Чем полезна игра на музыкальных инструментах

Чем полезна игра на музыкальных инструментах thumbnail

Чем полезна игра на музыкальных инструментах

О целебных свойствах музыки было известно с давних пор. Древнее предание о царе Сауле повествует, что от меланхолии его спасали лишь волшебные звуки арфы, на которой играл пастух Давид. Музыкальным инструментам издавна приписывали магические свойства. Вспомните легенду, как дудочка помогла избавить город от крыс. А ведь в каждом мифе есть доля правды.

Какие преимущества дает игра на музыкальных инструментах?

Современные исследования подтвердили, что человек, умеющий музицировать, находится в более выигрышном положении. Игра на любом инструменте активирует мозг, укрепляет физическое и психическое здоровье исполнителя. Процесс музицирования нормализует артериальное давление, снижает стресс, успокаивает нервную систему.

Родители, записывающие ребенка в музыкальную школу, поступают разумно. Швейцарские ученые выяснили, что у детей улучшается мелкая моторика, концентрация внимания, быстрее усваиваются новые знания. Эксперименты доказали, что обучение музыке помогает повысить успеваемость по литературе, русскому языку и математике. Через полгода занятий отстающие ученики догоняют сверстников.

Это касается не только детей. Взрослые люди, начав заниматься музыкой, отмечают рост умственных способностей и укрепление памяти. Такое хобби приносит двойную пользу – улучшает качество жизни и служит профилактикой возрастной деменции. Остановимся на этом подробнее.

10 аргументов в пользу освоения музыкального инструмента

Чем полезна игра на музыкальных инструментах

Результаты научных исследований подтвердили гипотезу о пользе музыкальных занятий в любом возрасте. Спустя несколько месяцев игры на инструменте отмечаются положительные сдвиги.

Улучшение координации

Для любого музыканта – профессионала или любителя важна правильная техника игры. Она зависит от точности движений рук и ног. Необходимость постоянно совершенствовать технические навыки развивает не только зрительно-моторную, но также общую координацию. Неудивительно, что спортсмены с музыкальной подготовкой чувствуют себя более уверенно.

Совершенствование навыков чтения

Необходимость распознавать нотные знаки развивает читательские навыки. Привычка к расшифровке музыкальных знаков помогает в изучении иностранных языков. Осмысление информации, записанной в нотной тетради, способствует лучшему восприятию художественной и специальной литературы.

Развитие когнитивной функции

Специалисты медицинского центра в Канзасе провели исследование когнитивных (познавательных) способностей у большой группы испытуемых. Диагностика показала, что результаты тестов, выполненных музыкантами, лучше, чем у остальных. Ученые пришли к заключению, что это следствие высокой активности мозга.

Регулярное музицирование оказалось отличным способом стимулирования серого вещества: увеличивается его объем. Вид инструмента не имеет принципиального значения. Игра на барабане, саксофоне или флейте одинаково полезна для тренировки мозга.

Управление настроением

Музыка способна воздействовать на эмоциональное состояние. Исполнение любимого произведения отвлекает от грустных мыслей. Задорные ритмы бодрят, поднимают настроение и тонус. Человек, умеющий играть на музыкальном инструменте, направляет свои эмоции в конструктивное русло и сохраняет здоровье.

Укрепление органов дыхания

Игра на духовых инструментах способствует увеличению объема легких, улучшению обменных процессов. Врачи рекомендуют такой вид музицирования людям, страдающим хроническим бронхитом, астмой, аллергическими заболеваниями дыхательной системы.

Любой из инструментов этой группы – кларнет, труба и другие – может укрепить органы дыхания. Во время исполнения музыкального произведения глубокий вдох чередуется с медленным выдохом. Это приводит к интенсивной аэрации легких и постепенному выздоровлению.

Чем полезна игра на музыкальных инструментах

Снятие нервного напряжения, избавление от бессонницы

Для того, чтобы расслабиться и перестать нервничать необязательно пить таблетки. Лучше научиться играть на духовых инструментах. Это абсолютно безопасное и эффективное средство.

Многолетние наблюдения показали, что детям особенно полезна флейта. Ее мелодичное звучание способствует релаксации. Бонусом станет крепкий сон и здоровая нервная система.

Интересный факт

Игра на саксофоне заставляет работать мышцы живота и развивает абдоминальное дыхание. Это полезно для пения и фигуры.

