Басня мартышка и очки как не полезна
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
___________
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Анализ / мораль басни «Мартышка и очки» Крылова
Басня «Мартышка и очки» — одно из самых известных произведений Ивана Андреевича Крылова, неизменно включаемое в школьную программу.
Басня написана в 1815 году. Ее автору в тот момент исполнилось 46 лет, он трудится в Публичной библиотеке Петербурга. В литературном отношении писатель практически полностью переключился на басенное творчество. Сборник 1815 года вышел с иллюстрациями. Басня сочинена в размере вольного ямба, типичного для И. Крылова. Активность одного действующего лица (Мартышки) перекрывается невозмутимостью другого (Очков). Небольшая узконосая обезьянка «к старости» стала подслеповатой. В неволе она могла достигнуть весьма преклонного возраста – лет тридцати и даже сорока. «Слаба глазами»: стала плохо видеть, а значит – попадать впросак. «У людей слыхала»: она жила у кого-то (скорее всего, в дворянском доме) почти на правах члена семьи. «Зло не большой руки»: идиома, означающая, что дело поправимо. «Очков с полдюжины»: шесть штук. «Достала»: попросту стянула. «Вертит и так и сяк»: пример устаревшего ударения в слове. «Темя»: область головы ближе к затылку. Дальше череда колоритных приставочных глаголов, соединенных перечислительной градацией: прижмет, понюхает, нанижет, полижет. «Не действуют никак». Очки не «оживают», чтобы поведать ей свои тайны, точнее, главную из них – искусство их ношения. «Тьфу пропасть!»: обезьяна бранится. Достается и людям за «враки», даже себя она величает «дураком» за то, что слушала небылицу про пользу очков. «На-волос»: очередная идиома И. Крылова, означающая «ни на волосок, нисколько». «О камень хватила»: разозленная Мартышка выбежала с очками во двор, где и расколотила их так, что «брызги засверкали» (это еще и метафора). «Познатней»: имеющий имя и вес в обществе. Следом идет мораль: невежде все не впрок, не разобравшись, он бранит даже весьма хорошие вещи. Если не получилось что-то у одного, не факт, что не выйдет у другого. Также обыгрывается тема знаний, просвещения, попадающих в руки неучей. Возможно, есть и подтекст восприятия новшеств разными поколениями (обезьяна-то была пожилой). Наконец, доступность очков героине не принесла пользу. Лексика разговорная, пересыпанная выразительными, местами устаревшими, оборотами. Перепадам ритма и интонации способствуют широкие возможности разностопного ямба.
В «Мартышке и очках» И. Крылов представляет на суд читателя невежество и самодовольство.
- Следующий стих → Иван Крылов — К соловью (Басня)
- Предыдущий стих → Иван Крылов — Мальчик и змея (Басня)
Слушать аудио-басню:
Читать стих поэта Иван Крылов — Мартышка и очки (Басня) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Басня «Мартышка и очки». М. М. Гужавина |
Басня «Мартышка и Очки» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1815 г. Дата написания произведения неизвестна.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Мартышка и очки» Крылова (анализ, суть, смысл)
«Мартышка и Очки». Иллюстрация А. П. Сапожникова |
Мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.
К басне «Мартышка и Очки» отлично подходит пословица: «Дело мастера боится». Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.
Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее последних строках:
«К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.»
Вот что говорит поэт И. И. Хемницер о морали басни «Мартышка и Очки»:
«Всем известно, что очки действительно помогают зрению; но мартышка-то, видите, переколотила их как ни к чему не нужные, да еще и кричит, что обманули ее.
Басня «Мартышка и очки».
Художник А. Н. КомаровБывает так и меж людьми. Иной видит, что сосед его имеет выгоду, та том, на другом, вот и сам схватится за то же, но у него-то вместо прибыли выходит только убыток. Вот и давай кричать: «Пустое, братцы, дело; я сам испытал!». А пустое-то оно и вышло у него оттого, что он принялся за дело, не разумея его; всякое же дело, как говорит пословица, мастера боится.
Так оно и во всем, в самом малом деле: какой топор в руки ни возьми, а коли рубить не умеешь, так никакой топор не поможет.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
По мнению авторов книги «50 басен И. А. Крылова», мораль басни заключается в следующем:
«Что же очки виноваты? Знание — те же очки. Вооружись ими толково — и многое разглядишь, о чем сослепу и не догадываешься. Только надо очки выбирать с толком; а за тем их не лизать, не на хвость низать, а надеть на глаза хорошенько! <…> Идите же смело путем просвещения; не слушайте всяких мартышек, которые испытывали «очки» только языком да хвостом, и толкуют, будто в них нет проку… Не слушайте ни задорных мосек, ни тупых ослов…»
(книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров видит суть и смысл басни «Мартышка и Очки» в следующем:
«Мартышка и Очки».
