Чем полезна повесть о петре и февронии муромских

8 июля в России День семьи. Дата избрана не случайно. Да и сам праздник – наша дань памяти покровителям счастливого супружества святым Петру и Февронии Муромским. В их честь строятся новые храмы и по всей стране устанавливаются памятники. Почему так почитаемы в народе святые супруги? Свою популярность княжеская чета заслужила любовью и верностью друг другу, теми испытаниями, которые они прошли вместе ради сохранения брака.

Житие святых Петра и Февронии Муромских

Кто такие Пётр и Феврония? Как полагает часть исследователей, за именами этой пары скрываются реально правившие городом Муромом князь Давыд Юрьевич и его жена Ефросиния. Княгиня в монашестве на склоне лет стала называться Февронией, а супруг ее Петром. Причисление к лику святых состоялось на Московском соборе в 1547-м году.

Тогда же иноку Ермолаю поручили описать житие муромских чудотворцев. Однако, вышедшей из-под пера монаха «Повести о Петре и Февронии» не суждено было занять место в Великих четьи-минеях. Заказчик жизнеописания митрополит Макарий отметил, что вдохновение автор черпал из устных фольклорных источников. И в итоге получилось литературное произведение в жанре легенды, а не житие святых. О чем же поведала христианам «Повесть» Ермолая?

Вот ее «легендарный» сюжет. Правил Муромом князь Павел. И стал к жене его подбираться в облике змея сам дьявол, искушая на блуд. Придворные ничего не замечали, наблюдая, как в покои княгини входит супруг. Только она одна видела змея лукавого. Пётр, младший брат Павла, решил помочь и раздобыл чудесный Агриков меч, чтобы убить искусителя.

В пылу сражения на него попали капли нечистой змеиной крови, от которой произошла неизлечимая болезнь. Тело героя покрылось гниющими язвами, и лекари не знали, как его исцелить. Но в земле рязанской жила прекрасная и мудрая дочь добывающего дикий мед бортника. Феврония взялась лечить князя, потребовав вместо платы обещание стать ее мужем.

Хотя Петру приглянулась красавица и умница, жениться на простолюдинке ему никак не хотелось. Выздоровев, он сбежал, оставив девушке богатые дары. Но возобновившаяся болезнь заставила передумать и вернуться, чтобы сдержать данное слово. Унаследовав город Муром после смерти брата, новый князь столкнулся с недовольством бояр княгиней-простолюдинкой.

Приближенные требовали избавиться от жены либо оправиться в изгнание. Петр выбрал второе, смиренно покинув город вместе с супругой по реке. Но в городе началась настоящая смута и резня между сторонниками разных претендентов на власть. И народ, чтобы прекратить кровопролитие, принялся упрашивать законного князя вернуться и править ними вместе с княгиней.

Прожив долгую жизнь, в преклонных годах Пётр и Феврония приняли постриг. Но в разных монастырях молили Господа лишь о том, чтобы не пережить друг друга. Скончались благоверные в один день и час. Тогда свершилось посмертное великое чудо. Вопреки завещанию праведников монахи собирались захоронить их в разных могилах.

Но подготовленные к погребению тела усопших каждый раз оказывались в общем, еще при жизни изготовленном для них гробу. И монахи больше не посмели их разлучить.

Почему стали святыми Петр и Феврония?

Но отчего же все-таки митрополит Макарий полагал, что житие княжеской четы больше похоже на легенду? За исключением сражения со змеем и посмертного чуда, описанные в «Повести» события не противоречат реальности. Напротив, сведения о жизни супругов после свадьбы больше походят на правду, чем на художественно приукрашенный вымысел. История их семьи в рассказе монаха Ермолая вовсе не идеальна.

Возможно, именно это смущало Макария, и митрополит в сомнениях искал ответ на те же вопросы, которые задают скептически настроенные наши современники. Почему именно Пётр и Феврония Муромские, чье житие мало чем отличается от будней простых смертных пар, вдруг вознесены до роли святых покровителей супружества? Чем заслужили они всенародное почитание?

