются становиться театральными и кино актерами в будущем! Почему так категорично? Да потому что в актерском мастерстве есть огромное количество ключиков для решения присущих для этой возрастной группы проблем. И актерское мастерство — отличный комплекс для развития навыков, которые пригодятся во взрослой жизни. Я насчитала 10 пунктов и расскажу вам о них:
После спектакля «Дегустаторши» по роману Розеллы Посторино. Подростковая группа 13+. Театральная студия Джем. Москва. Режиссер: Мария Подковырова.
1. Уверенность в себе. Актерское мастерство один из мощнейших инструментов по развитию уверенности в себе. Для неуверенных в себе подростков это очень актуально. Даже для взрослого человека бывает пыткой сказать слово на совещании, сказать тост на празднике перед десятками неизвестных гостей или выйти на сцену презентовать продукт. Даже если снимаешь себя для блога в комнате на камеру и показываешь миллионной аудитории — это зона комфорта. А в живом формате — бэ, мэ и потные ладошки. Все это из-за страха и неуверенности в себе. Занятия актерским же погружают человека в самое пекло. Ты на сцене, десятки глаз, длинный текст и последовательность действий. Сначала все идет тяжело, но со временем человек, занимающийся актерским мастерством, проживает свой страх и неуверенность, уже после 10 репетиции забываешь про страх и получаешь удовольствие от происходящих на сцене событий, импровизируешь. А уже после 10ого спектакля чувствуешь себя на сцене как волк в ночном лесу. Актерское мастерство — отличная возможность выйти из зоны комфорта и погрузиться в зону временного дискомфорта для поднятия уровня уверенности в себе. Нужно помнить, что многие взрослые выбрали иной путь, у них не было возможности записаться в актерскую студию и они до сих пор потеют, бэкают и мэкают.
Спектакль «Дегустаторши» по роману Розеллы Посторино. Подростковая группа 13+. Театральная студия Джем. Москва. Режиссер: Мария Подковырова.
2. Опыт на сцене — как преимущество. Этот пункт вытекает из предыдущего, но тут акцент не на уверенности в себе, а на продуктивном позитивном нахождении в центре внимания. Под негативным нахождением я понимаю, например, ситуации, когда ребенка перед всем классов отчитывает злобная учительница. Сцена же дает позитивное нахождение. Не случайно с древних времен сцена считалась сакральным местом, местом силы, местом, где на тебя обращено внимание всего мира. Раньше сцену воспринимали вообще, как храм. Когда ты играешь роль- все смотрят на тебя, и если ты делаешь это хорошо, если ты делаешь это правильно, то ты управляешь вниманием и эмоциями зрителей. Уметь управлять вниманием и эмоциями людей — отличное качество, отличная сверхспособность. Этот навык дает преимущество в процессе коммуникации с людьми и уникальный опыт. Плюс, опыт на сцене доставляет удовольствие и вызывает большое привыкание, если его часто практиковать.
3. Продуктивное направление энергии. Когда ты находишься в подростковом возрасте, то гормоны пылают внутри и часто выход энергии изливается на какие-либо конфликты, ссоры, недовольства и разрушение. Когда ты занимаешься актерским мастерством, то направляешь свою бурю энергии в продуктивное русло, созидая новую личность своего персонажа, созидая настоящий взрослый профессиональный спектакль и отдаешь энергию зрителям. Отдача энергии зрителям также становится очень приятным процессом и тоже вызывает огромное привыкание.
Занятия по актерскому мастерству. Подростковая группа 13+. Театральная студия Джем. Москва. Режиссер: Мария Подковырова.
4. Актерское мастерство — лучший способ развития ораторского мастерства. В комплекс актерского мастерства входят и работа с дыханием, и с голосом, и с речью, и с артикуляцией. А главное преимущество — изучение самой психологии голоса, его влияния, через проживание на сцене различных ситуаций и персонажей. Чтобы стать лидером — нужно стать хорошим оратором. Если ты играешь на сцене, то твоя речь всегда будет ярче в кругу тех, кто на ней никогда не играл. А это большая часть людей вокруг.
5. Развитие харизмы. Актерское мастерство раскрепощает тело. Актерское мастерство снимает зажимы. С телом без зажимов человек чувствует себя расслабленно в любом обществе и обстановке. Расслабленного человека по другому воспринимают люди вокруг, видят в нем уверенность, стержень, харизму. Плюс, если ты занимаешься актерским мастерством, то сразу же вызываешь интерес сверстников. Ведь на уровне подросткового театра уже ведется работа над очень серьезным материалом и постановками, на актуальные современные темы. Часто это современные пьесы. И это вызывает к тебе интерес. Все это, расслабленность, повышенное внимание к собственной персоне, повышает уровень харизмы на огромное количество процентов.
