Апостол павел дозволено но не все полезно
Вопрос: Объясните, пожалуйста: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
Я специально взял сейчас свою книгу «Покушение на высший суверенитет», потому что есть здесь объяснение этого текста Писания. Позвольте коротко зачитать некоторые фрагменты и немножко порассуждать над ними. Апостол Павел пишет в 1 послании Коринфянам 6:12, т.е. он делает заявление: «Все мне позволительно…, но ничто не должно обладать мною». Я сокращаю, через многоточие. Еще раз: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Здесь есть два слова: «все» и «ничто». Практически все, о чем не написано в Слове Божьем в категорической форме запрета – позволительно. Я полагаю, что многие церкви, отдельные пасторы погрешают здесь тем, что касаются тех спорных вопросов, которых нет в Писании, которые не освещаются конкретно в Писании. И когда человек увлекается и интерпретирует эти тексты Писания, он заводит общину, то ли семью, то ли сам себя загоняет в такие тупики. Потому я хочу повторить: все, о чем не написано в Слове Божьем в категорической форме запрета, ясно, черным по белому, в принципе позволительно. Однако, с равнозначной категоричностью, можно сказать что все, даже дарованное для жизни и благочестия, становится запретным, если начинает мною обладать, т.е. доминировать и владеть. Я верю, что это очень точный духовный взгляд, именно то, что апостол Павел имел в виду, написав этот текст: «ничто не должно обладать мною». А что может обладать мною? Да что угодно. Даже адреналин, который я получаю сейчас, сидя перед камерой и осознавая, что несколько сот или несколько тысяч людей будут смотреть этот эфир. Даже это может обладать мною. Потому все, что будет обладать человеком, непозволительно. Кто же способен отследить эту тонкую грань от позволенного до запретного, если не сам человек? Вот посмотрите, апостолу Павлу, допустим, было позволительно иметь спутницею жену, как у прочих апостолов. Он об этом конкретно пишет. Ему было позволительно жить от благовествования, как он сам об этом учит. Однако он не пользовался всем этим. Почему? Теоретически и теологически он на это право имел. Но, исходя из призвания и запросов, которые ставил перед ним Святой Дух, он понимал, что этого не должен делать. Теперь самое важное: Павел понимал, что лично он не должен этого делать, хотя другие апостолы имели жен, имели семьи и жили от благовествования. Подчеркиваю: лично он сам понимал, что Бог его как-то удерживает, и потому он этой властью не пользовался. Но самое важное дальше. Павел никогда не требовал такого поведения от других людей, никогда не делал это стандартом новозаветного служения и посвящения. Это было его личное хождение перед Богом, и он понимал, что Бог его вот здесь удерживает от того, чтобы воспользоваться этим правом или властью, дарованной ему. Теперь, когда мы касаемся, допустим, украшений или бижутерии, которую используют сёстры или еще каких-то моментов, на которые по-разному смотрят в церквях. Я хотел бы сказать, что в одних случаях Бог наряжал Свой народ, так об этом удивительно повествует Иезекииль в 16 главе. Это ж не аллегории! Это действительно Бог говорит: «Я надел на тебя узорчатое платье, обул тебя в сафьяновые сандалии, опоясал тебя виссоном, покрыл тебя шелковым покрывалом, нарядил тебя в наряды, положил на руки твои запястья, на шею твою – ожерелье, дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец». Бог описывает Свою щедрость и Свое богатство в отношении Своего народа, с какой любовью Он их наряжал и принимал участие в их праздниках. В других случаях, кстати, тому же самому народу, и тот же самый Бог, неизменный в Слове, говорит: «снимите с себя украшения». Не так все просто, как нам кажется. Нам иногда кажется, что если мы пропишем определенные правила что позволительно, а что непозволительно, все решится. Но это далеко не так. Следовательно, я хотел бы сказать так: эти перемены, как будто Бог меняет Свое мнение или Свое отношение, никак не говорят об изменчивости Бога. Как раз наоборот: они доказывают разные состояния общества. По этой причине Бог остается неизменным, Его отношение к людям остается неизменным. Но люди – они переменчивы. Следовательно, глядя на духовное состояние общества Господь говорит: «снимите с себя украшения. Вы не в том состоянии». Сними с себя украшение, ты не в том духовном состоянии, тебе вредит это. Ты превозносишься. Ты стал гордым. Ты стала надменной. Сними это, это разрушает твоего духовного человека. Рядом стоящий человек, ему может быть наоборот это нужно. Потому что, когда мы читаем Иезекииля народ был унижен, он был в рабстве, чувство достоинства было подавлено. Господь приходит, обогащает, поднимает, уважает человека, наряжает человека, возвращает праздники, веселье. Потому что Он понимает: человека надо поднять. По этой причине не так все просто. Если бы было все так просто, — вот это можно,а вот это нельзя. Что можно и что нельзя, — очень конкретно, понятным языком выражено в Священном Писании. Все остальное – это тонкая грань между позволенным и запретным.