Аргументы скептиков:

  • В жизнеописании нет никаких упоминаний о детях. А семья без потомства – просто пара, живущая вместе.
  • Не мог святой солгать девушке, дать слово и передумать жениться, как поступил Пётр.
  • А то, что совершила сведущая в целительстве красавица и вовсе смахивает на банальный шантаж с целью возвысить себя, пробравшись из грязи в князи. И что такое неполное излечение, если не доступный простолюдинке способ добиться своего?

Но ведь не святыми они вступали в брак! При всех благочестивых попытках анализа обман и принуждение имели место. Примером для подражания супруги тоже стали не сразу. Но, взяв за основу своей совместной жизни веру в Бога, сумели они построить на этом надежном фундаменте крепкий союз.

И прошли все испытания вместе, поддерживая друг друга в борьбе с искушениями греховного мира, превозмогая человеческие слабости в духовном своем восхождении до уровня святости и символа.

В чем помогают православным семьям святые Петр и Феврония?

История их брака не потеряет актуальности, пока другие молодые пары будут искать пути к созданию крепкой христианской семьи, стремиться к счастью и вечным ценностям. Радости и проблемы, с которыми им предстоит встретиться, сегодня такие же, как восемь столетий назад. Общественные представления о социальных статусах и притирки разных характеров также становятся препятствиями к близости в отношениях.

Читайте также:  Для чего полезны апельсины и мандарины

Этим объясняется особая роль святых супругов в православной русской традиции. Обращаются к ним с молитвами о семейном благополучии в разных ситуациях:

  • Просят послать достойного спутника жизни те, кто мечтает встретить свою половинку.
  • Бесплодные пары ищут помощи в зачатии и рождении ребенка.
  • В стремлении сохранить брак, когда отношения зашли в тупик, и семья на грани развала.
  • Мудрые жены просят терпения, чтобы стать таким же, как Феврония Муромская, благословением Господним для мужа.

Ибо помогают святые, когда не хватает сил удержать язык, готовый произнести язвительные и обидные слова. Когда недостатки спутника жизни кажутся настолько огромными, что заслоняют от глаз достоинства. Если необходимо смиренно простить в сердце своем и забыть совершенные одним из супругов ошибки, а коварная память возвращает к ним постоянно, подрывая остатки доверия.

Любовь между Петром и Февронией

Но испытывали ли сами покровители любви это возвышающее чувство? Во всем содержании «Повести» инока Ермолая герои обходятся без пламенных признаний и вообще ни разу не произносят это слово в обращениях друг к другу. Только терпение, кротость и вечная мудрость, словно любовь так мала и незаметна, что затерялась между ними. Нет, не могла она затеряться, потому, что венчанные супруги – одно целое.

Вместе им суждено предстать перед Богом, обрести жизнь вечную и спасение. Любовь Февронии к больному князю возвышается до уровня Божественной. Она граничит с самопожертвованием ради спасения ближнего. Не только тела, но и бессмертной души. И лечит она половинку свою от язв, исцеляя попутно грехи лжи и гордыни, открывая ему огромный мир Добра, приближая к пониманию того, что Любовь Божья начинается с супружеской.

Уроки Муромских святых

Княжеская чета явила миру пример того, что жизнь во Христе и во дворце возможна. Святость формируется не внешними обстоятельствами, а внутренним стремлением приблизиться к Господу. А супружество есть служение Ему через человека рядом с собой. Через терпение к слабостям друг друга с постепенным их исправлением. Пётр и Феврония Муромские доказали жизнью своей, насколько этот путь плодотворен.

Мужская ответственность за данное слово

Может показаться, что женила на себе князя простая девушка совсем не по-христиански, выдвигая условия, используя его болезнь. Но история эта не про умение извлечь выгоду из обстоятельств, а про слово мужчины и ответственность. В этом смысле история муромских святых преподносит нам несколько ценных уроков:

  • Не стоит спешить с обещанием жениться, но данное слово надо держать.
  • В ухаживаниях за девушкой не давать повода принять за любовь легкомыслие.
  • В основе мужских принципов – ответственность за каждый поступок, отличающая его от незрелого мальчика.

Болезнь во благо

Следующее напутствие несет болезнь Петра. Почему христиане верят, что всякий недуг от Бога – в назидание и для направления на истинный путь? В случае с муромским князем это очевидно: оставайся он здоровым – не было бы ни встречи с Февронией, ни женитьбы на простолюдинке. И уж точно не пришел бы он к спасению своей души и к святости.

