Бурение скважин на твердые полезные и

Бурение скважин на твердые полезные и thumbnail

Технология бурения геологоразведочных скважин

В данном учебном пособии дается системное изложение основ современной технологии бурения геологоразведочных скважин при разведке твердых полезных ископаемых. Оно изложено в виде текста лекций и практических занятий курса «Бурение геологоразведочных скважин на твердые полезные ископаемые» и соответствует программе курса «Бурение на ТПИ» для специализации РТБ и являются добавлением к имеющимся учебникам по бурению разведочных скважин.

В настоящее время бурение скважин является одним из важнейших направлений развития промышленного производства во всем мире. И, хотя, основное внимание в мире уделяется бурению скважин для разведки и добычи углеводородного сырья, бурение геологоразведочных скважин также является весьма актуальным для обеспечения сырьевой независимости нашей страны.

Для оценки места и роли изучения курса бурение на ТПИ, рассмотрим для чего вообще бурятся скважины.

Существует несколько подробных классификаций назначения буровых скважин, но по существу основные применения буровых скважин можно разделить на пять групп в соответствии с их назначением, технологией и техникой их бурения. Такое деление приведено на рис. 1

Кроме приведенных в диаграмме назначений буровых скважин существует еще много случаев применения бурения скважин для решения частных задач, например, скважина для спасения чилийских горняков, скважины для тушения подземных пожаров и.т.п.

Бурение геологоразведочных скважин при разведке твердых полезных ископаемых в этом ряду занимает важное место и по объемам и по стратегической важности, практически сразу после разведки и добычи углеводородов.

В последние годы в нашей стране, наряду с отечественной, широко применяется зарубежная техника и технологии в разведочном бурении. В данном учебном пособии соответственно рассмотрены современные технологии и технические средства бурения разведочных скважин , в первую очередь, отечественные, а также ведущих зарубежных фирм .

 
 

Рис: 1

Бурение скважины может осуществляться различными способами с использованием различных технических средсв и технологий. В зависимости от назначения скважин горно-геологических и технико-технологических условий бурения применяется та или иная разновидность бурения. Применяемые в настоящее время виды и разновидности бурения скважин различного назначения приведены в табл. 1. В таблице приведены примерные величины основных параметров бурения скважин и главные области их применения.

Способы, виды и разновидности бурения Таблица 1

Способы, виды и разновидности бурения Параметры бурения Главные области применения
Категория пород по буримости Глубина скважин
до, м
Диаметр
скважин мм
Ударно-канатное I — XII 140 — 700 Разведка россыпей. Бурение на воду
Бурение неглубоких скважин без циркуляции очистного агента Мелкое ударное бурение I –III 93 – 168 Инженерная геология,
Геологоразведка.
Разведка россыпных месторождений
Малое водоснабжение.
Взрывные сейсмоскважины.
Взрывные при открытой разработке в угольных карьерах.
Технические скважины (в строительстве, в горных работах и другие)
Медленно-вращательное и комбинированное I – V 30 — 50 112 – 250
Бурение задавливанием и винтобурение I – III 24 — 40 50 – 65
Вибрационное, виброударное и виброударно-вращательное I – IV
I — V
93 – 168
Шнековое I — IV (V) 60 -250
Механическое вращательное с циркуляцией очистного агента Геологоразведочное Бескерновое (со сплошным забоем) I – XII Не ограничена 73 – 151 (250) Геологоразведочные скважины на интервалах, где не нужен керн (кроме пород XII категории).
Колонковое Простые
снаряды
Твердосплавное I – VIII » 1500 36 — 151 Целесообразно до глубин скважин до 200 – 300 м, глубже лучше применять ССК.
С резцами из СТМ V — VIII 36 – 132
Алмазное VI — XII 36 – 112
Простые снаряды с забойным механизмом Гидроударное
Ударно-вращательное
Вращательно-ударное
VI –XI
IX — XII
≈ 500
» 1500
59 – 151
59 — 76
С твердосплавными коронками.
С алмазными коронками против заполирования алмазов и самозаклинивания керна.
Пневмоударное Ударно-вращательное
 
VI — XI » 500
(до1000)
76 — 300 В сухих и слабообводненных скважинах.
С компрессором высокого давления.
С забойным двигателем  » 1500 59 — 76 Для отклонения интервала скважины при
направленном бурении.
          
