Чем для человека полезна культура речи

Чем для человека полезна культура речи thumbnail

Тема
1. 
Язык
как средство общения
 

План
темы:

  1. Цели
    и задачи курса «Русский язык и культура
    речи».

  2. Коммуникативно-речевая
    компетенция личности

  3. Основные
    положения теории речевой коммуникации.

Основные
понятия: 
культура
речи, коммуникативные качества хорошей
речи, коммуникативная компетенция,
речевая коммуникация
коммуникативный
акт, речевой жанр.

1.
Цели и задачи курса «Русский язык и
культура речи»

Курс
«Русский язык и культура речи» ставит
перед собой следующие цели:

  • сформировать
    навыки правильной, богатой и выразительной
    речи в соответствии с нормами современного
    русского литературного языка
    (орфоэпическими, грамматическими,
    лексическими, стилистическими); 

  • научить
    различать стили и жанры речи и правильно
    пользоваться ими в практике общения.

Чтобы
достичь эти цели, необходимо:

1)
научиться говорить правильно,
т.е. употреблять языковые единицы в
соответствии с требованиями ортологии –
науки
о правильности речи;

2)
научиться говорить выразительно,
т.е. составлять текст в соответствии с
требованиями риторики –
науки
о выразительной речи;

3)
научиться:

а) выбору языковых средств,
характерных для научного и официально-делового
стилей речи; 

б) основным правилам создания
наиболее нужных студенту и будущему
специалистов текстов (рефератов,
докладов, заявлений, объяснительных
записок, резюме и т.п.).

Под культурой
речи
 понимается
владение нормами литературного языка
в его устной и письменной форме ( Это
те качества речи, которые обеспечивают
достижение цели общения при соблюдении
языковых и этических норм).

Культура
речи имеет 3
аспекта
:
нормативный, коммуникативный,
этикетный. Нормативный
аспект 
культуры
речи предполагает владение языковыми
нормами, т.е. знание правил использования
языковых единиц в литературной речи
(правильно класть,
а не ложить;
инженеры, 
а
не инженерасозвони’мся, а
несозво’нимся;
заведующий кафедрой, 
а
не кафедры;
согласно приказу,
 а
не приказа;
возможность предоставилась, 
а
не представилась и
др.).Коммуникативный
аспект 
культуры
речи связан с тем влиянием, которое
оказывает на речь обстановка (сфера и
ситуация) общения. Сфера
общения
 определяет
выбор стиля речи (разговорный,
официально-деловой, научный,
публицистический, литературно-художественный),
а ситуация
общения
 (например,
официальная/неофициальная ситуация,
количество коммуникантов: два-три-несколько
и др.) определяет 

а)
выбор речевого жанра, 

б)
объем высказывания и его вид
(монолог/диалог/полилог), 

в)
приспособление речи к потребностям и
возможностям адресата (его знанию
предмета речи, интересам, эрудиции и
т.п.).

Коммуникативный
аспект культуры речи в реальной практике
общения раскрывается как коммуникативные
качества речи
  (это те свойства речи, которые обеспечивают
оптимальное общение участников
коммуникации). К коммуникативным
качествам хорошей
речи
 относятся:

1) правильность (соблюдение
норм литературного языка на всех его
уровнях); 

2) логичность (владение
логикой изложения); 

3) точность (точность
словоупотребления, определяется знанием
предмета речи, логикой мышления, умение
выбирать нужные слова для оформления
мысли); 

4) лаконизм (краткость
и четкость выражения идеи, замысла); 

5) ясность (понятность
речи для адресата сообщения); 

6) богатство(количество
и разнообразие языковых средств, которыми
владеет говорящий); 

7) выразительность (воздействие
речи на адресата); 

8) чистота (отсутствие
в речи элементов, чуждых литературному
языку: вульгаризмов, просторечия,
жаргона, слов-паразитов); 

9) уместность (выбор
уместных для данной ситуации общения
языковых средств выражения). 

