Будь полезен где бы ты не был
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам. Всевышний Аллах поклялся в своей Книге: «Клянусь временем, что люди непременно окажутся в убытке».
Время – это ночь и день, и Он поклялся ими, что убыток неизбежно понесут все Его рабы, кроме тех, кто обладает следующими четырьмя качествами: «…кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Коран, 103: 1-3).
Верой и праведными делами человек совершенствует самого себя, а благодаря призыву и терпению на этом пути, он делает лучше окружающих его людей.
Всевышний Аллах сказал: «Творите добро, – быть может, вы преуспеете» (Коран, 22: 77). «Тем, кто творил в этом мире добро, будет воздано добром» (Коран, 16: 30).
Мы обязаны делать добро людям и приносить им пользу всеми возможными средствами. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что те, кто помогают другим, являются одними из самых любимых людей для Аллаха, он сказал: «Самые лучшие из людей – это самые полезные для людей».
Любое доброе дело, которое ты делаешь людям, является милостыней, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Любое доброе дело – это милостыня (садака)».
Это важные слова, ведь, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), каждый человек должен ежедневно давать милостыню триста шестьдесят раз, по количеству данных нам Аллахом суставов. «За каждый сустав человеку надлежит давать милостыню (садака)».
Это очень много, откуда нам взять такое количество денег, чтобы позволить себе раздавать столько милостыни? Как нам собрать средств на триста шестьдесят пожертвований ежедневно?
Добрые дела и польза, которую ты приносишь людям, – это обширная дверь милостыни, через которую ты сможешь внести свою часть необходимых пожертвований. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый день, в который восходит солнце, каждый человек обязан давать милостыню самому себе». Абу Зарр спросил: «О Посланник Аллаха, из каких средств я буду давать милостыню, ведь у нас нет никакого богатства?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я велю это, потому что милостыней являются слова «Аллаху Акбар» (Аллах самый Великий), «Субхана-Ллах» (Аллах Безупречен), «аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху), «Ля иляха илля-Ллах» (Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), «астагфиру-Ллах» (Прошу прощения у Аллаха), побуждение к одобряемому, удержание от порицаемого, устранение колючек, костей и камней с дороги, по которой ходят люди, проводить слепого, объяснить глухонемому так, чтобы он понял; указать тому, кто ищет что-либо, если ты знаешь, где это находится, бежать во весь опор, чтобы выручить того, кто зовёт на помощь, напрячь свои руки, помогая слабому. Всё это – двери милостыни, которая исходит от тебя и к тебе возвращается, и даже за совокупление с женой тебе будет награда».
Абу Зарр воскликнул: «Как же будет мне награда за удовлетворение похоти?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его:
— Скажи, если у тебя будет сын, который вырастет, и ты будешь надеется увидеть от него благо, а затем он умрёт, будешь ли ты рассчитывать на награду Аллаха за терпение?
Абу Зарр сказал: «Да».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Разве ты его создал?
— Нет. Его создал Аллах.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Разве ты дал ему руководство?
Абу Зарр сказал:
— Нет. Это Аллах дал ему руководство.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Разве ты дал ему пропитание?
Абу Зарр сказал:
— Нет. Это Аллах дал ему пропитание.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Поэтому вкладывай его в то, что дозволено для этого, и отстраняй его от того, что запретно для этого. Если Аллах пожелает, то оживит его, а если пожелает, умертвит, но тебе будет награда» (достоверный хадис, см «Ас-сильсиля ас-сахиха»).
Давайте не будем забывать, что самыми любимыми людьми для Аллаха являются те, которые приносят людям больше пользы, а среди самых любимых дел для Аллаха – это доставление радости мусульманину, утешение в скорби, покрытие долгов людей, оказавшихся в затруднении, кормление голодных. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пойти с моим братом мусульманином для решения его проблем нравится мне больше, чем неотлучно пребывать в мечети на протяжении месяца».
При этом заметьте, что речь идёт не просто о мечети, а о Пророческой мечети в Медине!
Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том, какое из дел является наилучшим, на что он ответил: «Доставить радость верующему; накормить его, когда он голодает; покрыть его наготу или помочь ему в нужде».
Очень важную пользу приносят те, кто обучает людей, доносит до них знание об Исламе. Награда за обучение людей очень велика, ведь тот, кто обучает других добру, сам получает награду за добрые дела, совершаемые людьми, которых он обучил. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто обучит каким-либо знаниям, тот получит награду такую же, как тот, кто делает добрые дела в соответствии с полученными знаниями, при этом награда самого делающего не уменьшится» (Ибн Маджа, хадис хасан).
В другом хадисе говорится: «Лучшим из вас является тот, кто обучился Корану и обучает Корану других» (Аль-Бухари).
Изучая Коран, человек сам становится лучше, а когда он обучает других, то делает лучше окружающих его людей.
Когда мы обращаемся к Аллаху с мольбой за умершего мусульманина или за своего отсутствующего товарища, то говорим: «О Аллах! Прости наших живых и мёртвых, близких и далёких, присутствующих и отсутствующих, мусульман и мусульманок, пожилых и малых». Этим самым мы приносим им пользу, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо помолится за своего брата в его отсутствии, то ангел, которому поручено следить за ним, скажет: «Амин, и тебе того же».
Всевышний Аллах сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (Коран, 49: 9). «Примирение – это благо» (Коран, 4: 128). Таким образом, примирение поссорившихся людей – тоже благо, и Аллах делает успешными дела тех, кто примиряет и улучшает, и не даёт успеха тем, кто портит и нарушает.
Какую большую награду получают люди, которые строят мечети и оборудуют места поклонения, с чистым намерением заслужить довольство своего Господа! Это даёт другим людям возможность совершать коллективную молитву, поминать Аллаха, уединяться в мечети во время последней декады месяца Рамадан, совершая игтикаф. Мечети – это места, где мусульмане собираются в кружках получения знаний и совместно изучают Коран. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто построит мечеть ради Аллаха, тому Аллах построит дом в Раю».
Еще одним полезным и значимым делом является милостыня. Если человек расходует на благотворительные цели и помощь бедным, то его богатство нисколько от этого не страдает, напротив, оно только увеличивается, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не убавится имущество из-за милостыни».
Более того, имущество приобретает благодать и приносит пользу человеку как в этом мире, так и в Следующем. Милостыня приносит пользу благодетелю, когда он умёт и окажется в могиле, а также в тот День, когда он будет воскрешён. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, тем, кто давал милостыню, она непременно потушит жар могилы».
«Воистину, верующий укроется в День Воскрешения только в тени своей милостыни».
В версии хадиса, который приводится у Даракутни, говорится:
«Воистину, Аллах даёт блага определённым людям и утверждает их за ними, пока они расходуют их на нужды людей и пока это не надоедает им. Когда же это надоест им, Аллах передаёт эти блага другим людям» (этот хадис оценен как хороший (хасан) в книге «Сахих ат-Таргиб»).
Иногда у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просили что-либо, но он не отвечал на эту просьбу в тот же момент. Почему? Потому что он хотел, чтобы сподвижники, присутствующие при этом, тоже приняли участие в благом деле и получили соответствующую награду. Таким образом, он хотел предоставить возможность и другим людям получить награду от Аллаха за то благодеяние, которое будет оказано нуждающемуся.
Почему некоторые ученые отдали предпочтение занятию земледелием над занятием ремёслами и торговлей, в чём особенность земледелия? Они сделали это, основываясь на содержании следующего хадиса: «Если мусульманин посадит какой-либо росток, и впоследствии от него будут питаться люди, животные и птицы, то это непременно будет засчитываться ему как милостыня до самого Судного Дня».
Этот хадис говорит о важном, ведь, казалось бы, что нам стоит посадить дерево, но как велика награда! Представьте, если человек посадит дерево во дворе для того, чтобы оно своей тенью закрывало от солнца его машину, и при этом дерево будет приносить пользу окружающим живым существам, то за это человек получит награду!
