Без лицензии могут добываться полезные ископаемые

Без лицензии могут добываться полезные ископаемые thumbnail

Согласно законодательству РФ, недра являются собственностью государства. Их невозможно купить или унаследовать, принять в дар или использовать в качестве недвижимого залогового имущества.

Но вполне реально получить у государства эксклюзивное право на исследование и добычу хозяйственных и производственных ресурсов, залегающих в глубине этих недр. Для этого предпринимателю нужно лишь оформить соответствующие документы.

Основанием для проведения геологических и производственных работ, связанных с исследованием и добычей природных ресурсов, служит государственная лицензия на пользование участком недр.

Она является подтверждением заключенного между предпринимателем и государством соглашения о передаче прав на использование участка недр от одной стороны к другой на определённый срок. Длительность этого срока, а также другие условия договора, перечисляются обычно в текстовых и графических приложениях, которые являются неотъемлемой частью лицензионного соглашения.

Виды лицензии

Сколько существует способов использования земных недр, столько и видов лицензий. Государством выдаются документы, разрешающие гражданину:

Проводить геологические исследования недр. В этом случае предприниматель имеет право вести поиск месторождений полезных ископаемых и оценивать их предполагаемые объёмы. Изучение объектов земной коры, которые могут использоваться для эксплуатации и возведения подземных сооружений, функционально не связанных с добычей ресурсов, также относится к этому типу лицензирования. Лицензия на геологическое изучение недр не даёт права на детальную разведку месторождений. Разрешается изучать только те виды ископаемых, которые перечислены в приложении к документу.

Добывать полезные ископаемые. Владелец этой лицензии получает право на разведку и добычу природных ресурсов, а также на переработку отходов производства в пределах предоставленного ему компетентными органами горного отвода. Геологическое исследование недр может проводиться предпринимателем без оформления дополнительной лицензии, но с согласия экологического контроля и органов горного и санитарного надзора.

Строить и эксплуатировать сооружения, не предназначенные для добычи и разведки природных ресурсов. Это могут быть, например, объекты для хранения нефтепродуктов и газа, сброса хозяйственных вод, захоронения токсичных отходов производства и т. д.

Заниматься организацией образования особо охраняемых государством объектов, которые имеют важное научное, лечебно-оздоровительное, эстетическое, культурное или иное значение. К ним относятся учебные полигоны, экологические и геологические заповедники, природные памятники и т. д.

Лицензии на право добычи и разведки природных ресурсов, строительство сооружений и образование охраняемых объектов выдаются только на те участки земных недр, которые прошли официальную экспертизу.

В каких случаях нужно приобретать и кто может получить?

Получение лицензии на недропользование понадобится вам, если:

  • собираетесь начать бизнес, связанный с добычей и исследованием месторождений полезных ископаемых;
  • необходим участок для возведения подземных сооружений, предназначенных для захоронения производственных отходов, хранения ресурсов и т. д.;
  • предприятию нужен собственный источник водоснабжения. Подземные воды являются таким же природным ресурсом, как нефть или газ. Поэтому для их добычи и использования в коммерческих целях необходимо наличие лицензии;
  • занимаетесь организацией природного заповедника, научно-исследовательского полигона, оздоровительной зоны и т. д.

Если общераспространённые полезные ископаемые, расположенные на территории земельного участка, планируется использовать в хозяйственных (некоммерческих) целях, то его владельцы и арендаторы могут делать это без оформления лицензии.

Стать пользователем недр и получить государственную лицензию соответствующего образца могут:

  • индивидуальные предприниматели;
  • участники простого товарищества (без образования юр. лица);
  • юридические лица, созданные гражданами РФ самостоятельно или с привлечением иностранных инвестиций.

Если для реализации некоторых видов деятельности, тесно связанных с использованием земных недр, необходима отдельная лицензия (ведение работ по добыче и захоронению радиоактивных и высокотоксичных веществ и т. д.), потенциальный пользователь обязан предварительно получить и её.

Какие требования предъявляются, в какие органы обращаться?

