Человек и мир 3 класс человек полезные ископаемые

Человек и мир 3 класс человек полезные ископаемые thumbnail

Развернутый конспект урока

Тема урока: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.

Ход урока.

1.Организационный момент.

         Чтоб природе другом стать,

         Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

          Научитесь наблюдать,

          Будем вместе развивать у себя внимательность,

          А поможет всё узнать наша любознательность.

Выберем девиз. (На доске)

-Буду активен

         — Буду внимателен

         — Буду вежлив

          -Буду любознателен

2. Актуализация знаний

— Посмотрите на экран. На экране даны вопросы давайте их зачитаем.

-Какие виды горных пород вы знаете?

-Как разрушаются горные породы?

-Что такое минералы?

-Что такое «полезные ископаемые»?

-Какие материалы  люди используют для строительства?  Где их берут?

-Какие виды топлива ты знаешь?

-Как получают металлы? Где их используют?

-Люди, каких профессий заняты при добыче ископаемых?

-Давайте попробуем ответить на каждый из вопросов. (Учащиеся отвечают  на первые четыре вопроса, остальные вопросы вызывают затруднения)

— Как  думаете, какая будет тема урока? Какая будет цель урока?

3.Постановка учебной задачи.

— Опираясь на вопросы, составим план – схему (приложение 1)

(В ходе обсуждения составляется план.)

4.Построение проекта выхода из затруднения

4.1 Работа с новым термином.

— Будем работать по плану. Зачитайте первый пункт плана ( значение термина « полезные ископаемые»)

_ Подберите синонимы к слову «полезные» ( ценные, необходимые, значимые, приносящие пользу)

-Подберите родственные слова к «ископаемые» (копать).

Давайте вспомним, из чего состоит поверхность Земли? (из горных пород)

Вывод. Полезные ископаемые — это горные породы, приносящие пользу, необходимые для жизни людей.

-Сравним наше определение с определением в учебнике.

(стр. 16 первое предложение)

4.2 Сообщение о видах полезных ископаемых

-Переходим ко второму пункту нашего плана.

Все полезные ископаемые можно разделить на несколько больших групп.

Группа строительных ископаемых. Это ресурсы, которые человек использует для строительства зданий, сооружений и возведения различных конструкций

Топливная группа. Это ресурсы используемые для обогрева жилья и получения энергии разного вида.

Группа металлов. Это ископаемые, из которых получают различные металлы, которые человек широко использует в своей жизни. Человек научился получать и использовать металлы не только в чистом виде(медь, железо, серебро, алюминий) но и, смешивая различные металлы, получать сплавы.

4.3Групповое исследование.

— Сейчас вы будете работать в группах. Проверьте — на партах у вас должна быть технологическая карта (приложение 2) и несколько образцов горных пород. Ваша задача, работая в группе, поэтапно выполнить задания технологической карты. Руководствуйтесь собственными знаниями, полученными на предыдущих уроках окружающего мира и текстом в учебнике. После выполнения заданий и заполнения технологической карты, оцените свою работу в группе, заполнив таблицу «лист самооценки» (приложение 3) Затем вам нужно будет поделиться своими знаниями с одноклассниками, выступив с презентацией своей работы.

(Учащиеся работают в группе, заполняют технологическую карту, осуществляют поиск новой информации в учебнике, заполняют лист самооценки, выступают перед одноклассниками. Информация, полученная из учебника, дополняется сообщениями учащихся, приготовленными дома (приложение 4)

4.4. Сообщение учащегося .

-Вернёмся к плану. Какой пункт мы выполнили? (применение полезных ископаемых)

— Какие  пункты плана осталось выполнить? ( Деятельность человека по добыче полезных ископаемых)

-Об этом заслушаем сообщение, которое приготовил ваш одноклассник. (Приложение 4)

-Итак, проверим, все ли пункты плана выполнены.

5.Первичное закрепление

-Используя полученные на уроке знания, заполним таблицу «Применение полезных ископаемых» (приложение 5) (Учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, затем осуществляется фронтальная работа, ориентированная на выявление ошибок при заполнении таблицы)

6.Рефлексия.

Вернемся к плану и вопросам, на которые мы не могли ответить в начале урока.

Выберите для себя высказывание:

—  Могу ответить на все вопросы

—  Запомнилось многое, но нужно повторить, для закрепления.

— Узнал много нового. Но на вопросы ответить затрудняюсь.

— Ничего не узнал, ничего не запомнил.

