Брянчанинов полезные советы и размышления для мирян

Брянчанинов полезные советы и размышления для мирян thumbnail

Приведу цитаты, которые меня смутили и удивили одновременно…

Цитаты о том, что мирянам не следует читать Святых Отцов, писавших для монашествующих:

Христианину, живущему посреди мира, недолжно читать святых отцов, которые писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которых нельзя исполнить самым делом? Пользы никакой не может быть, а может быть вред, состоящий в том, что в человеке возбудится мечтательность духовного состояния, ему никак не идущего. Эта мечтательность будет временем наводит на душу уныние и отчаяние, когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей; всегда и постоянно отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих, таким образом, соделывать жизнь нашу пустою, бесплодною. Христианину, которого жребий – проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий Затворник. Обильное поприще для чтения. Обильное духовное пастбище, на котором до насыщения и тучности могут питаться словесные овцы Христовы!”(Письмо свт. Игнатия к Павлу Васильевичу и Софье Григорьевне Энгельгардт (1848г.).)

“Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, — Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, — святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов. Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполненными самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, — мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь”(«О чтении святых Отцов» из книги «Аскетические опыты» (1847г.))

Цитаты о том, что мирянам можно читать творения самого Святителя, в том числе написанные им для монашествующих:
Уповаем, что убогий труд наш может быть с пользою приложен и в общежительном, и в штатном монастырях, и к жизни инока на подворий или при часовне, и к жизни инока, странствующего на корабле по требованию и обычаю государственному, и к жизни инока, находящегося в долговременном послушании посреди мира, и к жизни инока, постриженного в монашество при духовном училище, защищающего при нем какую-либо ученую или административную должность, — даже к жизни мирянина, который захотел бы среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением”(Заключение к книге «Приношение к современному монашеству» (1861г.))

Притом эта книга [«Аскетические опыты»] может быть очень полезною, как я тебе писал, для всех иноков, даже мирян, которые желают быть христианами на самом деле. Как книга ни скудна в сравнении с творениями Духоносных Мужей, но она из них заимствована, а это слабое заимствование куплено мною ценою жизни”.(Письмо свт. Игнатия к брату Петру Александровичу Брянчанинову (1862г.))

Источник

В теме у sergeylarin зашел разговор о имеющемся запрете свт. Игнатия (Брянчанинова) на чтение творений святых отцов, написанных для монашествующих. Дело дошло даже до того, что этот запрет распространили на книги самого святителя. На аргумент о том, что свт. Игнатий рекомендовал для чтения мирянам свою книгу «Приношение современному монашеству» был получен ответ, что дескать автор имел в виду только тех мирян, которые готовятся стать на путь монашества, либо для “монахов в миру”. При ином же толковании якобы не удастся устранить противоречие с означенным выше запретом.

Итак, вопрос: можно ли читать мирянам книги свт. Игнатия, написанные им для монашествующих?

Чтобы яснее представлять о чем идет речь, стоит привести здесь выписки из творений самого святителя Игнатия.

——————————————————————————————————————————————

1. О том, что мирянам не следует читать святых отцов, писавших для монашествующих.

Письмо свт. Игнатия к Павлу Васильевичу и Софье Григорьевне Энгельгардт (1848г.).

Христианину, живущему посреди мира, недолжно читать святых отцов, которые писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которых нельзя исполнить самым делом? Пользы никакой не может быть, а может быть вред, состоящий в том, что в человеке возбудится мечтательность духовного состояния, ему никак не идущего. Эта мечтательность будет временем наводит на душу уныние и отчаяние, когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей; всегда и постоянно отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих, таким образом, соделывать жизнь нашу пустою, бесплодною. Христианину, которого жребий – проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий Затворник. Обильное поприще для чтения. Обильное духовное пастбище, на котором до насыщения и тучности могут питаться словесные овцы Христовы!

«О чтении святых Отцов» из книги «Аскетические опыты» (1847г.)

“Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, — Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, — святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов. Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполненными самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, — мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь”

Читайте также:  Вкусные и полезные салаты без майонеза рецепт

2. О том, что мирянам можно читать творения самого святителя, в том числе написанные им для монашествующих.

Заключение к книге «Приношение к современному монашеству» (1861г.)

