Чем они могли быть полезны молодому царю

Чем они могли быть полезны молодому царю thumbnail

По школьному курсу истории Павел I запомнился нам каким-то дурачком. Странные замашки, нелепые приказы, муштра солдат — как-будто взрослый мужчина просто в детстве не доиграл в солдатики. В итоге все закончилось трагично — дворцовым переворотом. Но простой народ очень любил этого правителя. Парадокс! Как же так получилось, ведь народ — не обманешь?

Когда свергли Павла I и аристократы-заговорщики забегали по Михайловскому замку с криками «Да здравствует Император Александр!», ни один солдат не поддержал радость своих начальников-офицеров. Почему? Ведь Павел I — «генератор зла» для солдат, как нас учили в школе. Вся эта муштра, прусская дисциплина, строгие наказания делали солдат противниками царя?! Или, возможно, информация, которая спустя годы дошла до нас в учебниках истории не совсем объективна? Давайте разбираться.

Павел I: любимец народа, враг аристократов

Павел I был активным правителем и требовал того же от подчиненных. Аристократов и чиновников Павел заставлял много работать. Министры должны были быть в зале для заседаний уже в 6 утра! Павел строго контролировал их поступки, у него не было неприкасаемых и в любой момент любого чиновника могли выслать вон из Петербурга.

Такое положение дел не нравилось аристократической верхушке. Поэтому они и подготовили переворот, и посадили на трон Александра I — сына Павла. 24-летний Александр I казался хорошим вариантом — интеллигентный и запуганный верхушкой, им можно было манипулировать в отличие от несговорчивого Павла I.

После переворота, разумеется, всем стало выгодно очернять Павла I и с каждым годом выходило все больше материалов о недостатках царя.

Квинтэссенцией стало заключение, что Павел I был «дегенератом второй степени, с наклонностями к переходу в душевную болезнь в форме бреда преследования».

А, между тем, Павел I был очень популярен в народе. Кроме простых солдат его любили крепостные и старообрядцы.

Крепостных крестьян при Павле впервые назвали людьми! Да, в наше время звучит, как абсурд. Но именно Павел I присвоил крепостным такой «статус». И они, как и другие люди, присягали ему как царю. Павел снизил для крестьян нагрузку, выпустив манифест о трехдневной барщине. Однако помещики всячески препятствовали его внедрению.

Старообрядцы, которых в России было немало, были помилованы. Гонения на них прекратились.

Но сильнее всего о Павле I горевали простые солдаты. Несмотря на муштру, Павел I искренне любил и заботился о простых солдатах, и они это видели. Он же разрешил им жаловаться на офицеров, если те нарушали закон. Дела рассматривались серьезно и многих офицеров наказывали. Павел I вообще недолюбливал дворян, а в армии старался двигать самых активных и дисциплинированных.

Если сложить крепостных крестьян, старообрядцев и солдат — то на них и на их семьи приходилось до 90% населения страны. Как же получилось так, что Павел стал, по сути, изгоем и негативным персонажем в своей стране?

Почему Павел I не удержался на троне при поддержке народа

Лично мне, по итогам прочтения десятков книг о той эпохе, Павел I представляется отнюдь не самодуром. Скорее, это одинокий романтик, который считал, что сила России в двух постулатах:

-Глава государства должен быть предан стране и работать ради ее интересов;

-Власть монарха должна быть абсолютной, чтобы все эти полезные инициативы внедрять.

И Павел I вел страну по правильному маршруту. Он не хотел всех этих бесконечных войн, расширения империи. Он хотел сфокусироваться на развитии внутри страны, чтобы жизнь стала лучше!

Что же помешало Павлу I достичь своей цели, если он такой умный альтруист-романтик? Я бы выделил такие проблемы:

Проблемы с коммуникацией. Царь должен уметь правильно общаться с людьми, быть социализированным. Просто требовать — глупо. Рано или поздно люди объединяться и устроят переворот, что и получилось.

И здесь вина лежит на Екатерине II. Она изначально планировала, что царем станет ее внук Александр. А своего собственного сына она не любила. Он жил в изоляции и терпел насмешки от ее фаворитов. Как уж тут развить навыки социализации?

Был идеалистом. Павел I считал, что если у него — хорошие мотивы и он будет радеть о государстве, то его влияние распространится на всю страну. Ну, как люстра на потолке — зажег, и она освещает все уголки комнаты. По факту же, чем дальше от столицы, тем больше чиновники пускали пыль в глаза и просто грабили население.