Спектакль «Дегустаторши» по роману Розеллы Посторино. Подростковая группа 13+. Театральная студия Джем. Москва. Режиссер: Мария Подковырова.
6. Изучение истории и литературы. Иногда мне кажется, что вражеские разведки и иностранные спецслужбы специально готовят и засылают в школы злобных бабушек, которые отбивают у детей и подростков желание читать книги ( и брать их в руки вообще )и что-либо изучать. В том числе историю. И наши Марьи Ивановны с 50 летним трудовым стажем, «на 5 знает только учительница» и «на 8 марта дарите мне пепельно-лиловые хризантемы , французский горький шоколад и у меня сломался миксер» на самом деле по вечерам берут секретный телефон, спрятанный в стене, и на родном английском передают секретные сообщения «Задание выполнила! Пять двоек поставила! Вовочке желание читать «Войну и мир» отбила, теперь он точно станет алкоголиком и грузчиком». К счастью, театр — это отличная альтернатива таким «вражеским» урокам в школе. Через театр можно отлично изучать и историю, и литературу. Мой самый свежий опыт — спектакль «Дегустаторши» по произведению Розеллы Посторино. Кто бы мог подумать, что современных девочек-подростков искренне заинтересует тема Второй мировой, в период, когда их пытаются атаковать с одной стороны плохими отечественными сериалами и «блокбастерами», которые «нельзя критиковать, потому что такая тема», а с другой, что «это все отстой и пропаганда». Но театр помог реально погрузиться в атмосферу той эпохи, примерить на себя жизнь и путь жертв той войны и театр сделал это все интересным. И эти места, реальные события, исторические обстоятельства, даты, судьбы людей, атмосфера, навсегда останутся в актрисах, намного глубже, как если бы они просто прочитали книгу или посмотрели фильм или спектакль со стороны. Театр- это очень мощный инструмент познания мира.
Спектакль «Дегустаторши» по роману Розеллы Посторино. Подростковая группа 13+. Театральная студия Джем. Москва. Режиссер: Мария Подковырова.
7. Связь с родителями. Театральная студия очень помогает наладить связь с родителями, что бывает очень тяжело в подростковом возрасте. Ведь занятие в театральной студии предполагает быстрое достижение уже какого-то готового результата, например, готовый полноценный спектакль в конце месяца или полугодия. А спектакль — это всегда цветы актеру от родителей, совместные фото и празднование премьеры. Спектакль — настоящий семейный праздник. Но это не самое классное. А самое классное то, что родители видят на сцене ребенка с другой стороны. Они видят ответственного, взрослого человека, а не ребенка. Взрослого, который взял, преодолел волнение, преодолел страх, выучил текст, подготовился, да еще и доставил массу эмоций. А подросток видит в родителях людей, которые поддерживают его, волнуются за него и с огромным интересом смотрят на то, как он управляет эмоциями аудитории. Если вы хотите наладить связь со своим ребенком-подростком, предложите ему записаться в театральную студию.
8. Перспективная профессия. В нашей стране актерская профессия не считается перспективной. Поэтому родители чаще всего не хотят, чтобы ребенок связывал с этим будущее и отдают его на английский, математику и спорт. Но те навыки, которые дает актерское мастерство и театральны опыт, могут обеспечить ребенку и подростку в будущем перспективную профессию. Просто нужно объяснять ему, что ораторские навыки, уверенность в себе, харизму, умение управлять аудиторией и сценический опыт можно использовать не только между кастингами, а и на университетских конференциях по экономическим вопросам и на совещаниях IT разработчиков, и на депутатской трибуне и в момент создания команды и собственного бизнеса. Я за гибкость в использовании актерского мастерства и театрального опыта. Я против того, чтобы эта сфера и дети и подростки, которые им занимаются, шли только поступать в театральные и ходили по кастингам. Это достойный, сложный путь, но сама область актерского мастерства применима далеко не только в двух направлениях, театре и кино. Многим начальникам не помешало бы заниматься актерским мастерством.
Спектакль «Дегустаторши» по роману Розеллы Посторино. Подростковая группа 13+. Театральная студия Джем. Москва. Режиссер: Мария Подковырова.