Как вы видите, существует огромное количество полезных дел, каждый может найти такое, которое будет осуществимым для него. Ниже я хотел бы привести примеры таких дел, к которым нас побуждает Ислам, и будет замечательно, если мы наполним свою жизнь чем-то из таких или подобных поступков:
- Напоминай людям о важности Единобожия, необходимости обращаться только к одному Всевышнему со своими мольбами (дуа), надеждой и упованием, страхом и любовью, возвеличиванием и преклонением. Помни, что Единобожие – основа основ, самая главная вещь в Исламе и самое большое благо, которым может обладать человек.
- Заботься о престарелых и пенсионерах.
- Посещай детские приюты, детей-сирот и детей из неблагополучных семей, оказывай им помощь.
- Посещай больных с целью поднять их дух. Посещение не должно быть долгим, навязчивым и утомительным для больного, оно должно приносить радость в его сердце и способствовать скорейшему выздоровлению.
- Заботься о бедных семьях и, в частности, в том, что касается потребностей их детей, помогая этим семьям необходимыми вещами, одеждой, домашней утварью, продуктами и т.д.
- Окажи внимание приезжим мусульманам, которые приехали в твои края издалека для работы или переехали навсегда. Нередко они нуждаются в решении жизненных, юридических, жилищных проблем или проблем с трудоустройством, и пусть каждый поможет, чем сможет. Также они нуждаются в духовной поддержке и призыве к благому, дабы они не потерялись на новом месте и стали не хуже, а лучше, чем были у себя на родине.
- Заботься о заключённых и их семьях, ведь члены этой семьи невиновны в том, что совершил её глава. Они зачастую оказываются в растерянности и нуждаются в поддержке как моральной, так и материальной.
- Помоги в сборе закята и милостыни для нуждающихся.
- Помогай тем, кто хочет жениться, способствуя при знакомстве, помолвке, оказывая всестороннюю поддержку тем, кто желает вступить в брак.
- Принимай участие в уже существующих благотворительных проектах, оказывай им посильную помощь.
- Обрати внимание на организацию детских соревнований, это могут быть соревнования разного типа: исламские, спортивные, прикладные и т.д. Работа такого рода необходима, потому что доставляет детям много радости, делает их сплоченными, активными, целеустремлёнными. При этом каждое такое собрание дает возможность сделать наставление и напоминание.
- Даже просто взять с собой пригоршню конфет может быть полезным делом. Каждый раз, когда отправляешься в мечеть, возьми с собой конфет для детей, которых ты встретишь там. Благодаря этому детям нравится посещать. Так поступал шейх Абдуррахман ас-Саади (да одарит его Аллах своей милостью), когда он выходил из дома, дети сбегались к нему, потому что у него в карманах всегда были сладости, которыми он их угощал. Возможно, кто-то скажет: «Что за ерунда? Несерьёзно!» Но мы скажем: это не ерунда, это большое дело, оно доставляет радость маленьким мусульманам. Возможно, кто-то скажет, что это едва заметная точка. Мы ответим: да, это точка добра, а не зла, из этой точки, по воле Аллаха, может начаться благой путь будущего нашей общины. Мы же знаем, что доставление радости мусульманам – это благое дело, за которое мы надеемся получить награду от Аллаха. В таком случае, чем отличаются в данной сфере взрослые и дети? Каждый из них получает удовольствие от того, что его радует, но разница в том, что ребенок по своей природе больше нуждается в доброте, а ещё тем, что даже небольшое угощение способно доставить ему большую радость.
- Забота за инвалидами, слепыми и очень старыми людьми, и помощь им во всем, в чем они нуждаются, но не в состоянии выполнить.
Дорогие братья и сёстры! Все, что мы перечислили, – это лишь некоторые примеры, которые дадут вам пищу для размышлений в этом важном и насущном вопросе.
