Чем малый бизнес полезен для государства
Если для начинающих предпринимателей малый бизнес привлекателен с точки зрения получения дохода и самореализации личности, то для государства интерес представляют несколько иные аспекты.
Во-первых, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, создают новые рабочие места. Это происходит по следующей причине. Пытаясь реализовать свои бизнес-идеи, индивидуальные предприниматели и владельцы малых предприятий принимают на работу сотрудников, которые будут реализовать определенную профессиональную функцию в системе разделения труда.
Кто-то будет стоять у станка, кто-то вести финансовый учет, складировать и перевозить готовую продукцию, продавать ее. В этом смысле государственным органам и муниципальным властям не нужно ломать себе голову над вопросом, куда девать излишнюю рабочую силу или как обеспечить достойное пособие безработным. Острейшая задача повышения занятости решается малым бизнесом автоматически.
Во-вторых, владельцы бизнеса и их сотрудники являются налогоплательщиками. Не только их подоходный налог, но и другие налоги (в числе которых налог на добавленную стоимость, на прибыль, транспортный налог, налог на землю), пополняют бюджет государства. Чем выше доходы организаторов бизнеса и работников их предприятий, тем больше денег получают местный и федеральный бюджет. Располагая достаточными денежными средствами, государство может без труда решать задачи по повышению благосостояния населения. А это, в свою очередь, обеспечивает социальную и политическую стабильность
В-третьих, малый бизнес очень гибок и динамичен; он легко меняет сферы деятельности и обеспечивает самые разнообразные потребности. Владельцы малого бизнеса всегда находятся в тесном контакте с партнерами и покупателями их продукции, что дает возможность быстро перестраиваться в случае изменения внешней среды или запросов покупателей.
Вместе с тем государственная власть обычно осознает тот факт, что вместе с развитием малого бизнеса меняются не только доходы граждан. Другим становится мировоззрение и менталитет людей, — то с чем раньше мирились люди закомплексованные и несвободные, теперь критикуется и отвергается. Малый бизнес, таким образом, является школой реальной демократии и становления гражданского общества. И, надо сказать, далеко не во всех странах государственным чиновникам нравится открытая критика со стороны предпринимателей, которые высказывают недовольство поборами, монополизмом, нецелевым расходованием бюджетных средств, завышенными налогами.
И все же плюсы малого предпринимательства значительно перевешивают его минусы. Правительства практически всех стран мира хорошо знают, что богатых стран без института малого бизнеса не бывает. Прошлый опыт СССР, Китая, стран Восточной Европы, Северной Кореи, Кубы убедительно показал, что идеологические догмы, направленные против рыночной экономики и бизнеса, ведут к обнищанию страны и тотальному товарному дефициту. Поэтому вопрос обычно стоит не в плоскости – иметь или не иметь развитый малый бизнес, а в ракурсе его экономического и правового регулирования.
Обычно государственная власть в законодательном порядке определяет категорию «малый бизнес» и устанавливает критерии, позволяющие его идентифицировать. Обычно таких критериев два – это численность работающих на предприятии и величина выручки, получаемая компанией. К малому бизнесу относят предприятия с численностью работающих от 20 до 200 человек (в зависимости от отрасли, где работает компания). Величину годовой выручки или оборота компании определяют законодательные акты, которые периодически (раз в несколько лет) пересматриваются из-за инфляции и других изменений.
Так как старт-апам в малом бизнесе труднее развиваться, чем средним и крупным предприятиям, государство предоставляет малым предприятиям известные преференции – например, льготные кредиты, низкие налоги или налоговые каникулы на 2-3 года. Иногда финансовую помощь оказывают местные власти и специальные фонды поддержки малого бизнеса.
Однако одних перечисленных мер недостаточно. На развитие малого бизнеса в стране оказывает влияние целый комплекс причин, среди которых правовые, культурные, инфраструктурные, криминальные. Ведение предпринимательской деятельности в значительной степени затрудняют идеологические шоры, бюрократия, избыточный налоговый прессинг, недостаток капитала в стране, монополизация рынков и прочие факторы.
