Беседа 1 класс полезные и вредные привычки

Беседа 1 класс полезные и вредные привычки thumbnail

Беседа 
«Полезные и вредные привычки.»

Цели и задачи:

Учить детей отличать вредные и полезные привычки.

Формировать сознательный отказ от вредных привычек.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Познакомить с опасными для жизни привычками: курение, алкоголь, наркомания. 

Ход беседы:

Воспитатель:  Каждый человек способен привыкать к каким-то действиям, ощущениям. Кто-то привык рано ложиться спать, а кто-то — поздно; кто-то привык делать по утрам зарядку, а кто-то нет. Что появляется у человека?

Дети: Привычка.

Воспитатель: Правильно, привычка. А какие вы знаете привычки?

Дети: Умываться, чистить зубы, драться и т. д.

Воспитатель: Дети, а какие бывают привычки?

Дети:  полезные и вредные.

Воспитатель: Правильно те привычки, которые не мешают здоровью человека, называются полезными.  Что такое вредная привычка?

Дети: Это привычка, которая приносит вред.

Воспитатель: Вредные привычки плохо влияют на организм человека, если они появились у человека отказаться от них, порой бывает не просто. Они наносят вред здоровью человека, вызывают зависимость и приводят к тяжелым заболеваниям, а иногда и к смерти. 
Запомните, что делать нельзя!
Прогуливать занятия в школе, грубить старшим и не уважать, их много сидеть у телевизора или за компьютером, есть чересчур много сладкого, грызть ногти, гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни.

Воспитатель: Дети, какую пользу приносят полезные привычки?

Дети: Они делают человека собранным, здоровым, аккуратным.

Воспитатель: А вредные привычки?

Дети: Они делают человека неряшливым, грубым, драчливым и т. д.

Воспитатель: Но есть очень-очень вредные привычки — курить, употреблять алкоголь, принимать наркотики. И если человек это делает (и ребенок в том числе), то портятся его внутренние органы — сердце, печень, желудок, почки, человек начинает болеть. Но страшнее всего то, что он сам об этом не догадывается, думает, что здоров, а на самом деле болеет такими болезнями, как алкоголизм, наркомания, привыкает к табакокурению.

Постепенно он начинает хуже видеть, слышать, у него теряется память, изменяется поведение — он шатается (может вообще упасть), он злой (кричит на всех). В таком состоянии он очень опасен.

Жизнь алкоголика становится неинтересной — он только и делает, что, проснувшись, ищет спиртное. К этой вредной привычке человек привыкает очень быстро, и потом сам не может остановиться.

Вам приходилось встречаться с такими людьми на улице. Они очень отличаются от остальных людей. Как они выглядят, помните? Их называют бомжами, пьяницами, вид у них всегда неприятный. А ведь когда-то они были нормальными, красивыми, аккуратными людьми. Вот что делает с человеком водка. Этим людям поможет теперь только лечение, но чаще всего они отказываются от него.

 Кто-то из вас не привык вставать рано утром, и вас начинают будить. Как вы на это будете реагировать? (Плачем, не хотим вставать, просим чуточку поспать, обижаемся, а даже когда встаем, не можем сразу проснуться, ходим вялые, сонные.) Или наоборот. Вам говорят рано ложиться спать, а вы крутитесь, прячетесь под одеяло, капризничаете… Но вот вас просят один день, второй, третий, вы понимаете, что маму уже не изменишь, она все равно будет рано поднимать. И у вас появится привычка рано, без плача, вставать и получать удовольствие от того, что все успеваете сделать.

А вот от таких вредных привычек, как алкоголь, курение, наркотики трудно избавиться самому, без помощи близких и врачей.

Алкоголь, попав в кровь, отравляет ее, ослабляет организм. Человек так и живет — слабым, болезненным. И если алкоголик не выпьет, его «клеточки-алкоголики» требуют подкрепления — «еды» (алкоголя). И так — каждый день. Человек без спиртного обходиться уже не может. Особенно трудно избавиться от этой вредной привычки, если она сформировалась в детском возрасте. Детский организм быстрее привыкает к алкоголю, так как он еще молодой, все органы только начинают формироваться.

