Чем полезна дыхательная гимнастика для детей с овз

Чем полезна дыхательная гимнастика для детей с овз thumbnail

Использование дыхательных и физических упражнений с детьми с ОВЗ

        В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

        В первые месяцы обучения логопед сам проговаривает текст, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. В специально подобранных стихотворениях, песнях, считалках, диалогах автоматизируются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

        Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. В предложенном ниже комплексе упражнений использованы элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и системы развития дыхания, разработанной отечественными физиологами В.В. Васильевой, Ю.С. Василенко, В.П. Морозовым; методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией (М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, В.И. Рождественская, В.И. Селиверстов); стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н.В. Новотворцева, Н.А. Маранова).

Формирование диафрагмального дыхания

Упражнение 1. «Надуй шарик»

Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.

Упражнение 2. «Часики»

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.

Упражнение 3. «Щука»

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох — легко надавливать руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны, выдох — надавливать руками на ребра.

Щука в омуте жила,

Воду щеткою мела.

Щи готовила гостям,

Угощение лещам.

Упражнение 4. «Наклоны»

Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх),

Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад):

Тук,тук,тук,тук, тук, тук (руки вперед, вверх),

Пауков найдет он тут (руки вниз назад).

Упражнение 5. «Шагают ножки»

Во время ходьбы на месте — руки вверх — вдох, опустить руки — выдох.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Шагают наши ножки

По пням, по кочкам,

По камушкам, по камушкам,

В ямку — бух! (Присесть.)

Дифференциация носового и ротового дыхания

Упражнение 6. «Вдох-выдох»

Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос — выдох через нос, вдох через рот — выдох через нос, вдох через рот — выдох через рот.

Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения):

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте не спеша.

Как? Покажем малышам.

Упражнение 7. «Ветер дует»

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть),

Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть),

Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).

Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа дыхания

Упражнение 8. «Деревце качается»

Стоя, наклонять туловище и двигать руками под чтение текста.

Ветер дует нам в лицо (дуть, махи руками в лицо, сильная струя)

Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо, влево).

Ветер тише, тише, тише (дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя)

Деревцо все выше, выше (потянуться, руки вверх).

Упражнение 9. «Осенние листики»

Выполняется стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.

Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-вправо)

На веточках сидели.

Дунул ветерок (подуть на листочки),

И мы полетели (легкие взмахи руками),

Мы летели, мы летели (медленно приседать)

И на землю тихо сели (присесть).

Упражнение 10. «Одуванчик»

Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть и выдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелек.

Упражнение 11. «Снежинки»

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

Упражнение 12. «Пила»

Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя — вдох, руки от себя с замедлением движения — выдох.

Пила, пила

Пили живей,

Мы домик строим

Для зверей.

Упражнение 13. «Повороты»

Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

Боком-боком, боком-боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

Упражнение 14. «Перекаты»

Выполняется стоя, руки на поясе, подниматься на носки — вдох, опускаться на пятки — выдох, т.е. «перекатываться». Корпус держать прямо.

Ты носочки поднимай,

Ты носочки опускай.

Чики-чики-чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка — на дудочке,

Петушок — на будочке,

Зайчик — на тачке,

Мальчик — на собачке.

Упражнение 15. «Хлопки»

Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох — развести руки в стороны, на выдох — поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом.

С барабаном ходит ежик,

Целый день играет ежик.

С барабаном за плечами,

Ежик в сад забрел случайно.

Упражнение 16.«Стирка»

Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями — выдох.

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу.

Я стираю, полоскаю,

С ручек воду отряхаю.

Упражнение 17. «Ищем землянику»

Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе — выдох. Выпрямиться — вдох. Собираем землянику. Теперь ягодка у левой ноги — быстро собираем ее, придется опять наклониться.

Мы шли, шли, шли,

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ищем ягодку опять.

Упражнение 18. «Колеса»

Выполняется стоя, руки к плечам. Круговые движения локтями по 4 раза в каждую сторону. Дыхание свободное.

Катились колеса,

Колеса, колеса,

Катились колеса,

Все влево, все косо.