7. Итоги урока. Запись домашнего задания.

— Большинство  учащихся выбрали второй пункт плана. Какой вывод можно сделать?

( учащиеся делают вывод, что для закрепления полученных знаний, нужно повторить материал дома, выполнив домашнее задание)

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация Познание мира на тему:»Полезные ископаемые и их значение в жизни людей» 3 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Полезные ископаемые и их виды. Железная руда. Открытый урок: познание мира. 3

Описание слайда:

Полезные ископаемые и их виды. Железная руда. Открытый урок: познание мира. 3 класс «А» Подготовила и провела: Урбанович Е.Ю. Владимировская с.ш.2014г

2 слайд

Полезные ископаемые и их виды. Железная руда.

Описание слайда:

Полезные ископаемые и их виды. Железная руда.

3 слайд

Цель: объяснить, что относится к полезным ископаемым; выявить и расширить зн

Описание слайда:

Цель: объяснить, что относится к полезным ископаемым; выявить и расширить знания учащихся о значении полезных ископаемых в жизни человека: познакомить с месторождениями полезных ископаемых в Казахстане и Костанайской области : развивать умение работать по карте и контурной карте; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать развитию построения логического мышления, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Тип урока: комбинированный. Метод: словесно-наглядный, поисковый, презентация.

Читайте также:  Инжир его полезные свойства для организма

4 слайд

Проверка домашнего задания Тест «Горные породы» Каких горных пород не бывает?

Описание слайда:

Проверка домашнего задания Тест «Горные породы» Каких горных пород не бывает? А). твёрдых B). жёстких С). жидких D). газообразных Работа в парах.

5 слайд

2. Эта твёрдая, плотная горная порода получила своё название от слова «зерно»

Описание слайда:

2. Эта твёрдая, плотная горная порода получила своё название от слова «зерно», «зёрнышко» А) мрамор В) песчаник С) гранит D) глина

6 слайд

3. Эта горная порода используется как строительный материал. Из неё также изг

Описание слайда:

3. Эта горная порода используется как строительный материал. Из неё также изготавливают жернова и точильные камни. А) мрамор В) песчаник С) гранит D) глина

7 слайд

4. К рыхлым горным породам относятся… А) песок и глина В) глина и песчаник С)

Описание слайда:

4. К рыхлым горным породам относятся… А) песок и глина В) глина и песчаник С) мрамор и гранит D) песок и известняк

8 слайд

5. Это водопроницаемая рыхлая горная порода А) мрамор В) песок С) гранит D) г

Описание слайда:

5. Это водопроницаемая рыхлая горная порода А) мрамор В) песок С) гранит D) глина

9 слайд

Проверь себя 1. В 2. С 3. В 4. А 5. В Критерии оценивания «5» - нет ошибок «4

Описание слайда:

Проверь себя 1. В 2. С 3. В 4. А 5. В Критерии оценивания «5» — нет ошибок «4» – 1 ошибка «3» – 2 ошибки «2» – 3 и более ошибок

10 слайд

Горные породы, которые добываются из земной коры и используются для нужд чел

Описание слайда:

Горные породы, которые добываются из земной коры и используются для нужд человека называются полезными ископаемыми. Работа в группах

11 слайд

Что из перечисленного входит в состав гранита? Глина Мрамор Кварц

Описание слайда:

Что из перечисленного входит в состав гранита? Глина Мрамор Кварц

12 слайд

Что из перечисленного относится к виду известняка? Мрамор Песок

Описание слайда:

Что из перечисленного относится к виду известняка? Мрамор Песок

13 слайд

К рыхлым горным породам относятся… Песок Глина Известняк

Описание слайда:

К рыхлым горным породам относятся… Песок Глина Известняк

14 слайд

Залегания полезных ископаемых в количествах, достаточных для разработки, наз

Описание слайда:

Залегания полезных ископаемых в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями

15 слайд

Шахты Каменный уголь Бурый уголь Какие полезные ископаемые добывают этим спос

Описание слайда:

Шахты Каменный уголь Бурый уголь Какие полезные ископаемые добывают этим способом?

16 слайд

Скважины Нефть Природный газ

Описание слайда:

Скважины Нефть Природный газ

17 слайд

Открытые карьеры песок глина известняк гранит

Описание слайда:

Открытые карьеры песок глина известняк гранит

18 слайд

Физ.минутка

Описание слайда:

Физ.минутка

19 слайд

 Горные породы, содержащие металлы и их соединения называются рудой.

