Чем полезна или не полезна продленка

Группа продлённого дня (или продлёнка) существует сейчас почти во всех школах. Сразу оговорюсь, что здесь разговор пойдёт с теми родителями, которые размышляют: оставлять ребёнка в группе продлённого дня или не оставлять. Это те, кто работает, например, до обеда, по необычному графику или живёт с бабушкой, могут позволить себе пригласить няню, гувернантку и т. д.

Нужна ли ребёнку продлёнка

Бывает, что родители оставляют ребёнка на продлёнке для того, чтобы он под присмотром педагогов выучил уроки или чтобы отдохнуть самим. Например, однажды я слышала разговор двух мам первоклассниц, который состоялся второго сентября. Одна мама сказала приятельнице: «Сейчас запишу Машу в продлёнку и во все кружки. Пусть занимается. Чтобы домой приходила в семь часов усталая и сразу спать ложилась». В данном случае группа продлённого дня обеспечивает преимущественно потребности мамы, полностью игнорируя потребности и интересы ребёнка. Наверно, не стоит даже комментировать эти слова…

Итак, есть ли смысл в продлёнке тогда, когда её можно избежать? Плюсом группы продлённого дня можно назвать организованную подготовку уроков. Дети учат уроки все вместе, педагог по необходимости уделяет время каждому ребёнку. Но при этом педагог не наблюдает за каждой написанной буквой, как это нередко происходит дома. Кроме того, родители нередко заставляют ребёнка делать гораздо больше, чем задано учителем (я думаю, вы знаете семьи, где урокам посвящается три-четыре часа). Собственно, на этом плюсы группы продлённого дня и заканчиваются. Тем более, что родители тоже в состоянии корректировать свой подход к урокам ребёнка.

Давайте рассмотрим, какие потребности не может удовлетворить ребёнок, находясь целый день в группе продлённого дня.

нужна ли ребёнку продлёнка

Потребность в свободном времени. Каждый человек – и ребёнок, и взрослый – нуждается в свободном времени. Это время, когда можно поваляться на диване, почитать, порисовать, поиграть (в том числе в шумные игры), посмотреть в окно и т. д. То самое свободное время, которого так не хватает взрослым. Ребёнок, который находится в группе продлённого дня, лишён этого свободного времени, когда он может делать то, что хочет. Это потребность слушать себя и делать то, что хочется.  Часть своего времени мы проводим в школе или на работе. В это время наши жизнь регламентирована правилами того места, где мы находимся. Мы сидим за партой или за рабочим столом, в определённое время идём в столовую и т. д. Это работа. Нормально так проводить часть времени. Но также важно часть времени посвятить себе. Кстати, не только дети, посещающие продлёнку, не имеют этого необходимого свободного времени (которое, кстати, должно равняться двум – четырём часам в сутки), а и дети, у которых слишком плотное расписание дополнительных занятий.

Потребность в тишине и одиночестве. Человек – социальное существо, но он устаёт находиться среди других людей. Когда мы проводим длительное время в шумном помещении (даже если ничего не делаем), то сильно утомляемся. Например, просидев полдня в очереди (как будто ничего не делая), вы устанете больше, чем если будете работать целый день. Ребёнок в школе лишён одновременно и тишины, и одиночества. А следовательно, он не может полноценно отдохнуть после трудового (учебного) дня.

Потребность в достаточном количестве стимулов окружающей среды. Казалось бы, эта потребность противоречит предыдущей. Однако человеку нужны как тишина и покой, так и достаточное количество стимулов, то есть среда обитания ребёнка не должна быть однообразной. Дети в группе продлённого дня играют, гуляют, учат уроки, ходят обедать и посещают кружки. Казалось бы, среда более чем разнообразная. Но если приглядеться, чем занимаются дети в свободное от учёбы время, то мы увидим, что среда как раз довольно однообразная и даже скудная. В обычной школе (а мы не рассматриваем сейчас редкие в России частные школы), как правило, нет хорошего игрового зала, где дети могут поваляться на ковре, побегать, почитать. Свободное время дети проводят в том же классе, в котором проходит учебный день, преимущественно сидя за партой. Это очень тяжело как физически, так и морально. Дети устают от однообразной среды и начинают придумывать себе занятия. Так, современные дети нередко часами играют в компьютерные игры на принесённом из дома телефоне или планшете, либо находят себе другие занятия.