Скатились колеса

На луг под откос,

И вот что осталось

От этих колес.

Упражнение 19. «Зайка скачет»

Руки на поясе, прыжки на месте, ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний.

Прыг-скок, прыг-скок,

Зайки скачут: скок-поскок

На зелененький лужок.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг — зайчонок под кусток.

Упражнение 20. «Зарядка»

Выполнение соответствующих движений под чтение текста. Дыхание свободное.

Все выходят по порядку (ходьба на месте),

Дружно делают зарядку:

Влево-вправо! Влево-вправо (наклоны)!

Получается на славу (присесть)!

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть (потрясти руками)!

Теперь можно отдохнуть (встряхнуть ступни ног).

Раз-два! Раз-два (наклоны туловища)!

Замелькали пятки (бег на месте),

Как чудесно босиком (бег на носках)

Бегать на зарядке (бег на пятках)!

Умеют все ребятки

С носочков встать на пятки (соответствующие движения),

Вдохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.

Вот так, вот так:

Присесть и разогнуться.

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!

Теперь можно отдохнуть.

Развитие речевого дыхания

Упражнение 21. «Погрей ладошки»

Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом шепотом: «ф-ф-ф».

Зайка беленький сидит (присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими)

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть (встать, потирая руки)

Надо лапочки погреть (подуть на них).

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать (поскакать).

Упражнение 22. «Жук жужжит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж».

Я — жук, я — жук, я здесь живу (плавно размахивать руками),

Я все жужжу, жужжу, жужжу (ритмично переступать ногами),

(руки рупором, произносить звуки на выдохе).

Упражнение 23.«Паровоз гудит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «у-у-у».

Мчится поезд

Во весь дух (круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками):

Чух-чух! Чух-чух!

Паровоз гудит (остановиться):

У-у-у-у-у-у-у (погудеть).

Упражнение 24. «Петушок кричит»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у ».

Тихо-тихо все кругом (сидеть на корточках),

Все уснули крепким сном.

Петушок один вскочил (встать, руки поднять вверх),

Всех ребяток разбудил (подняться на носки):

«Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).

Упражнение 25. «Ребята заблудились»

Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить: «ау-ау-ау».

Летом Вова и Марина

В лес ходили за малиной.

Они кричали в лесу:

Ау-ау-ау!

Упражнение 26. «Буква О»

Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Не под окном, а около (руки вверх, в стороны, кругом)

Каталось О и охало (дважды плавные круговые движения перед собой),

О охало, О охало (те же движения)

Не под окном, а около (руки в стороны, вниз).

Источник

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

На занятиях с детьми, имеющими нарушение речи, большое внимание уделяется упражнениям на дыхание.

Цель упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища(повороты вправо-влево, наклоны вперёд, круговые вращения), головы(наклоны к плечу, на грудь, круговые повороты). Например, подняться на носки, руки потянуть вверх – вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс – выдох.

Поворот туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо – вдох, возвращение в исходное положение туловище – прямо, руки опущены вниз – выдох.

Поднять голову вверх – вдох, опустить медленно на грудь – выдох и т.д.

В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе:

Например, подняться на носки, руки потянуть вверх – вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук «с» («ш, ф, х»), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова с открытыми слогами, закрытыми, трёхсложные; фразы, состоящие из 3-5 слов. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.

В занятия по воспитанию дыхания, голоса, артикуляции включается пение и произношение междометий, которые экспрессивно окрашены; выражают эмоции, волевые побуждения человека: радость, гнев, страх, боль: «А! О! Ох! Ой! Ух! И т.д.».

«Стоит Алёна, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан»

Дыхательная гимнастика – детям.

Сюжет 1. Прогулка в лес

  1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо; 3 – вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – наклон туловища влево, вернуться в и.п.

  2. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1- вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперед; 3-4 – вдох – вернуться в и.п. – выдох.

  3. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1- вдох – руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вперед – вниз, опуститься на всю стопу; 3-4 – повторить, вернуться в и.п.

