Чем была полезна русская народные песни

Чем была полезна русская народные песни thumbnail

русская народная песня

Русские народные песни — важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

истоки русской народной песни

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Чем была полезна русская народные песни

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные — масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Источник

Самое интересное, что народные исполнители не считают свое пение музыкой. К последней относят только инструментальное исполнение. И распространенность инструментальной музыки сильно отстает от вокала. Поэтому «музыку» оставим в стороне. Обратимся целиком к песне.

Что представляет собой песня

То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т. д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием.

Еще есть целый пласт «песен» «производственно-технического» назначения. Часть их является просто записью технологического процесса, в котором участвует артель, часть является непосредственно элементом такого процесса. Например, выкликание торговца на площади. Координация действий бурлацкой или рыболовецкой артели. Выглядит это как песня, но таковой не является.

И. Е. Репин, «Бурлаки на Волге», 1870-73 гг.И. Е. Репин, «Бурлаки на Волге», 1870−73 гг.
Источник: hudojnik-peredvijnik.ru

Общение с духами леса и прочее. Проводы в армию или еще куда-нибудь. Закликание весны. Все это непосредственные жизненные действия человека, живущего на природе и непосредственно общающегося с ней и со своими товарищами.

Народная песня — это всегда общение, а не музыка в современном понимании. Даже протяжная лирическая песня — это общение с аудиторией, слушающей о душевных переживаниях певца.

В связи с этим стоит говорить не о каких-то музыкальных талантах народа (какая там музыка, три-пять нот чаще всего), а о глубокой культуре вокализации общения. Только это является ключом к пониманию самого явления русской песни. Вокализируется все, что не является повседневным бытовым общением (хотя частушка опровергает это, в большинстве своем — это «бытовуха»).

И, как и наша сегодняшняя разговорная речь, народная вокализация не является заученной и бездумно повторяемой. Даже если словам песни (которые оттуда не выкинешь) не одна сотня лет, все равно они пропеваются каждый раз по-новому, осмысленно и одухотворенно. И ясно, что в нашем случае слова совершенно неотделимы от «музыки», мелодии. И эта мелодия непостоянна, как и слова.

Ф. В. Сычков, «Праздничный день»Ф. В. Сычков, «Праздничный день»
Источник: artchive.ru

Современным аналогом вокализации может являться только крик, визг. Но ни о какой культуре тут говорить, конечно, не приходится. И именно поэтому нам не всегда понятно то, что мы слышим и воспринимаем как народную песню. Но раньше людям требовалось знание особых технологий. Вокальных.

Вокальные технологии русской песни

Многие ученые — как филологи, так и музыканты — долгие годы отдают исследованию вопроса, применяя современные технологии записи. Для исследования теорий формируются фольклорные коллективы, применяющие изученные «технологии» на практике.

Хотя ранее мы и говорили, что народное пение не есть музыка, тем не менее музыкальная часть в современном понимании присутствует. И выражается она в самых различных аспектах.

1. Многоголосие

Многоголосие нам привычно в очень гармоничном, аккордовом стиле. Но это, скорее, влияние городской культуры на поздние пласты народного творчества. В собственно народном варианте многоголосие может быть различно. И во всех случаях каждый поет что-то свое, личное. Но существуют и правила координации. Но они не так строги, как в музыке Баха, например, или Моцарта.

А. С. Степанов, «Хоровод»А. С. Степанов, «Хоровод»
Источник: artchive.ru

Иногда голоса идут в песне так близко, создавая насыщенные диссонирующие созвучия, что только современная технология записи позволяет это понять и зафиксировать. А народные певцы считают, что поют на «один голос»! Или иногда на «два голоса». Хотя в реальности — это до десятка и более голосов в современном понимании. Строгое координирование происходит только в определенных точках напева.

2. Мелодия

Мелодия песни формируется на основании народных ладов. Как ни странно, они известны и современной музыке, хотя могут и немного отличаться по строю (интервалы между звуками немного отличаются от того, что мы слышим из нашего фортепиано).

Главное отличие состоит в том, что количество звуков в народной песне сильно ограничено. В наиболее древних образцах народного творчества может быть всего два-три звука. Чаще всего — пять-шесть. Это примерно половина гаммы, а не гамма с парой пропусков, как иногда думают. Хотя пропуски тоже могут быть. И большие, на пару-тройку белых клавиш фортепиано.

Но как мы уже видели раньше, мелодия в песне — не главное, это вспомогательный материал, акцентирующий внимание на словах, стихе.

