Бобылева л бывают ли полезные и вредные животные

Бобылева л бывают ли полезные и вредные животные thumbnail
  • 1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. — М, 1997.
  • 2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. — 2005, N 7. С. 2-5; N 11. — с. 51-54.
  • 3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. — 2002. — N 5. — с. 80-82.
  • 4. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 7. — с. 38-46.
  • 5. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 36-42.
  • 6. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 12-20.
  • 7. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. — М.: Просвещение, 2004. — с. 111-113.
  • 8. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. — М, 2002. — с. 56.
  • 9. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004.- N 7. — с. 45-49.
  • 10. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. — 2003. — N 7. — с. 31-34.
  • 11. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 3-9.
  • 12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 56 с.
  • 13. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 3. — с. 10-12.
  • 14. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 5. — с. 70-73.
  • 15. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
  • 16. Королева А. Земля — наш дом // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 10. — с. 34-36.
  • 17. Кочергина В. Наш дом — Земля // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 6. — с. 50-53.
  • 18. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 8. — с. 49-53.
  • 19. М.А. Кубышева «Реализация технологии деятельностного метода», ЦСДП, Москва 2005.
  • 20. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2004. — 160 с.
  • 21. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. — М., 2002.
  • 22. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. — 2002. — N 9. — с. 52-64.
  • 23. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 336 с.
  • 24. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — с. 119.
  • 25. Петерсон Л.Г. «Деятельностный метод обучения», ACADEMIA АПК и ППРО, Москва 2007.
  • 26. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. — Киев, 1989.
  • 27. Рыжова Н. «Наш дом — природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2003. — N 5. — с. 26-34.
  • 28. Рыжова Н. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 10. — с. 18-20.
  • 29. Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. — 2002. — N 3. — с. 38-47.
  • 30. Симонов В.П. Урок: Планирование, организация и оценка эффективности. — М., 2003.
  • 31. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 2 — с. 21 — 27.
  • 32. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 11. — с. 53-64.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Статья

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников посредством экспериментальной деятельности»

Подготовила: воспитатель Понасечкина Н. А.

Смоленск 2019

Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разнообразными средствами. Одним из таких средств выступает – ознакомление с природой. Природа есть неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенок думает, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Именно так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она привораживает их любознательностью.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, не замечают главного. А когда рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, у них появится желание узнать еще больше.

Значительный вклад в разработку обозначенной проблемы внесли исследования Е. И. Тихеевой, П. Т. Саморуковой, Л. И. Бажович, Г. И. Щукиной, Т. А. Куликовой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, М. М. Марковской..

М. В. Лучич считает: «Убеждение человека формируются с детства. Одна из первостепенных нравственных задач, которая стоит перед  педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест.

Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется в МБДОУ». С. Н. Николаева в своей книге «Методика экологического воспитания дошкольников» говорит, что «Экологическое  состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей, понимание сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России – свои в каждом регионе.  Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое.  Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать».

Читайте также:  Что полезно для селезенки и что вредно

Также Н. А. Рыжова  в своей книге «Развивающая среда дошкольных учреждений» говорит: «Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие.

Можно смело утверждать, что в нашей стране руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствующих развитию творчества. В ход идет все то, что зачастую просто выбрасывается в мусорную корзину: старые игрушки и бумага, пластиковые бутылки и коробки из-под конфет, лоскутики и остатки обоев: «голь на выдумку хитра». И выдумкам этим нет предела. Конечно, было бы лучше, если  бы все детские сады были обеспечены всем необходимым. Но… не стали бы они тогда более похожими друг на друга?»

М. М. Марковская утверждает, что познакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержаться комнатные растения и некоторые животные. В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей формируются определенные трудовые навыки, внимательное отношение к обитателям уголка, забота о живых существах.

Однако проблема взаимосвязи работы на занятиях и в повседневной жизни в ходе экологического воспитания дошкольников изучена недостаточно, что и обусловило актуальность и выбор темы нашего исследования «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни».

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника. В двигательном возрасте первых практических усилий должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Было замечено, что дети больше интересуются животными, чем растениями, реагируют на взаимодействие с ними. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними. Растения интересуют их меньше. Привлекали внимание дошкольников с помощью загадок, сказок, потешек, поговорок, которые легко входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир растений. Широко используют специально подобранную литературу, содержание которой сочетается с сочетанием других видов деятельности; углубляют знакомство детей с произведениями различных авторов, которые ярко отражают события в природе, глубоко ее понимая и творческого отражения в литературно-художественных произведениях.

