Чем полезна в разрешении конфликта посредник
Столкновение интересов, ссора, вызванная расхождением взглядов по поводу того или иного вопроса, — все это конфликтные ситуации. Порой оба оппонента теряют самообладание и не могут прийти к консенсусу, что только усугубляет положение. Единственным выходом здесь является привлечение третьего лица – посредника. Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Какие функции он выполняет? Ответить на эти вопросы помогает информация, изложенная ниже.
Кто такой посредник?
Посредник (медиатор) – человек (группа людей), помогающий в разрешении конфликтов. Отнюдь не любая конфликтная ситуация заслуживает внимания медиатора. Споры, в которых оппоненты могут самостоятельно прийти к перемирию, не нуждаются во вмешательстве извне. Посредничество в разрешении конфликтов используется при наличии большого количества проблем между сторонами, а также применяется в качестве модели разрешения будущих конфликтных ситуаций.
Что такое медиация (посредничество)?
Данный процесс представляет собой планомерное выявление проблем, их решение, поиск альтернативы, а также помощь в достижении консенсуса (с учетом интересов обеих сторон).
Разрешение конфликтов с помощью посредника позволяет свести негативный настрой на нет, ослабить накал страстей, избежать разрыва длительных взаимоотношений и рукоприкладства, незаконных действий. При медиации не учитываются личностные качества каждого участника конфликта, если они не мешают процессу становления перемирия.
Медиация направлена на устранение самой конфликтной ситуации и на предотвращение ее развития, повторения в будущем. События, предшествующие конфликту, а также черты характера оппонентов не особо важны, хотя и должны учитываться посредником.
Посредники в конфликте и их функции
Медиатор должен обладать беспрекословным авторитетом у обеих сторон, иначе процесс разрешения не будет эффективным, а сам посредник может стать непосредственным участником конфликта. Немаловажна заинтересованность посредника в разрешении спора: он должен объективно оценивать ситуацию и не занимать ни одну из сторон в противовес другой.
Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Обществознание дает такой ответ: медиатор в состоянии вывести оппонентов из конфликта без нанесения какого-либо морального ущерба, ущемления прав и интересов обеих сторон.
Главные задачи посредника
Прежде чем начать работу, медиатор должен убедиться в том, что все участники спора осведомлены о желаниях и потребностях друг друга, а также в том, что его подопечные признают наличие конфликтной ситуации.
Прерогативой посредника является:
- Разработка проекта соглашения, который каждая из сторон должна безоговорочно принять.
- Доведение до оппонентов того, что вся ответственность за принятые решения будет лежать исключительно на них.
- Устранение негатива между участниками спора, вызванного конфликтной ситуацией, при помощи переговоров.
Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Тем, что соблюдает полный нейтралитет. Медиатор должен быть беспристрастен, его прерогативой является рассмотрение мнения каждой из сторон, при этом он не может занимать чью-либо сторону во время разрешения конфликта.
Медиатор помогает:
- Преодолеть препятствия на пути к нормальному сосуществованию участников столкновения интересов.
- Направить все силы на поиск альтернативных решений.
- Справиться с негативом, прийти к консенсусу, при этом учитывая интересы и потребности всех участников конфликта.
Чем отличается помощь посредника от психологической консультации
Цель медиатора – найти компромисс, выработать определенный план действий, чтобы устранить сам конфликт и его последствия. То есть посредник прикладывает усилия, дабы разрешить конкретную проблему при помощи конструктивного диалога обеих сторон. Здесь отсутствует анализирование внутренних неурядиц участников конфликта, восстановление личных отношений, а также корректировка поведенческих особенностей индивидуумов. Этими вопросами занимается психология, а посредничество относится к социологии, так как не принимает во внимание аспекты человеческой души.
Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Медиатор контролирует действия и диалог участников спорной ситуации, являясь тем самым инструментом регулирования социального мира. Посредник способствует становлению равноправия в споре, а также нормализации повседневного общения (на работе, учебе, дома).
Методы воздействия
Существуют три основных метода регулирования конфликтной ситуации посредником:
- Давление на одну из конфликтующих сторон.
- Склонение всех участников спора к примирению.
- Дипломатия.