3. Стих

Стих народной песни тоже необычен. Он часто не имеет привычной нам рифмы. И по количеству слогов он не так строг. Стих, написанный и прочитанный на бумаге, может выглядеть странно и непонятно. Но на то нам и нужна мелодия со своим ритмическим построением, чтобы «улучшить» восприятия стиха.

Особенно это заметно на протяжной лирической песне. Там уже мелодия начинает значительно влиять на стих. Первоначально ритмизированный и рифмованный стих может превратиться в бесконечную цепь оборванных слов, повторов и междометий. К сожалению, такой стиль сегодня чаще служит источником пародий и насмешек.

Разнообразие песни

В первую очередь песня делится по региональному признаку. Поскольку песня — это продолжение речи, деление происходит в основном по распространению говоров и диалектов. Иногда целые жанры принадлежат только одному региону. Так былины бытовали практически только на территории бывшей Новгородской республики.

В. М. Васнецов, «Гусляры», 1899 г.В. М. Васнецов, «Гусляры», 1899 г.
Источник: artchive.ru

  • По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Например, пасхальные, весенние, жатвенные.
  • Могут быть связаны с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские.
  • Также существуют плясовые и хороводные.
  • Особняком стоят эпические (былины) и лирические протяжные.
  • К ним примыкает более современная частушка со страданиями.

При этом некоторые песни могут использоваться «не по назначению». Например, лирическая может стать и хороводной.

Вот такая она, русская песня, загадочная и неизвестная. Она настолько разнообразна и многолика, что понять ее во всех гранях за всю жизнь очень тяжело и профессионалу.

Так споем же, друзья!

Источник

Русская народная песня

Русское народное творчество отличается исключительным богатством и разнообразием.

Особое место в творчестве каждого народа занимает песня. Она сопровождает человека от колыбели до могилы. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё это находило и находит отражение в народном песнетворчестве. Отсюда – богатство и многообразие жанров русской народной песни.

Содержание и характер народной песни определялись историческими условиями и бытом простых людей.

Народная песня наиболее доступна для восприятия детей, т.к. музыкальные образы раскрываются и в словах песни, а выразительная мелодия близка детям по своему характеру. Изучение народной песни воспитывает у детей восприятие всего комплекса выразительных средств, раскрывающих тот или иной музыкальный образ. Целенаправленная работа над восприятием русской народной песни заставляет детей активно мыслить, вызывает в их сознании соответствующие образы, понятия, представления, эстетические чувства, учит любить и понимать народную музыку, побуждает интерес к прошлому своего народа.

Благодаря знакомству с различными видами русского народно-песенного творчества дошкольники более глубоко проникают в образный мир произведений не только русских композиторов-классиков, но и современных композиторов. Нравственный смысл, мотивы и идеи,  заложенные в русской народной песне, обладают огромной воспитательной силой.

«Русская песня – это русская история», — говорил А.М. Горький. Слушая старинные русские песни, мы можем многое узнать о прошлом нашего народа. В песне народ выражал свои радости и печали, мечты о счастье, воспевал великие битвы, подвиги героев-богатырей, рассказывал о труде, о событиях личной жизни.

Народная музыка проста и выразительна, она отличается большими художественными достоинствами. Композиторы всех времен и народов внимательно изучали народную музыку и на её основе писали свои произведения, которые мы любим и ценим.

Как же складывались русские народные песни? Каждая народная песня имела своего создателя – талантливого певца из народа. Но его имя затерялось в глубокой древности. В те времена. Когда еще не было нотной записи, песни просто передавались друг другу устно. Каждый певец вносил что-то своё, по-своему изменял мелодию. Поэтому песни становились как бы произведениями коллективного творчества.

Народные песни делятся на несколько групп: хороводно-игровые, плясовые, протяжные, трудовые, лирические. Рассмотрим некоторые из них.

Песня «Вниз по матушке по Волге» является лирической. В ней рассказывается о чувствах гребцов, попавших в ненастье на Волге. Волгу часто воспевают в народных песнях как символ связи с родной землёй. Река — крайне неоднозначный  символ в русском фольклоре и может трактоваться совершенно по-разному в зависимости от контекста. В этой песне река это жизненный путь, неведомое, пугающее будущее. Ощущение тревоги усиливается  грянувшим ненастьем. ( «Поднималась непогода».«Ничего в волнах не видно»). Очевидно, это означает неустойчивость, трудности, водоворот событий. Через бушующие волны ничего не видно. Лишь одинокая лодка пытается бороться с непогодой.

