Чем полезна информация на родительском собрании

Чем полезна информация на родительском собрании thumbnail

Зачем нужны родительские собрания

В школах не обсуждается вопрос, зачем нужны родительские собрания. Обычно у ребенка в дневнике появляется запись, сделанная педагогом, с приглашением на встречу. И сколько же тяжелых вздохов сопровождает чтение таких приглашений! Никого эта запись не радует.

Каждому из нас, родителей, имеющих детей школьного возраста, приходилось бывать на родительских собраниях в классе своего отпрыска. Ну, или почти каждому, всегда есть мамы, жалующиеся на то, что их папа игнорирует такие мероприятия, и калачом его не заманишь «в эту школу».

И никто не удивляется таким радикальным отцовским отказам от исполнения данного вида родительских обязанностей, ведь в глубине души практически каждый мечтает тоже взять – и перестать посещать эти собрания, которые часто просто бессмысленная трата времени. И так думают не только родители, такое мнение иногда встречается и среди представителей педагогического сообщества.

Именно так – «бессмысленная трата времени» –  высказался об этих встречах по вечерам, к примеру, отец одного школьника, который постоянно пропускает собрания в классе своего сына и постоянно присутствует на других собраниях – в «своем» классе, в котором он – классный руководитель.

Оказывается, для педагогов, особенно классных руководителей родительские собрания – тоже не самое радостное событие, тоже «головная боль», только со своими нюансами. На этих бессмысленных заседаниях всем скучно, неинтересно, все испытывают напряжение.

Классный руководитель напряжен потому, что сейчас ему придется выдерживать родительские наезды по поводу всего сразу: и школа не хороша, и педагоги учить не умеют, и цены в школьном буфете высоки, и вообще система образования деградирует. И за все в ответе – он один. И как отвечать – не ясно.

Родители, в большинстве своем – мамы, тоже напряжены и готовятся опять услышать какие-нибудь жалобы на своего ребенка. Готовятся к тому, что снова придется краснеть, отводить глаза, чувствовать себя виноватыми. При этом не имеет значения, какой именно у нас ребенок – «умница и прелесть пушистая» или «лодырь и разгильдяй».

Ничуть не лучше: сидеть и слушать про чужих детей, какие они хорошие и прекрасные. Или не очень хорошие, неумные и ленивые – тем более, информация о других детях никому не интересна.

Отдельная причина для напряжения мам и пап – ожидание, что сейчас начнутся набившие оскомину жалобы учителей на свою горькую долю: зарплата мизерная, нагрузка огромная, работа нервная, горы отчетности перед контролирующими органами. Конечно, все это правда, и педагоги заслуживают сочувствия, только вот не получается сочувствовать. Свои школьные годы плюс учеба детей выжали из души все способности к жалости и сочувствию по отношению к преподавательским кадрам.

Ну и чадо тоже сидит дома напряженное: расскажет классная или не расскажет про вызывающее поведение, драку или пропуск уроков на прошлой неделе? И в каком настроении придет мама из школы? Может, сделать вид, что спишь уже? Или вообще – заболеть?

Напрягаются и учителя-предметники, которые не успели сбежать после работы домой. Им, приглашенным на собрание, приходится опять стоять у доски и оправдываться перед коллективом родителей всего класса, почему они ставят детям двойки, а учить их не умеют.

Учителям докладывать об успехах класса совсем не радостно. Не менее тяжко родителям внимать им в течение двух часов, а иногда и больше, если предметники явятся чуть ли не полным составом.

«Русичка на разогреве у математички», – такую шуточку можно встретить в родительских чатах и блогах. Суждение не доброе, но меткое. Если вам не повезло и на вашем собрании выстроилась целая очередь преподавателей, то первым выступлением станет речь о русском языке. Это всегда надолго. Вообще, учителя русского и математики, как-то по умолчанию, самые главные. Итак, преподаватель «великого и могучего» приходит первым со стопкой тетрадей, учебником, собственными списками фамилий и оценок. Начинается плач о потерянном поколении, которое не умеет формулировать свои мысли, писать сочинения, видеть проблематику произведений. Основная мысль сводится к тому, что родителям надо учить уроки вместе со своими чадами.