Развитие концентрации внимания

Музыкант должен концентрироваться на том, что он делает. Отвлекаясь на посторонние раздражители, легко сбиться с ритма, сыграть не ту ноту, перепутать струну, клапан или клавишу. Если приходится играть в ансамбле, джаз-банде или оркестре, то умение сосредоточиться на своей партии становится абсолютно необходимым. Развитая концентрация внимания дает музыканту большое преимущество в других видах деятельности и повседневной жизни: управлении автомобилем, работе с аппаратурой и так далее.

Выработка самодисциплины и целеустремленности

Не секрет, что процесс обучения, постижение азов и отработка техники довольно скучное занятие. Должен быть вдохновляющий пример. Просмотр роликов с игрой любимых исполнителей способен поддержать угасающую мотивацию.

Нужно выработать четкую установку на регулярность занятий и достижение результата. Преодоление трудностей развивает целеустремленность и самодисциплину, что пригодится не только для овладения инструментом. Затраченные усилия станут основой будущих достижений.

Профилактика возрастной деменции

Польза от музыкальных занятий проявляется даже через десятки лет. Доказано, что люди, играющие на разных инструментах, меньше подвержены возрастным нарушениям. Полезное хобби позитивно влияет на мозговую деятельность и сохранение умственных функций.

Музыка служит когнитивным стимулятором для пожилых людей с диагнозом «болезнь Альцгеймера». Она помогает реабилитировать больных после инсульта и других поражений мозга. Воспроизведение знакомых мелодий улучшает состояние кратковременной памяти и речи, восстанавливает координацию движений.

Сохранение остроты слуха

Ученые, изучающие снижение слуха у пожилых пациентов, установили удивительную закономерность. Оказывается, обучение игре на музыкальном инструменте в детские годы служит профилактикой возрастной тугоухости. Эффективен даже короткий курс занятий. В результате у пожилых людей зона мозга, отвечающая за слух, реагирует на звуки речи с прежней скоростью.

Читайте также:  Какая есть полезная пища и не полезная пища

Многократные исследования подтвердили тот факт, что играть на музыкальных инструментах полезно для развития речевых навыков и общей грамотности. Улучшается восприятие информации и запоминание, развиваются скрытые способности.

Вывод напрашивается сам собой: пора выбирать подходящий инструмент!

Источник

Игра на музыкальных инструментах влияет на структуру мозга, улучшает память, пространственное мышление и речевые навыки. Об этом говорится в исследованиях, результаты которых опубликовало издание The Guardian.

Многомиллионная индустрия приложений для тренировки мозга под угрозой. В октябре 2014 года группа из более 100 видных нейрофизиологов и психологов написала открытое письмо о том, что «заявленный потенциал игр/приложений для прокачки мозга часто преувеличен и порой вводит в заблуждение». Ранее в этом году гиганта индустрии, компанию Lumosity, оштрафовали на два миллиона долларов. Её обязали вернуть деньги тысячам клиентов, которые обманулись ложными заверениями, что продукция компании повышает общие когнитивные способности и замедляет прогрессирование возрастного снижения умственных способностей. Исследователи, изучавшие преимущества таких продуктов, написали в недавнем обзоре, что нашли «мало доказательств…, что тренировка улучшает когнитивные функции».

Игры и приложения для тренировки мозга не оправдывают рекламных обещаний. Но хорошо известно, что некоторые виды деятельности и определённый образ жизни способствуют здоровому состоянию мозга в целом и помогают сохранить остроту ума по мере того как мы становимся старше. Одно из таких занятий – музыка. Исследования показывают, что обучение игре на музыкальном инструменте полезно и для детей, и для взрослых. Более того, оно приносит пользу пациентам, восстанавливающимся после черепно-мозговых травм.

«Должно быть, музыка действует каким-то уникальным образом, – объясняет нейропсихолог Кэтрин Лавдей (Catherine Loveday) из университета Вестминстера. – Она в значительной степени стимулирует работу головного мозга из-за нашей с ней эмоциональной связи».

Игра на музыкальном инструменте – непростое занятие, при котором информация, поступающая от органов чувств, – зрения, слуха и осязания – согласуется с изысканными движениями. Такое обучение может вызвать долговременные изменения в головном мозге. Профессиональные музыканты – высоко квалифицированные исполнители, которые тратят на обучение годы. Они представляют собой естественную лабораторию для нейробиологов, изучающих, как подобные изменения происходят в течение всей жизни.