В этой песне противопоставлены два цвета: чёрный – цвет смерти, траура («Одна лодочка чернеет», «шляпы чернеют», чёрный кафтан на хозяине) и белый – цвет надежды, света («Только паруса белеют»). Гребцы пребывают в неведении: что же с ними произойдёт в этой страшной буре? Ожидает ли их погибель, горе или же напротив —  долгая счастливая жизнь. Но вот звучит призыв хозяина двигаться к берегу («Приворачивай, ребя… ребята, Ко крутому бережочку!»).

Путешествие окончено благополучно. Сила духа победила все преграды на их пути. Это придаёт песне торжественный, героический характер.

Песня «Вниз по матушке по Волге» может послужить достойным материалом для воспитания таких нравственных качеств как патриотизм, стойкость духа, умение противостоять жизненным трудностям, умение работать в команде.

Данная песня развивает умение приспосабливать голосовой аппарат к исполнению различных по высоте звуков и способствует расширению диапазона, развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно.

Песня «Волга- реченька глубока»  относится к лирическому жанру, а по тематике её можно классифицировать как любовную(частный вид бытовых)повествует о девушке, тяжело переживающей разлуку с любимым. Как и в большинстве других любовных песен, в ней глубоко раскрывает переживания девушки. Настроение тревоги из-за того, что милый не простился с ней передано в начале: Волга «бьёт волнами берега». Пейзаж отражает состояние героини: туман и волны символизируют её печаль. Здесь присутствуют вопросительные интонации(«Неужели ко мне милый
Не вернется никогда!») Далее она рассказывает о своей доле: «Цвела вишня всем на диво, ветром сдуло белый цвет». Девушка росла красивой и полной сил, но от тоски по своему возлюбленному стала увядать, потеряла надежду.( «Я б другого полюбила, да любови в сердце нет».)

Основная идея этой песни выражена в следующих строчках: «Хорошо любить такого, кто любовью дорожит». Несмотря на свои переживания, в конце  она выражает надежду, что молодой человек всё-таки вспомнит о ней.

Детям будет полезно получить представление о том, какими были отношения между молодыми людьми в прошлом, ознакомиться с нравственно-этическими и эстетическими идеалами русского народа. Песня формирует такие качества как верность, преданность, искренность и сострадание.

Я считаю, что для детей дошкольного возраста песня «Волга-реченька глубока»  может войти в репертуар для слушания, а также использоваться на  занятиях ритмикой для разучивания хороводных движений.

Слушание данной песни способствует развитию музыкальности детей, однако для детского исполнения она слишком сложна, поскольку имеет большой диапазон, пение в котором ограничивает небольшой объём детских голосов.

Русская народная песня «Ах, Настасья» принадлежит к лирическому жанру. В ней иносказательно описаны переживания девушки перед самым важным событием в её жизни — свадьбой. «Ах, Настасья, ах, Настасья, отворяй-ка ворота»  — очевидно, это призыв к расставанию с прежней девичьей жизнью и подготовке к жизни в доме  будущего мужа. На что девушка отвечает: «Я бы рада отворила,  — Буйный ветер в лицо бьёт…». А ,как известно, ветер в русском фольклоре символизирует печаль. Тем более, бьющий в лицо. Это уже препятствие, дурное предзнаменование. А фраза «Частый дождичек сечёт» ассоциируется со слезами.

Повторы, обилие символов усиливают эмоциональное воздействие: «Частый дождичек сечёт, Со головки платок рвёт. Ой, люшеньки, люли, люли, Со головки платок рвёт.» Девушке нужно проститься с прежней свободной жизнью. У неё замирает сердце от пугающей неизвестности. (« Ретивое сердце мрёт…»).

 Эта песня имеет игровой, плясовой характер, отличается чётким ритмом и задорной мелодией. Примечательно, что мажорная мелодия здесь сочетается с текстом, имеющим тревожные, драматические интонации.

Песня «Ах, Настасья» иллюстрирует обряд сватовства.

Для детей дошкольного старшего возраста эта песня может использоваться в разделе «Слушание музыки» на занятиях по ознакомлению с классификацией певческих голосов(мужских). Для исполнения самими дошкольниками данная песня не подходит в связи с ограниченностью диапазона детского голоса. А в процессе знакомства с песней дети усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество, познают выразительные возможности народной музыки.

Источник