Чем полезен для мозга устный счет
Вспомните, как решает примеры ваш школьник? Скорее всего, он сразу же достает телефон с калькулятором и быстро пишет правильные ответы. Даже на уроках школьники умудряются пользоваться калькулятором, а дома учителя нет, и можно делать так, как легче.
А для чего тогда калькуляторы изобрели? Что в этом плохого? — спрашивают многие родители.
Современные ученые обнаружили, что у нынешнего поколения идет очень большое снижение умственных способностей. Мозг человека очень ленивое создание и всегда пытается упростить свою работу или перекинуть ее куда-то. Если есть такая вещь, как калькулятор, который может посчитать все быстро и правильно, зачем себя утруждать?
Вот и достают современные дети при первой же необходимости калькуляторы и считают. Причем считают все, не только большие числа, а даже сложение и вычитание в пределах 20 тоже делают на калькуляторе.
Дети рады, что не нужно было утруждать себя подсчетами, родители рады, что все быстро сделано и правильно. А мозг работает все хуже и медленнее. Зачем ему работать, если есть столько заменителей — телефоны, калькуляторы и т.д!
В то же время, ученые доказывают, что устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При решении примеров активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции, т.е. развиваются способности, необходимые для учебы.
У нас всегда под рукой есть прекрасный тренажер для мозга, но мы не знаем об этом и не пользуемся им. А ведь активизировать работоспособность мозга, ускорить мыслительные процессы так просто! Нужно просто как можно больше считать устно. Причем, даже решение самых простых примеров на сложение и вычитание, умножение и деление повышает работоспособность мозга и развивает способности как ребенка, так и взрослого человека. Главное — решать быстро.
Что можно сделать сейчас, чтобы подготовить мозг ребенка к началу учебного года? Можно просто считать все, что попадется на глаза. На номере машины 4 цифры. Можно их сложить, а можно перемножить все цифры или взять первые две и умножить на оставшееся число. Вариантов много, а машин на улице еще больше. Если взять все машины, стоящие во дворе и по их номерам сделать хотя бы пару примеров, то сколько примеров получится?
Почти каждый день мы ходим в магазин — это тоже прекрасная возможность посчитать и потом проверить по чеку правильность подсчета. Кстати, на чеке есть еще много различных чисел, которые тоже можно сложить, умножить или поделить.
Номера домов, цены на товарах или рекламных буклетах, номера на билетах — это все прекрасная возможность потренировать навык устного счета и развивать способности ребенка. Не стоит пренебрегать таким простым, всегда доступным и очень эффективным способом активизации умственных способностей.
Сейчас в продаже есть много тетрадей-тренажеров по математике, состоящих из примеров по определенной теме. Можно с успехом пользоваться ими. В таком случае, вы даете ребенку задание — решить как можно больше примеров за определенное время, например 2-3 минуты. При этом не обязательно решать все примеры подряд.
Застрял ребенок, не может решить пример, пусть пропустит и решает дальше. Его цель — решить как можно больше! А те, что не решил, потом можно решить вместе или в другой раз сделать. Таким образом мозг ребенка приспосабливается быстро находить свой вариант решения, искать более удобный, легкой способ и не зацикливаться на ошибках.
Причем, времени на выполнение такого задания давать надо немного, 3-5 минут будет достаточно.
Можно купить тетради и решать примеры, а можно это делать с помощью тренажера Звездопад-считалочка.
Как это работает, смотрите в видео. Тренажер устанавливается на ваш компьютер и работает независимо от интернета. Работает на компьютере, ноутбуке с системой Windows, на смартфоне не работает.
Чтобы получить тренажер, переходите по ссылке ТРЕНАЖЕР Звездопад-считалочка
Важно помнить, что устные вычисления развивают память, культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, уверенность в своих силах, помогают школьникам полноценно усваивать предметы не только физико-математического цикла.
Источник
Влияние устного счета на развитие мозга
$show_meta = false; ?>
Самая большая проблема в гармоничном воспитании детей — это несовпадение принципов обучения малышей с их природными особенностями развития. Выбирая методы учебной работы с дошкольниками и учениками младшей школы, мы часто ошибаемся: развитие мозга и мышления замещаем «полезными» знаниями. Такой подход не приводит нас к ожидаемым результатам. Часто он даже становится помехой для раскрытия умственного потенциала ребенка.