Этикетный
аспект
культуры
речи – это владение говорящим нормами
речевого этикета, принятыми в данном
обществе. 

Речевой
этикет
– это
общепринятый порядок культурного
речевого общения, знание и использование
в речевых ситуациях устойчивых выражений,
соответствующих правилам вежливости
(этикетные стереотипы приветствия,
прощания, знакомства, благодарности,
извинения, просьбы и т.п.).Итак,
изучение настоящего курса нацеливает
на практическое овладение языком как
средством общения в разных сферах
деятельности и прежде всего в деловой
и учебно-научной. Формированию
коммуникативно-речевой компетенции
будущего специалиста служит главная
установка курса –
повысить
уровень культуры мышления и культуры
речевого общения.2.
Коммуникативно-речевая компетенция
личности
Коммуникативная
компетенция

это
владение языком, т.е. соединение знания
языка с опытом речевого общения, в
процессе которого личность формирует
свою систему речевого поведения в
различных коммуникативных событиях и
ситуациях.В
состав этой системы входит владение
коммуникативными ролями (ролями
говорящего и слушающего), а также
социальными ролями, речевыми стратегиями
и тактиками, этическими и этикетными
нормами, принятыми в данной культуре.
3.
Основные положения теории речевой
коммуникации
Речевая
коммуникация

процесс
установления и поддержания целенаправленного,
прямого или опосредованного контакта
между людьми при помощи языка.

Средства
передачи информации
от
человека к человеку разделяются на
вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная
коммуникация
– это общение с помощью слов,
невербальная

это
передача информации с помощью внесловесных
символов и знаков (например, рисунков).
К средствам невербальной коммуникации
относят: взгляд, мимику, жесты, движения,
позы.Модель
речевой коммуникации

В
основе речевой коммуникации лежит
определенная модель.
Компонентами этой модели являются:

1.
Отправитель информации
(или
адресант) – говорящий или пишущий
человек.

2.
Получатель информации
(или
адресат) – читающий или слушающий
человек.

3.
Сообщение

текст
в устной или письменной форме –
неотъемлемая часть модели, поскольку
без обмена информацией нет речевой
коммуникации (это процесс и результат
порождения речи).

4.
Контекст (или ситуация)

это
обстоятельства, в которых происходит
определенное событие. Речь приобретает
определенный смысл и может быть понята
только в определенной ситуации.

5.
Обратная связь 

реакция
слушающих на высказывание говорящего
составляет главный момент общения; ее
отсутствие приводит к разрушению
коммуникации. Не получая ответ на
заданный вопрос, человек чувствует себя
задетым и обычно либо добивается ответа,
либо прекращает разговор.

В
рамках речевого акта отправитель
информации
(например,
говорящий), имея мотив высказывания,
строит его во внутренней речи, затем,
при переводе во внешнюю речь кодирует
в звуки.Получатель,
воспринимая поступающий сигнал,
декодирует его и распознает смысл
высказывания. У него также возникает
мотив высказывания, происходит обмен
репликами, то есть осуществляется
обратная связь. Таким образом, отправитель
и получатель меняются местами, но схема
коммуникативного акта остается при
этом прежней.Типы
речевой коммуникации
определяют
по ряду признаков.

  1. Условия
    общения:

а)прямое,
или непосредственное, общение
с
активной обратной связью (например,
диалог) и с пассивной обратной связью
(например, письменное распоряжение и
т.п.);

б)опосредованное
общение
(например,
выступление по радио, телевидению, в
средствах массовой тнформации).

3. Количество
участников:

а)
монолог (речь одного человека);

б)
диалог (речь двух людей);

в)
полилог (речь нескольких человек).

3.Цель
общения
:

а)
информирование;

б)
убеждение (включая побуждение, объяснение
и т.п.);

в)
развлечение.

4.
Характер ситуации:

а)
деловое общение (беседа, переговоры,
интервью и т.п.)

