Беседа для детей полезные и ядовитые ягоды
Игра – беседа « Съедобные и ядовитые растения »
Цель: учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.
Ход игры.
Старичок – Лесовичок: Здравствуйте ребятишки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Ну, тогда берите корзинки – и в путь, поедем на автобусе.
Мы с вами приехали на станцию Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.
Растут в лесу сестрички – рыжие….(лисички).
Я в красной шапочке расту под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту, зовусь я ….(подосиновик).
Серенькие шапочки, рябенькие ножки,
Под берёзкой растут….(подберёзовики).
Из – под ёлок на пригорок
Вышел мальчик ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел, сразу кепочку надел,
Новую, нарядную, цветом шоколадную. (белый гриб)
Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?
Ножка белая, прямая, шапка красная, большая,
А на шапке, как веснушки, беленькие конопушки.
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый….(мухомор).
В лесу есть грибы, что не надо искать,
Много растёт их на каждой полянке,
Но эти грибы нельзя трогать и брать –
Яд в них опасный. Это — ….(поганки).
Съедобные грибы мы соберём, а ядовитые оставим в лесу. Но запомните, ребята: грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в моём лесу нужны. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.
Игра «Собери грибы в корзинку»
Старичок – Лесовичок. Ребята, скажите, можно ли есть грибы сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть ( ответы детей). Сбор грибов – занятие увлекательное, но таящее большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из – за отравления грибами, иногда бывают даже смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте ещё раз хорошо запомним ядовитые грибы. (рассматривают картинки).
Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в огороде, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в огороде, даже если они съедобные, опасны, потому что содержат много вредных веществ. Поэтому, встретив грибы в огороде, растопчите его или покажите взрослым. Учите младших братьев и сестёр этим правилам. В моём лесу растут не только грибы, но и ягоды. Какие вы знаете лесные ягоды? В ягодах много витаминов и других полезных веществ. Врачи уверены: чем больше человек ест ягод, тем меньше он болеет.
Но будьте осторожны – в лесу есть и ядовитые ягоды. Какие вы знаете? (Называют и показывают ядовитые ягоды).
Игра «Четвёртый лишний»
Если случилось, что ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «скорую помощь». Но будем надеяться, что с нами этого не случится, потому что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, и они никогда не попадут в вашу корзинку.
А сейчас присаживайтесь на полянку и посмотрим спектакль, который называется «Осторожно, ядовито!»
Зайка: Куда это вы торопитесь, зверята?
Лисёнок: На полянку, где растут заячьи уши!
Зайка: Ка-а-к? Разве могут в лесу расти мои уши?
Лисёнок: Лес – это сказка, в нём можно встретить что угодно.
Зайка поскакал за зверями.
Лисёнок: Стойте, друзья! Вот и заячьи уши!
Зайка: Ха-ха-ха! Разве это уши? Это самый настоящий лесной ландыш!
Медвежонок: Но его ещё называют заячьими ушами. Посмотри, у каждого растения по два длинных листа, как твои уши. Белые цветки похожи на фонарики.
Старичок –Лесовичок: Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту самую полянку. Но вместо цветков на стебельках у ландыша висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.
Лисёнок: Зачем ты их трогаешь? Брось! Ягоды ландыша ядовиты, ими можно отравиться.
Медвежонок: Пусть лучше опадут, из них вырастут новые ландыши.
Старичок – Лесовичок: Ребята, давайте заглянем в Красную книгу и найдём среди растений ландыш. Почему оно занесено в эту книгу?
Дети: Это растение исчезает и его надо охранять.
Старичок – Лесовичок: А как мы можем охранять ландыш?
Дети: Не рвать букеты, любоваться ими в лесу.
Старичок – Лесовичок: Ребята, вы узнали, что в лесу даже самые красивые растения и ягоды могут быть ядовитыми. Надо об этом помнить. Послушайте, о чём дальше говорили звери на полянке.