Как правильно тренировать мозг? Особенности интеллектуального развития ребенка
Эффективное обучение дошколят, младших школьников начинается с изучения особенностей головного мозга человека.
Первая особенность — зональность главного органа ЦНС. Мозг имеет очень сложную структуру, в которой каждый участок отвечает за выполнение определенных задач. Эффективность работы каждого участка зависит от того, насколько развита структура нейронных синапсов — связей между нейронами, обеспечивающих быстрый обмен информацией. Мы можем рассматривать мозг как целостную систему именно благодаря таким синапсам. Но обо всем по порядку!
Нельзя пройти мимо такой особенности развития мозга, как его деление на два полушария. На первый взгляд, они полностью автономны, поскольку каждое из них имеет свой список функций и способ взаимодействия человека с окружающим миром.
Чем занимается правое полушарие?
Оно отвечает за чувственный, творческий потенциал, способность ориентироваться в пространстве, различать оттенки цвета, воспринимать музыку. В правом полушарии располагаются центры координации движений, интуиции.
Развивается правая половинка мозга при непосредственном контакте с изучаемым объектом. Как это происходит, мы можем видеть на примере малышей. Они все вещи обязательно изучают на ощупь, на вкус, на вид. Так тренируются разные центры восприятия информации: образный, сенсорный, слуховой.
Что делает левое полушарие?
Левая половинка мозга дает обозначение информации, полученной в результате первого впечатления (воспринятой правым полушарием). Например, вещи, которые видит ребенок, приобретают название — слово, состоящее из конкретных букв. Количество выражается в символах (цифрах) на бумаге. Иными словами, левое полушарие:
- любит точность и порядок во всем;
- отвечает за аналитические способности, логику, умение сравнивать предметы, просчитывать последствия.
Развитие левого полушария происходит при активном использовании и именно благодаря правому, поскольку обозначения не имеют для детей никакого смысла без той целостной картины, которую воспринимает образное полушарие мозга. Приведем простой пример: дети не смогут выучить таблицу умножения, пока не поймут суть чисел и их состав. Ведь таблица — это, в принципе, простая, логичная система. Но если ребенок не представляет, что кроется под знаками «2» и «3», для него пример «2*3» — высшая математика. Проблему решает визуализация — рассматривание числа в виде конкретного образа, ассоциации. Естественно, нельзя визуализировать в уме сразу 100 предметов, поскольку человек способен удержать в поле зрения одновременно не больше 5-7 предметов. Зато можно воспользоваться счетами соробан, где с помощью подвижных косточек можно отобразить любое число и решить любую арифметическую задачу.
Очевидно, что детский ум развивается полноценно при одном условии: гармоничное развитие обоих полушарий мозга. Задача родителей — использовать те методики, развивающие курсы для детей, где присутствует именно такой принцип обучения. Школа ментальной арифметики Соробан® целенаправленно занимается тренировкой полушарий, помогает раскрывать у малышей и школьников 5-11 лет их потенциал.
Что дает для мозга ментальная арифметика?
Вернемся к нейронной структуре мозга. Больше всего нейронных связей образуется в головном мозге именно в детстве. Если правильно тренировать мозг, то эти связи становятся прочными. На способностях это отражается так: сначала ребенок приобретает навык, при многократном повторении его закрепляет, а при длительном многократном повторении навык доводится до автоматизма. Стимулирование создания новых синапсов, их развитие делает детский ум гибким, расширяет его возможности.
То, что устный счет влияет на развитие мозга человека, стало известно благодаря многочисленным научным исследованиям. По мнению ученых, выполнение счета в уме способствует развитию логики, памяти, концентрации и еще множества других когнитивных функций.
Как ментальная арифметика развивает мозг?
- Постоянно поддерживает его в тонусе, не дает лениться, приучает к активной мыслительной деятельности.
- Развивает и совершенствует когнитивные, познавательные и мыслительные способности.
- Развивает способность к скоростному счету и выполнению нескольких разных задач одновременно.