(11255)
Источник
Загрузка…
Почему некоторые люди считают апостола Павла лжеапостолом? Я хочу выразить мое несогласие с вашей предыдущей статьей о Павле. Вы сказали, что «Павел много раз описывается в Библии как апостол». Вы говорите, что в Библии сам Павел называет себя апостолом, но такое свидетельство лишается законной силы, ведь он говорит сам о себе. Кто еще говорит о том, что Павел был апостолом? Тимофей? Лука? Тимофей, который был наставляем Павлом, не говоря уже о том, что у нас нет никаких писаний от Тимофея. Лука был секретарем Павла, другими словами, Лука, как попугай, просто повторял то, что говорил Павел. Так что, кроме самого Павла, у нас нет никаких свидетельств апостольства Павла.
Вы также говорите, что сама роль апостола имеет широкое значение, как и само определение данного слова. Вы говорите: «Нам надо быть в курсе того, что слово «апостол» используется более чем в одном значении в Новом Завете. Слово «апостол» буквально означает «посланник». Павел, ссылаясь на себя как на апостола, называет себя «недоношенным» (1 Коринфянам 15:8-9). Варнава тоже называется апостолом (Деяния 14:14)». Но согласно определению, которое дал апостол Петр, Павел никак не может считаться апостолом:
И потому нужно, чтобы ещё один человек присоединился к нам и стал свидетелем воскресения Иисуса. Этот человек должен быть одним из тех, кто был среди нас всё то время, пока Господь Иисус был с нами, с того самого времени, когда Иоанн начал крестить людей, и до того дня, когда Иисус вознёсся от нас на небеса. И предложили они двоих: Иосифа, называемого Варсавой (известного также, как Иуст), и Матфия. Затем они помолились, говоря: «Господи, Ты знаешь, что у каждого на сердце. Покажи нам, которого из этих двоих Ты избрал и кто займёт место служения апостола, которое оставил Иуда, когда отправился туда, где ему надлежит быть». Затем они бросили жребий, чтобы выбрать между этими двумя, и Богу было угодно, чтобы жребий выпал Матфию, так что он тоже стал святым апостолом, как и остальные одиннадцать. (Деяния 1:21-26)
Петр очень ясно говорил, что кандидат на роль апостола ДОЛЖЕН был быть с Христом во время Его земного служения. И никаких исключений! А использовать Деяния 14:14 для доказательства апостольства Павла и Варнавы нельзя, ведь все это написано со слов самопровозглашенного апостола Павла. У апостольства Павла нет ни одного достоверного источника. Павел сам себя провозгласил 13-м апостолом, что не соответствует учению Божьему, к тому же Павла отвергли ВСЕ церкви в Азии. Церковь в Ефесе была одной из церквей в Азии, про которую Иисус говорил в Книге Откровений, что они отвергли ложных апостолов, пытающихся выдавать себя за истинных:
Напиши ангелу Ефесской церкви: Вот что говорит тебе Тот, Кто держит в правой руке семь звёзд и проходит между семью золотыми светильниками. Мне известны твои поступки, твой тяжкий труд и долготерпение, знаю Я и то, что ты не переносишь дурных людей и подверг испытанию тех, которые называют себя Апостолами, и нашёл, что они лжецы. (Откровение 2:1-2)
Книга Откровений говорит о 12-ти каменных основаниях городов, на которых были начертаны 12 имен апостолов. Нет никаких 13-ти оснований:
Вокруг него была большая высокая стена с двенадцатью воротами. У ворот было двенадцать ангелов, а на воротах начертаны были имена двенадцати родов Израилевых. Трое ворот было восточных, трое — северных, трое — южных, трое — западных. Стены города были построены на двенадцати каменных основаниях, на них начертаны были имена двенадцати Апостолов Агнца. (Откровение 21:12-14)
И последнее, что я хотел сказать. Доктрины Павла являются прямым противоречием тому, что говорил Иисус Христос. Он называл себя отцом Тимофея и других людей, назначал многих на позиции учителей, в то время как Иисус сказал не называть никого учителями. Как Павел мог говорить людям учиться, чтобы получить одобрение от Бога? Иисус пришел к неграмотным людям, к тем, кто даже не мог читать. Как такие люди могут обучаться? Иисус лишь сказал, что тот, кто последует за Ним, поверит в Него. Он учил любить Бога и любить ближнего. Иисус сказал, что пошлет Утешителя, который откроет нам всю истину. Зачем тогда вообще кому-то нужен Павел?
