Чем полезен каменный уголь 2 класс

Для обогрева помещений, получения химических соединений, редких элементов, производства лаков, красок, пластмассы и прочих нужных продуктов используется каменный уголь. Он недорог, несложен в обработке и незаменим в промышленности.
Что такое каменный уголь
Каменный уголь – это полезное ископаемое, добыча которого необходима для жизнедеятельности человека. С его помощью осуществляются многие процессы, где требуется тепловое воздействие, добываются редкие химические элементы. Ранее им топили печи, но это уходит все дальше в прошлое.
Внешне это блестящий или матовый, неровный черный или темно-бурый экземпляр, напоминающий камень, но не являющийся таковым. В отличие от камня, он крошится в руках при нажиме и горит.
Классификация каменных углей
В основе классификации лежат химические и физические свойства ископаемого. Общее разделение:
- Бурый уголь – образовался позднее других видов. Отличается низкой температурой сгорания.
- Каменный – самый распространенный и используемый вид. Добывается открытым способом или в шахтах.
- Антрацит – наиболее древний и твердый представитель. Имеет самую большую температуру сгорания из всех видов.
Бурый уголь отличается от каменного:
- цветом;
- меньшим содержанием азота и углерода;
- тем, что легче горит;
- дает больше дыма;
- выделяет меньше тепла.
Минерал разделяется по степени углефикации и размерам. На основе этих параметров была придумана и внедрена маркировка, отражающая характеристики конкретного сорта ископаемого. Это удобно для использования в промышленности.
Смотрите познавательный видеообзор про минерал:
По степени обогащения
Перед использованием добытую породу подвергают обработке – обогащению. Это увеличение содержания углерода за счет очищения от минеральных примесей, что повышает горючесть.
Часто применяется мокрый способ – ископаемое загружают в водную среду, в которой идет расслоение на примеси и камень. Это происходит из-за того, что минеральные добавки имеют меньшую плотность. Машины для такого обогащения называются отсадочными.
Промышленное разделение по степени обогащения минерала:
- Промпродукты. Используются в металлургии.
- Концентраты. Из них получают энергию для электростанций, отопления.
- Шламы – мелкая угольная пыль. Идет для нужд населения, для этого ее прессуют в брикеты.
По степени углефикации
Углефикация – процесс превращения торфа в бурый уголь или каменного – в антрацит. Это степень насыщения углеродом конкретного куска ископаемого, определяющая его свойства – горючесть, спекаемость, теплоту сгорания. Зависит от возраста – чем он меньше, тем ниже степень углефикации.
Наивысшей степенью углефикации обладает антрацит, низкой – блестящие угли марок М и Д, остальные типы относятся к средней степени.
По размерам
Добываемые ископаемые отличаются по длине и ширине (это называется фракция), потому существует классификация, где куски определенного размера имеют свое название, сокращенно обозначаемое одной буквой.
Иногда такое разделение называется сортом. Хотя используется буквенное обозначение, к маркам это не имеет отношения.
Классификация по размерам (фракциям):
Название | Размер, мм |
Плитный (П) | Более 100 |
Крупный (К) | 51–99 |
Орех (О) | 25–50 |
Мелкий (М) | 13–24 |
Семечко (С) | 6–12 |
Штыб (Ш) | Менее 6 |
Рядовой (Р) | Несортированный, имеющий в составе куски разного размера |
Марки каменного угля
Минерал подразделяют на марки, деление основано на составе и способности к горению:
- длиннопламенные (Д);
- газовые (Г);
- газовые жирные (ГЖ);
- жирные (Ж);
- коксовые жирные (КЖ);
- коксовые (К);
- отощенные спекающиеся (ОС);
- тощие (Т);
- слабоспекающиеся (СС);
- полуантрациты (ПА);
- антрациты (А).
Каменный уголь марки Д чаще других используется в ЖКХ и энергетике благодаря следующим свойствам:
- много летучих веществ (от 39 %);
- мало серы (менее 0,5 %);
- мало золы;
- теплота сгорания 4700–5400 ккал/кг – это хороший показатель;
- содержание воды – 15–16 %;
- высокая теплоотдача.
Камень отличается ярким блеском, добывается на территориях Красноярского края и Хакасии.