9. Подросток, который начинает заниматься актерским мастерством, начинает интересоваться театром. А если человеку нравится ходить в театр, то он будет ходить в него всю жизнь. Он не разочаруется после одного увиденного скучного спектакля и не бросит это дело. Запись в театральную студию — отличный способ начать познавать эту обширную область мира, состоящую из походов в театры, спектаклей, имен известных режиссеров и их работ, знаменитых пьес, Шекспира, Чехова и даже туристических походов заграницей не смотреть, образно, на «Биг Бен», а в «Театр Глобус». Интерес к театру- путь к интеллектуальному развитию и к настоящему аристократическому досугу.
Спектакль «Дегустаторши» по роману Розеллы Посторино. Подростковая группа 13+. Театральная студия Джем. Москва. Режиссер: Мария Подковырова.
10. Крутые материалы для социальных сетей. Можно критиковать этот пункт и обвинять его в некой эгоистичности, но материалы для соц. сетей очень важны подросткам. Ведь если у тебя крутые соц. сети, значит у тебя интересная жизнь, и значит ты сам интересен. Если ты ходишь в театральную студию, то ты уж 100% интересный человек и у тебя интересная жизнь, а фото для соц. сетей уж точно будет в достатке, со спектаклей, с репетиций, в образах, в костюмах, с премьер и с побед, с довольными зрителями и в центре внимания. Эта потребность в постах полностью закрывается театральной студией.
Занятия по актерскому мастерству. Подростковая группа 13+. Театральная студия Джем. Москва. Режиссер: Мария Подковырова.
Что еще сказать? Нужно записываться! Нужно пробовать! Нахождение на сцене вызывает зависимость!
Источник
Актерские навыки можно прокачивать не только на репетициях, но и пока вы едете в автобусе, в метро, сидите в кино, ходите по магазину, а так же в других бытовых ситуациях.
Актерское мастерство — это один из топовых навыков в современном мире! Ораторское искусство, расслабленное тело, влияние на людей, подвешенный язык, применение в различных ситуациях при взаимодействии с людьми — это все актерское мастерство. Полный комплекс! Меня часто спрашивают клиенты, а как мой ребенок может еще прокачивать навыки актерского мастерства, кроме как на занятии и уча дома тексты ролей? (Про это я рекомендую прочитать мою статью «Зубрежка текста- слезы актерской профессии») Я расскажу вам несколько эффективных и полезных упражнений, которые вообще полезно выполнять, даже если вы не занимаетесь актерским мастерством, но для актерского мастерства они имеют тройную эффективность! Кстати, их могут делать даже взрослые и во взрослой жизни они тоже будут полезны!
Упражнение 1. Разминка лица. На лице человека более 300 мышц! Это больше чем в любой другой части организма. Если их регулярно разминать, то они расслабляются. Если расслабляется большая часть мышц организма (на лице) — расслабляется большая часть нервной системы, снимаются зажимы, организм отдыхает и релаксирует. Поэтому, важно уметь расслаблять и напрягать лицо. Например, представьте что вы укусили кислый лимон, скривите и напрягите лицо на 10 секунд , сохраните эту «маску», потом постарайтесь полностью расслабить лицо. И так можно сделать 4 раза по 10 секунд. Это займет не очень много время, но принесет большую пользу и хорошее настроение. Можно гримасничать как угодно, строить рожи, изображать разные эмоции, задерживать их на лице, вытягивать мышцы. Удобнее всего делать утром и вечером перед зеркалом после чистки зубов. Чем полезно для актеров — снимает лицевые зажимы, тренирует каждую мышцу, ведь каждая за что-то отвечает: одна за мимику, другие за дикцию, третьи за артикуляцию. А все это важно в актерском мастерстве.
Упражнение «разминка лица» — это снижение уровня стресса во всем организме.
Упражнение 2. Сжатие мышц/расслабление. Для того чтобы привести тело в гармоничное состояние без зажимов и напряжения, нужно проработать все места, где они живут. Это простое упражнение рекомендуют все психологи, если вы чувствуете тяжесть в какой-то части тела, например шее, груди, горле, челюсти и любой другой. Упражнение эффективно и легко снимает зажим и тяжесть, и делать его можно абсолютно в любом месте. Принцип — нужно сильно сжать мышцу, удержать сжатие, потом её расслабить. Можно сжимать/разжимать одну мышцу, можно компоновать по несколько, можно сразу все тело (но тогда это будет заметно и вы не сможете делать это, например, на улице). Если делаете все тело сразу -сильно зажмите челюсть, плечи подтяните к ушам, грудную клетку выставите вперед, пальцы сожмите в кулаки, ягодицы втяните, колени тоже втяните, носки на себя. Сожмите все мышцы одновременно на 10 секунд, потом расслабьте на 10 секунд и так 4 раза. А после расслабьтесь полностью. Актерам это упражнение поможет почувствовать все тело, каждую мышцу, и снять зажимы. Зажимы есть у всех и в театральных вузах и актерских студиях активно работают над их снятием, чтобы актер владел своим телом. А взрослым просто расслабиться.
