Чем и как полезен воздух презентация

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

2мин

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

( с друзьями )

Я с вами полностью согласна.

  • звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

Подготовка к работе

Личностные:самоопределе

ние;регулятивные: целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний

Цель:

1) актуализировать знания о природе;

2мин

Ответите на вопросы

 Учитель задаёт вопросы: 

— Что на глобусе обозначено голубым цветом?

— Как назвать одним словом снег, дождь, град?

— Время года после осени?

— Что летом бывает грибным?

— Время суток подходящее для завтрака?

— Деревья бывают лиственные и :..?

1

Вода

2

Осадки

3

Зима

4

Дождь

5

Утро

6

Хвойные

— А теперь из выделенных букв  прочитайте слово .

Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии (ПОЗН);

учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра ( ком);

3.Постановка учебной проблемы

Цель:

1) определение темы и целей урока

2мин

Создание проблемной ситуации.

Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.

— Какое слово у вас получилось?

— Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?

— Верно. Так какой же будет тема нашего урока?

-Что бы вы  хотели узнать о воздухе? Прочитайте вопросы и выберете интересующие вас  .

  • Что такое воздух?
  • Из чего он состоит?
  • Каковы свойства воздуха?
  • Как человек их использует

Цель нашего урока ответить на  эти вопросы.

     Показать детям пустой стакан и спросить:

— Что находиться в стакане? (Ответы детей)

Затем предложить рассмотреть сложенные целлофановые пакеты у них на партах.

— Рассмотрите свои целлофановые пакеты. Что в них есть? О каком пакете мы говорим: «Он пустой?»

— А теперь положите в пакеты ручки, карандаши, тетрадь. Что стало пакетом? Его стенки стали выпуклыми. Чем больше предметов лежит в пакете, тем более выпуклыми становятся его стенки.

— Выньте все из пакета и возьмите его сверху у отверстия. Какая  форма у пакета? Он стал выпуклым. Значит, в нём что–то есть? (ответы детей) А что есть в пустом стакане?

-Мы можем теперь вместе определить, о чём будет наше занятие. Сегодня мы будем говорить о воздухе и его свойствах, научимся, как находить воздух, узнаем, как воздух служит человеку и зачем надо охранять его чистоту.

.

Предлагают пути разрешения проблемы.

-воздух

-Это тема урока

Узнать:

  • Состав воздуха
  • Свойства воздуха
  • Значение воздуха

У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств  других, сопереживание                       ( ЛИЧН); учатся  осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ( РЕГ); осуществлять поиск нужной информации( ПОЗН);

4.Построение проекта выхода из затруднения

20мин

Организует  исследование проблемной ситуации.

— А что такое воздух?

— Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов?

— А кто- нибудь  знает, из каких газов состоит воздух? Откройте учебники на С25 и найдите из каких газов состоит воздух.

Посмотрите на диаграмму

— Какого газа в воздухе больше всего?

 — Какой газ в воздухе самый важный? Почему?

— Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?

— Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?

В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? 

А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? Предлагаю Вам провести несколько опытов.

Работа в группах. Задание для  проведения опытов

1 группа

  Опыты:

Опыт 1. Помашите ладошками около лица. Что вы чувствуете? Ветер – это движение воздуха. Он заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает тучи пыли.

 —         Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

         .

 — Мы с вами смогли почувствовать воздух, А можно ли его увидеть?

 Опыт 2. Возьмите трубочки и подуйте через них в воду. Что вы видите?

Значит, воздух можно увидеть.

Опыт 3. На партах стоят тазики с водой и лежат кусочки губки. Возьмите губку в руку, опустите на дно тазика и сожмите губку пальцами. Что вы  видите?

— А как можно доказать, что воздух есть, например, в воронке?

Опыт 4. Посмотрите, у меня в руках большая воронка, к её узкой части прикреплён резиновый шарик. Я сейчас буду опускать воронку широкой частью в воду. Что происходит с шариком? Почему он надувается?

Опыт 5. Возьмите в одну руку книгу. Что вы чувствуете? Весит ли книга? А тяжёлый ли воздух? Имеет ли вес?