Уповаем, что убогий труд наш может быть с пользою приложен и в общежительном, и в штатном монастырях, и к жизни инока на подворий или при ча­совне, и к жизни инока, странствующего на корабле по требованию и обычаю государственно­му, и к жизни инока, находящегося в долговременном послушании посреди мира, и к жизни инока, постриженного в монашество при духовном училище, защищающего при нем какую-либо ученую или административную должность, — даже к жизни мирянина, который захотел бы среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением

Письмо свт. Игнатия к брату Петру Александровичу Брянчанинову (1862г.)

Притом эта книга [«Аскетические опыты»] может быть очень полезною, как я тебе писал, для всех иноков, даже мирян, которые желают быть христианами на самом деле. Как книга ни скудна в сравнении с творениями Духоносных Мужей, но она из них заимствована, а это слабое заимствование куплено мною ценою жизни”.

———————————————————————————————————————————————

Для начала следует заметить, что свт. Игнатий нигде не пишет о мирянах, готовящихся стать монашествующими или “монахах в миру” (отдельный вопрос было ли в то время вообще такое явление как “монахи в миру”). При этом если согласиться с точкой зрения оппонентов, то с необходимостью придется признать и то обстоятельство, что, по мнению святителя, только те миряне имеют желание “среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением” и “быть христианами на самом деле”, которые являются “монахами в миру” или готовятся стать монашествующими, а остальные, как говорится, просто погулять вышли. В таком случае, последним и чтение святых отцов, писавших вообще для всех христиан, представляется излишним. В общем, на мой взгляд, данная позиция выглядит несколько надуманной.

Я же первоначально решил, что запрет святителя вызван настолько высокой планкой подвигов подвижников прошлого, что такие подвиги не под силу современным христианам, которые от такого чтения могут впасть в мечтательность (о вреде которой святитель часто предупреждал своих читателей и безотносительно чтения святоотеческой литературы). Однако внимательно перечитав вышеприведенные тексты решил отказаться от этого варианта, поскольку очевидно, что свт. Игнатий пишет не о высоте подвигов, а о разных образах жизни, укладах, свойственных монашествующим и мирянам.

Тогда, может быть, отвлечься от буквального прочтения и предположить, что свт. Игнатий рекомендует мирянам читать только свои “общие благожелательные напутствия”, как сделали предположение здесь? Однако почему он тогда не разрешил такие же общие напутствия читать у святых отцов прошлого?

Далее, что бросается в глаза — разное время написания работ и писем (около 14 лет). Может быть разрешить противоречие тем, что в последствии приобретенный духовный опыт позволил подвижнику поменять свою позицию и косвенно отменить свой предыдущий запрет? Но мне данное предположение представляется слишком легковесным. По крайней мере, можно поискать более обоснованные версии.

Короче говоря, буду признателен если поделитесь своими мнениями.

Источник

Распечатать

святитель Игнатий (Брянчанинов)

(см. также: Молитва, Молитва Иисусова). Спешу представить Вам слабый опыт правила, который я назвал «Чин внимающего себе посреди мира». Внушилось мне сделать его по возможности общим, для того чтобы он Вас нисколько не стеснял. Тем более показалось мне это удобным, что я Вам передал лично, как читать, по обычаю внимательных, утренние и вечерние молитвы и акафист Сладчайшему Иисусу, т.е. неспешно, очень неспешно, даже протяжно, не стремясь к тому, чтобы прочитать за один раз весь акафист или все собрание вечерних и утренних молитв, но заботясь о том, чтобы читаемый Вами известный отдел этих молитвословий был прочитан со вниманием, как в уши Господа Бога, а не на воздух. Руководство для деятельной жизни – евангельские заповеди. Руководствуйтесь ими во дворце Вашем, как руководствовался ими святой Давид во дворце своем. Этот царь говорил молитвенно Богу о заповедях Его: «Свет стезям моим закон Твой; ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех; путь неправды отстави от Мене и законом Твоим помилуй мя; возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия; живи мя в заповедех Твоих» (см.: Пс. 118, 29, 105, 127–128). Величайшие святые Отцы повелевают, чтобы правило для христианина было как можно проще и малосложнее. Великий Варсонофий говорит, что врата в Царство Небесное узки и что не надо давать широкого правила для вшествия в них; широкое правило даже может помешать вшествию в них, потому что, гоняясь за мелочами, мы можем упустить важнейшее.

Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовой, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждого. Для многих бывает достаточным следующее:

Восстав от сна, старайтесь, чтобы первая Ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которые на Вас излиты Богом без Вашего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что Вы просвещены христианскою верою в недрах истинной Церкви; потом начинайте правило так:

20 земных поклонов; при каждом поклоне молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

20 поясных поклонов с той же молитвой.

10 земных поклонов: при каждом поклоне молитва: «Пресвятая Владычице моя, Богородице, спаси меня грешнаго».

10 поясных с той же молитвой.

5 поясных с молитвой: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, моли Бога о мне грешном».

5 поясных с молитвой: «Все святые, молите Бога о мне грешном».

Итого 70 поклонов, из которых 30 земных и 40 поясных.

Если найдете, что этих поклонов для Вас мало, то можно прибавить соответственно силам Вашим несколько поклонов с молитвой Иисусовой. Но должно правило соразмерить так, чтобы оно ежедневно было одинаковое. Святые сказали: «Лучше небольшое делание, но постоянное, нежели большое, но в скором времени прекращающееся». После чего читаются утренние молитвы и, если хотите, помянник, который Вам нравится по особенным причинам; после помянника читайте Евангелие, главы по две или по три. Когда будете читать о слепых, хромых, прокаженных, беснующихся, мертвых, то думайте, что Вы подобны им, и молите Спасителя о спасении Вас. Затем должны следовать обыкновенные Ваши занятия со страхом Божиим, молитвой, полезными мыслями и воспоминаниями.

Читайте также:  Овсянку полезно есть только утром или весь день

Святые Отцы, восхваляя правило молитвенное и исповедуя необходимость его, наставляют иметь его умеренное, соразмерное с силами, с состоянием душевного преуспеяния и с обстоятельствами, в которые поставлен человек Промыслом Божиим. Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтобы исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение, от смирения рождается покаяние. Чтобы можно было совершать правило неспешно, надо правилу быть умеренным. Святые Отцы, очень похваляя умеренное правило, советуют исполнять его неупустительно. Следующее правило может быть полезным для нас и на первый случай удовлетворительным: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Господи, помилуй» – 12, «Приидите, поклонимся». Псалом 50, Символ веры , «Богородице Дево, радуйся» – трижды. После этого 20 молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»; при каждой молитве земной поклон. Затем других 20 таких же молитв, и при каждой – поясной поклон. «Достойно есть, яко воистину», «Молитвами святых Отец наших», «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

Это молитвенное правило должно совершать утром и вечером. Поклоны должно полагать очень неспешно, с чувством покаяния, как бы стоя перед Самим Господом, припадая к стопам Его и умоляя о помиловании, но отнюдь не воображая Господа, а только веруя Его присутствию и тому, что Он взирает на нас и видит нас. Вы имеете письменное наставление о молитве, старайтесь заимствовать из него направление для духа Вашего во время молитвы. Из прочих молитвословий более других полезен для новоначального акафист Господу Иисусу. Прочитывайте его в неделю однажды, стоя или сидя, как Вам будет удобнее, но непременно со вниманием и неспешно. Также никак не позволяйте себе читать поверхностно и бегло Евангелие и прочие священные книги, читайте их неспешно и со вниманием. При чтении наблюдайте умеренность. Умеренность поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением производит отвращение от него.

В церкви никаких особенных молитв не читайте, а внимайте богослужению. Хорошо приучиться к молитве мытаря, которая одобрена Господом и которую мытарь, как видно из Евангелия, произносил, находясь в церкви. Эта молитва читается так: «Боже, милостив буди мне, грешнику» или: «Боже, очисти мя грешнаго». Этой молитве равносильна молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» или «Господи, помилуй». Читайте из этих молитв ту, которую найдете удобнейшей для себя. Но читайте непременно не спеша и со вниманием. Советую держаться второй (т.е. Г. И. X. С. Б. п. м. г.). Первые две молитвы – тождезначащи, третья – сокращение второй. В церкви иногда внимайте богослужению, а иногда умом произносите молитву, не переставая внимать и богослужению. Можно вместе и молиться умом, и внимать церковному молитвословию. Первое споспешествует второму, а второе – первому.

