Чем полезен дневной сон для детей в детском саду

Чем полезен дневной сон для детей в детском саду thumbnail

Наталия Ишкова
Дневной сон ребенка. Зачем ребенку спать днем?

ДНЕВНОЙ СОН РЕБЕНКА. ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ СПАТЬ ДНЕМ?

Дневной сон ребенка необходим для его нормального развития. Результаты различных исследований и наблюдений педиатров и родителей свидетельствуют, что хороший дневной сон способствует более длительной концентрации внимания у малыша, благотворно влияет на его психическое состояние. Выспавшийся ребенок спокоен, не нуждается в постороннем внимании и склонен развлекаться самостоятельно. Столь благотворное влияние оказывает не только дневной сон младенца, но и дневной сон ребенка после года. Дневной сон также заслуженно считается главным средством профилактики неврологических и поведенческих проблем детей постарше.

Не стоит надеяться, что не спавший днем ребенок легче уснет с вечера и дольше поспит ночью.Скорее наоборот: перевозбудившийся малыш долго не может уснуть, а потом беспокойно спит, что является следствием переутомления нервных клеток.

Как правильно отмечает известный педиатр Б. Спок, только в младенчестве можно быть уверенным, что ребенок спит столько, сколько он хочет. Уже к 2 годам его психика усложняется, и сон может сокращаться из-за возбуждения, беспокойства и других причин. Постоянное недосыпание, независимо от вызывающих его причин, отрицательно сказывается на обучаемости ребенка, на состоянии его иммунной системы и на поведении – он становится капризным и раздражительным. А потому важная задача родителей – правильно организовать дневной сон ребенка, чтобы обеспечить его нормальное физическое и интеллектуальное развитие, а также, что немаловажно, – нормальную жизнь всей семьи.

Сколько ребенок должен спать?

Молодые родители всегда интересуются, сколько часов в сутки должен спать их ребенок. Правильный ответ на этот вопрос дает только сам ребенок.Все это очень индивидуально: один спит много, а другой – совсем мало. Если вы уверены, что ваше чадо не голодное, не мокрое, достаточно бывает на свежем воздухе, а в комнате, где ребенок спит, свежо и прохладно, позвольте ему спать столько, сколько он хочет, и не беспокойтесь по этому поводу.

Согласно доктору Е. Комаровскому,в современной педиатрии за норму принята следующая среднесуточная потребность детей в сне: до 3-х месяцев – 16–20 часов; 6 месяцев – 14,5 часов; 12 месяцев – 13,5 часов; 2 года – 13 часов; 4 года – 11,5 часов; 6 лет – 9,5 часов; 12 лет – 8,5 часов.

Дети моложе 3-х лет и спящие меньше 12 часов в сутки – явление достаточно редкое. Обычно такой ребенок компенсирует недостаточный дневной сон ночным или наоборот. Но если все же продолжительность сна вашего малыша явно не дотягивает до рекомендованной нормы, а в то же время он остается бодрым, веселым и любознательным, значит, у него иные нормы.

Сытые и здоровенькие новорожденные, как правило, спят от кормления до кормления. С возрастом малыш спит все меньше. Обычно, сначала младенец начинает бодрствовать во второй половине дня, с 4-5 часов вечера. Затем количество таких периодов увеличивается, и дневной сон ребенка до года становится двухразовым, а к полутора годам – одноразовым продолжительностью около 2,5 — 3 часов. К 3-4 годам некоторые дети вообще отказываются спать днем, но большинство сохраняет эту привычку до 6-7 лет. Продолжительность их дневного сна примерно 1 час.

Как организовать дневной сон ребенка?

Качество сна вашего малыша напрямую зависит от его образа жизни – как он питается, где и сколько гуляет, как одет, в какой комнате спит и т. д. А потому не жалейте времени на правильное питание, на игры на свежем воздухе, на влажную уборку помещения, на заботу о том, чтобы постель ребенка была мягкая, сухая и чистая.

