Чем полезна дыхательная гимнастика для малышей

Чем полезна дыхательная гимнастика для малышей thumbnail

Консультация для родителей

Тема: « Польза дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»

Факт, что сегодня значительно увеличилось число дошкольников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. По данным статистики, в настоящее время часто болеющим является каждый пятый ребёнок. Часто болеют — сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей — дыхательная гимнастика для дошкольников. О том, каких видов она бывает, каковы показания к её проведению, как правильно её проводить с детьми разного дошкольного возраста, читайте в нашем материале. 

Виды дыхательных упражнения

Дыхательная гимнастика для детей, особенно маленьких, представляет собой комплекс из простых весёлых упражнений

Известно несколько действенных комплексов дыхательных упражнений:

гимнастика по А. Н. Стрельниковой

гимнастика по К. П. Бутейко

гимнастика из хатха-йоги

и др.

Основу этих гимнастические комплексов составляют упражнения, компонентами которых являются:

глубокое дыхание

искусственное затруднение дыхания

задержка дыхания

замедление дыхания

поверхностное дыхание.

Дыхательные упражнения бывают:

статическими (которые выполняются в состоянии покоя)

динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)

специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).

Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.

Цель и значение дыхательной гимнастики

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья. Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико, ведь:

упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка

упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой

правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья

дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.

«А знаете ли вы, что медленный выдох поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса».

Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, дошкольникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений. В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.

Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Показания и правила проведения занятий

Дыхательные упражнения подходят для всех возрастных групп дошкольников. Они могут проводиться как дома, так и в детском саду: во время утренней гимнастики или на прогулке.

«Совет. Выполнение дыхательной гимнастики противопоказано немногим, однако лучше проконсультироваться с врачом, какие конкретно упражнения подойдут вашему ребёнку».

Вначале дыхательные упражнения покажутся детям непростыми, поэтому взрослым необходимо помочь ребятишкам их освоить, обратив скучные движения в весёлую игру.

Одна из основных задач — научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.

Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.

Как проводить дыхательную гимнастику с дошкольником?

Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.

Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.

Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно (ниже вы увидите примеры).

Можно выдумывать свои упражнения, модифицировав стандартные.

Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.

Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.

Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.

Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 Сº.

Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.

Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

«Совет. Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним».

Техника выполнения упражнений

Дыхательную гимнастику могут проводить педагог, инструктор, воспитатель или медицинский работник ДОУ. Освоить её могут и родители.

В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников — специальные статические и динамические дыхательные упражнения. А в основе самих дыхательных упражненийлежит упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребёнка. Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у), шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух,). Всё это лучше делать именно в игровой форме, например: жужжит пчёлка, гудит самолёт, едет поезд и т. д.).

Читайте также:  Полезны помидоры при диете или нет

Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания детей дошкольного возраста

Детям 2-4 лет

Упражнение «Воздушный шарик». Пусть ребёнок ляжет на спину на коврик и положит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вместо живота воздушный шар. Этот шарик-животик нужно медленно надувать на вдохе (через нос), задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно выдыхая воздух через рот. Для образности можно положить на живот ребёнка небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимается и опускается.

Упражнение «Водолаз». Пусть ребёнок представит, что он в море и ныряет под воду. Чтобы продержаться под водой, нужно глубоко вдохнуть и постараться как можно длительнее задержать дыхание.

Детям 5-7 лет

Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух.

Упражнение «Хомячок». Попросите малыша изобразить хомячка: надуть щёки и походить с там видом. Потом нужно хлопнуть себя по щёчкам, выпустив воздух. А потом надо сделать ещё несколько шагов, подышав при этом носом, как бы вынюхивая новую еду для следующего наполнения щёчек.

Упражнение «Дракон». Предложите ребёнку представить себя драконом, дышащим поочерёдно через каждую ноздрю. Первую ноздрю ребёнок пусть зажмёт пальцем, а другой — глубоко будет вдыхать и выдыхать воздух.

Упражнение «Брось мяч». Исходное положение — стоя, руки подняты вверх и держат мяч. Предложите ребёнку вдохнуть, после чего на выдохе бросить мяч вперёд от груди, при этом произнеся долгое «у-х-х».

Каждое упражнение нужно выполнить приблизительно 4-6 раз.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой

Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная — для лечения астматиков. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется. Базовый комплекс этой гимнастики состоит из 14 упражнений и состоит из физических и дыхательных упражнений.

Основные правила:

Максимум эмоций на вдохе.

Одновременность движений и вдохов.

Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами — 2-3 секунды, а между выдохами — чуть больше.

Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.

Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с трёх основных упражнений:

«Ладошки». Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха — ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох — произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.

«Погончики». Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.

«Насос». Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох — во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе — выпрямиться. 1 серия — 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.

Смотрите видео, где дошкольники делают дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой

Игры и упражнения для дыхания в стихах

Дыхательная гимнастика в стихах принесёт дошкольникам и удовольствие, и пользу. Попробуйте сделать с ребёнком такой комплекс упражнений:

Гуси летят

Гуси высоко летят.

