Чем полезна массовая культура для детей
Культура и ее формы
Культура | |
В узком смысле | В широком смысле |
1. Совокупность областей творческой деятельности, так или 2. Область, объединяющая искусство, религию, науку, | 1. Универсальное 2. Совокупность форм и |
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ
Культура | |
Материальная | Духовная культура |
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального Пример: карета, телефон, медаль | Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, Пример: карнавал,песня, норма |
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют:
духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда и т. д.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
- Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры, все остальные связаны с ней в той или иной степени.
- Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
- Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
- Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
- Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
- Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
- Социализация — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
- Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:
- включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
- представляет определённые трудности для понимания неподготовленным человеком;
- потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
- Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).
- Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:
- имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
- как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
- носит коммерческий характер;
- в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Чем полезна массовая культура для детей?
Ответ (нужно связать проявления массовой культуры с ее инструментами):
- Энциклопедии в интернете (конкретно, Википедия), позволяет быстро найти необходимую информацию для подготовки к уроку, сообщения.
- Просмотр познавательных каналов на телевидении (например, ВВС, Национальная География) позволяет расширить кругозор ребенка.
- Любая библиотека имеет сегодня электронный формат, позволяющий получить документы, книги не выходя из дома.
В формате ЕГЭ зачастую просят связать между собой различные разновидности культуры. Действительно, они тесно взаимосвязаны, влияют друга на друга. Итак, ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОЙ, ЭЛИТАРНОЙ и МАССОВОЙ КУЛЬТУР:
- В вечернем эфире телеканала ОРТ (массовая) транслируется балетная постановка (элитарная), основанная на сюжете народной сказки (народная).
ВЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Позитивное | Негативное |
---|---|
|
|
РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ:
- Доминирующая — культура большинства населения (господствующие духовные ценности).
- Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная).
- Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.).
ТИПЫ КУЛЬТУР:
ПО СПОСОБАМ САМООРГАНИЗАЦИИ, ПО М. МАКЛЮЭНУ (КАН. СОЦИОЛОГ)
1. Дописьменная, или традиционная — знаки, рисунки, слова (устные), мифы.
2. Письменная — письменность, тексты, книги, книгопечатание, пиктография рисунчатое письмо), знаковое письмо.
3. Экранная — кино, телевидение, видео, компьютеры
По степени охвата (распространения):
- НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны.
- МИРОВАЯ КУЛЬТУРА – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.
Развитие культуры
- Преемственность. Традиции – наиболее устойчивый элемент культуры.
- Новаторство. Человеку присуще творческое начало
Духовная жизнь человека
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека (к примеру: потребности в творчестве, потребности в искусстве)
Источник
Т.Г.Богатырева
Риски негативного влияния массовой культуры на детей непосредственно связаны с интенсивным развитием новых информационно-коммуникационных технологий. Социализирующее влияние на мировоззрение, социально-этические ценности, на способы проведения свободного времени детей происходит сегодня в значительной степени вне учреждений культуры и образования и большей частью обусловлено воздействием таких влиятельных институциональных источников как телевидение, Интернет, а в ближайшее время будет тесно связано с мобильной телефонией, интегрированной с Интернетом.
Талантливых детей рождается в каждом поколении примерно одинаковое количество, но очевидно, что могут сложиться условия, в которых их потенциал проявится в большей или меньшей степени. Должны существовать определенные общественные предпосылки для превращения детей в личностей, преодоления имеющихся у них упрощенных представлений о мире, незрелой эмоциональности и пр. Чтобы выявить эти предпосылки, нужно вскрыть тенденции изменения социокультурной сферы, спрогнозировать варианты влияния на нее технологических инноваций, а в дальнейшем применить полученные знания для управления социокультурными процессами. Особенно остро вопрос о парадигме развития социокультурной сферы встает в условиях глобального распространения массовой культуры и кризиса традиционных институтов культуры, которые не могут эффективно действовать, оперировать смыслами в современных контекстах и порождать ценности, которые позволили бы изменять сознание людей и способствовать социально-экономическому развитию.