Разве все это – не хороший урок для ныне живущих? Но нелегко человеку понять и поверить, что скорбями и трудностями проявляется забота Отца Небесного о неразумных чадах и подготовке их к вечной жизни. Так что не отчаиваться надо, а воспринимать с миром болезни, учиться через них мудрости.

Святость доверия в супружестве. Чудо с крошками святой Февронии

Неравный брак порождает непонимание привычек вновь обретенной половинки. Так случилось с княжеской четой. У Февронии был ручной заяц, и она его кормила, собирая со стола крошки после еды. Бояре, да и сам Пётр, когда ему донесли, что жена себя ведет будто голодная, с отвращением отнеслись к ее привычке.

По описанию, позвал князь супругу пообедать за одним столом. По окончанию трапезы разжал он ее ладонь, но увидел там фимиам и благоухающий ладан. С тех пор больше никаких разборов привычкам Февронии он не устраивал, усвоив урок про доверие между супругами, проистекающее из взаимности их уважения.

Но глубинный смысл истории о подозрениях в том, что Промысел Божий выражается и в верности решений и в ошибках ближнего.

А образ ручного зайца Февронии занял достойное место в мультфильме, снятом специально для детей на основе жития муромских святых. Там ушастый посланец помогает поддерживать связь между супругами, когда они оказываются на большом расстоянии друг от друга в разных монастырях. Благодаря зайцу-гонцу супруги уходят из жизни одновременно.

Преданность. В изгнание вместе

Освященное Господом супружество ведет к Благодати так же, как монашество. При святости брака любой развод становится трагедией. Поэтому Пётр выбирает изгнание вместе с женой, а не разрыв с ней, на котором настаивали взбунтовавшиеся бояре. И это испытание не просто краткий эпизод в биографии. Князь вместо личной выгоды следует велению сердца и полагается на Бога, подчиняясь Его воле.

Но в первый же день едва не впадает в уныние, раздумывая, как и чем дальше жить правителю города. Феврония старается его утешить, вселить веру, что в нищете их Господь Всеблагой не покинет. Предсказывает быстрое возвращение. И на утро к ним спешат посланники Мурома с приглашением княжить. Это урок о том, как важна поддержка жены для укрепления духа мужчины в час испытаний.

Читайте также:  Полезно ли ходить в сауну после тренажерного

История с лодочником

Однажды муромская княгиня заметила, что лодочник смотрит на нее с вожделением и дала ему наглядный урок. Велела зачерпнуть и попробовать воду с одного и с другого борта лодки. Когда зарвавшийся перевозчик ответил, что вкус один, мудрая правительница объяснила ему, что и жены все одинаковы. Чем на чужую заглядываться, пускай поспешит к своей. Сколько браков распадалось от того, что мужья поглядывали на других женщин?

Суть урока в том, что в сторону даже смотреть не стоит, потому что за оцениванием начинаются грешные мысли, укрепляясь в душе и пуская корни.

Смерть в один день

Единовременная кончина благоверных воспринимается, как поражающее воображение чудо. Но это, по сути, символ супружеского служения и достойное его земное завершение. Ощущая приближение конца, Петр дважды посылал весть супруге. А она просила повременить, пока закончит вышивать покров для храма. Но в третий раз оставила незаконченным свое шитье, чтобы присоединиться к мужу на дороге в Вечность.

Но в жизни и в литературе встречаются рассказы о том, как прожившие вместе свой век супруги покидают наш мир друг за другом. И это логично, когда у них одна жизнь на двоих. Нет мистики в том, что душа стремится вновь соединиться с приросшей к ней половиной. Но Петр и Феврония запомнились тем, что тела их, захороненные по отдельности, каждый раз оказывались в одном гробу. Это и есть настоящее чудо Любви.

Дни памяти святых

Дважды в году отмечаются дни памяти покровителей православной семьи. 8 июля соответствует дате праведной кончины княжеской четы. Этот день стал общенациональным праздником семейной любви и верности, впервые установленным в 2008-м году. А воскресенье перед 19-м сентября отмечено в православном календаре в честь перенесения праведных мощей. Святых глубоко почитают в России.