Воспитатель:  Сейчас мы поиграем в игру «Полезно — вредно». Я буду называть привычки, а вы, если это полезная привычка – хлопайте в ладоши, если вредная, то топайте.

— Чистить зубы.

—  Кричать.

— Убирать за собой вещи.

—  Делать зарядку.

—  Есть много сладостей.

—  Грызть ногти.

—  Обзывать детей.

—  Говорить правду.

—  Неряшливо одеваться.

—  Пользоваться носовым платком.

—  Обманывать.

—  Кушать молча.

—  Здороваться.
— Прогуливать занятия в школе
— Заправлять постель
— Есть чересчур много сладкого
— Заниматься спортом
— Пробовать неизвестные вещества
— Быть вежливым
— Принимать алкоголь или наркотики
— Быть аккуратным
— Курить
— Мыть руки перед едой
— Грубить старшим и не уважать их
— Быть трудолюбивым
— Много сидеть у компьютера и телевизора
— Гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни
— Грызть ногти
— Внимательно слушать учителя на уроке

Давайте с вами задумаемся над тем, что вы сегодня узнали, и будем учиться только хорошему.

Источник

ТЕМА: ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.

Цель: Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.

Ход урока:

  1.Беседа по теме.

— Вы знаете о том, что тело станет красивым, если его тренировать.

Но достаточно ли этого для того, чтобы люди говорили «Это красивый человек»? Как вы думаете?

-Что еще нужно делать, чтобы быть здоровым и красивым?

( Ответы учитель может записать на доске.)

  2.Игра « Да- нет».

-Давайте поиграем в игру « Да – нет».

(На доске прикреплены рисунки: мальчик занимается спортом; девочка ест; мальчик курит; дети в позднее время сидят у телеэкрана; мальчик чистит зубы; девочка причёсывается и другое).

Задание:

-Возле рисунка, который, по вашему мнению, показывает правильные действия, чтобы стать красивым и здоровым, напишите «да» и нарисуйте цветочек. Возле рисунка, который показывает, чего делать не нужно, напишите «нет» и нарисуйте колючку.

-Поясните каждый рисунок. Скажите, в какое время дня нужно выполнять правильные действия, сколько раз в день?

  3. Оздоровительная минутка «Деревце».

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойный вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровью. (Выполняется 15-20 секунд.) Опустите руки и расслабьтесь.

  4. Анализ ситуации (чтение учителем.)

-Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.

  Задача.

  -У меня есть 2 друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

  А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но зато Толя   всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается  спортом.

  А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?

  — Где место ребят, которые хотят попасть в страну Здоровячков: рядом с Толей или с Колей? Какое место выберете вы?

   5. Слово учителя.

— Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить вино. Встречаются и те, кто пробует наркотики. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки.

Читайте также:  Кто такая птица дятел и чем они полезны

  Курильщик сначала не замечает, как отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд- никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек сразу не замечает это. Да, бывает, подташнивает после первой сигареты, голова кружиться. Это организм подаёт сигнал тревоги. Многие школьники курят не потому, что им нравиться курить, а потому, что хотят показаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими, так как приходиться вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро уставать. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулез, рак.

  Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.

  Наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказался, значит, у него действительно есть смелость и воля.

  6.Закрепление по теме.

-Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом? (Вдыхаем часть дыма.)

 -Что можно сделать в таком случае? (Отойти в другое место.)

Заучивание слов:

                                     Дым вокруг от сигарет,

Мне в том доме места нет.

— Везде ли можно курить?

— Какой знак  запрещает курение? (зарисовать его).

— Если есть знак, а кто-то продолжает курить, как вы поступите? (Можно сказать так: « Извините, но здесь курить запрещено. Можно попросить вас погасить сигарету?»)

— Как вы думаете, какие органы страдают от сигаретного дыма?  (Зубы, язык, лёгкие, сердце, мозг.)

  Это нужно запомнить:

     1.Курение загрязняет лёгкие.

     2.Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.  

     3.Курение затрудняет нормальную работу сердца.

    4.От курения желтеют зубы, и появляется дурной запах во рту.

7. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».

— Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

— Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо — вниз. Повторите 10 раз.

-Посмотрите в окно в даль 1 минуту.

-Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтём пальца, медленно прижимая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

8. Работа в парах.

Как вы поступите в такой ситуации?  

Вы едете в поезде. Там есть знак «Не курить», но мужчина курит, дым попадает вам в лицо.

  1. Вежливо попросите прекратить курить.
  2. Человек незнаком вам, возможно, вам не захочется просить погасить сигарету. В вагоне достаточно места, можно отойти в сторону.

— Какие слова нам помогут?

                                     Дым вокруг от сигарет,

Мне в том доме места нет.

    9. Итог. Что помогает не следовать вредным для здоровья привычкам? (Воля, смелость)

Тема: Если хочешь быть здоров.

Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье.

Ход урока:

  1. Беседа по теме.

— Вспомните «Сказку о микробах».

Жили-были микробы- разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе- на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

— Где поселяются микробы?

Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово МИКРОБ  произошло от двух греческих слов: МИКРОС, что значит малый, БИОС – жизнь. Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочно- кислых бактерий можно приготовить кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.

— Как попадают микробы в организм?

1. при чихании, кашле, если человек не прикрывает рот и нос (микробы разлетаются на 10 метров).

2. если не моет руки перед едой.

3. пользуется чужими вещами

4. не моет овощи и фрукты

5. не закаляется и т.д

— Что  помогает нам победить микробы? (вода). С водой надо дружить, вода- доктор. Без воды не может жить человек.

— как вы думаете, повар (мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?

— Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (мыло, вода, полотенце). Вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

От простой воды и мыла

У микробов тают силы

ЗАДАНИЕ

— Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: Умойся! – они не умываются. Когда им говорят : Не лезь на дерево! – они лезут. Для таких детей писатель Григорий Остер придумал «Вредные советы»:

Никогда не мойте руки

Шею, уши и лицо

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки

Шея, уши и лицо

Так зачем же тратить силы

Время попусту терять

Стричься тоже бесполезно

Никакого смысла нет

К старости сама собою

Облысеет  голова.

Нарисуйте портрет человека, который выполнил эти вредные советы. Это красивый человек?

 Задание

— Выберите слова для характеристики здорового человека:

красивый, сутулый, сильный, ловкий, бледный, румяный, стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый.

— почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?

— почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все нипочем? (они закаляются)

как они это делают?

  1. Если хочешь быть здоров – закаляйся!
  1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.
  2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем.
  3. Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.
  1. Оздоровительная минутка.

— Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так думаете?

Можете ли вы себя назвать закаленными? Приведите примеры закаленных людей. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать и любить свое тело. Потому что никто не позаботится о вас лучше , чем вы сами.

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

  1. Шесть признаков здорового и закаленного человека.
  1. очень редко болеет.
  2. имеет чистую кожу, блестящие волосы и глаза.
  3. имеет хороший сон
  4. живет не менее 80 лет
  5. может без одышки пробежать 5 километров
  6. если заболел, то быстро поправляется.
Читайте также:  Чем полезна овсянка с медом на завтрак

— какие признаки выбираются главными? Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте. Напишите, отчего зависит здоровье, как влияют вредные привычки на здоровье, что нужно знать и уметь, чтобы, всегда быть здоровым.

5. Это интересно!

— Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание долгожитель?

В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия.

1. закаленное тело.

2. хороший характер

3. правильное питание и режим дня

4. ежедневный физический труд

— как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?

Практическая работа «выпуск стенной газеты»:

— Письмо — пожелание ребятам нашей школы: Будьте всегда здоровы! Вы  нарисовали и написали пожелания.  Как быть здоровыми, теперь давайте их вырежем и красиво наклеим на лист. Получится настоящая стенная газета, которую мы повесим в коридоре. Пусть все читают наши пожелания и заботятся о своем здоровье так же, как это делаем мы.

Итог:

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Источник

Беседа на тему:

«Полезные и вредные привычки»

Цель: углубить знания детей о полезных и вредных привычках; воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни; формировать умение детей следить за своим внешним видом, быть аккуратными, опрятными, устранять вредные привычки; воспитывать самостоятельность.