Ряд выводов о перспективах социокультурного развития содержатся в прогнозах российской цивилизационной школы, в последние три года проведшей большую работу по долгосрочному глобальному прогнозированию. Основываясь на изучении динамики глобальной и локальных цивилизаций, исследователи зафиксировали важные тенденции циклической смены социокультурного строя. Образ социокультурного будущего в разработках ученых цивилизационной школы предстает как завершение нестабильного, кризисного, хаотического колебания цивилизационных систем, связанного со становлением постиндустриальной мировой цивилизации. Эти процессы вскоре проявятся и в России. Уже сегодня закладываются основы гармоничного развития культуры, образования, этики и религии, которыми будет отмечен формирующийся интегральный социокультурный строй. Однако существуют различные сценарии развития социокультурной сферы, которые отличаются друг от друга степенью приближенности к оптимальной траектории. Реализация инерционного сценария в первой половине XXI века может повлечь за собой усиление негативных тенденций в сферах культуры, образования, потерю креативности в условиях, когда как раз назревает необходимость в радикальном инновационном прорыве. В частности, могут сбыться опасения общества по поводу вредных последствий потребления массовой культуры, связанные с негативным воздействием медианасилия, сексуально откровенного содержания, страхом и тревогой, вызываемыми медиапродукцией, влиянием масс медиа на здоровье, неоднозначным воздействием развлекательных произведений.
В другом, оптимистичном, инновационно-прорывном сценарии перспективы и роль России в формировании интегрального типа культуры в грядущем большом цикле мировой культуры связаны с преобладающим действием таких факторов как обладание богатейшим культурным наследием, огражденность России в течение большей части прошлого века от негативного влияния массовой антикультуры, развитие диалога с другими культурами, активное использование современных информационных технологий для культурного развития. Инновационно-прорывной сценарий предполагает существенные изменения в социокультурной сфере. Он отражает становление гуманитарного типа культуры, формирование человека как свободного творческого субъекта. В этом сценарии общество заботиться о своем молодом поколении, не только ограждая его от потребления псевдокультуры и вредной информации и осуществляя общественный контроль над изменениями в области культуры и СМК, но и создавая механизмы для формирования духовного здоровья, для преодоления главного противоречия современной эпохи – нарастающего разрыва между глубиной и скоростью перемен и устаревшими знаниями и навыками людей, призванными осуществлять эти перемены. В данном сценарии развитие культуры и нравственности сопряжено с установлением гармоничных отношений между поколениями, с повышением роли семьи в воспитании детей, наполнением системы воспитания и образования ценностями, отвечающими основам интегрального социокультурного строя. В целом важны качественные характеристики социокультурной активности и духовно-нравственных ценностей детей.
Риски негативного влияния массовой культуры на детей непосредственно связаны с интенсивным развитием новых информационно-коммуникационных технологий. Социализирующее влияние на мировоззрение, социально-этические ценности, на способы проведения свободного времени детей происходит сегодня в значительной степени вне учреждений культуры и образования и большей частью обусловлено воздействием таких влиятельных институциональных источников как телевидение, Интернет, а в ближайшее время будет тесно связано с мобильной телефонией, интегрированной с Интернетом. Эти технологии значительно изменяют способы «доставки» культурных благ потребителям. Они становятся доступны повсюду и в любое время. На этом фоне будет происходить дальнейшая индивидуализация потребления культурных продуктов. Риски же заключены в достаточно мощной тенденции игнорирования социокультурных критериев развития новых информационных технологий, что оборачивается не ростом высокоинтеллектуального, творческого начала, а ростом сферы развлечений, досуга, проявлением тенденций гедонизма, а также вседозволенностью, десоциализирующими началами, интенсификацией процесса становления потребительского общества, потребительских ориентаций в культуре.