Ответ:
Кто же Павел — апостол или лжеапостол?
Я согласен с вами, что Павла нельзя считать апостолом, если пользоваться определением из Деяний первой главы. В этом смысле Павел точно не является одним из двенадцати апостолов. И, как вы правильно заметили, Павел не является одним из двенадцати апостолов, о которых идет речь в книге Откровений и которые символически представляют весь Божий народ. Я уверен, что сам Павел согласился бы с вами в этом вопросе. Павел никогда не заявлял, что он является одним из 12-ти апостолов, и не претендовал на то, что он соответствует всем критериям из первой главы книги Деяний.
И всё же, как я уже говорил в статье, которую вы упомянули, слово «апостол» имело более широкое значение как в ранней церкви, так и в Библии. Факт заключается в том, что Варнава тоже называется апостолом. Факт и в том, что Павел сам называл себя апостолом, как и те люди, которым он служил. Если бы Павел не был апостолом, он бы не использовал это слово в своих письмах и посланиях тем, кому он служил. Не только Павел и Лука использовали термин «апостол» по отношению к Павлу. Это делали очень многие христиане первого века. Но, как я уже сказал выше, Павел никогда не претендовал на роль одного из двенадцати апостолов, чья необходимая квалификация описывается в Деяниях 1:21.
Я полагаю, вы знаете о том, что Лука является одним из авторов этого определения апостольства в книге Деяний, так что, называя Павла и Варнаву апостолами, он прекрасно понимал, что они не соответствуют описанной им же квалификации в свете Деяний 1:21. Похоже, что вы всё же пренебрегаете тем фактом, что греческое слово «апостол» использовалось людьми в ранней церкви не только по отношению к двенадцати апостолам и что они точно не рассматривались в качестве ложных апостолов. Они были просто посланниками (апостолами), но для них значение слова было несколько иным, о чем Павел и Лука были прекрасно осведомлены.
Кстати, вы не по-доброму высказались, когда назвали Луку попугаем. Лука рисковал своей жизнью много раз ради Евангелия. Если бы вы разговаривали с ним лицом к лицу, я бы хотел, чтобы вы применили к нему «золотое правило» и не называли бы его попугаем. Вы можете быть уверенным в том, что Лука был преданным христианином, написавшим одно из четырех Евангелий, которое затем приняла вся ранняя церковь.
Давайте вернемся к Павлу. Павел не пытался доказать свою причастность к двенадцати апостолам, когда говорил о том, что он как бы «недоношенный» апостол. Ранняя церковь, да и он сам, рассматривал себя в качестве посланника (апостола) для язычников. И хотя апостол Петр назвал Павла «возлюбленным братом», а не апостолом во 2 Петра 3:15, он точно не считал Павла ложным апостолом, иначе он не стал бы его так называть. Я уверен, что, если вы внимательнее отнесетесь к трудам ученых ранней церкви, вы обнаружите, что ни один из них не согласится с вами в том, что Павла не признавали и не считали апостолом ранней церкви (хотя все понимали, что он не является одним из двенадцати).
Вы лично можете не соглашаться с тем, что ранняя церковь должна была называть Павла апостолом, несмотря на то, что он не соответствовал характеристикам из Деяний 1 главы. Но тогда ваше мнение будет расходиться с мнением Петра и других апостолов. Вы также сказали, что нет больше никаких других свидетелей апостольства Павла, кроме самого Павла. Затем вы делаете вывод, что Лука тоже ошибается в этом, называя Павла апостолом. Лука является одним из богодухновенных авторов Нового Завета. Если его писания вдохновлены Богом и в них он рассматривает Павла в качестве апостола, это для меня очень много значит. К тому же многие отцы церкви второго и третьего веков тоже называют Павла апостолом. Должны ли мы игнорировать их свидетельства тоже?