Будьте полезны, где бы вы ни были, и ищите пути совершения добрых и полезных дел. Просим Аллаха (Велик Он и Славен) помочь нам во всех наших делах и сделать так, чтобы мы поминали Его, благодарили и поклонялись наилучшим образом.
Хвала Аллаху! Мир и благословение Аллаха Его Посланнику Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам!
Источник
Почему умерший выбирает «милостыню» если его вернуть к жизни, как сообщил Всевышний Аллах в Коране: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников». (63:10) И не говорит: я сделаю хадж, или помолюсь, или буду держать пост…
Учёные говорят: «Умерший упомянул милостыню не иначе как увидев её величие после его смерти».
Так стремитесь же увеличить милостыню, поистине, верующий будет в тени своей милостыни в судный день! Распространи.
«Тот кто укажет (или направит) на доброе дело, будет иметь вознаграждение, равное тому кто совершает это дело.» (Муслим 1893)
“Мумин для другого мумина как прочная стена, они всегда поддерживают друг друга.”
“Кто будет следовать мне, тот будет следовать воле Аллаха. Но кто отвернется от меня, тот отвернется и восстанет против Аллаха.”
“Где бы ты ни был, бойся Аллаха. Верши благое в ответ на зло, дабы иссушить корень зла. И относись к людям с благой моралью!”
“Слеп не тот, чьи глаза не видят, но тот слеп, чей разум слеп.”
“Чем больше стареет человек те больше молодеют в нем два чувства: жажда к богатству и жажда жизни.”
«Тот, кто уверовал в Аллаха и иную жизнь, пусть говорит только благое, либо хранит молчание.”
“Те, кто часто вспоминают о смерти до того, как она придет к ним и делает к ней самые праведные приготовления – они поистине умнейшие.”
“Прости того, кто злодействует против тебя. Иди к тому, кто обижен на тебя и делай добро тому, кто делает тебе зло. Говори только правду, даже если она будет против тебя.”
“Иман — это свидетельствование сердцем, изречение языком и подтверждение деяниями вашего тела.”
“Не обретет Имана тот, кто не будет радоваться чему-либо ради брата своего так, как радуется он этому для себя.”
“Кто хочет начать какое-то дело, то пусть посоветуется с кем-то из мусульман, Аллах направит дела его по самому верному пути и седлает его успешным.”
«Сильный человек не тот, кто одержал победу над людьми, но тот, что сдержал свой нафс, будучи в гневе. «
«Кто хочет обрести вкус Имана пусть любит человека только лишь ради Аллаха. «
«Путь тот, кто обладает знанием, дает садаку своим знанием, а тот, кто обладает богатством, дает садаку из своего богатства.»
«Нуждайтесь в Коране. Сделайте его своим руководством и наставлением, ибо Он – Слово Господа миров. Оно от Него и к Нему возвернется.»
“Накормите голодных, навестите больных, дайте свободу пленникам.”
«О, мумины, ешьте, пейте, одевайтесь, но не излишествуйте и не возноситесь в гордыне, давайте пожертвования!”
“Поддержка муминов друг другу словно стена, которая связывает и укрепляет собой отдельные части.”
«Нельзя ни причинять людям зло, ни возмещать злом.»
«Тот, кто восстанавливает мир между людьми, даже путем измышления какой-нибудь доброй неправды или высказыванием каких-то добрых вещей, не является лжецом.»
«Волею Аллаха любое ваше начинание исполнится, если вы не станете нетерпеливы и не скажете: я взывал к Аллаху, но все мои призывы оказались безрезультатными.»
«Никогда не злословьте о мертвых, ведь они уже получили то, что заработали.»
«Худшими в глазах Аллаха в Судный День будут двуликие люди, которые одним являют одно лицо, другим же — другое.»
“Накормите голодных, навестите больных, дайте свободу пленникам.”
«Чтобы человек стал достойным Мусульманином, речи его должны быть едины с сердцем, а сердце едино с речами. И дела его и слова должны быть едины.»