Лицензии на недропользование выдаются обычно в конкурсном или аукционном порядке. Вне конкурса документ может быть выдан предпринимателю в исключительных случаях на основании решения специальной комиссии, созданной федеральным органом управления госфондом недр. В её состав должны также входить представители действующей исполнительной власти региона РФ.

Чтобы участвовать в конкурсе или аукционе, предприниматель должен своевременно подать заявку и представить конкурсной комиссии все необходимые документы, указанные в сопроводительном списке к официальному объявлению о проведении мероприятия.

При конкурсной системе выдачи лицензии победителем признаётся участник, предложение которого признано комиссией наиболее экономически выгодным и соответствующим всем технологическим и экологическим требованиям. При аукционной – участник, предложивший наибольшую сумму за право использования недр.

Лицензии на недропользование выдаются Министерством экологии и природных ресурсов РФ. Отвечает за этот процесс Федеральное агентство по вопросам недропользования (Роснедра). Как правило, в процессе организации конкурса или аукциона по выдаче лицензии участвуют также представители исполнительной власти регионов и областей РФ.

Если речь идёт о лицензировании права на разработку месторождений федерального значения, к оценке заявки подключается Правительство РФ. Разрешение на эксплуатацию и строительство подземных сооружений для осуществления деятельности, не связанной с добычей природных ресурсов, принимается после согласования с Госгортехнадзором.

Какие нужны документы?

Для участия в конкурсе нужно, прежде всего, заполнить заявку. В ней должна быть указаны следующие сведения:

  • о заявителе (место основной коммерческой деятельности предприятия, хозяйственные взаимоотношения с производственными и финансовыми партнёрами и т. д.);
  • о владельцах компании-заявителя, составе руководства и представителях на аукционе/конкурсе;
  • о финансовых возможностях компании-заявителя, которые бы подтверждали её способность выполнить намеченный план работ;
  • о научно-технической базе предприятия и о технологических возможностях подрядчиков, если они будут привлекаться компанией для реализации указанного ею проекта;
  • о предыдущих проектах заявителя. Обязательная составляющая – список государств, в которых компания осуществляла коммерческую и/или производственную деятельность в течение 5-ти последних лет;
  • проект пользования недрами, разработанный компанией-заявителем, включающий в себя конкретные предложения по его реализации.

К заявке нужно приложить заверенные печатью организации или нотариально копии следующих документов:

  • свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юр. лиц компании-заявителя;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации (или перерегистрации) организации;
  • справки из налоговой о постановке на учёт и уплате платежей всех уровней;
  • устава предприятия;
  • бухгалтерского баланса компании-заявителя (как за год, предшествующий подаче заявки, так и за последний отчётный период). Баланс должен быть принят налоговыми органами и содержать соответствующие отметки.

Более подробно ознакомиться со списком документов в каждом конкретном случае можно, изучив официальное объявление о проведении аукциона или конкурса по предоставлению лицензии на недропользование. Размещается оно обычно на государственном сайте, посвящённом проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (www.torgi.gov.ru).

Отказ в приёме заявки

Предпринимателю могут отказать в приёме заявки на участие в аукционных торгах или конкурсе на получение лицензии на пользование недрами, если:

  • заявка подана с нарушением установленных законодательно требований, её содержание не соответствует условиям торгов;
  • заявитель не может доказать наличие у него необходимых технических и финансовых средств для реализации проекта;
  • заявитель пытался обмануть конкурсную комиссию, предоставляя о себе неверные сведения;
  • передача заявителю права на пользование недрами нарушает антимонопольное законодательство РФ;
  • заявитель не отвечает всем требованиям, предъявленным к конкурсантам на основании условий проведения торгов.

Механизм выдачи и сроки

Порядок получения лицензии на недропользование следующий:

  1. Правительством РФ или администрацией субъекта РФ, при участии Федерального агентства по вопросам недропользования, принимается решение о проведении конкурса либо аукциона по выдаче лицензии на пользование недрами.
  2. Объявление об этом решении размещается на официальном сайте по проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (за 90 дней – до даты конкурса, за 45 дней – до даты аукциона).
  3. Участники заполняют заявки и представляют комиссии необходимую документацию.
  4. Проводится аукцион или конкурс. Если мероприятие признано состоявшимся, в течение 30 дней принимается решение об официальном утверждении его результатов. Победитель торгов получает лицензию на добычу недр.