На детей они глядят.

1 — руки поднять в стороны — вдох

2 — руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у» -выдох

Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

1 — поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом

2 — поворот головы влево — выдох через слегка открытые губы.

Регулировщик

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

1 — правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох через нос

2 — левая рука вверх, правая рука в сторону — выдох + звук «р-р-р»

Маятник

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнём сначала.

Руки на поясе — вдох

1 — наклон вправо — выдох

2 — руки на поясе — вдох

3 — наклон влево — выдох

4 — руки на поясе — вдох

Выдох со звуком «т-у-у-х».

Дыхательные упражнения способствуют укреплению здоровья ребёнка

Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки — отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.

Источник

Беседа медсестры Здоровейкиной с родителями воспитанников на тему «УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ»

О дыхательной гимнастике слышали все. Кто-то использовал дыхательные упражнения во время занятий йогой или аутотренингом (от раза к разу или систематически). Польза такого вида оздоровления очевидна, поэтому нельзя забывать и о специально разработанных для дошкольников комплексах и упражнениях.
Начинать заниматься можно с самого раннего возраста. Даже двухлетние малыши способны освоить упражнения на дыхание, которые имеют забавные названия и проводятся в виде увлекательной игры. Воспитатели и инструкторы по физической культуре используют дыхательную гимнастику как часть комплекса физзарядки, в динамических паузах на занятиях, перед дневным сном или после просыпания, на летней прогулке. Проведение комплексов дыхательных процедур, предлагаемых детям, должно контролироваться врачом или медсестрой детского сада.
Родители же могут повторить уже знакомые ребятам упражнения дома: в утренние часы, примерно за полчаса до завтрака, перед сказкой на ночь. Желательно заниматься систематически, не забывая о дыхательных упражнениях в выходные дни, во время отпуска.
Профилактический эффект. В первую очередь, занятия дыхательной гимнастикой способствуют общему оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем. Упражнения на глубокое и поверхностное дыхание, которые осваивает малыш, помогают предотвратить опасность возникновения простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика – это один из способов закаливания детского организма, поскольку обеспечивается наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата, улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой.
Упражнения «Дышим одной ноздрей», «Воздушный шарик внутри», «Насос», «Мыльные пузырики» (описание упражнений приведено в конце статьи) учат ребенка контролировать процесс дыхания (верхнего, нижнего, среднего). Важно проводить гимнастику, соблюдая рекомендованную дозировку и время, не менее двух раз в день.
Успокаивающий эффект. Несколько упражнений на спокойное и глубокое дыхание помогут малышу расслабиться, привести в норму работу нервных клеток. Перед сном нежелательно использовать активные игры дыхательной гимнастики, оптимально подойдут упражнения «Послушай дыхание», «Волна» (когда в положении лежа на спине ребенок во время глубокого вдоха поднимает руки, лежавшие вдоль тела, вверх, а затем медленно опускает их на выдохе и произносит слово «вниз»).
Правильная речь