Вместе  с детьми создаются и используются самодельные книги, ведутся альбомы по впечатлениям от наблюдений за природными объектами.

В процесс экологического воспитания организуются прогулки и занятия, на которых дети рассматривают растения, оценивают их, придумывают названия, объясняют почему они решили именно так назвать то или иное растение. Стали больше обращать внимание детей на экологоразвивающую среду, созданную в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего года.

Организуется регулярная и разнообразная деятельность детей в зеленой зоне учреждения, познавательное – проведение наблюдений, практическое – создание и поддержание необходимых условий для содержания живых существ, природносохранную – зимняя подкормка птиц. Используется эмоционально-доброжелательное взаимоотношение с живыми существами.

А также используется в  работе систематическое ознакомление детей за ростом растений; отражение различных наблюдений в календаре природе.

Проводятся праздники, досуги, походы в природу, где у детей формируются широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, вызывающие яркий эмоциональный отклик.

Очень хочется верить, что очень многое зависит от каждого из нас. Детей с первых же шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее.

Список литературы:

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. — М, 2012.

2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. — 2011, N 7. С. 2-5; N 11. — с. 51-54.

3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. — 2012. — N 5. — с. 80-82.

4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 36-42.

5. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. — 2009. — N 7. — с. 38-46.

6. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. — 2012. — N 7. — с. 12-20.

7. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. — М.: Просвещение, 2011. — с. 111-113.

8. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. — М, 2013. — с. 56.

9. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. — Новосибирск, 2006. — 145 с.

Читайте также:  Чем полезны крема для лица с омега

10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. — 2006. — № 6.

Источник

Ôîðìèðîâàíèå ýêîëîãè÷åñêîé êóëüòóðû êàê îäíî èç íàïðàâëåíèé âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ. Òåîðåòè÷åñêèå è ïðàêòè÷åñêèå àñïåêòû ïðîáëåìû ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ äîøêîëüíèêîâ ïîñðåäñòâîì ïðèðîäîâåä÷åñêîé êíèãè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

 äîøêîëüíîì âîçðàñòå ïðîöåññ ïîçíàíèÿ ó ðåáåíêà ïðîèñõîäèò ýìîöèîíàëüíî-ïðàêòè÷åñêèì ïóòåì. Êàæäûé äîøêîëüíèê — ìàëåíüêèé èññëåäîâàòåëü, ñ ðàäîñòüþ è óäèâëåíèåì îòêðûâàþùèé äëÿ ñåáÿ ìèð. Ðåáåíîê ñòðåìèòñÿ ê àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè. Âîò ïî÷åìó òàêèå âèäû äåÿòåëüíîñòè êàê ýêñïåðèìåíòèðîâàíèå è íàáëþäåíèÿ íàèáîëåå áëèçêèå è åñòåñòâåííûå äëÿ ðåáåíêà-äîøêîëüíèêà.

 ïðîâåäåííîì èññëåäîâàíèè â öåëîì ðåøåíû ïîñòàâëåííûå çàäà÷è è ïîäòâåðæäåíû îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ, ÷òî ïîçâîëÿåò ñäåëàòü ñëåäóþùèå îáùèå âûâîäû.

Ìåòîäîëîãè÷åñêîé îñíîâîé ýêîëîãè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ íà ýòàïå äîøêîëüíîãî äåòñòâà ÿâëÿþòñÿ ñèñòåìíûé ïîäõîä. Ýêîëîãè÷åñêîå âîñïèòàíèå äîøêîëüíèêîâ èíòåãðèðóåò â ñåáå âåäóùèå ïîëîæåíèÿ ýêîëîãèè (áèîýêîëîãèè, ñîöèàëüíîé è ýêîëîãèè ÷åëîâåêà), äåòñêîé ïñèõîëîãèè, äîøêîëüíîé ïåäàãîãèêè è ñîâðåìåííîãî ìåíåäæìåíòà.