Глобальная конкуренция не позволяет национальным правительствам использовать традиционные запретительные методы контроля над образами, требует свободы слова, открытости и развития демократических основ функционирования символической сферы. Поэтому массовая культура распространяется повсеместно и даже большая часть культурного наследия, которым овладевает индивид, теперь ведет свое происхождение от массовой культурной продукции.
В условиях ощутимой угрозы, исходящей от массовой культуры, задачей властей является защита общественной нравственности от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей. Важно наличие соответствующего законодательства, практики судебных разбирательств с предъявлением особо строгих требований в случае производства и распространение порнографии с участием несовершеннолетних, чьи права защищаются специальной конвенцией ООН. Тем не менее проблема регуляции культурных и нравственных ценностей носит преимущественно неюридический характер, и правовыми средствами может быть решена лишь отчасти. Ключевым является формирование интеллектуальных интересов потребителя культурных продуктов, повышение общего уровня грамотности и образованности населения, эстетического вкуса, что должно осуществляться с детского возраста в приемлемых и понятных для ребенка формах.
Для реализации позитивного сценария социокультурного развития необходимо вести широкую просветительскую деятельность в образовательной системе, в средствах массовой информации, делая акцент на позитивных ценностях, сплачивающих общество. В этом процессе велика роль медиаобразования детей и молодежи.
При реализации целевых социокультурных проектов, создающих предпосылки оптимистического сценария будущего, особое внимание следует обратить на развитие новых форм культурных институтов, в том числе тех, которые поддерживают развитие художественных течений на основе современных технологий, способствуют появлению креатива на стыке творческих областей, открывают сетевые возможности доступа к культурному опыту. Важны «точки» приложения сил для формирования эффективных ценностных конфигураций у молодого поколения, самостоятельности детей. На базе ведущих учебных заведений страны необходимо разработать и реализовать инновационные программы переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационно-прорывного развития социокультурной сферы, так как мир, в котором будет действовать следующее поколение людей, будет совсем иным, чем тот, в котором привыкли жить предшествующие поколения.
В портативных версиях становится доступна музыкальная и видео продукция, она может быть использована при помощи MP3 плееров, мобильной операционной системы Windows Mobile и др. Просмотр фильмов возможен на DVD, на карманных компьютерах и ноутбуках, на портативных DVD плеерах. Возрастает интерес к online медиа.
- 29.03.10 Богатырева Т.Г. (Т.Г.Богатырева)
Источник
Не раз поднимали тему как же быть с массовой культурой и как ребенку не чувствовать себя «обделенным», если он не смотрит популярных мультиков, ему не покупают какие-то игрушки, которые «есть у всех», и прочее. Я постараюсь ответить на вопросы, и здесь есть несколько моментов. Сегодня, как всегда в разговоре о детях, мы сначала поговорим о взрослых. В комментариях было озвучено примерно следующее: «Родители вообще-то против (какого-то явления «детской» культуры), но боятся, что ребенок не будет «как все», поэтому разрешают это».
???? Первая часть — это позиция взрослых.
Прежде всего нужно понимать, что нет никаких мифических «всех» — общество очень многослойно и состоит из множества социальных групп. Успеть пожить во всех социальных группах мы никак не можем — это факт. Поэтому надо сначала определиться — кто мы? Какое у нас мировоззрение? Есть ли оно, понимаем ли мы сами, во что мы верим и есть ли у нас убеждения? Если родители не могут сами для себя ответить на эти вопросы — они не могут объяснить этого ребенку. Если они сами не имеют своего мнения или мировоззрения, полагаются на то, «куда ветер дунет» — они не могут сформировать мировоззрения у ребенка, и он также будет пассивным потребителем той самой массовой культуры, рассчитанной на «всех». И опять мы возвращаемся к вопросу, есть ли у родителей понятные им самим цели воспитания, или «что вырастет — то и вырастет»? Если есть цели, и есть какие-то собственные представления о нравственности и культуре — никак невозможно миновать это самое «фильтрование» окружающей культуры. Да, у каждого могут быть знания о разных социальных группах, но далеко не каждую субкультуру полезно (и возможно) «попробовать» на себе.