Приведу пример одного мальчика. Каждый день после продлёнки мама видела «разорённый» пенал. На продлёнке ребёнок раскручивал все ручки и снова их собирал. Иногда получилось так, что собрать удавалось не всё, какие-то детали терялись. Каждый вечер мальчик и мама собирали ручки, периодически канцелярские товары приходилось докупать. В общем-то проблема не в шариковых ручках. Проблема в том, что ребёнок начинал заниматься монотонной деятельностью и от усталости, и от недостатка стимулов окружающей среды.

Читайте также:  Какие масла полезны для кожи лица 25 лет

Когда же продлёнка во благо? Если в школе организована «домашняя» обстановка, ребёнок имеет возможность уединиться, но при этом есть возможность поиграть в шумные игры, то группа продлённого дня может считаться адекватным времяпровождением.  Продлёнка – меньшее из двух зол, если ребёнок после школы целый день смотрит телевизор или играет в компьютерные игры. Но если есть возможность полноценно провести внешкольное время (гулять, играть, ходить на дополнительные занятия), то группы продлённого дня лучше избегать.

Добавить в избранное
Распечатать

Источник

Сейчас подавляющее большинство младшеклассников ходит в продленку. Когда я встречаю своего внука после уроков (он пошел во второй класс), вместе с ним выходит несколько человек. Остальные ребята остаются в школе до вечера.

Понаблюдав за детьми и поговорив со взрослыми, я смогла составить себе представление о продленке в ее нынешнем виде, о ее преимуществах и недостатках. Расскажу вам о них, а вы еще раз подумаете, стоит ли отдавать ваше чадо в группу продленного дня или все-таки забирать домой.

Итак, плюсы продленки:

-ребенок под присмотром и родители свободны;

-там учат уроки, причем делают это довольно быстро и организованно. Если учитель, ведущий группу, ответственно относится к своим обязанностям, он очень хорошо помогает детям. Сразу снимается несколько проблем. Родителям не нужно заставлять, уговаривать, следить за выполнением заданий, а также беспокоиться о том, с какой клеточки начать и как что-то важное подчеркнуть. Все под контролем специалиста. Тут, правда, есть еще одно «если». Не в каждой продленке учат уроки, и тогда ситуация только усугубляется. Если ребенок сам уроки не сделал, ему приходится садиться за них вечером, а это ужас, ужас, ужас;

-удобно посещать школьные кружки и секции. Не надо бежать домой обедать и переодеваться, перекусывать на ходу, догонять троллейбус или искать место парковки (знакомо всем, кто водит детей на кружки, не правда ли?) Все на месте.

Теперь минусы:

-за продленку надо платить. Количество бесплатных групп исчезающе мало. Слышала недавно, что в какой-то школе осталась бесплатная продленка, но только в гимназическом первом классе, со второго — плати. Суммы, вроде бы божеские, но для кого-то и такая финансовая нагрузка ощутима, а если сложить ее с оплатой дополнительных занятий (всевозможных секций, бассейнов, клубов и кружков), то выходит вполне круглая цифирь;

-за день, проведенный в школе, ребенок очень устает. Представьте себе, что вас поместили в некое закрытое пространство и заставили находиться в нем с 8-30 утра до 5 вечера. Там вы должны или неподвижно сидеть за партой, или носиться в компании сотоварищей. Все это под несмолкаемый гул голосов, окрики учителей, в присутствии множества детей. Изредка вас выводят из этой резервации в спортивный зал, на улицу, в столовую. Не знаю, как у вас, а у меня точно голова к вечеру распухнет. На детях все это сказывается не сразу, а постепенно, незаметно и потом проявляется в виде усталости и неврозов;

-казенная еда. К ней, как и вообще к пище, все люди относятся по-разному. Кто-то метет все подряд, кто-то на дух не переносит. Известно, что качество еды в школьной столовой зависит только от степени окаянства поваров. Так что тут как повезет.

Есть еще несколько пунктов, которые могут быть как плюсом, так и минусом в зависимости от организации продленки. Про подготовку уроков я уже упомянула.

Прогулки. В прошлом году бабушка Диминой одноклассницы рассказывала мне, что внучка вообще не видит солнечного света. Только из окошка школы. Когда зимой они идут на уроки, то солнца еще нет, возвращаются домой — уже нет. Потому что в холодное время года с детьми не гуляли. Хотя во многих школах прогулка на свежем воздухе в продленке обязательна, и это им в зачет.

Общение. Многие родители считают, что их детям очень полезно как можно больше общаться со сверстниками. Безусловно, общение — самая важная часть жизни школьников, они-то лишь для этого в школу и ходят. Но, согласитесь, во всем нужна мера. Целый день в окружении «братьев по разуму» — это не всегда полезно. Устанешь от них, пожалуй.

