Чем полезна лепка из теста для детей
Лепка – это очень полезное и интересное занятие. Занятия лепкой способствуют всестороннему развитию ребёнка:
• стимулируют сенсорную чувствительность, т. е. формируют способность к восприятию цвета, формы, фактуры;
• развивают пространственные представления;
• совершенствуют мелкую моторику, что в дальнейшем поможет малышу в овладении навыком письма;
• способствует развитию речи;
• развивают творческое воображение;
• способствуют развитию межполушарного взаимодействия;
• вырабатывают аккуратность, усидчивость, терпение, стремление добиваться цели;
• способствуют концентрации внимания; снижает возбудимость и раздражительность.
Чем полезна лепка для ребёнка
С какого возраста можно заниматься лепкой?
Примерно начиная с 1 года, ребёнка можно начинать знакомить с тестом для лепки и пластилином. А с 3-х летнего возраста малыш уже может лепить из пластилина что-то творческое.
Как выбрать материал для лепки?
Для самых маленьких лучше выбрать тесто для лепки, так как его легче раскатывать, мять в ручках, заполнять им формочки.
Чем полезна лепка для ребёнка
Такое тесто можно сделать самим по простому рецепту:
1 ст. соли, 1 ст. муки, немного растительного масла и вода до нужной консистенции (можно добавить пищевой краситель).
Начиная с 3-х лет, дети уже начинают лепить несложные фигурки, создавать интересные поделки. Для этого больше подходит пластилин. Выбирая пластилин, обратите внимание, чтобы он был достаточно мягким, не очень жирным и гибким.
Как организовать занятия лепкой?
1. Выбираем цвет.
Начинаем с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать сначала из двух-трёх цветов (не нужно предлагать сразу все цвета, потому что ему сложно будет сделать выбор).
2. Разминаем.
Когда вы определились с цветом, приступайте к разминанию пластилина. Пусть малыш разминает свой брусочек, а вы – свой.
3. Выполняем простые действия.
Для начала можно показать ребёнку, как разминать пластилин, как отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепёшку и др. Эти простые действия заинтересуют малыша.
4. Отщипываем кусочки.
Детям очень нравится отщипывать кусочки пластилина. Чтобы кусочки пластилина не оказались повсюду, предложите ему лепить эти кусочки на лист картона или бумаги. Чтобы это задание сделать более интересным, лепите кусочки пластилина на разные изображения: вешайте плоды на нарисованные фруктовые деревья, делайте орнамент на предметах одежды, наряжайте нарисованную ёлку и т.д.
5. Катаем колбаски и шарики.
Учим катать колбаски и шарики двумя ладошками или одной ладошкой о плоскую поверхность. Из колбаски можно свернуть колечко или сделать змейку. А скатанные шарики можно раздавить пальчиками.
6. Делаем отпечатки.
Дети очень любят делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы можете раскатать лепёшку из пластилина и предложить малышу вдавливать в неё разнообразные предметы: пластиковую крышку, игрушечную вилку, формочки для песка и даже собственные пальчики.
Организуя занятия лепкой, родители должны помнить о том, что нужно обязательно находиться рядом с малышом. Во-первых, нужно следить, чтобы он не попробовал пластилин на вкус, а во-вторых, для того, чтобы помогать ребёнку в осуществлении его творческих замыслов.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Консультация для родителей о пользе лепки из соленого теста.
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.
Таким образом, лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение.
У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.
Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.
История возникновения солёного теста.
Лепка из солёного теста имеет давнюю историю. Известно, что ещё в древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву богам. Италия в средние века славились поистине удивительными мастерами, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого продать. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Германии в 19 веке главным символом Рождества была ёлка и бедные люди из хлебного теста изготавливали рождественские украшения.
Чтобы сохранить их от поедания мышами и насекомыми, в тесто стали добавлять большое количество соли — так возникло солёное тесто.
Во время Первой мировой войны, а также в первые годы после неё изготовление фигурок из солёного теста было невозможно, так как не хватало соли. Искусство создание фигурок из солёного теста вскоре было утеряно.
Около 20 лет тому назад это древнее народное искусство было возрождено, но потеряло ритуальный смысл. Главное отличие современных изделий в том, что они раскрашены — изделие выглядит керамическим.
Экологическая чистота и безвредность позволяет широко использовать его в работе с детьми, развития их творческих способностей. Лепка из теста — интересный и увлекательный вид прикладного творчества. Чем больше постигаешь азы этого творчества, тем больше открываешь для себя что-то новое. Надо правильно его замесить, чтобы работа с ним доставляла удовольствие, а не мучение.
Приготовление солёного теста.
Рецепт :
1 стакан муки, 1 стакан соли, 1 столовая ложка растительного масла, 0.5 стакана воды
Технология работы с тестом.
1 этап. Замешивание солёного теста.
2 этап. Окрашивание теста. Окрашивать можно как уже просушенное изделие, так и само тесто перед лепкой и просушиванием. Окрашивание всего изделия после просушки наиболее простой, но вместе с тем трудоёмкий вариант. —
Плоские поделки можно раскрасить гуашью и акрилом, у акрила очень насыщенные цвета, а объемные фигурки лучше сразу лепить из окрашенного теста, потом сложно прокрасить мелкие детали. Когда будете добавлять в тесто гуашь, учтите, что при высыхании тесто бледнее, поэтому берите краску на тон темнее, чем тот цвет, который хотите получить в результате. Готовые изделия покрываются обычным прозрачным лаком — он продается в магазинах для строительства и ремонта.
3 этап. Сушка.
Сушка изделий из солёного теста бывает двух видов: естественная и сушка в газовой духовке. И как правильно сушат изделия?