Очень помогает организовать дневной сон ребенка соблюдение режима дня. Его организм привыкает есть, играть, гулять, спать в отведенное для этого время. С его наступлением срабатывают внутренние часы, и в привычное время ребенок легче воспринимает переход ко сну. Соблюдать режим дня со скрупулезной точностью не нужно и даже нельзя. Если ребенок выглядит усталым, положите его немного раньше обычного, если же он увлечен игрой или досматривает «мультик», дайте ему возможность задержаться, чтобы уйти в постель без слез и истерики. Не стоит удерживать малыша в постели, если он проснулся раньше обычного, как и не надо настойчиво будить, если его дневной сон очень крепок. Больше ориентируйтесь не на часы, а на его поведение.

Категоричный отказ ребенка вообще спать днем означает, что он недостаточно устает физически или же очень возбужден. Увеличьте продолжительность прогулок в первой половине дня, больше занимайтесь спортом, позаботьтесь,чтобы его занятия и игры перед сном были спокойными: порисуйте с ним, почитайте книгу.

Чтобы не нарушить позитивное отношение ребенка к дневному сну, никогда не используйте кроватку или сон как наказание. Выберите мягкую игрушку, которая будет «спать» вместе с ребенком. Ее присутствие со временем будет помогать малышу заснуть.Сделайте традицией выполнение перед сном определенных действий: поесть, помыть ручки, лечь в кровать и послушать сказку. Так вырабатывается привычка.

Оптимальная для крепкого сна температура воздуха в спальне малыша – 18-20°. Перегрев способствует частому просыпанию, вызывает жажду. Если его не устранить, частые пробуждения закрепляются как рефлекс, и отдых становится менее полноценным.

Не используйте в спальне отопительные приборы, лучше оденьте ребенка потеплее.

И помните, что ребенок – не заводная машинка, которую можно выключить, уложив в кровать. Время засыпания зависит от возраста ребенка: дошколята 3-4 лет засыпают за полчаса, а 3-леткам для этого нужен иногда целый час. Так что не раздражайтесь и не волнуйтесь, что ваш ребенок ворочается и долго не засыпает. От вас требуется спокойная настойчивость, любовь и терпение.

ПОЗЫ ВО СНЕ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

Мысли человека и его характер можно прочитать по позам, которые он принимает во сне. Под теорию подведена серьезная научная база. Расшифровывая сигналы спящего, учитывают время и стадию сна. Сначала человек находится в «альфа»-позе. Это первая стадия сна. Крепко заснув, тело принимает «омега» -позы, которые нас интересуют. Именно, положение тела в глубоком сне выдает характерные черты человека.

«Омега» — поза удобна спящему. В большинстве случаев, он проводит в ней почти всю ночь. Более того, человек может крутиться, переворачиваться, но все равно возвращается к «любимому» положению тела.

Как узнать свою «омега» — позу без посторонней помощи? Очень просто. Попробуйте выспаться от души. Проснувшись, вы окажетесь в самой естественной позе. Будильник плох тем, что застает врасплох глубоко спящего человека.

Всего существует четыре основных позы, говорящие о характере и психотипе спящего. Остальные позы являются комбинациями четырех основных.

СПЛЮ, КАК ЗАРОДЫШ

Спящий лежит на боку. Его ноги согнуты и подтянуты к животу. Часто он лежит в обнимку с подушкой или одеялом, предпочитает спать возле стеночки или в самом дальнем углу кровати.

Такой человек боится жизни. Он не может преодолеть страх участия в событиях, поэтому все самое интересное проходит мимо. «Зародыш» нуждается в поддержке и опеке сильного партнера, который защитит от проблем и возьмет ответственность на себя.

Читайте также:  Что это полезные ископаемые 3 класс

СПЛЮ НА ЖИВОТЕ

Человек лежит навзничь в бесплодной попытке обхватить кровать. Руки обнимают подушку или лежат вдоль тела, ноги раскинуты.

Такой человек ценит независимость, старается управлять свой жизнью, сам принимает значимые решения. Он не любит постороннюю критику, поскольку считается себя правым в 100 % случаев. Его упорство при достижении целей легендарно, как и педантизм.