Åãî ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê òåîðåòè÷åñêóþ ìîäåëü èíòåãðàòèâíîãî íàó÷íîãî ïîñòðîåíèÿ, îáåñïå÷èâàþùåãî ñòàíîâëåíèå íà÷àë ýêîëîãè÷åñêîé êóëüòóðû ó äåòåé â óñëîâèÿõ äîøêîëüíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Àøèêîâ Â.È., Àøèêîâà Ñ.Ã. Ñåìèöâåòèê: Ïðîãðàììà è ðóêîâîäñòâî ïî êóëüòóðíî-ýêîëîãè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ è ðàçâèòèþ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. — Ì, 2012.

2. Àøèêîâ Â., Àøèêîâà Ñ. Ïðèðîäà, Òâîð÷åñòâî è Êðàñîòà // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2011, N 7. Ñ. 2-5; N 11. — ñ. 51-54.

3. Áàëàöåíêî Ë. Ðàáîòà ñ ðîäèòåëÿìè ïî ýêîëîãè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ äåòåé // Ðåáåíîê â äåòñêîì ñàäó. — 2012. — N 5. — ñ. 80-82.

4. Áîáûëåâà Ë., Äóïëåíêî Î. Î ïðîãðàììå ýêîëîãè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2005. — N 7. — ñ. 36-42.

5. Áîáûëåâà Ë. Áûâàþò ëè «ïîëåçíûå» è «âðåäíûå» æèâîòíûå? // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2009. — N 7. — ñ. 38-46.

6. Áîëüøàêîâà Ì., Ìîðåâà Í. Íàðîäíûå íàçâàíèÿ ðàñòåíèé êàê îäíî èç ñðåäñòâ ôîðìèðîâàíèÿ èíòåðåñà ê ïðèðîäå // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2012. — N 7. — ñ. 12-20.

7. Áóêèí À.Ï. Â äðóæáå ñ ëþäüìè è ïðèðîäîé. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2011. — ñ. 111-113.

8. Âàñèëüåâà À.È. Ó÷èòå äåòåé íàáëþäàòü ïðèðîäó. — Ì, 2013. — ñ. 56.

9. Âåðáèöêèé À.À. Èãðîâîå ìîäåëèðîâàíèå: Ìåòîäîëîãèÿ è ïðàêòèêà / Ïîä ðåä. È.Ñ. Ëàäåíêî. — Íîâîñèáèðñê, 2006. — 145 ñ.

10. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Èãðà è åå ðîëü â ïñèõîëîãè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà //Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. — 2006. — ¹ 6.

11. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Âîîáðàæåíèå è òâîð÷åñòâî â äåòñêîì âîçðàñòå. — Ì, 2004. — 156 ñ.

12. Çåáçååâà Â. Î ôîðìàõ è ìåòîäàõ ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ äîøêîëüíèêîâ // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2004.- N 7. — ñ. 45-49.

13. Çåíèíà Ò. Íàáëþäàåì, ïîçíàåì, ëþáèì: // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2011. — N 7. — ñ. 31-34.

14. Çåðùèêîâà Ò., ßðîøåâè÷ Ò. Ýêîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå â ïðîöåññå îçíàêîìëåíèÿ ñ îêðóæàþùèì // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2005. — N 7. — ñ. 3-9

15. Ãàâðèíà Ñ.Å., Êóòÿâèíà Í.Ë. Ñòî êðîññâîðäîâ î ðàñòåíèÿõ è æèâîòíûõ. ßðîñëàâëü: Àêàäåìèÿ ðàçâèòèÿ, 2011. — 178 ñ.

16. Ãðóçäåâ Ï.Í. è äð. Âîïðîñû âîñïèòàíèÿ ìûøëåíèÿ â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ. — Ì, 2005. — 427 ñ.

17. Æàðêîâ Ã.Â. Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ìîëîäîãî ÷åëîâåêà ñðåäñòâàìè èíòåëëåêòóàëüíûõ è òâîð÷åñêèõ èãð. — Âëàäèìèð. 2006. — 377 ñ.

18. Èâàíîâà À.È. Ìåòîäèêà îðãàíèçàöèè ýêîëîãè÷åñêèõ íàáëþäåíèé è ýêñïåðèìåíòîâ â äåòñêîì ñàäó: Ïîñîáèå äëÿ ðàáîòíèêîâ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé. — Ì.: ÒÖ Ñôåðà, 2011. — 56 ñ.

19. Èâàíîâà Ã., Êóðàøîâà Â. Îá îðãàíèçàöèè ðàáîòû ïî ýêîëîãè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2006. — N 3. — ñ. 10-12.