      Специаль-ные снаряды с подъемом
керна без подъема труб
Снаряды со съемным керноприемником
КССК, ССК,
LJNGYEAR и подобные
V – XI (XII) 1500 – 3500 46 – 95
(47 -145)
При глубине скважин более 200 – 300 м.
Современный прогрессивный вариант!
Снаряды (Комплекты) с гидро (пневмо) транспортом керна или шлама КГК, КПК I — V 300 — 500 76- 250 Прогрессивный метод, но только в слабых породах. Прогрессивный вариант с кольцевым пневмоударником для твердых пород до 1200 м.
Механическое вращательное с
циркуляцией очистного агента
Эксплуатационное Бескерновое Бурение эксплуатацион-ных скважин на нефть и газ Роторное I — XII (с горизонтальным окончанием
до 13000м)
120 — 490 Доразведка и добыча и нефти, конденсата и газа
(Применялось до 2008 года)
С подвижным вращателем
Турбобуром V — XII
Гидравлическим двигателем
Электробуром 146 — 390
Бурение водозаборных и
гидротермальных скважин
I — IX 200 — 350
2000-2500
112- 350 Добыча воды, рассолов и гидротепла
Бурение геотехнологических скважин I — IX 50 -700 70 — 500 Добыча ТПИ (уран, сера, железо и др.)
Бурение технических, научных и
вспомогательных скважин
I — XII 10 — 12300 70 — 900 
Физические способы
разрушения горных пород
Гидромониторное бурение I — IV В сочетании с добычей ТПИ.
Термодинамическое бурение VI –XII Для бурения взрывных скважин.
Взрывное бурение V — XII Эффективно, но опасно.
Термостатическое плавлением VI — XII Опытное.
Плазменное бурение VI — XII Опытное.
Электроимпульсное бурение IV — VII Опытное.
Лазерное бурение  Опытное.
Кавитационное бурение  Опытное.
Реактивное  Опытное.
Магнитострикционное  Опытное
Ультразвуковое  Опытное
Читайте также:  Калина ее полезные свойства для организма

Из показанных физических способов бурения реальное применение имеет, пожалуй, только гидромониторное бурение, применяемое при разработке месторождений в песчаных толщах на глубине, главным образом урановых месторождений. В небольших объемах применяется термическое бурение при проходке взрывных скважин в наиболее твердых породах и для бурения в толщах льда в Антарктиде. Другие нетрадиционные методы бурения были разработаны, испытаны и, в принципе, показали удовлетворительные результаты, но из-за сложности техники и технологии не выдерживают конкуренции с механическими способами бурения. Подробно физические способы бурения описаны в учебнике «Бурение разведочных скважин», глава 2.9 [1]

Скважины, используемые для геологоразведки (кроме разведки нефти и газа и гидрогеологических скважин) можно разделить на две группы (с учетом их глубины и способа удаления разрушенной породы): «бурение неглубоких скважин без циркуляции очистного агента»и«геологоразведочное бурение при разведке месторождений твердых полезных ископаемых (бурение на ТПИ)». В первую группу видов бурения входят: разведка твердых полезных ископаемых на малых глубинах – россыпные месторождения, мелкие поисково-съемочные скважины, разведка стройматериалов и бурение при инженерно-геологических изысканиях.Первая группа изучается в курсе «Неглубокое бурение», (смотри учебник « Бурение разведочных скважин», глава 8 [1]).

«Бурение на ТПИ» представляет собой механическое вращательное бурение с циркуляцией очистного, агента, применяемое при разведке месторождений твердых полезных ископаемых. Курс «Бурение на ТПИ» предусматривает изучение техники и технологии бурения разведочных скважин. При этом, учитывая наличие самостоятельных курсов по отдельным разделом техники и технологии разведочного бурения, («Основы разрушения горных пород при бурении», «Очистные агенты», «Искривление скважин и направленное бурение»), ряд вопросов в данном курсе не рассматривается или рассматривается только в общем, плане.

Источник

 êîììåíòàðèÿõ ê ìîåìó ïåðâîìó ïîñòó https://pikabu.ru/story/pro_rabotu_na_burovoy_byit_uklad_i_n… áûëè âîïðîñû ïðî òî êòî ðàáîòàåò è êàê óñòðîèòüñÿ, ïðî òî êàêèå çàðïëàòû.