СПЛЮ НА СПИНЕ

Человек, спящий на спине, очень силен психологически. Он расслабленный и уверенный в себе. Его не пугают трудности, он держит ситуацию под контролем, готов к новым знаниям и знакомствам. Иногда такой человек может быть самоуверен. О гипертрофии характера говорит попытка спящего занять всю кровать. Он широко раскидывает руки и ноги, захватывая максимум пространства.

На спине часто спят популярные актеры, привыкшие получать аплодисменты зрителей. Они знают о том, что любимы толпой и принимают это, как должное. Позу на спине иногда называют «королевской». Спящий чувствует себя в безопасности и принимает мир таким, какой он есть.

Бодрствуя, спящие на спине люди чувствуют себя прекрасно. Они готовы делиться своей мудростью с миром и принимать все его дары.

СПЛЮ НА БОКУ

Человек лежит на боку, но не выглядит зажатым, как «зародыш». Его руки вытянуты, ноги прямые или слегка согнуты. Тело расслабленное, вольготное. В таком положении организм с легкостью сохраняет тепло. Воздух мягко обдувает отдыхающего. Человек чувствует себя в безопасности – его сердце защищено. Поза на боку оставляет пространство для маневров. Переворачиваться с бока на бок просто и удобно. При этом конфигурация тела не нарушается.

Поза на боку говорит об аналитическом уме, адекватности, надежности, спокойствии. Человек, спящий на боку способен приспособиться к обстоятельствам. Психическая сила помогает пережить жизненные неурядицы.

Комбинируя определения основных четырех поз сна, можно понять характер человека, его мотивы и черты личности. Для окончательных выводов требуется более детальный анализ, однако для первичных заключений четырех поз во сне более чем достаточно.

Исследования ученых говорят, что человек может принять до 12 разных поз за ночь. Большинство таких положений – зеркальное отражение других. Считается, что зеркальные позы имеют общее значение.

Большинство поз человек принимает ненадолго. Иногда спящий задерживается, переходя из позы в позу. Это говорит о том, что человека настигло сновидение до того, как он сменил позу.

Исключив зеркальные позы, окажется, что спящий принимает всего две-три позы, которые можно использовать при анализе поведения. Человек может изменить любимой позе после травмы или в процессе лечения.

ТЕСТ «Оцените качество вашего сна»

Насколько хорошо вы высыпаетесь? Ответьте на следующие вопросы, и узнайте, что мешает вашему полноценному сну.

1. Вы засыпаете и просыпаетесь в одно и то же время?

а) да, даже в выходные; б) в рабочие дни да, но в выходные как получится; в) у меня нет четкого графика сна.

2. Какая температура воздуха в вашей спальне?

а) 19-24°; б) меньше 19°; в) больше 24°.

3. Насколько тихо в вашей спальне?

а) очень тихо, если мешает какой-то шум, вставляю в уши беруши; б) не замечаю особого шума; в) очень шумно — соседи громко слушают музыку, супруг храпит.

4. Вы выключаете на ночь свет?

а) всегда, сплю только в полной темноте; б) оставляю на ночь слабый ночной свет; в) свет всегда горит.

5. Насколько крепко вы спите?

а) сплю, пока не зазвенит будильник; б) просыпаюсь ночью в туалет или попить воды; в) постоянно просыпаюсь при любых шумах.

6. Как вы едите перед сном?

а) ужинаю часа за 3-4 до сна; б) иногда за полчаса до сна пью чай с чем-нибудь сладким; в) ем поздно, практически перед сном.

7. Долго ли вы засыпаете?

а) уже минут через пять погружаюсь в сон; б) засыпаю в среднем в течение получаса; в) очень долго ворочаюсь, иногда до утра.

8. На каком матрасе и подушке вы спите?

а) на специальных ортопедических; б) на обычных, но меня это особо не беспокоит; в) на очень мягком (очень жестком) матрасе.

9. Вы очень устали, но вечером в гости или в кино зовут друзья. Ваши действия?