Напрягать мышцы можно до тряски, только делайте это незаметно =) Все тело сразу лучше напрягать/расслаблять дома. В публичных местах можно работать с отдельными мышцами.
Упражнение 3. Снятие замков. Человеческое тело выдает много знаков и, например, наши скрещенные руки в разговоре с собеседником обозначают закрытую позу. Руки, скрещенные или собранные, сжатые и неудобные позы «нога на ногу» называются «замками». Чтобы произвести хорошее впечатление уверенного человека лучше все позы держать открытыми. Как я говорю детям « сбросили замки!». Смысл упражнения — замечать за собой замки (в метро, в автобусе, в разговоре) и сбрасывать их. Нужно сконцентрировать внимание на том, что сейчас мы замечаем за собой замки, (пока куда-то идем, сидим на уроке или в кинотеатре, или в течение какого-то времени, час — полчаса) и снимаем их, перестаем скрещивать руки, занимать позы «нога на ногу», скрючиваться, неудобно сидеть, разваливаться на стуле.
- Концентрируем на «замках» внимание.
- Тело непроизвольно делает «замок».
- Мы замечаем этот «замок».
- Снимаем «замок», делаем открытую позу.
Это упражнение поможет лучше контролировать и чувствовать свое тело, что очень важно для актера.
Закрытые позы очень портят внешнее впечатление о нас.
Упражнение 4. Наблюдение за людьми. Актеры- люди наблюдательные, ведь им необходимо постоянно перевоплощаться в других людей и играть другую судьбу. Где это брать? Везде! На улице, в метро, в магазине, в ТЦ! Смотришь на человека и наблюдаешь за его физическим и внутренним состоянием. Как двигается,о чем думает,кем работает и т.д. Можно еще самостоятельно придумывать и продумывать его судьбу. Нужно задавать себе вопросы, а почему он так одет, почему у него именно такая прическа, и пытаться находить причинно-следственные связи. Пытаться отыскать правду, а не сразу безоговорочно эмоционально оценивать «зеленые волосы- дурак», «зеленые волосы, таак маленький незаметный значок продиджи, значит поклонник группы, большой поклонник, раз волосы покрасил». Со временем это будет получаться все лучше и лучше и все больше будет правильной оценки. Тут важно подвергать самого себя сомнению, задавать много вопросов и не превращаться в старую бабку, которая всегда все знает и может, одарив взглядом, сказать, кто наркоман, а кто идиот.
Покажите актеру-ребенку шпионские фильмы, подарите книжки про Шерлока Холмса и пусть он использует навыки наблюдения во благо своего мастерства.
Упражнение 5. Копилка эмоций. Оно похоже на упражнение наблюдение. Тоже изучаем людей, но теперь запоминаем и концентрируем внимание на их эмоциях. Смотрим, как люди грустят, веселятся, злятся, раздражаются, реагируют в разных ситуациях, как меняется их настроение и что на него повлияло. Наиболее яркие эмоции, реакции и ситуации можно и нужно потом использовать во время актерской работы на сцене, для своих ролей и персонажей.
Изучайте проявление эмоций других людей, например, когда видите скандалы в магазинах. Может быть вашему ребенку придется играть такой скандал в кино.
Упражнение 6. Зеркалить людей. Вокруг этого «страшного» упражнения построена «страшная» техника НЛП, написаны миллионы книг и с его помощью можно всех загипнотизировать и захватить мир. Если серьезно, то оно так же полезно для изучения своего тела и эмоций и полученные навыки можно использовать на сцене и для создания образов. Нужно представлять, что вы отражение человека и пробовать повторить его жесты, мимику, движения, голос. Делать это нужно постепенно, а не сразу «перекривлять» человека со всеми яркими подробностями. Повторить громкость голоса, паузы между словами, частоту миганий глаз, положение рук, настроение и.т.п. Это тренировка постепенного актерского перевоплощения в собеседника. Она поможет накопить большой актерский багаж и использовать его на сцене. Вне сцены поможет настроиться на волну собеседника и эффективнее с ним взаимодействовать.