Рассмотрим более подробно элементы среды функционирования малого бизнеса, определяющие деловой и инвестиционный климат в отдельной стране или регионе.
Общественные ценности. Значительную роль в формировании благоприятной обстановки для осуществления предпринимательской деятельности в ее малых формах играют общественные настроения, отношение преобладающей массы населения к бизнесу в целом и отдельным бизнесменам в частности. Если превалируют настроения уравнительного толка, когда предпринимательство расценивается как способ обогащения одних граждан за счет других, то это, само по себе, является сильным тормозящим моментом в развитии всех видов коммерческой деятельности.
Законодательство и правопорядок. Одной из значимых причин неразвитости малого предпринимательства является слабая правовая база и неэффективная правоприменительная практика. Повсеместное нарушение закона, уклонение от уплаты налогов, взяточничество и коррупция, организованная преступность, отсутствие гарантий защиты собственности и личности предпринимателя, – все это в совокупности представляет значительное препятствие на пути развития малого бизнеса.
Очень мешают динамичному развитию предпринимательской деятельности такие факторы, как слабость и некомпетентность судебной системы, избирательное применение закона, двойные стандарты в рассмотрении хозяйственных споров. Приведение в надлежащий порядок законодательной базы предпринимательской деятельности, неукоснительное исполнение законов всеми сторонами хозяйственного оборота – залог успешного развития малого бизнеса.
Экономическая обстановка. Важнейшим фактором предпринимательской среды является экономическая обстановка, в которой приходится функционировать малому бизнесу. Платежеспособность населения и предприятий, емкость рынков, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, действующие налоговые ставки – все эти показатели в обязательном порядке учитываются отечественными и иностранными предпринимателями при принятии решения об инвестициях или реализации бизнес-проектов. Предпринимателей также интересуют такие хозяйственные показатели, как уровень инфляции, доступность и стоимость кредитных ресурсов, возможность выхода на рынки ценных бумаг, ограничения на движение капиталов.
При выборе места и сферы предпринимательской деятельности бизнесмены принимают в расчет соотношение заработной платы в данной стране и за рубежом, уровень социальных гарантий наемному персоналу, силу или слабость профессиональных союзов. Немаловажным фактором экономической обстановки является степень конкуренции на рынках и возможности заполнения перспективных продуктовых ниш.
Политическая ситуация. Для формирования благоприятной среды малого предпринимательства очень важным обстоятельством является политическая ситуация, которая во многом определяет инвестиционный климат и развитие бизнеса в какой-либо стране. От политических целей и приоритетов законодательной и исполнительной власти зависит, будет ли поддерживаться или подавляться предпринимательство как институт, каким формам предпринимательской деятельности будет отдаваться предпочтение, будет ли приветствоваться присутствие иностранного бизнеса и транснациональных корпораций на внутреннем рынке страны.
От политической воли правящей партии и влияния оппозиционных сил зависит вхождение страны в состав экономических блоков и союзов (ЕС, ЕврАЗЭС, ВТО и проч.), выбор партнеров по бизнесу, условия сотрудничества с дружественными и недружественными государствами.
Социальная среда. Доброжелательное или негативное отношение к предпринимательству и организаторам малого бизнеса формируется, в основном, в широких общественных кругах. Настроения в обществе, идеологические и религиозные ориентации людей из различных социальных слоев становятся определяющими при оценке личности предпринимателя, его социального статуса. Моральная поддержка обществом человека, который за счет собственного ума и таланта сумел подняться из низов общества на самую вершину социальной пирамиды, – в том числе за счет предпринимательской деятельности, – является наилучшей поддержкой для института предпринимательства.
Институциональная структура рынка также является мощным фактором формирования среды предпринимательства. В частности, от того, насколько развиты рыночные институты – такие, как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, агентства по рекламе и маркетингу, трудоустройству, учебные заведения, профсоюзные организации и иные структуры, зависит сам бизнес, его этика, культура, уровень организации и управления.
