Чем полезен и чем опасен огонь
- Главная
- Деятельность
- Полезная информация
- Пожарная безопасность
Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочис-ленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Проме-тей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан.
В далекую историческую эпоху человек покорил огонь, овладел способами управления им.
Прежде всего, наши далекие предки научились добывать огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки – трение одного сухого куска дерева о другой или высекание искры ударом о камень камнем. Вот почему в те далекие времена так священно оберегался огонь в виде костра. В костер запрещалось бросать отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы не поранить дух огня.
Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть невозможные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языках пламени. Бесценные творения созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но много-дневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоро-стень и разрушила его.
В Новгороде храниться летопись 1508 г., в которой записано, что «… в первом часу дня на заутрени в неделю был большой пожар, загорелось на славянской улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи, и погорела торговая сторона вся, и жизней без числа сгорело». В летописи записано, что во время пожара погибло более 3 тысяч человек.
По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, горели Новгород, Ярославль, Нижний Новгород, города Поволжья. На голом месте, без крова и средств существования, оставались уцелевшие жители. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.
ПОЖАР. Что же представляет он собой сегодня? Может это только в прошлом, огонь был страшен людям? Может современный человек, вооруженный знаниями и мощнейшей техникой, уже справился с этим бедствием? Ведь и в самом деле, многие за всю свою жизнь так и не увидят реального пожара и, встретив на городской улице пожарную машину, лишь удивленно посмотрят ей вслед.
Конечно, на экранах телевизоров довольно часто бушуют настоящие или имитированные пожары, но ведь это там, на экране, и хотя порой зрелище очень впечатляющее, но совсем не страшное. Поэтому, узнав из газет о том или ином случае пожара, чаще вспоминают именно тот, кинематогра-фический, красивый и нестрашный пожар. Отсюда и рождает-ся представление о самой сути проблемы пожаров, столь далекое от реального положения.
Согласно социологическим исследованиям и опросам более 70 % людей пожары относят к категории стихийного бедствия. Около 80% считают, что пожаров сегодня куда меньше, чем раньше. Глубокое заблуждение! В действитель-ности же огненная проблема была, есть и, без опасения впасть в ошибку, будет существовать в обозримом будущем. В наше время эта проблема, безусловно, приобрела особую остроту.
Общее количество пожаров на нашей планете достигло 5,5 миллиона в год – каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Поэтому неудивительно, что в наши дни пожары действительно все чаще становятся проблемой номер один.
Огонь уносит десятки тысяч человеческих жизней, калечит здоровье и судьбы миллионов людей, уничтожает порой бесценные реликвии человеческой жизни и истории. Говоря об опасности пожаров для человека, вспомним слова В. Травинского: «Яснее ясного, когда жертвы исчисляются десятками тысяч, а убытки – миллиардами, то получается, что пожары вполне сравнимы с «малыми войнами» ХХ века. Но малые войны начинаются и кончаются, а пожарные потери ежегодны – идет такая непрерывная «малая война с огнем».
При всем несовершенстве учета можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад.
Ежесуточно около 1,5 тыс. раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях и около 7 тыс. граждан России оказываются лицом к лицу с огнем.
Наша страна имеет самый высокий уровень в мире гибели и травматизма людей на пожарах, более чем в три раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.
В течение часа пока идет урок, пожарные более 100 раз выедут по тревоге, будут уничтожены огнем материальные ценности на миллионы рублей, погибнет, по меньшей мере, один человек, около 10 получат травмы и ожоги, многие из них останутся калеками или будут обезображены на всю жизнь.
Огонь – друг, огонь – враг… какой гранью он обернет-ся к нам, зависит от человека. Когда в свое время к великому Эйнштейну обратились с вопросом, опасна ли атомная энергия для человечества, он ответил: « не больше, чем коробка спичек. Дело только в том, в чьих руках она будет».
Пожар может возникнуть всюду, где найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электри-ческий утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки, неисправность печи или дымохода, нарушение правил проведения огневых или сварочных работ . В промышленности, в производстве, в быту появились новые вещества и материалы, созданные с помощью химии и физики. Широко используются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ. Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах, с использованием сырья, обладающего крайне высокой пожароопасностью.
В связи с этим возможность возникновения пожаров в наше время неизмеримо возросла. В каждом доме – обилие электроприборов. Здесь и холодильники, электрочайники, и телевизоры, наконец, утюги и электронагреватели. Во многих домах газ — незаменимый помощник жильцов. Однако этот помощник может легко превратиться в источник бед при неосторожном с ним обращении.
Окинем взглядом предметы, находящиеся в наших квартирах. Рядом со шкафом из дерева стоит диван на поролоновой основе. А в ванной? Там, на полочках — предметы бытовой химии: всевозможные аэрозоли, флаконы, тюбики, наполненные растворяющимися, освежающими, дезинфицирующими, клеящими и прочими препаратами. Все большее внимание в отделке помещений в быту находят полимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс. И почти все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя при этом ядовитый, токсичный дым, опасный для здоровья и жизни человека.
