Бережное отношение людей к полезным ископаемым

Бережное отношение людей к полезным ископаемым thumbnail

К сожалению, современный человек редко задумывается над тем, почему надо беречь полезные ископаемые. Потребительское отношение к окружающему миру может сыграть решающую роль в разрушении привычной жизни. Если игнорировать проблему, то она начнет увеличиваться подобно снежному кому, скатывающемуся с вершины высокой горы.

Объем ископаемых весьма ограничен. В погоне за лучшим комфортом своей повседневной жизни, человек расходует слишком много ресурсов. Одни из них могут быть заменены альтернативными источниками, а другие — нет. Стоит задуматься над своим вкладом в будущее всей планеты и внести хотя бы малую лепту в улучшение ситуации.

Содержание:

  • Опасность исчезновения природных богатств
  • Пути сохранения

 Опасность исчезновения природных богатств

По своей сути полезные ископаемые — это различные образования земной коры, которые человек может эффективно применить в сфере материального производства. В данную категорию относятся ископаемые, полученные минеральным или органическим путем. Изучением добычи необходимого материала занимается область науки и технологии, именуемая горным делом.

Различают следующие виды скоплений ископаемых:

  • жилы;
  • штоки;
  • пласты;
  • гнезда;
  • россыпи;
  • иные месторождения различного характера (районы, провинции, бассейны).

По своему назначению добытые материалы делятся на:

  • Рудные — разновидности черных, цветных, а также благородных металлов.
  • Горючие — торф, уголь, природный газ, горючие сланцы, нефть.
  • Нерудные — популярные строительные материалы (песок, глина, известняк, гранит и пр.), горно-химическое сырье (фосфаты, бораты, минеральные соли и т.д.), камнесамоцветное сырье (агат, оникс, яшма, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, рубин, сапфир, изумруд).

Природные богатства создавались десятки и сотни миллионов лет, а расходуются в течение очень короткого отрезка времени. Только горючие ископаемые появляются непрерывно, хотя скорость их образования все равно несравненно мала с темпом использования человеком. Народному хозяйству требуется слишком много ресурсов для полноценного удовлетворения нужд населения всей планеты.

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

Полезные ресурсы служат для различных целей:

  1. Сырье для изготовления бытовых предметов.
  2. Строительные материалы или главная их составляющая.
  3. Основа для создания важной промышленной продукции.
  4. Источник энергии для обработки различных материалов (в доменных печах, плавильных тигельных горнах и пр.), обогрева помещений, приготовления пищи.

Все они имеют огромное значение для комфортной жизни людей, поэтому расход природных средств очень велик. Запасы их ограничены, поэтому необходимо тщательно охранять. Ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет при том же объеме использования. Вначале «минеральный голод» коснется углеводородного топлива, затем — остальных ископаемых. Бережное отношение к природным дарам позволит найти верный путь из сложившегося положения.

Пути сохранения

Многие государства выбрали сразу три пути развития будущего с учетом завышенного расхода природных ресурсов. Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.

Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства:

Экономичный расход. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.

Предотвращение потерь сырья. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.

Соблюдение правил перевозки. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.

Сохранение целостности имеющихся ресурсов. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.

Повторное использование материала. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».

Важно помнить, что дары природы могут однажды завершиться. Хватит жить одним днем! От каждого человека зависит, будет ли будущее у нового поколения…

Источник

Технологическая карта урока окружающего мира, 4 класс

Автор: учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Мензелинска Республики Татарстан:

Устюжина Надежда Ивановна

Тема: Полезные ископаемые и их свойства (песок, глина, гранит, известняк), связь деятельности человека с природой и свойствами ее объектов. Бережное отношение к полезным ископаемым.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Читайте также:  Полезно ли по утрам делать упражнения

Формы контроля — индивидуальная работа, работа в парах, разноуровневая работа, самопроверка, взаимопроверка.

Используемые методы, приемы, формы — словесный, беседа по уточнению знаний, создание ситуации успеха, создание ситуации эмоционального комфорта, фронтальная работа, работа в паре, побуждающий диалог, индивидуальная и самостоятельная работа.

Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых

Задачи:

— обучающие: Характеризовать свойства песка, глины, известняка

-развивающие развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения

-воспитательные: прививать навыки бережного отношения к природным богатствам

Планируемые результаты:

Предметные: Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека

Личностные: Знание полезных ископаемых для жизни человека.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют цель познавательной  деятельности; планируют свои действия  в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: осуществляют  анализ, сравнение; делают выводы.

Коммуникативные:

1.Сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий,

2.Понимают и передают содержание прочитанных текстов, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, прислушиваются  к мнению других,

3. договариваются и приходят в общему решению.

Методологическая база: УМК «Школа России». Учебник «Окружающий мир: 4 класс», автор А.А.Плешаков.

Оборудование и материалы:  проектор, презентация к уроку, образцы полезных ископаемых, лупы, стекла, стаканчики с водой.

Дидактическая структура урока

Цели этапа

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, дидактические материалы

Планируемые

результаты

/УУД/

Организационный момент

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Организует начало урока

…знаешь – говори, не знаешь – слушай.

Вспомним о правилах поведения на уроке.

— Чтобы не терять время.

Чтобы всё запланированное сделать.

Знаешь – говори, не знаешь – слушай

К1, Р

Актуализация знаний

Задаёт вопрос

Высказываются, приводят примеры

— О чём идёт речь: Вещества, которые залегают на поверхности земли и в её толще. (Горные породы).

— Что вы может о них сказать? Кто помнит способы образования горных пород.

Л

Проверка дом задания

Загадывает загадку

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, выступают с сообщениями и пересказом прочитанного материала

Внимание на экран.

Слайд 1-3

Он очень прочен и упруг

строителям – надёжный друг

дома, ступени, постаменты

красивы станут и заметны (гранит)

— Расскажите, что вы знаете о граните, о способах и месте добычи.

Слайд 4-5

Этот мастер белый – белый.

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (известняк)

Слайды 6-8

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

Слайды 9-11

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. ( глина)

— Как добывают глину? Что делают из неё?

Слайды 12-14

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий,

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (каменный уголь)

Слайды 15-16

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением (торф)

Слайды 17-22

Она варилась долго

В доменной печи.

На славу получились

Ножницы, ключи. (железная руда).

Слайды 23-25

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (природный газ).

Слайды 23-25

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте: что же это? (нефть)

Постановка учебной задачи

Подводит к теме урока, Задаёт вопросы

Отвечают на вопросы, делают выводы

— Итак, о чём же мы поведём речь на уроке?

— Все горные породы полезны для человека, их называют полезными ископаемыми. Объясните, почему?

Ученик: Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину).

— Полезные ископаемые добывают из различных слоев Земли. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

— Так что же такое полезные ископаемые?

(Полезные ископаемые — это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельности.

Слайды 23-25

— А какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

(Выступление ребёнка).

Самоопределение к деятельности

Постановка проблемы и целей урока.

Мотивировать к изучению темы

Задаёт проблемный вопрос

Организует изучение нового материала

Постановка  проблемы

— Ребята, а почему их так называют ПОЛЕЗНЫЕ ? За какие такие качества, свойства их добывают люди?

Все ли мы вопросы рассмотрели? Всё ли выяснили? — Значит в чём проблема нашего урока? Что нам нужно выяснить?

— Какие методы познания будем использовать?

— Сегодня мы будем в роли исследователей.

— Как называют учёных, которые ищут природные богатства и изучают их?

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! 

— А что же мы будем исследовать?

— Давайте выясним свойства самых распространенных полезных ископаемых нашей местности. (Песок и глина)

К 2,3

Открытие нового знания

Формировать знания свойств песка и глины

Работают в паре. Выполняют практическую работу, выполняют опыты

Читайте также:  Кофе черный или с молоком что полезнее

Организует практическую работу

Сегодня будем работать в паре.

У вас на столах всё необходимое для выполнения практической работы. Рассмотрите материалы и оборудование, которые вам понадобятся.

Что вы видите? Давайте вспомним правила техники безопасности со стеклом.

1.Нельзя касаться пальцами острых краев стекла,

2. Нельзя бросать стекло

3. При использовании лупы не оставлять ее на солнце.

4. Нельзя допускать попадания песка в глаза.