а) вежливо объясню, что мне необходимо отдохнуть; б) соглашусь, чтобы не обидеть, хотя буду постоянно зевать; в) соглашусь с радостью, выспаться еще успею.

Подводим итоги

• Больше ответов «а»: ваш сон можно назвать вполне здоровым, вам удается хорошо выспаться и набраться сил.

• Больше ответов «б»: у вас есть некоторые проблемы со сном. Научитесь расслабляться, обратите внимание на вечернюю еду, старайтесь соблюдать режим.

• Больше ответов «в»: со сном у вас все плохо, и от этого страдает здоровье. Поменяйте свой образ жизни — чтобы в следующий раз на все вопросы ответы были только «а»

Источник

04.25.2013 | Автор: Александра Лозинская

Зачем дневной сон детям?

Полноценный сон — это залог здоровья ребенка. Об этом знает каждый родитель. Однако на практике часто возникают вопросы. В чем польза дневного сна для детей? Можно ли от него отказаться, если ребенок не спит днем? Как определить хватает ли ребенку сна или он страдает от недосыпания? Как уложить ребенка спать вовремя без баталий и плача?

Зачем дневной сон детям?

Полноценный сон — это залог здоровья ребенка. Об этом знает каждый родитель. Однако на практике часто возникают вопросы. В чем польза дневного сна для детей? Можно ли от него отказаться, если ребенок не спит днем? Как определить хватает ли ребенку сна или он страдает от недосыпания? Как уложить ребенка спать вовремя без баталий и плача?

Сон — это основной вид деятельности мозга ребенка. До двух лет малыш спит приблизительно 2/3 суток(16 часов), от 4 лет до 6 — 1/2 суток (12 часов). Во сне дети дошкольного возраста проводят больше времени, чем общаясь и познавая мир. Когда ребенок спит, мозг растет, перерабатывает и сохраняет информацию, формируя новые нервные связи. По мнению израильского доктора психологии Ави Саде даже «один час регулярной нехватки времени сна ставит под угрозу эффективность функционирования мозга ребенка, снижает внимательность, а также приводит к нарастанию усталости рано вечером».

В чем польза дневного сна для детей?

Дневной сон, как и ночной, это время отдыха, восстановления сил, «подзарядки» всех систем организма. Если вы хотите видеть своего ребенка бодрым, активным, веселым, способным посещать различные развивающие кружки во второй половине дня, постарайтесь приучить его спать днем. Дневной сон дает возможность быстрее усвоить новые знания, улучшает процесс запоминания. Дневной сон облегчает засыпание вечером. Вся окружающая среда для ребенка является интересной, он очень восприимчив ко всему новому, схватывает большое количество информации на лету. Во время дневного сна происходит частичная обработка всего услышанного, увиденного, сделанного ребенком в период бодрствования. Если ребенок не отдохнет днем, то к вечеру его активность повысится, ему будет сложнее физически уснуть, т.к. мозг перегружен информацией и впечатлениями.

Читайте также:  Что можно сделать полезного за компьютером

Явные признаки усталости:

  • ребенок трет глаза;
  • ребенок сильно зевает;
  • у ребенка появляются слабые темные круги под глазами;
  • ребенок выглядит сонным, «спит на ходу».

Скрытые признаки усталости и переутомления:

  • ребенок становится капризным, раздражительным или сварливым, недовольным, упрямым;
  • ребенок огорчается по пустякам, начинает плакать при малейшей неудаче;
  • ребенок либо становиться слишком  подвижным, возбужденным, импульсивным, либо менее активным, вялым;
  • ребенок толкается и повреждается во время игры;
  • у ребенка снижается настроение или часто меняется, что выражается внезапными переходами от смеха к слезам;
  • у ребенка теряется интерес к игре, к общению с другими детьми и взрослыми (безразличие);
  • у ребенка снижается работоспособность, внимание, продуктивность любой деятельности.

И все же спать или не спать днем?