Õî÷ó ïîäðîáíåå îá ýòîì ðàññêàçàòü. (Ôîòî ñ ðàçíûõ ñêâàæèí, ãäå ÿ ðàáîòàëà)

Íå áóäó êàñàòüñÿ òåìû êòî ðàáîòàåò â óïðàâëåíèè â îôèñå, êòî ñòðîèò è âûâîçèò áóðîâóþ. Ðå÷ü ïîéäåò î òåõ, êòî íåïîñðåäñòâåííî áóðèò è ïðîâîäèò èñïûòàíèÿ ñêâàæèíû.

Âàõòà — âåñü ïåðñîíàë ðàáîòàþùèé íà îáúåêòå â äàííûé ìîìåíò âðåìåíè.

Ñìåíà — 12 ÷àñîâ ðàáî÷åãî âðåìåíè.

Ãðàôèêè áûâàþò ðàçíûå 15/15; 30/30; 45/45 ñóòîê ñàìûå ïîïóëÿðíûå.

Âðåìÿ ðàáîòû ïî 12 ÷àñîâ â 2 ñìåíû äëÿ îñíîâíîãî ïåðñîíàëà, äëÿ âñïîìîãàòåëüíîãî 1 ñìåíà..

Îò îáúåêòà ê îáúåêòó, îò êîíòîðû ê êîíòîðå è â çàâèñèìîñòè îò âèäà âûïîëíÿåìûõ ðàáîò (ÊÐÑ (êàïèòàëüíûé ðåìîíò ñêâàæèí), ãåîëîãîðàçâåäêà, êóñòîâîå áóðåíèå, ïàðàìåòðè÷åñêîå áóðåíèå) ðàçíÿòñÿ è äîëæíîñòè è èõ êîëè÷åñòâî. Ïîñòàðàþñü âûäàòü ÷òî-òî ñðåäíåå:

Ðàáî÷èå.

Äëÿ áîëüøèíñòâà ðàáî÷èõ äîëæíîñòåé òðåáóåòñÿ ñïåöèàëüíîå îáðàçîâàíèå, ò.å. òåõíèêóì. Íåêîòîðûå ñïåöèàëüíîñòè ìîæíî ïîëó÷èòü îôîðìèâ òå èëè èíûå «êîðî÷êè», ò.å. äîêóìåíòû î ïðîõîæäåíèè êóðñîâ. Ðàáî÷èì äàæå áåç îïûòà óñòðîèòüñÿ íå ñëîæíî, åñëè åñòü ïîäõîäÿùàÿ ïî ñïåöèàëüíîñòè âàêàíñèÿ. Îáû÷íûé ïîèñê â èíòåðíåòå, çâîíêè â ïàðó-òðîéêó êîíòîð è äåëî â øëÿïå.

Îñíîâíîé ïåðñîíàë:

Ðàáîòàþò äâóìÿ ñìåíàìè ïî 12 ÷àñîâ.

Áóðèëüùèê — 1 ÷åëîâåê â ñìåíå. Íåïîñðåäñòâåííî áóðèò ñêâàæèíó, îñóùåñòâëÿåò è ðåãóëèðóåò ïîäà÷ó èíñòðóìåíòà, ñëåäèò çà ðåæèìàìè áóðåíèÿ, óïðàâëÿåò îñíîâíîé ëåáåäêîé, ðóêîâîäèò îñòàëüíîé âàõòîé. Ïî ïðîñòîìó — ñòàðøèé ñìåíû, íî åùå è ñî ñâîèìè îáÿçàííîñòÿìè.