Вы говорите, что церкви в Азии, включая церковь в Ефесе, отвергли Павла. У вас есть какие-то доказательства этому утверждению? Факт заключается в том, что Павел основал церковь в Ефесе. На его обратном пути в Рим, ближе к концу его третьего путешествия, он встретился со старейшинами любимой церкви в Ефесе. В течение трех лет он оставался в Ефесе — больше, чем в любой другой церкви. Я никогда не слышал ни одного доказательства о том, что церковь в Ефесе отвергла Павла. Ложные апостолы (во множественном числе) упоминаются в книге Откровений (90-й год нашей эры), но к этому времени апостол Павел был уже мертв около 30-ти лет. На кого бы ни ссылался Иоанн, но точно это был не Павел. Я согласен, что книга Откровений упоминает лишь 12 апостолов, и, как я уже говорил раньше, Павел не рассматривал себя в их числе. Он считал себя апостолом язычников, а Петра и других — апостолами для «обрезанных» (Галатам 2:8).
Если мы просто согласимся с тем, что Павел не претендовал на свое место в числе 12-ти апостолов и что само слово «апостол» использовалось в Новом Завете в разных значениях, тогда всё встанет на свои места.
Дальше вы говорите, что Павел учил какой-то ложной доктрине. Богодухновенный апостол Петр не согласен с вами (2 Петра 3:15-18). Лично я больше склонен доверять авторитету Петра, лично знавшего Павла, нежели человеку, живущему спустя две тысячи лет.
Чтобы понять, почему Павел называл себя «отцом» Тимофея, нам надо посмотреть на контекст отрывка. Кстати, моего отца зовут Гарольд. Нарушаю ли я заповедь Иисуса Христа и следую ли ложной доктрине, называя Гарольда своим отцом? Мы должны посмотреть на контекст отрывка 23 главы Евангелия от Матфея, чтобы правильно понять смысл слова «отец», которое Иисус просил нас не использовать. Мы должны называться отцами других и мы не должны называть никого больше «отцом» в том смысле, в котором это делали фарисеи. Иначе Иисус сказал бы мне не называть моего отца отцом, с чем никто не согласился бы, включая вас, я полагаю.
Апостол Павел называл себя «отцом» Тимофея, т. к. он был одним из тех, кто привел его ко Христу. Фарисеи использовали слово «отец» в том же смысле, в котором сегодня католическая церковь называет папу Римского (кстати, с латинского «поп» и переводится как «отец»). Я не верю, что Павел использовал этот термин по отношению к Тимофею, чтобы тот показал свое почтение к вышестоящему религиозному лидеру и тому, через кого человек может получить доступ к Богу. Если бы апостол Павел так поступил, тогда бы он точно нарушил заповедь Христа.
Когда Павел говорит Тимофею находиться в постоянном обучении, он обращается к Евангелисту, чья роль заботиться и наставлять церковь в Ефесе. Павел говорит лидеру церкви в Ефесе о том, что он должен постоянно учиться и расти, чтобы получить одобрение от Бога в качестве лидера Ефесской церкви, а не о том, что неграмотный человек не может получить одобрение от Бога. Иаков говорит нам, что учителя в церкви должны обладать особыми навыками для Бога. Я уверен, что это касается и лидеров церкви. То, что Павел советует Тимофею изучать Писание, чтобы соответствовать своей роли лидера церкви, не является ложной доктриной.
Зачем кому-то нужен Павел? Вам об этом надо спросить Бога, вдохновившего авторов написать Новый Завет и, как я верю, контролировавшего составление новозаветного канона. Апостол Петр верил в то, что труды Павла являются необходимыми. Если вы не согласны с этим, это ваше дело, но я верю в то, что вся Библия вдохновлена Богом. Решайте сами, верите ли вы в то, что Новый Завет вдохновлен Богом, но в любом случае Павел не может считаться ложным апостолом по той причине, что он никогда и не претендовал на роль одного из двенадцати апостолов.
Джон Окс
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки. |
Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства. Пройти тест |
Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время. |
Христианский сайт «Хорошие новости»
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Источник
1Кор.9:1.
Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?