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

  • на 5 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ;
  • на 7 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ в границах Республики Саха, Красноярского края, Камчатского края, Хабаровского края, Магаданской, Сахалинской и Иркутской областей, Ямало-Ненецкого АО;
  • на 10 лет – при проведении геологического исследования недр континентального шельфа и внутренних морских вод;
  • на 25 лет – для добычи и использования подземных вод;
  • на время полной отработки месторождения – для добычи полезных ископаемых;
  • бессрочно – для эксплуатации и строительства сооружений, расположенных под землёй и по своему назначению не связанных с добычей природных ресурсов, для образования особо охраняемых государством объектов, для размещения в пластах попутных вод и вод для технологических нужд, и т. д.

Срок действия соглашения может продлеваться недропользователем при необходимости завершения разработки или оценки месторождений, если во время проведения работ он не допускал нарушения условий соглашения.

Лицензия на право пользования недрами считается действительной с момента официальной государственной регистрации.

Стоимость

За оформление и использование документа предприниматель выплачивает следующие платежи:

  • единовременный сбор за участие в аукционных торгах или конкурсе. Вносится всеми заявителями, является одним из обязательных этапов регистрации заявки. Сумма определяется Федеральным агентством (Роснедра) для каждого конкретного случая;
  • разовые платежи за использование недр. Не менее 10% от величины налога на добычу природных ресурсов (не менее 5%, если речь идёт о разработке газовых и нефтяных месторождений). Окончательная сумма по результатам конкурса или аукциона фиксируется в лицензии;
  • регулярные платежи за использование недр. Расчёт суммы проводит Федеральное агентство по недропользованию. Ставка устанавливается за 1 км² площади разрабатываемого участка.

Если лицензия на использование недр оформляется предпринимателем вне конкурса или аукциона, он оплачивает установленную законодательством пошлину. Так, получение лицензии на воду обойдётся компании в 6 000 рублей. Оформление сопроводительной документации также потребует дополнительных финансовых вложений, размер которых варьируется от случая к случаю.

Наказание за использование недр без лицензии

За нарушение условий использования земных недр законодательством предусматривается административная ответственность. Сумма штрафа за отсутствие лицензии:

  • для гражданских лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 800 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Сумма штрафа за нарушение условий, предусмотренных лицензией и техническим проектом:

  • для гражданских лиц – от 2 тыс. рублей до 3 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Можно заняться оформлением лицензии на пользование недрами самостоятельно, подключив к этому процессу штатных сотрудников предприятия. А можно – делегировать выполнение задачи сторонней юридической компании. Какой способ выбрать в вашем случае, решать вам. Но не забывайте, что подготовка документов, заполнение заявки и участие в конкурсе или аукционных торгах – процесс сложный и хлопотный. Если штатные юристы уже нагружены работой, с лицензированием они могут не справиться.

Вести разработку или исследование месторождений полезных ископаемых без лицензии – себе дороже. Вместе со штрафом вам будут предъявлены иски о возмещении государству убытков, причинённых вашей компанией во время незаконного использования недр. Поэтому не экономьте на лицензии. И не откладывайте процесс оформления заявки на последний момент: чем позже вы подадите документы, тем сложнее будет получить одобрение комиссии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 
+7 (812) 425-60-37 (Москва)
 
Это быстро и бесплатно!

