Баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью

Баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью thumbnail

Государственный учет работ по геологическому изучению недр

Регулирование изучения и пользования недрами предполагает учет и государственную регистрацию работ, затрагивающих недра. В соответствии со ст. 28 Закона «О недрах» государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых является обобщением некоторых данных, содержащихся в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст. 30 Закона). Но, в отличие от Кадастра, он включает только те месторождения, выявленные запасы полезных ископаемых которых позволяют считать их имеющими промышленное значение. Согласно ст. 31 Закона «О недрах», баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются Федеральным агентством по недропользованию.

Подобно Государственному кадастру месторождений и проявлений полезных ископаемых Госбаланс запасов полезных ископаемых должен служить для планирования дальнейшего изучения недр. Разница между этими системами документов заключается в том, что в Кадастре фиксируется в основном то, что «предлагает» природа, а данные Госбаланса направлены скорее на выявление тех видов сырья, разведанных запасов которых недостаточно и поиск которых оправдан с позиции спроса на них отраслей народного хозяйства. Поэтому не исключено, что перспективные месторождения с точки зрения Госкадастра могут оказаться маловостребованными с позиции Госбаланса и наоборот. «Примирить» эти позиции могут только экономические расчеты и экологические прогнозы, в которых учитываются как ценность отдельных видов сырья для народного хозяйства, так и производственные особенности разработки отдельных месторождений

4) создание особо охраняемых геоло­гических территорий

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных объектов, достопримечательностей, имеющих особое научное, культурное, эстетическое значение, регулируются Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г., изданным в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов.

Суть данного направления заключается в том, что редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую, научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятни­ками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохран­ность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологиче­ских и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на со­ответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию (ст. 33 Закона РФ «О недрах») (хотя, неспециалисту весьма сложно отличить, например, отдельные палеонтологические находки от обрабо­танных природой кусков камня. Не менее сложная проблема и с иденти­фикацией археологических находок).

В целом задачи государственного регулирования отношений недропользованияопределены в ст. 35 Закона «О недрах». Приоритетное направление государственного регулирования отношений недропользования — обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

В задачи государственного регулирования входят:

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Опираясь на эти задачи, органы законодательной и исполнительной власти разрабатывают, принимают соответствующие нормативные правовые акты, способствующие наиболее полной реализации поставленных задач; осуществляют контроль и надзор за исполнением требований законодательства.

Источник

Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 января 2007 г.

Регистрационный N 8857

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 17 (1 ч.) ст. 1778; 2006, N 44, ст. 4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3260; 2004, N 32, ст. 3347; 2005, N 52 (3 ч.), ст. 5759), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст.2669; 2006, N25, ст.2723), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

Министр

Ю. Трутнев

Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 17 (1 ч.) ст. 1778; 2006, N 44, ст. 4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004 N31, ст. 3260; 2004, N 32, ст. 3347; 2005, N 52 (3 ч.), ст. 5759), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669, 2006, N25, ст. 2723), Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 215 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1110; 2005, N 33, ст. 3432), Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 651; 2006, N 32, ст. 3570), и определяет порядок и условия постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах» целью ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее — государственный баланс) является учет состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

3. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах» государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

4. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет ведение государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

6. Запасы полезных ископаемых на государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, Федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

7. Запасы полезных ископаемых учитываются:

за соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по недропользованию — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

8. На государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, а также полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.

9. Учету на государственном балансе подлежат:

1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только извлекаемые запасы;

3) по подземным водам — балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов;

4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета), запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;

5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на государственном балансе;

6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также изменением направления использования полезного ископаемого.

10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Федеральным агентством по недропользованию.

11. Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, актов о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемых Федеральным агентством по недропользованию и органом государственного горного надзора.

12. Запасы полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты, учтенные государственным балансом, подлежат списанию с государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании актов о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемых Федеральным агентством по недропользованию и органом государственного горного надзора, и данных ежегодной государственной отчетности организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, в случае добычи запасов полезных ископаемых из недр или их потерь в процессе добычи.

Контроль за правильностью данных, включаемых в государственную отчетность, осуществляется в установленном порядке.

13. Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, не подтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:

соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по недропользованию — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

Источник

Шестакова Е. В., налоговый консультант

Журнал «Учет в производстве» № 8, август 2012 г.

При добыче полезных ископаемых в случае разработки ранее списанных с госбаланса запасов можно применять нулевую ставку НДПИ. Если их вновь поставят на баланс, то, по мнению чиновников, право на льготу пропадает. Однако судьи ВАС РФ с этим не согласились (определение ВАС РФ от 5 мая 2012 г. № ВАС-4958/12). О чем еще следует знать для применения нулевой ставки – в статье.

Как воспользоваться льготой

Нулевая ставка НДПИ предусмотрена статьей 342 Налогового кодекса РФ. В частности, она может применяться при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных с государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Чтобы воспользоваться льготой, необходимо, во-первых, иметь лицензию, выданную Департаментом по недропользованию и развитию нефтегазодобывающего комплекса. А во-вторых, запасы должны быть списаны или признаны некондиционными. Порядок, в соответствии с которым полезные ископаемые относятся к некондиционным запасам, устанавливает Правительство РФ. Нормативным документом, регулирующим порядок списания запасов полезных ископаемых, является Инструкция РД 07-203-98, утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 17 сентяб­ря 1997 г. № 28, МПР России от 18 июля 1997 г. № 121-1.

