Чем полезна игровая деятельность для человека

Надежда Павлова
Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста

Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранения его душевного равновесия, доставляет радость и удовольствие. В игре ребенок развивается, приобретает знания, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – показатель его зрелости, культуры, умения рационально организовать свой досуг.

Между тем самостоятельная игра вытесняется из детского сада что обусловлено требованиями школы получить такого будущего ученика,который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Большое количество занятии практически не оставляет в режиме дня дошкольника места для игровой деятельности. Дети рано становятся школьниками, им некогда играть, культура детской игры утрачивается. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира» и т. д.

Не менее серьезными причинами угасания самостоятельной игры дошкольников являются:

• отсутствие у педагогов личной убежденности в том, что игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника;

• нехватка у воспитателей теоретических знаний и практических навыков в организации игровой деятельности детей;

• их неумение играть;

• Ослабление методической помощи воспитателям по вопросам организации и руководства игровой деятельностью детей.

Соблюдение баланса между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности – одно из основных требований для развития игровой деятельности детей. В чистом виде, если сделать хронометраж игровой деятельности, она должна занимать не менее 3-3,5 часов в день.

Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая, их ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации. Как следствие игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер.

Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом:

• в игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы;

• в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий;

• в игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками;

• в игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли;

• в игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли;

• в игре ребенок развивается духовно. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, в обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

Остановимся на классификации детских игр.

Детские игры — явление неоднородное. Они разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Приведем примеры нескольких классификаций, имеющих место быть в дошкольной педагогике.

Классификация, предложенная Ф. Сохиным, В.Ядэшко:

Сюжетно — ролевые:

• игры – драматизации;

• строительные

Игры с правилами:

• дидактические;

• игры – забавы.

Классификация, предложенная отечественной дошкольной педагогикой:

Творческие:

• сюжетно – ролевые;

• строительно – конструктивные.

Игры с правилами:

• дидактические;

• подвижные;

• игры –драматизации;

• музыкальные.

Классификация, предложенная программой «Истоки»:

Игры,возникающие по инициативе ребенка:

• игры – экспериментирования;

• самостоятельные сюжетные игры;

— сюжетно-отобразительные;

— Сюжетно-ролевые;

Театральные.

Игры,возникающие по инициативе взрослого:

•обучающие:

— дидактические;

— подвижные;

— сюжетно-дидактические.

•Досуговые:

— игры-забавы;

игры-развлечения;

— театрально-постановочные;

— интеллектуальные;

— празднично-карнавальные.

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и старших детей:

Читайте также:  Мурманская область добыча полезных ископаемых 2015

• Традиционные или народные.

3. Педагогическое руководство играми детей.

Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая огромное воспитательное воздействие на ребенка игр, взрослые должны руководить ими, создавать условия для их возникновения и развития.

Без педагогического руководства игра может нанести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции — это залог полноценного физического и нервно – психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.

Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.

Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущение его несостоятельности, приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находится на уровне глаз ребенка.

Выделим условия успешного руководства игрой:

1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться с взрослыми своими намерениями.

2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.

3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.

Разминка «Методика проведения игры»

Подготовка к проведению игры

Привлечение детей к игре

Ознакомление с содержанием и дидактическим материалом

Объяснение хода игры

Определение количества участников

Показ игровых действий

Проведение игры, наблюдение за выполнением правил

Подведение итогов игры

Анализ проведённой игры (для педагога)

Разминка «Докажи очевидное»

Игра для ребёнка – это радость и удовольствие.

Игра облегчает адаптационный период.

Игра помогает установить доверительные отношения с ребёнком.

Игра – окно в мир взрослой жизни.

Игра способствует развитию речи.

Игра имеет значение для умственного развития.

Экспресс — опрос «Игра – дело серьезное»

Педагоги делятся на две команды.

Вопросы и ответы к игре:

1. Вопрос. Что требуется для развития игровой деятельности?

Ответ. Чтобы дети,во-первых: имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;во-вторых: обладали необходимыми для игры конструктивными умениями;в-третьих: чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

2 Вопрос. Какой должна быть предметно – игровая среда?

Ответ. Нужно учитывать половые особенности и предпочтения детей, возраст детей. Нужно стимулировать творческий замысел детей, их индивидуальные творческие проявления. Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета.

Предметно – игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.

3. Вопрос. Какова роль взрослого в организации детской игры?