Описание слайда:

Горные породы, содержащие металлы и их соединения называются рудой.

20 слайд

Полезные ископаемые Казахстана 		По оценке учёных ведущих стран мира Казахста

Описание слайда:

Полезные ископаемые Казахстана По оценке учёных ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Казахстан одна из богатейших стран мира по запасам нефти, газа, титана, магния, олова, урана, золота и других цветных металлов.

21 слайд

Полезные ископаемые Казахстана 		По запасам вольфрама Казахстан занимает 1 ме

Описание слайда:

Полезные ископаемые Казахстана По запасам вольфрама Казахстан занимает 1 место в мире 2 – по запасам хромовых и фосфорных руд 4 — по запасам свинца и молибдена 8 – по общим запасам железной руды

22 слайд

Железная руда

Описание слайда:

Железная руда

23 слайд

Добыча железной руды происходит в шахтах или открытым способом в карьерах.

Описание слайда:

Добыча железной руды происходит в шахтах или открытым способом в карьерах.

24 слайд

Переработка железной руды Железорудные окатыши помещают в доменные печи и пла

Описание слайда:

Переработка железной руды Железорудные окатыши помещают в доменные печи и плавят при высоких температурах. Работа по учебнику.

25 слайд

Алюминиевая руда

Описание слайда:

Алюминиевая руда

26 слайд

Медная руда

Описание слайда:

Медная руда

27 слайд

Золотой песок

Описание слайда:

Золотой песок

28 слайд

Недра области богаты полезными ископаемыми: железные руды, бокситы, бурый уго

Описание слайда:

Недра области богаты полезными ископаемыми: железные руды, бокситы, бурый уголь, асбест, огнеупорные и кирпичные глины, известняк, стекольный песок, строительный камень и др. Разведано около 400 месторождений полезных ископаемых и минерального сырья. Костанайская область

29 слайд

Соколовско – Сарбайское месторождение железной руды 		1949 год – открытие мес

Описание слайда:

Соколовско – Сарбайское месторождение железной руды 1949 год – открытие месторождения 1955 год – начало строительства горно-обогатительного комбината ежегодная добыча – 40 млн. тонн руды главная продукция – железорудные окатыши и железорудный концентрат

30 слайд

Открытый способ добычи – 90 % Глубина Сарбайского карьера – 460 метров Глубин

Описание слайда:

Открытый способ добычи – 90 % Глубина Сарбайского карьера – 460 метров Глубина Соколовского карьера – 480 метров Глубина Качарского карьера – 315 метров.

31 слайд

Вид из космоса Сарбайское месторождение

Описание слайда:

Вид из космоса Сарбайское месторождение

32 слайд

Практическая работа по карте Нанеси месторождения полезных ископаемых (желез

Описание слайда:

Практическая работа по карте Нанеси месторождения полезных ископаемых (железных руд) Костанайской области, на карту, используя условные обозначения.

33 слайд

Человек и мир 3 класс человек полезные ископаемые

34 слайд

Человек и мир 3 класс человек полезные ископаемые

35 слайд

Костанайская область Железные руды

Описание слайда:

Костанайская область Железные руды

36 слайд

Условные обозначения полезных ископаемых Природный газ Нефть Железные руды Ал

Описание слайда:

Условные обозначения полезных ископаемых Природный газ Нефть Железные руды Алюминиевые руды Каменный уголь Медные руды Поваренная соль Золото

37 слайд

Итог урока Что нового узнали сегодня на уроке? Что особенно запомнилось?

Описание слайда:

Итог урока Что нового узнали сегодня на уроке? Что особенно запомнилось?

38 слайд

Домашнее задание Стр. 64 – 66 нанесите месторождения полезных ископаемых Каза

Описание слайда:

Домашнее задание Стр. 64 – 66 нанесите месторождения полезных ископаемых Казахстана на контурную карту.

39 слайд

Тема следующего урока. 1. Сыпучее вещество, которое образуется в результате р

Описание слайда:

Тема следующего урока. 1. Сыпучее вещество, которое образуется в результате разрушения и измельчения камней? 2.Часть растения, которая находится по землёй? 3.Образование на ветке весной? 4.Вещество, которое необходимо человеку, растениям, животным? 5. Живое существо, которое имеет 8 ног? п о к н ч п к о е р о к е с а д о в а к у а п ь

Читайте также:  Кофе из корней цикория полезно или нет

40 слайд

Спасибо за урок! Все молодцы!

