Чем полезен рассказ фотография на которой меня нет

Чем полезен рассказ фотография на которой меня нет thumbnail

Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотомастера в его родную деревню. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, не вовремя заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения «Фотография, на которой меня нет». Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 8 классе по данному плану.

Анализ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев

Краткий анализ

Год написания – 1968 г.

История создания – Приезд фотографа в глухую деревушку. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.

Тема – В своем рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к ее истории.

Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идет от рассказчика сначала от маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.

Жанр – Автобиографический рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, ее населяющих, о своем детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их теплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка дает понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.

Писать большую книгу автор начал в 1956 году, с небольших рассказов о своем детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далекая и близкая сказка», год написания – 1968.

Тема

Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.

В «Фотографии, на которой меня нет» анализ произведения дает понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе четко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа. Действие происходит в довоенное время, и это считается значительным событием для каждого из сельчан.

Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел, и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщетны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька, и когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба, какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок, в данный момент, является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.

В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.

В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдается своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принес Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.

Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родового дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит в себе события тех далеких дней, являясь летописью истории.

Именно об этом хотел сказать автор в своем произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.

Композиция

В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два автора. На протяжении всей истории, события довоенного времени, описываются глазами ребенка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый автор, который смотрит на старое фото, и видит все прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война, все это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, в которых хранится история.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Фотографии, на которой меня нет».

Жанр

Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».

Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких, и дальних родственников. В создание этой книги, писатель вложил всю свою душу, и поэтому, она так дорога и понятна.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 321.

Источник

Бульб­озавр
[387K]

2 месяца назад

Этот рассказ наверно можно отнести к биографичным, ведь в нем писатель нас продолжает знакомить с жизнью сибирского села в непростые для страны годы.

Повествование этого произведения ведется от двух лиц. Первым выступает ребёнок, которому из-за собственной небрежности не удается сфотографироваться со всем классом и от уже взрослого мужчины, для которого старые фотографии, это память о своей малой родине – селе, его жителях.

Этот рассказ учит нас заботе о близких нас людях, настоящей дружбе, где человек может пожертвовать многим ради другого проявляя самоотверженность и великодушие. Произведение учит нас быть внимательными и заботливыми к другим . Учит нас тому, что нельзя забывать прошлое, ведь без него не будет нормального будущего.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

angre­n
[227K]

2 месяца назад

Рассказ Виктора Астафьева «Фотография на которой меня нет» — это автобиографичная история из жизни самого автора, его воспоминания о детстве, любимой бабушке, которая его воспитывала, о друге, которого тоже нет на этой фотографии, он не стал фотографироваться, потому что Витя был болен и не смог пойти в школу, где была сделана фотография.

Эта фотография — личные воспоминания о жизни и учебе в селе Овсянка, это история страны, судьбы одноклассников, многих из которых уже нет в живых.

Этот рассказ учит помнить своё прошлое, своих предков, историю своей страны, которая отражена в жизни и судьбе каждого человека.

Элени­я
[421K]

2 месяца назад

Рассказ Виктора Астафьева «Фотография на которой меня нет» — это небольшое автобиографичное произведение, в котором автор описывает события из жизни школьника Вити. В нем повествуется о нелегких послевоенных годах, о том, как нелегко живется.

Рассказ многому учит и о многом заставляет размышлять. Надо уметь ценить в жизни моменты, людей, время, каким бы непростым и сложным оно не оказалось, уметь поддерживать других. Так, друг Вити, с которым вместе провели время на горке, тоже отсутствует на памятной фотографии, потому что снимок был сделан, когда приятель разболелся, а его друг остался вместе с ним. Рассказ показывает великое мужество учителя Вити, который не только хороший преподаватель, а еще добрый, скромный и отзывчивый человек. Он приходит к ученику с фотографией. Однажды учитель спас на Лысой горе детей. Все в селе относятся к Евгению Николаевичу со вниманием и почтением. Свое произведение автор заканчивает словами, что хорошо было бы, если все учителя дослужились до подобной почести, как простой учитель овсянской школы.

Рассказ описывает, как людей раскулачивали, как бедно народ жил. Также, рассказ учит ценить труд, быть трудолюбивыми, как простые люди в то время, поддерживать друг друга.

владс­андро­вич
[588K]

2 месяца назад

Данный рассказ Виктора Астафьева, конечно в первой очереди о солидарности друзей, которая в нем показана максимально искренней и причем настолько, что связана по тем временам с большим самопожертвованием. Ведь друг автора этого рассказа, что бы его поддержать когда тот болел, не пошел фотографироваться вместе с остальным классом, хотя мог это сделать так как был здоров.