б)научное
общение(доклад
на конференции, лекция, дискуссия и
т.п.);

в)
бытовое общение (разговоры с близкими
людьми и т.п.)

Жанры
речи
.
На основе типовых параметров речевой
ситуации формируются жанры
речи
в той или иной сфере общения. Речевая
ситуация может включать в себя один
жанр (деловая беседа) и несколько жанров
(например, в ситуации праздничного
застолья обычно представлены жанры
тоста, разговорного рассказа, житейского
разговора).Речевой
жан
р
исторически
сложившийся устойчивый тип текстов
(рассказ, повесть, беседа, статья, указ,
очерк, репортаж и др.). Жанры характерны
для монолога и диалога, для устной и
письменной речи, официального и
неофициального общения.

Читайте также:  Молочный коктейль чудо полезно или нет

Источник

Каждый человек, живущий в социуме, общается с другими людьми в течение всей жизни. Для того чтобы ваше общение с собеседником было конструктивным, существует понятие культуры речи. Умением свободно и доступно излагать свои мысли владеют далеко не все наши сограждане. Еще в античные времена люди стремились правильно говорить. Этому была посвящена целая дисциплина – риторика, учившая древних греков произносить пламенные речи.

Культура речи, что это?

Это умение облечь свои мысли в литературную словесную форму и донести их до своих слушателей так, чтобы это было понятно. Отдельные индивидуумы умудряются доносить свои мысли при помощи ненормативной лексики. Как вы сами догадываетесь, эта «речь» не имеет ничего общего с таким понятием, как культура. Если человек хочет добиться высокого карьерного роста, вырастить хороших, воспитанных детей, общаться с интеллигентными людьми, то он обязан в совершенстве владеть своим языком и культурой речи.

Как научиться этому?

Это и легко, и сложно одновременно. Легко, если человек серьезно решил изменить свою жизнь и поставил перед собой такую цель. Сложно — это значит, не понимать до конца всей важности свободного владения своей речью. Итак, что надо для этого? Читать внимательно и с пониманием русскую классическую литературу, это прежде всего. Толстой, Пушкин, Гоголь, Чехов, Достоевский, Бунин — это далеко не полный перечень великих русских писателей, которые были виртуозами в изложении мыслей. Чем больше вы будете читать, тем быстрее заметите перемены в своей речи, даже в простой, разговорной. Сила таланта этих писателей такова, что вы начнете говорить на красивом русском языке, а окружающие будут слушать вас с удовольствием.

Понятие культуры речи непосредственно связано с правильным построением предложений, а читая, вы сможете научиться формулировать мысли правильно. Обращайте свое внимание на ударения. Пользуйтесь чаще хорошими словарями, из которых вы сможете почерпнуть необходимые сведения. Не стесняйтесь спрашивать у знакомых преподавателей-словесников о непонятных вам терминах или названиях. Уверяем вас, что ваша культура речи начнет неуклонно расти, и вы вскоре начнете более свободно владеть красивым русским языком.

Кстати, при чтении современных женских романов или детективов каких-либо существенных изменений своей речи вы не заметите. Напротив, такие, с позволения сказать, «литературные произведения», могут нанести вред, так как они не имеют ничего общего с великой русской литературой. Смотрите по телевидению канал «Культура», вы услышите, как разговаривают на русском языке поэты, писатели, музыканты и артисты. Обращайте внимание, как они ведут диалог. Это тоже поможет развитию вашей речи.

Что дает свободное владение русским языком?

Овладев такой наукой, как культура речи, вы станете более коммуникабельны и интересны в общении. Также вы сможете на равных беседовать с умными и начитанными людьми. Вы научитесь правильно вести деловые встречи и произносить речь перед большой аудиторией, строить диалоги, верно расставляя акценты. Кроме этого, вы сумеете выдержать необходимую паузу, когда этого требует ситуация. Все эти знания помогут вам стать незаменимым сотрудником, где бы вы ни работали.

