Береги полезные ископаемые 3 класс знаки

Береги полезные ископаемые 3 класс знаки thumbnail

Наша планета таит в своих недрах несметные сокровища – полезные ископаемые. Во всем мире геологи занимаются поиском новых месторождений минеральных ресурсов. К числу стран, богатых природным сырьем, относится и Россия.

Береги полезные ископаемые 3 класс знаки

Виды полезных ископаемых

В зависимости от состояния полезные ископаемые могут быть твердыми (мрамор, соли, металл), жидкими (нефть, минеральные воды) и газообразными (природный газ).

Однако чаще всего природное сырье разделяют по его прямому предназначению. В итоге получается следующая квалификация:

  • Горючие ископаемые – применяются для получения энергии или тепла. К ним относятся горючие сланцы, нефть, метан, каменный уголь.
  • Рудные ископаемые – это все природное сырье, в составе которого обнаружен металл, а также графит и асбест.
  • Нерудные ископаемые – различные виды соли и сырье, не содержащее металл. Это мел, песок, глина, графит.
  • Самоцветные камни – это драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Сапфиры, гранаты, изумруды, топазы и многие другие.

Самым твердым кристаллом на планете является алмаз. Он настолько прочный, что может с легкостью повреждать любой материал, а сам при этом остается без малейшей царапины. Несмотря на всю красоту алмазов, только 20% от их добычи идет на создание ювелирных украшений, а 80% успешно применяется в промышленных целях.

Береги полезные ископаемые 3 класс знаки

Рис. 1. Алмаз

К сожалению, рано или поздно запас природных ископаемых может исчерпаться, и нужно очень бережно их использовать.

Горючие ископаемые

Для современных людей комфортная и удобная жизнь стала вполне привычной, а все благодаря горючим полезным ископаемым. С их помощью обогреваются помещения, ездит транспорт, развивается промышленность.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Нефть и каменный уголь – это самые ценные горючие ископаемые, необходимые человеку.

Долгое время считалось, что каменный уголь – это обычный камень. И только благодаря знаменитому ученому М. В. Ломоносову удалось доказать, что это твердое топливо, которое было образовано тысячи лет назад из древних растений.

Береги полезные ископаемые 3 класс знаки

Рис. 2. Каменный уголь

Каменный уголь нашел самое широкое применение: его используют для изготовления жидкого топлива, пластмасс, медикаментов, чернил. Без него невозможно приготовить цемент или выплавить металл из руд.

Нефть также очень универсальна: из коричневой маслянистой жидкости люди научились получать топливо высочайшего качества, стекло, пластмассу, различные детали для автомобилестроения и многое-многое другое.

Рудные ископаемые

Человечество ужа давно использует в своем арсенале металл, который в природе хранится в рудных месторождениях. Металлическое сырье бывает нескольких видов:

  • черные металлы – железо и его сплавы;
  • цветные металлы – медь, никель, свинец и другие;
  • драгоценные металлы – платина, серебро, золото.

В промышленности чаще всего используют не чистый металл, а сплавы – смесь двух и более металлов. Это необходимо для того, чтобы получить продукт с нужными свойствами: более высокой прочностью, упругостью или долговечностью.

Драгоценные металлы используются не только в создании ювелирных украшений, но также в радиотехнике, при создании сверхточных авиационных и космических приборов.

Береги полезные ископаемые 3 класс знаки

Рис. 3. Золото

Нерудные ископаемые

К нерудным ископаемым относятся все природные вещества, в составе которых нет металлов. Человечество давно активно использует минеральное сырье в своих целях. Наибольшую пользу оно приносит при строительных работах.

Самые популярные нерудные ископаемые – это известняк, глина, песок, мрамор.

Что мы узнали?

Мы выяснили, какие бывают полезные ископаемые, какими свойствами они обладают и какое значение имеют для человека. Благодаря нашей статье школьник сможет без труда подготовить доклад на тему “Почему надо беречь полезные ископаемые?” (3 класс) для урока по Окружающему миру.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 314.