В большинстве случаев люди на пожарах, в особенности дети гибнут сейчас не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей.
О том, что огонь жжется, знает каждый. А вот грозной опасности, которую таит в себе обыкновенная электрическая розетка, знают далеко не все, а тем более дети. Стоит ребенку взять в руки гвоздь, шпильку и, «от нечего делать», ковыр-нуть ими в розетке – тяжелая травма неизбежна.
Примерно каждый шестой – восьмой пожар в России вспыхивает из-за шалости детей с огнем, от их неумелого обращения с ним. Каждый пятый погибший на пожаре – несовершеннолетний. За этой статистикой – трагедия многих людей. И уж ничем не измерить горечь потери, когда в огне гибнут сами дети.
Наибольшую опасность при пожарах в жилых домах, в особенности многоэтажных, представляет паника. Известны случаи, когда при возникновении даже незначительного загорания люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводи-ло к давкам, заторам, ушибам и даже к гибели людей.
Иные, спасаясь от огня, выбегают из горящих помеще-ний, оставляя открытыми двери. Распространяясь через дверные проемы, пламя охватывает новые помещения. Кое — кто ничем себя не защитив, пытается уйти через помещения объятые огнем. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. К тому же человек получает при этом тяжелые ожоги.
У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещени-ях порой нелегко.
Довольно частая ситуация: мать ушла, оставив на время детей без присмотра. Кто-то из них заходит на кухню. Внимание ребенка привлекает коробочка с яркой этикеткой. Подражая отцу или матери, он неуверенным движением достает спичку, чиркает ее и – о, радость! Вспыхивает огонек. Горит, подбираясь к пальчикам. И вдруг начинает «кусаться». Испуганный малыш бросает спичку. Она падает на пол или стол, или скатерть… Беды тогда не миновать. Ведь темпера-тура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей, сделанных из древесины, текстиля и синтетики.
Детей одних иногда запирают в доме, где топится печь. Неисправный дымоход, выпал уголек из печи. На первый взгляд вроде мелочь, но и она может привести к большой беде.
Бывает и так. Малышу надоели игрушки, он капризни-чает, мать, желая успокоить ребенка, дает ему коробок спичек. Он перестает плакать, раскладывая на полу спички. Взрослые довольны – ребенок успокоился, но вот в другой раз малыш сам уже потянется за спичками и попробует их зажечь, подражая взрослым.
Иные родители используют спички для игр с детьми – выкладывают из них различные фигурки, учат считать.
Нет нужды говорить о том, что в таких играх таиться большое зло: дети привыкают к спичкам, ищут их. А порой прячут в карман, отправляясь на прогулку. А там разжигают костры, причем в близи строений, около хлебных массивов, в лесу. Увлекшись игрой, ребята могут забыть потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры могут разлететься на большое расстояние, и привести к пожару. Случаются трагедии, когда дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва.
А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которые с подожженными хвостами бросают некоторые ребята с балконов или окон. Под действием ветра эти «жарптицы» залетают в форточки и на балконы нижерас-положенных этажей, вызывая серьезные пожары.
Часто, подражая взрослым, дети начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении родителей или педагогов они, стремясь скрыть свой проступок, бросают, непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар.
Начало лета совпадает с обильным цветением тополя. Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Для ребят этот пух – предмет забав: стоит поднести спичку – и он вспыхивает, как порох. Огонь бежит по нему, как по бикфор-дову шнуру. Интересно и… опасно. Можно привести немало примеров, когда, вспыхнув от детской шалости, огонь «пробегал» по пуху десятки метров и, найдя подходящую «пищу» разгорался пожаром.
Дорого обходятся подобного рода забавы. В такие дни чаще обычного звонят по телефону «01». Пожарные то и дело выезжают по срочным вызовам.
Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установ-ленном законном порядке.
Источник
Татьяна Кузикова
НОД «Чем огонь полезен и опасен»
План:
1. Дидактическое упражнение «Назови произведения про огонь»
2. Артикуляционная гимнастика «Сирена»
3. Пальчиковая гимнастика «ШИ»
4. Изобразительная деятельность «Средства для тушения огня»
5. Гимнастика для глаз «Капелька»
6. Физкультминутка «Огонь – давний друг человека»
7. Дыхательная гимнастика «Затуши спичку»
8. Логоритмика «Мы пожарники»
9. Дидактическая игра «Найди эвакуационные знаки»
10. Анализ занятия.
Программное содержание:
Коррекционно- образовательные: Активизировать в речи детей существительные (лестница, выход, эвакуация). Закреплять правильное произношение звука «и», «у» (сирена). Формировать у детей навык связно отвечать на вопросы воспитателя, мыслить логически. Развивать у детей представление о пользе и вреде огня. Углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Учить правилам обращения с огнем. Автоматизировать звук «Ш».