Читайте также:  Названия полезных ископаемых нашего края названия

Ïîìîùíèê áóðèëüùèêà —  3 ÷åëîâåêà â ñìåíå. Ïîìîãàþò áóðèëüùèêó. Ó êàæäîãî èç 3-õ ïîìîùíèêîâ ñâîè îñîáûå îáÿçàííîñòè. Íàïðèìåð: ïåðâûé ïîìáóð ïîäìåíÿåò áóðèëüùèêà íåïîñðåäñòâåííî âî âðåìÿ áóðåíèÿ, óïðàâëÿåò âñïîìîãàòåëüíîé ëåáåäêîé, êîíòðîëèðóåò ðàáîòó íàñîñîâ; âòîðîé ïîìáóð ñëåäèò çà ðàáîòîé ñèñòåìû î÷èñòêè áóðîâîãî ðàñòâîðà, ãîòîâèò áóðîâîé ðàñòâîð è îáðàáàòûâàåò åãî âî âðåìÿ áóðåíèÿ, êîíòðîëèðóåò ðàáîòó âñïîìîãàòåëüíûõ íàñîñîâ.Òðåòèé ïîìáóð îáû÷íî ïðèíåñè-ïîäàé-îòîéäè-íå ìåøàé (êîíå÷íî ïîìáóðû âûïîëíÿþò, ãîðàçäî áîëüøå  ìåëêèõ îáÿçàííîñòåé è èõ êîëè÷åñòâî â ñìåíå áûâàåò è 4 è 5, à áûâàåò 2, è îáÿçàííîñòè çàâèñÿò îò ñëîæèâøåãîñÿ ïîðÿäêà â êîíòîðå è îò êîëè÷åñòâà). Âñå ïîìáóðû ó÷àñòâóþò â ñáîðêå ÊÍÁÊ (êîìïîíîâêà íèçà áóðèëüíîé êîëîííû) è ñïóñêå-ïîäúåìå áóðîâîãî èíñòðóìåíòà.

Äèçåëèñò — 1 ÷åëîâåê â ñìåíå. Ñëåäèò çà ðàáîòîé, çàïðàâëÿåò, îáñëóæèâàåò, ðåìîíòèðóåò äèçåëüíûå àãðåãàòû è ñèëîâîå îáîðóäîâàíèå áóðîâîé óñòàíîâêè.

Ïîìîùíèê äèçåëèñòà — 1 ÷åëîâåê â ñìåíå. Ïîìîãàåò äèçåëèñòó.

Ýëåêòðèê — 1 ÷åëîâåê â ñìåíå.  êà÷åñòâå îñíîâíîãî ïåðñîíàëà áûâàåò î÷åíü ðåäêî. Ñëåäèò çà ýëåêòðîîáîðóäîâàíèåì áóðîâîé óñòàíîâêè, îñóùåñòâëÿåò îáñëóæèâàíèå è ðåìîíò.

Îïåðàòîð êîòåëüíîé — 1 ÷åëîâåê â ñìåíå. Ðàáîòàåò òîëüêî â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà. Ñëåäèò çà ðàáîòîé êîòåëüíîé, çàïðàâëÿåò, íàáèðàåò âîäó, îñóùåñòâëÿåò òåêóùèå îáñëóæèâàíèå è ðåìîíò.

Âñå îñòàëüíûå ðàáî÷èå — âñïîìîãàòåëüíûé ïåðñîíàë:

Ðàáîòàþò ïî 12 ÷àñîâ îáû÷íî äí¸ì èëè íî÷üþ ïî âûçîâó.

Ñëåñàðü ïî áóðîâîìó îáîðóäîâàíèþ — 1 ÷åëîâåê â âàõòå. Âûïîëíÿåò ðåìîíò è îáñëóæèâàíèå áóðîâîãî îáîðóäîâàíèÿ (â îñíîâíîì ýòî ýëåìåíòû ñèñòåìû î÷èñòêè áóðîâîãî ðàñòâîðà, íàñîñû, îñíîâíàÿ è âñïîìîãàòåëüíàÿ ëåáåäêè, êëþ÷è äëÿ ñâèí÷èâàíèÿ-ðàçâèí÷èâàíèÿ òðóá).

Ýëåêòðèê -1 ÷åëîâåê â âàõòå. Ñëåäèò çà ýëåêòðîîáîðóäîâàíèåì áóðîâîé óñòàíîâêè, îñóùåñòâëÿåò îáñëóæèâàíèå è ðåìîíò. Òàê æå ðåìîíòèðóåò âñå ïî ýëåêòðè÷åñêîé ÷àñòè â æèëîì ïîñåëêå.

Ñâàðùèê —  1 ÷åëîâåê â âàõòå. Òóò âñå î÷åâèäíî, âàðèò ïî íåîáõîäèìîñòè, ïîìîãàåò â ðåìîíòàõ âñåìó ðåìîíòíîìó ïåðñîíàëó.

Ñòàðøèé äèçåëèñò — 1 ÷åëîâåê âàõòå. Ðåäêî ãäå áûâàåò, ðóêîâîäèò äèçåëèñòàìè â ñìåíàõ è îòâå÷àåò çà ðàáîòîñïîñîáíîñòü è ðåìîíò äèçåëåé, çàêàçûâàåò ðàñõîäíèêè è çàï÷àñòè, îñóùåñòâëÿåò ó÷åò ðàñõîäà ÄÒ è ìàñåë.