Читайте также:  Самые полезные игрушки для детей 6 месяцев

Для формирования грамотной и чистой речи, правильного произношения звуков, выразительного чтения стихов необходимо, кроме специфических упражнений, использовать и дыхательную гимнастику. Это способствует развитию умения контролировать силу выдыхаемого воздушного потока, коротко и легко вдыхать воздух носом и ртом, выдыхая его долго.
На логопедических занятиях используются упражнения «Паровозик», «Чем пахнет?», «Задуй свечку», «Ветерок и облака» и множество других.
Развитие интеллектуального потенциала
Насыщение клеток головного мозга кислородом, которое происходит во время правильного выполнения упражнений дыхательной гимнастики, стимулирует его активную работу. Систематические занятия помогают развить интеллектуальные способности, так как здоровый и спокойный дошкольник усваивает новые знания с большей эффективностью.
Психологический эффект. Любое занятие, превращенное в игру, нравится детям. Каждое упражнение дыхательной гимнастики, имеющее оригинальное «детское» название, – это возможность поиграть с любимыми игрушками, узнать свойства предметов и материалов (легкие пушинки, податливые ватные комочки, подвижные крылья бумажных бабочек). Если гимнастика проводится в детском саду, ребятишки с удовольствием подражают друг другу, стараясь выполнить то или иное задание правильно. Дыхательные упражнения, выполняемые с мамой и папой, объединяют семью, делают отношения в ней более близкими и душевными.
Игровые упражнения
Давайте разберемся, что представляют собой и как выполняются дыхательные упражнения, о которых мы говорили выше.
1. «Дышим одной ноздрей» – ребенок делает плавный глубокий вдох через левую ноздрю (правая ноздря закрыта указательным пальцем) и медленно выдыхает через правую ноздрю (левую ноздрю предварительно закрыть). Более простая вариация упражнения для самых маленьких – делать вдох-выдох сначала одной ноздрей, а затем другой, закрывая пальчиком ноздрю, не участвующую в процессе.
2. «Воздушный шарик внутри» – малыш ложится на пол и кладет руки на живот. Медленно вдыхая, он представляет, что у него в животике надувается воздушный шарик. При выдохе шарик сдувается. Второй вариант упражнения выполняется сидя или стоя – нужно положить руку на грудь и глубоко вдохнуть. Малыш должен ощутить, как поднимается и опускается грудная клетка при дыхании.
3. «Насос» – ребенок наклоняет корпус вперед из положения стоя, делая шумный резкий вдох, затем возвращается в исходное положение и выдыхает. Дышать нужно носом. Наклоны можно заменить приседаниями.
4. «Мыльные пузырики» – малыш глубоко вдыхает носом, надувая при этом щеки, а затем медленно выдыхает через рот.
5. «Послушай дыхание» – ребенок прислушивается к своему дыханию, обращает внимание на то, какие части тела приходят в движение при вдохе и при выдохе.
6. «Волна» – это упражнение выполняется лежа на полу, в исходном положении руки расположены вдоль туловища. На вдохе ребенок заводит вытянутые руки за голову, а на выдохе – медленно возвращает обратно, произнося при этом «вниз».
7. «Паровозик» – дети ходят по кругу друг за другом, попеременно двигая согнутыми в локтях руками и повторяя «чух-чух-чух».
8. «Чем пахнет?» – нужно сделать серию коротких вдохов, как бы принюхиваясь.
9. «Задуй свечку» – малыш делает глубокий вдох и выдувает воздух, представляя, что задувает свечу. Более сложные вариации этого упражнения – когда воображаемых свечей несколько, тогда воздух нужно выдувать порциями, чтобы суметь задуть их все.
10. «Ветерок и облака» – для этого упражнения понадобятся облака, которые можно вырезать из листов белой бумаги и положить на стол. Сложив губы трубочкой, ребенок дует на облака, изображая ветерок, и облачка разлетаются.

Рекомендуем посмотреть:

Чем полезна дыхательная гимнастика для малышей
Игровой комплекс дыхательной гимнастики для дошкольников

Чем полезна дыхательная гимнастика для малышей
Зрительная и дыхательная гимнастика в детском саду

Чем полезна дыхательная гимнастика для малышей
Дыхательная гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду

Читайте также:  Книга как общаться как быть полезным

Чем полезна дыхательная гимнастика для малышей
Консультация для родителей в детском саду: Дыхательная гимнастика

Похожие статьи:

Восточная дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения

Классный час «Как защитить себя от болезней», 3 класс

Источник

Татьяна Попова
Польза дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста

Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он

совсем не болел, то, во всяком случае,

поддерживать у него высокий уровень здоровья

вполне возможно.

Н. М. Амосов

Дети дошкольного возраста подвержены частым заболеваниям, особенно часто это ОРВИ, но существует и риск развития серьёзных осложнений. Когда один ребёнок приходит в детский сад с кашлем то, как правило, через день те же симптомы появятся у других детей. В результате получается круговорот, не успел один ребёнок выздороветь, как вернулся в свою группу и снова подхватил неприятные симптомы от друзей.

Дыхательная гимнастика просто обязана проводиться в детском саду ежедневно. Она включает в себя комплекс упражнений направленный на укрепление иммунитета. И те дети, которые отличаются гиперреактивностью благодаря такой гимнастике научаться расслабляться

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Ещё древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Тренированность дыхательноймускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащённо дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами. Диафрагма – мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция — создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

нижнее или «брюшное», «диафрагмальное»дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного — средняя);

среднее или «рёберное»дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);

верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного — средняя часть);

смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких).

Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию лёгких, а какую их часть — зависит от типа дыхания.

Насколько лёгкие наполнились воздухом,определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком — помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

При разработке комплексов дыхательной гимнастикинеобходимо учитывать:

• эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

• доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

• степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физкультурное занятие в помещении (вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении). Можно включать дыхательную гимнастику с использованием подручных средств такие упражнения могут проводиться не только во время занятий,например:

• надувание воздушных шаров;

• выдувание мыльных пузырей;

• свист;

• игры на дудочке и губной гармошке.

Гимнастика не просто развивает несозревшую дыхательную систему детей, но и является отличным дополнением при лечении.

Очень часто родители и педагоги задают вопрос есть ли противопоказания у дыхательной гимнастики? Ведь каждый ребёнок – это индивидуальность. Как правила особых противопоказаний нет, но каждая мамочка может проконсультироваться с врачом, чтобы составить ряд упражнений, которые подходят больше всего.

Задача педагогов и родителей воспитать здоровых и крепких детей и если мы взрослые будем правильно развивать малышей, пройдёт время и мы сможем увидеть, как из часто болеющего ребёнка, который постоянно цеплял вирусные инфекции и плохо разговаривал, вырос крепкий и сильный, здоровый и жизнерадостный человек.

Источник