Сказав: если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса, дабы кто не почел его тщеславным и самохвальным, вынужден, наконец, объявить, что воздерживался и от дозволенного, чтобы не соблазнить кого-нибудь. Тогда как Христос заповедал проповеднику Евангелия питаться от Евангелия (Лк.10:7), то есть за счет поучаемых, я, говорит, лучше решился истаивать от голода и ничего не брать от вас, но работать своими руками и питаться своими трудами. Ибо, как кажется, были у них некоторые учители богатые, пользовавшиеся честью за то, что учили безвозмездно и тем старались пристыдить Павла. Уразумев это, он, как я сказал, не хотел кормиться за счет своих учеников, хотя и имел на это право. Так, говорит, я веду себя: а вы не воздерживаетесь и от идоложертвенного. Такова вообще мысль этого места, которую он раскрывает в нескольких стихах. Впрочем, рассмотрим и порознь каждое изречение. «Не Апостол ли я?» Чтобы кто-нибудь не сказал: «тебе нельзя брать, поэтому ты и не берешь», говорит: как? разве прочие апостолы не берут? – да, – скажешь. – Что же? разве я не апостол? то есть такой же, как они. «Не свободен ли я?» То есть никто не возбраняет мне брать. Чтобы не сказали опять: «прочие апостолы важнее тебя, потому что видели Господа», говорит: «не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» Ибо «после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор.15:8). А быть самовидцами Христа было действительно великим преимуществом; ибо Сам Он говорил: «Блаженны ваши очи, потому что вы видите то, чего не видели пророки и цари». (ср. Лк.10:23–24).
1Кор.9:1.
Не мое ли дело вы в Господе?
Если ты и свободен, если и ты апостол, но не совершил никакого дела апостольского: что из этого? ибо и Иуда был апостол, и видел Господа. Поэтому говорит: вы мое дело; значит, я исполнил служение апостола. Но сказав важное, прибавил: «в Господе», то есть исполнил силой не своей, но Господней.
1Кор.9:2.
Если для других я не Апостол, то для вас Апостол.
Не говорю, что я учитель всей вселенной; но вам разве я не учитель? Почему же я не брал ничего от вас, с которых взять имел особое право? Чрез такую уступку еще более подтверждает речь свою.
1Кор.9:2.
Ибо печать моего апостольства – вы в Господе.
То есть доказательство. Если кто пожелает убедиться, точно ли я апостол, я укажу на вас. Вы составляете печать и подтверждение моего апостольства; ибо я совершил между вами все, что должен сделать апостол.
1Кор.9:3.
Вот мое защищение против осуждающих меня.
Желающим знать то, откуда видно, что я апостол, я предложу в свою защиту вас. Ибо доказав, что вы всему научены мной, я поражу осуждающих меня.
1Кор.9:4.
Или мы не имеем власти есть и пить?
То есть взяв нужное с учеников. Но мы не пользуемся этой властью, хотя мы и имеем ее.
1Кор.9:5.
Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
За апостолами следовали богатые женщины, которые доставляли им необходимое и всю заботу об этом принимали на себя, чтобы они занимались только проповедью. Примечай, что верховного он поставил после, как важнейшего, выражая такую мысль: что мне говорить о прочих? сам Петр так делает. Братиями же Господними называет Иакова, епископа Иерусалимского, Иосию, Симона и Иуду (Мф.13:55), которые назывались братьями Господа потому, что Иосиф обручен был с Богородицей.
1Кор.9:6.
Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
То есть ужели мы не имеем власти жить без работы и содержаться на счет своих учеников, не работая? Не умолчал и о Варнаве, который, как ему было известно, был также точен в этом отношении; ибо он жил своею работой.
1Кор.9:7.
Какой воин служит когда-либо на своем содержании?
Ибо все воины пользуются содержанием от общества. Прилично поставил на первом месте служение воина; ибо оно имеет сходство с служением апостольским по соединенным с ним опасностям и по борьбе с мысленными врагами.
1Кор.9:7.
Кто, насадив виноград, не ест плодов его?
Этим примером указал на трудность, множество бедствий и забот. Впрочем, не сказал: не употребляет весь плод, но: «не ест плодов». Не сказал также: кто не обогащается от плода, но: не «ест». Так повсюду убеждает искать необходимого, а не излишнего.
1Кор.9:7.
Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
Не сказал: продает овец, или: съедает их, или: все молоко, но: «молока», показывая нам этим, что учитель должен довольствоваться малым вознаграждением и необходимым содержанием. Именем «пастыря» указывает на то, что учитель должен иметь большое попечение.
1Кор.9:8.