Ход беседы:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о привычках. Как вы думаете, что такое привычка?

Ответы детей.

Воспитатель: Привычка – это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь. А что это за полезные привычки?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, почаще мыть руки с мылом, умываться и закаливаться холодной водой, соблюдать режим дня, делать зарядку. Сейчас давайте выполним хорошую привычку – сделаем разминку.

Воспитатель: А еще, какие очень нужные действия мы совершаем как бы автоматически?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно! Приходя с улицы, переобуваемся в домашнюю или садовскую обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, аккуратно вешаем в шкаф или кабинку. У нас бывают ситуации (редко конечно), что раздеваясь с улицы некоторые дети раскидывают свои вещи. Как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать вещи, книжки, игрушки?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, плохо. А почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Да потому, что на поиски нужной вещи вы потратите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место – полезная привычка. А теперь послушайте отрывок стихотворения «Пугалки» М. Котик :
«Кто зубы не чистит, не моется мылом,

Тот вырасти может болезненным, хилым!

Дружат с грязнулями только грязнули.

Которые сами в грязи утонули».

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: Грязнулей быть некрасиво, это очень вредная привычка – не умываться, не мыть руки. С грязнулей неприятно общаться, с ними никто не играет, им никто не улыбается, от них все отворачивается. От грязи может заболеть кожа – покраснеет и будет чесаться. Грязь с рук может попасть в глаза, тогда и они заболят. Еще у грязнуль часто болит живот.

Воспитатель: Ребята, что это очень плохая привычка быть грязным. Дети, а какие еще вредные привычки вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, сосать палец, соску, грызть ногти, не пользоваться носовым платком. А есть ли у вас, ребята, вредные привычки? Какие?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас расскажите о полезных привычках, и почему полезные привычки помогают здоровью?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Мыть руки с мылом, убирать игрушки в своей комнате, следить за своим внешним видом, не разбрасывать книжки и одежду, чистить зубы, не расчесывать волосы чужой расческой – это все полезные привычки.

Отгадайте, какие привычки вредные, а какие полезные:

— Мою грязную посуду, пол помыть я не забуду. (Полезная)

— Пылесосом убираю, пыли я не оставляю. (Полезная)

— Ногти очень грызть люблю, всех микробов я ловлю. (Вредная)

— Чисто с мылом я умоюсь, у меня опрятный вид. (Полезная)

Воспитатель: У всех у нас есть и хорошие привычки и дурные. Редко встретишь человека, у которого только хорошие полезные привычки. Но с вредными привычками надо бороться, и сила воли поможет их победить. Давайте же будем бороться со своими вредными привычками и приобретать полезные.

Источник

Беседа  «ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ»

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами поговорим о привычках.

Как вы думаете, что такое привычка?

Привычка — это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.

Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой.

Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.

Что это за привычки?

Правильно. Почаще мыть руки с мылом, умываться и закаливаться холодной водой по утрам, делать зарядку, соблюдать режим дня.

А еще? Какие очень нужные действия мы совершаем как бы автоматически?

Верно! Приходя с улицы, переобуваемся в домашнюю обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, аккуратно вешаем в шкаф.

Как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки?

Конечно плохо. А почему?

Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потратите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место — полезная привычка!

Кстати, привычка ценить время, и свое, и своих родных и друзей, — замечательная привычка. Недаром говорят: «Точность — вежливость королей». Значит, невежливо опаздывать на встречу с другом, на занятия в школу или в спортивную секцию.

О каких еще хороших привычках мы забыли? Кто нам напомнит? Да, вы правы! Соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты пылесосом или влажной тряпкой, мытье посуды — это хорошие привычки.

Полезная привычка — соблюдение правил личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причесанным — замечательная привычка.

Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Поговорим о них. Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Это несоблюдение режима дня, малая подвижность, курение и другие плохие привычки.

Многие дети, видя, что взрослые курят, хотят подражать им, чтобы казаться взрослее и самостоятельнее, затягиваются сигаретой. Ничего хорошего из этого не получается: сразу начинает тошнить и кружится голова!

В чем же состоит вред курения?