Лисёнок: Зайка, а ты видел, как интересно растёт вороний глаз?
Ворона: Ка-ар-р! Лисёнок, ты думаешь, что мои глаза растут? Они у меня уже несколько лет одинаковые!
Лисёнок: Нет ваш глаз не растёт, тётушка Ворона, а растение такое -вороний глаз. Пойдёмте покажу. ( Герои направляются в глубь леса. Лисёнок показывает на растение)
Ворона: Кар! Это растение и правда похоже на мои чёрные глаза!
Медвежонок: Растение красивое, но очень ядовитое. Ни стебли, ни листья, ни ягоды есть нельзя.
Старичок – Лесовичок: Ребята, вам понравилось в лесу отдыхать? Я вам дам баночку варенья из лесных ягод. Приедете в детский сад и попробуете. Но пора и домой возвращаться. Занимайте свои места поедем обратно.
Учитель-дефектолог Тихонова Н.А.
Источник
Елена Жирнова
Беседа с детьми «Ядовитые грибы и растения»
Описание материала: Мультимедийное сопровождение беседы (показ презентации) помогает достичь высоких результатов запоминания материала детьми, повышению концентрации внимания.
Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
Цель: знакомство детей с возможными опасностями, подстерегающими их в лесу.
Задачи:
— выяснить с детьми, какие опасности могут подстерегать людей в лесу;
— учить детей самостоятельно классифицировать «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды;
— вспомнить с детьми правила поведения на природе, уточнить и расширить знания детей о растениях и грибах ;
— способствовать развитию связной диалогической речи посредством беседы;
— воспитывать у детей внимательное и осторожное обращение с растениями и грибами, которые им плохо известны.
Словарная работа: волчье лыко, вороний глаз, белена, бледная поганка, мухомор, съедобные, несъедобные.
Ход беседы
Организационный момент. Игровая мотивация.
Ребята, сегодня к нам пришли лесные мастера — гномики. Они очень волнуются и просят нас помочь им.
— В лесу стало очень много разных ягод и грибов, одни из них съедобные, а другие — опасные и ядовитые. Мы совсем запутались и боимся гулять по лесу.
— А вы, ребята, знаете, какие грибы и ягоды съедобные, а какие нет? (Конечно, знаем). Ваши знания сейчас нам очень пригодятся! Давайте поможем гномам.
На мультимедийном экране появляется презентация с изображениями съедобных и ядовитых грибов и ягод
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора — … (Боровик — белый гриб).
— Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я. (Подосиновик).
— Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это … (Сыроежки).
— А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор).
Что вы знаете о мухоморе, дети? (Мухомор — это несъедобный гриб, но он лечит некоторых животных в лесу).
Мухомор — очень красивый гриб, но опасный для человека. Он имеет красную шляпку с белыми горошками на белой ножке. Посмотрите на него внимательно, запомните его хорошенько и никогда не срывайте. Это несъедобный гриб.
— Скромный, тоненький и бледный.
Только гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту бледную. (Поганку).
Бледная поганка — ядовитый гриб. Не все грибы могут дружить с нами. Если съесть их, можно отравиться или даже умереть. Вот как они опасны. Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый. А ещё один из главных признаков — чехольчик на нижней части ножки.
— На усах расту я тонких,
На болотах самых топких.
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам
И красна, и кисла –
На болоте росла. (Клюква).
— Засверкали под ногами
Бусины ядреные,
Хочешь рви с кустов горстями,
Хочешь ешь моченые. (Брусника).
— Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (Черника).
— Ягоды бешеные
На кусту развешенные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет.
Такая красная,
Но очень опасная. (Волчья ягода — волчье лыко).
Волчье лыко — это красивое, но опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд, если он попадёт на кожу, то вызовет очень сильное раздражение. Если съесть ягоды, можно отравиться.
— Расту в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине
Чернее ночи — ягода,
Да сильный яд во мне.
Из травы под тенью кроны
Смотрит чёрный глаз вороны.