Уроки ментальной арифметики — это самые эффективные упражнения для мозга, поэтому обучение в Школе устного счета Соробан® оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, благотворно сказывается на учебе в школе, на успехах в других сферах деятельности малыша.
Как тренировать мозг детей в дошкольном и школьном возрасте?
Выбрать правильную стратегию вам помогут общие знания в области детской психологии, развития, а также простые советы:
- развивайте способности, давайте знания в соответствии с возрастом ребенка;
- будьте объективны в оценке детских способностей и не требуйте от малышей больше (или меньше), чем они способны сделать;
- хвалите даже за маленькие достижения, но не используйте похвалу на пустом месте;
- приведите ребенка на курсы в Соробан®, доверьте его развитие опытным педагогам и одной из лучших развивающих методик.
Читать также:
Видео:
Школа Соробан® Киев, Вика, 9 лет, тема «Флаш», 30 действий, скорость 1,8 секунд
Школа Соробан® Николаев, Ярослав, 7 лет, 2-значные, 20 действий.
Школа Соробан® Кривой Рог. Тимур, 5 лет, счет на слух, скорость 0,6 секунд.
Источник
В век электронных технологий умение быстро выполнять арифметические действия в уме стало неким раритетом. Вместо собственных мозгов люди используют для подсчетов калькулятор или мобильный телефон. Подобная привычка неблаготворно отражается на умственной деятельности. Поэтому нужно обучить детей быстрому счёту в уме.
Без постоянных тренировок мыслительные процессы замедляются, интенсивность деятельности мозга снижается, поскольку его извилины требовательны к упражнениям не меньше, чем мышцы.
Люди, умеющие быстро считать в уме, – не гении, но они обладают иным уровнем управления реальностью: быстро ориентируются в нестандартных ситуациях, принимают нетривиальные решения, способны сконцентрироваться на важных моментах.
ПОЛЬЗА СЧЁТА В УМЕ
Быстрый счёт в уме для детей очень важен для их развития. Дело в том, что современные ученые провели исследование и сделали вывод: у наших малышей идет спад интеллектуальных способностей. Мы всё чаще считаем на калькуляторе, делая наш мозг ленивым. Иногда даже в пределах 20 ребенок достает телефон и считает на нём. Ему так проще, чем напрягать извилины. И задача родителей – предотвратить это. Мама с папой должны много времени уделять тренировкам мозга своего ребенка. И самое лучшее упражнение для этого – устный счёт.
Те же ученые доказали, что устный счёт повышает уровень мыслительной деятельности. Когда ребенок решает арифметические примеры, у него развиваются память, речь, концентрация внимания, сосредоточенность, быстрота реакции. Он лучше воспринимает сказанное на слух. То есть активизируются все те качества, которые важны для учёбы.
Секрет успеха прост: нужно всего лишь каждый день уделять 15 минут устному счёту. Даже простые примеры на сложение и вычитание одно- и двухзначных чисел приведут мозг сына или дочери в порядок. Главное – это считать быстро.
Если считать обычные примеры для малыша скучно, то пусть упражнение примет игровую форму. Выходя на улицу, можно посчитать между собой цифры на номерах машин. Или, зайдя в магазин, сложить все цены на покупки.
ТЕХНИКА БЫСТРОГО СЧЁТА В УМЕ
Способов быстрого счёта в уме множество. Для получения власти над числами достаточно одной десятиминутной тренировки в день. Результат зависит от индивидуальных способностей, но положительные изменения отметят все, кто начнет развивающие занятия.
Несколько простых, но очень эффективных упражнений:
- сложение и вычитание в уме двузначных чисел;
- заучивание таблицы умножения. Многие люди не запомнили ее в школе, и этот пробел сохраняется на протяжении всей жизни. Автоматическое извлечение из памяти результатов перемножения однозначных чисел позволит применять мнемонические правила и алгоритмы, легко перейти к большей разрядности;
- чтение книг. Оно загружает мозг новой информацией, тренирует память. Часто нелюбовь к этому занятию связана со слабой техникой. Для улучшения скорости чтения есть специальные эффективные программы, например, курс «Либерики» для детей и взрослых.