В табачном дыме, который человек вдыхает в легкие, содержится множество вредных веществ: это и никотин, и угарный газ, и вещества, вызывающие тяжелую болезнь — рак. Эти вещества называются канцерогенами.

Курящие люди чаще болеют воспалением легких, бронхитом и бронхиальной астмой.

Курильщики губят не только свое здоровье, но и здоровье окружающих. Человек, который провел четыре часа в накуренном помещении, отравляется так же, как человек, выкуривший четыре сигареты. Такое вдыхание сигаретного дыма называют «пассивным курением».

Если ребенок рано пристрастился к курению, он плохо растет, становится ниже ростом и слабее своих сверстников, у него часто болит голова. Курение снижает физическую силу, ухудшает координацию движений, уменьшает выносливость.

Читайте также:  Полезное видео для детей 4 года

Запомните! Курение и здоровье несовместимы!

У некоторых из нас есть и хорошие привычки и дурные. Редко встретишь человека, у которого только хорошие полезные привычки.

Но с вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить.

Привычки

Есть у лисички  хорошие привычки:

 Собираясь в гости,  холить пышный хвостик, приучать лисяток  соблюдать порядок.

Есть у лисички дурные привычки:  в курятник — шасть  и курочку украсть.

Денис и медвежонок Денни

На берегу лесной реки в маленькой деревянной избушке жил медвежонок. Каждое утро солнечные лучи заглядывали в окно избушки, скользили по подушке и щекотали Мишкин нос. Медвежонок, которого звали Денни, просыпался, вскакивал с кровати и выходил в лес.

Мишка делал зарядку: приседал, подтягивался на нижнем суку сосны, кувыркался, а потом бежал по тропинке вдоль речки. Наконец он прыгал в прохладную воду и с удовольствием плескался, нырял и плавал.

Наплававшись, Денни отправлялся в заросли малины и лакомился сочными сладкими ягодами.

Однажды в лес пришел мальчик Денис. Вчера вечером он ловко вытащил у старшего брата из кармана пару сигарет и теперь решил попробовать покурить. Денис надеялся, что здесь, в лесу, да еще в такой ранний час, его никто не заметит и не отругает за курение.

Мальчик достал из кармана сигарету, чиркнул зажигалкой и втянул в себя синеватый дым.

—  Кхе, кхе, кхе! — с непривычки закашлялся он.

Денис сделал еще одну затяжку и почувствовал, что его

затошнило. У него закружилась голова и потемнело в глазах. Он чуть было не свалился с пенька.

— Что же это такое? — испугался мальчик. — Вон другие курят — и ничего!

Он вспомнил, как лихо курили, прячась за школой, мальчики постарше, а Денис — худенький и невысокий — мечтал подружиться с ними и быть хоть в чем-то на них похожим

Вдруг Денис услышал, что кто-то шуршит в зарослях малины.

«Кто бы это мог быть?» — удивился мальчик. Он встал с пенька и осторожно раздвинул ветки кустарника.

«Ах, это медвежонок! Совсем маленький, как игрушечный! Да какой славный! Мохнатый, косолапый, с умными веселыми глазками. Вот бы поймать его и принести в школьный живой уголок!» — подумал Денис и стал осторожно подкрадываться к малышу.

Но медвежонок вдруг опрокинулся на спинку и весело захохотал:

—  Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Денис замер от неожиданности: впервые в жизни он видел хохочущего медвежонка!

Нахохотавшись вволю, Денни встал на задние лапки и вежливо представился:

—  Привет! Меня зовут Денни! А тебя как зовут?

—  А меня — Денис! — ответил потрясенный мальчик.

—  Ты, наверное, дрессированный медвежонок из цирка? — спросил он.

—  Вовсе нет! — ответил Денни. — Я волшебный медвежонок из сказки.

—  Ах, вот оно что! — протянул Денис.

—  Скажи, над кем ты смеялся? Надо мной? — спросил медвежонка мальчик.

—  Конечно над тобой! Над кем же еще! — ответил Денни.

—  А почему? — не унимался Денис.

—  Уж больно растерянный у тебя был вид, когда ты чуть не свалился с пенька. Позволь спросить тебя, что ты делал на пеньке? В руках у тебя была какая-то тоненькая белая палочка, из нее шел синеватый дым.