(Вороний глаз).
Вороний глаз — ядовитое растение. Это четыре широких листа, а между ними чёрная круглая ягода. Ни в коем случае не ешьте её. Она несъедобна.
У неё кусты
Высоки, густы,
Ствол и ветки — трубкой,
Очень хрупкой.
Ягоды красны,
Да не вкусны.
(Бузина)
Бузина красная и черная. Все части растения ядовиты, и, если вы просто потрогали бузину, лучше вымыть руки. Интересно, что ягоды черной полностью безопасны в созревшем виде, из них делают напитки и пироги.
Вот какие разные есть грибы и ягоды. Какие ядовитые ягоды и грибы вы запомнили? Мы никогда не будем их срывать, но и топтать тоже не будем. Они нужны лесу и некоторым животным.
А сейчас немного отдохнём.
Физминутка «Прогулка».
Вдоль дороги ели, ели. (Повороты с вытянутыми руками вправо — влево).
В глине клином колея.
По дороге еле-еле (Шагаем на месте).
Ковыляем брат и я.
Отдохнул немного я бы, (Приседаем).
Братец тоже сесть готов.
У меня корзина ягод, (Широко разводим руки в стороны).
У него ведро грибов.
Я в корзину гордо гляну, (Кружимся на месте).
Брат грибам ужасно рад.
Мы нашли одну поляну (Наклоны — «собираем грибы»).
И собрали всё подряд.
Мама плакала, смеялась (Качаем головой).
И сказала нам: «Друзья!
Вы – герои. Вот ведь жалость, (Грозим пальцем).
Только это есть нельзя!»
— Гномы, как вам наш рассказ о грибах и ягодах?
— Спасибо, мы всё запомнили. Теперь будем ещё внимательнее гулять по лесу.
— А вы, дети, как думаете, все задания были для вас просты, или в чём — то вы затруднялись? (Рассуждения детей).
— Молодцы, ребята, вы настоящие юные знатоки природы. За ваши знания и помощь гномам каждый из вас получит вот такую медаль.
Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,
Все загадки разгадать, научитесь наблюдать.
Источник
Классный час «Ядовитые ягоды и грибы?»
Цель урока:
Рассмотреть на конкретных примерах ядовитые растения, грибы, ягоды, их токсическое действие на организм человека.
Показать первую доврачебную помощь и убедить в правильности слов: «Сомневаешься — не бери»
Учащихся в классе (аудитории):6
Используемое оборудование: Проектор, муляжи, адсорбенты
Краткое описание:
Особенно в осенний период многие люди любят собирать грибы и ягоды. Этот вид активного отдыха в лесу дает хорошую разрядку нервной системе, помогает разнообразить пищевой рацион, так как грибы и ягоды являются ценным продуктом питания, содержат много белков и витаминов. Однако любителей грибов и ягод может подстерегать грозная опасность – отравление…
Грибы и ягоды: народная забава, еда или яд?
Многие люди любят собирать грибы и ягоды. Этот вид активного отдыха в лесу дает хорошую разрядку нервной системе, помогает разнообразить пищевой рацион, так как грибы и ягоды являются ценным продуктом питания, содержат много белков и витаминов. Однако любителей грибов и ягод может подстерегать грозная опасность – отравление, так как не каждый знает, какие грибы и ягоды съедобные, а какие ядовитые.
Для детей многие грибы намного опаснее, чем для взрослых, поэтому употребление даже «хороших» грибов детьми следует ограничить.
Опасность могут представлять грибы, как аккумуляторы токсичных веществ (тяжёлых металлов пестицидов, радионуклидов).
Нельзя собирать грибы вдоль дорог или в промышленных зонах!
Не собирайте грибы в очень жаркую погоду, из-за жары больше половины съедобных грибов становятся ядовитыми.
Мифы и правда о грибах:
1. Чтобы обезопасить сомнительные грибы, их надо предварительно заморозить.