Изменения в структуре мозга

Сканирование выявило существенные различия в структуре мозга музыкантов и немузыкантов одного и того же возраста. Например, мозолистое тело – сплетение нервных волокон, соединяющих два полушария мозга, – значительно крупнее у музыкантов. Области мозга, связанные с движениями, слухом и визуально-пространственными способностями, больше развиты у профессиональных клавишников. А зона, посвящённая обработке сенсорных сигналов от левой руки, увеличена у скрипачей.

Сначала учёные не могли определить, вызваны ли наблюдаемые различия в структуре мозга игрой на музыкальных инструментах или они появились раньше и стали предпосылкой для занятия музыкой. Поэтому провели лонгитюдное (долговременное) исследование и выяснили, что маленькие дети, которые 14 месяцев обучались игре на музыкальном инструменте, демонстрируют значительные структурные и функциональные изменения мозга по сравнению с теми, кто не занимался.

Все исследования показали, что обучение игре на музыкальном инструменте не только увеличивает объём серого вещества в различных областях мозга, но и укрепляет долгосрочные связи между ними. Другие исследования подтвердили, что обучение музыке улучшает вербальную память, пространственное мышление и навыки грамотности. Поэтому профессиональные музыканты, как правило, превосходят в этих способностях тех, кто не занимался музыкой.

Долгосрочная польза

Исследования показывают, что степень анатомических изменений в мозге музыкантов тесно связана с возрастом, в котором они начали заниматься музыкой, и с интенсивностью обучения. Наибольшие изменения обнаружились у тех, кто приступил к занятиям в более юном возрасте.

Но даже короткие периоды музыкальных занятий в детстве могут принести долгосрочную пользу. Например, для исследования, проведённого в 2013 году, учёные набрали 44 человека пожилого возраста и распределили их по трём группам в зависимости от уровня музыкального образования, полученного в детстве. Участники первой группы никогда не играли на музыкальных инструментах; во второй группе находились те, кто занимался от одного до трёх лет; а в третьей группе обучались от четырёх до 14 лет.

Исследователи проигрывали участникам всех трёх групп записи сложных звуков речи и измеряли время нейронных ответов в части мозга, ответственной за слух. В старшем возрасте этот показатель ухудшается, поэтому старикам трудно понимать речь, особенно в условиях с большим количеством фонового шума. Участники исследования, которые занимались музыкой, показали самую быструю нейронную реакцию. Учёные заключили, что даже умеренная музыкальная подготовка в детстве способствует сохранению остроты обработки звуков речи и повышает устойчивость к возрастному снижению слуха.

Недавно выяснилось, что музыкальное образование способствует реабилитации пациентов, перенёсших инсульт и другие формы поражения головного мозга. А некоторые современные исследователи утверждают, что оно также ускоряет процесс восприятия информации и обучения у детей с дислексией и другими речевыми нарушениями. Более того, польза от занятий музыкой, похоже, сохраняется на протяжении многих лет или даже десятилетий. Это доказывает, что обучение игре на музыкальном инструменте в детстве защищает мозг от развития когнитивных нарушений и деменции.

Читайте также:  Чем полезен ферментированный чай из иван чая

Коммерческие продукты по тренировке мозга улучшают лишь применяемые навыки. Но обучение игре на музыкальном инструменте имеет гораздо более широкое воздействие на мозг и умственные функции, а также улучшает другие, казалось бы, не связанные способности.

«Музыка достигает тех частей головного мозга, которые не доступны для других вещей, – пишет на своём сайте Лавдей. – Это сильный когнитивный стимулятор, который развивает мозг как ничто иное. Есть доказательства, что занятия музыкой улучшают рабочую память, речь и другие способности».

Учиться играть на музыкальном инструменте – это, по-видимому, одна из самых эффективных форм тренировки мозга. Занятия музыкой могут вызвать различные структурные и функциональные изменения в головном мозге в зависимости от того, какой инструмент вы выбрали и с какой интенсивностью занимаетесь. Это пример того, как значительный жизненный опыт может изменить мозг, чтобы он адаптировался к особенностям образа жизни своего владельца.

Смотрите также:

  • Как Стив Джобс тренировал свой мозг
  • Нейронаука и осознанность: как осчастливить свой мозг
  • Нейробиологи объясняют, как бег приносит огромную пользу мозгу
  • Вселенная мозга: Святослав Медведев о механизмах работы самого загадочного органа и связанных с ним мифах

Источник

Егор Теняев  ·  2 мая 2018

1,8 K

Для одних игра на музыкальных инструментах — это работа, для других — своеобразная отдушина, в которой они могут выговорится без слов. Польза для первого — деньги, для второго — занятие на ряду с игрой в доту, самовыражение и, конечно же, получение удовольствия.