Выделенные нами факторы предпринимательской среды оказывают прямое и непосредственное влияние на малые предприятия, производящие товары, услуги и информацию. От того, какими будут эти факторы, зависит, каким будет бизнес в стране, насколько он будет развит и какие потребности обслуживать.
Источник
Всё больше убеждаюсь, что басня «свинья под дубом» написана про социалистов. Из-за эпидемии коронавируса сильно пострадает малый бизнес — у большей части бизнесменов просто нет достаточных запасов, чтобы спокойно пережить карантин, временное закрытие и сильный спад продаж. В некоторых секторах уже пошли первые дефолты, другие начнут всерьёз страдать чуть позже, в течение ближайших месяцев.
Социалисты пишут: как приятно наблюдать за чужими проблемами, мы всегда ненавидели этих богатеньких кровососов, и вот сейчас они, наконец-то, будут массово разоряться.
Позиция близорукая. Даже если оставить в сторону вопросы морали, — у сторонников левых идей своя мораль, — малый бизнес выполняет в современном государстве несколько важнейших функций.
1. Обеспечивает социальный лифт.
2. Снижает социальное напряжение, направляя энергию самых «буйных» в полезное для общества русло.
3. Повышает уровень жизни населения, производя ненужные государству товары и услуги: кофе на вынос, вычурные приспособления для рыбалки.
4. Создаёт рабочие места для огромной доли населения.
Обратите внимание, налогов в этом списке нет. Хоть государство и собирает с малого бизнеса какие-то небольшие деньги, однако суммы там обычно символические. Если завтра малый бизнес перестанет платить налоги вовсе, бюджет этого даже не заметит.
Исчезновение малого бизнеса приведёт к другим проблемам. Миллионы людей, которые стригли друг друга и чинили друг другу мобильники, окажутся без работы. Зарплаты тех, кто работает на крупных предприятиях, резко поползут вниз — реплика «за забором очередь желающих стоит» впервые за долгое время станет правдой, так как за заборами действительно будут выстраиваться очереди безработных. Оставшиеся без дела и без денег люди будут выживать методами девяностых — возделывая скорбные шесть соток, смазывая лыжи за границу и принимая участие в полукриминальной деятельности.
Для тех самых социалистов, которые сейчас радостно приплясывают, предвкушая проблемы у предпринимателей, крах малого бизнеса будет иметь особенно неприятные последствия. Большая их часть или лишится работы, или окажется перед необходимостью объяснять начальству, почему на их нельзя заменить вон тем энергичным парнем с улицы, готовым работать за вдвое меньшую зарплату. Страдать будут все, включая фрилансеров, так как заказов у фрилансеров станет меньше, а конкурентов — больше.
Некоторые предприниматели извлекут выгоду из происходящего, однако типичному социалисту, — наёмного работника или вольнокопейщика-одиночку, — кризис глубоко залезет в карманы.
Государство, конечно, должно приложить максимум усилий, чтобы спасти малый бизнес. Если не потратить сейчас 1 рубль на временную поддержку малого бизнеса, придётся тратить потом 100 рублей на прокорм всех тех, кому малый бизнес давал рабочие места.
Допустим, в небольшом кафе работают 10 человек с общей зарплатой в 500 тысяч рублей. Если выделить сейчас этому кафе миллион рублей в виде мер поддержки, государство потеряет миллион. Если кафе закроется, то за пять лет сотрудники не получат одной только зарплаты на 500*60 = 30 млн рублей. Также пойдут по цепочке другие потери в виде неполученной аренды и некупленных продуктов, например.
Лично я предлагаю вот такие меры поддержки малого бизнеса:
1. Арендные каникулы на период полного карантина и двух-трёхкратное снижение арендной платы на период вызванного эпидемией спада продаж. Государству не так уж сложно будет договориться с торговыми центрами и прочими арендодателями, особенно, если учесть, что торговые центры обычно арендуют землю у государства.
2. Льготные кредиты для малого бизнеса, которому срочно нужны деньги. Кредиты надо выдавать без залогов и прочих формальностей, всем подряд, однако их срок должен быть ограничен тремя годами, а размер кредита должен быть привязан к тем оборотам бизнеса, которые видит налоговая. Ставка по кредитам должна быть рыночной, безо всяких скидок, 15-20% годовых. Нельзя повторять ошибки США, которые отравили свою экономику, поддерживая планово-убыточные компании в ущерб здоровому бизнесу.