Êðàíîâùèê — 1 ÷åëîâåê â âàõòå.  Ðàáîòàåò íà àâòîêðàíå (÷àñòî íà áóðîâûõ 25 ò. Èâàíîâöû), îáñëóæèâàåò ðåìîíòèðóåò åãî.

Òðàêòîðèñò — 1 ÷åëîâåê â âàõòå. Ðàáîòàåò íà áóëüäîçåðå èëè àìêàäîðå èëè ïîäîáíîé òðàêòîðíîé òåõíèêå. Îáñëóæèâàåò è ðåìîíòèðóåò.

Åùå îïöèîíàëüíî ìîãó áûòü âîäèòåëè òîé ñïåöòåõíèêè, êîòîðàÿ ïðèñóòñòâóåò íà áóðîâîé (íàïðèìåð êðàí-ïîðòàë, ÌÒËÁ (ìíîãîöåëåâîé òðàíñïîðòåð ëåãêèé áðîíèðîâàííûé), ÃÒÒ (ãóñåíè÷íûé òðàíñïîðòåð-òÿãà÷), Êàìàç-âîäîâîçêà, Óðàë-âàõòîâêà, Òðýêîë è ïð.) ïî îäíîìó ÷åëîâåêó íà âàõòó.

Ìîæåò ïðèñóòñòâîâàòü íà óäàëåííûõ îáúåêòàõ òîêàðü, òîæå 1 ÷åëîâåê íà âàõòó.

Ñëåñàðü êîòåëüíîé — 1 ÷åëîâåê â âàõòå. Ðàáîòàåò òîëüêî çèìîé.  Îñóùåñòâëÿåò òåêóùèå îáñëóæèâàíèå è ðåìîíò êîòåëüíîé óñòàíîâêè.

Ïîâàð — 1 ÷åëîâåê â âàõòå.

Ïîìîùíèê ïîâàðà — 1 ÷åëîâåê â âàõòå.

Óáîðùèöà — 1 ÷åëîâåê â âàõòå.

Èíæåíåðû.

Äëÿ ðàáîòû èíæåíåðîì òðåáóåòñÿ ñïåöèàëüíîå îáðàçîâàíèå è çà÷àñòóþ äîñòàòî÷íûé îïûò. Áåç îáðàçîâàíèÿ ìîãóò âçÿòü òîëüêî ðîäñòâåííèêà, äà è òî ïîäîáíîå âñòðå÷àåòñÿ âñ¸ ðåæå. Áóðîâèöêîå îáðàçîâàíèå ìîæíî ïîëó÷èòü â ëþáîì ãîðíîì, ãåîëîãîðàçâåäî÷íîì èëè íåôòÿíîì âóçå íàøåé íåîáúÿòíîé. Òóò óæå óñòðîèòüñÿ íåñêîëüêî ñëîæíåå, åñëè íåò õîðîøèõ çíàêîìñòâ ðàáîòó ïðèõîäèòñÿ èñêàòü äîñòàòî÷íî äîëãî.  îñíîâíîì èíæåíåðû ìóæ÷èíû ïðè íàëè÷èè âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ íà÷èíàþò ñ ðàáî÷èõ äîëæíîñòåé ïîìáóðîâ, ñëåñàðåé, ýëåêòðèêîâ, à óæå ïîòîì ïåðåâîäÿòñÿ.  ñðåäíåì ïîñëå ïîëó-ãîäà, ãîäà ðàáîòû.

Âñå èíæåíåðû, åñëè íåò ñìåííîãî, â îñíîâíîì ðàáîòàþò â äåíü èëè ïðîñòî êîãäà íåîáõîäèìî, à ñïÿò êîãäà ïðèäåòñÿ.

Áóðîâîé ìàñòåð — «ñàìûé ãëàâíûé». Íåñåò ìàòåðèàëüíóþ, ìîðàëüíóþ è ïðî÷èå îòâåòñòâåííîñòè çà âñå ïðîèñõîäÿùåå íà îáúåêòå, ïðèíèìàåò îñíîâíûå ðåøåíèÿ. Âåñü ïåðñîíàë íàõîäèòñÿ ó íåãî â ïîä÷èíåíèè. Îáû÷íî îòâå÷àåò çà ýêîëîãèþ, ïðîìûøëåííóþ è ïîæàðíóþ áåçîïàñíîñòü, îõðàíó òðóäà. Âñå çàÿâêè è çàêàçû íà ñíàáæåíèå áóðîâîé èäóò ÷åðåç íåãî. Ïîäïèñûâàåò âñå äîêóìåíòû. Ðóêîâîäèò äåéñòâèÿìè âàõòû.