Для детей младше 4-х лет дневной сон полезен и обязателен. Дневной сон должен приходиться на середину  периода бодрствования ребенка, длиться 1-2 часа и заканчиваться не позже 15:00, т.к. это может вызвать проблемы с засыпанием ночью.

Детей старше 4-х лет заставлять спать днем необязательно. Однако у них всегда должна быть возможность отдохнуть днем. Если признаки усталости на лицо, а ребенок не хочет идти спать, то предложите ребенку:

  • сделать несколько упражнений на расслабление; они помогут ему снять перевозбуждение, мышечное и эмоциональное напряжение. 
  • массаж; мягкие, плавные поглаживания, круговые движения в суставах, ваше расслабленное и спокойное состояние окажут успокаивающие действие.
  • игру — медитацию (для детей старше 5 лет).

Все релаксационные техники лучше выполнять в спокойной обстановке, при приглушенном свете, под тихую, приятную мелодию. Все это поможет ему успокоиться и расслабиться, почувствовать себя в безопасности, настроиться на сон. После выполнения упражнений предложите ребенку немного вздремнуть, прилягте рядом с ним, закройте глаза. Так, вы покажете пример здоровой привычки — отдыхать днем и приучите ребенка использовать время «тихого часа» для сна или релаксации. Навыки расслабления пригодятся ему во взрослой жизни в стрессовых ситуациях. Сколько еще экзаменов и волнующих событий у него впереди?  

Если ваш ребенок посещает детский сад, режим которого подразумевает обязательный дневной сон, то не следует настаивать на том, чтобы ребенок проводил его как-то иначе, сидел, тихонечко играл, рисовал или читал книжку. Это уместно дома. Почему?

Во-первых, дневной сон в детском саду — это способ физиологического восстановления детского организма, который помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа и ребенку, и родителям, и воспитателям. Отдохнувший ребенок дисциплинирован, адекватно реагирует на просьбы, спокоен, общителен, внимателен, желает и способен познавать новое. Режим дня в детском саду соответствует физическим и умственным нагрузкам, которые испытывает ребенок в данном образовательном учреждении, учитывает возраст детей и способствует их гармоничному развитию.

Во-вторых, дневной сон в детском саду — это правило для всех детей в группе. «А как же индивидуальный подход к каждому ребенку?» — спросите вы. Он выражается в том, что воспитатель своевременно заметит, что ваш ребенок уже устал и спит на ходу, и отправит его спать первым, дабы избежать перевозбуждения. Более того, это правило должно действовать и дома. В выходные дни ребенок тоже должен спать днем, чтобы не сбился его внутренний биоритм сна (цикл сон-бодрствование) и не возникли трудности с засыпанием ночью и пробуждения утром, а также проблемы с поведением и работоспособностью в детском саду в воскресенье.  

В-третьих, дневной сон в детском саду — это прекрасная возможность подарить ребенку лишний час драгоценного общения с вами. Именно родительское внимание, любовь, ласка нужны ему больше всего. Особенно после того, как он целый день старался, вел себя хорошо в детском саду, учился, вырисовывал финиковую пальму и все это ради того, чтобы мама сказала: «Какой ты у меня молодец!» Не старайтесь уложить ребенка слишком рано, если он спит днем. Ребенку будет сложно заснуть, он еще не устал, а вы только изнервничаетесь, что он не засыпает, а ваши планы на вечер срываются. Лучше проведите его вместе, всей семьей. Тогда вероятность того, что после 21:00 начнется «ваше» время возрастет, а ваша семья станет крепче и дружнее.

Как провести вечер, чтобы ребенок заснул легко?

Не ограничивайте свою фантазию при организации совместного семейного вечера. Приготовьте вместе домашнее мороженое, превратите кухню в мини-кафе с барменом, официантами и посетителями, устройте поэтический вечер в поисках рифмы или музыкальный в поисках общей любимой песни. Поменяйтесь ролями детей-родителей на вечер, устройте конкурсы на смекалку с призами и конфетами, сочините сказку про семью, связав события с реальностью и используя фотографии из семейного альбома, напишите сообща сценарий семейного вечера в честь дня рождения папы. Единственная рекомендация — вечером подвижным играм предпочесть совместное постижение йоги или вечернее плавание по абонементу, новым фильмам — хорошо знакомые, добрые фильмы или мультфильмы. Даже позитивные, яркие впечатления могут увеличить время засыпания.