Церковную службу, когда остаетесь дома, можно заменить чтением какого-либо из акафистов: акафиста Господу Иисусу или акафиста Божией Матери. В церкви не становитесь на колени и вообще по наружности не отделяйтесь от прочих какими-либо особенностями, но сохраняйте и внутреннее, и наружное благоговение. Поклонов кладите как можно меньше. Земных поклонов полагайте всего два в течение литургии, в конце ее: когда дважды выносят Чашу со Святыми Тайнами. […] В церкви, когда найдете нужным сесть, садитесь, потому что Бог внимает не тому, кто сидит или стоит, а тому, чей ум устремлен к Нему с должным благоговением. Стремление к Богу, благоговение перед Богом и страх Божий приобретаются вниманием к себе. Читайте, что читали. Чтение Апокалипсиса приводит к страху Божию; воздержитесь от объяснения этой таинственной книги, довольствуясь производимым ею действием на Вашу душу. Когда найдете нужным прибавить или убавить что в Вашем молитвословии и чтении по случаю немощи или встретившихся, независимо от Вас, других занятий, делайте это, не сомневаясь и не смущаясь. Будьте свободны! Не связывайте себя никакой скрупулезностью. Правила для человека, а не человек для правил. Противным сему пониманием производятся лишь недоумения и расстройства.

Относительно правила Вашего что скажете? Оно было дано Вам, когда ум Ваш был мертв и когда телесный труд при молитве краткой и единообразной способствовал к оживлению ума умерщвлением мечтательности. Теперь, если этот труд слишком обременителен для тела, можно его сократить, предоставя уму, освобожденному от мечтательности, плавать в словах Духа, в псалмах, пениях и песнях духовных, поюще не только устами и мыслью, но и в сердце Господеви. 331.

Вам может быть интересно:

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Практическая энциклопедия

«Основы правильной духовной жизни»

По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)

По благословению Митрополита Санкт–Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА

составитель священник Сергий Молотков

Введение

Энциклопедия «Основы правильной духовной жизни» составлена по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). Великий труд всей жизни святителя заключался в изложении учения древних христианских отцов–пустынников применительно к нашему времени. Для современного христианина святитель Игнатий — и опытный толкователь святоотеческих писаний, и мудрый духовный наставник. В данной книге православный читатель сможет найти советы и наставления по всем насущным вопросам духовной жизни.

От составителя

«Есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством и однако ж удалились от Бога, потому что не имели рассудительности».

Прп. Антоний Великий

Всякое дело, каким бы ни занимался человек, для успешного результата требует усердия, постоянства и правильности исполнения. В деле спасения души, этом главном труде сознательного христианина, последнее условие правильности особенно важно, но в силу своей духовной тонкости зачастую незамечаемо и пренебрегаемо, как душа в теле. Следствием же этой неопределительности и небрежности в духовной жизни являются многоразличные ее искажения и уклонения, когда одни пытаются взять дарованное Искупителем Спасение жестким подвигом, «разбивая чело» внешнего и внутреннего человека; другие, напротив, берут от духовной жизни только праздничное, «сладкое» — благочиние служб, Причащение, паломничество по святым местам и прочее, нисколько не заботясь о повседневной рутинной работе над исправлением себя по евангельскому Образу; иные упрощают Православие до просфорочек, вербочек, бесчисленных маслиц, земелек и т. п., незаметно для себя разменивая святость Церкви на святыньки, упраздняя силу Креста «православными оберегами» и подменяя здравую веру «благочестивыми» поверьями: многие сейчас измеряют истинность и духовность чудесностью, восторженно желая знамений, мироточений и видений, забывая, что, по определению Спасителя, всего этого ищет род лукавый и прелюбодейный (16:4) и пренебрегая Его предупреждением беречься от прелести, ибо многие (чудотворцы и чудеса — сост.) придут под именем Моим и многих прельстят (Мф. 24:4).

Читайте также:  Чем полезен арбуз какие витамины содержит

Духовный подвиг, малый или великий — меч обоюдоострый: Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29), — предостерегает апостол. Если этот подвиг неправилен, то силы и время могут быть растрачены понапрасну, а вместо ожидаемых плодов добродетелей взрастит неразумный делатель искаженное их подобие или же и полную их противоположность. Так, формальная церковная жизнь, легкомысленное, бесстрашное участие в Таинствах может в короткий срок выжечь совесть и превратить человека в лукавейшего фарисея. Неправильная молитва несет опасность уничтожить в душе и то малое, но живое чувство к Богу, которое было до молитвенных правил. Неразумный пост может иссушить и ожесточить вместе с телом и сердце, или же подорвать здоровье. Чтобы избежать всех этих невидимых опасностей «справа», человеку, пришедшему в Церковь с осознанной целью спасения души, необходимо как можно ранее заложить в душе, подобно надежному фундаменту, правильные основы духовной жизни.