В первом случае медиатор пытается при помощи внушения и аргументов заставить поверить в свою неправоту одну из сторон. В итоге оппонент сдается и идет на уступки.
Склонение к примирению заключается в постоянной работе с каждым из участников спора, объяснении неправильности позиции. Медиатор разъясняет индивидуумам, насколько неверны их поступки и слова, направленные в сторону оппонентов.
При дипломатическом разрешении проблемы посредник использует индивидуальные беседы с участниками конфликта, доводя до них возможные способы выхода из негативной ситуации и согласовывая их с каждой из сторон.
Какими знаниями должен обладать посредник
Участвуя в урегулировании конфликтной ситуации, медиатор должен знать, что:
- Необходимо беседовать по-отдельности с каждой из сторон.
- Во время диалога следует устанавливать собственные правила, запрещающие проявление агрессии и физического насилия.
- Процедура устранения негатива проводится исключительно в доверительной и спокойной обстановке.
- До оппонентов важно донести информацию о том, что предмет спора и есть та преграда на пути к конструктивному диалогу, которую необходимо преодолеть.
- Стимуляция беседы – его прерогатива.
- Решение о прекращении конфронтации должно устраивать каждого и быть обоюдным.
Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Тем, что при затяжном споре обе стороны могут избежать вмешательства силовых структур только благодаря участию медиатора. Однако стоит знать, что сами по себе посредники не являются адвокатами и не могут давать какие-либо консультации, связанные с правовыми нормами.
Молодежные конфликты и посредничество
Наиболее непредсказуемый, эмоциональный и психически неуравновешенный возраст – это пубертатный период. Конфликтные ситуации в среде сверстников могут возникать по любому вопросу, будь то элементарная внешняя непохожесть или соперничество, борьба за внимание противоположного пола.
Как полезен посредник в разрешении молодежных конфликтов? Благодаря медиатору спор может разрешиться быстро и без некоторых опасных моментов (насилия, взаимных оскорблений). Посредником здесь может быть взрослый либо более опытный индивидуум одного возраста с участниками негативной ситуации. Авторитет медиатора должен быть непоколебим у обеих сторон, иначе какого-либо соглашения достигнуть будет невозможно.
В роли посредников обычно выступают волонтеры из общественных организаций, учителя, родители и близкие родственники, а также более авторитетные сверстники.
Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Примеры из жизни
Посредничество необходимо в тех случаях, когда конфликтная ситуация начинает выходить за рамки, то есть стороны переходят на личности, начинают оскорблять друг друга, отстаивая свои интересы. Но достаточно им объяснить, что их потребности могут быть удовлетворены в полной мере, как появляется возможность ведения конструктивного диалога.
Примеры деятельности посредника:
- В семье. Между сестрой и братом возник конфликт на почве недопонимания, они начинают бурно выяснять отношения. В негативную ситуацию вмешивается отец детей – его авторитет непоколебим, а значит, к мнению родителя они прислушаются. Выступая в роли посредника, отец использует метод давления или метод склонения обеих сторон к примирению. Еще один пример – бракоразводный процесс. Третье лицо помогает участникам конфликта урегулировать вопрос о дальнейшем воспитании детей.
- На работе. Один из работников выразил недовольство в отношении другого члена коллектива, на что тот ответил взаимными упреками. Это эскалировало конфликт. В роли посредника здесь выступает лицо, занимающее руководящий пост. Именно начальник может грамотно рассудить участников ссоры. В большинстве случаев посредник использует метод давления или челночной дипломатии для урегулирования ситуации.
- На учебе. Конфликтующие школьники или студенты могут быть рассужены учителем, директором, деканом, лицом, обладающим авторитетом в их глазах. Столкновение подростков трудно предотвратить, но еще сложнее его урегулировать. Посредник в данной ситуации применяет метод дипломатии либо пытается мягко склонить к миру всех участников конфронтации.