Минус 18 — недостаточно низкая температура, чтобы прекратить жизнедеятельность патогенных микробов и грибков. В морозильнике грибы продолжают накапливать токсические вещества. Более или менее надежный способ — варка. Все это подходит для съедобных грибов: если в куче завалялась бледная поганка, ее невозможно выварить или заморозить. Ее яд считается самым сильным растительным ядом в природе.
2. Грибы можно различить по запаху.
Та же бледная поганка не пахнет ничем.
3. Насекомые не едят ядовитые грибы.
Весьма охотно, особенно слизни.
4. Головка лука или чеснока, положенная в кастрюлю, побуреет из-за присутствия хоть одного ядовитого гриба, а серебряная ложка – потемнеет.
На самом деле побурение лука и чеснока происходит под действием фермента тирозиназы, который имеется и в съедобных и в ядовитых грибах. Потемнение серебра происходит под действием аминокислот, содержащих серу, которая тоже есть во всех грибах.
5. Опасны только несъедобные грибы.
Любые, даже съедобные грибы содержат несколько опасных токсических элементов. В съедобных грибах обнаружены в микродозах яды, определенное количество которых смертельно, — щавелевая, синильная, гельвеловая кислоты, мышьяк. Не собирайте грибы в очень жаркую погоду, из-за жары больше половины съедобных грибов становятся ядовитыми.
6. Если в первые сутки после грибного обеда ничего страшного не случилось, значит, все в порядке.
Убийственные свойства токсины приобретают, претерпевая различные изменения в печени, и отравление развивается через 6-35 часов после грибного обеда.
7. При отравлении грибами достаточно выпить ударную дозу сорбента.
Отравление грибами никогда не проходит само по себе, поэтому, оказав первую помощь, немедленно вызывайте «скорую». Помните, что детские отравления съедобными грибами всегда протекают очень тяжело, с осложнениями. Легких случаев не бывает!
8. Если мы, родители, чувствуем себя прекрасно, значит, в недомогании ребенка виноваты не грибы.
Дозы токсинов, которые взрослому организму не причиняют особого вреда, для детей могут стать роковыми.
Где покупать?
На специализированных рынках. Там есть лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, где проверяют, в норме ли радиационное излучение.
По статистике: из 100 отравившихся грибами детей 5-6 гибнут, а 25-30 становятся инвалидами на всю жизнь.
Детям нельзя употреблять в пищу консервированных домашним способом грибов. Детский организм не может справиться с токсинами, содержащимися в некоторых грибах, а также не имеет достаточного количества пищевых ферментов, чтобы полноценно переработать даже полезные грибы.
Признаки отравления смертельно ядовитой бледной поганкой
Признаки отравления появляются через 10-12 часов после употребления: сильные боли в животе, частый жидкий стул при непрерывной рвоте, сильная жажда, холодный пот, головные боли.
Пульс становится слабым, нитевидным, конечности холодными, температура тела понижается до 35,5-35 С.
Сознание почти всегда сохраняется.
Основную роль в механизме отравления бледной поганкой играет аманитотоксин.
При отравлении мухоморами
Отравление наступает через 1,5-2 часа: обильное потоотделение, бред, галлюцинации
Основное ядовитое начала мухоморов – алкалоид мускарин – сильный яд, 3-5 мг которого убивают человека, (такое количество яда содержится в 3-4 мухоморах).
Первая доврачебная помощь при отравлении грибами.
Промыть желудок теплой водой, лучше с питьевой содой, или слабым (розовым) раствором марганцево-кислого калия.
Для очищенияλ кишечника дают внутрь слабительное — касторовое масло, или сернокислую магнезию (английскую соль) и ставят клизму.
Больному дают 2-5 таблеток активированного угля.
Для уменьшения обезвоживания организма и жажды следует давать больному пить холодную, слегка подсоленную воду, холодный крепкий чай, кофе или молоко.
Никаких спиртных напитков давать нельзя, так как алкоголь способствует всасыванию в кровь грибных ядов.