Прежде чем переходить к теме «Ой, как же ребенку не чувствовать себя обделенным?» взрослым нужно самим постараться ответить на такие вопросы:
1. Входит ли это явление в мою систему ценностей? Почему?
2. Какую информацию несет это явление (объект)?
3. То, что получит от этого ребенок, совпадает ли с моими целями воспитания?
4. Какую пользу получит от этого ребенок?
Если понимание «пользы» сведется только к «он зато будет как все» — родителям срочно нужно пересмотреть остальные пункты. И подумать, являются ли они вообще участниками процесса воспитания?
Ребенок принимает от нас систему ценностей. И не только это, но и отношение к убеждениям. Дети (даже если им этого не говорить) на подсознательном уровне чувствуют настрой родителей и их эмоциональное состояние. Поэтому, если родители испытывают страхи или неуверенность («Ребенок почувствует себя белой вороной, он не сможет быть как все, ему будет плохо в коллективе без этого» и т.п.), они это проецируют на ребенка. Если сами родители осознают свой выбор, свою систему ценностей, свое мировоззрение — их уверенность также передается ребенку.
???? Вторая часть — это позиция ребенка.
Опять же, для начала нужно самим родителям честно ответить на такие вопросы:
1. хочу ли я, чтобы у ребенка было собственное мнение, или же чтобы он «шел за всеми», не разбираясь?
2. хочу ли я научить ребенка отвечать «нет» в необходимых случаях?
3. хочу ли я, чтобы у ребенка были собственные интересы, а не навязанные извне просто потому, что «так делают все»?
И если родители затрудняются ответить на эти вопросы — то тогда что-то не так с позицией воспитателя, и что-то случилось с целями воспитания. Нужно иметь в виду, что умение выдерживать «давление среды» формируется не вдруг, и закладывается постепенно, еще с раннего возраста. Что ребенок должен приучаться к тому, что далеко не все, что его окружает — полезно и приемлемо. Как в лесу — родители же не позволяют ребенку пробовать все неизвестные растения на вкус, чтобы разобраться? Какое-то «пробование» может оказаться последним! Так же и в социуме. Ведь ребенок растет. И если в детстве он получает позицию «будь как все» и «принимай что угодно», то однажды это принесет свои «подросшие» плоды. Ведь подросткам в школьных туалетах и темных подворотнях предлагают уже не «монстриков» и не запрещенные дома мультики. И как будет вести себя выросший ребенок, которого с детства приучали впитывать из среды все подряд, без разбора? Родители которого боялись научить ребенка что-то отвергать и все время старались, чтобы он «не выделялся»?
???? Третья часть — что же делать, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, а не «обделенным»?
Прежде всего — заглянуть в себя. Увы, от этого мы никуда не уйдем 🙂 каждый вопрос о воспитании детей начинается именно с этого — а что с родителями? Поэтому первый пункт — обязательно о нас:
1. Осознать собственную систему ценностей, свой выбор. Чем более убеждены родители — тем легче принимают это дети. И наоборот.
2. Постоянно объяснять ребенку свою позицию. Это не разовое действие, как думают многие. Ведь ребенок извне получает информацию ежедневно — разве достаточно ему одного объяснения для родителей «на всю жизнь»? Многие задают вопрос — а как же объяснять ребенку? Как вы можете объяснить сами для себя, почему вы так верите и это выбрали? также и говорить ребенку!
3. Подчеркивать плюсы вашего выбора. Родители ведь делают что-то ради пользы, они ее понимают? Ребенок также должен понимать эту пользу, а не «мама так сказала».
4. Формировать у ребенка умение отстаивать свое мнение и чувство уверенности, а также адекватную самооценку. Ведь чаще всего «идут на поводу» именно неуверенные в себе люди с заниженной самооценкой.
Источник