По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
То есть разве я только человеческими примерами подтверждаю это, а свидетельства из Писания не имею? Я могу доказать, что это и Богу угодно; то же повелевает и Закон, который не от людей, но от Бога.
1Кор.9:9.
Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего.
С избытком подтверждает желаемый предмет, почему приводит в пример и волов.
1Кор.9:9.
О волах ли печется Бог?
Что же? ужели не печется? Печется, но не так, чтобы давать законы о них. Поэтому заботливостью о бессловесных внушал нечто иное, именно приучал иудеев заботливости об учителях. Отсюда же узнаем, что все, что ни говорится в Ветхом Завете о бессловесных, то служит к назиданию людей.
1Кор.9:10.
Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано.
Употребил слово «конечно» (πάντως), как о предмете общепризнанном, чтобы не дать слушателю повода возразить что-нибудь.
1Кор.9:10.
Ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою.
То есть учитель должен возделывать ниву сердец и трудиться с надеждой на воздаяние и вознаграждение.
1Кор.9:10.
И кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
От сеяния перешел к молотьбе, чтобы и этим выразить, как много трудов у апостолов: ибо и они пашут и молотят. Поскольку же пашущий только надеется, а молотящий отчасти уже и наслаждается, то сказал, что молотящий получает ожидаемое им. А дабы кто-нибудь не сказал: «что же? за столь великие труды апостолов ты полагаешь им вознаграждение в том только, чтобы получать пропитание?» прибавил: «с надеждою», то есть будущих благ, так что должно надеяться и тех благ, да сверх того и есть и пить за счет учеников.
1Кор.9:11.
Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
Здесь доказывает правоту дела. Вы, говорит, воздаете неравное тому, что вы приняли. Ибо мы посеяли в вас духовное, а вы воздаете нам телесное. Велико ли это?
1Кор.9:12.
Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?
Намекает на некоторых лжеучителей, которые брали с них без стыда и самовольно. Посему не сказал: если иные берут, но: « имеют у вас власть», то есть господствуют, властвуют над вами, распоряжаются вами, как рабами; не тем ли более имеем право мы, истинные апостолы?
1Кор.9:12.
Однако мы не пользовались сею властью.
Хотя мы имеем власть есть и пить на ваш счет, однако мы не пользовались этой властью, дабы вы не соблазнялись. А вы не воздерживаетесь и от идоложертвенного, чтобы чрез это не соблазнить слабейших из братии!
1Кор.9:12.
Но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Дабы кто не сказал: «ты и имел нужды, потому и не брал», говорит: хотя мы находимся в большом стеснении, однако все переносим, и голод, и жажду, и наготу, дабы не произошло какой-либо преграды, то есть какого-либо замедления для Евангелия и проповеди.
1Кор.9:13.
Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?
Не удовольствовавшись вышеприведенным примером, приводит другое место из Закона, чтобы доказать, что имел право брать от учеников. Так как заповедь о волах объяснена была им в переносном смысле, то говорит, что Закон буквально повелевает, чтобы священнодействующие питались от святилища, то есть левиты, которые по степени своей ниже священников. И не сказал: питаются от приносящих, но «от святилища», дабы ни принимающие не стыдились, как питающиеся от людей, ни дающие не превозносились.
1Кор.9:13.
Что служащие жертвеннику (προσεδρεύοντες – приседящие) берут долю от жертвенника?
То есть священники и архиереи. Словом «приседящие» указывает на постоянное служение и пребывание. И не сказал, что они берут священное, указывая на умеренность и на то, что не должно собирать деньги. Не сказал также, что они берут с приносящих жертвы, но «берут долю от жертвенника». Ибо что было принесено, то принадлежало не принесшим, но храму и жертвеннику. Сказал «берут долю», потому что кровь закалаемых в жертву была проливаема на жертвенник, жир был сжигаем, а остальные некоторые части мяса, как то: грудь, правое плечо, некоторые внутренности, священник брал себе (Лев.10:14). Но жертвы всесожжения принадлежали одному только жертвеннику (Лев.9:12–14).
1Кор.9:14.
Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
Сильнейшее всех прочих доказательство назвал в конце. Что, говорит, я представляю то одно, то другое? Господь так повелел, дав закон, согласный с ветхозаветным (Лк.10:7). Как выше сказал: «от святилища» питаться, так и здесь: не от поучаемых, но «от благовествования», дабы питающие не превозносились. Не ты, говорит, питаешь его, но дело его, – благовествование. И сказал «жить», а не торговать, ни богатство собирать.
