Чем полезен психолог в детском саду
Выступление на родительском собрании:
«Психологическая служба ДОУ»
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду?
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Психолог в саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.
Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалист. В детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду.
Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ.
Диагностическая работа.
Коррекционно — развивающая работа.
Психологическое консультирование.
Психологическое просвещение и профилактика.
Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ.
Когда и по какому поводу следует обращаться к педагогу-психологу:
- это социальные ситуации:
ребенок идет в детский сад или школу (проблемы адаптации);
- развод родителей; конфликты в семье,
- смерть кого-то из близких;
- появление нового члена семьи;
- случаи насилия над ребенком;
- переезд на новое место жительства и т.д.
- агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм энурез, энкопрез и т.д.;
- страхи и тревожность ребенка;
- проблемы общения со сверстниками; сложности в коммуникации. Ребенок не может найти контакт со сверстниками.
- уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
- трудности освоения программы (неустойчивость внимания, трудности запоминания и пересказа, сложности с концентрацией внимания и пр.)
- проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
- задержка психического развития, аутизм и др.
- проблемы поведения,
- кризисы развития (кризис 3 лет, кризис 7 лет)
- вопросы по воспитанию ребенка
- родительско — детские отношения; беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией
- чрезмерная активность.
Очень важно, чтобы, вы, родители понимали: что психолог призван быть на стороне ребёнка.
Но было бы неверно думать, что психолога нужно посещать только в случаях проблемных ситуаций. Если у вас в семье царит любовь и согласие и нет проблем, желательно просто прийти, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. У психолога, вы получите нужную и полезную информацию.
Источник
Ирина Путинцева
Консультация «Что делает психолог в детском саду?»
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т. п.)
Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи
• Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
• Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
• Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
• Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
• Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
• Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
• Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
• Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка
Деятельность психологаДОУ направлена на всех участников воспитательно — образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям:
• Психологическая диагностика
• Коррекционно – развивающая работа
• Психологическое сопровождение ребенка
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
• Консультирование по проблемам развития
• Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
• Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологическихпроблем воспитанников:
• Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
• Психологическое просвещение
• Взаимодействие с другими специалистами
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
___
В ДОУ функционирует 11 групп: 9 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Что же делает психолог в ДОУ?
Возрастная группа Что делает психолог?
I младшая группа
(2 — 3 года) • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка
• ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой
• игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения
• консультации с родителями по вопросам адаптации ребенка
• консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода
II младшая группа
(3 — 4 года) • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
• индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.
• консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
средняя группа
(4 — 5 лет) • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
• индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
• консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
• индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК
старшая группа
(5 — 6 лет) • индивидуальная диагностика ребенка по запросу педагогов или родителей.
• индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
старшая группа
компенсирующей направленности для детей с ЗПР
(5 — 6 лет) • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка.
• индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
• консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
• коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группа по 3-4 ребенка)
подготовительная группа
(6 — 7 лет) • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
• индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка (в случае, если ребенок в групповом режиме показал недостаточные результаты).
• индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
• консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
• развивающие занятия с детьми по подготовке к школе
• итоговая диагностика готовности к школе детей
подготовительная группа
компенсирующей направленности для детей с ЗПР
(6 — 7 лет) • групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
• индивидуальная углубленная диагностика уровня развития ребенка.
• индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики.
• консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
• коррекционно-развивающие занятия с детьми по подготовке к школе (индивидуально или в малых группах по 3 — 4 ребенка)
• итоговая диагностика готовности к школе детей
Деятельность психологаДОУ осуществляется в следующих направлениях:
Психологическая диагностика
Коррекционно– развивающая работа
Психологическое просвещение и профилактика
Консультирование
Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно — развивающей работы, сопровождения и т. д.).
Психодиагностикав учреждении осуществляется по следующим направлениям:
• Познавательная сфера
• Регуляторно — волевая сфера
• Эмоционально – личностная сфера
• Коммуникативная сфера
Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой.Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.
В младшем дошкольном возрасте психологическаядиагностика проводится в одном из двух вариантах:
• психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
• психологическое обследование детей 4 — 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.
В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).
В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУи школьных картах детей.
Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении
Психолог в ДОУ Коррекционно-развивающая работа Психологическое просвещение и профилактика Консультирование
Коррекционно-развивающая работа психолога в ДОУ
Адресатом психологической помощи является ребенок.
Психологическая помощь организуется:
• по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
• на основании результатов психологической диагностики;
• на основании рекомендаций ПМПК.
Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.
Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.
В работе с «нормативными» детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).
Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.
Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Основные методы коррекционно –развивающих воздействий:
• Игровая терапия
• Арт-терапия
• Куклотерапия
• Песочная терапия
• Психогимнастика
• Элементы нейропсихологической коррекции
• Релаксационные упражнения
• Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
• Упражнения для развития познавательных процессов
Психологическое просвещение и профилактика
Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.
Психологическоепросвещение осуществляется следующим образом:
• стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т. д.
• памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики
• беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями
• сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
• выступления на родительских собраниях
Консультативная деятельность психолога ДОУ
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме.
Консультации психологаорганизуются в ДОУ следующими способами:
• по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
• по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей,
• по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния
• активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ
Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.
Источник