20. Éîçîâà Î. Íàãëÿäíûå ïîñîáèÿ â ýêîëîãè÷åñêîì âîñïèòàíèè // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2005. — N 5. — ñ. 70-73.

21. Êîëîìèíà Í.Â. Âîñïèòàíèå îñíîâ ýêîëîãè÷åñêîé êóëüòóðû â äåòñêîì ñàäó: Ñöåíàðèè çàíÿòèé. — Ì.: ÒÖ Ñôåðà, 2004. — 144 ñ.

22. Êîðîëåâà À. Çåìëÿ — íàø äîì // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2008. — N 10. — ñ. 34-36.

23. Êî÷åðãèíà Â. Íàø äîì — Çåìëÿ // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2004. — N 6. — ñ. 50-53.

24. Êëåïèíèíà Ç.À., Ìåëü÷àêîâ Ë.Ô. Ïðèðîäîâåäåíèå. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2009. — 438 ñ.

25. Êóçíåöîâ Â.Í. Ïðîãðàììû: Ýêîëîãèÿ. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2006. — 176 ñ.

26. Ëåâèòìàí Ì.Õ. Ýêîëîãèÿ — ïðåäìåò: èíòåðåñíî èëè íåò? — ÑÏá.: ÑÎÞÇ, 2009. — 282 ñ.

27. Ëåâèíà Ð. Ìåòåîöåíòð â äåòñêîì ñàäó, èëè ýêîëîãèÿ è òâîð÷åñòâî // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2004. — N 8. — ñ. 49-53.

28. «Ìû» — Ïðîãðàììà ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ äåòåé / Í.Í. Êîíäðàòüåâà è äð. — Ñ-Ïá: Äåòñòâî-ïðåññ, 2003. — 240 ñ.

29. Ìàðêîâñêàÿ Ì.Ì. Óãîëîê ïðèðîäû â äåòñêîì ñàäó / Ïîñîáèå äëÿ âîñïèòàòåëÿ äåòñêîãî ñàäà. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2004. — 160 ñ.

30. Ìèð ïðèðîäû è ðåáåíîê: Ìåòîäèêà ýêîëîãè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äîøêîëüíèêîâ / Ë.À. Êàìåíåâà, Í.Í. Êîíäðàòüåâà, Ë.Ì. Ìàíåâöîâà, Å.Ô. Òåðåíòüåâà; ïîä ðåä. Ë.Ì. Ìàíåâöîâîé, Ï.Ã. Ñàìîðóêîâîé. — Ñ-Ïá.: Äåòñòâî-ïðåññ, 2011. — 319 ñ.

31. Íèêîëàåâà Ñ.Í. Þíûé ýêîëîã: ïðîãðàììà è óñëîâèÿ åå ðåàëèçàöèè â äåòñêîì ñàäó. — Ì.: Ìîçàèêà-Ñèíòåç, 2013. — ñ. 119.

32. Íèêîëàåâà Ñ.Í. Òåîðèÿ è ìåòîäèêà ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ äåòåé: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé. — Ì.: Èçäàò. öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2002. — 336 ñ.

33. Íèêîëàåâà Ñ.Í. Îáçîð çàðóáåæíûõ è îòå÷åñòâåííûõ ïðîãðàìì ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2002. — N 9. — ñ. 52-64.

34. Ìîéñíåð Ã.Ï. Âñ¸ íà÷èíàëîñü ñ ýêîëîãè÷åñêîé òðîïû. //Íà÷àëüíàÿ øêîëà, 2005. — ¹3.

35. Íàçàðåíêîâà Ã.Í. Êîëëåêòèâíîå èãðîâîå òâîð÷åñòâî êàê ôàêòîð íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ ó÷àùèõñÿ. — ×åáîêñàðû, 2003. — 158 ñ.

36. Íàçàðåíêîâà Ã.Í. Âîñïèòàòåëüíîå âçàèìîäåéñòâèå â ñòðóêòóðå èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè.- ×åáîêñàðû, 2002. — 190 ñ.

37. Ïàêóëîâà Â.Ì., Êóçíåöîâà Â.È. Ìåòîäèêà ïðåïîäàâàíèÿ ïðèðîäîâåäåíèÿ. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2005. — 338 ñ.

38. Ïèäêàñèñòûé Ï.È. è äð. Òåõíîëîãèÿ èãðû â îáó÷åíèè è ðàçâèòèè. — Ì, 2004. — 387 ñ.