Ïîìîùíèê áóðîâîãî ìàñòåðà — ïî ñóòè «íî÷íîå ëèöî» áóðîâîãî ìàñòåðà, òîëüêî áåç ìàòåðèàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè. Òàê æå çàíèìàåòñÿ îáû÷íî âñåìè áóìàãàìè (ñóòî÷íûå ðàïîðòà, äîêóìåíòàöèÿ ïî îõðàíå òðóäà è ïðîìûøëåííîé áåçîïàñíîñòè, òàáåëè, ïðîèçâîäñòâåííûå àêòû è ïîäîáíîå).

È òîò è äðóãîé ðàáîòàþò ïî 12 ÷àñîâ, ìàñòåð â äåíü, ïîìîùíèê â íî÷ü.

Èíæåíåð ïî áóðåíèþ — ïî ñóòè äóáëèðóåò ïîìîùíèêà ìàñòåðà, íî íå âûïîëíÿåò àäìèíèñòðàòèâíóþ ôóíêöèþ. Ñëåäèò çà òåõíîëîãèåé ïðîâîäêè ñêâàæèíû, ðóêîâîäèò äåéñòâèÿìè âàõòû. Ñîñòàâëÿåò ïëàíû ðàáîòû, ïðîèçâîäñòâåííûå àêòû.  ñëó÷àå îòñóòñòâèÿ äðóãèõ óçêîñïåöèàëèçèðîâàííûõ èíæåíåðîâ âûïîëíÿåò èõ ôóíêöèè.

×àñòî áûâàåò, ÷òî íà áóðîâîé ïðèñóòñòâóþò ëèáî ïîìîùíèê ìàñòåðà ëèáî èíæåíåð ïî áóðåíèþ. Ðåæå ÷òî îáà.

Читайте также:  Полезные программы для андроид на смартфон

Ñòàðøèé ìåõàíèê (âåäóùèé ìåõàíèê) — ðóêîâîäèò äèçåëèñòàìè, ñëåñàðåì, âîäèòåëÿìè, òîêàðåì, êîòåëüùèêàìè. Âåäåò áóìàãè ïî ÷àñòè íàðàáîòêè ÷àñîâ íà îáîðóäîâàíèè, ðàñõîäà ìàñëà è òîïëèâà, çàêàçûâàåò çàï÷àñòè, ïðèíèìàåò íåïîñðåäñòâåííîå ó÷àñòèå â ðåìîíòíûõ ðàáîòàõ. ßâëÿåòñÿ îòâåòñòâåííûì çà ðàáîòó è èñïðàâíîñòü âñåãî îáîðóäîâàíèÿ áóðîâîé â öåëîì. Áûâàåò íå âñåãäà.

Ýëåêòðî-ìåõàíèê — ðóêîâîäèò ýëåêòðèêàìè è íåïîñðåäñòâåííî ó÷àñòâóåò â ðåìîíòíûõ ðàáîòàõ ïî ñâîåé ñïåöèàëüíîñòè. Îòâå÷àåò çà ðàáîòó è èñïðàâíîñòü âñåãî ýëåêòðîîáîðóäîâàíèÿ, çàêàçûâàåò çàï÷àñòè. Òîæå áûâàåò äàëåêî íå âåçäå.

Èíæåíåð ïî áóðîâûì ðàñòâîðàì — ðóêîâîäèò äåéñòâèÿìè áóðîâîé áðèãàäû â ÷àñòè ñâîèõ ðàáîò ïî ïðèãîòîâëåíèþ è îáðàáîòêå áóðîâîãî ðàñòâîðà, âåäåò ó÷åò õèìðåàãåíòîâ, çàêàçûâàåò ðàñõîäíèêè äëÿ îáîðóäîâàíèÿ ñèñòåìû î÷èñòêè ðàñòâîðà è õèìèþ, êîíòðîëèðóåò ðàáîòó ñèñòåìû î÷èñòêè, äåëàåò ëàáîðàòîðíûå èññëåäîâàíèÿ ñâîéñòâ áóðîâîãî ðàñòâîðà. Ìîæåò áûòü íàíÿò èç ñòîðîííåé îðãàíèçàöèè èëè áûòü ñîòðóäíèêîì îðãàíèçàöèè, êîòîðàÿ áóðèò.