Читайте также:  Что полезно и что вредно для зрения у детей

Я прекрасно понимаю, что для огромного числа семей продленка — единственно возможный вариант. Но если выбор все-таки есть, стоит подумать. Оно вам точно надо?

Источник

LanaG­old
[14.4K]

5 лет назад

Все зависит от той школы, где находится продленка.

Плюсы продленки:

  1. ребенок под присмотром воспитателя и учителя;
  2. домашнюю работу и дополнительные занятия проводят при договоренности с родителями;
  3. дети ходят в столовую, то есть ребенок накормлен;
  4. в свободное время — ребенок может, например, порисовать, заняться оригами;
  5. с детьми ходят на прогулку;
  6. возможность позаниматься на компьютере (зависит от школы);
  7. возможность завести новых друзей;
  8. иногда приглашают на занятия известных людей (зависит от возможностей школы);
  9. посещение музеев, кружков по рисованию, кинотеатров (зависит от возможностей школы);
  10. проводятся различные интеллектуальные мероприятия: логические игры, мини — тренинги, настольные игры.

Минусы:

  1. Продленка всегда была и будет платной;
  2. Не всегда хорошие и адекватные воспитатели и учителя;
  3. Не каждому ребенку нравится сидеть в школе дополнительное время, так как дети устают от одной и той же обстановки.

Польза от продленки будет; обычно в продленку ходят первоклассники два — три месяца, пока происходит адаптация к школе.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Жемчу­жный Лотос
[72.4K]

5 лет назад

Да ее уже нет в связи с «Законом об образовании в Российской Федерации». Сейчас продленку (Группы продленного дня) заменили группы по присмотру. Они платные. Причем плата немаленькая для многих родителей. Минус заключается в том, что продленка сейчас не предполагает занятий с детьми, выполнения домашнего задания, развивающих занятий. Плюс один — некуда деть ребенка, оставь в продленке.

Соня Бараш­кина
[3.7K]

5 лет назад

У нас в школе после уроков внеурочная деятельность до шестнадцати часов три раза в неделю и до пятнадцати два раза. То есть дети после 4-5 уроков, обедают, минут двадцать — тридцать гуляют и возвращаются в школу. Иногда они проходят фольклор, рисуют, или дорисовывают то что не успели на уроке, иногда делают или доделывают домашнее задание.

И после этого есть ещё до 18-00 продлёнка с полдником. Но туда пускают, только тех, кто реально не может забрать ребёнка домой, по причине — поздно возвращается с работы.

Я своего в продлёнку не водила, зато по его настоянию оставляла на две недели на внеурочку, по секциям мы тогда не ходили, устроили мини-каникулы. После этих двух недель, непрерывного обучения и сидения на стуле, ребёнок начал моргать. Нервный тик, после чего я забрала его и теперь редко оставляю.

MTety­ana
[128K]

5 лет назад

Для родителей,которые работают, школьная продленка — это палочка-выручалочка.Но есть такие.которые сомневаются:будет ли от нее польза ребенку?

Минусы:

Неправильное питание — трудно контролировать,как и что ребенок ест,когда находится в школе.

Большая нагрузка — на продленке есть дополнительные занятия.разные кружки и их посещение ведет к переутомлению.

Плюсы.

Общение с одноклассниками — это особенно полезно первоклассникам,когда дети начинают только друг с другом знакомиться.

Ребенок находится под присмотром — не нужно волноваться.чем занимается ребенок,когда приходит один из школы.Находясь на продленке — все уроки выучены.

Но перед тем,как отдавать ребенка на продленку,лучше пообщаться с родителями дети которых уже ходят туда:успевают ли делать уроки,довольны ли программой,какое питание и т д …

Amil1­23
[4.3K]

5 лет назад

Знаете , на самом деле школьная продлёнка — это лучше чем ваш ребёнок будет идти домой , тем более если вы родители на роботе а бабушки или дедушки нету.

На продлёнке — он всё же со своими ровесниками, там они делают уроки , пьют чай и просто общаются, а не зря проводят время за компьютером .

Знаете ответ?