Давайте возьмём два шарика, Надутых по-разному и взвесим их. (К аптечным весам подвешиваю два шарика – надутый и раздутый). Посмотрите, какой шарик тяжелее? Значит, воздух обладает и весом.

Опыт 6.А теперь я задам вам трудную задачу, Как можно опустить на дно тазика с водой плавающий на поверхности кусочек пробки, не замочив её верхнюю часть, и замочив рук?

— Это можно сделать с помощью перевёрнутого вверх дном стакана, поместив его над пробкой и опустив на дно тазика. Воздушный колокол вытесняет воду, и пробка опускается вместе с уровнем воды.

Читайте также:  Салат из свежих кабачков чем полезен

Использование этого свойства.

— При подводных работах, когда нужно сделать работу в сухой обстановке, опускают в воду огромные колокола – кессоны. Под таким колоколом остаётся воздух и человек  может работать без акваланга и подводного костюма. Этим свойством пользовались давным–давно. Когда тонули корабли, люди искали сокровища.

Опыт 7. Прозрачную стеклянную бутылочку со вставной трубкой опустить в кипящую воду и через 1 – 2 минуты быстро вынуть и опустить трубочкой вниз в стакан подкрашенной водой. Образуется цветной фонтанчик.

 — Подумайте, почему образуется фонтанчик?

Значит, воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается.

        Какие ещё полезные человеку свойства есть у воздуха? Подумайте, какие варежки тёплые: матерчатые или пуховые? Почему звери и птицы к зиме надевают тёплые пушистые шубки?

 А как вы думаете, почему снегом укрывают кусты, грядки, делают

снегозадержание на полях?

А как вы думаете, какого цвета воздух?
Открываем первое свойство воздуха: чистый  воздух невидимый и бесцветный.

А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?

( Небо) Какого оно  цвета ?Каким оно может быть? Почему?
Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.   

    Мы можем почувствовать воздух при  его движении

Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

-Мы привыкли называть воздушный океан – небом. Какова роль воздушного океана  на Земле?

Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?

Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Опыт 8

А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

Пахнет чем-нибудь воздух?
Закройте глаза.

А сейчас?

Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

. Задаются вопросы:

Какое действие сейчас было совершено? Как вам удалось ощутить запах на небольшом расстоянии?

Где вы чувствуете сильные запахи?
 
Значит, какой вывод?

Физминутка

 Воздух поможет вам отдохнуть.

Упр.   « Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите ( АХ! )

Где люди могли применить это свойство воздуха?

Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.

Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре  ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.

Продолжение опыта: Воду в чашке разбавили холодной водой и шарик сдулся.

Вывод:  Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Опыт 9. 

    На надутый шарик положить книгу.

 — Что произошло с шариком?

Убрать книгу

 — А теперь, что мы видим? ( Приобрёл круглую форму)

 — Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство называется      упругостью. 

Показать 2 воздушных шарика – один более упругий.

 — Какой шарик более упругий?  Почему?

 — Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как первый?  Как?

 — А что же произойдёт с воздухом во втором  шарике, если мы добавим туда ещё воздух? (Воздух сожмётся)  Значит,    воздух можно сжать► Вывод: Воздух сжимаем и упруг.

Где применяется свойство сжимаемости?

— На этом свойстве основано использование воздуха в мячах, автомобильных шинах. нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации). Используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены. Приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь. С помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов.)

   Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает тепло и холод. Почему? Почему в окнах двойные рамы?  Что находится между ними?  Какое свойство воздуха проявляется 

ВЫВОД:  Воздух плохо проводит тепло 

Почему одежда сохраняет тепло нашего тела?

—    Почему воробьи в холодную погоду

сидят нахохлившись?

В чём теплее зимой: в валенках или кожаных сапогах?

Составляют алгоритм решения проблемы

газ

азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%.

азота

кислород

углекислого

Растения тоже дышат, но они  вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

Работа в группах

Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

-Человек строит ветряные мельницы, ветряные двигатели и электростанции. Ветер надувает паруса кораблей

Нет. Мы не смогли его почувствовать и увидеть.

Через трубочку в воду выходят пузырьки воздуха.

Да.

В воде появились пузырьки.

Воздух, находящийся в широкой части воронки, вытесняется  водой и уходит в шарик, раздувая его.

