Чем полезна групповая работа на уроке

Групповая работа как эффективная форма организации урока

           Все учителя заинтересованы в том,  чтобы каждый ученик в его классе активно работал на уроках, чтобы на каждом уроке он  получал  хорошие знания.

        Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают парные и групповые формы работы, так как при организации работы в  группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

         Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: “учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель”, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. Практическое применение групповой работы учащихся в нашей школе подтверждает, что эта форма работы как никакая другая позволяет реализовывать образовательные функции. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества»

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

       Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы –правильное комплектование групп. Психолог Ю.Н. Кулюткин пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания взаимопомощи, снимается тревожность и страх».

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

•        Разделитесь на группы по … человек.

•        Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

Читайте также:  Чем полезен трепанг на меду для женщин

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Начальным  этапом реализации технологии работы в группах является работа в парах, которую можно начинать с первых дней обучения в начальной школе. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомим детей с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока.

Постепенно переходим ко второму этапу, работа  в группах. Организация групповой работы начинается с формирования групп. Группы могут формироваться как учителем, так и самими учащимися. Количество человек в группе может быть различным (3-8 человек). При организации групп можно использовать разные приёмы: по желанию, «случайным образом», по выбору лидера, по выбору педагога. Чаще всего  применяю прием по  выбору педагога, организуя группы так, чтобы в каждой группе был лидер, разные интеллектуальные способности, дружеские отношения.

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго. Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности. 

При оценке работы группы важно выделять  не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, трудолюбие, вежливость. Обсудить с детьми  не только количество и качество выполненного, но и уровень  коммуникабельности, успешности совместных усилий, умение действовать сообща.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не  будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. 

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному.

  1. Контролировать.
  2. Организовывать.
  3. Оценивать работу учеников.
  4. Участвовать в работе группы.
  5. Предлагать участникам разные варианты решений.
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
  • и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

            Я считаю, что  правильное использование  на уроках в начальной школе с позиции деятельности учащихся в рамках групповой работы позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным  процессом.

Читайте также:  Чем полезна кукурузная каша для похудения

Источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 164

Проект

Технология организации групповой работы  на уроке

                                      Выполнила: Кукушкина Елена Юрьевна

учитель первой квалификационной категории

г. Екатеринбург

2013

           Тема проекта выбрана не случайно, т.к. она отражает современный взгляд на организацию учебного процесса, опираясь на Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. Использование в практике работы учителя педагогических технологий – один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

           Все это обязывает нас в корне пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.                                          Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

        Исследования и наблюдения показали, что результаты совместной работы (выбор варианта решения, нахождение наиболее рациональных и экономных способов выполнения заданий) оказываются более высокими по сравнению с выполнением работы каждым учеником в отдельности. При этом результаты получаются при меньшей затрате времени, чем в случае предоставления возможности каждому выполнять это же задание индивидуально.

         Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач, упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение является непременным условием формирования правильных понятий.

        Основная цель групповой работы–активное включение
каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачами групповой работы являются

  1. Активизация познавательной деятельности;
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  3. Развитие умений успешного общения;
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Цель данной работы – обобщить имеющийся опыт организации групповых форм обучения, а также представить свои наработки по данной теме.

Цели организации совместной учебной работы самих детей:

a)      Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

b)     Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.

c)     Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться.

d)   Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке »обучение» и »воспитание», строить и человеческие, и деловые отношения детей.

 Как объединять детей в группы? Существует несколько способов формирования групп:

1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2)      Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3)      Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

4)      Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

После формирования групп обязательно обсуждаются  правила работы в группах.

Правила совместной работы:

1)      работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

2)      работать по плану;

3)      своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;

4)      качественно выполнять работу (аккуратно), соблюдать технику безопасности, экономию материала; 

5)      каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности.

      Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек, для основной школы – 5-6 человек, для старшей школы – 5-8-человек.

В этой части урока учащиеся знакомятся, а в последующем повторяют следующие этапы совместной деятельности.

Читайте также:  Чем полезен овес и его применение

 Этапы совместной работы.

1.      Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).

2.      Выбрать старшего.

3.      Распределить обязанности,  кто, что будет выполнять.