Ошибался в людях и не дорожил дружбой. Своих сторонников после нескольких ошибок он сразу отправлял в ссылку. И у него не осталось друзей во время переворота. Зато приблизил к себе хитрого графа Палена, который этот переворот и возглавил.

Что мы можем вынести из этой, на самом деле весьма поучительной ситуации. Историю пишут победители. Нам спустя века достается именно их трактовка событий. И никогда не стоит на слово верить, если кого-то пытаются очернить. Если вам наговаривают на кого-то — подумайте, возможно вами просто манипулируют!

Источник

помогите1094   ·  
17.04.2019 05:50

Ответов: 2
Показать ответы

1 Обсудить

Ответы

скорее всего это бросок мяч в баскетбольное кольцо с прыжком, как в крутых фильмах. введи в поисковике реверс — данкс и зайди «картинки», думаю там будет понятнее)

Ответ разместил: рай34

11.03.2019 15:00

режиссер — самый главный. он ставит кино, он его снимает, он контролирует работу всех вокруг причастных к делу людей. фильм — его.  

продюсер — это деньги и продвижение. это больше в создании фильма. вместе с режиссером все контролирует. деньги вложил — право имеет.

ответ ; скорее нет, чем да.

режиссер и продюсер в одном лице — бред, у них слишком похожие роли, конечно режиссер может внести деньги в создание фильма, но фильм всё равно создает он.

сценарист, режиссер и возможно актер в одном лице это ещё возможно, но режиссер продюсер это всё-равно что титул диктатора уганды амина,

«его превосходительство, пожизненный президент, фельдмаршал, хаджи, доктор, иди амин дада, кавалер «креста виктории», ордена «за заслуги», «военного креста», повелитель всех зверей земных и всех рыб морских, последний король шотландии, победитель британской империи в африке в целом, и в уганде в частности, профессор , ректор университета макерере»

сначало общий знаменатель

будет

2÷x=11

x=2÷11

x=0,(18)

Ф. Лагарп – либерал, воспитатель Александра; мог помочь ему с разработкой реформ по отмене крепостного права и введению конституции.
П. А. Строганов – друг Александра, именно он предложил проект Негласного комитета.
Н. Н. Новосильцев – член Негласного комитета, разработал проект «Уставной грамоты Российской империи» — первой конституции России.
А. А. Чарторыйский – глава министерства иностранных дел; мог дать советы по либерализации империи.
В. П. Кочубей – дипломат, государственный деятель; активно участвовал в обсуждении крестьянского вопроса.

Читайте также:  Цикорий чем полезен и кому вреден

Другие вопросы по Другим предметам

Решите эти дроби: 5/6-1/5 13/18-2/6 дано уравнение: 1/12+b19/84 ответ: b= (дробь 1-910 z+1/26=1 ответ: z=…

Другие предметы

10.03.2019 20:53

Как научится поттягиваться сообщение…

Другие предметы

15.03.2019 07:03

Мне предложили пойти в кружок. я посмотрела по своим умениям, какие кружки есть рядом с домом. около меня есть центр в котором есть много направлений: танцы, театральное. между вс…

Другие предметы

19.03.2019 14:33

Написать рассказ, написать что-то от каждой стороны «вердикт» судья (судьи), присяжные, адвокаты, обвинитель суд над господином компромиссом, обвиняется в том, что пропагандируе…

Другие предметы

19.03.2019 19:18

Написати текст по німецькій мові про школу, 15 — 20 реплік. ​…

Другие предметы

22.03.2019 11:19

Выполнить оптимизацию кольцевого маршрута (в соотвествии с вариантом ), используя метод моделирования и комбинированный метод. значения потребностей соответствующих пунктов назнач…

Другие предметы

29.03.2019 04:25

Скакого времени ракетомоделизм ведёт свою ?…

Другие предметы

02.04.2019 10:24

1. опишите суть методики спфи(специального исследования) 2. опишите теории, основанные на признании аффективно-мотивационных процессов в качестве главных факторов: теория «угрозы…

Другие предметы

06.04.2019 09:30

Нужен вид с боку с разрезом. и изометрия с вырезом 1/4…

Другие предметы

11.04.2019 05:11

Рассмотрите существо дела, поступившего в арбитражный суд: поступило исковое заявление от акционерного общества о возмещении вреда, причиненного легковому автомобилю. вред был пр…

Другие предметы

12.04.2019 19:17

Нужна реклама, четверостишье для проекта по вот изделие картина из бисера ​…

Другие предметы

14.04.2019 10:36

Применяется в быту, используется на тепловых электро станциях, получают искусственные волокна, каучук это​…

Другие предметы

14.04.2019 17:53

Источник

Чем они могли быть полезны молодому царю

Чем они могли быть полезны молодому царю

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Московские бояре отцу Ивана IV — Василию III «А какая страна свои обычаи переменит, та недолго стоит».