Самые дотошные во время собрания начинают зачитывать отрывки из сочинений и разбирать ошибки. Мамы и папы в тоске ерзают по школьным стульям, как в далеком детстве, мечтая скорее вырваться на волю. А «русичка» еще долго могла бы выступать, но в затылок ей дышит очередь других учителей. Она уступает место «математичке».

Учителя математики – это уже тяжелая артиллерия. Как правило, очень эмоциональные преподаватели. Поэтому сразу: дети – невменяемые, уровень знаний – нулевой, экзамены сдать – не выйдет. Родители должны каждый вечер проверять всё ДЗ. И задачи с уравнениями в тетради, и знание теории устно. Обязательно пусть дети расскажут вам все формулы, теоремы, определения – слово в слово, как в учебнике.

Все эти требования вам высказывают самым категоричным тоном. Этот педагог дыхания в затылок не чувствует. Она будет говорить, пока родители не станут все, как один, тихими и грустными, осознавшими до конца свою никчемность. После победного «У кого есть вопросы?», не получив таковых, педагог все же уходит.

Какие уж тут вопросы, если у детей почти всего класса репетиторы по математике? Не спросишь ведь учителя, почему репетитор может объяснить ребенку его предмет, а он не может? Ведь предложить ему сменить профессию – это грубость и бестактность. Интеллигентные и вежливые люди так не поступают.

После двух примадонн могут выступить историк и биолог, учителя химии и физики, географ и англичанка, которые разными словами скажут одно и то же: надо больше внимания уделять их предметам, делать ДЗ, готовиться к контрольным. Ничего нового не будет.

Покорно выслушав всех докладчиков, родители в подавленном состоянии возвращаются домой, размышляя о том, какой же предмет самый важный, с чего именно прямо сейчас начинать проверку домашних заданий.

И какой вывод делает мама после всех выслушанных речей? Что мы узнали нового?

  1. Полезной информации – ноль.
  2. Родительское собрание – не тот формат, когда можно задать педагогу действительно важный вопрос о ребенке. Обо всем важном надо говорить наедине с учителем. Приходить к каждому отдельно.
  3. Есть электронный журнал. Слава прогрессу! Прекрасная альтернатива бессмысленным собраниям. Дочка еще в школе, а мама уже новую двоечку увидела; папа, еще не пришел с работы, а уже знает о том, что сынуля опять прогулял физику. Не иначе, контрольная была. Опять же у педагогов есть возможность отправить каждому родителю сообщение, в котором будет все, что они думают о конкретном ребенке. Только преподаватели почему-то крайне редко пользуются этими возможностями.

Итак, очевидно, на собрание ходили зря, впустую потрачено 2,5 часа.

Почему так происходит?

В нашем обществе давно произошел раскол, не менее драматичный, чем в свое время церковный. Мы трагически разделились на две неравные части: учителей и родителей. Причем, у каждого педагога в голове автоматически устанавливается некий тумблер-переключатель, который не позволяет учителю думать как отцу, а матери – как педагогу. В каждом преподавателе эти две личности живут самостоятельно, не смешиваются и не взаимодействуют.

Сами педагоги признают: учительская профдеформация – серьезное и грозное явление. Школьный учитель рано или поздно обязательно начинает доминировать, подавлять родителя в человеке, позволяя расцветать пышным цветом всем стереотипам поведения и реакций. Таким образом отношения между учителями и родителями, педагогами и учениками становятся бездушными схемами, «расчеловечиваются». Все мы помним это из своей школы, ну, в подавляющем большинстве помним.

И все же несправедливо будет – заливать всю картину черной краской, есть учителя, которые стремятся к человечности в школе, на собраниях в частности. Педагоги, которые ждут родителей своих учеников, чтобы поделиться и наболевшим, и радостным. Признаваться в ошибках (да учителя тоже иногда ошибаются), устраивать совместные мозговые штурмы, решая общие проблемы, обсуждать то, что всем интересно и важно. Когда получится вести такой открытый диалог, а не зачитывать пофамильный перечень отметок, тогда и родители устремятся на собрание в школу с огромным интересом, с горящими глазами, даже те, кто их терпеть не мог.