  4. «Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли». И.п. – ноги вместе, руки за голову. 1- вдох – подняться на носки; 2 – выдох – присед; 3-4 – повторить, вернуться в и.п.

  5. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- вдох; 2 – выдох – сед с прямыми ногами, руки к носкам; 3 – вдох; 4 – выдох, вернуться в и.п.

Сюжет 2. Мы построили дом

  1. «Поднимаем кирпичи». И.п. – ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперед, пальцы в кулак («Ух!»); 3 – вдох; 4 – вернуться в и.п.

  2. «Кладем раствор». И.п. – ноги врозь, руки на поясе, локти назад. 1 – вдох; 2-3 – выдох – поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперед («Раз!»); 4 – вернуться в и.п.

  3. «Белим потолок». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – поднять правую руку вверх-назад; 2 – выдох – опустить правую руку; 3 – вдох – поднять левую руку вверх-назад; 4 – выдох – опустить левую руку.

  4. «Наклеиваем обои». И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 – вдох; 2 – выдох – подняться на носки, прямые руки вверх; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п.

  5. «Красим полы». И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперед, руки вытянуть вперед, пальцы врозь («Жик!»); 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п.

Сюжет 3. Пожарные

  1. «Лезем по пожарной лестнице вверх». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, согнуть в локтях, кисть в кулак, опуститься на всю стопу («Ух!»); 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п.

  2. «Направляем огнетушитель на огонь». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вперед; 2 – выдох – поворот туловища и вытянутых рук вправо (ладони соединены) («Ш-ш!»); 3 – вдох – то же влево; 4 – выдох – вернуться в и.п.

  3. «Затушим горящие угольки». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – втянуть живот; 2 – выдох – рот трубочкой, живот выпятить («Ф-ф-ф!»); 3-4 – то же.

  4. «Заглянем в щели». И.п. – сед с опорой на пятки. 1- вдох – руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вперед, опора на предплечья («У-у»!).

  5. «Вышли из горящего дома – вздохнем глубже». И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки опустить вниз, стать на стопу («Ах»!); 3-4 – то же.

Сюжет 4. На море

  1. «Какое море большое». И.п. – основная стойка. 1- вдох – руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, опуститься на стопу («Ах»!); 3-4 – то же.

  2. «Чайки ловят рыбу в воде». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – наклон туловища вперед, руки в стороны; 2 – выдох – вернуться в и.п.; 3-4 – тоже.

  3. «Створки раковины раскрываются». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- вдох – живот втянуть; 2 – выдох – сед с прямыми ногами, живот выпятить («Ш-ш»!); 3 – вдох – живот втянуть; 4 – выдох – вернуться в и.п.

  4. «Пловцы». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – левую руку поднять; 2 – выдох – мах левой рукой вперед, вниз; 3 – вдох – правую руку поднять; 4 – выдох – мах правой рукой вперед, вниз («Раз!»).

  5. «Дельфин плывет». И.п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 – вдох; 2 – выдох – наклониться вперед, правым локтем коснуться левого согнутого колена; 3 – вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – наклониться вперед, левым локтем коснуться правого колена, вернуться в и.п.

Сюжет 5. В зоопарке

  1. «Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет». И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперед, правую руку вытянуть перед собой; 3 – вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох, то же левой рукой, вернуться в и.п.

  2. «Он несет на лбу не зря два развесистых куста». И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1 – вдох; 2 – выдох – руки вперед; 3 – вдох – руки в стороны; 4 – выдох – вернуться в и.п.

  3. «У него огромный нос, будто нос лет тысячу рос». И.п. – сед с прямыми ногами, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище наклонить вперед, коснуться руками носков; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п.

  4. «Лежит веревка, шипит, плутовка». И.п. – лежа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1-2 – вдох; 3-4 – выдох –руки вперед («Ш-ш-ш-ш!»); 5-6 – вдох; 7-8 – выдох – вернуться в и.п.

  5. «По реке плывет бревно… ох и злющее оно!». И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 – вдох – руки, ноги, голову слегка поднять вверх; 2 – выдох – вернуться в и.п.; 3-4 – то же.