Перечень действий правительства Ивана IV

1547 — изменение официального титула российского государя;

1549 — создание нового соборного органа центральной власти;

1550 — разработка нового собрания законов;

1551 — создание свода правил церковной жизни;

1556 — изменение порядка военной службы и органов местной власти.

• Сравни отношение жителей Российского государства к переменам и действиям правительства Ивана IV. В чём противоречие? Какой возникает вопрос?

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Объясни значения слов: реформы, местничество, вотчина, поместье, сословно-представительная монархия. (Словарь)

Перечисли основные сословия России XVI века. (§ 1) Какие государственные порядки, идеи и органы власти сформировались в России на рубеже XV-XVI веков?

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Боярское правление в годы малолетства Ивана IV

• Какие поступки большинства бояр, правивших страной до совершеннолетия Ивана IV, ты можешь назвать несправедливыми и почему? Почему митрополит Макарий возлагал большие надежды на юного Ивана IV? • Сделай вывод по проблеме.

В 1533 году во время осенней охоты тяжко заболел великий князь Василий III. Перед смертью он завещал государство своему трёхлетнему сыну Ивану, составив при нём опекунский совет из «немногих бояр»: Василия Шуйского, Михаила Захарьина (предка Романовых), Михаила Глинского — родственника матери наследника Елены Глинской — и других. Умирающий великий князь, с трудом приподнявшись на кровати, потребовал от опекунов, чтобы наследник «учинився на государстве государем, была бы в земле правда, да в вас никакой розни не было».

Из воспоминаний Ивана Грозного о своём детстве: «Нас с братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или нищих. Какой нужды ни натерпелись мы в одежде и в пище; ни в чём нам воли не было, ни в чём не поступали с нами так, как следует поступать с детьми. Одно припомню: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца, положив ногу на стул, а на нас не смотрит».

Чем они могли быть полезны молодому царю

Василий III вводит во дворец Елену Глинскую. Гравюра XIX века

Однако вскоре Елена Глинская подыскала себе «ближнего друга» — князя Овчину-Оболенского, и тот казнил нескольких членов опекунского совета. Через пять лет Елена умерла, и все высшие посты в государстве захватили братья Шуйские. Против них строили козни бояре Бельские. Спустя ещё несколько лет к власти пришли Глинские. Каждый раз новые властители назначали самих себя на важные должности и выдавали себе из государственной казны большое жалованье, приговаривая: «Казна не убогая вдова, её не оберёшь». Бояре-наместники увеличивали свои «кормы». Бояре-судьи придумывали несуществующие преступления, чтобы получить часть полагающегося с «преступника» штрафа. Дворяне и посадские люди, обращаясь с жалобами и прошениями в московские приказы, должны были давать «посулы»-взятки боярам-начальникам, если хотели, чтобы их выслушали. В народе ходили злые поговорки: «Дари судью, так не посадят в тюрьму»; «Карман сух, так и судья глух»; «Судьям то и полезно, что в карман полезло»; «Что мне законы, коли судьи знакомы».

Тем временем во дворце подрастал новый государь — Иван IV (1533- 1584). Уже к 10 годам он хорошо знал Библию и мог по памяти цитировать отрывки из неё, знал весь ход церковной службы и участвовал в ней певчим, читал русские летописи и жития святых. Молодой царь мог написать яркое письмо, используя народные поговорки и сравнения, сочинял церковную музыку, играл в шахматы. Однако уже в 12 лет Иван Васильевич забавлялся, сбрасывая с крыш кремлёвских теремов собак и кошек. В 13 лет он велел псарям затравить собаками Андрея Шуйского, который пьяным в грязной одежде завалился спать на постель покойного Василия III. К 18 годам Иван пристрастился к пьяным пирам.

Чем они могли быть полезны молодому царю

Иван IV и митрополит Макарий. Гравюра XIX в.