Иллюстрация К. И. Рудакова«Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Невежда, берущийся за дело, для исполнения которого у него нет ни природных способностей, ни знаний, ни уменья («Квартет»), невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет («Осел и Соловей»), — эти невежды только смешны. <…>
Гораздо опаснее тот невежда, который, не зная цены полезной вещи, толк свой про нее все к худу клонит, а если у него есть сила, то он ее гонит и истребляет («Мартышка и Очки»).»
(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Басня «Мартышка и очки». Художник В. Серов |
Педагог В. И. Водовозов комментирует суть и смысл басни так:
«…Мартышка, примерающая очки… <…> Тут вместе с переимчивостью и раздражительностью обезьяны живот рисуется и характер невежды, не понимающего пользы от науки.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
По мнению авторов книги «И. А. Крылов и его басни», мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в следуюшем:
«…разряд невежд… которые бранят и осуждают хорошие вещи только потому, что сами, по своему неумению, никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу. Эта мысль высказана Крыловым в басне «Мартышка и Очки».»
(«И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Источник
Nadias 5 лет назад Мораль (вывод) очередной басни гения русской литературы Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и очки» довольно проста, которую поймет каждый, если прочитает басню от начала и до конца. Мораль в конце басни. Если невежде дать в руки полезную вещь, с которой он не догадается что делать, не поймет ее ценность, то этот самый невежда посчитает вещь и всю ее науку бесполезной. В басне отражены пороки и человеческие недостатки, которые высмеяны. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Если вспомнить сюжет, то лицом высмеянным в басне оказывается мартышка, которая не умела пользоваться очками и в сердцах разбила их, посчитав совет использовать этот прибор простой насмешкой. Это первый простой слой басни и мораль его в том, что невежество во всех своих бедах всегда обвиняет что угодно, но только не себя. Однако есть в этой басне и второй слой. Не надо забывать, что мартышка никогда в жизни не имела дела с очками, а добрые люди ей посоветовали, но не научили как пользоваться этим прибором. Тут возникает вторая мораль, если вы хотите добиться от человека результата, сперва обучите его и покажите алгоритм действий. Человек, а тем более мартышка не обязан знать то, что знаете вы, и незнание вовсе не преступление. Носорог 6 лет назад Саму басню можно ради интереса почитать здесь — «Мартышка и очки». Очень поучительная басня Крылова. На ее основе высмеиваются все невежды нашего человеческого общества. Басня написана 200 лет назад, а до сих пор басня не теряет своей актуальности и остроты. Мартышка — это невежда, а очки в ее руках — это наука. Вот и получается, что люди, которые не смыслят в науке, своим невежеством лишь смешат окружающих. В этой басне, похоже, иронично высмеивается определённый тип людей, которые сами ничего толком не знают, но при этом высказывают своё мнение да ещё поучают других. Таких людей можно встретить почти на каждом шагу, про них ещё обычно высказываются так: сам не знает, а говорит. Стрымбрым 5 лет назад Мораль этой басни, мне представляется в следующем. Любая, даже самая полезная вещь в руках невежды, может превратится в совершенно бесполезную. В применении к сегодняшнему времени, когда появилось достаточно много умных приборов, эта басня особенно актуальна. Mirra-Mi 5 лет назад У каждой вещи есть свое предназначение, своя инструкция по применению. Если не использовать вещь в тех целях, для которых она предназначена, то и прока от ее не будет. Поэтому сначала нужно разобраться что к чему и как, а не бросаться словами обвиняя других в незнании. Мартышка в данном случаи и является такой невеждой, необразованной личностью и высмеивает науку, не понимая что сама осталась в смешном положении. kacevalova 5 лет назад Басни Крылова это лучшие басни которые встречались на моём жизненном пути, они все полны смысла, но каждый их смысл понимает-находит по своему мировоззрение, например в басне «Мартышка и очки» у меня такой смысл: мартышка это необразованный человек в руках которого очки это наука-знания. о…таких «мартышек» мы встречаем практически каждый день..сам не знаю, но высказаться обязан и нередко негативно, именно так я бы их описала…а в басне мартышка-это невежда, которая услышала звон, а что с ним делать не вразумеет, но поругаться обязана… ЯнаМарина 5 лет назад Мораль в том, что развитие человеческого интеллекта не стоит на месте, а человек стареет, и теряет с возрастом не только сообразительность, но и чувство юмора, а заодно и чувство меры. Все это приводит к охаиванию прогрессивных идей. Mishka22 5 лет назад У этой басни мораль очень поучительна. В современном обществе очень часто встретишь таких мартышек-невежд, которые, не понимая смысла в хороших, полезных вещах, стремятся их заполучить, а потом не знают, что с этой вещью делать. Знаете ответ? |
Источник
- Сочинения
- По литературе
- Крылов
- Анализ и мораль басни Мартышка и очки
Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед. Понятное дело, для того чтобы от глупости избавиться нужно действовать в том числе и методами обличения.