Да, она достаточно тяжёлая.

Воздух обладает весом

Когда мы опустили бутылочку в горячую воду, воздух нагревался, расширился и вышел из неё, в бутылке образовалось разряжённое пространство, и вода стала поступать внутрь флакона.

Пуховые.

Воздух хорошо проводит тепло.

Воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.

Бесцветный

( В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.)

Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.

Читайте также:  Чем полезен овсяные хлопья для маски лица

Открыть нос.

Непонятный запах

Чистый воздух запаха не имеет.

 Запах духов.

Запах распространяется по воздуху,

В парикмахерской, булочной и т.д.

Чистый воздух запаха не имеет.

Не имеет формы

Без вкуса

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается

Он сжался

Воздух при охлаждении сжимается

Добавить воздуха.

Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не даёт телу потерять тепло.

Они делают так, чтоб между перьями было как можно больше воздуха, чтоб он удерживал тепло тела.)

В валенках, они сделаны из войлока, а он содержит больше воздуха, чем кожа

На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке            ( ЛИЧН); учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ); осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте                ( ПОЗН); формулировать собственное мнение и позицию (КОМ).  

Физминутка 2 мин

Интерактивная физминутка

Первичное закрепление

5мин

Устанавливает осознанность восприятия.

О каких свойствах воздуха вы узнали из наших исследований ?

А теперь заполните таблицу

Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика:

 Работа в парах

Цвет воздуха

               бесцветный

        голубой

           душистый

           без запаха

         круглый

            нет формы

газ

     жидкий

Запах воздуха

Форма воздуха

Состояние воздуха

— Почему же воздух одно из главных богатств природы?

Работа в группах

Какое значение имеет воздух для нас? ►

                  Благодаря воздуху мы…

  • Дышим
  • Слышим
  • Плаваем на яхтах и парусниках;
  • Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;
  • Убираем пыль пылесосом;
  • Сушим бельё
  • Сушим волосы феном

Работа в группах

— Объясните значение фразеологизмов.Что такое фразеологизмы?

Бросать в воздух шапки

Взлететь  на воздух

Глотай воздух

Говорить/ сказать  на воздух

Ловить воздух

Выполняют типовые задания с проговариванием во внешней речи. Работа в парах и в группах.

Выражать крайнюю радость, ликовать

Взорваться,подорваться.  Бесследно исчезнуть

Угроза расправы

 Говорить впустую

Убегать откуда-л. 

Осуществляют  поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят                   ( ПОЗН);                формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра ( Личн.УУД);

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

3 мин

Организует деятельность по применению новых знаний.

 Сейчас вы выполните самостоятельную работу.

Детям выдаются карточки.

Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха:

Воздух не имеет вкуса. Он  голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

Найди у Вовы ошибки и исправь их.

Самопроверка.

Для самопроверки выдаётся карточка эталон.

Бесцветный нет запаха

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

— Кто допустил ошибку?

— Почему?

— Над чем надо поработать?

— Кто выполнил без ошибок?

Самостоятельная работа. Самопроверка с пошаговым сравнением с эталоном

В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя развивающего обучения- дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие  с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке    ( ЛИЧН);

Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  • тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы

повторение знаний об охране природы и воздух

6 мин

— Как вы думаете, а что называют «лёгкими Земли»?

— Почему?

— Значит, важно ли охранять растения?

— Почему?

— А можете ли вы принимать в этом участие?

Ребята, людям и животным, заводам и машинам  — всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

( ответы )

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

Теперь мы знаем:

  • Что такое воздух ….
  • Как доказать, что воздух существует …
  • Какие свойства воздуха …
  • Каково значение воздуха ….
  • Почему воздух загрязняется …
  • Как охранять воздух …

В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?

На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..