Источник

Маргарита Кудряшова
Дыхательно — звуковая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Работоспособность головного мозга, его здоровье и долголетие во многом определяются культурой дыхания. Всем известно, что без движения невозможна сама жизнь. Головной мозг является самым чувствительным к недостатку кислорода органом нашего тела. Даже при небольшой гипоксии мысль становится менее ясной, решения принимаются с большим запозданием, увеличивается число ошибочных действий, слабеет память, снижается критическая оценка действительности, хотя субъективное состояние и самочувствие кажутся хорошими. При отсутствии подачи кислорода к головному мозгу уже в течение пяти минут в нем происходят необратимые изменения.

Так, дыхание, как «энергетическая система» занимает особое место в процессе развития и становления речи детей. Ведь дыхательные упражнения – это своеобразная зарядка нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо- и звукообразования. Если эта выдыхаемая воздушная струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеообразование становится невозможным. Если же проходящая через гортань воздушная струя является слишком слабой, то и голос у человека звучит слабо. По этой причине уже с раннего возраста важно заботиться о развитии и укреплении дыхательного аппарата ребенка.

Известно, что правильное дыхание помогает насытить организм человека оптимальным количеством кислорода, укрепляет его иммунную защиту и стимулирует обмен веществ, благоприятно воздействует на эндокринную систему и работу сердца. Кроме того специальные дыхательные упражнения способствуют уравновешиванию нервных процессов и, что особенно важно, повышают эффективность идеомоторных актов (то есть образно представляемых движений и состояний).

Доказано, что потребность организма в кислороде во многом зависит от степени мышечного напряжения, а под воздействием расслабления мышц (релаксации) понижается ток импульсов, идущих от рецепторов мышц и суставов в центральную нервную систему. Переход от напряжения мышц к релаксации и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных центров, в частности вегетативной нервной системы.

При дыхании организм усваивает не все количество выдыхаемого кислорода. Специальные дыхательно — звуковые упражнения, при которых происходит напряженный выдох с криком, позволяют удалить излишки кислорода и избежать ненужных окислительных реакций.

При выполнении дыхания со звуком появляется чувство теплоты во всем теле (это признак происходящего биохимического процесса).

Звук воздействует и на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения.

Вступая в резонансный контакт с тканями организма, звук улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга.

М. Р. Львов в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставит «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко».

В своей работе детьми с ОВЗ мы используем упражнения дыхательно-звуковой гимнастики,направленные на решение следующих задач:

1) обучение детей дыханию через нос;

2) профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и простудных заболеваний;

3) содействие речевому развитию детей;

4) обогащение общего развития ребёнка;

5) коррекция аномального развития.

В процессе выполнения упражнений придерживаемся следующих рекомендаций:

— Не переутомляем ребенка, то есть строго дозируем количество и темп проведения упражнений.

— Следим, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.

— Следим, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.

— Движения ребенок должен производит плавно, под счет, тихо.

— Не занимаемся в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

— Не занимаемся после еды.

— Занятия проводим в свободной одежде, не стесняющей движений.

— Не переутомляем ребенка, при недомогании откладываем занятия.

— Дозируем количество и темп проведения упражнений.

— При проведении занятий используем наиболее удачную форму «разговора» с детьми.

Лучше, если взрослый вместе с ребенком будет выполнять упражнения. Это помогает снять некую преграду между взрослым и ребенком, даст ребенку возможность почувствовать себя равным, что положительно влияет на самооценку ребенка.

Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

Литература.

1. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и др. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007., с 8.

2. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003, с. 35, 80-82.

3. Вводим звуки в речь. / Т. С. Перегудова, Г. А. Османова. – М.: Каро, 2007, с. 2-67.

4. Основы логопсихологии. / Е. В. Шипилова.- Ростов на Дону: Феникс, 2007, с. 30-31

5. Дыхательная и звуковая гимнастика. /Т. В Нестерюк. –М: «Книголюб», 2007,с. 2-54

Источник