Кроме того, не забудьте уделить внимание друг другу и расспросить, как прошел день. Каждый почувствует себя значимым, любимым, нужным. А ребенку это поможет освободиться от накопленных за день эмоций. Ведь он целый день провел в детском коллективе. Возможно, сегодня он с кем-то поссорился или его обидели, а может быть наоборот, похвалили. Невыраженные впечатления могут помешать ребенку заснуть, а тревожные переживания — проявиться в страшных сновидениях.

Помните подготавливать детский организм ко сну необходимо заблаговременно.

За 1,5 часа до сна закройте шторы, приглушите свет, сделайте тише музыку и телевизор, сами говорить тише и спокойнее.

За час до сна постарайтесь выключить компьютер, телевизор, убрать с глаз ребенка мобильные телефоны. Это основные виновники сокращения продолжительности ночного сна и недосыпания. Оставьте спокойную, тихую музыку.

За полчаса напомните ребенку, что скоро спать, время идти купаться. Дайте ребенку немного времени для того, чтобы он завершил то, чем он занимался. Минут через 10 помогите ребенку разложить игрушки по местам, найти свою пижаму, приготовьте кровать ко сну, расправьте простынь, проветрите помещение.

После купания даем выпить стакан молока, чистим зубки, обнимаем, целуем ребенка, укладываем в кроватку, читаем книжку, засыпаем.

Ритуал отхода ко сну по содержанию может быть любым, важно, чтобы он повторялся изо дня в день. Тогда мозг будет воспринимать последовательность повторяющихся действий, как сигналы, что пора спать, и начнет готовить весь организм ребенка ко сну на физиологическом уровне. Распространенной ошибкой родителей детей старшего возраста является несоблюдение ритуала. Они полагают, что ребенок уже подрос, и он уже не нуждается в нем, начинают пропускать ритуал. Тем самым отключают условные «стимуляторы сна» и возникают проблемы с засыпанием. Можно сокращать ритуал подготовки ко сну до двух сигналов, одна важно, чтобы он был. Даже взрослым детям важно постоянство, чувство защищенности и комфорта, чтобы расслабиться, успокоиться и заснуть.

Упражнения на расслабление и релаксацию

  • «Шалтай-болтай» [1]

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Читайте также:  Петрушка полезные свойства для похудения отзывы

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак).

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз.

  •  «Лодка» [2]

Цель: расслабление всего тела.  Встать сбоку у ковриков – лодок, руки за спину. Взрослый показывает и объясняет: «Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я».

Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать!

Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Сели, руки — на колени, а теперь немного лени.

Напряженье улетело и расслабленно все тело.

Наши мышцы не устали, и еще послушней стали.

Дышим легко…ровно…глубоко…

  • «Любопытная Варвара» [2]

Цель: расслабление мышц шеи. «Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть, как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я».

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

А потом вперед – тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и расслабленна…

А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслабленна…

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращение обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслабленна…

  • «Черепашка»

Цель: расслабление мышц плечевого пояса.  «Представь, что ты черепашка. Вдруг рядом с черепашкой упал камешек. Она не знает, что это, ей страшно, и она спрятала свою голову в панцирь. Подними плечи до ушей и втяни голову в плечи. Вот так. Все тихо и спокойно, опасность миновала. Можно выйти из панциря и погреться на солнышке. Опусти плечи, расслабь шею, пусть головка упадет на твои плечики»

  • «Слон»

Цель: расслабление челюстных мышц и мышц губ. «Представьте, что вы маленькие слоники. У каждого слоника есть хобот. Давайте изобразим хобот с помощью губ. Повторяйте за мной. Вытяните ваши губки вперед трубочкой. Вот так… Вот какие хоботки у нас получились. А теперь расслабили губки, наши губки стали мягкие и ненапряженные». Повторить 2-3 раза. 