Источник

Ñòàòüåé 1.2 Çàêîíà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îò 21.02.1992 ¹ 2395-1 «Î íåäðàõ» óñòàíîâëåíî, ÷òî íåäðà â ãðàíèöàõ òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, âêëþ÷àÿ ïîäçåìíîå ïðîñòðàíñòâî è ñîäåðæàùèåñÿ â íåäðàõ ïîëåçíûå èñêîïàåìûå, ýíåðãåòè÷åñêèå è èíûå ðåñóðñû, ÿâëÿþòñÿ ãîñóäàðñòâåííîé ñîáñòâåííîñòüþ.
Ïðåäîñòàâëåíèå íåäð â ïîëüçîâàíèå îôîðìëÿåòñÿ ñïåöèàëüíûì ãîñóäàðñòâåííûì ðàçðåøåíèåì â âèäå ëèöåíçèè.
Ëèöåíçèÿ ÿâëÿåòñÿ äîêóìåíòîì, óäîñòîâåðÿþùèì ïðàâî åå âëàäåëüöà íà ïîëüçîâàíèå ó÷àñòêîì íåäð â îïðåäåëåííûõ ãðàíèöàõ â ñîîòâåòñòâèè ñ óêàçàííîé â íåé öåëüþ â òå÷åíèå óñòàíîâëåííîãî ñðîêà ïðè ñîáëþäåíèè âëàäåëüöåì çàðàíåå îãîâîðåííûõ óñëîâèé. (ñòàòüÿ 11 Çàêîíà ÐÔ «Î íåäðàõ»).
Îðãàíàìè, óïîëíîìî÷åííûìè íà âûäà÷ó ëèöåíçèè íà ïðàâî ïîëüçîâàíèÿ íåäðàìè â Ïðèìîðñêîì êðàå, ÿâëÿþòñÿ:
1) ìèíèñòåðñòâî ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ è îõðàíû îêðóæàþùåé ñðåäû Ïðèìîðñêîãî êðàÿ îòíîñèòåëüíî ó÷àñòêîâ íåäð ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ;
2) Ðîñíåäðà èëè åãî òåððèòîðèàëüíûé îðãàí, îòíîñèòåëüíî èíûõ ó÷àñòêîâ íåäð.
Áåç ëèöåíçèè èìåþò ïðàâî ïîëüçîâàòüñÿ ïîëåçíûìè èñêîïàåìûìè òîëüêî îïðåäåëåííûå ñóáúåêòû: ñîáñòâåííèêè çåìåëüíûõ ó÷àñòêîâ, çåìëåïîëüçîâàòåëè, çåìëåâëàäåëüöû, àðåíäàòîðû è òîëüêî ïðè ñîáëþäåíèè îïðåäåëåííûõ óñëîâèé:
• äàííàÿ äåÿòåëüíîñòü äîëæíà îñóùåñòâëÿòüñÿ â ãðàíèöàõ èñïîëüçóåìîãî çåìåëüíîãî ó÷àñòêà;
• íå äîïóñêàåòñÿ ïðèìåíåíèå âçðûâíûõ ðàáîò;
• èñïîëüçîâàíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ âîçìîæíî òîëüêî äëÿ ñîáñòâåííûõ íóæä;
• äîáûòûå èñêîïàåìûå äîëæíû îòíîñèòüñÿ ê êàòåãîðèè îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, íå ÷èñëÿùèõñÿ íà ãîñóäàðñòâåííîì áàëàíñå, ëèáî ê êàòåãîðèè ïîäçåìíûõ âîä;
• îáúåì èçâëå÷åíèÿ ïîäçåìíûõ âîä äîëæåí ñîñòàâëÿòü íå áîëåå 100 êóáè÷åñêèõ ìåòðîâ â ñóòêè, èç âîäîíîñíûõ ãîðèçîíòîâ, íå ÿâëÿþùèõñÿ èñòî÷íèêàìè öåíòðàëèçîâàííîãî âîäîñíàáæåíèÿ è ðàñïîëîæåííûõ íàä âîäîíîñíûìè ãîðèçîíòàìè, ÿâëÿþùèìèñÿ èñòî÷íèêàìè öåíòðàëèçîâàííîãî âîäîñíàáæåíèÿ;
• äîïóñêàåòñÿ ñòðîèòåëüñòâî ïîäçåìíûõ ñîîðóæåíèé íà ãëóáèíó áîëåå ïÿòè ìåòðîâ â ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííîì çàêîíàìè è èíûìè íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
Ïåðå÷åíü îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ óòâåðæäåí Ðàñïîðÿæåíèåì Ìèíèñòåðñòâà ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ è ýêîëîãèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ¹ 42-ð, Àäìèíèñòðàöèè Ïðèìîðñêîãî êðàÿ ¹ 592-ðà îò 22.10.2008, â êîòîðûé âîøëè òàêèå èñêîïàåìûå, êàê, íàïðèìåð, ãàëüêà, ãðàâèé, ãèïñ, ïåñ÷àíî-ãðàâèéíàÿ ñìåñü, ìåë, ðàêóøêà, òîðô, è ò.ä.
Ïîä èñïîëüçîâàíèåì äëÿ ñîáñòâåííûõ íóæä îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ è ïîäçåìíûõ âîä, ïîíèìàåòñÿ èõ èñïîëüçîâàíèå äëÿ ëè÷íûõ, áûòîâûõ è èíûõ íå ñâÿçàííûõ ñ îñóùåñòâëåíèåì ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè íóæä.
Òàêæå íåîáõîäèìî îáðàòèòü âíèìàíèå íà òî, ÷òî ñòàòüåé 19 Çàêîíà ÐÔ «Î íåäðàõ» óñòàíîâëåí çàïðåò íà îò÷óæäåíèå èëè ïåðåäà÷ó îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ è ïîäçåìíûõ âîä, èìåþùèõñÿ â ãðàíèöàõ çåìåëüíîãî ó÷àñòêà, îò îäíîãî ëèöà ê äðóãîìó.
Âî âñåõ îñòàëüíûõ ñëó÷àÿõ ïîëüçîâàíèå íåäðàìè äîëæíî îñóùåñòâëÿòüñÿ íà îñíîâàíèè ëèöåíçèè íà ïîëüçîâàíèå íåäðàìè, îôîðìëåííîé â óñòàíîâëåííîì çàêîíîäàòåëüñòâîì ïîðÿäêå.
Çà íàðóøåíèå, êàñàþùååñÿ ïîëüçîâàíèÿ íåäðàìè áåç ëèöåíçèè ïðåäóñìîòðåíà êàê àäìèíèñòðàòèâíàÿ, òàê è óãîëîâíàÿ îòâåòñòâåííîñòü.  ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòüåé 7.3. ÊîÀÏ ÐÔ ïîëüçîâàíèå íåäðàìè áåç ëèöåíçèè âëå÷åò íàëîæåíèå àäìèíèñòðàòèâíîãî øòðàôà íà ãðàæäàí â ðàçìåðå îò òðåõ òûñÿ÷ äî ïÿòè òûñÿ÷ ðóáëåé; íà äîëæíîñòíûõ ëèö — îò òðèäöàòè òûñÿ÷ äî ïÿòèäåñÿòè òûñÿ÷ ðóáëåé; íà þðèäè÷åñêèõ ëèö — îò âîñüìèñîò òûñÿ÷ äî îäíîãî ìèëëèîíà ðóáëåé.
Óãîëîâíàÿ îòâåòñòâåííîñòü çà íåçàêîííóþ äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ïðåäóñìîòðåíà ñòàòüåé 158 (çà òàéíîå õèùåíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ) è ñòàòüåé 171 Óãîëîâíîãî êîäåêñà ÐÔ (çà îñóùåñòâëåíèå ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè ïî äîáû÷å ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ áåç ëèöåíçèè, ñâÿçàííîé ñ èçâëå÷åíèåì äîõîäà).
Ìàêñèìàëüíîå íàêàçàíèå, ïðåäóñìîòðåííîå ñòàòüåé 158 ÓÊ ÐÔ, — ëèøåíèå ñâîáîäû íà ñðîê äî äåñÿòè ëåò ñî øòðàôîì â ðàçìåðå äî îäíîãî ìèëëèîíà ðóáëåé èëè â ðàçìåðå çàðàáîòíîé ïëàòû èëè èíîãî äîõîäà îñóæäåííîãî çà ïåðèîä äî ïÿòè ëåò ëèáî áåç òàêîâîãî è ñ îãðàíè÷åíèåì ñâîáîäû íà ñðîê äî äâóõ ëåò ëèáî áåç òàêîâîãî.
Ñòàòü¸é 171 ÓÊ ÐÔ ïðåäóñìîòðåíî ìàêñèìàëüíîå íàêàçàíèå â âèäå ëèøåíèÿ ñâîáîäû íà ñðîê äî ïÿòè ëåò ñî øòðàôîì â ðàçìåðå äî îäíîãî ìèëëèîíà ðóáëåé èëè â ðàçìåðå çàðàáîòíîé ïëàòû èëè èíîãî äîõîäà îñóæäåííîãî çà ïåðèîä îò îäíîãî ãîäà äî òðåõ ëåò.

Источник

Статья 28. Условия лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых

1. Лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых или лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на разведку, доразведку и разработку месторождений, первичную переработку добытых полезных ископаемых, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не предусматривается в лицензии.

2. В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны быть установлены сроки проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подготовки технического проекта, начало строительства предприятия, начало добычи, выхода на проектную мощность.

3. Осуществление добычи полезных ископаемых без согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта запрещается. Подготовка технического проекта осуществляется с учетом решений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Проект вступает в силу при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

4. Владелец лицензии на добычу полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему участка недр работы по геологическому изучению недр без дополнительной лицензии.

Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно, как правило, не предоставляется.

5. Предоставление лицензий на часть месторождения полезного ископаемого, как правило, не допускается.

В исключительных случаях лицензия может выдаваться на разработку отдельной части месторождения при условии, если это не ухудшит технико-экономических показателей разработки месторождения в целом и не создаст препятствий для разработки других частей месторождения.

6. Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на добычу полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному заявителю, если экономически рентабельной является только общая разработка указанных месторождений одним пользователем недр либо когда использование нескольких месторождений обусловлено технологией получения продукции или требованиями охраны окружающей природной среды.

7. Лицензия на добычу полезных ископаемых выдается на участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. В случаях, когда для осуществления государственной экспертизы запасов требуется проведение дополнительных разведочных работ, предоставляется лицензия на разведку и добычу с указанием срока проведения государственной экспертизы.

8. Допускается предоставление на общих основаниях совмещенной лицензии или лицензии на разведку и добычу полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на геологическое изучение недр, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых. В этом случае владелец лицензии на право геологического изучения недр должен быть безотлагательно извещен органами, предоставляющими лицензию, о принимаемом решении с предоставлением ему возможности подать заявку на получение лицензии на добычу полезного ископаемого на общих основаниях. В случае предоставления лицензии на право разведки и добычи полезного ископаемого другому лицу владелец лицензии на право геологического изучения недр вправе получить компенсацию, связанную с досрочным прекращением действия ранее выданной лицензии, за счет нового недропользователя.

9. Если по результатам разведки или добычи полезного ископаемого будут выявлены части месторождения, имеющие промышленное значение и продолжающиеся за пределы предоставленного горного отвода, то по решению органов, предоставляющих лицензию на пользование недрами, допускается соответствующее изменение условий лицензии с расширением границ горного отвода.

10. Переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться как по лицензии на разведку и добычу соответствующих полезных ископаемых, так и по лицензии, предоставляемой на данный вид недропользования.

Если владелец лицензии на пользование участком недр не осуществляет в необходимых объемах переработку отходов своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, то по решению органов, предоставивших лицензию, переработка таких отходов может быть предоставлена другим лицам с выдачей им отдельной лицензии.

Если перерабатываемые отходы находятся в границах участка недр или земельного участка других лиц, условия лицензии должны учитывать интересы обеих сторон.

11. В лицензии на добычу полезных ископаемых устанавливаются условия отбора подземных вод при разработке месторождения, а также определяются условия проведения мониторинга геологической среды в соответствии с установленным порядком в пределах предоставленного участка недр и зоны влияния эксплуатации объекта.

12. В лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых должны быть определены условия извлечения попутных или сопутствующих компонентов и их первичной переработки, а также возможной консервации всего выявленного месторождения или его части при большом содержании агрессивных или токсичных компонентов.

13. Лицензии для добычи общераспространенных полезных ископаемых должны содержать условия, при выполнении которых пользователь недр получает продление действия лицензии на очередной срок.

14. Добытые в процессе поисков и оценки полезные ископаемые являются собственностью владельца лицензии, если иное не оговорено в лицензии.

Источник