Читайте также:  Тесты рудные и нерудные полезные ископаемые

Сын священника, он ещё юношей постригся в монахи, овладел «премудростью и разумом философских учений и богословских книг», служил иконописцем, дьяконом, попом, настоятелем монастыря, новгородским архиепископом. Много сил Макарий тратил на собирание и переписку духовных книг, сам переводил греческие сочинения, выделял церковные деньги на подновление древних соборов, заботился о распространении христианства среди жителей российского Севера. Избранный митрополитом Макарий до самой смерти скромно подписывал свои грамоты: «Смиренный Макарий, Божьей милостью митрополит всея Руси». Вопреки желанию боярских группировок, он всегда заступался за гонимых и опальных, взывал к примирению.

Многие люди мечтали о том, что новый государь «будет мудр и введёт правду… от его грозы царской лукавые судьи как ото сна проснутся». Особенно надеялся на Ивана Васильевича митрополит Макарий.

2. Венчание на царство и избрание советников

• Перечисли цели, которые преследовали участники обряда венчания на царство 1547 года. • Если бы ты оказался в 1547 году среди бояр-правителей или в толпе народа, что бы ты мог предложить сделать для того, чтобы избежать насилия? • Какие, на твой взгляд, личные качества сближали людей, причисляемых к Избранной раде? • Сделай вывод по проблеме.

Макарий старался внушить молодому Ивану мысль об особом предназначении властителя — быть наместником Бога на земле. Как на небе «правду» устанавливает Бог, так и на земле её должен утвердить православный христианский царь. По замыслу митрополита Макария, подросший Иван IV должен был принять титул царя, чтобы, с одной стороны, возвыситься над боярами и князьями, а с другой — стать вровень с великими монархами мира — императором Священной Римской империи и турецким султаном.

Дождавшись, когда Ивану исполнилось 17 лет, Макарий привёл свой план в действие. Морозным днём 16 января 1547 года был совершён обряд венчания на царство великого князя Ивана Васильевича. В главном храме России — Успенском соборе Московского Кремля — был установлен золочёный государев трон. После торжественной церковной службы, при стечении множества народа, на плечи сидящего на троне государя надели бармы (круг золототканой материи с изображением святынь), и сам митрополит возложил на голову Ивана Васильевича шапку Мономаха — свидетельство того, что он получает власть от своих предков — князей московских, киевских и византийских императоров. Государь был помазан миром (душистым маслом) в знак того, что власть он получает и от Бога — Царя Небесного. Завершив обряд, Макарий возгласил: «Божьей милостью радуйся и здравствуй, православный царь, всея Руси самодержец, на многие лета!» Вскоре состоялась свадьба царя Ивана с боярышней Анастасией из рода Романовых.

Чем они могли быть полезны молодому царю

Венчание на царство Ивана IV. Миниатюра XVI в.

Чем они могли быть полезны молодому царю

Успенский собор Московского Кремля

Для «учинения правды» молодой царь избрал себе советников, которых позднее назвали Избранной радой (советом). Среди них был священник придворного Благовещенского собора поп Сильвестр — пламенный проповедник, автор «Домостроя», он почти каждый день исповедовал молодого государя и строго корил его за греховные мысли и поступки, наставляя на путь христианского благочестия. Также советниками Ивана IV стали: известный воевода, талантливый писатель и близкий друг царя князь Андрей Курбский, дьяк Посольского приказа, знаток европейских языков Иван Висковатый, образованный дворянин из Костромы Алексей Адашев. Последний отличался строгостью, пьяные пиры и скоморошьи игры вызывали у него отвращение. Адашев стал постельничим — то есть самым доверенным лицом при государе, которого он укладывал спать. Адашеву были вручены ключи от царской казны, государева печать для решения «скорых и тайных дел», а также он рассматривал все челобитные — жалобы царю на беззакония в стране. Современники говорили о нём: «А какого боярина уличит в нечестности — быть тому в тюрьме или сослану… И была в те поры Русская земля в тишине, благоденствии и управе». Действия правительства молодого государя напоминали людям, страдавшим от несправедливости, долгожданную «Божью грозу». Возможно, поэтому царя стали называть «Грозным».