Источник
Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Ninaarc 4 года назад При возникновении конфликтной ситуации зачастую оппоненты не могут достичь понимания, поэтому не способны найти решение, удовлетворяющее обе стороны. В этом случае к переговорному процессу привлекается посредник — нейтральная сторона, способная увидеть суть проблемы со стороны. Сегодня в качестве посредника могут привлекаться и социальные институты, и руководители организаций, и отделы психологии, и профсоюзы, и люди, уважаемые обеими сторонами. Посредник, занимая нейтральную позицию, содействует конструктивному поиску решения, хотя окончательное слово остается за оппонентами. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Zolotynka 9 месяцев назад Если конфликтная ситуация зашла в тупик и кажется, что стороны уже никогда не смогут договориться, на арену выходит посредник. Он внимательно выслушает аргументы и требования обеих сторон и постарается найти золотую середину, компромиссное решение, которое устроит всех. Чтобы посредник справился со своей задачей, он должен обладать важным качеством — он пользоваться безоговорочным авторитетом и уважением противоборствующих сторон. __ Основная роль посредника — сперва нащупать пути решения конфликта, затем узнать, как обе стороны относятся к найденному решению и — претворить его в жизнь. Последний шаг будет не только самым сложным, но и самым важным. Славяна 4 года назад Посредник полезен тем, что может оставаться на нейтральной стороне и быть свидетелем спора либо конфликта, помогать в решении проблемы. Это может быть частное лицо, организация, юрист или еще кто-то, кому могут доверять обе стороны. lady v 4 года назад Все понимают, что конфликтовать плохо, но тем не менее конфликты случаются сплошь и рядом. Возникновение конфликта всегда связано с ущемлением интересов сторон и выход из конфликта возможен только при урегулировании этих противоречий интересов. Когда стороны конфликта сами способны урегулировать свои отношения, пойти на взаимные уступки, найти удовлетворяющих обоих компромисс, это хорошо, но чаще случается, что субъективный взгляд на вещи мешает разрешению конфликта и тогда требуется посредник. Лицо, которое лично не заинтересовано в объекте конфликта, а потому может быть нейтральным и независимо судить о причинах конфликта и возможностях его урегулирования. Посредник может дать реальный совет сторонам, который бы устроил всех и помог решить конфликтную ситуацию. Но посредник хорош только такой, которому бы доверяли все стороны конфликта и принимали бы его суждения. Урания 9 месяцев назад Как правило, если конфликтная ситуация зашла в неразрешимую стадию, в тупик, вот тогда в самый раз привлечь третье лицо, которое и будет являться посредником. Конечно, посредника должен представлять человек, известный обоим оппонентам. Но, более того, авторитет этого посредника должен быть непререкаем для обоих сторон. Обычно спорящие стороны, которые прибегают к его услугам, не могут решить проблему, прежде всего потому, что каждый из них видит ситуацию со своей стороны. Их аргументы не всегда объективны. Каждый, как говорится, тянет «одеяло на себя». Пользу посредника переоценить трудно. Он лицо незаинтересованное, независимое, а потому объективное, действующее без предубеждений. MaxFer 4 года назад Очень полезен, потому что в стороны конфликта, как правило, не контактируют друг с другом или просто выдвигают ультиматумы и условия, которые неприемлемы для оппонента. А посредник (он должен быть опытным специалистом, который пользуется уважением и авторитетом обеих сторон) как раз и может привести к консенсусу затянувшийся конфликт. Он рассматривает и анализирует всю конфликтную ситуацию и дает в итоге некое решение, которое приемлемо для обеих сторон. Естественно, такой процесс часто не одномоментен, а реализуется в несколько этапов, которые более подробно описаны в конфликтологии. Однако результатом должно стать разрешение конфликта и отсутствие условий для его повторения. Lisa Alisa 4 года назад Посредник при разрешении конфликта полезен как третья сторона, которая способна объективно и беспристрастно взглянуть на возникшую проблему и помочь сторонам прийти к мировому соглашению. Посредник может дать рекомендации конфликтующим (например, психолог), а может и разрешить конфликт в пользу одной из сторон (например, судья). Посредничество при разшении спорных ситуаций присутствует в нашей жизни повсеместно: дома — родители для детей, на работе — начальство для подчинённых, в конфликте двух друзей — общий знакомый, на официальном уровне — суды и т.д. кид более года назад Посредник способен легко оценить любую ситуацию, так как действует не эмоционально и трезво.Как правило любой конфликт без спора не решишь и он может длиться долго.Как раз у посредника есть возможность решить его самостоятельно, так сказать вызвать на компромисс двух и более участников конфликта. [пользователь заблокирован] 5 лет назад Посредник в конфликте полезен тем, что он смотрит на обе версии конфликта со стороны, не пристрастно, поэтому может оценить все трезвой и холодной головой. И поможет понять и найти правильное решение данного конфликта, подскажет то, что конфликтующие в гневе и обиде просто могут не заметить. секлета 4 года назад При решении конфликтной проблемы иногда рационально выслушать посредника, то есть того, который лично не заинтересован в том, что составляет предмет конфликта, и может нейтрально оценить плюсы и минусы предмета конфликта и найти рациональное его разрешение. Знаете ответ? |
Источник
Занятие № 5
Разрешение конфликтов с помощью посредника
- Каким должен быть посредник?