Èíæåíåð äîëîòíîãî ñåðâèñà — îáû÷íî áûâàåò íà áóðîâîé â òîì ñëó÷àå, åñëè äëÿ ýòèõ ðàáîò íàíèìàþò ñòîðîííþþ ôèðìó. Âåäåò ó÷åò îòðàáîòêè äîëîò è áóðãîëîâîê, çàáîéíûõ äâèãàòåëåé, ïðèíèìàåò ðåøåíèÿ î çàìåíå èíñòðóìåíòà, êîíòðîëèðóåò ðåæèìû áóðåíèÿ äëÿ ñâîåãî îáîðóäîâàíèÿ.

Èíæåíåð ïî îòáîðó êåðíà —  ñîáèðàåò è îáñëóæèâàåò êåðíîîòáîðíûé ñíàðÿä, îòâå÷àåò çà êà÷åñòâî îòáîðà êåðíà, ðåãóëèðóåò è ñëåäèò çà ðåæèìàìè áóðåíèÿ âî âðåìÿ îòáîðà êåðíà. Áûâàåò òîëüêî íà áóðîâûõ ãäå âåäåòñÿ îòáîð êåðíà, íî íå âñåãäà.

Èíæåíåð ñòàíöèè ÃÒÈ — 2 ÷åëîâåêà â âàõòå, ðàáîòàþò 12 ÷àñîâ. Îáâåøèâàþò âñþ áóðîâóþ äàò÷èêàìè è êàìåðàìè è ñëåäÿò çà ïàðàìåòðàìè è êîððåêòíîé ðàáîòîé ñâîåãî îáîðóäîâàíèÿ.

Ãåîëîã — áûâàåò 1 áûâàåò 2 ÷åëîâåêà â âàõòå âåäåò îòáîð øëàìà è êåðíà, èçó÷àåò, îïèñûâàåò è óïàêîâûâàåò îáðàçöû.

Ñóïåðâàéçåð — ïðîâåðÿþùèé îò çàêàç÷èêà îáúåêòà, ïðîñòî ñìîòðèò çà õîäîì ðàáîò è äîêëàäûâàåò çàêàç÷èêó, åñëè ÷òî-òî èäåò íå òàê âûïèñûâàåò ïðåäïèñàíèÿ (çàìå÷àíèÿ), êîòîðûå íåîáõîäèìî óñòðàíÿòü.

Òàê æå åñòü ðàáî÷èå è èíæåíåðû, êîòîðûå íå äåæóðÿò íà îáúåêòàõ ïîñòîÿííî, à ïðèåçæàþò íà ñïåöèàëüíûå ðàáîòû.  îñíîâíîì ýòî:

Òàìïîíàæíèêè — áðèãàäà ðàáî÷èõ âî ãëàâå ñ èíæåíåðîì, êîòîðûå ðóêîâîäÿò ñïóñêîì îáñàäíîé êîëîííû è öåìåíòàæîì.

Ãåîôèçèêè — èíæåíåðû ïðîâîäÿùèå ñêâàæèííûé êàðîòàæ, äëÿ èññëåäîâàíèÿ ãåîëîãè÷åñêîãî ðàçðåçà è íåêîòîðûõ õàðàêòåðèñòèê ñêâàæèíû.

Èíæåíåð ïî èñïûòàíèþ ñêâàæèí — ñïåöèàëèñò, êîòîðûé ïðîâîäèò èñïûòàíèå ïðîäóêòèâíûõ ïëàñòîâ (èçó÷åíèå õàðàêòåðèñòèê íåôòÿíûõ è ãàçîâûõ ïëàñòîâ âñêðûòûõ ñêâàæèíîé).