Происхождение каменного угля
Минерал начал образовываться задолго до появления человека. Примерный возраст – 400–200 миллионов лет. До сих пор у ученых нет однозначного мнения касательного того, растения какой группы образовали залежи каменного угля. Большинство считают, что это папоротниковидные.
Существуют 4 основные теории, пытающиеся объяснить, как образовался каменный уголь:
- Самая распространенная – образование торфа, а затем угля произошло из-за распада папоротников, плаунов, хвощей. Однако эта теория не может объяснить пласты ископаемых толщиной в 400–700 метров. Ведь для образования 500 метров ископаемых требуется 2000 метров торфа, т. е. растения одних видов должны были произрастать на территории миллионы лет без изменений погодных условий.
- Термическая теория – медленное тление растительных остатков в условиях среды с малым содержанием кислорода с постепенным превращением в обычный уголь, а затем – в каменный. Однако при этом внутри ископаемых не сохранились бы части растений.
- Версия с морской водой. Упав в океан, растения подвергались длительному процессу углефикации, находясь под давлением и без кислорода. Теория подтверждается морскими находками – водорослями, песком.
- Абиогенная – уголь появлялся путем нагревания метана в присутствии водорода и углекислого газа. По этой теории, находки в пластах являются не остатками растений, а пиролитическим графитом, потому нельзя достоверно определить возраст добываемых ископаемых.
При добыче и обработке в пластах ископаемого иногда встречаются удивительные находки:
- вертикально стоящие стволы деревьев;
- огромные каменные глыбы весом до 73 кг, имеющие метаморфическое или вулканическое происхождение;
- изделия из золота и металла, что указывает на продолжающийся процесс углеобразования;
- моллюски, раковины, кольчатые черви;
- округлые предметы, напоминающие яйца динозавров.
За происхождение каменный уголь называют консервами солнечной энергии – растения способны накапливать ее в листьях, побегах.
Месторождения и добыча породы
Ископаемое широко распространено – его запасы составляют 15 % от всей суши. Тройка стран-лидеров по добыче каменного угля:
- США – мировой лидер. Процент залежей составляет 23 – это более 1600 миллиардов тонн.
- Россия. Залежи оцениваются в 13 %.
- Китай. Показатель стремится к 11 %.
В России каменный уголь добывают в Кемеровской области, в Кузнецком месторождении, где находится 640 миллиардов тонн ископаемых. Открытие произошло в 1721 году М. Волковым. В 1842 году П. Чихачев оценил запасы бассейна. Во 2-й половине XIX века в Кузбассе начали добывать каменный угль.
В Якутии находится Эльгинское месторождение, его запасы составляют около 2 миллиардов тонн, в Тыве перспективны для разработки Элеготсткие залежи. Другие бассейны – Ленский, Тунгусский, Иркутский, Южно-Якутский, Печерский.
В США самые большие залежи расположены в штате Иллинойс (запас более 360 миллионов тонн).
В Казахстане находится 162 миллиарда тонн ископаемого. Одно из самых крупных месторождений – Экибастузское, другие бассейны:
- Шубарколь и Кызылтал – по 2 миллиарда тонн;
- Шоптыколь, Мамыт и Эгинсай – по 1 миллиарду тонн;
- Каражыра – 890 миллионов тонн.
Месторождения каменного угля обозначают на карте в виде определенного символа – черного квадрата, а бурого – заштрихованного.
В республике Хакассия основное месторождение находится в Минусинской котловине. Разработки ведутся с 1904 г. Хакасский каменный уголь добывают в Изыхском и Черногорском бассейнах.
В Африке добывают минерал на территориях:
- Зимбабве;
- Мозамбика;
- ЮАР.
Страны-экспортеры каменного угля по рейтингу, объем указан в миллионах тонн в год:
- Австралия – 193;
- Китай – 91;
- ЮАР – 69,3;
- Индонезия – 66,4;
- США – 44,1;
- Россия – 41;
- Колумбия – 37,1;
- Канада – 30,6;
- Казахстан – 28;
- Польша – 23.