- Схема анализа конфликта ( по В.А. Смехову).
- Совместное урегулирование ситуации.
Агрессивность мешает человеку выслушать другого, мешает понять его. В состоянии возбуждения тем более человек может не принять выгодное для себя предложение. Нужен посредник.
1. ОБЪЕКТ 2.СОБЫТИЕ 3.ЧЕЛОВЕК | ГЛАВНОЕ Вызывать положительное настроение Иметь положительную эмоциональную окраску |
ПОСРЕДНИК поможет:
- перекинуть мостик через ров отчуждения, разногласия.
- ЕСЛИ, например, возник конфликт с Иваном Ивановичем, а он любит футбол (положительные эмоции, то посредником может быть футбольная команда).
- ЕСЛИ конфликт с Марьей Ивановной, а она любит народные песни, то посредником могут быть песни народа (от них Мария Ивановна испытывает положительные эмоции).
- ЕСЛИ конфликт с подростком, а он любит Шварцнеггера (его фото вызывает положительные эмоции).
Припишите герою качества, которые важны в данный момент (точность, сила, уважительность и т.д.) Отождествляя себя с «героем», ПОДРОСТОК автоматически, невольно примет и нужные черты.
Обращаясь к «посреднику», подчеркивайте, что цените те качества (принципиальность и другие), которые и привели к конфликту.
И только после этого перечислите те качества, которые помогут преодолеть состояние напряженности между вами.
Ситуация. Психолог как посредник эффективно помогает супружеским парам и детям с помощью тренинговых программ в разрешении конфликтов.
Каким должен быть посредник?
Посредник должен быть уважаемым человеком. Он должен быть человеком нейтральным.
Должен | Не должен |
-Одинаково относиться к обеим сторонам. -Быть спокойным, тактичным. Употреблять: «Мне кажется», «Давайте проверим факты». -Уметь улучшать общение, диалог. -Уметь выдвигать предположения. -Уметь находить правильные решения. | -Склоняться на чью-то сторону. -Допускать категорических, волевых ноток: «Конечно», «Несомненно». «Этого не должно быть». -Унижать кого-то. |
Задача посредника.
1. Помочь установить доверие друг к другу.
-Без доверия мы осторожны.
-Только человеку с добрыми намерениями мы можем доверять.
Ситуация
К психологу пришла жена и жалуется на мужа, что он ее не понимает, когда речь идет о ее маме.
Психолог предложил решить эту проблему совместно с мужем.
Если бы психолог позволил жаловаться жене на своего мужа, то он был бы вовлечен в их отношения. Это лишило бы возможности жену и мужа уладить свои отношения. Психолог должен быть нейтрален, хотя эта позиция трудная. Психолог не будет за них решать проблему, а только поможет конфликтующим ее разрешить.
2. Помочь участникам конфликта заново рассмотреть ситуацию.
-Помочь понять требования друг к другу.
-Помочь почувствовать себя понятым.
3. Заменить установку: «Я выиграл – ты проиграл» на другую «Я выиграл – ты выиграл».
- Это ориентирует участников конфликта на взаимопонимание.
- Это помогает лучше понять друг друга.
4. Стимулировать диалог.
Например, «Сережа, ты сказал, что…»
5. Стройте диалог в направлении анализа:
а) фактов, б) ощущений, в) реакций на определенные действия.
6. Переключать его с «Ты – обещание»: ты не должен включать музыку громко. Меня это раздражает.