- метод Леушиной. Состоит в обучении на предметах (пальцах, спичках). Дети учатся по этапам. Вначале они изучают простой счёт, потом понятия «больше», «меньше», «столько же». Затем переходят на счёт наоборот, а уже после этого к сложению и вычитанию.
- способ Гленна Домана. Это схема обучения детей быстрому устному счёту с помощью карточек. На каждой из них изображено разное количество точек. Сначала ребенку показывают карточку, на которой не более пяти точек. Затем их количество увеличивают. Постепенно малыш начинает считать до ста, не привязываясь при этом к цифрам.
Методики быстрого счёта в уме и опыт имеют колоссальное значение для улучшения скорости и качества процесса. Но есть еще несколько факторов, влияющих на процесс:
- индивидуальные способности, склонность к логическому мышлению;
- возраст. Дети достигают результатов в обучении быстрее, чем взрослые;
- знание специальных техник и алгоритмов.
МЕТОДИКА БЫСТРОГО СЧЁТА В УМЕ
Люди придумали множество методик для упрощения устных вычислений. Среди них: правило умножения двузначных чисел на 11, поразрядное сложение и вычитание, действия с привлечением опорных чисел при умножении до ста и проч.
Эффективной, проверенной методикой быстрого счёта в уме является ментальная арифметика. Обучение устному счету проходит с использованием абакуса, который впоследствии заменяется ментальной картинкой. После окончания курса вместе с навыком быстрого устного счета отмечается скачок в интеллектуальном развитии.
Ментальная арифметика за счет визуализации математических примеров на абакусе гармонично развивает два полушария головного мозга: правое и левое. Уже в период обучения родители замечают, что их ребенок стал лучше учиться в школе по многим разносторонним предметам, поверил в свои силы. У детей после изучения ментальной арифметики развивается память, образное мышление, концентрация внимания, усидчивость. У них появляются способности к изучению иностранных языков и творческая жилка. Они умеют анализировать, сделать правильный вывод и найти нестандартный подход к решению любой задачи.
Желание пополнить своей персоной аудиторию людей с развитым интеллектом заслуживает уважения. Достичь цели может каждый человек, если выберет для себя приемлемый вариант тренировок, будет заниматься регулярно и продуктивно.
Источник
«Мозг выдержит все, что угодно, потому что мощнее, чем мозг,
во вселенной ничего нет, по сложности. Он может быть сравним только с самой Вселенной. У нас в голове более 100 миллиардов нейронов, еще в 10 раз больше глиальных клеток, которые окружают эти нейроны, а каждый нейрон может содержать более 50 тыс. связей с другими нейронами. Если все это пересчитать, то получится квадриллион. Ситуации, при которых мозг чего-то не выдержит, просто нет»цитируем одного из самых известных ученых
в области нейронауки и психолингвистики Татьяну Черниговскую
Наблюдая за успехами наших учеников Абакус-центра, можно сказать, что наш мозг – совершенная машина. Невероятной скорости вычисления в уме производят дети в наших школах, используя уникальные способности пластичности своего мозга и нейронных сетей. Мозгу всегда нужны трудные задачи (понятие «трудного» у каждого свое). А качество работы мозга улучшается тогда, когда мозг выполняет задания в Зоне своего ближайшего развития.
В современном мире, чем активнее развивается научно-технический прогресс, а IT технологии входят в нашу жизнь, тем меньше люди проявляют желание использовать собственный мозг при работе с числами. Сегодня навыками быстрого устного счёта могут похвастаться далеко не все представители молодого поколения. Даже при сложении двузначных чисел нам проще и быстрее совершить расчёты, используя телефон. Все современные люди, как взрослые, так и дети, придают огромное значение наличию в своей жизни современных компьютерных технологий, забывая делать вложения в развитие своего умственного потенциала. А ведь способность быстро считать в уме сегодня ценится никак не меньше, чем сто лет назад. Человек, владеющий этим навыком, обладает множеством преимуществ.
Впервые навык быстрого устного счёта закладывается в младшем школьном возрасте. В первом классе дети, используя счетные палочки, осваивают азы устного счета, а уже в старших классах эти же школьники во время сдачи экзаменов (ЕГЭ, ОГЭ) ищут корни квадратного уравнения и решают сложные задачи с интегралами.