Ответ. Взрослый должен руководить играми, создавать условия для их возникновения и развития. Игре нужен сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель должен поддержать и развить сюжет, придуманный детьми.

4. Вопрос. Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

Ответ. Фантазия, способность к концентрации внимания, способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное, произвольное поведение.

5. Вопрос. Какой должна быть игрушка?

Ответ. Должна вызвать у ребенка положительные эмоции независимо от возраста ребенка; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности, должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных безопасных материалов.

6. Вопрос. Чем отличаются сюжетно –ролевая игра, игра – драматизация и режиссерская игра?

Ответ. Сюжетно – ролевая игра. Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно – ролевой игры – самостоятельность детей.

Элементы сюжетно –ролевой игры:

игровой замысел;

— сюжет;

игровые действия;

— роли.

Игра – драматизация. Представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений, герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.

Режиссерская игра. Ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую – либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.

Читайте также:  Чем полезны креветки для женщин и мужчин

7. Вопрос. Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно – ролевой игре?

Ответ. Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что — нибудь новенькое, поддержать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.

8. Вопрос. Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?

Ответ. Дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища в игре.

Почему – то забываются в наше время так любимые нами с детства народные игры. А мы все в детстве в них играли. Проведём блиц –опрос по теме:

«Русские народные игры»

— Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка).

— Главная роль в народной игре? (водящий).

— Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение? (правила).

— Для чего нужна считалка в игре? (выбрать водящего).

— Где используются русские народные игры? (в организации праздников, развлечений, прогулок).

— Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость).

Откуда берется речевой материал для народных игр? (из народного фольклора).

— Что является сигналом к действию в народной игре? (слово).

А сейчас, переходим к практическим занятиям. Каждый педагог приготовил подвижную народную игру какой – то национальности.

Практическая часть «Игры народов мира»

Рефлексия

1. Сегодня я узнала…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполняла задания…

5. Я поняла, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовала, что…

8. Я приобрела…

9. У меня получилось …

10. Я попробую…

11. Меня удивило…

12. Мне захотелось…

Заключение.

Как сложно сейчас расти нашим детям, ведь они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Только в игре ребенок становится равноправным, ведь в повседневной жизни, хотим мы или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или упрямиться.

Игра – это чудесный мир, в котором мы общаемся с ребенком напрямую, легко преодолевая условностью игры громоздкие формы нашего существования.

Источник

Елена Дементьева
Игровая деятельность как средство формирования личностных и психических качеств ребёнка

Личностные особенности и психические качества ребёнка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. Игра – это косвенный метод воздействия, в ней ребёнок является полноправным субъектом деятельности. Многие из учёных занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин. Важное значениероли игры в психическом развитии ребенка уделял Л. С. Выготский. «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов» — писал Л. С. Выготский.

Игровая деятельность формирует благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Лучше всего выражаются в игре и творческие процессы, которые уже в самом раннем возрасте проявляются у детей.

Л. С. Выготский утверждал, что принятие воображаемой роли создает зону ближайшего развития ребёнка. «К концу дошкольного возраста воображение становится сравнительно независимым от деятельности во внешнем плане, на базе которой оно формировалось. Примерно в этот же период в воображении появляются элементы творчества. Данные особенности воображения старшего дошкольника очень важны для подготовки к школьному обучению, в котором ребенку придется действовать с образами объектов, с которыми он еще не сталкивался в своем опыте, на основе накопленных понятий»

По мнению К. Левина вещи обладают побудительной силой по отношению к действиям ребенка. Велосипед тянет ребёнка, чтобы на нём покататься, колокольчик, чтобы в него позвонить, но в игре вещи теряют свой побудительный характер. Ребёнок действует по отношению к видимому объекту совсем иначе, чем воспринимает его. Дошкольник учится разбираться не только в действующей на него ситуации или прямом восприятии вещи, а постигает смыслэтой ситуации.

Для дошкольников характерно не только механическое запоминание, а наоборот, более осмысленное. Они прибегают к механическому запоминанию, лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. Словесно-логическая память в дошкольном возрасте развита ещё слабо, наглядно-образная и эмоциональная память имеет основное значение.

Что касается воображения, первые его проявления можно наблюдать у детей-трёхлеток. У ребёнка, к этому времени, накапливается небольшой жизненный опыт, дающий материал для воображения. Огромное значение в развитии воображения имеют игра, а также изодеятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности происходит в старшем дошкольном возрасте. У ребёнка появляются новые качества и потребности: расширяются знания о предметах и явлениях, наблюдаемые ребёнком непосредственно,детей интересуютмежпредметные связи и явления.