— Двумя способами — в духовке и на воздухе. Фигурки лучше всего сушить в духовке на самом маленьком огне при открытой дверце. Процесс занимает несколько часов. А панно рекомендую сушить на открытом воздухе, в духовке могут завернуться края. Просто оставьте изделие на несколько дней на воздухе, оно высохнет равномерно — а уже потом просушите и в духовке.
4 этап. Склейка.
5 этап. Хранение изделий.
Три способа лепки.
Конструктивный является более простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепится по частям.
Пластический предполагает, что всё изделие выполняется из целого куска без деления на части.
Комбинированный включает в себя как пластический, так и конструктивный способы при лепке одного изделия.
Игры с тестом.
· обогащают опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребёнка;
· активизируют мелкую моторику рук; координацию и тактильные ощущения рук;
· способствуют развитию воображения, памяти, внимания, мышление и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребёнка;
· способствуют формировании основ мотивационной готовности к школе.
Источник
Виктория Попова
Консультация для родителей «Лепка из соленого теста»
Лепка в дошкольном возрасте рассматривается и как средство и как условие развития творческого потенциала ребенка. Лепка – разновидность детской изобразительной деятельности, опирающаяся на законы скульптуры и декоративно-прикладного искусства для отражения субъектно-актуального содержания к окружающей действительности, в объеме и через использование мягкого Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воображения, развитию навыков и умений [2].
Значение лепки состоит в том, что совершенствуется мелкая моторика рук, развиваются художественно-творческие способности, воображение, конструкторские способности, пространственное мышление.Работа с пластическим материалом способствует воспитанию характера: усидчивости, умению планировать свою деятельность [4].
В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто. Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада [3].
Человек издавна научился готовить из муки и воды – лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала – совсем другое дело.
Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать [5].
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого тестаспособствует развитию творческих способностей дошкольников: повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел [6].
Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Задача взрослых – педагогов, воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.
Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те творческие способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие [8].
Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития творческих способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.
Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа. Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.
Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого. Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творческих способностей у детей.
Развитие творческих способностей у детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного [1]. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов (в частности из соленого теста) благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции,на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Лепка – объемный способ пластического изображения предметов. Лепка обеспечивает придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям [7].
Вывод. Овладевая секретами лепки из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность открыть для себя волшебную силу искусства, реализовать свое творчество и фантазию в собственном «творческом продукте». Задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь.
Если рассматривать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества
Источник
Если кто не знает, сейчас в интернете проходит коференция Рукоделие 3,0, на котором мне повезло попасть на выступление Мастеров по лепке из полимерной глины.
Удивительные цветы, украшения, фигурки, так интересно и вкусно подано, что захотелось попробовать также вспомнить детство и слепить что нибудь этакое.
В далеком детском возрасте, в почти забытое советское время начиная с детского сада нас развивали, занятия по рисованию и лепке были обязательным моментом. Почему? Очень просто, это входило в стандарты и программу образования тех времен. Была замечена связь между развитием координации движения пальчиков и рук ребенка, так называемой мелкой моторики, и общего интеллектуального и эмоционального развития ребенка, в том числе и речевого.
Познание окружающего мира через лепку начиналась с простых предметов, яблочки, грушки, потом лошадки, кошечки, слоники, человечки… Мало того что формируется пространственное воображение, так еще воспитывается усидчивость, внимание, воображение, точность и координация. Тем кому хорошо давалась в детстве лепка, так же хорошо потом давалось освоение письма, чтения.
Лепка позволяет выразить эмоции, в том числе неосознаваемые, что очень важно не только в детском, но и во взрослом возрасте.
По мнению иглорефлексотерапевтов и приверженцев восточной медицины, ладони и пальцы содержат большое количество рефлекторных зон, влияющих на общее состояние организма, и на вегетативную нервную систему в частности.
Вот картинка из учебника по неврологии для медицинских вузов. посмотрите, ка кмного места занимает проекция кисти руки на извилине, отвечающей за чувствительность!. При недостатке «впечатлений», а именно тактильных ощущений в этих зонах и недостатке движения функция начинает снижаться. Какие зоны кистей рук активны при работе за компьютером, особенно с мышкой? А при письме шариковой ручкой? И сравните с лепкой.
Почему некоторые, чтобы снять стресс, теребят что то в руках, грызут ногти, комкают бумажки или потирают руки? Ну в общем, понятно, куда я клоню.
В настоящее время лепка вызывает все больший интерес у взрослых. Это расслабляет, дает возможность выразить, проработать эмоции, просто получить тактильные впечатления, удовольствие и эстетическое и физическое. В этом есть даже элементы арт-терапии.
По поводу выбора материала на мой взгляд могу сказать, что для ребенка все же лучше пластилин, глина, что то мягкое. Полимерная глина бывает тяжеловата в лепке и для новичков из взрослых, она требует некоторых физических усилий, а для детишек, как мне кажется, она будет на первых порах сложна в обработке, хотя я и не специалист в этом вопросе.
В заключение хотелось бы еще раз сказать о пользе занятия лепкой, как для детей так и для взрослых. Как мне кажется, сейчас есть некоторый перекос в сторону зрительных и слуховых впечатлений. Фильмы, телевизор, компьютер, реклама, радио, плееры, медиа-шум из всех как говорится щелей. Занятий спортом конечно никто не отменял, но даже тихие посиделки за лепкой из банального пластилина или соленого теста в разы полезнее какой-нибудь компьютерной стрелялки..
Настоятельно рекомендую всем, кто еще не увлекся этим видом рукоделия, последовать примеру мастеров и начать открывать для себя новые горизонты творчества.
Источник