Если запасы вернули на госбаланс

Налоговым кодексом РФ не определены конкретные виды списанных с государственного баланса полезных ископаемых. Поэтому нулевая ставка может применяться в отношении добычи всех видов ископаемых.

Однако если добыча ведется из запасов, которые были списаны, но затем повторно поставлены на государственный баланс, то налоговики могут признать применение нулевой ставки неправомерным. По мнению чиновников, действующее законодательство различает запасы полезных ископаемых, поставленные на государственный баланс, и запасы, списанные с него. Нулевая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых применяется как раз при добыче из списанных запасов. В отношении добычи из запасов, которые поставлены на баланс, нулевая ставка неприменима. Но некоторым компаниям удается оспорить данную позицию. Так, предприятие разрабатывало месторождение нефти, запасы по которому в 1966 году были списаны с государственного баланса, а в 1999 году вновь поставлены на него. Однако судьи отметили, что компания использует ранее пробуренные скважины, которые она восстановила после получения лицензии, а добыча нефти ведется из ранее списанных запасов, но вновь поставленных на государственный баланс. В данной ситуации арбитры подтвердили право предприятия на нулевую ставку НДПИ – определение ВАС РФ от 5 мая 2012 г. № ВАС-4958/12. На практике встречаются споры, связанные с признанием запасов в целях НДПИ некондиционными. Налоговики считают, что в случае изменения технико-экономических условий разработки необходимо проводить переоценку запасов как некондиционных. А раз предприятие этого не делает, то право на льготу отсутствует.

Арбитры отмечают, что Налоговый кодекс РФ в целях применения нулевой ставки не обязывает компании проводить повторную оценку запасов. А значит, льготу можно применять и без ее проведения – определение ВАС РФ от 29 апреля 2011 г. № ВАС-1526/11. Аналогичную позицию выразил суд в определении ВАС РФ от 14 июля 2009 г. № ВАС-8722/09. В каждом конкретном случае судьям приходится рассматривать разные обстоятельства. И сформировать единый подход к данной проблеме и предложить единые рекомендации достаточно сложно. Рекомендуется отстаивать возможность применения нулевой ставки.

Необходимо иметь лицензию

Как уже было сказано, для применения льготной ставки у предприятия должна быть лицензия на право пользования участком недр. Без нее компания не сможет работать, то есть пользоваться месторождением, несмотря на то, что месторождение, например, уже было ранее разработано, а потом списано, закрыто. Лицензии выдаются для:

– геологического изучения недр;

– добычи полезных ископаемых;

– строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

– образования особо охраняемых объектов.

Предприятие участвует в аукционе

Для получения лицензии компания должна направить заявку в администрацию субъекта РФ. Заявка должна содержать следующие сведения:

– справка из Управления по недропользованию об отсутствии (наличии) месторождений полезных ископаемых;

– выписка из единого госреестра;

– предложения по условиям пользования участком недр (целевое назначение, объект (геологическое описание участка недр (только для проявлений)), территория, сроки пользования участком недр, продукция (авторская оценка прогнозных ресурсов по категории Р3), предполагаемая годовая добыча);

– топографический план испрашиваемого участка, включающий географические координаты.

После этого необходимо подать заявку на участие в аукционе после официального опубликования извещения о проведении аукциона. Заявка должна содержать следующие сведения:

1) наименование юридического лица, его организационно-правовую форму, копии учредительных и регистрационных документов;

2) сведения о руководителях заявителя и лицах, которые представляют заявителя при получении лицензии на право пользования участком недр: фамилия, имя, отчество, должность, а так же служебные телефоны (для юридических лиц);

3) сведения о кадровом составе заявителя, в том числе о наличии квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр;

4) документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя на участие в аукционе в соответствии с гражданским законодательством и учредительными документами;

5) данные о финансовых возможностях, источниках финансирования планируемых работ, в том числе копии бухгалтерского баланса;

6) документы из налоговых органов по месту учета заявителя о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджеты всех уровней по состоянию на дату не ранее чем за месяц до даты подачи заявки, свидетельствующие об отсутствии просроченной задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам;

7) документы о состоянии расчетов по страховым взносам на обязательное социальное страхование;

8) данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков;

9) информацию о предыдущей деятельности заявителя, включая список государств, в которых он осуществлял свою деятельность в течение последних 5 лет;

10) информацию об основных видах деятельности заявителя;

11) сведения о наличии лицензий на пользование недрами и информацию о выполнении условий лицензионных соглашений.
Заявка подписывается руководителем и заверяется печатью. После получения письменного извещения в течение пяти рабочих дней о допуске к участию в аукционе заявители вносят задаток в размере 100 процентов стартового размера разового платежа за пользование недрами, указанного в извещении об аукционе. Заявители, не внесшие задаток, к участию в аукционе не допускаются.

По окончании проведения аукциона задаток возвращается проигравшим участникам аукциона.

Источник