«Честность направляет человека к добру, добро же ведет его к Раю. О человеке, всегда говорящем правду, пред Аллахом будет написано “Правдивый”. Ложь ведет человеку ко злу, зло же ввергнет его в Ад. О человеке, говорящем ложь, пред Аллахом будет написано “ лжец ”
«Обман — один из путей к раздору»
«Самый любимый мною и самый близкий ко мне в День Господнего Суда будет тот из вас, кто лучший в благочестии. Самый нелюбимый мной и самый далекий от меня в День Господнего Суда тот из вас, кто самого дурного нрава…»
«В Судный День самыми достойными пред Аллахом будут те из Его рабов, которые премного возносили хвалу Аллаху.»
«Самое лучшее в вере му`мина в Господа — знание , что Аллах всегда рядом с ним, где бы он ни был»
«Эти сердца ржавеют, как ржавеет железо, когда его касается вода. Спросили: «О Посланник Аллаха, как же уберечь сердца от ржавчины?». Он сказал: «Часто вспоминать о смерти и много читать Коран.»
«Вот кому следует завидовать: Одному человеку Аллах даровал Коран и он жил согласно повелениям Корана. Он принимал дозволенное дозволенным и запретное запретным. Другой же был таков, что когда Аллах даровал ему богатство, он разделил часть его среди своих родных и потратил это богатство на пути служения Аллаху.»
Источник
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.
Всевышний Аллах поклялся в своей Книге:
«Клянусь временем, что люди непременно окажутся в убытке».
Время – это ночь и день, и Он поклялся ими, что убыток неизбежно понесут все Его рабы, кроме тех, кто обладает следующими четырьмя качествами:
«…кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Коран, 103: 1-3).
Эти качества включают в себя все благие дела, как скрытые, так и явные. Вера (Иман), праведные дела, призыв к стойкости и терпению – всё это требуется от человека для соблюдения покорности Аллаху и отказа от ослушания Ему, а также для того, чтобы достойно переносить трудности, предопределённые Аллахом.
Верой и праведными делами человек совершенствует самого себя, а благодаря призыву к Истине и терпению на этом пути, он делает лучше окружающих его людей. Если же все эти четыре качества будут присутствовать в человеке, то он избежит убытка и получит великую прибыль, так как спасение человека во многом зависит от того, насколько он полезен для других, насколько сильно он старается делать им добро, призывать их к Истине и терпеть на этом пути. Всевышний Аллах сказал:
«Творите добро, – быть может, вы преуспеете» (Коран, 22: 77).
«Мы внушили им (пророкам) вершить добрые дела» (Коран, 21: 73).
Дорогие братья и сёстры в Исламе! Мир вам, милость Аллаха и Его благодать. Мы поговорим с вами о совершении добрых дел, которые приносят пользу людям. Просим нашего Щедрого и Всемогущего Господа помочь нам и укрепить нас, чтобы мы поминали Его, благодарили и поклонялись Ему наилучшим образом. Я прошу у Великого Аллаха, чтобы он оградил вас от пламени Ада в День Суда, и прошу, чтобы Он отметил ваши лица светом покорности Ему, наделил свежестью Рая в тот День, когда вы встретите своего Покровителя.
Братья мои, мне хотелось бы поговорить в этой статье о теме «Будь полезным, где бы ты ни был». Это самый лучший лозунг, это лозунг исламской молодёжи. Аллах во многих аятах Своей Книги велит нам совершать благодеяния, Он сказал:
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость и делать добро» (Коран, 16: 90).
«Тем, кто творил в этом мире добро, будет воздано добром» (Коран, 16: 30).
«Если вы творите добро, то поступаете во благо себе» (Коран, 17: 7).
Мы обязаны делать добро людям и приносить им пользу всеми возможными средствами. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что те, кто помогают другим, являются одними из самых любимых людей для Аллаха, он сказал:
«Самые лучшие из людей – это самые полезные для людей»[1].
Это те, кто приносит людям пользу, оказывая им благодеяния посредством своего имущества, положения и возможностей. Ведь люди – это рабы Аллаха, и если человек будет делать им добро, то он очистит свою душу, возвысит свою честь, достоинство и обретёт благо, а защищая их от зла, он сам избавится от него.
Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Здравый разум, священные тексты Корана и Сунны, врождённое естество человека и опыт, накопленный народами, несмотря на различие их наций, религий и убеждений, указывают на то, что стремление добиться близости к Господу миров, благочестие, добрые дела, совершаемые по отношению к Его созданиям, – всё это является одной из важнейших причин достижения благ, а противоположные дела являются самой главной причиной появления зла на Земле».
Брат мой, любое доброе дело, которое ты делаешь людям, является милостыней, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
«Любое доброе дело – это милостыня (садака)»[2].
Это важные слова, ведь, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), каждый человек должен ежедневно давать милостыню триста шестьдесят раз, по количеству данных нам Аллахом суставов.
«За каждый сустав человеку надлежит давать милостыню (садака)»[3].
Это очень много, откуда нам взять такое количество денег, чтобы позволить себе раздавать столько милостыни? Как нам собрать средств на триста шестьдесят пожертвований ежедневно?
Добрые дела и польза, которую ты приносишь людям, – это обширная дверь милостыни, через которую ты сможешь внести свою часть необходимых пожертвований. Брат мой, через эту дверь ты сможешь дать все триста шестьдесят пожертвований и даже больше, если пожелаешь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Каждый день, в который восходит солнце, каждый человек обязан давать милостыню самому себе». Абу Зарр спросил: «О Посланник Аллаха, из каких средств я буду давать милостыню, ведь у нас нет никакого богатства?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «[Я велю это], потому что милостыней являются слова «Аллаху Акбар» (Аллах самый Великий), «Субхана-Ллах» (Аллах Безупречен), «аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху), «Ля иляха илля-Ллах» (Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), «астагфиру-Ллах» (Прошу прощения у Аллаха), побуждение к одобряемому, удержание от порицаемого, устранение колючек, костей и камней с дороги, по которой ходят люди, проводить слепого, объяснить глухонемому так, чтобы он понял; указать тому, кто ищет что-либо, если ты знаешь, где это находится, бежать во весь опор, чтобы выручить того, кто зовёт на помощь, напрячь свои руки, помогая слабому. Всё это – двери милостыни, которая исходит от тебя и к тебе возвращается, и даже за совокупление с женой тебе будет награда». Абу Зарр воскликнул: «Как же будет мне награда за удовлетворение похоти?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его:
– Скажи, если у тебя будет сын, который вырастет, и ты будешь надеется увидеть от него благо, а затем он умрёт, будешь ли ты рассчитывать [на награду Аллаха за терпение]?
Абу Зарр сказал:
– Да.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Разве ты его создал?
Абу Зарр сказал:
– Нет. Его создал Аллах.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Разве ты дал ему руководство?
Абу Зарр сказал:
– Нет. Это Аллах дал ему руководство.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Разве ты дал ему пропитание?
Абу Зарр сказал:
– Нет. Это Аллах дал ему пропитание.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Поэтому вкладывай его[4] в то, что дозволено для этого, и отстраняй его от того, что запретно для этого. Если Аллах пожелает, то оживит его, а если пожелает, умертвит, но тебе будет награда»[5].
Соблюдение определённых прав своих братьев тоже считается милостыней:
«Право мусульманина, соблюдение которого обязательно для другого мусульманина, – это отвечать на приветствие (салям), навещать больного, принимать участие в похоронах и желать [милости Аллаха] чихнувшему».
Брат мой, каждый шаг к молитве — это милостыня. О раб Аллаха, если ты помог человеку погрузить его вещи на машину, и таким образом принёс ему пользу – это милостыня.
Как сказал аль-Бара ибн `Азиб (да будет им доволен Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал нам семь вещей: навещать больного, участвовать в похоронах, желать [милости Аллаха] чихнувшему, помогать в выполнении клятвы поклявшемуся, выступать в поддержку притеснённого, распространять приветствие (салям) и отвечать на приглашение».