Больного до прихода врача надо уложить в кровать, к ногам и животу приложить грелки.
«Сомневаешься — не бери!»
Блестящие красные ягоды волчьего лыка, сплошь обсыпающие веточки, нельзя не только есть, но и нюхать: это может вызвать сильное головокружение.
Кора и сок волчьего лыка тоже ядовита и особенно опасна для слизистых оболочек.
В старину из прочной, гибкой коры этого кустарника плели корзины и лапти, отсюда и пошло название – «лыко», а «волчьим» кустарник прозвали за ядовитость.
Во всех частях растения содержатся сильные яды — гликозид дафнин и мезереин. Пять или шесть ягод для человека смертельны, 30 г листьев этого растения убивают лошадь.
Отравления ягодами белладонны и семенами белены.
Появляется сухость во рту, ощущение жажды, зрачки сильно расширяются, краснеет кожа лица.
Пострадавший приходит в сильное возбуждение с галлюцинациями и бредом.
Возможен смертельный исход от удушья вследствие паралича дыхательного центра и сосудистой недостаточности.
Ядовитые вещества, обнаруженные в белладонне,- апоатропин, гиосциамин, скополамин, белладоннин.
Вороний глаз
Название растения связано с народной легендой. Давным-давно в дремучем лесу жил в дупле дуба старик-кудесник со своим другом-вороном. Старик научил птицу всему, что знал, и наделил ее даром предвиденья. Но человеческий век короче вороньего – умер кудесник. И с тех пор ворон днем «предсказывает будущее» на своем, птичьем языке, а ночью плачет. И там, где упадет слеза, по весне вырастает вороний глаз. Ягоды вызывают тошноту, сильное расстройство желудка, а сок, попав в глаза или на слизистую оболочку рта, вызывает воспаление.
Содержит токсичные вещества — парадин и паристифин.
Ядовитые растения
Острые отравления ядовитыми растениями являются распространенным видом пищевых интоксикаций, имеющих ряд характерных особенностей. Причинами острых отравлений растительными ядами может служить самолечение – самостоятельный приём внутрь настоек и отваров из трав без консультаций с врачом или по рекомендациям лиц, не имеющих медицинского образования.
Среди болезненных явлений, наступающих вслед за приёмом внутрь ядовитых растений, основное место часто занимают расстройства функции желудочно-кишечного тракта.
Действующим токсическим началом ядовитых растений служат различные химические соединения, которые относятся преимущественно к классу алкалоидов, гликозидов, а также некоторых эфирных масел и органических кислот (синильная, щавелевая).
Алкалоиды представляют собой сложные органические соединения, содержащие углерод, водород и азот. Их соли быстро растворяются в воде и всасываются в желудке или кишечнике.
Структурное своеобразие гликозидов заключается в том, что они легко распадаются на составляющие их углеводную (сахаристую) часть и несколько других токсических веществ.
Симптомы поражения человека растительными ядами зависят от преимущественного их воздействия на определённые органы и системы организма (избирательной токсичности). При отравлениях многими растениями на первый план выступают симптомы поражения нервной системы. Характер поражения может быть различным. В одних случаях ядовитые вещества растений возбуждают деятельность центральных отделов нервной системы, в других, наоборот, быстро угнетают их или совершенно парализуют. В зависимости от этого в первом случае в картине отравления преобладают признаки повышенного возбуждения, проявляющиеся в виде повышенного возбуждения, судорог рук и ног, маниакального расстройства сознания, обманчивых ощущений, кожного зуда, видения мелких насекомых. При этом заметно расширяются зрачки глаз, кожа становится сухой и горячей, нарушается глотание, учащается пульс и дыхание. Такие симптомы могут быть при отравлении красавкой, дурманом, беленой, полынью, вехом, аконитом и другими растительными ядами нервного действия. Во втором случае отравления такими ядами преобладают признаки угнетения нервной деятельности в виде понижения кожной чувствительности, сонливости, угнетенного настроения, затруднений произвольных движений до состояния полной обездвиженности и потери сознания. При этом пульс и дыхание урежаются, кожа становится влажной и холодной. Подобные симптомы наблюдаются при отравлениях маком, хвощом, омегом пятнистым, пикульником и другими.