39. Ðîæíîâ Â.Å. Èãðîâàÿ òåðàïèÿ. — Ì, 2006. — 123 ñ.

40. Ðûæîâà Í. «Íàø äîì — ïðèðîäà». Ïðîãðàììà ýêîëîãè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äîøêîëüíèêîâ // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2003. — N 5. — ñ. 26-34.

41. Ðûæîâà Í. Î ïðîåêòå «Ñòðàòåãèè ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2005. — N 10. — ñ. 18-20.

42. Ñîëîìåííèêîâà Î. Äèàãíîñòèêà ýêîëîãè÷åñêèõ çíàíèé äîøêîëüíèêîâ // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2004. — N 2 — ñ. 21 — 27.

43. Ðûæîâà Í. Ýêîëîãè÷åñêèé ïðîåêò «Çäðàâñòâóé, äåðåâî» // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2002. — N 3. — ñ. 38-47.

44. Ñóðàâåãèíà È.Ò., Ñåíêåâè÷ Â.Ì. Êàê ó÷èòü ýêîëîãèè. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2005. — 378 ñ.

45. Ñóõîìëèíñêèé Â.À. Ñåðäöå îòäàþ äåòÿì. — Êèåâ, 2005. — 254 ñ.

46. Øìàëîâ Ñ.À. Èãðû ó÷àùèõñÿ — ôåíîìåí êóëüòóðû. — Ì, 2012. — 264 ñ.

47. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõîëîãèÿ èãðû. — Ì, 2011. — 438 ñ.

48. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ñèìâîëèêà è åå ôóíêöèè â èãðå äåòåé / Ýëüêîíèí Ä.Á. // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2009. — ¹3.

49. Öåëèùåâà È., Áîëüøàêîâà Ì. Äèêèå æèâîòíûå: èíòåãðèðîâàííûå çàíÿòèÿ ïî îçíàêîìëåíèþ ñ ïðèðîäîé è ðàçâèòèþ ýëåìåíòàðíûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. — 2012. — N 11. — ñ. 53-64.

Ïðèëîæåíèå 1. Àíêåòà äëÿ ðîäèòåëåé «Ýêîëîãè÷åñêîå âîñïèòàíèå äåòåé«

ÔÈÎ___________________________________________

Читайте также:  Монарда что за растение полезные свойства

Âîçðàñòíàÿ ãðóïïà________________________________

1. Çíàåòå ëè Âû, ÷òî òàêîå ýêîëîãèÿ, ÷òî îíà èçó÷àåò, ÷åì çàíèìàåòñÿ? ______________________________________________________

2. Èíòåðåñóåò ëè Âàñ ëè÷íî äàííàÿ ïðîáëåìà?_____________________

3. Êàê Âû ñàìè îòíîñèòåñü ê ïðèðîäå, ëþáèòå ëè æèâîòíûõ, ïòèö? ________________________________________________________

4. Ïîääåðæèâàåòå ëè Âû ïðîâîäèìóþ â ÄÎÓ ðàáîòó ïî ýêîëîãè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ äîøêîëüíèêîâ?_________________________

 ÷åì ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ?

— Áåñåäîâàëè ñ ðåáåíêîì î ïðèðîäå; îáîðóäîâàëè â ñåìüå óãîëîê ïðèðîäû; ïðèîáðåëè æèâîòíûõ; ïîäêàðìëèâàåòå ïòèö, âûáèðàåòåñü ÷àùå íà ïðèðîäó; ïðîâîäèòå íàáëþäåíèÿ ñ äåòüìè çà ïðèðîäíûìè îáúåêòàìè; ñàæàåòå äåðåâüÿ, îõðàíÿåòå ïðèðîäó (íóæíîå ïîä÷åðêíóòü).