Дорогие братья и сёстры, не подобает мусульманину пренебрегать добрыми делами, какими бы маленькими они ни были. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Ни в коем случае не пренебрегай никакими добрыми делами, даже [если речь идёт о том, чтобы] встречать брата с радушным выражением лица»[6].
Радушное выражение лица приносит людям пользу, ведь таким образом мы доставляем радость нашим братьям и это записывается нам как милостыня на чаше добрых дел.
Аллах назначил большую награду тем, кто приносит людям пользу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто помогает своему брату в какой-либо нужде, тому Аллах поможет в его собственной нужде. Кто развеет какую-либо скорбь мусульманина, тому Аллах развеет одну из скорбей Судного Дня. Кто покрывает мусульманина, того Аллах покроет в День Суда».
В другом риваяте этого хадиса говорится:
«Кто пойдёт вместе с притеснённым и добьётся восстановления его прав, тому Аллах укрепит его стопы во время перехода через Сырат[7], в тот День, когда многие стопы поскользнутся»[8].
Тому, кто решит проблему своего верующего брата, утешит его печаль, развеет скорбь, Аллах облегчит испытания в тот День, когда люди воскреснут после смерти и предстанут для отчёта о своих делах. Аллах вознаградит его в соответствии с тем, как он относился к людям. Кто облегчал людям, попавшим в затруднение, тому Аллах облегчит в этой жизни и в Следующей. Кто покроет ошибки мусульманина в этой жизни, того Аллах покроет в Следующей. Это правило включает в себя многое, даже покрытие тела своего брата. Например, если ты увидишь, что у паломника, спящего в палатке, открылось что-либо неподобающее, то накрой его. Если мусульманка увидит, что у сестры невольно открылась какая-либо часть тела, и она этого не замечает, то пусть она покроет свою сестру или укажет ей на то, что та не заметила. Не раскрывай недостатков своего брата и не говори ничего, что может опозорить его или испортить репутацию. Если ты покрыл его тело и скрыл наготу, то покрой и его недостатки, не позволяй никому сплетничать о нём за спиной и затрагивать его честь. Не позорь его, раскрывая его грехи и проступки. В хадисе, указанном выше, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто развеет какую-либо скорбь…», он не сделал никакого ограничения, указав тем самым, что это может быть любая скорбь, как большая, так и малая. Посланник Аллаха также сказал:
«Аллах помогает Своему рабу до тех пор, пока этот раб будет помогать своему брату».
«Кто решит какую-либо потребность своего брата, тому Аллах поможет в его собственных нуждах».
Если человек будет оказывать своему брату необходимую помощь, когда тот нуждается в ней, это добро вернётся к нему самому, и Аллах будет помогать ему, когда у него появится нужда.
Эти хадисы являются напоминанием о достоинстве братской взаимовыручки и указывают, что награда за это будет подобна нашим делам: если мы будем заботиться о своих братьях, то заслужим божественную заботу самого Аллаха (Велик Он и Славен). Эти хадисы говорят о том, насколько важно быть полезным для других людей и помогать им своими знаниями, умением, имуществом, советом и всем, что может принести им пользу…
- [1] Хадис привёли ибн Абу Дунья «Када аль-хаваидж», ат-Табарани «аль-Джами аль-кабир».
- [2] Хадис привёл аль-Бухари.
- [3] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
- [4] Здесь имеется в виду половой орган.
- [5] Аль-Альбани упомянул этот хадис в сборнике «Сильсиляту ас-сахиха» и назвал его достоверным (сахих)
- [6] Хадис привёл Муслим.
- [7] Сырат (Путь) – мост пролегающий над адом, через который пройдут люди прежде чем войти в Рай, неверующие, лицемеры и многие грешники не смогут пройти по нему и свалятся в бездну адского Пламени.
- [8] Аль-Альбани упомянул этот хадис в книге «Сахих ат-таргиб» и назвал его хорошим (хасан).
www.whyislam.ru
Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru
Источник