Описание слайда:

Спасибо за урок! Все молодцы!

Выберите книгу со скидкой:

Человек и мир 3 класс человек полезные ископаемые

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Человек и мир 3 класс человек полезные ископаемые

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Человек и мир 3 класс человек полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Человек и мир 3 класс человек полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-372253

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Человек и мир

Тема. Полезные ископаемые: песок, глина.

Цель: формировать представления о полезных ископаемых, исполь­зуемых в строительстве, об их значении в хозяйственной деятельности человека на основе изученных основных свойств.

Задачи:

— учить проводить простейшие опыты;

— развивать умение сравни­вать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;

— формировать аккуратность и дисциплинированность в процессе проведения практических работ и опытов;

— способствовать воспитанию культуры общения, умения слушать и слышать друг друга.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: учебник «Человек и мир», образцы песка и глины; изделия из глины; предметное стекло; лупы; колбы; воронки; фильтро­вальная бумага; стакан и тарелки с водой; кроссворд; 5 таблиц для групп, 1 большая сводная таблица; иллюстрации изделий из песка и глины; предметы из песка и глины.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

– «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) 

– Девочки, мальчики, садитесь, пожалуйста. 

– Какой урок сейчас? 

– Проверяем готовность. 

– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? 

– Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок! 

  1. Актуализация знаний.

– Ребята, мы изучили тему «Водные богатства Республики Беларусь. Крупнейшие реки и озера». Знания по этой теме мы проверим при помощи кроссворда.

(Каждый учащийся получает индивидуальный вопрос – самые слабые ученики работают в парах.)

– Для поиска ответов вы можете пользоваться физической картой РБ, изображенной на втором форзаце учебника. Разгадав кроссворд, вы узнаете часть темы нашего урока.

Группы получают вопросы. Учитель последовательно записывает ответы в кроссворд (на доске).

  1. Река, которая берет свое начало на Минской возвышенности. (Птичь.)

  2. Так называют нашу страну — страну голубых рек и озер. (Синеокая.)

  3. Самое глубокое озеро, находящееся на территории нашей страны. (Долгое.)

  4. Место впадения реки в озеро, другую реку или море. (Устье.)

  5. Правый приток Днепра. (Березина.)

  6. Выход подземных вод на поверхность земли или в другой источник воды. (Родник.)

  7. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу. (Река.)

  8. Начало реки. (Исток.)

  9. Углубление, по которому течет река. (Русло.)

  10. Небольшая речка, которая впадает в большую реку. (Приток.)

  11. Крупный левый приток Днепра. (Сож.)

  12. Река, которая течет по территории Брестской и Гомельской областей. (Припять.)

  13. Самое большое озеро Беларуси. (Нарочь.)

  14. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Озеро.)

  15. Одна из крупных рек, протекающих в Гродненской области. (Неман.)

  16. Одна из крупных рек Беларуси. (Днепр.)

hello_html_10b0dc79.jpg

  1. Сообщение темы и цели урока.

Прочитайте выделенные слова. Так звучит часть темы нашего урока. (Учитель открывает записанную на доске фразу: «Полезные ископаемые».)

– Сегодня мы поговорим о богатствах нашей страны, которые находятся у нас прямо под ногами. Они находятся у меня в «волшебной коробочке». Попробуйте догадаться, что это. А помогут вам в этом – загадки.

– Внимание! Волшебная коробочка!

Он и желтый, и сыпучий —

Во дворе насыпан кучей.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Если встретишь на дороге —

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (Глина.)

(Учитель открывает доску с записанной на ней темой урока.)

– Итак, тема нашего урока «Полезные ископаемые: песок, глина». Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на уроке.

– На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на нашем уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать свойства песка и глины. Узнаем, как человек использует эти полезные ископаемые.)

  1. Изучение нового материала.

С какими природными богатствами нашей страны мы уже познакомились? (Реки и озёра)

Как вы думаете, можно ли считать песок и глину природным богатством?

Читайте также:  Чем полезны кедровые орехи для беременности

(Предположения учащихся)

– Песок и глина относятся к полезным ископаемым. А что вы понима­ете под выражением «полезные ископаемые»?

– Что ещё, кроме песка и глины, можно отнести к полезным иско­паемым? Почему?

Работа с учебником.

– О том, правильно ли вы рассуждали, узнаете после того, как познакомитесь с текстом учебника (с. 39).

Устный опрос.

– Найдите в тексте и прочитайте, что такое полезные ископаемые.