Источник

Класс: 3 Б.

Цели урока: Формировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с  группами    полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых; воспитывать бережное отношение к природным богатствам

Тип урока: Изучение нового знания.

Оборудование учебник: учебник «Окружающий мир», 3 класс, 2 часть Школа России, рабочая тетрадь №2, презентация, карточки с заданиями.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Проверять готовность к уроку

Самоопределение (Л);

2.Актуализация знаний и мотивация

Практический, упражнение.

Работа в парах.

3

Сегодня на уроке нам предстоит много интересного, но перед этим давайте вспомним пройденный вами материал. Кто сможет сказать, как называется раздел, который вы начали изучать? (Чему учит экономика) Посмотрите на слайд, на нем изображены вопросы, на которые вам нужно ответить. Поработайте с этими вопросами в парах.

  1. Что такое экономика?
  2. Какие отрасли экономики вы знаете?
  3. Что имеет большое значение для экономики?

Какие вопросы у вас возникли? В чем были трудности?

Повторять пройденное.

Работа в парах.

Выполнять проверку работы.

Принимать и сохранять учебную задачу (Р);

Формулировать собственное мнение (К);

3.Постановка учебной задачи

Словесный, беседа.

Работа с учебником

Демонстрация ответов.

Словесный, беседа.

8

Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, нам нужно отгадать несколько загадок. Давайте попробуем это сделать.

Он очень нужен детворе

Читайте также:  Рассказать о воде чем она полезна

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

Посмотрите на слайд, на нем написаны все отгадки к этим загадкам. Как одним словом можно назвать их все? (Полезные ископаемые)

Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Какие цели на урок мы поставим?

Отгадывать загадки.

Определять тему урока

Ставить цели на урок

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Формулировать проблему, создавать собственные пути решения (П);

Формулировать собственное мнение (К);

Строить речевое высказывание (П);

4.Открытие нового знания

Словесный, рассказ.

Словесный, обсуждение.

Работа с учебником

Словесный, беседа.

20

В мире существует множество полезных ископаемых, но что же это такое? На слайде вы можете увидеть определение понятия «полезные ископаемые», только есть одна проблема – слова, кажется, перепутались. Сможете ли вы собрать определение понятия из перепутанных слов?

(Полезные ископаемые – богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве).

Верно, молодцы, ребята.

А какие полезные ископаемые знаете вы?

(ответы детей)

Скопление полезных ископаемых называется месторождением.

Наша страна очень богата полезными ископаемые, и сегодня мы узнаем о них чуть больше.

(Просмотр видеофрагмента о полезных ископаемых)

О каких полезных ископаемых вы узнали из видеофрагмента? (Нефть, торф, каменный уголь, природный газ)

Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс,  красителей и др.

Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось нефти?

Каменный уголь

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.

Так же одним из ярких представителей полезных ископаемых, не названных в просмотренном нами видеофрагменте, является глина.

В смеси с водой глина образует тестообразную  массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Знаете ли вы, что можно сделать из глины?

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Слушать рассказ

Смотреть видеофрагмент

Слушать рассказ

Слушать рассказ.

Высказывать свое мнение.

Извлечение из рассказа необходимой информации (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Строить речевое высказывание (П);

Строить речевое высказывание (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

5.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный, беседа.

5

Теперь мы разделимся на группы, и каждый из вас побудет геологом. Каждая группа изучит один из видов полезных ископаемых, лист с информацией и вопросы, на которые нужно будет ответить и рассказать одноклассникам. Выберите командира, итого, кто будет рассказывать у доски.

1 группа – песок

2 группа – гранит

3 группа – известняк.

  1. Где и как добывают это полезное ископаемое?
  2. Для чего нужно это полезное ископаемое? Что из него делается или для чего оно используется?
  3. Как это полезное ископаемое помогает людям?)