Конечно рассказ этот смотрится по событиям которые описаны в нем детским и наивным, но это не удивительно, ведь задачей автора была максимально искренне передать любовь к его малой родине и все события которые наполняли его детство и связывают его с ней.

Марин­а Волог­да
[180K]

2 месяца назад

Произведение В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в первую очередь учит тому, что не стоит забывать своих близких, свои места, где ты вырос.

Автор хранит фотографию на которой его нет, но она ему дорога. На фото виден его старый дом, их класс и учитель. Все это дорогу автору, как воспоминание. Даже история, из-за которой о не попал на эту фотографию, тоже многое значит.

Еще он учит тому, что друзей надо поддерживать в самый трудный час, иногда даже рискуя чем-то важным. Здесь два друга, один заболел, второй решил его поддержать и отказался фотографироваться, хотя для обоих ребят это было очень важным. Поэтому, можно сказать, что рассказ нас учит настоящей дружбе.

Одэли­сс
[138K]

2 месяца назад

Большое автобиографическое произведение «Фотография на которой меня нет» по мотивам событий жизни самого писателя Виктора Астафьева — это также рассказ о его малой родине.О событиях, которые происходили в на уроках, о школьной верной дружбе это повествование. Автору дорога эта старая фотография, где нет не сумевшего из-за болезни прийти, его лучшего друга.

Все, что происходит в жизни, учит ценить этот рассказ. Он учит заботиться о собственном здоровье и не совершать опрометчивых и необдуманных поступков. Не бросать товарища в трудную минуту и дорожить счастливыми мгновениями жизни- это все уроки этого небольшого рассказа Астафьева.

Муроч­ка полос­атая
[270K]

2 месяца назад

В рассказе «Фотография, на которой меня нет» речь идет о двух товарищах Вите и Саньке.

Случилось так, что Витя сильно заболел, а Санька, чтобы поддержать товарища тоже отказалась фотографироваться.

Заболевшего Витю приходил навещать его учитель и вот однажды он принес фото, на котором был весь класс, кроме Вити и его товарища.

Через годы Витя до сих пор смотрит на эту фотографию и вспоминает своего учителя.

Это произведение учит нас всегда помнить о своих корнях, не забывать о своих товарищах.

Рассказ учит нас не бросать своего товарища в трудную минуту, учит тому что очень важно поддержать своего товарища.

РУДЬК­О
[196K]

2 месяца назад

Фотография на которой меня нет. Данное автобиографичное произведение Виктора Астафьева, на мой личный субьективный взгляд, учит школьников прежде всего солидарности, быть вместе с товарищем и в радости и в беде.

Кроме того, этот рассказа подчёркивает, как велика в жизни человека роль первого учителя и как бережно надо относиться к моментам своей жизни, беречь всё хорошее и беречь воспоминания о хорошем, передавая их потомкам, как и сделал автор этого произведения.

В конце концов всё сводится к элементарным человеческим ценностям и к тому, что человечное отношения, это одно из самых важных в жизни чувств.

Казуа­р
[18.7K]

4 месяца назад

Рассказ учит любви к своей малой родине, бережному отношению к духовным ценностям человека, передающимся из поколения в поколение, а также благодарности родным и близким за заботу и доброту, которые помогли в становлении человека как гармонической личности.

serg7­07
[2.4K]

2 месяца назад

Рассказ Виктора Астафьва учит помнить своих близких людей, учителей, друзей, свою родину, то место, где родился и вырос.

В рассказе описано простое событие -приезд фотографа в деревню. Витя заболел и на общей фотографии учеников его нет. Став взрослым, автор смотрит на эту фотографию и вспоминает то прекрасное время и друзей, многих из них нет в живых, их унесла война.

На этой фотогоафии история жизни автора и его

поколения

история страны.

Знаете ответ?

Источник

Ю Елена Ю
[12.9K]

3 года назад

Автобиографический рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» был написан в 1968 году, а впервые был опубликован в сборнике «Далёкая и близкая сказка» .

В этом небольшом по объёму произведение описывается жизнь сибирской деревни в тридцатые годы двадцатого века.

Сюжетная линия рассказа на первый взгляд незамысловата: ожидание приезда в село фотографа и переживания связанные с этим знаменательным для жителей села событием.