Òåïåðü î çàðïëàòàõ:

Çàðàáîòíàÿ ïëàòà, êîíå÷íî, â ðàçíûõ êîíòîðàõ ðàçíàÿ. Íî â ëþáîì ñëó÷àå åå óðîâåíü çàâèñèò îò ðàéîííîãî êîýôôèöèåíòà, ïîëÿðíîãî ñòàæà ðàáîòíèêà, ó ðàáî÷èõ îò ðàçðÿäà. Ìåíüøå âñåãî ïîëó÷àþò ðàçíîîáðàçíûå âîäèòåëè, ïîâàðà è óáîðùèöà. Áîëüøå âñåõ ìàñòåð è ñóïåðâàéçåð.

Ñàìûå ìàëåíüêèå çï 30 — 35 òûñÿ÷ çà 15 äíåé. Áóðèëüùèêè, ïîìáóðû ïîëó÷àþò 40 — 80 çà 15 äíåé. Èíæåíåðû 70 — 90 çà 15 äíåé. Ñóïåðâàéçåð, ìàñòåð ìîãóò ïîëó÷àòü îò 100 äî 150 çà 15 äíåé. Íî â íåêîòîðûõ êîíòîðàõ è èíæåíåð ìîæåò ïîëó÷àòü äî 150, à áóðèëüùèê äî 100 çà 15 äíåé. Äóìàþ â îôøîðå çàðïëàòû íå â ïðèìåð áîëüøå.

Ñòîèò ëè ðàáîòàòü çà òàêóþ çàðïëàòó?!

Íà áóðîâûõ îáû÷íî ñáîðíàÿ ñîëÿíêà íàöèîíàëüíîñòåé è óãîëêîâ íàøåé ñòðàíû. Ðàáî÷èìè â îñíîâíîì ðàáîòàþò ëþäè èç ìàëåíüêèõ ãîðîäêîâ, ïîñåëêîâ, äåðåâåíü, ïî ñâîåé ñïåöèàëüíîñòè îíè íèãäå áîëüøå çàðïëàòó è íå ïîëó÷àò. È èíæåíåðû òîæå èç ìàëûõ íàñåëåííûõ ïóíêòîâ áûâàþò, õîòÿ ðåæå. Äà è ïîëó÷àþò îíè áîëüøå, òóò óæå êîìó ÷òî íðàâèòñÿ è êòî íà ÷òî ó÷èëñÿ.

È â êîíöå íåìíîãî îáî ìíå:

ß ó÷èëàñü â ÐÃÃÐÓ èì. Ñ.Îðäæîíèêèäçå â Ìîñêâå, 5 ëåò íà ñïåöèàëèòåòå, êâàëèôèêàöèÿ ãîðíûé èíæåíåð, ñïåöèàëüíîñòü òåõíèêà è òåõíîëîãèÿ ðàçâåäêè ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Âñå 5 ëåò ìíå ãîâîðèëè, ÷òî íà ðàáîòó ìåíÿ íèêòî íå âîçüìåò. Òàê è ïîëó÷àåòñÿ, âñå  ãîäû ïîñëå ó÷åáû, ïî ñêîëüêó ó ìåíÿ çíàêîìñòâ íåò, íà áóðîâûå óñòðàèâàëàñü ÷óäîì êàæäûé ðàç.  îôèñ èíæåíåðîì ïî áóðåíèþ èëè â ëàáîðàòîðèè áðàëè äîñòàòî÷íî îõîòíî. Áîëüøèíñòâî îòêàçîâ â ðàáîòå ïî ïðè÷èíå ïîëà, è ýòî ñëîâà ðàáîòîäàòåëåé. Ê òîìó æå æåíùèíà íå ìîæåò íà÷àòü «ñ íèçîâ», áóðèëüùèêîì, ïîìáóðîì, ñëåñàðåì, ýëåêòðèêîì ðàáîòàòü çàïðåùåíî ïî ÊÇÎÒó.

Ìóæ÷èíàì â ýòîì ïëàíå ëåã÷å, êîìó íðàâèòñÿ è ìîçãè åñòü ïðîôåññèîíàëüíûõ óñïåõîâ äîáèòüñÿ íå ñëîæíî.

Ñïàñèáî òåì, êòî äî÷èòàë ýòîò àäîâûé äëèííîïîñò!!!!

 ñëåäóþùèé ðàç ïîñòàðàþñü ðàññêàçàòü íåïîñðåäñòâåííî ïðî ñâîþ ðàáîòó è ëè÷íûå îòíîøåíèÿ.

Áóðèëüùèê çà ðàáîòîé

Ãåîëîã óêëàäûâàåò òîëüêî ÷òî èçâëå÷åííûé êåðí.

Источник