Навык умственных математических вычислений помогает нам избегать неправильного перерасчёта в повседневной жизни. Он помогает нам правильно посчитать сдачу в магазине, оценить, какой товар выгоднее купить (Например, Вы когда-нибудь задумывались в супермаркете, что выгоднее купить: 5 пачек овсяной каши весом 150 грамм за 145 рублей или 4 пачки овсяной каши по 190 грамм за 155 рублей?), спланировать семейный бюджет, проанализировать в уме график выплат при покупке товара в кредит и многое другое.
Одна из учениц Абакус-центра Манижа Тошболтаева на телепередаче «Удивительные люди» продемонстрировала применение навыка устного счета в повседневной жизни. Манижа, или как ее мило называют «Девочка-радар», может вычислить на глаз скорость движущегося автомобиля, произведя при этом в уме расчеты на сложение и вычитание, умножение и деление двузначных чисел за доли секунды.
Руководителям организаций устный счет помогает разрабатывать стратегию экономического развития своего предприятия на совещании, а менеджеры во время серьезных переговоров могут в уме мгновенно просчитывать перспективы того или иного контракта. Сотрудник, владеющий устным счетом, в основном всегда отличается внимательностью, он может лучше концентрироваться на задаче, генерировать креативные идеи и умеет быстро реагировать на изменения условий.
Регулярно тренируясь в устном счете, ребенок гармонично развивает оба полушария головного мозга. Развитие математических способностей стимулирует мыслительную деятельность, развивает память и речевые способности. Дети, занимающиеся ментальным счетом, в будущем могут легко овладеть навыком скорочтения и мнемотехники.
Дети, которые обладают навыком устного счета, более сконцентрированные и внимательные, имеют развитое образное мышление и могут быстро реагировать на обстоятельства. Подтверждением этого служат навыки одной из учениц Абакус-центра – Есуман Исманзода. Она умеет держать в голове цепочку из 300 трехзначных чисел и при этом производить вычисления на сложение и вычитание за считанные минуты. Но самое удивительное то, что ее мозг может производить вычисления даже при зеркальном отображении чисел.
Так, что же необходимо знать и уметь обычному человеку, чтобы овладеть такой феноменальной способностью? На сегодняшний день существуют различные методики, помогающие научиться быстро считать в уме:
- счёт «на пальцах»,
- аудиомоторный счёт (метод Трахтенберга, индийские скоросчеты и т.д.),
- визуальный счёт (ментальная арифметика).
Изучив вышеописанные методики, можно выделить 3 основные составляющие навыка устного счета:
- способности (способность концентрировать внимание и умение удерживать в краткосрочной памяти несколько вещей одновременно),
- алгоритмы (знание специальных алгоритмов и умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации),
- тренировка и опыт (постоянные тренировки и постепенное усложнение решаемых задач и упражнений позволяют улучшить скорость и качество устного счета).
Учить детей считать в уме нужно обязательно! Не зря Михаил Ломоносов всегда повторял своим ученикам: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит». Если у родителей не хватает времени развивать математические способности детей или просто нет педагогического таланта, то необходимо обратиться в профессиональные центры ментальной арифметики.
В основе обучения в центрах ментальной арифметики по программе «Абакус-центра» лежит работа с древними китайскими счётами «абакус». Ежедневные упражнения на онлайн-портале, участие на олимпиадах по ментальной арифметике, а также инновационная методика BrainFitness помогают раскрыть гениальные ресурсы детского ума. Ученики «Абакус-центра» намного быстрее своих сверстников усваивают и перерабатывают информацию, имеют высокий эмоциональный интеллект (EQ), поскольку в течение обучения работают над развитием своей слуховой, зрительной и фотографической памятью, участвуют в командных играх и мульттерапиях.
Администраторы в центрах ментальной арифметики «Абакус» с удовольствием ответят на все ваши дополнительные вопросы. Ждем вас на бесплатных открытых уроках, чтобы Вы лично смогли убедиться, какие потрясающие возможности раскрывает ментальная арифметика в наших детях!
Авторы статьи:Ганиев Р.И. и Багаутдинов Р.Р
Источник