4.      Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание.

5.      Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего он будет выполнять задание.

6.      Каждый контролирует себя, как его результат совпадает с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).

7.      Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что заранее задумано  (общее дело).

8.      Из отдельных результатов получается один результат.

Фрагменты уроков.

Урок окружающего мира в 1 классе
по теме: «Как помочь птицам зимой?»

Решение проектной задачи: создание журнала о зимующих птицах.

Задания 1 группы

  1. Вспомните, какие птицы прилетают к нам на зиму?
  2. Каких птиц называют оседлыми?
  3. Воспользуйтесь рисунками из приложения, распределите птиц на две группы.

Задания 2 группы

  1. Среди предложенных загадок выберите загадки о тех птицах, которые нуждаются в нашей помощи зимой.
  2. Выбранные картинки наклейте на страницу для оформления журнала «Как помочь птицам зимой?» Оформите ее по своему усмотрению.

Задания 3 группы

  1. Используя свои наблюдения, ответьте на вопрос «Чем нужно подкармливать птиц?» Предложите свое меню для птиц, прилетающих к кормушке.
  2. Для вашего журнала оформите страницу «Чем нужно подкармливать птиц, прилетающих к кормушке?»  

Задания 4 группы

  1. Из каких подручных средств можно сделать кормушку?
  2. Придумайте свою кормушку и нарисуйте ее на альбомном листке.
  3. Вспомните, какие птицы прилетают к вашим кормушкам. Вырежьте из приложения этих птиц и поместите их на кормушку.

Задания 5 группы

  1. Придумайте, какую пользу приносят птицы.
  2. Оформите страничку для журнала о пользе птиц.

Поведение учителя во время групповой работы.

Учитель может:

  1. Контролировать
  2. Организовывать
  3. Оценивать  работу
  4. Участвовать в работе группы
  5. Предлагать участникам разные варианты решений
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации

Обсуждение результатов групповой работы

       Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.

Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: »А каким способом получен такой результат?». Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: »Почему вы так думаете?». Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной.

Затем каждая группа защищает свою страничку журнала, защиту оценивает экспертная группа, состоящая из учителей и родителей. Созданный журнал хранится в Портфолио класса.

Урок русского языка в 3-м классе по теме:
«Род имен существительных в единственном и во множественном числе»
Цель урока: научить определять род имен существительных в единственном и множественном числе. Обобщить пройденный материал об имени существительном.

Задачи урока: воспитывать внимательное отношение друг к другу, учить работать в парах и группах.

        На этапе актуализации знаний сформированным группам учащихся выдаются рабочие листы с заданиями. После заполнения которых каждый ученик оценивает свои знания по этому вопросу и заносит их в Карту успешности с помощью значков.

Карта успешности работы

по теме «Имя существительное»

учени_____ 3 – в класса  _______________________________

Определение имени существи-

тельного

Имена существитель-

ные

собственные и нарицательные

Имена существительные

одушевлённые и неодушевлённые

Изменение  имён существительных

по числам

 ? ______

имён существительных

            — отлично                                             — удовлетворительно

            — хорошо                                        — неудовлетворительно

Задания

  1. Распредели слова по группам:

малыш, глобус, котёнок, книга.

  1. Распредели слова по группам:

Москва, мальчик, Иванушка, город.

  1. Распредели слова по группам:

завод, ученики, заводы, ученик.

Вывод: Имя существительное может быть ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды мониторинга

Мониторинг — это комплексный процесс, который предполагает результат наблюдения, анализ, оценка деятельности и результата.

  1. внутренний  (ученики оценивают свои знания)
  2. внешний

а) одна группа оценивает другую

б) учитель

в) экспертная группа

Плюсы групповой работы

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация;
  2. Снижается уровень тревожности учащихся;
  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы групповой работы

  1. Групповой работе надо сначала научить;
  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий;
  3. Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
  4. Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.

Рекомендации учителям:

  1. Жесткая регламентация времени на группообразование.
  2. Нормирование будущей работы.
  3. Четкость и внятность поставленной задачи.
  4. Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
  5. Недопустима группа из одних только слабых учеников.
  6. Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
  7. Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
  8. Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
  9. Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может    сделать индивидуально.

Источник