У меня есть два знакомых музыканта, которые зарабатывают себе на жизнь, дуэтом играя в переходах. Отсюда вытикает первый плюс — вы никогда не останетесь голодным, владея хотя бы гитарой. И не обязательно задрачивать невероятно сложные произведения, достаточно выучить базовые аккорды.

Второй плюс. Игра на новых музыкальных инструментах заставляет работать те отделы мозга, которые отвечают за креативность. Соответственно, развиваясь в музыке вы развиваете общую креативность.

Инструмент как элемент образа. Если вы вдруг вымышленный персонаж книги Конан Дойля и прямо сейчас читаете ответ на зеквешане, знайте, вы крут не только из-за невероятно развитой дедукции и харизмы, но и из-за виртуозного владения скрипкой. Для Шерлока это несомненно плюс как для персонажа — ещё больше распологает читателей к себе и вызывает интерес у музыкантов. Но давайте я напомню, что Шерлок — плод чъей-то фантазии, а вы, читатель этого ответа, самый что ни на есть настоящий. Подумайте, если выдуманный персонаж вызывает интерес невымышленных людей, чем вы хуже?

Женщины любят музыкантов. Да и не только женщины. Хорошие музыканты котируются в любом обществе, поэтому как вариант добиться расположения в новом окружении можно демонстрацией своих музыкальных навыков. Именно поэтому в любой компании парней найдется хоть один человек, который из ниоткуда достанет гитару и начнет орать Цоя по среди застолья. Обычно такое поведение обусловлено целью добиться расположения у людей.

Вышеперечисленное — только верхушка айсберга, поэтому если ещё не, возьмите хотя бы гитару в руки и попробуйте выучить базовые аккорды — это не сложно, зато перед вами раскроется огромный пласт музыки, которую вы сможете воспроизвести своими руками, а спустя время научитесь аккомпанировать собственный вокал. Вдруг у вас талант и вы максимально предрасположены к музыке, но просто не подозреваете об этом? 

Отбросьте сомнения, попробуйте, вы ничего не потеряете, а только приобретете. Как раз и убедитесь в тех плюсах, что перечислены выше, а также найдете свои.

Польза — в формировании новых нейронных связей у человека, что, в свою очередь, очень благотворно для личности в целом

Эколог по образованию, музыкант и музыкальный критик по призванию, автор канала…

Я так понимаю, в реальном случае, это струнно-щипковые и/или клавишные? Так вот, буду говорить по своему опыту. Во-первых, развивается восприятие в общем. То есть, человек учится, грубо говоря, видеть больше тонкостей. 
Во-вторых… Угадаете? Верно, слух. Он не падает с неба, а развивается в процессе обучения, а потом может много где пригодится. 
В-третьих, знания… Читать далее

Основная польза состоит в том, что у человека формируются новые нейронные связи и мало этого — формируются они, связывая различные поля головного мозга. Здесь имеет место быть большая связка — «слух, моторика рук и пальцев, если петь — то ещё рече-голосовой аппарат», заодно часто ритмичные движения тела или его частей. Эмоции! — Главный двигатель композиторства! Разве… Читать далее

Работаю человеком. Люблю музыку. Зарабатываю деньги стратегиями.

Игра на музыкальном инструменте, любое музицирование — это уникальная возможность человека прикоснуться к тому, что происходит во вселенной прямо сейчас. Музыка звучит ровно тогда, когда вы её исполняете — это настоящая игра, такая, в какую играет весь окружающий мир и вселенная: не для чего-то и не потому-то, а просто так. Музыка не имеет ярко выраженной функции, это… Читать далее

Читайте также:  Целоваться с собаками полезно для здоровья

Из практических соображений :
1) Выебоны перед друзьями
2) Гипотетически можно попасть в какую-то группу
Из психологических :
1) Говорят, что что-то там развивает в мозге
2) Сидеть дома одному и представлять себя играющим на концерте музыкантом бесценно 😀 Читать далее

Надеюсь, что Вы не учитесь на психолога, как указываете под именем)

Слушаю рок 80-ых — 00ых, в то время как мои сверстники слушают русский рэп и прочий шлак, как вы считаете, нормально ли это?