Работать в группе

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический, Работа с упражнением.

3

Откройте рабочие тетради на странице 29. Прочитайте задание под номером 3. Что нужно муравей хочет знать? Что нужно сделать? (Выбрать и отметить плюсом правильные варианты использования полезных ископаемых). Выполните это задание самостоятельно.

Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте ответы.

(Проверка по эталону)

Работать с упражнением.

Выполнять действия по заданному алгоритму (П);

7.Включение в систему знаний

Словесный, беседа.

1

О чем мы сегодня с вами говорили? (О полезных ископаемых) Какие цели мы ставили на урок? Достигли ли мы их?

Повторять пройденное.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

8.Рефлексия деятельности

Практический, упражнение.

Читайте также:  Фрукты полезные при повышенной кислотности желудка

Словесный.

5

Чтобы узнать, как хорошо вы сегодня слушали на уроке, я предлагаю вам решить кроссворд, а после снова поменяться ими с соседом по паре и проверить друг друга.

У кого не было ни одной ошибки? Одна ошибка? Две?

Чтобы подвести итоги урока, я предлагаю вам закончить следующие предложения собственными словами.

На уроке мы узнали …

Было интересно…

Было неинтересно…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Выполнять кроссворд.

Дополнять предложения.

Выполнять действия по заданному алгоритму (П);

Строить речевое высказывание (П);

Источник

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: закрепить знания обучающихся о полезных ископаемых родного края и их использовании человеком; создать условия для понимания необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы; способствовать формированию универсальных учебных действий — работать с учебными текстами, осознанно читать вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя

Планируемые результаты

Предметные: научатся охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами

Метапредметные:

регулятивные — выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

познавательные — планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

коммуникативные — понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к полезным ископаемым

Образовательные ресурсы: коллекции полезных ископаемых

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

— Как образуются полезные ископаемые?

— Сколько времени проходит для образования полезных ископаемых?

— Какие полезные ископаемые образовались в глубинах морей и океанов, озер и болот?

— Какие полезные ископаемые образовались из магмы?

Проводит проверку знаний обучающихся. На классной доске нарисованы условные знаки полезных ископаемых, которыми богат родной край. Одному из обучающихся предлагается назвать эти полезные ископаемые, а также разделить их на группы: горючие, рудные, строительные, драгоценные и поделочные камни.

— Расскажите о горючих полезных ископаемых и их использовании человеком.

— Расскажите о рудных полезных ископаемых и их использовании человеком.

— Расскажите о строительных полезных ископаемых и их использовании человеком

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

— Одни полезные ископаемые рождены в недрах Земли из расплавов магмы, другие образовались на дне океана из остатков живых организмов.

— Для образования полезных ископаемых проходят миллионы лет.

— В глубинах морей и океанов, озер и болот образовались полезные ископаемые: известняк, торф, каменный уголь, бурый уголь, песок и глина.

— Из магмы образовались полезные ископаемые: гранит, базальт, рудные полезные ископаемые.

Находят в коллекции образцы полезных ископаемых, о которых идет речь, и демонстрируют их классу

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

— Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

— Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

— Сегодня на уроке мы…

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективное чтение текста параграфа (ч. 2, с. 26, 27).

— Обратите внимание на тот факт, что на образование большинства полезных ископаемых потребовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования. Запасы полезных ископаемых постепенно уменьшаются. Ученые предсказывают, что в XXI веке разведанные запасы нефти, золота, меди могут быть исчерпаны. Восстановить запасы полезных ископаемых, как лес после вырубки, человек не может. Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— С каждым годом людям требуется все больше бензина, угля, газа, металла, и человек берет полезных ископаемых из земли больше и больше. Но если воду и воздух можно очистить, восстановить, то полезные ископаемые — нет. На их образование нужны миллионы лет. Их быстро не восстановишь.