Смотрите передачу о добыче камня в России:
Физико-химические свойства камня
Основной элемент камня – углерод, потому он хорошо и долго горит. Помимо этого, в нем содержится вода. Соотношение элементов зависит от возраста минерала:
Название угля | % воды | % углерода | % летучих веществ | Как воспламеняется | Как горит | Теплоотдача |
Бурый | До 43 | До 45 | До 50 | Хорошо | Хорошо | Низкая |
Каменный | До 12 | 75–95 | До 32 | Отлично | Хорошо | Средняя |
Антрацит | 1–3 | 85–95 | Менее 9 | С трудом | Слабо, без дыма из-за малого объема летучих примесей | Высокая |
Свойства:
- удельный вес – 1,5–1,7 г/см2;
- температура горения в печи – 700–1100 °С;
- блеск – выраженный, с металлическим оттенком, реже – золотистый;
- удельная теплоемкость – 1300 Дж/(кг × К);
- удельная теплота сгорания – 5700 ккал/кг;
- излом – неровный, раковистый;
- твердость угольной золы по шкале Мооса – 2;
- срок хранения каменного угля – 6–18 месяцев.
К просмотру передача, где ученый в занимательной форме рассказывает про свойства минерала:
Применение каменного угля в промышленности
В отношении каменного угля, используемого в промышленности, применяется ГОСТ 32464-2013 – постановление, в котором описаны технические требования, методы определения химического состава, классификация по разным параметрам.
В основе использования ископаемого лежит реакция пиролиза каменного угля – нагревание без каких-либо реагентов. В современной промышленности все чаще используются различные химические добавки, ускоряющие реакцию. Этапы пиролиза:
- конденсация;
- полимеризация;
- ароматизация;
- алкилирование.
Отдельно выделяют:
- Низкотемпературный пиролиз, протекающий при 500–600 °С. Это полукоксование.
- Высокотемпературный процесс, или коксование. Идет при 900–1100 °С.
Все продукты коксования делятся на 3 группы:
- Твердые – кокс. Используется в черной и цветной металлургии.
- Жидкие – каменноугольная смола. Из нее получают более 250 химических соединений. Основные – технические масла, синтетическое топливо, нафталин, бензол, аммиак. Из толуола делают красители, тротил и сахарин.
- Газообразные – пиролизный газ. Альтернативный источник энергии и тепла.
При переработке ископаемого можно получить следующие продукты, используемые в промышленности:
- ванадий, серу, цинк, свинец;
- ксилол и бензол – используются в лакокрасочной промышленности;
- твердое топливо, идущее на обогрев домов и обеспечивающее работу предприятий;
- жидкое топливо – получается при сжижении твердого;
- светильный газ, применяемый для освещения;
- золу – применяется в строительстве.
Ископаемое относится к 4-му классу опасности, как легковоспламеняющееся вещество, способное к нагреву.
Для личного использования ископаемые применяют с целью получения тепла. Там, где мало древесины или сложно заготовить дрова, можно топить баню углем. Во многих домах до сих пор стоят печи. Помещения, отапливаемые с помощью каменного угля, хорошо прогреваются и приемлемы даже для суровых зим.
Разжечь каменный уголь непросто – нужны охапка дров, древесная щепа или лучины, солома, бумага. Сначала укладывают несколько дров, на них – щепу (лучины), сверху – солому. Поджигают бумагу, с ее помощью – солому. Далее постепенно загорается древесина. Остальные дрова подкладывают по мере освобождения места. В самый жар кладут каменный уголь. Процесс подготовки окупается длительным временем сгорания и хорошей теплоотдачей.
В качестве удобрения золу каменного угля не применяют – в ней мало питательных веществ, могут быть примеси тяжелых металлов. Единственное приемлемое решение – использование на высоко щелочных почвах для нормализации кислотности – зола закисляет грунт.
Некоторые люди предлагают жарить шашлык на нем, но делать этого не стоит.
Предлагаем посмотреть зарубежную передачу о том, какая ситуация сложилась с полезным ископаемым в Европе:
Стоимость ископаемого
Каменный уголь – недорогое ископаемое. Антрацит стоит от 8000 до 11000 рублей за тонну, длиннопламенный уголь мелкой фракции можно купить за 4000–6000 рублей.
Каменный уголь – универсальное и удивительное по функциональности для человека творение природы. Он помогает производить много используемых повседневно вещей, а также топить дома и бани.
Вам доводилось использовать каменный уголь? Поделитесь статьей с друзьями и знакомыми.
Источник
Тема урока: Полезные ископаемые. Каменный уголь.
Цель: познакомить учащихся с видами каменного угля, свойствами и значением каменного угля, способам добычи.
Задачи:
расширить знания учащихся о полезном ископаемом каменном угле, его свойствах и применении;
вызвать интерес к изучению новой темы;
развивать логическое мышление на основе упражнения в установлении сходства и отличия;
воспитывать уважительное отношение к природным богатствам нашей страны и уважение к профессии шахтёра.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звенит заливистый звонок,
Тебя ждёт интересный и полезный урок
Чудесным пусть будет у тебя настроенье,
Легко и радостно даётся ученье.
2.Критерии оценок.
«5» — активно работать на уроке, давать правильные полные ответы, правильно и самостоятельно выполнять работы в тетради.
«4» — активно работать на уроке, давать правильные полные ответы, самостоятельную работу в тетради выполнить с помощью учителя.
«3» — активно работать на уроке, при ответах на вопросы и самостоятельной работе требуется помощь учителя.
Перед тобой лежит лист самооценки, в нём ты будешь оценивать свою работу.
Игра «Почта» | Таб.№1 | Таб.№2 | Игра «Соедини картинку и слово» | Игра «Хорошо — плохо» | Полные ответы на вопросы | Актив-ность | Итого |
3. Сообщение темы и цели урока.
А хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить?
Тогда выполни следующие задания.
Игра «Собери слова»
еыпзноел киесыоапем (полезные ископаемые)
Мы продолжаем изучение горючих полезных ископаемых.
Подумай и отгадай, с каким полезным ископаемым мы познакомимся.
Он несёт в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить стали, делать краски и эмали. ( Каменный уголь)
Прочитай тему нашего урока.
Тема: «Полезные ископаемые. Каменный уголь»
Как ты думаешь, чем сегодня будем заниматься на уроке.
Цель: познакомимся с видами….., свойствами и значением ….., способами добычи ………..
В течение урока ответим на вопросы, которые нас интересуют.
1. Месторождение каменного угля?
2. Свойства каменного угля?
3. Виды каменного угля?
4.Как и кто добывают каменный уголь?
5. Где используют каменный уголь?
( Итог…)
4.Актуализация опорных знаний.
Что означает слово «ископаемые»? (От слова «копать», находятся в недрах земли)
Почему они полезные? (Приносят пользу людям)
Кто находит месторождение полезных ископаемых? (Геологи)
Игра « Почта»
Помоги геологу разложить полезные ископаемые в посылки, чтобы отправить в лабораторию.
1 группа — горючие п.и. (Нефть, природный газ, каменный уголь, торф)
2 группа – рудные п.и. (Железная руда, медная руда, золото, серебро)
3 группа – нерудные (строительные) п.и. (Песок, глина, гранит, известняк)
Ученик оценивает себя самостоятельно.
(Итог)
5. Работа над новой темой.
1)Вступительное слово.
. Героем нашего урока сегодня будет вот этот кусок горной породы.
Как называется это полезное ископаемое? (каменный уголь)
Ты проведёшь небольшое исследование и узнаешь о каменном угле много нового.
Для исследования нам с тобой необходимо отправиться в путешествие по станицам книги. А задания будешь выполнять в тетради.
2)1 страница – историческая
История появления угля в России.
До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого. Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни. Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет». Слова его оказались пророческими. И уже при его жизни в России начались разведочные работы на уголь.
3) 2 страница — географическая
Месторождения каменного угля.
Что такое месторождение? (Место, где залегают полезные ископаемые) Месторождения каменного угля на карте обозначаются чёрным квадратом.
( Работа с физической картой России)
Место залегания каменного угля называют угольным бассейном. В мире известно свыше 3,6 тысяч угольных бассейнов. Их площадь занимает около 15% территории земной суши. Самый большой процент залежей мирового запаса угля в США – 23%.На втором месте – Россия, 13%. Замыкает тройку стран-лидеров Китай – 11%.
Запасы угля в России размещены крайне неравномерно. Более 90% приходится на ещё недостаточно освоенные районы Сибири и Дальнего Востока.
Самые крупные из них: Печорский угольный бассейн– около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора. Интересна история открытия Печорского месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку в Москву. Посланная экспедиция геологов обнаружила богатейшее месторождение, здесь вырос город шахтёров Воркута. В.Я.Попов был награждён орденом Ленина. Это месторождение находится на далёком Севере, здесь безлесная суровая тундра, долгая и суровая зима.Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. Наиболее крупные местонахождения каменного угля находятся в Сибири, в Кемеровской области.
— Назови крупные месторождения каменного угля?
Итог…….
4) 3 страница – исследовательская.
Практическая работа: «Свойства каменного угля»
1.Возьми кусок каменного угля. Какого он цвета? (чёрный)
2.Есть ли у него блеск, прозрачность? (блеск).
3.Попробуй разломать его руками. Какой он? (твёрдый)
4. Ударь уголь молотком. Что произошло с углём? (он расколется на несколько кусочков)
Какой можно сделать вывод? (хрупкий)
5. Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче. Что произойдёт с углём? (он утонет)
Какой можно сделать вывод? (каменный уголь тяжелее воды)
6. Сделай вывод. Запиши.
Вывод: Каменный уголь – твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, блестит, в воде тонет, хорошо горит и выделяет тепло.
(Заполняет таб.1 в тетради)
Ученик оценивает себя самостоятельно.
Итог…..
Физкультминутка.
По дорожке геологи шли.
Много камешков разных нашли.
Присели, собрали.
Присели, собрали
И дальше вприпрыжку пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгали на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгали на правой ножке.
«Стоп! Немного отдохнём
И камни изучать пойдём!»
5) 4 страница – геологическая.
Виды угля.
Каменный уголь в зависимости от месторождения бывает разным.
В природе встречается три вида каменного угля — бурый, обыкновенный каменный уголь и антрацит. ( Рассматривание коллекции)
Виды каменного угля
Бурый уголь
Антрацит
Обыкновенный каменный уголь
БУРЫЙ УГОЛЬ. Бурые угли, рыхлые и более тусклые, их геологи называют незрелыми. Они не блестят, хуже горят.
АНТРАЦИТ. Его геологи считают самым зрелым. Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук. При горении выделяется много тепла.
ОБЫКНОВЕННЫЙ КАМЕННЫЙ УГОЛЬ. Сероватого цвета, матовый(меньше блестит) и больше пачкает руки. Горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла.
(Заполнение таб. 2 в тетради)
Ученик оценивает себя самостоятельно.
Итог…..
6) 5 страница – биологическая.
Образование каменного угля.
А почему его называют каменным?
Каменный уголь очень твёрдый. Как камень. Долгое время считалось, что он родственник камню. Потому его так и назвали, но ведь камень не горит.
Откуда же взялся каменный уголь?
Великий русский учёный М. В. Ломоносов разгадал эту загадку. Он открыл, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далёкие доисторические времена росли на земле.
Работа с учебником. Стр. 111
( чтение рассказа в учебнике)
— Как образовался каменный уголь?
Итог……..
7) 6 страница – технологическая
Добыча каменного угля.
Каменный уголь добывают в разных местах. Пласты угля находятся не только на большой глубине. Некоторые из них выходят к поверхности земли.
Добыча угля из пластов, которые выходят на поверхность земли, проводится открытым способом. Котлованы – карьеры. Открытый или карьерный способ применяют, если пласты угля залегают неглубоко — не глубже 100 м. Верхний слой — почву, глину, песок – отодвигают в сторону и сбрасывают в отвал, начинают добычу экскаваторами, вывозят самосвалами или строят специальную железную дорогу.
Если уголь залегает глубоко, добычу его ведут закрытым способом Для добычи угля из глубины земли делают каменноугольные шахты, в которых ведут подземную добычу. Самые глубокие шахты России ведут добычу угля до глубины 1200 м.
Шахта-это глубокий вертикальный колодец с горизонтальными туннелями, который доходит до пластов каменного угля. В шахте движутся специальные кабины. В них шахтёры спускаются под землю добывать уголь и поднимаются на поверхность после работы. От шахты во все стороны тянутся длинные подземные коридоры, в них уложены рельсы или конвейеры.
Работает в шахте — шахтёр. Это трудная профессия. Шахтёра отличает внутренняя собранность, повышенная дисциплина, внимательность, ответственность. Шахтёру необходим хороший слух и зрение, а также должен быть физически развит.
Как ты думаешь, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте, может произойти обвал, взрыв.)
— Люди, какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)
Игра «Соедини картинку и слово»
Карьер
Шахта
Скважина
(задание выполняет в тетради)
Ученик оценивает себя самостоятельно.
Итог……
8) 7 страница – хозяйственная
3начение каменного угля.
Какое значение имеет уголь сейчас? (ответы учащегося)
Область использования каменного угля просто огромна.
Рассмотри картинку и расскажи, где человек использует каменный уголь.
Посмотри, что в нашей комнате сделано из каменного угля?
Итог……..
9) 8 страница — экологическая
Экологические проблемы.
И вот сейчас настало время соотнести уголь с экологией.
Уголь был главным видом топлива в первой половине XX века, в настоящее время он уступил лидерство нефти и газу. Доля его в топливном балансе страны в 50-е годы составляла 59 %, а сейчас 18%.
Мы уже говорили о том, что роль угля в топливном балансе страны снижается. А есть ли у угля будущее? Используя данные учёных о запасах и добыче нефти, угля и газа определили, на сколько лет хватит этих ресурсов. При современном уровне добычи нефти хватит на 42 года, газа на 73, угля на 651, в будущем уголь может стать главным топливом.
Какие экологические проблемы ты заметил? (ответы учащегося)
Давай поиграем в игру «Хорошо — плохо».
— Чем хорош уголь?
топливо
электричество
лекарства
краски
искусственные ткани
бензин
— Чем плох уголь?
разрушается почва
копоть
сажа
загрязняет атмосферу
Ученик оценивает выполнение работы.
Итог……
6. Закрепление. Работа с учебником.
-Смогли мы с тобой найти ответы на наши вопросы? Давай проверим.
А как ты думаешь, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения учащегося.)
А как же сберечь это природное богатство – каменный уголь? (Экономить)
Прочти вывод в тетради.
Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Итог……
7. Подведение итогов.
-Как называется тема нашего урока?
-Знания, полученные на сегодняшнем уроке, где тебе могут пригодиться?
Итог….
На следующем уроке мы продолжим знакомиться с полезными ископаемыми, а именно с железной рудой.
8. Домашнее задание.
Выполнить задание в тетради. (Тест)
Выставление оценок.
Ученик оценивает свою работу на уроке. Подводит итог в таблице. Учитель оценивает работу учащегося на уроке.
Урок окончен. Спасибо за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест « Полезные ископаемые»
Тест 8 вопросов 3 варианта ответов.
1.Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) камни
б) полезные ископаемые
в) вода
2.Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?
а) ножницы, ложки, вилки
б) кирпич, бензин, известняк
в) нефть, глина, торф
3.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи
б) строители
в) геологи
4.Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медная руда
б) глина, известняк
в) каменный уголь, природный газ
5.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки деревьев и растений?
а) глина
б) каменный уголь
в) гранит
6.Жидкое горючее полезное ископаемое
а) природный газ
б) нефть
в) известняк
7.Где добывают каменный уголь?
а) в болотах
б) в подземных шахтах
в) со дна озёр
8.Из какого полезного ископаемого получают лекарства и пластмассы?
а) из угля
б) из гранита
в) из руды
Таблица №1
СВОЙСТВА КАМЕННОГО УГЛЯ
Правильный ответ отметь знаком «+».
серый | белый | черный |
матовый | блестит | прозрачный |
твердый | жидкий | газообразный |
прочный | хрупкий | мягкий |
тяжелее воды | легче воды | |
хорошо горит | плохо горит | не горит |
даёт тепло | нет тепла |
Сделай вывод устно: Каменный уголь – полезное ископаемое …. цвета, …., ….., ……, …… ……, ……, …….
Таблица №2
Виды каменного угля
Вставь пропущенные слова.
Рыхлый, более тусклый, не блестит, плохо горит, даёт меньше тепла – это ________________________________________________.
Это самый лучший каменный уголь, самый крепкий и плотный, чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук, при горении выделяется много тепла _____________________________________.
Сероватого цвета, матовый(меньше блестит),горит он хуже, чем антрацит, и меньше выделяет тепла, чем антрацит _________________________________________________________________.
Игра «Соедини картинку и слово»
Карьер
Шахта
Скважина
ВЫВОД
Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства, краску, лаки. К использованию каменного угля нужно относиться экономно.
ЗАПОМНИ!
Шахтёр
Шахта
Каменный уголь
Карьер
Антрацит
Обыкновенный каменный уголь
Матовый (без блеска)
Источник