Как вы заебали уже, честно

)) Да, это нормально. У вас разные вкусы. Твои вкусы не хуже их, их вкусы не лучше твоих. Просто вы разные, у вас разное мироощущение, мировосприятие и пр. Отличаться нормально. То что ты, якобы, нитакойкаквсе не делает тебя ни лучше, ни хуже. Просто другим.

(И да, РР не шлак, а рок 80х — 00х — не божественный пердеж. Я почти уверен, что ты так считаешь (не ври, что нет). Просто это разные направления, под разное настроение, с разными целями (по рэпчик пожрыгаться, под роцк позалипать, тут больше эстетика)).

Прочитать ещё 4 ответа

Каждый ли человек может научиться петь?

Преподаватель по вокалу, психолог, автор тренинга «Твой голос» (практический вок…

Часто ко мне приходят взрослые люди, которые не то что петь, а говорить нормально не могут. Что я имею в виду? Например, после долгих разговоров голос садится. Или голос вообще не звучит: говорить трудно. Тембр голоса может быть даже неприятным. Все это происходит от того, что человек разучился правильно говорить и, как следствие, легко и правильно петь.

Я говорю именно разучился, потому что с детства нас пытаются заткнуть (сделать тише) — в саду, школе, а часто и дома. Не разрешают проявлять себя через естественный громкий голос. А ведь он сначала у всех громкий. Вспомните, как плачут младенцы. Вспомните, как они это делают — всем телом. А еще можно понаблюдать за собаками, когда они воют или лают: в звукоизвлечении тоже участвует все тело.

У нас в России еще не так давно, всего лишь пару поколений назад, была песенная традиция. Моя бабушка пела на любом застолье, она нигде не училась, но ее голос лился красиво и легко. Вы тоже сможете вспомнить своих уже пожилых родственников, которые это умели. Обучение происходило легко и естественно, в семьях. Дети учились через подражание — самый понятный и естественный вариант. Сейчас этого уже, к сожалению, нет.

Почему я считаю, что петь все равно может научиться каждый? Все очень просто (я вообще за простоту в любом обучении): у каждого из нас есть голосовой аппарат, у всех есть связки и горло. Мы все дышим в конце концов. «Петь как дышать», — говорил мой преподаватель. И я с этим полностью согласна.

Стоит только начать правильно дышать и научиться расслабляться — и звук польется сам, без всяких усилий. Мы ведь готовые инструменты, нас только настроить — и мы зазвучим.

Прочитать ещё 7 ответов

Возможно ли научиться виртуозной игре на пианино в зрелом возрасте? Если да, то с чего стоит начинать?

Художественный куратор, востоковед

Отвечаю на правах жены пианиста.

Для достижения действительно виртуозной техники мало знания нот, сольфеджио и умения печатать вслепую на клавиатуре (шутка). Апарат развивается с детства — то есть способность большим пальцем руки и мязинцем взять две октавы, как это делал Горовиц, к примеру, уже не достигается в зрелом возрасте. Кроме знания законов музыки необходимо развитое чувство ритма.

На всё это уходят годы, если не вся жизнь, поэтому начать играть на фортепиано, будучи взрослым человеком, — это хорошая и похвальная цель, но не стоит стремиться к виртуозности, иначе за упоением техникой можно забыть о самом главном.

Впрочем, далеко не все профессиональные музыканты начинают серьёзно заниматься музыкой ещё в детстве. Мне известен замечательный американский джазовый контрабасист Дэрил Холл, который впервые взял бас-гитару в руки в студенческие годы и сумел за несколько лет наверстать пару десятилетий.

То же самое и с художниками: есть несколько великих имён, начавших заниматься живописью в зрелом возрасте. Ван Гог начал писать картины в 28 лет.

Начать стоит с поиска хорошего преподавателя по фортепиано и курсов по сольфеджио, можно отдельно заняться ритмом — например, освоить перкусcионные инструменты, остальное дело времени и любви к своему увлечению.

Прочитать ещё 1 ответ

Почему в процессе вовлеченной игры на музыкальном инструменте губы складываются «уточкой»?

трезвый психонавт, уличный психиатр, аудионаркоман.

У многих виртуозов там не только уточка, там гримасы такие, что хочется свет на сцене выключить 🙂 Иногда это помогает в творческом процессе музицирования: так как музыкант сам себе дирижировать не может — руки заняты, — он начинает помогать себе мимикой, чтобы выразительнее играть. Иногда музыкант просто настолько увлечен процессом игры, что элементарно забывает следить за выражением лица.

Источник