3. После окончания эпидемии имеет смысл раздать населению льготные карты на 30-50 тысяч рублей, которые можно будет отоварить у местных ИП. Идея такая: Василий Пупкин идёт в магазин и покупает велосипед за 10 тысяч рублей. Платит льготной картой, а предприниматель потом получает деньги на счёт из специального государственного фонда. Денег на такую программу понадобится много, однако если малый бизнес вынужден будет массово отправлять людей на улицу, то на сглаживание социального напряжения уйдёт в десятки раз больше ресурсов.
Подведу итог
Малый бизнес — это именно та часть экономики, которая позволяет нам с вами не просто жить, а жить хорошо. Государство без малого бизнеса не пропадёт: в некоторых репрессивных государствах малый бизнес был прямо запрещён. Однако если малого бизнеса не будет, уровень жизни простых граждан снизится в разы. История убедительно демонстрировала эту закономерность много раз.
PS. Кстати, раз уж мы заговорили о бизнесе. Олег Дерипаска строит сейчас инфекционные отделения, Владимир Потанин отправил миллиард на поддержку пострадавших, Роман Абрамович выделил медикам целый отель. Коммунисты провели митинг «За социальную справедливость», подвергнув тем самым риску заражения большое количество пожилых людей.
Источник
Микрозайм — это оптимальный вариант для тех, кто хочет вложить в свой бизнес несколько сотен или миллионов рублей, при этом не имеет кредитной истории и является относительно молодой компанией с невысоким финансовым оборотом. Как правило, таким предпринимателям сложно получить кредит в банке, поэтому государство разработало специальные программы микрофинансирования в государственных МФО. Такие займы отличаются невысокой процентной ставкой, поскольку выдают за счет федерального или регионального бюджетов. Кроме того, заявки рассматриваются оперативно и не требуют от предпринимателя большого пакета документов. В него входят финансовые и учредительные документы, справка из ФНС об отсутствии задолженности по налогам и документы по залогу. В случае положительного решения по займу, предпринимателю предлагают выбрать удобную для него дату и сумму вносимых платежей, что позволяет учесть сезонность бизнеса, а также предоставляют возможность отсрочки погашения основного долга.
За счет субсидий из федерального и регионального бюджетов процентные ставки в государственных МФО ниже, чем в коммерческих. Они выдают предпринимателям займы по ставкам, близким к ключевой ставке Центробанка (сегодня она составляет 6,5% — прим. ТАСС), и не превышающей ее 2,5-кратного размера. Во многом, процентная ставка зависит от программ микрофинансирования, которые предлагают МФО, исходя из потребностей и запросов бизнеса в регионе. Кроме того, на нее влияет сфера бизнеса, категория заемщика и наличие залога. Таким образом, в разных регионах вы можете встретить различные процентные ставки. Например, Фондом микрофинансирования Краснодарского края ставки по микрозаймам установлены в размере от 1 до 6% в зависимости от отрасли, в которой предприниматель осуществляет деятельность. А в Фонде содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области ставки составляют от 3,5% до 8 % годовых при наличии у предпринимателя залога.
Найти МФО вы можете в реестре микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования на сайте Банка России. Туда входят все государственные микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК), их список обновляется регулярно. Исключить риск мошенничества вы можете, проверив, состоит ли данное МФО в госреестре. Для этого достаточно ввести в поле поиска ее регистрационный номер, который указан на сайте компании или ее название. Если МФО состоит в реестре Центробанка, вы увидите строку с полной информацией о компании. Исключенные из реестра МФО отмечены датой лишения лицензии, как правило, они находятся в самом конце списка.
Как раз стартапы и обращаются за микрозаймами в первую очередь. Чтобы поддержать начинающих предпринимателей, Минэкономразвития РФ разработал механизм предоставления беззалоговых займов. Доля таких кредитов для вновь зарегистрированных и действующих менее одного года компаний в совокупном портфеле микрозаймов МФО должна составлять не менее 10 %.