Источник

Репетиторы
Мастер-классы
Наши конкурсы
Партнеры
Чем полезна или не полезна продленка

продленка250.jpgПоложительные стороны продленки

1. Присмотр воспитателя в группе продленного дня

Безусловно, самым главным плюсом групп продленного дня является занятость ребенка после уроков – во время продленки он находится под присмотром воспитателя группы продленного дня, и именно воспитатель в обязательном порядке проследит за тем, чтобы ребенок проводил свое время с максимальной эффективностью. Далеко не во всех семьях существует возможность воспользоваться услугами няни, или привлечь к организации досуга школьника неработающих родственников. Поэтому продленка зачастую является единственным выходом для тех семей, в которых оба родителя работают целый день.

2. Питание в группе продленного дня

В то время, пока ребенок находится в группе продленного дня, родители могут быть спокойны за то, что он будет накормлен. Кроме обязательного завтрака, который обычно бывает на второй или третьей перемене, во время продленки ребенок получит обед и полдник. Чаще всего обеды и полдники платные, но во многих школах существуют льготные категории учащихся, которые могут быть обеспечены питанием за счет бюджетных средств или средств учредителя образовательного учреждения.

3. Организация досуга в группе продленного дня

Очень важный вопрос – чем именно ребенок будет занят после уроков. К сожалению, дети без присмотра взрослых часто тратят все свободное от школы время не на уроки или полезные развивающие занятия, а на компьютерные игры, просмотр несоответствующих возрасту телевизионных программ, или общение со сверстниками на улице. На продленке, как правило, дети успевают сделать все домашние задания, причем учитель в любой момент сможет разъяснить недопонятый материал, подсказать правильный путь решения. Кроме того, зачастую именно во время продленки проводятся организованные экскурсии, походы и прочие мероприятия.

4. Общение со сверстниками в группе продленного дня

Общение вне уроков среди школьников чаще всего происходит в менее формальной обстановке. Исследования, проведенные в младших классах нескольких российских школ, показали, что дети, которые посещают группу продленного дня, имеют более развитые навыки общения в коллективе, чаще склонны оказывать помощь товарищу, легче и быстрее выполняют командные задания, чем дети, которые продленку не посещали.

5. Помощь педагогов в группе продленного дня

Во время пребывания в продленке школьник может получить помощь профессиональных психологов, логопедов, спортивных работников. Так как во время продленки ребенок проводит в стенах школы достаточно много времени, то в этом случае со стороны педагогов возможен индивидуальный подход к каждому ученику.

Отрицательные стороны продленки

1. Отсутствие дневного отдыха

К сожалению, даже в самых современных и прекрасно оборудованных школах и лицеях отсутствует возможность дневного отдыха для младших школьников, в то время как он обязательно нужен ученикам начальных классов: за целый день, проведенный в школе, ребенок сильно устает и морально, и физически.

2. Отсутствие личного пространства и времени

Почти для каждого ребенка очень важна возможность проводить в течение дня хотя бы некоторое время наедине с самим собой. Во время продленки ребенок полностью лишен этого покоя и уединения. К тому же, многим детям шум и скученность во время выполнения домашних заданий мешает сосредоточиться.

3. Нехватка внимания  родителей

Дети, которые посещают группу продленного дня, почти в полтора раза чаще жалуются на нехватку внимания со стороны родителей, чем те дети, которые имеют возможность находиться после уроков дома с няней или родственниками.

4. Усталость от длительного пребывания в однообразной обстановке

Дети младшего школьного возраста очень устают не столько от самих занятий, сколько от однообразия окружающей обстановки. Пребывание первоклассника в четырех стенах в течение целого дня пять дней в неделю в одном и том же коллективе зачастую негативным образом влияет на психику ученика: ребенок может стать более раздражительным, рассеянным, конфликтным.

5. Недостаточное качество питания, присмотра и досуга

Конечно, довольно часто качество предоставляемых образовательным учреждением услуг во время продленки оставляет желать лучшего: родители часто жалуются на то, что школьное питание не выдерживает никакой критики, во время продленки ребенок выполняет домашние задания недостаточно качественно, а развивающих занятий и интересных мероприятий проводится мало.

Однако для многих семей группа продленного дня в школе по-прежнему остается единственным выходом в ситуации, когда родители не могут забирать ребенка сразу после уроков из-за занятости на работе, а поручить присмотр няне или бабушке нет возможности. Более того, у каждого родителя, чей ребенок посещает группу продленного дня, есть возможность добиваться высокого качества предоставляемых образовательным учреждением услуг, обращаясь со своими требованиями и претензиями к администрации школы, а также в районные, городские или региональные отделы образования.

ЧИТАЙТЕ:

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:

Видео

Интервью

Чем полезна или не полезна продленка

Источник