Чем полезна пальчиковая гимнастика для детей
Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей. Регулярные занятия помогают деткам не только сформировать базовые навыки, но и улучшить эмоциональную связь с родителями.
Польза пальчиковых упражнений
Пальчиковые игры оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи и мышления у детей дошкольного возраста. Их польза заключается в следующем:
• Активизируют речевые зоны в мозге.
• Способствуют формированию правильной и четкой речи, предупреждают дефекты
• Улучшают память.
• Развивают способность концентрироваться и распределять внимание.
• Помогают овладеть письмом и рисованием.
•Делают пальчики и кисти более гибкими и подвижными.
• Развивают воображение и фантазию.
Виды упражнений
Пальчиковые игры разделяются на несколько видов:
• Упражнения для кистей. Помогают научить малыша расслаблять и напрягать мускулатуру, учат включаться из одного действия в другое.
• Статические упражнения. Направлены на закрепление навыков, полученных раньше, и их оттачивание
• Динамические игры. Учат сгибанию и разгибанию пальчиков, улучшают координацию движений.
• Массаж пальцев и ладошек. Как массажеры могут применяться предметы разного диаметра и фактуры: карандаши, мячик, камушки, пластмассовые и резиновые игрушки.
• Игры с различными предметами.
• Потешки и считалочки.
• Составление из пальчиков различных фигурок.
•Игры, улучшающие моторику.
• Упражнения, улучшающие память и учащие концентрировать внимание.
Из последних можно обратить внимание на следующие:
• «Бабочка». Нужно сжать пальчики в кулак и поочередно их выпрямлять, начав с мизинчика. Большой и указательный пальчики остаются согнутыми и формируют кольцо, прямыми же пальчиками нужно выполнять движения в быстром темпе.
• «Осьминожки». Обе руки двигаются по морскому дну путем плавного перемещения пальчиков-щупалец. Когда две осьминожки встретятся, они останавливаются, а затем продолжают путь вместе.
Основные правила
Базовые правила проведения пальчиковых игр следующие:
• Наиболее подходящий возраст для них -– 1-3 года, когда дети лучше всего усваивают речевые навыки.
• Важно, чтобы руки родителя, занимающегося с малышом, были теплыми.
• Перед выполнением упражнений надо провести малышу разминку для рук: так они будут более послушными.
• Обращайте внимание на то, чтобы задействовались все пальчики малыша.
• Упражнения нужно сопровождать поглаживаниями и щекотаниями ладошек ребенка.
• Считалки и потешки надо прочитывать выразительно.
• Заменять игры необходимо постепенно. При появлении новых персонажей вначале познакомьте с ними ребенка.
• Не нужно заставлять реенка выполнять задачи насильно, иначе у него быстро пропадет весь энтузиазм. Занятия должны быть веселыми и приятными.
• Чтобы добиться результатов, нужно заниматься регулярно.
Пальчиковые игры – отличный способ улучшить контакт с малышом, обеспечить его правильное развитие как в умственном, так и в эмоциональном плане. Очень важно проводить занятия именно в игровой форме: так малыш будет получать от них удовольствие, а это очень важно для их эффективности.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .
Источник
Ольга Табаева
Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель МБДОУ №224 Табаева Ольга Георгиевна.
г Красноярск.
Консультация для родителей «Польза Пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»
Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т. к. мозг напрямую связан с работой пальцев. К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Ну, и, следует учитывать, что подобные игры — еще один способ общения между мамой и ребенком. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики). «Пальчиковая гимнастика» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Произносить тексты пальчиковыхигр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его надо похвалить
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.
Практические занятия:
Упражнение 1
«Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
Упражнения 2
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
Упражнения 3
Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Упражнения 4
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.
Источник
Чем полезна «Пальчиковая гимнастика»?
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Практические занятия:
ЗАНЯТИЕ № 1
Этот пальчик хочет спать (взрослый разворачивает левую руку ладошкой к себе, правой рукой загибает мизинчик на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать (загибает безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул (загибает средний пальчик)
Этот сразу же уснул (загибает указательный пальчик)
Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит (загибает большой пальчик) .
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать! (поднимает левую руку и распрямляет все пальчики)
(Повторить тоже самое с правой рукой)
ЗАНЯТИЕ № 2
Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно наоборот сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик ДЕДУШКА. (загибает/разгибает большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА. (загибает/разгибает указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает/разгибает средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА. (загибает/разгибает безымянный пальчик)
Этот пальчик Я. (загибает/разгибает мизинчик пальчик)
Вот и вся моя СЕМЬЯ! (поднимает левую руку и распрямляет все пальчики)
ЗАНЯТИЕ № 3
Сорока-белобока кашу варила,
Деток кормила. (Взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)
Этому дала, (загибает безымянный пальчик)
Этому дала, (загибает средний пальчик)
Этому дала, (загибает указательный пальчик)
А этому не дала: (шевелит большой пальчик)
Ты дров не носил, печку не топил
Тебе каши не дадим! (слегка щекочет ребенка)
ЗАНЯТИЕ № 4
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки друзья, —
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синем морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(На первые две строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» — поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)
ЗАНЯТИЕ № 5
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел пальчик погулять. (Взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел, (разгибает мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел, (разгибает безымянный пальчик)
Это резал, (разгибает средний пальчик)
Этот ел, (разгибает указательный пальчик)
Ну а этот лишь глядел! (разгибает большой пальчик и щекочет ладушку)
ЗАНЯТИЕ № 6
(Пальцы сжаты в кулачок)
— Мальчик — пальчик,
Где ты был? (разгибается большой палец)
— С этим братцем в лес ходит, (разгибается указательный палец)
С этим братцев щи варил, (разгибается средний палец)
С этим братцем кашу ел, (разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел. (разгибается мизинец)
Сидит белка не тележке,
Продает свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(Поочередно разгибаются все пальцы начиная с большого)
ЗАНЯТИЕ № 7
(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачком друг о друга)
Раз, два, три, четыре, (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Мы посуду перемыли: (загибать пальчики по одному начиная с большого)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (разгибать пальчики по одному начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Так мы маме помогали.
ЗАНЯТИЕ № 8
Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел (загибать/разгибать большой палец)
Указательный с порога
Указал ему дорогу (загибать/разгибать указательный палец)
Палец средний — самый меткий,
Он снимает сливы с ветки. (загибать/разгибать средний палец)
Безымянный поедает, (загибать/разгибать безымянный палец)
А мизинчик — господинчик
В землю косточки сажает. (загибать/разгибать мизинец)
ЗАНЯТИЕ № 9
Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъемный кран. (загибать поочередно пальчики)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередно сгибать пальчики на обеих руках)
ЗАНЯТИЕ № 10
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. (Плавно поднять руки перед собой, встряхивая кистями)
Мы капусту рубим — рубим,
Мы капусту солим — солим,
Мы капусту трем — трем,
Мы капусту жмем — жмем.
(Движения прямыми ладонями вверх — вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Источник