7. Çíàêîìèòå ëè äåòåé ñ ïðàâèëàìè ïîâåäåíèÿ â ïðèðîäå? ____________

Íóæíî ëè ýòî äåëàòü? _________________________________________

8.  ÷åì Âàì íóæíà ïîìîùü ÄÎÓ ïî äàííîé ïðîáëåìå? (Êàê ïðîâîäèòü íàáëþäåíèÿ çà ïîãîäîé; êàê ñîäåðæàòü æèâîòíûõ, ðàñòåíèÿ; êàêèå äàâàòü çíàíèÿ; êàê çíàêîìèòü ñ ïðàâèëàìè ïîâåäåíèÿ â ïðèðîäå; êàêóþ ïðàêòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü â ïðèðîäå ìîæíî îñóùåñòâèòü ñ äåòüìè…) ____________________________________________________________

9. Êàê îöåíèâàåòå ðàáîòó ÄÎÓ ïî äàííîìó âîïðîñó? ________________

10. Âàøè ïðåäëîæåíèÿ, ïîæåëàíèÿ. ______________________________

Ïðèëîæåíèå 2. Àíêåòà äëÿ ðîäèòåëåé «Êíèãà â ñåìüå«

ÔÈÎ____________________________________

Âîçðàñòíàÿ ãðóïïà________________________

1. Êàêèå êíèãè äëÿ ÷òåíèÿ äåòÿì åñòü ó Âàñ äîìà? Ïåðå÷èñëèòå èõ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Åñòü ñðåäè íèõ êíèãè î ïðèðîäå? Íàçîâèòå èõ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Êàê Âû îòáèðàåòå êíèãè äëÿ ÷òåíèÿ äåòÿì, ÷åì ðóêîâîäñòâóåòåñü ïðè ïîêóïêå ëèòåðàòóðû äåòÿì?

— Ñìîòðþ ñîäåðæàíèå, ó÷èòûâàþ âîçðàñò, îòáèðàþ ïî èëëþñòðàöèÿì, ïîêóïàþ ñëó÷àéíî, åñëè íåò äîìà òàêîé êíèãè, òî áåðó…(íóæíîå ïîä÷åðêíóòü).

4. Êàê Âû ÷èòàåòå êíèãè? (Ïî ïðîñüáå ðåáåíêà, ïî ñâîåé èíèöèàòèâå, ðåáåíîê ÷èòàåò ñàìîñòîÿòåëüíî)

5. Îáñóæäàåòå ëè Âû ñîäåðæàíèå ïðî÷èòàííîãî ñ ðåáåíêîì?_______________

7. Èìååòñÿ ëè ó Âàñ äîìà ëèòåðàòóðà äëÿ âçðîñëûõ ïî ïðèðîäå?______________

Èñïîëüçóåòå ëè Âû å¸ ïðè îáùåíèè ñ ðåá¸íêîì? _______________

Êàê ÷àñòî? Ïðè êàêèõ ñèòóàöèÿõ?

— Íå çíàþ, êàê îòâåòèòü íà âîïðîñ ðåá¸íêà; õî÷ó ðàññêàçàòü ÷òî — òî íîâîå; íå èñïîëüçóþ — ðåá¸íîê íå èíòåðåñóåòñÿ (íóæíîå ïîä÷åðêíóòü)