5. Нельзя тереть грязными руками глаза

Давайте выполним практическую работу на 60 учебника и зафиксируем результат в рабочую тетрадь на стр. 25

— По окончанию исследования сделайте вывод и выступите перед классом.

— Прежде, чем приступить к работе, давайте прочитаем ход практической работы.

1.Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние. Заполните в таблице. (2 мин)

2.Потрите песком и глиной по стеклу. Что увидели? Какой вывод можно сделать?

Заполните в таблице. (2 мин)

3. Понюхайте сухую глину и песок. Смягчите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

Заполните в таблице (2 мин)

4. Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Оставьте подсохнуть. Что лучше сохраняет форму: песок или глина? (3 мин)

5. Вылепите из влажной глины чашку и налейте в нее воды. Проверьте пропускает ли эта чашка воду. Заполните в таблице. (3 мин)

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкультминутку

Выполняют движения

Л, К 2

Включение нового знания в систему знаний

Сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, прислушиваются  к мнению других, договариваются и приходят в общему решению.

Работают парами, обсуждают вопрос, выступают

— Какая из горных пород более рыхлая: песок или глина?

— Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорога высыхает быстрее?

Стр. 61 – 62 делают общение

Исследование с гранитом и известняком проведем коллективно

Сделаем вывод.

— Какие свойства известняка и глины вы установили?

Учитель: Вот какие выводы у нас получились:

На доске появляется

Песок — рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединенных между собой. Он бывает разного цвета: белый, желтый, красный и даже серый. Песок не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч.

Глина- плотная горная порода. Она состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой. Глина тоже бывает разного цвета. Сухая глина впитывает в себя воду и становится вязкой, липкой и пластичной. Сырая глина имеет характерный запах, по которому ее легко можно узнать. Не пропускает воду. Ей легко придать форму, которую она сохраняет высохнув. Из глины хорошо делать различную посуду. Если ее обжечь она становится очень прочной и не пропускает воду.

Гранит очень плотная тяжёлая горная порода, образованная тремя минералами. Основное её свойство прочность. Если поверхность гранита полировать, то она станет гладкой и красивой. Гранит не имеет запаха и не пропускает воду.

Известняк – плотная горная порода. Если налить на неё немного кислоты, то послышится шипение, и на поверхности появятся пузырьки углекислого газа.

К 2,3

Проверка усвоенных знаний.

Отследить усвоение материала

Выводит тест на экран

Выполняют тест на карточках с самопроверкой

Вопросы теста:

1. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды

а). песок б) глина в) гранит г) железная руда

2. Что хорошо пропускает воду?

а) глина б) кварц в) песок г) известняк

3.Что такое полезные ископаемые?

а) горные породы, которые добывают из недр Земли

б) искусственные породы

в) водные источники

4. Как называется профессия людей, которые занимаются поиском месторождений полезных ископаемых?

а)географы б) геологи в) нефтяники г) топографы

Л

Рефлексия

Научить

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

— оценивать собственный результат своей деятельности

— оценивать результат учебной деятельности

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

— Ребята, так за какие полезные свойства люди добывают песок и глину, гранит и известняк? Удалось нам ответить на поставленный вопрос?

– Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

— Ребята, кого можно оценить сегодня на уроке?

Л, К 1,2

Дом. задание

Дает задание

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают

Стр. 60-63 читать, ответить на вопросы, стр. 25; в рабочей тетради выполнить з.59-61

Л

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

БЕРЕЖНОЕ отношение к полезным ископаемым

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА КОСТИНА ВИОЛЕТТА,
УЧЕНИЦА 4 «А» КЛАССА ГИМНАЗИИ № 1 Г. ЛИПЕЦКА

Слайд 2

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

Слайд 3

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек. Земная кора – источник самых разнообразных полезных ископаемых: нефти, каменного угля, железной руды, меди, золота, никеля и многих других.