Культура речи — это то, без чего не может обойтись целеустремленный, амбициозный человек. Повышая свой образовательный уровень, вы станете интеллигентным человеком в самом высоком смысле этого слова. Это поможет вам преодолевать любые трудности, которые непременно встречаются на жизненном пути (например, интервью при устройстве на работу или сдача ответственного отчета).

Внимательно взгляните на себя со стороны. Если вам тяжело подобрать слова, в вашей речи постоянно присутствуют слова-паразиты, а сама речь примитивна и скучна, то культура речи — это то, чем вам необходимо заняться прямо сейчас.

Источник

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Культура речи – это, прежде всего, духовная культура человека и уровень его общего развития, как личности; она свидетельствует о ценности духовного наследия и культурных достояний человечества.

Читайте также:  Чем полезен кедровый орех для волос

Можно сказать, что культура речи – это выражение любви и уважения к родному языку, который естественным образом связан с историей родной страны и ее духовным богатством.

И помимо главных компонентов культурной речи – грамотности и соблюдения общепринятых норм литературного языка – определяющее значение имеют и такие средства языка, как лексика, фонетика и стилистика.

Культурная речь и культура речи

Для того, чтобы речь была по-настоящему культурной, она должны быть не только правильной, но и богатой, что во многом зависит от лексических знаний человека. Для этого необходимо постоянно пополнять свой словарный запас новыми словами, читать произведения разных стилистических и тематических направлений.

Важно выделять для себя ключевые слова той или иной тематики, запоминать удачные и необычные высказывания и фразеологические обороты. Но для того, чтобы наиболее верно использовать запас слов и выражений, необходимо постоянно развивать и устную речь, и письменную.

При помощи этого меняется направление собственных мыслей, которые впоследствии формируются в слова. Необходимо стараться находить общий язык с разными людьми и выделять для себя разные темы для беседы.

Понятие культуры речи

Ведь понятие культуры речи связано не только с лингвистическими способностями, но и с общей культурой личности, с ее эстетическим и психологическим восприятием окружающего мира и людей.

Культура речи развивает в человеке более высокий уровень духовности и благородства, и это понятие – условие не только для образованного и высокоразвитого человека, но и необходимость для любого культурного и внимательного человека.

Ведь человеческая речь – наиболее часто используемый и остро необходимый способ выражения себя для человека, и делая свою речь более богатой и интересной, человек учиться выражать себя и свое мнение более полноценно.

Общение человека

Для общения с другими людьми крайне важно поддерживать культуру речи, которая в данном случае заключается в вежливости, внимательности, в умении поддержать любой разговор и поддержать собеседника.

Именно культура речи делает общение более легким и свободным, ведь тогда появляется возможность высказать свое мнение, и при этом никого не обидеть и не задеть.

Важно отметить также то, что культурная речь содержит не только духовное богатство наших предков, которые и создали подобное богатство слов и выражений, но и своеобразную магию и волшебство традиций и обычаев народа, которому принадлежит язык.

В красивых, грамотно подобранных словах содержится сила, мощнее, чем любая физическая сила, и эта особенность языка проверена временем.

Уровень культуры речи частично отображает образ жизни человека, и в большей мере – образ жизни целых народов. И в наших силах и возможностях верно использовать духовное и культурное наследие речи, которая, несмотря ни на что, продолжает развиваться и обогащаться.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Предложения с чужой речью и их виды: прямая, косвенная речь, цитаты
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЧто изучает физика: наблюдения и опыты

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Источник

13.05.2015

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, и потому вся жизнь государства и общества без него немыслима.
Однако знать язык можно по-разному. Один человек, спотыкаясь на каждом слове, с трудом выражает мало-мальски сложную мысль. Другой в состоянии написать блестящую, убедительную статью. Хорошее знание русского языка для любого человека– это проявление уважения к государству и обществу, и национальность здесь значения не имеет.
Для общения с другими людьми крайне важно поддерживать культуру речи, которая в данном случае заключается в вежливости, внимательности, в умении поддержать любой разговор и поддержать собеседника.