  • «Праздничные свечи» [3]

Цель: расслабление мышц лица, задействование глубокого дыхания. «Как начинается день вашего рождения? Стоят ли на вашем дне рождения горящие свечи? Печет ли для вас мама пирог? А сколько свечей для вас ставят?  Поднимите один палец и представьте, что это свеча с праздничного пирога на вашем дне рождения. Очень нежно задуйте ее. Теперь поднимите два пальца и задуйте две свечи. Чтобы отметить ваш следующий день рождения, вероятно, вам потребуется вдвое больше свечей. Высоко поднимите все пальцы и представьте, что это десять праздничных свечей. Задуйте их всех. Дуйте очень сильно! Закройте глаза, представьте еще несколько свечей и задуйте их. Почувствуйте, как воздух выдувается из вашего рта. Теперь откройте глаза. Представьте легкую травинку. Возьмите ее двумя пальцами. Очень нежно дуйте на травинку, так чтобы она согнулась вперед. Положите руки на колени и дайте им передохнуть».

  • «Шарик» [4]

Цель: расслабление мышц живота. Выполнять упражнение можно лежа или сидя. Представляем, как выглядит надутый и сдутый шарик, как он изменяется по мере поступления воздуха. Затем предложите ребенку представить, что внутри его животика находится теплый, нежный, желтый шарик. С каждым вздохом он надувается, с каждым выдохом он сдувается. Живот ребенка, то поднимается вверх и напрягается, то  опускается вниз и расслабляется.  Попросите ребенка глубоко вдохнуть и затаить дыхание. Пусть ребенок положит свою руку на живот и почувствует, что он стал круглым, как шарик, и напряженным, как камень. Затем можно выдохнуть и ощутить, как приятно, когда живот становиться мягким и расслабленным. Повторите 3-5 раз.

Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Примечания:

Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка — они не должны подниматься. Выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот. Также можно, посадить на живот ребенка какую-нибудь игрушку и попросить покатать ее: вдох — подъем, задержка, выдох — спуск.

  • «Круг, начертанный мелом» [3]

Цель: расслабление мышц ног и ступней.

«Ложитесь на пол. Поднимите одну ногу вверх и представьте, что большой палец ноги — это кусок мела. Какого цвета ваш мел: белый, красный, зеленый или желтый? Нарисуйте мелом большой круг. Теперь начертите совсем маленький круг. Подвиньте ногу немного в сторону и нарисуйте мелом еще один большой круг  и еще один маленький. То же самое сделайте с другой ногой. Поднимите ногу вверх и представьте, что большой палец ноги — это кусок мела. Какого цвета этот мел? Начертите им большой круг в воздухе. Теперь нарисуйте маленький круг. Подвиньте ногу немного в сторону и нарисуйте мелом еще один большой круг и еще один маленький. Наши ножки рисовали, они устали, и теперь дадим им отдохнуть. Лягте удобно, вытяните ножки, почувствуйте, какие они теплые, тяжелые, мягкие».

  • «Водопад»  игра-медитация (для детей с 5-6 лет) [2]

Цель: глубокая релаксация.Выполняется сидя или лежа с закрытыми глазами. Попросите ребенка несколько раз глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть. Затем под спокойную расслабляющую музыку, тихим вкрадчивым голосом, медленно, с паузами говорите ребенку: «Представь себе, что ты возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням, пальцам ног, они расслабляются и становятся мягкими. Теперь все твое тело светится теплым светом. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами… (30 секунд). Немного потянись, выпрямись и открой глаза. Ты бодрый и отдохнувший».

Источники:

1.  М. И. Чистякова. Психогимнастика. М.: Просвещение, .1995

2. Людмила Соловьева. Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми.  

3. И.В. Ганичева. Телесно ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М.: Книголюб, 2008

4. С.В.Крюкова, Н.П. Слободянин. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис, 2002.

Источник