    LikesЧем полезна информация на родительском собрании(0)DislikesЧем полезна информация на родительском собрании(2)

    Источник

    Как эффективно провести родительское собрание

    Эффективность воспитания ребенка  зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

    В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

    Однако, родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с преподавателями, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о свом ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.        

     Родительское собрание — это группа людей, объединенная для совместного решения проблем и задач, адаптации, обучения, развития и воспитания своих детей. Она создана для оказания помощи учебному заведению, а главное — своим детям.

     Родительское собрание — это универсальная форма работы, так как позволяет реализовывать множество функций:  решение наиболее важных, насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом  воспитания и т. д.

    Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

    Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители, забыв о многообразии  функций классного руководителя, обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей.

    Родительское собрание будет эффективным, если:

     ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и эмоциональные.

     Приходить на родительское собрание с удовольствием — это не так мало.

     Удовлетворять принципам:

     — активности (следовать желаниям родителей);

     — оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения);

     — значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри);

     — результативности;

    — сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные проблемы — школа).

    Проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.

    Заранее сообщать тему родителям, проводить всю техническую подготовительную работу.

    Начинать и заканчивать родительское собрание вовремя.

    Организовывать обмен мнениями и идеями.

    Стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

    Проводить рефлексию.

    Тема родительского собрания должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Это требует большой гибкости при планировании.

    Родители должны принимать участие в отборе и разработке тематики собраний.

    Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность. Наиболее важные темы те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех.

     Таким образом, темы и проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих родителей.

    Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут  провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

    Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы, Правила учащихся). Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.

    Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

    Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).

    Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы  помогают решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

    Не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

    При подготовке к родительскому собранию необходимо соблюдение следующих условий:

    1. Правильный выбор тем.

     Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Вначале учебного года провожу на первом родительском собрании  анкетирование родителей, в ходе которого они указывают интересные для них темы. С помощью ранжирования отбираю наиболее востребованные. Остальные темы раскрываю в ходе индивидуальных консультаций. Некоторые темы добавляю сама, но тогда при проведении родительского собрания раскрываю значимость данной темы.

    2. Расширение тематики родительских собраний.

    3. Правильный выбор вида и формы проведения родительского собрания.

    4. Собрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.

    5. Своевременное приглашение родителей и других участников собрания.

     Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. На мой взгляд, лучше использовать открытки-приглашения, пригласительные, чем записи в дневниках.

    6. Чаще обращаться к родителям по имени и отчеству. Ведь самый приятный звук для человека – его имя. Поэтому хорошо иметь перед собой список с именами и отчествами родителей.

    7. При проведении родительского собрания стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

    8. Желательно начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

    9. Проводить собрания не более 1-1,5 часов.

    10. Нужно поблагодарить всех, кто нашел время придти на собрание (особенно отцов).

     11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

    12. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

    13. В личной беседе оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможностей. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

    14. Классный руководитель должен не «назидать», а общаться с родителями, давать им возможность высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него.

    15. Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Это может быть: устное мнение родителей или письменный анализ родителями результатов собрания.

    Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.

    На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед началом родительского собрания педагогу следует объявить те вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.

    С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей.

    Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

    Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

    Следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у школы и семьи одни и те же общие задачи.

    Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

    Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

    Классному руководителю, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему классу.

    Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

    Подведение итогов собрания проводить на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.

    С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

    Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

    Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.

    ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ                                  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

    Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

    1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

    2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

    3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе.

     Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

    4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

    5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

    6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

    7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

    8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

    9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

    10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

    ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ                                                   НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

    1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

    2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

    3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

    4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка.

    5. Результатом  совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на  поддержку и помощь всех учителей школы.

    Готовясь к родительскому собранию, следует учесть, в какой форме родители будут оповещены о собрании. Практика показывает, что гораздо приятнее родителям получать именные приглашения с текстом (примерное содержание):

    Уважаемые ……………………..!

    Приглашаем Вас принять участие в родительском собрании на тему «….», которое состоится  (время, место).

    Нам очень важно знать Ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

    С уважением (И.О. Ф  классного руководителя)

    Для осмысления итогов родительского собрания желательно выяснить отношение родителей к проводимому собранию, подготовив заранее необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей.

    Источник