1Кор.9:15.
Но я не пользовался ничем таковым.
То есть я не воспользовался ни одним из вышеупомянутых примеров ветхозаветных, ни повелением Христовым, чтобы есть и пить ваше.
1Кор.9:15.
И написал это не для того, чтобы так было для меня.
Дабы кто не сказал ему: «что же? если ты не пользовался доселе, то хочешь пользоваться на последующее время, почему и говоришь это», спешит исправить такое мнение, говоря: я написал сие не для того, чтобы так было для меня, то есть чтобы мне брать от вас.
1Кор.9:15.
Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
Я, говорит, лучше соглашусь умереть от голода, нежели допущу, чтобы кто-нибудь уничтожил похвалу мою, то есть объявил ее суетной и пустой. Сказал: «похвалу», дабы показать избыток своей радости. Иной, может быть, сказал бы: «он действительно не брал, но делал это со скорбью и болью». Но он говорит: я настолько далек от печали, что даже и хвалюсь этим.
1Кор.9:16.
Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
Что ты говоришь? Похвала для тебя не в благовествовании, а в безвозмездной проповеди? Ужели последняя лучше первого? Нет, говорит; но благовествовать заповедано мне, это моя обязанность, и если я исполняю ее, в том нет никакого совершенства, но если не исполняю ее, горе мне, ибо много буду бит, как не творящий воли своего Владыки (Лк.12:47). Проповедовать же безвозмездно – дело свободного произволения, и потому дело похвальное. Слова «необходимая моя обязанность» сказаны не для отнятия свободного изволения, но для отличия от свободы брать и по страху наказания за неисполнение долга.
1Кор.9:17.
Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
Если бы дело проповеди не было возложено на меня, а совершал я оное сам от себя, то я имел бы великую и многую награду. Если же оно возложено на меня; очевидно, я совершаю оное не сам по себе, но делаю по воле Владыки. Это значит «недобровольно». Посему дело это не заслуживает чести: ибо я исполняю только вверенное мне служение. Примечай и следующее. Не сказал: если делаю «недобровольно», то не буду иметь награды, – чтобы показать, что он получит награду и за проповедь, хотя в сем случае поступает по воле Владыки; ибо несообразно было бы с правдой, если бы все апостолы не получили награду за проповедание, только не такую, какую получит проповедующий безвозмездно.
1Кор.9:18.
За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безвозмездно, не пользуясь (εις το μη
καταχρ»σασθοα) моею властью в благовествовании.
То есть: для меня большая и достохвальная награда в том, чтобы не пользоваться мне властью брать, не пользоваться совершенно. Ибо слово κατάχρησις (которое в иных случаях означает злоупотребление) употребил здесь в значении пользования (χρήσις) вообще. Взимание везде называет «властью», чтобы показать, что и те, которые брали, нисколько не погрешали. Сказал «в благовествовании», чтобы показать, что, кто благовествует и трудится, тот должен брать, а кто не делает, тот не должен.
1Кор.9:19.
Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести.
Говорит еще большее. Я не только не брал, хотя имел власть, но и, будучи свободен, не будучи никому подчинен, без постороннего побуждения, сам поработил себя всем, не одному и не двум, но вселенной, не для того, чтобы угождать всем лестью, но чтобы » больше» приобрести верующих; ибо приобрести всех невозможно.
1Кор.9:20.
Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев.
Например, когда обрезал Тимофея (Деян.16:3). Не сказал: иудей, но: «как» иудей, чтобы показать, что дело это было с особенной целью.
1Кор.9:20.
Для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных.
Разумеем прозелитов, или тех из. иудеев, которые уверовали, но еще держались закона. Было это тогда, когда он остриг голову (Деян.18:18), когда принес жертву по обряду очищения (Деян.21:26). Делал же это с особенной целью и для видимости, чтобы исправить тех, которые делали это по убеждению.
1Кор.9:21.
Для чуждых закона – как чуждый закона.
Под беззаконными разумеет или тех, которые не имели закона Моисеева, которые обратились, из язычников, каков был Корнилий (Деян.10), и посещая которых, Павел снисходил к их слабости, или и греков, к которым тоже применялся, например, когда держал речь пред афинянами, то начал ее с жертвенника, бывшего у них, и учил о Христе не как о Боге, но как о человеке (Деян.17:22–23, 31); ибо ничего такого они не могли понять, но и его почли за одного из богов своих, каковы у них были: Геркулес, Эскулап. Везде прибавлено слово как, дабы ты знал, что Павел только казался, а на самом деле не был таким.