Сам главный герой не попал на фотографию, поскольку накануне вместе со своим другом пробегал на улице, пришёл домой весь промокший и заболел. Бабушка пыталась его лечить, а мальчик

всё переживает, что не попадёт на съёмку фотографии.

В итоге мальчик становится обладателем долгожданной фотографии, но самого его на ней нет. Отсюда и название рассказа — «Фотография, на которой меня нет».

Большинство героев рассказа — реальные люди, прототипом учителя Вити был Евгений Швед, дочь которого(Ванда) сохранила фотографию, о которой писатель рассказывает в своём произведении.

Вот та самая фотография.

Думаю, для понимания смысла рассказа стоит так же процитировать его последние строки:

Чем полезен рассказ фотография на которой меня нет

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Zolot­ynka
[510K]

2 года назад

Старая фотография, которую писатель бережно хранил на протяжении десятилетий, стала основой для сюжета этого замечательного рассказа. События разворачиваются в глухой сибирской деревеньке, куда однажды приехал фотограф.

Герой рассказа, тогда еще школьник, накануне фотографирования, катался с горки и застудил ноги, поэтому не смог пойти в школу.

Но старое фото, сделанное на фоне родимого гнезда (дом, в котором находилась школа когда-то был домом его раскулаченного деда), бередит, разрывает душу, будит воспоминания о той давней, канувшей куда-то в небытие жизни. Много бед прошло с тех пор: война унесла многих, но осталось главное — непередаваемо-нежное чувство привязанности к людям из той далекой жизни: к бабушке, к деду, к учителям, к соседям, ко всем, с кем ему приходилось жить вместе в те нелегкие годы.

88Sky­Walke­r88
[281K]

2 года назад

Это рассказ о дружбе, который относится к циклу рассказов, объединенных общим названием «Последний поклон». Сюжет этого рассказа автобиографичен, писатель пишет о своем детстве.

Действие происходит в небольшой деревушке. Из города должен приехать фотограф и сфотографировать школьников. Для них это большое значимое событие, которое бывает раз в жизни.

Два друга накануне пошли кататься с горки. Один мальчик так накатался, что на следующий день не смог встать, так у него болели ноги. Когда друг зашел за ним утром в школу, узнал, что он заболел. Тогда он тоже решил не ходить и не фотографироваться, чтобы другу не было так горько и обидно.

Рассказ повествует о настоящей дружбе.

-Irink­a-
[139K]

2 года назад

Рассказ Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» является автобиографическим. Он повествует о дружбе, как о великой человеческой ценности, которая дана не всем.

События рассказа происходит в маленькой деревни. В школу из города приезжает фотограф для того, чтобы сфотографировать учеников. Для всей деревни это значимое событие, так как фотографии в то время очень редки и они являются настоящей летопьсью, которая передаёт историю.

Два закадычных друга перед днём съёмки отправились на гору кататься. Они накатались от души, да так извалялись в снегу, что вечером у Витьки прихватили ноги и он не мог стоять на них. Витька был сиротой, его воспитывала старая бабушка. Она его очень любила, но не упустила случая поворчать на внука и наподдовать ему подзатыльников за такое непослушание.

Ни что так, не расстраивало мальчика, как то, что он не попадёт но фотографию.

На следующий день, Санька зашел за другом, но увидев, что у друг не стоит на ногах и не может попасть на фото, решил поддержать его и, несмотря на то, что на нём была новая телагрейка, а желание сфотографироваться огромным. Друзья не попали на фотографию с классом.

Спустя несколько дней, пришёл учитель и принёс Вите фотографию на которой его нет.

Эту фотографию автор хранил всю жизнь, а те события возможно стали определяющими в становлении его характера и душевных ценностей.

К тому же в рассказе мы видим жизнь русского народа тех времён, их быт. Рассказ очень интересный, который непременно стоит прочесть.

Nelli­4ka
[109K]

2 года назад

Этот рассказ о том, как однажды в глухую деревню близ Красноярска приехал фотограф, который собирался фотографировать не деревенских жителей, а учеников овсянской школы. Заранее распределили места на будущей фотографии: в первом ряду сидят отличники, позади них — хорошисты, ну а двоечники и троечники в последнем ряду. Витя (сам автор) и его друг Санька очень обиделись, даже подраться решили, но и тут их ждала неудача.

В итоге ребята пошли кататься на горку, там Витя набрал кучу снега себе в обувь. Ночью у него завыли ноги, давал знать о себе ревматизм. Бабушка хоть и наругала внука, но сделала все, чтобы поставить внука на ноги.