Читайте также:  Полезна ли граната во время беременности

С переходом в старшую группу связано изменение психологической позиции дошкольника. Задача воспитателя — помочь дошкольникам осознать это новое положение, воспитатель поддерживает в детях ощущение «взрослости», вызывает у них стремление к решению новых задач, обеспечивает условия для развития детской инициативы, самостоятельности, творчества. Он активизирует детей, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, нацеливает на поиск творческих решений.

Старшие дошкольники проявляют интерес к предстоящему школьному обучению. Интерес к новой социальной роли – ученика, развивается через общении с воспитателем, через встречи с учителем, посещение школы.

Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, воспитателю необходимо проявить доверие, любовь и уважение к каждому ребёнку. Так как положительное восприятие ребёнком своего «я» непосредственным образом влияет на успешность предстоящей учебной деятельности.

Рассмотрим возрастные особенности детей дошкольного возраста отдельно в каждой возрастной группе.

Возрастная группа от 3 до 4 лет.

В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов — памяти, мышления, внимания, а также потребность в эмоциональном комфорте и эмоциональная лабильность. Ведущим типом общения является ситуативно-деловое. То есть взрослый привлекает ребёнка как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока еще мало интересен для этой роли, так как не вполне владеет речью, с ним трудно согласовывать намерения и строить планы совместной деятельности.

Взаимодействие с трёх-четырёхлетними детьми осложняется тем, что они проходят через возрастной кризис трёх лет.

У детей старше трёх лет, мышление носит наглядно-образный характер. То есть от манипулирования объектами ребёнок вполне способен перейти к манипулированию образами и представлениями. Сфера его познавательной деятельности сосредоточена познании реального, предметного, непосредственно окружающего мира.

Речь у ребёнка находится в стадии становления, речевой ответ не позволяет педагогу судить об уровне сформированности того или иного представления малыша. Взрослым, педагогам и родителям, важно работать над собственной речью, так как ребёнок перенимает услышанные слова полностью. Рано требовать от трёх-четырёхлетних детей развёрнутых и полных ответов, потому что такое такое требование травмирует ребёнка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.

Возрастная группа от 4 до 5 лет.

На пятом году жизни у ребёнка также сохраняется непроизвольность психических процессов.Важнейшие новообразования в этом возрасте следующие: выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности и завершение процесса формирования активной речи.

Взрослый на данном этапе, представляет интерес как источник компетентной и увлекательной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

Дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными, кризис трёх лет остался позади. Они проявляют интерес к сверстникам как к партнёрам по игре. Приобретает особую значимость и мнение сверстника. Педагогу важно организовать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, это травмирует, занижает самооценку ребёнка. Необходимо сравнивать самого ребёнка сегодняшнего с тем, каким он был ещё вчера. Если неизбежна отрицательная оценка, она может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, чтобы никто кроме ребёнка, её не слышал.

Средний возраст совершенно уникальный по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Самым эффективным способом, как показал эксперимент, сделать информацию привлекательной для ребёнка четырёх-пяти лет является «одушевление». Дети с удовольствием слушают волшебные сказки в этом возрасте, как в никаком другом.

Возрастная группа (5-6 лет)

В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.

Ребёнок к пяти годам, должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, различать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо количества или признака, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Воображение в этом возрасте, становится основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счёта в пределах десятка. Благодаря воображению ребёнок может решать простейшие геометрические задачи. Именно дошкольный возраст является сензитивнымпериодом развития воображения. Долгое время обучение детей строилось на основе воспроизведения модели, предлагаемой взрослым, действия по образцу. При таком подходе творческая сила воображенияугасает, и развить творческий потенциал ребёнка очень трудно. Поэтому взрослым необходимо научиться ценить в дошкольнике способность формировать замыслы и придумывать свои собственные планы, развивать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

Особенностью детей данного возраста являются интерес и тяга к прекрасному, эстетически ценному. Педагогу необходимо считаться с этим, выбирая методические приёмы работы с дошкольниками. Важна эстетичность наглядного материала, их композиция на занятии, которые способствуют заинтересованности ребёнка.

Важно научить дошкольника размышлять и рассуждать, не давать готовые знания,а создавать условия для самостоятельного поиска решений, сделать обучение проблемным и развивающим.

Источник