Например, Фонд микрофинансирования Краснодарского края разработал для начинающих предпринимателей специальную программу «Старт» со ставкой 5,5% годовых, по которой можно получить до 300 000 рублей без залога, при наличии бизнес-идеи и грамотно проработанного и обоснованного бизнес-плана, а также получить отсрочку по оплате основного долга до шести месяцев. У тех начинающих предпринимателей, бизнес которых уже приносит прибыль, имеется возможность получить займ до 2 млн рублей.
Специальные программы разработаны не только для стартапов. В фокусе льготного микрофинансирования находятся социальные предприниматели и предприниматели старше 45 лет, женщины, экспортеры и резиденты техно- и промопарков, фермеры, а также субъекты МСП, работающие в сферах туризма, экологии или спорта и реализующие свой бизнес в моногородах.
Источник
Меры господдержки малого
и среднего бизнеса могут носить различный характер: правовой, экономический, социальный, политический, информационный или
консультационный характер. Эти меры призваны помочь развитию
предпринимательской деятельности в РФ.
Предоставление этих мер государственной поддержки способно помочь открыть бизнес с нуля. Но стоить помнить, что не всегда успешный старт будет зависит от этой помощи.
Виды государственной
поддержки МСБ
В основном программы господдержки МСБ имеют федеральный характер. Но существуют и региональные меры.
Список мероприятий и форм поддержки малого бизнеса прописаны в федеральном законе РФ №209.
- Субсидии на развитие бизнеса. Решение принимается после анализа бизнес стратегии. Размер субсидии может достигать 300 тысяч рублей. При этом необходимо соответствовать всем предъявленным нормам. Это может быть целевые субсидии, возмещение расходов на обучение сотрудников, выдача займов.
- Предоставление земельных участков, сдача помещений в аренду. Сюда можно отнести также: предоставление участка с последующим выкупом. Это существенно экономит время и средства предпринимателей.
- Бесплатные консультации, предоставление информации. Бизнесмен может обратиться за консультацией по финансовым ( бух. учет, расчет бизнес плана) и правовым ( консультации юристов) вопросам. Органы власти проводят семинары, выставки, мастер-классы. Предоставление бесплатного участия в ярмарках со своей продукцией. Для участия необходимо записаться заранее.
- Льготные займы. Начинающие предприниматели могут получить денежные средства в банке по ставке от 9,6 %.
Основные
препятствия для развития малого и среднего бизнеса
Развитие малого бизнеса в России крайне противоречиво. С одной стороны, созданы все условия, но как показывает практика, это достаточно трудно реализовать.
Можно выделить несколько главных проблем:
- Нет эффективной законодательной базы.
- Ужесточение требования для МСБ. Они стали очень затратными и менее
выполнимыми для начинающих предпринимателей - Налоговое администратирование. Многих предпринимателей останавливает
размер налогов. - Финансы. Выдаваемой ссуды не достаточно, чтобы открыть и развивать свой
бизнес. Недавние исследование показали, что открытие производственного
предприятия обходится в сумму от 500 тысяч долларов. - Низкий уровень финансового образования.
- Низкий уровень доверия в банковской сфере.
- Административные. Высокие требования проверяющих организаций. Новая
компания подвергается давлению со стороны как проверяющих органов, так и
конкурентов.
Но при этом малый и средний бизнес остается важным сектором в экономике страны. Поэтому государство всё же предпринимает попытки улучшения условий для ведения бизнеса: финансирование, антикризисные меры, упрощение регистрации новых компаний, увеличение квоты МСБ на государственные закупки и закупки госкорпораций.
Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать развитию проекта ВашКазначей:
- Подписывайтесь на наш канал на Youtube, ЯндексДзен, в Telegram, а также на аккаунт в Instargam.
- Вступайте в группу Вконтакте и на Facebook.
- Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте, и становитесь со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на почту info@vashkaznachei.ru
1,426 total views, 1 views today
Следите за нашими обновлениями:
Источник