Полезно зеркалить людей, чтобы потом добавлять их особенности в образы персонажей.
Упражнение 7. Йога в приложении в смартфоне. А вы знали, что о силе йоги еще писал сам Станиславский? Он считал её прекрасным способом развития физической силы актерского тела. И я в свой магистерской диссертации в Щепкинском институте посвятила главу йоге, как способу снятия психофизических зажимов. Предпочитаю йогу рассматривать без эзотерики, просветления и прочей космической фантастики. Как физкультуру, как прекрасную физическую зарядку и развитие гибкости. Как говорится «мы на столько молоды, насколько гибки». Для себя я нашла классное приложение для телефона по йоге для занятий дома по утрам. Называется Daily Yoga. Оно работает по платной подписке. Очень много программ и видео, программа считает сколько времени ты занимаешься, можно все тонко настраивать. Можно использовать детям с 7 лет. Для более маленьких лучше ходить на специальные занятия. И не советую погружаться в мантры, чакры и прочие трактовки йоги, никакой пользы сейчас от этого не будет. Ищите приложения и занятия, где упор на упражнения. В Daily Yoga упор именно на физкультуру и гибкость. Для актеров гибкость очень важна.
Крутое приложение «Daily Yoga». Пользуюсь каждое утро.
Упражнение 8. Изучение английского через приложения. Да, да, это тоже имеет отношение к актерскому мастерству. Почему? Потому что единственная причина по которой в Голливуде нет российских актеров или есть, но они играют бандитов или русских — это незнание актерами английского языка или неумение говорить на английском без акцента. Шварценеггеру со слезами удалось побороть свой немецкий акцент, хотя первый его полнометражный фильм создателям пришлось переозвучивать, но ни одному российскому актеру пока этого не удалось. Возможно, ваши дети станут первыми, если будут активно заниматься английским. Ведь получилось же у немцев, китайцев, французов и прочих народов. Даже если ребенок учит английский в школе или на доп. занятиях, скачайте ему приложение и пусть сидит не в ютубе, а делает упражнения. Мне, например, очень нравится то, что делает компания Puzzle English. У них очень крутые структурированные приложения. Метод Титчера для основ и грамматики, сам Puzzle English для переводов и упражнений, Сериалы. Для актера-ребенка изучение английского открывает огромные перспективы.
Учите английский и попадете в Голливуд!
Упражнение 9. Учить наизусть стихи и монологи. Используя смартфон, учим любые стихи и монологи. Делаем закладки на сайты с понравившимися стихами и в свободное время учим и повторяем. И это помимо основных текстов ролей! Это не только развивает память, но и всегда на кастингах и пробах поможет произвести хорошее впечатление. Режиссеры любят спросить, «а прочти чт- нибудь» и тут вы готовы. Во-вторых, у ребенка это хорошо развивает речь и увеличивает запас слов. Очень полезное применение смартфона для актера, иметь там запас закладок и заметок со стихами и монологами.
Учите стихи, монологи и тексты ролей через свой смартфон.
Упражнение 10. Видеть что-то прекрасное. Как легко ко всему привыкнуть, даже к хорошему. И как легко мы замечаем все плохое. Прекрасный мой учитель Виньямин Михайлович Фельштинский один раз дал прекрасное задание «каждый день увидеть что-то прекрасное!». Это не просто увидеть какое-то красивое платье или девушку. Это увидеть, например, почки растений, луч солнца, который искажается через стекло. Мелочи и детали в которых много прекрасного. И так я находила каждый день что-то прекрасное. Это не только тренирует наблюдательность, но и чувственно воспитывает глаз и душу артиста. Не забывайте про это упражнение и делайте хотя бы раз в день, оно очень мощное.
Даже лучик солнца может стать прекрасным впечатлением от прожитого дня.
Все эти упражнения помогут молодому актеру заполнить свободные «дыры» времени и наполнить бытовые дела полезностью и дополнительной прокачкой навыков. Теперь можно ехать в автобусе и не просто праздно мыслить, а изучать людей и тем самым изучать актерское мастерство, сидеть в телефоне и учить стихи и английский, а не тупо созерцать информационный мусор миллионеров-блогеров. Вместо этого можно самому прокачать в себе харизму и навыки. Заполнить каждую минуту жизни пользой. Используйте эти упражнения в свободные минуты и станете профессионалом!
Эту статью можно показать своему актеру-ребенку, либо рассказать ему об этих упражнениях.
Источник