Коррекционно развивающие: Закреплять приемы работы с кистью, фломастерами, карандашами, счетными палочками. Совершенствовать умение передавать в рисунке образы предмета. Учить детей выкладывать из палочек схематическое изображение и постройку по памяти. Развивать мелкую и крупную моторику рук. Продолжать совершенствовать умение согласовывать текст с движением и музыкой.Совершенствовать умение рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти. Развивать умение последовательно выкладывать фигуру человека.
Коррекционно –воспитательные: Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности.
Сформировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Воспитывать умение сопереживать героям.
Материал:
Демонстрационный: слайды, интерактивная доска, звук сирены.
Раздаточный: цветные карандаши, фломастеры, краски, кисточки, восковые мелки, листы бумаги, зеркало, массажные мячи, свечки.
Организация и методика проведения ООД
1. Звучит звук сирены. Дети входят в группу, становятся полукругом у интерактивной доски.
Вопросы: Когда мы слышим эти звуки? (Когда где-то пожар.) Как вы думаете, о чем мы будем беседовать? (О пожарах). Послушайте внимательно и отгадайте загадку.
Среди всех земных профессий
Есть профессия одна
Ей все правила известны
Укрощения огня.
Тот её лишь выбирает,
Кто упрям и духом смел
Потому что дело знают
Мастера. (пожарных) дел.
Вопросы: Дети, А кто такие мастера пожарных дел? (Пожарные) Повторите. (ПО-ЖАР – НЫ — Е) Кто такой пожарный (Человек, который борется с огнем.) Чем занимается, пожарный? (Тушит пожары) А в каких произведениях мы встречаемся с героями тушения пожаров?
(«Путаница» К. И. Чуковского, «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака; «Кошкин дом» С. Я. Маршака; «Миф о Прометее»; «Пожарные собаки»Л. Н. Толстого.) Кого мы считаем героями на пожаре (Бабочка, курица, парень, собака Боб)Что главное для тушения пожара? (быстро добраться до пожара, чтобы потушить его) А на чем можно добраться? (На вертолете, пожарной машине)
2.Вопросы: Какой сигнал издается пожарной машиной? (Сирена) Воспроизведете его. артикуляционную гимнастику «Сирена» (садитесь за столы)
Дети: И-У-Иу-Иу, Иу-Иу-Иу!
3.Вопросы: А, что, пожарному, может помочь тушить пожар? (Вода из колодца, песок, огнетушитель, пожарная машина) Перед изобразительной деятельность проведем пальчиковую гимнастику чтобы подготовить руки к работе. А поможет ее провести … Возьмите в руки мячик.
ШИ-ШИ-ШИ — загорелись камыши. ШИ-ШИ-ШИ — ты пожар туши.
ШИ-ШИ-ШИ — побежали малыши, Тушим, тушим, мы пожар потушим.
4. А сейчас изобразите, пожалуйста, средства помогающие пожарному потушить огонь. Выполняйте задание.
(Дети рисуют пожарную машину, разукрашивают огнетушитель восковыми мелками, выкладывают колодец из счетных палочек)
5.Задание: После тушения пожара всегда много воды. Потому, что в основном пожар тушат водой. Брызги разлетаются во все стороны. Вот и у нас появилась капелька. Давайте понаблюдаем за ней. Гимнастика для глаз «Капелька»
6.Задание: Пожарный предлагает вам выполнить физминутку «Огонь давний друг человека» (дети стоят между рядами)
Огонь — давний друг человека, (качают внизу руками)
А без доброго огня (шагают на месте)
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами, (рукопожатие)
Гонит холод, гонит мрак, (имитируют слова)
Он приветливое пламя (качают руками над головой)
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен (хлопают в ладоши)
И за то ему почет, (Показывают Класс)
Что ребятам греет ужин, (делают ладошки, как тарелка)
Режет сталь и хлеб печет. (имитируют движения)
7. А любой огонь должен быть обязательно потушен. Пожарный предлагает вам «Затушить свечку» (дети выполняют задание, сидя за столами)
8.Вопросы: Дети, а кто хочет стать пожарным? Сегодня мы все с вами пожарные и давайте споем песню «Мы — пожарники»
Пожарным называюсь
Укротителем огня
Огонь злой, дым угарный
Отступают от меня.
Мы пожарные – герои,
Нам огонь послушен,
Если вспыхнет он порою
Будет в миг потушен.
9.Вопросы: Если начался пожар что нам нужно сделать? (позвонить) Мы позвонили, а дальше нам что нужно сделать (выйти из помещения) А что нам в этом поможет? (знаки). Назовите знаки. (вниз по лестнице, вверх по лестнице, выход, огнетушитель, пожарный кран.)
10.Вопросы: О чем мы сегодня беседовали? (О пожаре) Что рисовали? (Пожарную машину, огнетушитель, колодец, человека)
Источник