В их честь освящают новые храмы и устанавливают памятники. Одна из первых скульптурных композиций установлена в их родном городе Муроме возле ЗАГСа. Молодожены в день бракосочетания приезжают к их памятнику просить благословения на долгую жизнь в исполненном преданности и доверия браке. По городским традициям, фигуры святых непременно присутствуют на свадебных фото и видео.

Место хранения мощей Петра и Февронии

Благоверные супруги неразлучны и в смерти. Последним земным приютом для них стал Свято-Троицкий монастырь в городе Муроме. Там в Троицком соборе хранятся их мощи, перенесенные в 1992 году. Ежедневно тысячи паломников спешат к ним для поклонения Божьим угодникам. Многие приезжают в надежде на помощь Петра и Февронии в разрешении личных проблем.

По воскресениям читают акафист и совершается водосвятный молебен у раки с мощами святых. Послушать его и для общей молитвы собираются молодые верующие, мечтающие о создании православной семьи. По отзывам, не единичны случаи, когда две половинки встречаются и обретают друг друга во время молебна.

Интересный и захватывающий мультфильм, рассказывающий историю влюбленных.

Заключение

По своему значению святые супруги поставлены Церковью в один ряд с великими мучениками и апостолами. Прославления Пётр и Феврония удостоены за мужество и смиренное исполнение ними заповедей Божьих в сохранении брака. Во всех испытаниях руководствовались они верой и надеждой на благословившего их совместную жизнь Господа.

Не случайно семья у православных – это малая церковь. Потому, что в браке двух христиан взаимные чувства мужчины и женщины перерастают в ту вечную Любовь, которая побеждает смерть.

Источник

Анонимный вопрос  ·  18 декабря 2017

35,6 K

Повесть имеет легендарно-поэтический сюжет в центре которого находятся два персонажа: Пётр и Феврония.

Пётр брат князя Павла, который правил Муромом. К жене Павла являлся змей в образе мужа-князя, который её искушал. Брат Пётр решил помочь брату и убить змея. Однако при умерщвлении змей обрызгал Петра кровью, после чего тот заболел. Излечить его никто не мог, кроме одной крестьянки по имени Феврония. В качестве платы за лечение Феврония просила Петра жениться на ней. Но тот своего обещания не сдержал, поскольку Феврония была простолюдинкой. А бояре и круг приближенных к Петру, не смогли бы смириться таким браком. Предугадав обман, Феврония вылечила Петра не полностью. В итоге он снова заболел, но после сдержал свое обещание. Суженые в последствии столкнулись с проблемами и недопониманием. Как и ожидалось, бояре не хотели чтобы княгиней была простолюдинка.

В итоге Петр и Феврония были вынуждены покинуть город, но после этого в Муроме началась смута. Тогда князь с женой снова вернулись в город, где получили любовь и уважение горожан. Вместе они прожили до конца дней своих. Приняв монашество они просили Бога умереть в один день, а горожан похоронить их вместе, в одном гробу. Однако совместное захоронение совершено не было, и тогда чудесным образом их тленные тела оказались в одном гробу. Сегодня Петр и Феврония, в Русской православной церкви почитаемые святые. Они являются покровителями семьи. Памятным днем является 8 июля, который празднуется как день семьи, любви и верности.

Читайте также:  Полезен ли батут при плосковальгусной стопе

А Павел с супругой куда делся?

Где почитать мнения историков о Петре I?

Историк, специалист по истории России Петровской эпохи

Есть несколько книг, сводок мнений о Петре Великом. Главные — это книга «Петр Великий: pro et contra» (СПб., 2003). Тут даны мнения историков XVIII—XX века в форме выдержек из их трудов. Вторая стоящая работа — книга Ханса Баггера «Реформы Петра Великого. Обзор исследований» (М., 1985).

Какие есть приметы на день Петра и Февронии?

Интересны темы гармонизации отношений и саморазвития. Нравится помогать…

Брак, заключенный в День Петра и Февроньи будет счастливым и крепким. В семье целый год будет достаток, если супруги этот день провели в работе вместе. Если погода на день празднования выдалась жаркая, значит будет жарко еще 40 дней.

В чём секрет «Иронии судьбы»?