Оценить


1871

Содержимое разработки

Роль культуры речи в жизни человека

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, и потому вся жизнь государства и общества без него немыслима.

Однако знать язык можно по-разному. Один человек, спотыкаясь на каждом слове, с трудом выражает мало-мальски сложную мысль. Другой в состоянии написать блестящую, убедительную статью. Хорошее знание русского языка для любого человека– это проявление уважения к государству и обществу, и национальность здесь значения не имеет.

Для общения с другими людьми крайне важно поддерживать культуру речи, которая в данном случае заключается в вежливости, внимательности, в умении поддержать любой разговор и поддержать собеседника.

Для выявления уровня устной речи младших школьников была проведенадиагностика

При обследовании по методике раннего выявления дислексии (КорневА.Н.), из 15 первоклассников было выявлено 7 человек, испытывающих различные трудности при выполнении всех заданий.

применение методики раннего выявления дислексии, позволило выявить у детей с нарушениями различения, запоминания и воспроизведения временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), звуковых ритмов, с неспособностью к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели), т.е. из 15 первоклассников семеро имеют нарушения сукцессивных функий.

По наблюдению Корнева А.Н. (1983г.) дефицит тех или иных сукцессивных функций встречается у 88% детей с дислексией. Значит, можно сказать о том, что эти дети имеют предрасположенность к нарушениям чтения – дислексии.

Выявленная группа детей в количестве семи человек оказалась неоднородной по своему составу. Трое детей показали более высокие результаты при выполнении заданий, четверо детей при выполнении заданий допустили большее количество ошибок и показали низкие результаты.

Читайте также:  Какие маски полезны для сухи волос

Данные эксперимента представлены в таблице и диаграммах.

Тесты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обозн. на диаграмме

“Рядоговорение”

20%

53,4%

26,6%

“Ритмы”

13,3%

33,3%

53,4%

“Кулак-ребро-ладонь”

53,4%

26,6%

13%

“Повторение цифр”

13,5%

33,3%

53,4%

В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.

Результаты тестов “Исследования интеллектуальной способности” выявили отклонения у детей в развитии психических процессов.

Восприятие.

Дети, в большинстве случаев (см таблицу 1) предложенные фигуры находили быстро и правильно (высокий уровень 30% и средний уровень 67%). И только незначительное количество детей 13% не смогли отличить квадрат среди прямоугольников и фигур с искаженными прямым углом, а также квадрат, находящийся под другим углом зрения. Это говорит о том, что не у всех детей развито восприятие на должном уровне.

Внимание.

Способность концентрации и устойчивости внимания на высоком уровне у 20%, на среднем у 60% и на низком у 20%. Это говорит о том, что у детей рассеянное внимание, недостаточная его концентрация.

Память.

По результатам теста объем запоминания и воспроизведения заданных слов можно рассмотреть из протокола теста 2 детей (с высоким уровнем памяти и низким уровнем памяти) Здесь дана часть протокола.

Протокол теста “Запомни и назови”

Год

Шум

Слон

Рука

Мяч

Пол

Мыло

Весна

Соль
Нос

Лена

+

+

+

+

+

+

+

Катя

+

+

По полученным результатам видно, что степень выраженности речевого недоразвития у детей различна. Уровень успешности у троих детей приближен к норме:

У одного — на среднем уровне;

Уровень успешности еще у троих детей – низкий, указывает на наличие общего недоразвития речи.

Теперь, можно выяснить, какая из сторон речи детей нарушена в большей степени. Для этого подсчитаем баллы за задания из каждой серии и сравним результаты.

I Результаты исследования сенсомоторного уровня речи.