Закон об охране природы требует вести добычу полезных ископаемых разумно и осторожно, не допуская потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

В 1920 году на Южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник. Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывались различные ценные минералы. Теперь старинные копи приведены в порядок, расчищены от обломков.

Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют нетронутыми.

Ученые заповедника изучают, как залегают в недрах Земли различные горные породы и минералы. Студенты геологических институтов приезжают сюда на практику. Множество туристов ежегодно посещают заповедник.

— Что нужно делать, чтобы сохранить полезные ископаемые? Ученые разрабатывают новые способы выплавки железных руд, чтобы изделия из металлов получались прочными и долговечными.

Стараются также найти способы для применения отходов одного производства в другом. Например, отходы после переработки нефти в бензин используются в производстве полиэтиленовой пленки.

Стараются заменить дорогостоящий металл и ценную древесину на пластмассу. Топливо из каменного угля и нефти заменяют на другие источники тепла. Строят гидроэлектростанции и электростанции, где используются сила воды, ветра или солнечное тепло.

— Какой вклад в дело сохранения полезных ископаемых вы можете внести?

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Делают выводы:

1. Разрабатываются все новые и новые способы выплавки железа из руд, в результате чего изделия из металлов получаются более прочными и долговечными.

2. Человек все более рационально использует отходы производства. К примеру, отходы заводов, где выплавляют металлы, — шлаки применяют для изготовления строительного материала — шлакобетона.

3. Создаются новые искусственные материалы, заменяющие природные металлы, например, пластмасса. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла и света. Строятся электростанции, где используется сила ветра, солнечное тепло, потоки воды.

— Собирать металлолом, экономно расходовать газ, электричество, следить за экономным потреблением питьевой воды

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности,

эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

— Придумайте и нарисуйте плакаты, знаки, которые означают “Береги полезные ископаемые!”.

Организует работу в тетради № 2 (задания 8, 9).

— Решите кроссворд — и вы узнаете, как называют разведчиков недр.

1. Прочный камень, хорошо полируется и используется для отделки станций метро, строительства фундаментов, зданий.

2. Маслянистая жидкость, легче воды, тёмного цвета, с резким запахом.

— Покажите месторождения нефти на карте. Назовите её основные свойства.

3. Важное полезное ископаемое, состоящее из остатков полусгнивших растений. Вам подскажет ребус:

Береги полезные ископаемые 3 класс знаки

4. Этот прозрачный горный минерал может быть разного цвета.

5. Это полезное ископаемое образовалось в результате разрушения твердых горных пород.

6. Горная порода, пылевидная в сухом состоянии и пластичная при увлажнении.

— Железнодорожные насыпи делают из песка. Почему не из глины?

— В названии какого полезного ископаемого надо вставить букву и получится имя девочки?

— Какое свойство глины используется мастерами глиняной игрушки?

7. Осадочная горная порода, образуемая при участии живых организмов в морских бассейнах.

— Все эти полезные ископаемые есть в нашем крае. Какие полезные ископаемые мы не назвали, которые добывают в нашем крае?

— Отгадайте ребусы.

— Условные значки полезных ископаемых разбросаны на карте по всему краю, но особенно их много в горной части. Горные богатства служат для развития нефтяной, газовой, цементной и химической промышленности. Покажите на карте их месторождения

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Обсуждают экологические знаки в парах. Рисуют свои знаки. Решают кроссворд, читают ключевое слово: геолог.

Береги полезные ископаемые 3 класс знаки

— Глина легко размывается водой, а песок пропускает воду сквозь себя.

— Глина — Галина.

— Пластичность.

Отгадывают ребусы:

Береги полезные ископаемые 3 класс знаки

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

— Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 26-30); выполнить задание 10 в тетради для самостоятельной работы № 2

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог

урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

— Что нового узнали на уроке?

— Почему надо беречь полезные ископаемые?

— Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

— Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

— Сегодня на уроке мы…

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку

Читайте также:  Чем полезна одна бутылка пива в день

Источник