Слайд 4

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

  Гра­нит одно из наи­бо­лее из­вест­ных по­лез­ных ис­ко­па­е­мых
Он очень проч­ный и тя­же­лый, встре­ча­ет­ся не толь­ко в гор­ных рай­о­нах, но и на рав­ни­нах. Гра­нит может быть се­ро­го, тем­но-крас­но­го, дым­ча­то­го цве­тов. Часто встре­ча­ют­ся белые или чер­ные вкрап­ле­ния. Со­сто­ит из квар­ца, слюды, по­ле­во­го шпата. Ис­поль­зу­ет­ся в стро­и­тель­стве, как об­ли­цо­воч­ный ма­те­ри­ал. Имеет низ­кое во­до­по­гло­ще­ние и вы­со­кую устой­чи­вость к мо­ро­зу и за­гряз­не­нию, по­то­му он оп­ти­ма­лен для мо­ще­ний как внут­ри по­ме­ще­ний, так и сна­ру­жи. В ин­те­рье­ре гра­нит при­ме­ня­ет­ся также для от­дел­ки стен, лест­ниц, для со­зда­ния сто­леш­ниц и ко­лонн. 

Читайте также:  Какое мясо самое полезное для пожилых

Слайд 5

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

Известняк мономинеральная порода, состоящая из кальцита с примесями

Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, он широко распространен и в других местах. Известняк не блестит, обычно светло-серого цвета, хотя может быть белым и темным, почти черным, голубоватым, желтоватым или розовым – в зависимости от состава примеси. Используется в строительстве, в качестве удобрения, из него изготавливают школьный мел.

Слайд 6

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

Песок и глина  очень рас­про­стра­нен­ные гор­ные по­ро­ды, они об­ра­зу­ют­ся в при­ро­де при раз­ру­ше­нии гра­ни­та. Песок ис­поль­зу­ет­ся в стро­и­тель­стве, а также при из­го­тов­ле­нии стек­ла 

Из глины же де­ла­ют кир­пи­чи, че­ре­пи­цу для крыш, об­ли­цо­воч­ную плит­ку, цве­точ­ные горш­ки, по­су­ду, кра­си­вые вазы.

Слайд 7

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

Влажная глина очень хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали прочными и твердыми.

Слайд 8

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

Пути сохранения месторождений полезных ископаемых

Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.

Слайд 9

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.

Слайд 10

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства:
ЭКОНОМИЧНЫЙ РАСХОД. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ СЫРЬЯ. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.

Слайд 11

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.

ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».

Слайд 12

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

В Липецкой области известны месторождения…
На территории Тербунского и Воловского районов известны месторождения мела, трепельных глин с уникальными керамическими свойствами, а также кварцевых песчаников. Добываются в области и доломиты. Доломит — минерал с примесями железа, марганца, кобальта, свинца, цинка. Самое крупное из месторождений — Данковское. Находится оно примерно в полутора километрах севернее Данкова (районный центр), на левом берегу Дона. Это месторождение разрабатывается с 1929 года. Вначале местный материал шёл для щебня на железную дорогу, а с 1960 года его стали применять в качестве флюсов и огнеупоров в чёрной металлургии, в том числе и для Новолипецкого металлургического комбината. Запасы Данковского месторождения неоднократно доразведывались и переоценивались. По данным 2001- 2003 годов, здесь сосредоточено примерно 700 миллионов тонн доломита, и это месторождение принято считать одним из крупнейших в России.

Слайд 13

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

В Липецкой области известны месторождения известняков. Применяются они в строительном деле при производстве извести и цемента, в металлургии и агрономии. Разведанные запасы приближаются к 2 миллиардам тонн. Самые крупные месторождения — Сокольско-Ситовское, Донское и Черкасское.
Но это ещё не всё. С 1996 года в области специалистами ведутся работы по поиску золота. Результаты изысканий положительны — россыпное золото развито в различных породах от четвертичного до каменноугольного возраста.
Золотосодержащие пласты имеют мощность от 1 до 10 метров. Площадь их развития — от посёлка Лев Толстой до станции Захаровка Тербунского района. Наиболее крупная россыпь — Волчинская. Среднее содержание здесь рудных материалов — от 50 до 100 килограммов на метр кубический.
Интересен тот факт, что, помимо золота, здесь обнаружены и мелкие алмазы.

Слайд 14

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ ПРИРОДЫ И ЕЕ БОГАТСТВ.
ПОМНИ ОБ ЭТОМ
И БЕРЕЖНО ОТНОСИСЬ К НИМ!!!

Слайд 15

Бережное отношение людей к полезным ископаемым

Источник