- «Ты – обещание»: ты не должен включать музыку громко. Меня это раздражает.
- «Я – обещание»: мне нравится, что играет музыка. Но при громкой музыке мне трудно сосредоточиться.
7. Использовать изменение ролей конфликтующими и возможность обосновать чужую точку зрения. Повторять высказывания друг друга и др.
8. Поддерживая диалог, направлять конфликтующих на выработку правильного решения. Решение они должны принять самостоятельно.
При обращении одного или обоих участников конфликта
а) Посредник выслушивает проблему.
б) Принимает решение о предпочтительной форме работы с участниками конфликта. Это может быть беседа с участниками конфликта. Это может быть беседа, тренинг и др. – все, что поможет трансформировать проблему, изменить отношение к проблеме у других.
Схема анализа конфликта (по В.А. Смехову).
Оба участника конфликта отвечают на вопросы по приведенной ниже схеме.
«Образ Я» | 1. Как реально я себя вел? 2. Как я хотел бы вести себя в подобной ситуации? 3. Как я должен был бы вести себя в подобной ситуации? |
«Образ другого» | 1. Как реально он себя вел? 2. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации? 3. Как он хотел бы вести себя в подобной ситуации? |
«Образ Я – для другого» | 1. Каким он видел меня в этой ситуации? |
«Взаимные предположительные ожидания» | 1. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуации? 2. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации? |
«Субъективная детерминация происходящего» | 1. Каковы причины, цели, обстоятельства всего происходящего? |
Изменить позицию можно и через смягчение обвинительной позиции участников конфликта.
Обычная интерпретация | Позитивная интерпретация |
Упреки в лени. Лень – это отсутствие прилежания. | Способность человека избегать требований достижения. |
Упреки в агрессивности. Агрессивность, как причинение вреда. | Способность человека реагировать: *спонтанно *эмоционально *расторможено |
Совместное урегулирование ситуации
1. Проблема разбивается на более мелкие части.
2. Начать с вопросов, по которым можно достичь положительных результатов (а не трудных).
3. Во вступительной речи посредник безоценочно говорит, что предстоит обмен точками зрения по поводу конфликта. Что он как посредник приложит все усилия, чтобы результат был позитивным. В этом смысле его участие в диалоге нулевое.
4. После сделанного введения посредник предоставляет слово участникам конфликта. Они по очереди излагают свои позиции. Затем поэтапно обсуждают проблемы. Постепенно происходит переход от частных договоренности к соглашению более общего порядка. После договоренности задача посредника – помочь найти формулировки договоренности.
С точки зрения содержания действия посредника могут быть отнесены к следующим категориям.
1. Обеспечение последовательности обсуждения | |
Посредник определяет проблему, соблюдает последовательность обсуждения вопросов плана. | Не дает «перескакивать» на другие вопросы. |
2. Локализация обсуждаемых проблем | |
Обеспечивает безопасность участников обсуждения (не допускает вопросов, не относящихся к проблеме) | Не допускает приведения аргументов, не относящихся к предмету обсуждения (прошлые ошибки, критика личности, негативный опыт) |
3. Конкретизация обсуждаемых проблем | |
Уточняет и конкретизирует проблему, прежде чем попытаться ее решить. Побуждает к более конкретным высказыванием. | Надо уточнить, какие конкретно вопросы нам придется обсудить с помощью уточнения опросов (не должно быть новых аспектов взаимодействия). |
4. Структурирование переговорного процесса. | |
Во-первых, инструментальная . Во-вторых, психологическая функция. | Переспрашивания, уточнения, резюмирования. Резюмирование по отдельным фрагментам для ощущения продвижения. |
5. Об объединениях отдельных и частных соглашений в более общие. | |
Поиск и предложение обобщенных формулировок для ряда частных соглашений. | Решается содержание задачи, уточняется правильность, понимание достигнутого. |
6. Поддержка позитивных действий | |
Уступки одной стороны часто вызывают ответные шаги другой стороны | Их надо поддержать, акцентировать внимание сторон на позитивном. |
7. Переход от одной обсуждаемой проблемы к другой | |
Фиксирует завершение одного фрагмента обсуждения и переходит к другому. |
Источник