Святые отцы древних времен в своих боговдохновенных писаниях раскрыли нам эти основы, объяснили встречающиеся на пути спасения трудности, предостерегли от опасностей и, казалось бы, оставили всестороннее духовное руководство, но проблема нашего времени и нашего пост–атеистического сознания, оторванного от живых духовных традиций, та, что не только правильно применить, но даже и правильно прочесть эти Святые Писания оно не может, потому что «кривое зеркало и прямое кривит». Отцы писали как сильные для сильных, как ревностные для ревностных, и безоговорочное применение их наставлений нами, более сластолюбивыми, нежели боголюбивыми (2 Тим. 3:4), подобно облачению отрока в доспехи взрослого воина: непосильное вооружение только отягчает и окончательно обессиливает, врага же при этом ополчает как на действительно сильного противника, и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12:45). С другой стороны, всякое духовное делание, не основанное на святоотеческом предании, неминуемо обрекает своего делателя на душевное повреждение и гибель, как самочинное и гордостное.

Видя эту трудность и насущную потребность современности в доступном к пониманию и исполнению святоотеческом руководстве, Господь даровал нашему времени творения святителя Игнатия (Брянчанинова) подвижника XIX века, мудрого духовного наставника монашествующих и мирян. Пройдя жизненный путь не в пустынном уединении, а во многих попечениях настоятельской должности, в вынужденном тесном общении с мирским обществом, во многих неотступных болезнях, святитель смог и в этих обстоятельствах достичь аскетического идеала святости и, основываясь на личном опыте, изложить учение великих отцов–пустынников применительно к нашему суетному и немощному времени, — в этом неповторимая для нас ценность его творений.

Данная книга составлена по творениям святителя Игнатия как практический справочник, содержащий советы и наставления по всем насущным вопросам духовной жизни. С целью более широкого раскрытия интересующей читателя темы в книге организованы перекрестные отсылки: в конце каждого текста, относящегося к изучаемому понятию, помещены в скобках слова, отсылающие в другой раздел книги, в котором искомый материал находится по ключевому тематическому слову, выделенному в тексте р а з р я д к о й. Цифрами указаны номера и, через точку, страницы оригиналов, список которых приведен в конце книги.

Узкий путь спасения, возвещенный и указанный вочеловечившимся Богом, становится все менее различим в ослепительном блеске пред–апокалиптического мира: этот путь становится все более внутренним. Обрести его и устоять на нем да помогут нам, благоразумный читатель, мудрые наставления святителя Игнатия и его святые молитвы.

А

АД

Бог, произнося определение на Адама, при изгнании его из рая, сперва исчислял земные казни для преступника райской заповеди, потом возвестил, что этим казням Адам будет подвергаться дотоле, доколе не возвратится в землю, из которой он взят. Земля еси, — сказал ему Господь, — и в землю отыдеши (Быт. 3:19). Здесь не сказано, что он пойдет в землю одним телом: изреченный приговор для дерзнувшего восстать против Бога страшнее, нежели каким он представляется для легкого, поверхностного взгляда. Праведники Ветхого Завета, как очевидно из Священного Писания, постоянно признавали земные недра местом ада. Сниду к сыну моему, сетуя, во ад (Быт. 37:37), — говорил святой Патриарх Иаков, когда принесли ему ложную весть о кончине любимого его сына, Иосифа. Остави мене почити мало, — умоляет Бога праведный, многострадальный Иов из среды отовсюду окружавших его искушений, — прежде даже отыду, отнюдуже не возвращуся, в землю темну и мрачну, в землю тьмы вечныя, идеже несть света, ниже видети живота человеческаго (Иов. 10:20–22). Боговдохновенный законодатель израильтян, Моисей, объявляя народу гнев Божий на Корея и его сообщников, сказал: Аще смертию всех людей умрут сии, и аще по присещении всех человеков, будет посещение их, то не Господь посла мене. Но явно покажет Господь, и отверзши земля уста своя, пожрет я, домы их, и кущи их, и вся елика суть их, и снидут живы во ад… Егдаже преста глаголя вся словеса сия, — продолжает повествовать Писание, — разседеся земля под ногами их… и снидоша живы во ад (Числ. 16:29–35). Пророк Давид воспевал Господу: милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего (Пс. 85:13).

Источник