Ïðèëîæåíèå 3. Êîíñóëüòàöèÿ äëÿ ðîäèòåëåé ïî ïðîáëåìå ïðèîáùåíèÿ äåòåé ê ïðèðîäå

Ðîäèòåëè ïðèåçæàþò ñ ðåáåíêîì íà äà÷íûé ó÷àñòîê, ãäå ðåáåíêà ìîæíî çàíÿòü è óâëå÷ü èíòåðåñíûì äåëîì. Ïðåæäå âñåãî, ïîïðîñèòå åãî ïîìî÷ü âàì, òîëüêî äåëàéòå ýòî íà ïîëíîì ñåðüåçå, áåç âñÿêèõ òàì ñþñþêàíèé, òåì áîëåå ÷òî îí äåéñòâèòåëüíî îêàæåò âàì ïîìîùü. Åñëè âû äåëàåòå ïîñàäêó, òî ïîïðîñèòå åãî ïîäåðæàòü ïîäãîòîâëåííûå ê ïîñàäêå ñåìåíà èëè ðàçãðåñòè ãðÿäêó, èëè ñàìîìó ïîëîæèòü â ïîäãîòîâëåííóþ ëóíêó ñåìå÷êî. Ïðè ýòîì ðàññêàçûâàéòå åìó î ñâîèõ äåéñòâèÿõ, íàïðèìåð, ìîæíî òàê: «Ìû ïîëîæèì ñåìå÷êî â çåìëþ è çàñûïëåì åãî çåìëåé. Êîãäà ñîëíûøêî áóäåò ñâåòèòü è íàãðååò çåìëþ, ñåìå÷êó ñòàíåò òåïëî, è îíî íà÷íåò ðàñòè, çàõî÷åò ïîñìîòðåòü íà ñîëíûøêî è âûãëÿíåò èç çåìëè çåëåíûé ðîñòî÷åê, âîò òàêîé. (Ïðè ýòîì íóæíî ïîêàçàòü êàêóþ-íèáóäü òðàâèíêó.) Åñëè ðîñòî÷êó ïîíðàâèòñÿ, îí áóäåò ñòàíîâèòüñÿ âñå áîëüøå è áîëüøå, ìîæåò ïðåâðàòèòüñÿ â òàêîå äåðåâî (ïîêàçàòü ðåáåíêó îäíî èç äåðåâüåâ íà ó÷àñòêå) èëè ïîìåíüøå. Åù¸ ÿ õî÷ó, ÷òîáû ïðèíåñ íàì âêóñíûé ïëîä, è òû åãî áóäåøü êóøàòü» Êàæäûé ðàç, êîãäà âû ïðèåçæàåòå ñ ðåáåíêîì íà ñâîé ó÷àñòîê, ïåðâûì äåëîì íóæíî ïðåäëîæèòü åìó ïîñìîòðåòü, íå ïîÿâèëñÿ ëè ðîñòî÷åê. Êàê òîëüêî âû óâèäèòå ïîÿâèâøèéñÿ ðîñòî÷åê, îáðàäóéòåñü. Êîãäà âû ñàæàåòå íå ñåìåíà, à ðàññàäó, íåîáõîäèìî òàêæå îáúÿñíÿòü ðåáåíêó ñâîè äåéñòâèÿ. Åñëè âûñàæèâàåòå ðàññàäó ïîìèäîðîâ, òî ïóñòü ðåáåíîê ïîäíîñèò âàì ïî îäíîìó ñòåáåëüêó. Åñëè ñëîìàåò íå÷àÿííî, âîçüìèòå â ðóêè ñëîìàííûé ñòåáåëåê è ñêàæèòå: «ß äóìàþ, îí íå áóäåò æèòü è íå ïðèíåñåò íàì ïëîäà, îí ñëîìàëñÿ, íî äàâàé ïîïðîáóåì âñå æå åãî ïîñàäèòü».

Ïîñàäèòå íàðÿäó ñ äðóãèìè õîòÿ áû îäèí ñëîìàííûé. ×åðåç íåñêîëüêî äíåé, êîãäà âû ñíîâà ïîäîéäåòå ñî ñâîèì ðåáåíêîì ê ãðÿäêå ñ óæå îêðåïøèìè ñòåáëÿìè ïîìèäîðîâ, ïîêàæèòå åìó íà ñëîìàííûé ñòåáåëåê è íàïîìíèòå, ÷òî îí áûë ñëîìàí ïðè ïîñàäêå. Ïðè ýòîì íå ðàçãîâàðèâàéòå ñ ðåáåíêîì íàçèäàòåëüíûì òîíîì. Íà ñëåäóþùèé ãîä ðåáåíêó íóæíî ñîáñòâåííóþ ãðÿäêó, ÷òîáû äàòü âîçìîæíîñòü äåëàòü íà íåé âñ¸, ÷òî îí çàõî÷åò. Íè â êîåì ñëó÷àå íåëüçÿ ðåáåíêà çàñòàâëÿòü èëè èñïðàâëÿòü ñäåëàííîå èì. Ìîæíî ëèøü ñïðàøèâàòü ó íåãî, ÷åãî áû îí õîòåë. Îêàçàòü ïîìîùü ìîæíî, ëèøü ñïðîñèâ ó íåãî ðàçðåøåíèå, ïîðàáîòàòü ñ íèì ñîâìåñòíî. Êîãäà âû áóäåòå âûñåâàòü çëàêîâûå, äàéòå åìó áðîñèòü íà ãðÿäêó ñâîåé ðó÷êîé çåðíà.

Òàê ðåáåíîê ïðîÿâèò èíòåðåñ ê ðàñòèòåëüíîìó ìèðó. Äåëî íå òîëüêî â òîì, ÷òî îí áóäåò çíàòü è ÷óâñòâîâàòü, êàê è ÷òî ðàñòåò. Ãëàâíîå — îí íà÷íåò äóìàòü, àíàëèçèðîâàòü.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник