Чем полезен огонь и чем опасен для
Татьяна Кузикова
НОД «Чем огонь полезен и опасен»
План:
1. Дидактическое упражнение «Назови произведения про огонь»
2. Артикуляционная гимнастика «Сирена»
3. Пальчиковая гимнастика «ШИ»
4. Изобразительная деятельность «Средства для тушения огня»
5. Гимнастика для глаз «Капелька»
6. Физкультминутка «Огонь – давний друг человека»
7. Дыхательная гимнастика «Затуши спичку»
8. Логоритмика «Мы пожарники»
9. Дидактическая игра «Найди эвакуационные знаки»
10. Анализ занятия.
Программное содержание:
Коррекционно- образовательные: Активизировать в речи детей существительные (лестница, выход, эвакуация). Закреплять правильное произношение звука «и», «у» (сирена). Формировать у детей навык связно отвечать на вопросы воспитателя, мыслить логически. Развивать у детей представление о пользе и вреде огня. Углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Учить правилам обращения с огнем. Автоматизировать звук «Ш».
Коррекционно развивающие: Закреплять приемы работы с кистью, фломастерами, карандашами, счетными палочками. Совершенствовать умение передавать в рисунке образы предмета. Учить детей выкладывать из палочек схематическое изображение и постройку по памяти. Развивать мелкую и крупную моторику рук. Продолжать совершенствовать умение согласовывать текст с движением и музыкой.Совершенствовать умение рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти. Развивать умение последовательно выкладывать фигуру человека.
Коррекционно –воспитательные: Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности.
Сформировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Воспитывать умение сопереживать героям.
Материал:
Демонстрационный: слайды, интерактивная доска, звук сирены.
Раздаточный: цветные карандаши, фломастеры, краски, кисточки, восковые мелки, листы бумаги, зеркало, массажные мячи, свечки.
Организация и методика проведения ООД
1. Звучит звук сирены. Дети входят в группу, становятся полукругом у интерактивной доски.
Вопросы: Когда мы слышим эти звуки? (Когда где-то пожар.) Как вы думаете, о чем мы будем беседовать? (О пожарах). Послушайте внимательно и отгадайте загадку.
Среди всех земных профессий
Есть профессия одна
Ей все правила известны
Укрощения огня.
Тот её лишь выбирает,
Кто упрям и духом смел
Потому что дело знают
Мастера. (пожарных) дел.
Вопросы: Дети, А кто такие мастера пожарных дел? (Пожарные) Повторите. (ПО-ЖАР – НЫ — Е) Кто такой пожарный (Человек, который борется с огнем.) Чем занимается, пожарный? (Тушит пожары) А в каких произведениях мы встречаемся с героями тушения пожаров?
(«Путаница» К. И. Чуковского, «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака; «Кошкин дом» С. Я. Маршака; «Миф о Прометее»; «Пожарные собаки»Л. Н. Толстого.) Кого мы считаем героями на пожаре (Бабочка, курица, парень, собака Боб)Что главное для тушения пожара? (быстро добраться до пожара, чтобы потушить его) А на чем можно добраться? (На вертолете, пожарной машине)
2.Вопросы: Какой сигнал издается пожарной машиной? (Сирена) Воспроизведете его. артикуляционную гимнастику «Сирена» (садитесь за столы)
Дети: И-У-Иу-Иу, Иу-Иу-Иу!
3.Вопросы: А, что, пожарному, может помочь тушить пожар? (Вода из колодца, песок, огнетушитель, пожарная машина) Перед изобразительной деятельность проведем пальчиковую гимнастику чтобы подготовить руки к работе. А поможет ее провести … Возьмите в руки мячик.
ШИ-ШИ-ШИ — загорелись камыши. ШИ-ШИ-ШИ — ты пожар туши.
ШИ-ШИ-ШИ — побежали малыши, Тушим, тушим, мы пожар потушим.
4. А сейчас изобразите, пожалуйста, средства помогающие пожарному потушить огонь. Выполняйте задание.
(Дети рисуют пожарную машину, разукрашивают огнетушитель восковыми мелками, выкладывают колодец из счетных палочек)
5.Задание: После тушения пожара всегда много воды. Потому, что в основном пожар тушат водой. Брызги разлетаются во все стороны. Вот и у нас появилась капелька. Давайте понаблюдаем за ней. Гимнастика для глаз «Капелька»
6.Задание: Пожарный предлагает вам выполнить физминутку «Огонь давний друг человека» (дети стоят между рядами)
Огонь — давний друг человека, (качают внизу руками)
А без доброго огня (шагают на месте)
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами, (рукопожатие)
Гонит холод, гонит мрак, (имитируют слова)
Он приветливое пламя (качают руками над головой)
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен (хлопают в ладоши)
И за то ему почет, (Показывают Класс)
Что ребятам греет ужин, (делают ладошки, как тарелка)
Режет сталь и хлеб печет. (имитируют движения)
7. А любой огонь должен быть обязательно потушен. Пожарный предлагает вам «Затушить свечку» (дети выполняют задание, сидя за столами)
8.Вопросы: Дети, а кто хочет стать пожарным? Сегодня мы все с вами пожарные и давайте споем песню «Мы — пожарники»
Пожарным называюсь
Укротителем огня
Огонь злой, дым угарный
Отступают от меня.
Мы пожарные – герои,
Нам огонь послушен,
Если вспыхнет он порою
Будет в миг потушен.
9.Вопросы: Если начался пожар что нам нужно сделать? (позвонить) Мы позвонили, а дальше нам что нужно сделать (выйти из помещения) А что нам в этом поможет? (знаки). Назовите знаки. (вниз по лестнице, вверх по лестнице, выход, огнетушитель, пожарный кран.)
10.Вопросы: О чем мы сегодня беседовали? (О пожаре) Что рисовали? (Пожарную машину, огнетушитель, колодец, человека)
Источник
Воронцова Ольга Александровна
Полезный и опасный огонь
Тема:
Полезный и опасный огонь
Цель:
Создание социальной ситуации развитие деятельности детей с предметным миром правилами безопасного обращения с предметами
Задачи;
Рассказать детям о работе пожарных, возникновении пожаров и правилах поведения при пожаре, о том, что в случае необходимости взрослые звонят «01».
Вооружить знаниями, умениями, навыками для действия в экстремальной ситуации.
Формировать представления о правилах безопасного поведения с огнём.
Развивать воображение, сообразительность, конструктивные способности.
Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасности.
Упражнять детей в отчётливом произношении «Ши-ши».
Вызвать желание у детей, быть всегда осторожными с огнём.
Форма проведения:
Урок безопасности жизнедеятельности.
Методы и приёмы:
Словесные: Чтение вслух стихотворения
Объяснение
Наглядные: Картинки по теме
Набор цифр от одного до пяти
Картины «Пожарные тушат огонь»
«Пожарная машина»
Предметы (зажигалка, спички, свеча)
Метод наблюдения — наблюдение за огнём (горение свечи)
Метод практического обучения: Д/и «Пожарные машины»
Д/и «Какой бывает огонь?»
Предварительная работа:
1. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Кошкин дом». Беседа по произведению.
2. Обыгрывание сцены пожара с детьми по ролям по стихотворению С. Я. Маршака «Кошкин дом».
3. Рассматривание картины «Тушение пожара». Беседа по картине».
4. Конкурс рисунков, выставка рисунков «Тили-тили-тили бом! Загорелся кошкин дом».
Словарная работа:
Разучивание чистоговорки «Ши-ши-ши.»
Обогащение словаря «Можно», «Нельзя», «Огонь», «Пожарная машина».
Ход занятия.
(Вношу красивую шкатулку,в ней: спички, зажигалка, свеча. Обращаю внимание на красочную шкатулку)
Хотите узнать, что там? (показ предметов)
Для чего нужны эти предметы? (разжигать огонь)
(Показ последовательно картинок «Костёр», «Мангал», «Печь», «Газовая плита»)
Для чего люди разводят костёр? (греться, готовить пищу, жечь мусор)
Мангал? (жарить шашлык)
Газовая плита? (готовить обед)
Печь? (чтобы было тепло и готовить еду)
Мы рассказали какой огонь добрый, полезный, нужный, но огонь бывает злой, безжалостный, коварный.
(Зажигаю свечу, рассматриваем огонь, называем цвет огня)
Если не потушить свечу, что произойдёт? (Свеча сгорит, возникнет пожар)
В наших квартирах и домах много вещей, которые хорошо горят, поэтому все взрослые дети, должны быть очень осторожны с огнём. Пожары опасны! В большом огне может сгореть мебель, одежда, игрушки, и даже, люди.
(Чтение чистоговорки)
Ши-ши-ши загорелись камыши,
Ши-ши-ши ты пожар туши,
Ши-ши-ши побежали малыши,
Тушим, тушим, мы пожар потушим.
Ребята, а чтобы у нас не случилось никогда такой беды давайте расскажем правила пожарной безопасности
Что нельзя делать детям? (с показом картинок)
Нельзя брать в руки спички, зажигалки
Нельзя зажигать газовую плиту
Нельзя включать утюг
Не влезать пальцами и другими предметами в розетку
А как нужно вызвать пожарную машину? (показ карточки «01»)
Вспомним стихотворение «Кошкин дом» (чтение и проговаривание вместе с детьми знакомых четверостиший)
Услышав сигнал тревоги приехала пожарная машина. Начала тушить пожар и потушила.
(Показ картинки «Пожарная машина»)
Обратите внимание пожарная машина необычная. (прошу детей внимательно рассмотреть из скольких и каких геометрических фигур она состоит)
Сколько кругов? (5)
Сколько овалов? (2)
Сколько квадратов? (2)
Сколько треугольников? (4)
Сколько прямоугольников? (2)
(Данная работа сопровождается показом цифр).
Итог:
А теперь мы встанем в маленький круг, повернёмся вокруг себя и превратимся в маленькие огоньки
Сначала мы потихонечку горим
(Дети делают круг шире)
Потом стали разгораться больше, больше, выше, выше.
(Дети имитируют огонь, поднимая руки вверх)
И вот огонь стал большим, опасным и коварным
Чтобы не было беды, мы уже знаем правила. Сейчас мы их повторим
Спички нельзя. (брать)
Газ нельзя. (зажигать)
Утюг нельзя. (включать)
В розетку пальцы нельзя. (вставлять)
Ребята,постарайтесь запомнить эти правила и всегда соблюдать, чтобы пожарная машина не приезжала к вашему дому!
Источник
Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях — в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.
Роль огня в жизни первобытного человека
Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.
Укрощение огня человеком — довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица — они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления — молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.
После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.
Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом — использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.
Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.
Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку — больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.
Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.
Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности — его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.
Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное — он дал человеку возможность освоения новых земель.
Роль огня в жизни современного человека
Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ — всего этого не было бы без маленькой искры.
На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его — плавит руду.
Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей — усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках — электрическая.
Огонь используется практически в любой человеческой деятельности — керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.
Источник
Анна Кондратьева
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе «Почему огонь полезен и опасен»
Конспект
открытого игрового занятия по ОБЖ
в подготовительной группе детей с ЗПР
Тема: «Почему огонь полезен и опасен«
Автор: Кондратьева Анна Юрьевна, воспитатель МКДОУ №4 г. Сегежи
Цель: уточнить знания детей о пользе и опасности огня, формировать четкие представления о мерах предосторожности при обращении с огнем.
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»Оборудование: Подборка художественной литературы по данной теме. Презентация к игровому занятию по ОБЖ. Мультимедийная установка. Музыкальный центр. Диск с записью телефоного звока, «Вальс цветов» Чайковского.
Ход:
Педагог: Я загадаю загадку, сказав мне отгадку, вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать.
Загадка: Я не сам по себе,
Я сильнее всего,
я страшнее всего,
И все любят меня,
И все губят меня (огонь)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)
В каких случаях мы говорим, что огонь бывает добрый? (когда приносит пользу)
Какую пользу приносит огонь? (тепло, свет, можно разогревать пищу)
Слайд 1 (изображение «доброго огня»: приготовление пищи, печь и др)
Логоритмика:
На огне готовя кашу, (дети имитируют приготовление каши)
Пироги пекут в печи, (имитируют приготовление пирогов)
И ладошки греют наши, (растирают ладони)
Когда с улицы ришли,
Свет, тепло нам отдает, (поднимают руки вверх)
С нами дружно он живет. (ритмичное сжимание и разжимание рук)
Но бывает огонь и другим.
Беспощадным, коварным и злым.
В каких случаях можно сказать, что огонь злой (когда приносит вред)
Слайд 2 (изображение «злого огня»: лесной пожар, пожар в квартире и др)
(звучит тревожный сигнал)
Ало? Кнам на телефон поступил сигнал бедствия
Слайд 3 (изображение сказочногокоролевства)
В мире сказок вновь появился Огонек, он пытается научить неправильным правилам пожарной безопасности Буратино. Что же делать?
Правильно ребята, мы научим Буратино правилам пожарной безопасности и спасем его от беды.
Тогда отправляемся в мир сказок.
Слайд 4 (анимация: дорога)
(звучит фрагмент «Вальса цветов» Чайковского)
Слайд 5 (анимация: Буратино и «Огонь«)
Педагог рассказывает сказку:
Буратино гулял по улице и вдруг услышал: «Здравствуй Буратино! какой ты миленький, хорошенький2.
«А вы кто?» — спросил Буратино.
» Я добрый, несчастный Огонек«
«Почему несчастный?» — удивилс Буратино
я хоче подрасти. стать большим пламенем, для этого добры Буратино, ты должен принести мне спички и разжечь костер.
Слайд 6 (игра можно-нельзя)
Педагог:
• Ребята, можно ли во двор выносить спички?
• Жечь костер, если ряом нет взрослых?
• Где еще нельзя разжигать костры? (в лесу)
• От чего в лесу бывают пожары?
• Кто виноват?
• Как можно избежать пожара в лесу?
(в конце игры на слайде высвечивается анимация-солнышко и слово молодцы)
Слайд 6 (анимация-дождь)
Набежали тучи. полил дождь и Огонек предложил Буратино отправиться домой.
Слайд 6 (иллюстрация-квартира Буратино)
Когда Буратино и Огонек оказались дома, Огонек сказал: Бедный Буратино, твоя одежда вся промокла. Включи газовую плиту, развесь над ней свою одежду. а сам наклонись к огню и погрей свой носик».
Педагог: Ребята, о чем забыл Буратино? (плиту без взрослых включать нельзя, нельзя наклоняться близко к огню получишь ожоги)
А у электроплиты можно обжечься?
Слайде 7 (появляется знак трогать газовую и электроплиту без взрослых запрещается)
-Буратино у тебя помялась куртка. давай включим утюг и погладим ее.
Педагог: Какое правило нарушил Буратино?
Слайд 8 (появляется знак, трогать электроприборы без взрослых запрещается)
-Ой, какая красивая розетка, давай. Буратино с ней поиграем.
Педагог: Ребята, чем опасны розетки?
Слайд 9 (появляется знак, трогать розетку без взрослых запрещается)
-Буратино, ты любинь фокусы? Хочешь покажу свой любимый фокус? Зазгу спичку, брошу на ковер и случится сюрприз.
Педагог: ребята, что может произойти, если Буратино станет показывать такие фокусы?
Слайд 10 (иллюстрация пожара в квартире)
Слайд 11 (на слайде высвечивается анимация-солнышко и слово молодцы)
-Подумаешь, — сказал Огонек. Если начнется пожар, появиться дым, прататься надо под кровать.
Педагог: Правильный ли совет дал Огонек?
Какой совет вы дадите Буратино?
• Нельзя пртаться под кровать,можно задохнуться.
• Разбивать оконные стекла, доступ воздуха усиливает пожар.
• Убегать в кладовку, там трудно дышать.
«Спички нельзя, электроприборы нельзя, а вот дверцу в печи открыть можно!»
Педагог: А этот совет правильный?
Слайд 12 (на слайде высвечивается анимация-солнышко и слово молодцы)
Педагог: Рассердился Огонек, что ему не удалось обмануть Буратино, стал раздуваться все выше и выше, пока не превратился в большое пламя.
Слайд 13 (анимация-пламя)
Педагог: Что же теперь Буратино надо делать?
(надо озвонить 01, назвать имя, адрес, сказать, что случилось)
Педагог: Буратино вызвал пожарную команду.
Слайд 13 (анимация-пожарная машина)
Педагог: Когда команда приехала, окатила Огонька водой, да так, что от него осталась лужица и кучка пепла.
Слайд 16 (анимация-лужа)
Логоритмика: Чтоб не надо было плакать (дети имитируют слезы)
Чтобы не жалеть потом (разводят руки в стороны)
Эти правила запомни (опускают руки вниз)
Не шути дружок с огнем (грозят указательным пальцем)
Дети называют правила:
• нельзя без взрослых бать спички.
• нельзя ользоваться электроприборами без взрослых
• нельзя играть с газовой плитой
• нельзяразжигать костры во дворах и в лесу
• В случаи пожара звони 01
• Во время пожара не прячься под кровать,в кладовку. не открывай окно
Слайд 18 (на слайде высвечивается анимация-солнышко и слово молодцы)
Педагог: Я думаю, что Буратино запомнил все правила, а нам пора возвращаться в детский сад.
(звучит фрагмент «Вальса цветов» Чайковского)
мы снова очутились в детском саду. Давайте нарисуем все,что нельзя трогать спички, утюг, розетку. И подарим детям старшей группы, чтобы они тоже запомнили правила пожарной безопасности.
Дети рисуют запрещающие знаки.
Источник