Чем они могли быть полезны молодому царю

Возмущение слобод против бояр. Худ. Б. Кустодиев

Однако венчанный государь не спешил заняться государственными делами. Беззакония и недовольство в стране продолжали расти. В разных городах и сёлах вспыхивали восстания против бояр-наместников. Засушливым летом 1547 года на Москву обрушилось несчастье. 21 июня разыгралась буря, и от одной церковной свечки неожиданно загорелся огромный деревянный город. За день огонь, перекидываясь с одного двора на другой, уничтожил ремесленные избы и купеческие лавки, дворянские усадьбы и боярские терема. Сгорели монастыри и Пушечный двор, взорвались кремлёвские башни с порохом и обрушились кровли каменных церквей, погибли хлебные амбары и торговые склады. Из 100 тысяч москвичей 80 тысяч остались без крыши над головой и нажитого добра. Враги Глинских стали распространять в народе слух, что Москву «с помощью колдовства» подожгли родственники царя. Доведённые до отчаяния москвичи поднялись на восстание. Оно началось в Кремле, когда бояре принимали челобитные от народа. Толпа горожан прямо на Соборной площади стащила с коня и растерзала одного из Глинских, а потом разгромила и разграбила их уцелевшие усадьбы. После этого вооружённые щитами и копьями москвичи двинулись за город на Воробьёвы горы, где на высоком берегу Москвы-реки стоял загородный царский дворец. Огромная толпа потребовала от царя выдать поджигателей и «восстановить правду на Руси». Стоя перед возмущённой толпой и озирая испепеленный город, молодой Иван испытал потрясение, ощутив силу Божьего и народного гнева: «…вошёл страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой».

Чем они могли быть полезны молодому царю

Молодой Иван IV и Сильвестр

Чем они могли быть полезны молодому царю

Совет всея Руси (Земский собор). Худ. А. Максимов

Чем они могли быть полезны молодому царю

В приказе. Худ. С. Иванов

3. Реформы управления государством

• Определи суть каждой реформы середины XVI века и сделай вывод о целях, которые преследовали их авторы.

Иван IV и правительство Избранной рады стали реформировать (изменять) порядки в стране и в первую очередь — укреплять центральную власть. В 1549 году в Кремле был созван первый Земский собор — собрание представителей от сословий Русской земли. Государь собрал вместе для совета всю Боярскую думу, собор епископов и игуменов знаменитейших монастырей, а также вызвал лучших московских дворян. На совещании все дружно осудили беззакония прошлых лет и согласились с мнением царя о необходимости создания нового Судебника. С этих пор в течение ещё более 100 лет государи созывали Земские соборы для решения самых важных государственных дел.

Читайте также:  Сок алоэ с медом чем полезен

Российское государство в годы реформ Избранной рады

Чем они могли быть полезны молодому царю

В 1556 году была завершена реформа местного управления, начатая ещё в годы малолетства Ивана IV. Назначение в уезды наместников-кормленщиков из бояр, которые «многие грады и волости пусту учиниша» и были населению «гонителями и разорителями», было отменено. Вместо них для управления, суда и сбора налогов уездные дворяне, общины черносошных крестьян и посадских людей избирали земских старост или губных старост, а также их помощников — излюбленных голов (для поимки преступников) и целовальников (целовавших крест, что будут судить «по правде»).

• Сравни государственное управление в середине и начале XVI века (см. с. 38). • С какой целью, на твой взгляд, проводились реформы? • Как можно назвать данную форму правления?

Опираясь на мнение собора, государь и Боярская дума в 1550 году утвердили новый Судебник. Он был больше старого Судебника Ивана III и состоял из 99 статей. В них подробно перечислялись разные виды преступлений (татьба [воровство], разбой, изготовление фальшивых денег, оскорбления) и положенные за них наказания (штраф, битьё кнутом на площади, заключение в темницу, отрубание рук или отрезание языка, смертная казнь). Устанавливалось наказание и для судей — за взятки и несправедливый приговор. Особая статья подтверждала «правило Юрьева дня».

В 1550-е годы были созданы новые постоянные приказы для решения отдельных общегосударственных проблем: Посольский — по ведению иностранных дел, Разрядный — по распределению воинов на службу, Поместный — по раздаче поместий дворянам, Разбойный — по поиску, поимке и суду над ворами и разбойниками, Ямской — по организации почтовых станций вдоль основных дорог и ещё несколько десятков. Для каждого приказа в Кремле была построена специальная изба. Начальником в неё назначался кто-либо из бояр, а его постоянными помощниками были чиновники — дьяк, несколько подьячих (писцов). С их помощью государь из столицы мог лучше контролировать управление страной.

4. Реформы в армии

• С помощью конкретных фактов определи и докажи свою позицию: можно ли русское войско середины XVI века назвать регулярной армией? • Сделай вывод по проблеме.