Но к намеченному дню Витя не смог выздороветь, и на совместном фото среди учеников его не было. Учитель, которого уважала вся Овсянка, чуть позже принес Вите эту фотографию.

И хоть на ней Астафьева нет, он любил его разглядывать даже спустя многие годы. Но без насмешки, ибо фотография — это настоящая летопись его поселка. Нерадостным моментом является также то, что здание школы на фоне — это дом его раскулаченного прадеда, который он срубил собственными руками.

morel­juba
[61.3K]

2 года назад

Рассказ под названием «Фотография, на которой меня нет» повествует о мальчишке. который не смог сфотографироваться со своими одноклассниками, так как заболел накануне. Мальчик, главный персонаж, очень хотел сфотографироваться, но к сожалению, у него этого не получилось сделать из-за болезни, он простудился. Но фотографию ему всё же учитель отдал. Пусть его и нет на фото, но память об этом времени вместе с этой фотографией у него всё же осталась. Этот рассказ повествует о жизни местных жителей, о жизни школьников и учителей. Учителя жили бедно, но имели авторитет. Да и вообще жилось в те времена всем тяжело, но как-то было больше сплочённости.

В то время очень очень редкостью была фотография, потому мальчик и расстраивается. Также в рассказе говорится и о настоящей дружбе, когда друг заболевшего мальчика отказывается также фотографироваться без друга.

Божья коров­ка
[147K]

3 года назад

Очень краткий пересказ (краткое содержание) рассказа «»Фотография на которой меня нет» Астафьева, для того чтобы понять, о чем это произведение.

Основная сюжетная линия рассказа — в деревню приехал фотограф, для того чтобы сфотографировать учеников местной школы. Событие это, как и сам приезд фотографа, для всех жителей деревни было важное, все хотели не ударить лицом в грязь перед приезжим.

Дело было зимой. Сам автор накануне после катания в снегу заболел ногами так, что не мог ходить. По этой причине он не попал на школьную фотографию.

Вторая явно прослеживаемая сюжетная линия — о жизни, людях (учителях) и раскулачивании деревни.

Fanto­meRU
[13.2K]

2 года назад

Основной сюжет рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» заключается в том, что в описываемую деревушку должен был приехать фотограф, чтобы запечатлеть на фотографии учащихся школы и учителей. Однако, главный герой рассказа заболел накануне так, что не смог ходить. Отсюда он описывает свои переживания в связи с тем, что его на этой фотографии не будет. В итоге, несмотря на то, что герой отсутствует на фотографии, он её всё-таки получает.

Периодически смотря на неё, он вспоминает своё ушедшее детство и понимает как дорога ему эта фотокарточка.

Чем полезен рассказ фотография на которой меня нет

Именно так в финале рассказа Астафьев говорит о ценности фотографии.

Рьенн ди Фарей­н
[141K]

3 года назад

Небольшой рассказ Виктора Астафьева содержит несколько сюжетных линий. Действие происходит в начале 30-х годов прошлого века в период коллективизации. Основная линия — это прибытие в сибирское село фотографа, который должен был сфотографировать учителей и учащихся местной школы. В те годы фотография довольно редкое дело, поэтому вся школа трепетно готовится к великому для села событию. Герой рассказа мальчик Витя тоже мечтает сфотографироваться с одноклассниками, но заболевает за день до торжества и фотографирование проходит без него. Фотокарточка у него сохранилась на всю жизнь, он часто смотрит на нее, хотя самого на том фото нет. Отсюда и название рассказа. Вторая линия — повествование о нелегкой жизни сибирской деревни, а так же о потрясениях и бедах, ставших последствием коллективизации. Особо Астафьев выделяет отношение сибиряков к учителям. Хотя учителя жили так же бедно, как и остальные, но пользовались любовью, уважением и огромным авторитетом местных жителей. И, хотя это не относится к вашему вопросу, но деревня Овсянка, в которой происходит действие рассказа, расположена в нескольких километрах от моего города, я сам не раз бывал в тех местах.

greyv­i
[2.1K]

2 года назад

В рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» говорится о мальчике, который не смог сфотографироваться вместе со всеми из-за того, что не вовремя заболел.

В деревню для того, чтобы сфотографировать местную школу, приехал фотограф.

Главного героя не бросил друг Санька и тоже не пошел фотографироваться.

В конце концов учитель принёс главному герою фотографию, на которой его не было.

Знаете ответ?

Источник