—  Ах, это! — небрежно бросил Денис. — Это обыкновенная сигарета. Все их курят, а мне почему-то стало очень плохо!

—  Ничего удивительного! — заметил Денни. — Я слышал, что сигареты очень ядовиты, от них можно даже заболеть!

—  Заболеть? — удивился Денис. — Но я знаю множество людей, которые курят сигареты, и ничего с ними не случается!

—  Но это только в начале! А потом они болеют, кашляют, и, представь, даже умирают.

— Нет, нет! — испуганно воскликнул мальчик. — Я так не хочу!

— Вот и прекрасно! — ответил Денни. — Кстати, не хочешь ли угоститься малинкой? — спросил он, протягивая Денису горсть ягод.

—  С удовольствием, — ответил тот, отправляя малину в рот.

—  Слушай, Денис, хочешь, я расскажу тебе историю, которую слышал от своей бабушки? Эта история как раз касается курения.

—  Что ж, расскажи!

И Денни начал рассказывать.

— «Жил-был один Мальчик. Он частенько приходил в лес, садился на пенек и покуривал сигарету. Научившись этому от взрослых, он думал, что становится умнее и взрослее..

Моя бабушка в те времена была шаловливым молоденьким медвежонком. Она выгладывала из-за кустов и дразнила Мальчика: «Ау! Курильщик, ну догони-ка меня!» И быстро убегала по лесной тропинке.

Но Мальчик никогда не мог ее догнать! Он тяжело дышал, задыхался и, в конце концов, безнадежно отставал.

Шло время. Друзья этого мальчугана, его одноклассники, быстро росли, становились все выше и сильнее. Многие из них приезжали летом на дачу и делали зарубки на стенке старого шкафа, отмечая свой рост. И радовались, когда видели, что каждый год становятся на несколько сантиметров выше.

Мальчик же, о котором рассказывала бабушка, не мог радоваться вместе со всеми. Он заметил, что друзья давно обогнали его и в силе, и в росте, и это не давало ему покоя. Он все чаще уходил в лес, долго грустил, а потом закуривал сигарету и молча пускал дым. Он больше не важничал, что похож на взрослых, — ведь все смеялись над ним, и никто не брал его с собой играть!

Такая вот грустная история! — закончил Денни. — Надеюсь, что с тобой этого не случится, — заметил он. — Хочешь, дорогой Денис, я научу тебя хорошо плавать, быстро бегать, высоко прыгать, стать сильным, веселым и счастливым?

—  Конечно хочу! — обрадовался Денис.

— Тогда забудь о курении! Выброси сигареты подальше в кусты и начинай тренировки. Каждое утро прибегай на эту полянку. Мы будем вместе играть в футбол, плескаться в реке, подтягиваться, бегать и прыгать. Ты и не заметишь, как подрастешь, станешь сильным и здоровым.

— Спасибо, Денни! — ответил мальчик и забросил сигареты подальше в кусты. — Больше я не буду курить, а спортом займусь непременно!

Ответь на вопросы

Расскажи о своих полезных привычках.

Есть ли у тебя вредные привычки? Какие?

Почему полезные привычки помогают здоровью?

Полезная ли привычка мыть руки с мылом? Убирать свою комнату? Следить за опрятностью?

Полезная или вредная привычка разбрасывать книги, вещи, одежду?

Почему курение — очень вредная привычка?

Как ты думаешь, грызть ногти — полезная или вредная привычка? Почему?

Отгадай, какие привычки полезные, а какие вредные

Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер. (Вредная.)      

Мою грязную посуду, пол помыть я не забуду. (Полезная.)

Пылесосом убираю, пыли я не оставляю. (Полезная.)

Ногти очень грызть люблю, всех микробов я ловлю. (Вредная.)

Чисто с мылом я умоюсь, у меня опрятный вид. (Полезная.)

Выполни задание

Нарисуй и раскрась: одежную щетку, полку с аккуратно расставленными книгами, чистую тарелку, ложку, чашку, вилку, ножик, кусок мыла, губку.

Источник