– Какие полезные ископаемые человек использует в строительстве? (Песок и глина)

– Какие полезные ископаемые человек использует в качестве топлива? (Торф и нефтепродукты)

– Какие полезные ископаемые являются самыми распространёнными? (Песок и глина)

  1. Постановка проблемы исследования

– И сейчас мы с вами попробуем разгадать тайны того, что видим каждый день. Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ?

  • Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?

  • Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду — песок или глина. Один утверждал, что песок, другой — что глина. Кто из них прав?

  • Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?

  • Какая связь между песком и стеклянным стаканом?

(Выдвижение гипотез детьми.)

– Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами отправляемся в лабораторию…

  1. Исследовательская работа. Работа в группах.

– Наш класс — это современная лаборатория, и с этого момента вы не ученики, а учёные. Нам предстоит провести нелёгкое, но интересное исследование.

– Чтобы у нас всё получилось, и все опыты прошли удачно, нам нужно следовать определённым правилам. Давайте с ними познакомимся.

Правила (на доске)

  • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.

  • Все друг другу помогают.

  • Конфликты решаются мирным путем.

  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

– Работая в лабораториях, мы установим, какими свойствами обладают песок и глина, на какие свойства человек опирается при их использовании.

– Наша работа включает 6 опытов:

  1. Изучение строения и цвета песка и глины, установление сыпучести.

  2. Изучение твёрдости песка и глины.

  3. Изучение запаха песка и глины.

  4. Изучение растворимости песка и глины.

  5. Установление пластичности песка и глины.

  6. Установление водопроницаемости песка и глины.

(Каждая группа получает задание. Проводит опыт и полученные результаты вносит в таблицу.)

  1. Группа

Опыт 1.

Насыпьте немного песка и глины на бумагу. Рассмотрите их через лупу. Какого цвета песок? Какого цвета глина? Из чего они состоят. Сравните размеры песчинок и частиц глины. Почему песок сыпучий? Почему глина в комочках?

(Выводы. Песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Песчинки, из которых состоит песок не скреплены между собой, поэтому песок сыпуч. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: желтые, серые, коричневые, белые. Мельчайшие частички глины скреплены между собой. Поэтому глина в комочках.)

Свойства

ПЕСОК

Глина

Сыпучесть

+

Размеры частиц

Крупные

Мелкие

Цвет

Различный

Различный

  1. группа

Опыт 2. Возьмите комочек глины и поместите его на предметное стекло. Осторожно потрите им стекло. Стряхните глину и рассмотрите стекло на свет. Что вы заметили на стекле? Проделайте то же самое с песком. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать?

(Вывод. Песок твёрдый, он оставляет царапины на стекле. Глина не оставляет следов на стекле, она мягкая.)

Свойства

ПЕСОК

Глина

Твердость

Твердый

Мягкая

  1. группа

Опыт 3. Подыши на песок и глину. Понюхай их. Есть ли запах у песка и глины?

(Вывод. Песок не имеет запаха. Влажная глина имеет запах.)

Свойства

ПЕСОК

Глина

Запах

+

(во влажном состоянии)

  1. группа

Опыт 4. В один стакан насыпьте немного песка, а в другой положи комочек сухой глины. Что вы наблюдаете? Растворяются ли песок и глина в воде?

(Вывод. Ни песок, ни глина не растворяются в воде.)

Свойства

ПЕСОК

Глина

Растворимость в воде

Не растворяется

Не растворяется

5 группа

Опыт 5. Из сырого песка и из глины слепите вначале шарик, затем колбаску, а затем кольцо. Из чего удалось сделать кольцо? Как вы думаете, почему? Сделайте вывод, каким свойством обладает глина?

(Вывод. Глина пластичная, из неё можно слепить различные предметы. Песок не пластичный.)

Свойства

ПЕСОК

Глина

Пластичность

+

(во влажном состоянии)

Опыт 6проводит учитель.

В два стеклянных стакана вставляем стеклянные во­ронки. В воронки помещаем фильтр из комочков ваты. На фильтр одной воронки насыпаем до половины влажный песок, а на фильтр другой — столько же истолчённой смоченной глины. Наливаем в обе воронки доверху воды. Наблюдаем, что происходит.

– Какой вывод можно сделать? Как песок и глина пропускают воду?

(Песок хорошо пропу­скает воду, а глина — плохо. Глина дольше удерживает воду.)

Физкультминутка подвижная

Тихо плещется вода,

(Дви