певец,композитор, основатель Therr Maitz

Секрет в том, что в нашей стране популярно то, что показывает Первый канал. 

У нас ведь вообще не так много было кино хорошего. Тем более про Новый год, а Новый год у нас главный праздник, который никто не пропускает. Его показывали все время в новогоднюю ночь в те времена, когда основным развлечением советского человека был просмотр новогодних программ, они ведь не шли в «Арму» плясать до 8 утра, а смотрели кино. Это цепочка событий, которые сделали фильм знаковым. «Ирония судьбы» — составляющая праздника, которую все время транслировали, годами, как речь президента и бой курантов. Но поколение меняется, и скоро просмотр этого фильма, скорее всего, перестанет быть неотъемлемой частью Нового года. 

Если честно, я не люблю этот фильм. Он грустный. У меня другой любимый новогодний фильм — «Реальная любовь». Такой сопливый, про рождественские истории, но он более настоящий. «Ирония судьбы» — история про алкоголика, который бросил свою девушку под Новый год — это же как-то грустновато. И вообще, это такая подлость. Я понимаю, что в нем ценят люди, и песни там прекрасные, и я смотрел его с родителями, но в последнее время не смотрю — осадочек остается грустный.

Прочитать ещё 7 ответов

О чём в действительности повествует история Муму?

Психолог, онлайн, анонимно. Telegram: @introvert172
А ещё я недавно завела теле…

«Муму» — это история о том насколько прочно крепостное сознание может быть укреплено в человеке и о том какой дорогой ценой добывается внутренняя свобода. Поступок Герасима ведь абсолютно нелогичен — он сам убивает свою любимую собаку, а потом уходит от барыни. Зачем? Он же мог не убивать, а забрать её с собой… Не мог. Герасим — крепостной, его отец, дед и дед деда были крепостными. Он не понимает как в принципе можно ослушаться барыни. Даже если она глупая, слабая, даже если её приказы абсурдны и жестоки.

Герасим — это образ русского народа. Могучий и… бессловесный. Неспособный сказать «нет!» и «хватит!» Сильный мужчина на службе у глупой старухи-самодурки. «Муму» хорошо иллюстрирует крылатую фразу Чехова, появившуюся только спустя 30 с лишним лет — «по капле выдавливать из себя раба». Смерть Муму — это одна такая капля для Герасима. Даже свадьба Татьяны (такой же безответной и покорной) не выбила его из привычного мира. Но только собственноручно убив свою любимицу, он понял… что-то понял. И ушёл от барыни, хотя мог сделать это давно — никто бы ему не помешал. Кроме раба внутри самого себя.

Прочитать ещё 2 ответа

Каким бы могло быть будущее России, если бы дом Романовых не был свергнут?

dreamfreedom.ru t.me/politdela

Однозначно лучше даже с учётом репутации и наследия российской монархии. Уж точно не было бы всего этого сталинско-большевистского кошмара. Для начала необходимо понимать, что свержения царя как такового не было: он не сидел на троне, а в это время в помещение ворвалась группа мятежников, повалила его с трона, арестовала, смяла его охрану. Всё не только по форме, но и сути выглядело по-иному: царю сказали, что его больше никто не слушает и он больше ничем и никем не управляет, и это соответствовало действительности. От царя отвернулось всё общество, все политические силы, военное командование, даже собственные его родственники, что поддержки больше нет никакой и всё закончилось.

Возможно, в этих условиях Николай мог бы всё-таки не подписывать отречение от престола, а предложить («даровать») стране новый конституционный порядок по британскому образцу: монархия становится номинальной властью (сам Николай отрекается по-любому, но Михаилу, наверное, было бы проще тогда согласиться принять корону), а реальная власть переходит к Думе или новому законодательному органу, формирующему ответственное правительство. Иными словами, Россия более-менее упорядоченно становилась парламентской республикой в европейском варианте. Поражение Германии год спустя позволило бы России получить мир и приличные контрибуции, которые бы подняли экономику. 

Не уверен, что такое развитие исключило бы Вторую мировую войну. Немецкий реванш был неизбежен. Гитлер стремился уничтожить не только большевизм — в большей степени он преследовал цель этнической чистки славян и евреев.

Прочитать ещё 3 ответа

Источник