Многие люди подобно мартышке в этой басни, действительно не понимают ценности чего-либо. Подобное проявляется по большей части от невежества или недостаточной образованности. Зависть тоже имеет свою роль, к примеру, кто-то видит чье-то умение или способность и тоже хочет обладать этим.
Только вот обладание никогда не равно самой способности и какому-либо умению. Об этом Крылов тоже говорит. Ведь очки действительно помогают и могут служить полезным инструментом, но глупая мартышка не знает как пользоваться этим инструментом, но слишком глупа чтобы понять собственную глупость.
Как поступают глупцы в подобной ситуации? Обвиняют во всем другого или других, начинают роптать на инструмент, но не на собственное неумение. Поэтому мартышка и считает очки ненужными и людей лжецами, которые только придумывают какие-то сказки про очки, которые могут помочь зрению.
Если бы мартышка знала как пользоваться очками, то получила бы пользу, но в итоге не получает ничего, так как глупа. Итогом глупости является только разрушение и недовольство, но самое печальное в участи мартышки, которая, вероятно, никогда не поймет в чем на самом деле дело. Заблуждения подобного типа невероятно распространены, но люди не могут такие заблуждения признать порой на протяжении всей своей жизни, поэтому остаются в невежестве и фактически слепцами.
Мораль басни
Дабы «прозреть» нужно для начала хотя бы признать собственное невежество и хотя бы допустить возможность собственной глупости. Однако себялюбивая мартышка не способна на такое. Поэтому не может улучшить собственное зрение во всех смыслах.
Анализ 2
Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую динамичную и образную пьесу, в которой присутствуют закадровые комментарии действий основных персонажей.
Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая в силу возраста начинает терять зрение, а поскольку является достаточно любопытным персонажем, собирающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, с точки зрения людей, огромным подспорьем для слабовидящих лиц.
Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным аксессуаром для глаз, не понимающей его практического применения.
Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме демонстрируя недальновидность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже пытающейся определить запах очков. В итоге считающаяся себя обманутой Мартышка в раздражении избавляется от ненавистного бесполезного предмета, разбив очки об пол, так и не осознав способ их применения.
Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда однородных членов предложения, описывающих бесполезность действий Мартышки, а также посредством включения в басню форм диалога, демонстрирующих легкость и увлекательность произведения.
Очки в басни являются символом знаний, которые, по мнению автора, должны применяться разумно и толково, в противном случае знания не приводят к положительному результату.
Образ Мартышки используется автором в качестве изображения невежественных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какой-либо проблемы, суть которой для них неизвестна и непонятна, при этом представляют себя в виде знающих и дальновидных представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать негативные оценки человеческим действиям и поступкам.
Моралью басни является авторское утверждение о необходимости получения знаний, образования, постоянного стремления к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных целей, в отсутствии которых человеческое существование становится бессмысленным.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Мартышка и очки
Популярные сегодня темы
- Сочинение Подслушанный разговор книг в библиотеке с прямой речью 6 класс
Однажды второклассник Вова решил заглянуть в школьную библиотеку, чтобы посмотреть, что именно там находится. От своих одноклассников он много слышал, что там есть сотни старых книг
- План рассказа Куст сирени Куприна 8 класс
Николай Евграфович Алмазов, офицер, вернулся с лекций в Академии генерального штаба в плохом настроении. Поступление в академию далось с трудом: экзамены Николай сдал на третий раз.
- Характеристика и образ Захара в романе Обломов Гончарова сочинение
Одним из второстепенных героев представлен слуга Ильи Ильича Захар — пожилой лысоватый мужчина с бакенбардами на три бороды его образ жизни такой же как и у хозяина
- Герои рассказа Дом с мезонином Чехова сочинение
Главный герой рассказа, молодой художник, ведет повествование от своего имени. Описываемые события случились с ним в период творческого спада, когда он временно оставил живопись и поселился
- Летопись — жанр древнерусской литературы
Литература Древней Руси появилась в XI – XII веках. В течение семи веков она активно развивалась. Большое влияние на ее становление оказала Византия. Древнерусская литература позаимствовала у нее систему жанров
Источник