А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Рефлексия деятельности

2мин

Отметь знаком «+» , оцени  свое настроение

1. Мое настроение в начале урока

2. Мое настроение в конце урока

Отметь знаком «+» , оцени себя

Хорошо

 Не  очень

 Плохо

1. Данную тему  я усвоил (а) слайд20

Читайте также:  Полезные ископаемые россии на карте в атласе

Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было бы невыполнимой для вторклассника задачей

Дом.задание слайд 21

1мин

Прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 25 -28).     или в тетради № 71

Источник

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ: «ВОЗДУХ»

Он прозрачный невидимка

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас

Вдохните глубоко-глубоко, а потом выдохните. Что мы вдыхаем и выдыхаем? Что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? Мы с вами живем на дне целого океана воздуха и каждый день купаемся в нем даже не замечая этого. Этот океан такой огромный! Он без берегов и воды. По нему словно серебристые «рыбы» проплывают самолеты. Это воздушный океан, который окружает нас повсюду, но мы его не видим. Поэтому мы можем назвать его как? (невидимый, невидимка)

Через воздух мы видим все предметы, что нас окружают. Что значит воздух прозрачный.

Как же можно увидеть воздух и доказать, что он вокруг нас? Для этого мы проведем опыты, используя разные предметы.

Опыт 1а.

Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? (пустые, мятые, тонкие) Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Какой он стал? (толстый, надутый) Почему он стал таким? Что заполнило пакет? Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели его.

Опыт 1б.

На столе емкость с водой и пустая банка. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду горлышком вниз и посмотреть, что же будет? Если держать ее ровно вода внутрь не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немножко выньте из воды. Что появилось? (пузыри) Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки и заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

Опыт 1в.

Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Что делают горошины? Давайте оживим горошины. Что нам может помочь? (воздух) Для этого нам нужно подуть в трубочки. Что происходит? Появились пузырьки – это воздух. Мы не только его нашли, но и увидели как он заставил горошины двигаться.

Выводы:

Воздух везде вокруг нас.

Воздух невидим, прозрачен, но его можно найти разными способами.

Опыт 2.

Воздух невидим, а может он имеет запах? Посмотрите, что вы видите в этих баночках? (ничего — там воздух) Да, действительно там воздух, но не простой, а с запахом, который был в баночках. Откройте и угадайте какой запах распространяет воздух.

Вывод:

воздух не имеет запаха.

Воздух распространяет и переносит другие запахи.

Опыт 3.

Как же воздух передвигается? Движение воздуха – это ветер. Помашите веером перед лицом. Что вы чувствуете? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в современном мире? (вентилятор, кондиционер).

Вывод:

Воздух может двигаться

Движение воздуха мы можем ощущать

Опыт 4.

Воздух легче воды. Сейчас мы это докажем. Возьмите минеральную воду, в которой много пузырьков воздуха и налейте в чашку, туда же бросьте маленькие кусочки пластилина. Что произошло с ним? (он утонул) Что происходит теперь? Пузырьки воздуха облепили наши кусочки пластилина, он стал легче и поднялся вверх на поверхность воды.

Вывод:

Воздух легче воды.

Опыт 5.

Сколько весит воздух? Попробуем взвесить воздух. на середину палки длиной 60см прикрепляем веревочку, к обоим концам палки привязываем два одинаковых воздушных шарика. Палка подвешена за веревочку и висит в горизонтальном положении. Что произойдет, если проткнем один из шаров острым предметом? Почему конец палки к которому привязан лопнувший шарик поднялся вверх? Из шарика вышел воздух, шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик? Равновесие опять восстановится. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.

Вывод:

Воздух имеет вес.

Игра с воздухом

«Парашют»

У меня для вас сюрприз – большой кусок полиэтиленовой пленки. «Легкая, воздушная, воздуху послушная».

Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке из самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух.

Дружно мы все встали в круг

Будем делать парашют

Друг за другом мы идем

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Опыт 6.

Можно ли хорошо чувствовать себя без воздуха? Для дыхания нам нужен кислород. Воздух состоит из кислорода (мы им дышим). И из углекислого газа (мы его выдыхаем). Кислород нужен не только для дыхания. Зажжём на блюдце свечу, горит? Накройте ее стаканом. Раз, два, три – погасла! А почему?

Вывод:

Нет воздуха, а точнее кислорода, а без него нет огня.

Дышат люди, дышат звери, птицы, все вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ.

Почему мы не задыхаемся? К счастью углекислый газ необходим растениям. Все они забирают его, а возвращают кислород.

Источник