1Кор.9:21.
Не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона.
Дабы не подумали, что Павел в беседах с чуждыми закона переменял свой образ мыслей, говорит: «не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу», то есть имея закон, высший древнего закона, закон Христов. И для чего же? для того, чтобы приобрести чуждых закона.
1Кор.9:22.
Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных.
Так и теперь для вас, по причине нетвердости вашей в убеждениях и удобопреклонности к соблазну, я не захотел питаться на ваш счет. Да и в тех случаях, когда он по немощи слушателей не говорит ясно о божественности Сына или о божественности Духа, знай, что он становится «для немощных, как немощный».
1Кор.9:22.
Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
И что перечислять многое? Я ко всем применялся. Хотя я не надеялся спасти всех, но желал спасти хотя немногих. А это еще более удивительно. Но трудиться до изнеможения ради немногих – великое дело. Прибавил «по крайней мере», чтобы утешить учителей. Ибо хотя никто не спасет всех, но немногих, без сомнения спасет. Потому не должно оставаться в бездействии.
1Кор.9:23.
Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
Благовестием называет верующих, которые спасаются чрез благовестие, как и выше сказал: «от благовестия жить», то есть от верующих. Я, говорит, поступаю так для того, чтобы мне вместе с верующими быть соучастником в венцах. Говорит так не потому, будто делал это из-за награды, но для того, чтобы убедить их делать все для братии в надежде получить блага небесные. Заметь смиренномудрие апостола. Достойный первенства, он в участии в благах поставляет себя наряду с верующими вообще.
1Кор.9:24.
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду?
Доказав, что нужно снисходить братьям, ведет к ним речь уже более строгую. Слова его имеют такой смысл. Не думайте, что для спасения вашего достаточно уже того, что вы уверовали и вступили на поприще Церкви. Нет, этого мало; подобно как и для бегущих на ристалище мало – просто бежать, но нужно еще бежать безукоризненно, и притом до самой цели. И кто так бежал, тот только и получит награду. А вы в опасности не получить ее; потому что, зная более, чем другие, пренебрегаете братьями и вкушаете идоложертвенное.
1Кор.9:24.
Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего.
Вы, говорит, должны бежать так, чтобы получить. А этого не бывает без любви, которой вы не имеете. Хотя вы и почитаете себя совершенными, но несправедливо; ибо вы еще не достигли сего. Намекая же на то, что у них много было недостатков, ибо между ними водились чревоугодие, блуд и пьянство, говорит: «все подвижники воздерживаются от всего», не от того или от другого, но от всего воздерживаются. Итак, признайтесь, что вы еще далеко не совершенны, и узнайте, что получение награды обусловливается воздержанием.
1Кор.9:25.
Те для получения венца тленного, а мы – нетленного.
Это уже обличение. Они воздерживаются для получения тленного венца: а мы не делаем этого и для венца нетленного?
1Кор.9:26.
И потому я бегу не так, как на неверное.
Что это значит: «как на неверное»? То, что я все делаю с целью, когда обрезываю, когда стригусь, и ничего не делаю без мысли и без цели, как вы. Ибо какая цель – есть идоложертвенное, когда другие погибают из-за этого? Решительно никакой. Посему, делая это без разумного основания, вы бежите на неверное, и без цели и напрасно. Как превосходный учитель, апостол сам себя прямо выставляет в пример.
1Кор.9:26.
Бьюсь не так, чтобы только бить воздух.
Я имею, кого поражать, именно – диавола. А вы не поражаете его, но совершенство знания употребляете на суету.
1Кор.9:27.
Но усмиряю и порабощаю тело мое.
Здесь указывает на то, что они преданы чревоугодию и извиняют оное под предлогом совершенства. А я, говорит, переношу всякий труд, чтобы жить целомудренно. Ибо «усмиряю» (ύποπιέζω – глаза подбиваю) значит: бьюсь с телом. Словом ύπώποι называются синяки под глазами, которые бывают от побоев. Итак, апостол хочет показать, что борьба с природой – подвиг многотрудный. Ибо тело, говорит, очень самовластно и сильно в противоборстве. Поскольку же сказал «усмиряю» и упомянул о синяках, то тотчас присовокупил: «и порабощаю»,