По закону о службе 1556 года любой землевладелец (и дворянин, и боярин) обязан был служить в дворянском конном ополчении «конно, людно и оружно». Если у него было 100 четвертей земли, он должен был выставить в войско одного всадника (себя самого) в доспехах, шлеме, с саблей, луком и стрелами. Если у него было 200 четвертей — он вооружал ещё и одного своего холопа, если 300 четвертей — двух, и так далее. За невыполнение этой нормы полагался штраф, за перевыполнение — награда. Каждому дворянину было обещано, что все его сыновья будут получать поместья не менее 100 четвертей, если продолжат службу отца. Воинские смотры дворян и боевых холопов стали проводить каждый год. Воеводами во главе полков, как и раньше, ставили только бояр, но на время войны местнические споры отменялись, чтобы молодые и талантливые полководцы могли без помех занимать высокие посты.

В дополнение к дворянской коннице было создано постоянное пешее войско — стрелецкие полки (сначала они насчитывали 3, а потом 12 тысяч человек). Их набирали из добровольцев среди посадских людей, за государев счёт одевали в особые кафтаны и вооружали пищалями. Командовали стрелецкими сотнями и полками головы и полковники из отличившихся дворян. В мирное время стрельцы охраняли московские крепости и государев дворец. Царь любил посмотреть, как 500 стрельцов с расстояния в 50 шагов огнём своих пищалей разносили ледяной вал высотой в 4 метра и длиной в 200 метров. Каждый стрелец жил в своём доме с женой и детьми. За службу стрельцы получали небольшое жалованье деньгами, хлебом и сукном. Однако для прокорма его не хватало, поэтому стрельцы заводили огороды, скот и занимались вспомогательным промыслом (починкой сапог, столярным делом и т.п.). Дома стрельцов стояли в особых слободах, где полковники проводили военные занятия.

Чем они могли быть полезны молодому царю

Смотр служилых людей. Худ. С Иванов

Чем они могли быть полезны молодому царю

Дворяне-ополченцы XVI в. Худ. М. Горелик

Чем они могли быть полезны молодому царю

Стрелец, полковник и воевода XVI в. Худ. М. Горелик

Чем они могли быть полезны молодому царю

Царь-пушка

Лёгкие полевые орудия стреляли ядрами размером с кулак (диаметром около 10 см) на расстояние до 600 метров. Тяжёлые крепостные и осадные орудия стреляли ядрами размером с человеческую голову (диаметром около 25 см) на расстояние до 1 километра. Наиболее крупным орудиям давали имена — «Волк», «Лев», «Единорог», а в 1585-1586 годах литейный мастер Андрей Чохов изготовил огромную Царь-пушку. По её стволу длиной в 5 метров шёл литой бронзовый узор, окружавший изображение царя. Эта пушка должна была стоять на башне Кремля и стрелять мелкой дробью.

Одновременно в Россию было приглашено много голландских, шведских, греческих и турецких пушкарей. Совместно с русскими мастерами они перестроили Пушечный двор. Русская артиллерия, вооружённая литыми бронзовыми пушками (с мушкой, прицелом, колёсными лафетами), стрелявшими каменными и железными ядрами, «кувшинами с зажигательным зельем», стала одной из сильнейших в Европе. В русской армии были созданы специальные строительные отряды. Их лучшим изобретением явились гуляй-города. Так называли деревянные щиты, которые перевозили на телегах. За несколько часов из них можно было собрать стены длиной от 2 до 10 километров с бойницами для пищалей и пушек. Прямо на телегах эти стены могли двигаться на противника, осыпая его дождём пуль и ядер.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА И СРАВНЕНИЕ ЕГО С АВТОРСКИМ

Княжение Ивана IV началось с «боярского правления» (1533-1547), но после венчания на царство наступило время реформ так называемой Избранной рады (1547-1564).

Ключевые слова: Иван IV Г розный (1533-1584). 1547 г. — венчание на царство, Земский собор. Реформы середины XVI в. (приказы, стрельцы и др.). Судебник 1550 г.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

• Продолжи (в тетради или текстовом файле) заполнять таблицу «Российское государство в XVI-XVIII веках» (с. 34) — строка «1533-1584 годы».

• Сравни (укажи общее и различное) русскую армию с европейскими армиями и с турецкой армией. (Введение, «Всеобщая история», 7 кл. и другие источники)



Источник