При тяжёлых отравлениях возбуждение нервной системы часто является лишь первой стадией действия яда, за которой следует, иногда очень быстро, сильное угнетение и паралич её деятельности. Первоначальное действие на нервную систему обычно осложняются расстройствами со стороны других органов, в первую очередь сердца и органов дыхания, что может привести к развитию недостаточности их функции и гибели больных.
Значительное количество ядовитых растений оказывает сильное действие на слизистую оболочку пищеварительного тракта и вызывает резкие боли в животе, тошноту, рвоту, понос. В результате этого из-за быстрого обезвоживания организма может развиваться сильная слабость, одышка, ослабление сердечной деятельности. К этой группе относятся растения, содержащие сапонин (молочай, проросший картофель, паслен), горчица и другие.
Ядохимикаты растительного происхождения (анабазин, никотин) является очень сильными ядами. Смертельная доза анабазина для человека равна 2-3 каплям. Оба яда при попадании в организм поражает центральную нервную систему и вызывает паралич дыхания.
При остром отравлении анабазином больные отмечают чувство жжения во рту, головную боль, рвоту, общая слабость, сердцебиение. В более тяжелых случаях отмечаются галлюцинации и бред, судороги, потеря сознания. Анабазин и никотин особенно легко проникают в организм через ссадины, царапины и изъязвления кожи.
Отравление знахарскими средствами.
Среди встречающихся отравлений знахарскими средствами встречаются следующие:
• отравление настойкой табака. Настойка или отвар табака содержат большое количество сильного алкалоида – никотина, который вызывает тяжелое отравление, паралич нервной системы и смерть. Смертельная доза никотина – 0,05 г. Знахари рекомендуют делать клизмы и примочки из настоя или отвара табака и пить эту ядовитую жидкость. В таких случаях никотин быстро всасывается в кровь и оказывает пагубное воздействие на организм.
• отравление отварами и настоями ядовитых растений. Нередко под предлогом «лечебных, народных» трав знахари продают корни ядовитых растений, употребление которых вызывает тяжёлые отравления и смерть.
Первая доврачебная помощь при отравлении растениями
При отравлении ядовитыми растениями нужно как можно быстрее вывести яд из организма. Для этого обильно промывают желудок. Можно мелко натолочь и добавить в воду 1—2 таблетки активированного угля. После промывания желудка дать слабительное средство и уложить больного в постель.
Если пострадавший без сознания, промывать желудок нельзя. Дайте ему понюхать тампон, смоченный нашатырным спиртом, расстегните одежду, снимите пояс. При остановке дыхания и сердечной деятельности немедленно начинайте делать искусственное дыхание и массаж сердца.
Обязательно обратитесь к врачу, так как даже после нетяжелого отравления могут развиться осложнения.
Профилактика отравления растительными ядами
1. не использовать в пищу незнакомых растений, грибов;
2. не употреблять в пищу широко известных культурных растений (картофель, зерновые, гречиха, горох и прочие), которые неправильно хранились и зимовали в поле;
3. не принимать внутрь без согласования с врачом приготовленных в домашних условиях настоек и лекарств из лекарственных трав;
4. не увеличивать самопроизвольно дозы, назначенной врачом и приготовленной в аптеке настойки;
5. не позволять детям, особенно младшего возраста, самостоятельно, без контроля со стороны взрослых, собирать грибы и ягоды;
6. не доверять свою жизнь и здоровье лицам без специального медицинского образования, предлагающим для лечения болезней «чудодейственные» лекарственные средства, изготовленные ими из растений.
Помните, Жизнь – самое ценное, что у нас есть!
Источник