Фонематическое восприятие

Артикуляционная моторика

Звукопроизношение

Сформированность звуко-слоговой структуры

1

2

3

4

5

6

7

5

4

2,5

1,75

1,25

1,25

2

5

5

5

2,5

2,5

2,5

2

5

5

3,5

3,5

1

2,25

2,5

4

3,25

3,25

1,25

1,25

1,25

1,25

Общее количество баллов

17,75

24,5

22,75

16,5

По данным результатам можно сделать вывод о том, что у детей в большей степени страдает фонематическое восприятие и сформированность слоговой структуры.

II Результаты исследования грамматического строя речи.

Повторение предложений

Верификация предложений

Составление предложений из слов

Добавление предлогов в предложение

1

2

3

4

5

6

7

3,5

3,5

2,75

2,75

2,25

2,25

2

4

4

3,5

3,25

3

3

3

3,5

3,5

3

3

2,95

2,25

2,25

4

4

3,5

3,5

3

3

3

Общее количество баллов

19

23,75

20,45

24

По результатам, полученным при исследовании можно сделать вывод о том, что большее затруднения дети испытывают при повторении предложений и при составлении предложений из слов и некоторые трудности при использовании предлогов.

III Результаты исследования словаря и навыков словообразования

Коли-чество детей

Навыки словооб-разования

Образование относительных прилагательных от существитель-ных

Образование количественных прилагательных от существительных

Образование притяжательных прилагательных от существительных

1

2

3

4

5

6

7

3,5

3,5

3

2,25

2,25

2,25

2

3,5

3,25

3

2

2,25

2,25

2

4

4

3

2,5

2,5

2,25

2,25

3,5

3,5

3

3

2,5

2,25

2

Общее количество баллов

18,75

18,25

20,5

19,75

По полученным данным видно, что у детей менее сформированы такие навыки словообразования:

образование относительных прилагательных от существительных

называние детенышей животных

образование притяжательных прилагательных от существительных

IV Результаты исследования связной речи /оценка по 30 балльной системе/

Количество детей

Смысловая целостность

Лексико – грамматическое оформление

Самостоятель- ность выполнения

Баллы по 3 критериям

1

2

3

4

5

6

7

5

5

5

2

2

2

2

5

5

5

2

2

2

2

10

10

5

2

2

2

2

20

20

15

9

6

6

6

Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик”

Пересказ прослушанного текста “Горошина”

Анализируя данное исследования связной речи можно сказать о том, что у детей в наибольшей степени наблюдаются:

затруднения в лексико — грамматическом оформлении высказывания

нарушения смысловой целостности высказывания.

Не один из семи первоклассников не набрал 30 баллов, что говорит об общем невысоком уровне развития связанной речи.

Таким образом, проведение обследования устной речи помогло выявить различные ее нарушения, а также те компоненты, которые не сформированы в большей степени. Суммируя все полученные данные, мы пришли к выводу, что у данной группы детей наиболее не сформированы фонематическое восприятие, звуко-слоговая структура слова, словарный запас, навыки словообразования и связанная речь, а страдает лексико-грамматический строй речи и звукопроизношение. Все нарушения речи имеют разную степень выраженности: у троих детей – ОНР III уровня, у одного – ФФН, у троих имеются нарушения речи по некоторым компонентам. Общим невысоким показателем обладает развитие связанной речи.

Именно культура речи делает общение более легким и свободным, ведь тогда появляется возможность высказать свое мнение, и при этом никого не обидеть и не задеть.

Для того, чтобы речь была по-настоящему культурной, она должны быть не только правильной, но и богатой, что во многом зависит от лексических знаний человека. Для этого необходимо постоянно пополнять свой словарный запас новыми словами, читать произведения разных стилистических и тематических направлений.

Можно сказать, что культура речи – это выражение любви и уважения к родному языку, который естественным образом связан с историей родной страны и ее духовным богатством.

И помимо главных компонентов культурной речи – грамотности и соблюдения общепринятых норм литературного языка – определяющее значение имеют и такие средства языка, как лексика, фонетика и стилистика.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

Источник