Чем полезно для ребенка занятие музыкой

Чем полезно для ребенка занятие музыкой thumbnail

Каждый родитель стремится дать своему ребенку все самое лучшее с очевидной целью: багаж знаний, способностей и умений должен помочь развитию гармоничной личности, которая затем добьется успеха во взрослой жизни. Уже сегодня многие из вас решают, в какую школу пойдет ребенок, какое дополнительное образование он получит. В числе приоритетов для многих семей находится музыкальное образование, пользу которого сложно переоценить. Но что именно делает музыкальное образование столь важным? Насколько универсальным оно является и какие условия необходимы для того, чтобы ребенок начал заниматься музыкой? Об этом мы поговорили с известной пианисткой, солисткой Московской филармонии, лауреатом премии Президента РФ и преподавателем Московской консерватории Екатериной Мечетиной.

«В нашей стране музыкальная культура имеет колоссальные традиции, одни из самых глубоких и богатых в мире, что напрямую сказывается на достижениях детского музыкального образования. Традиционно система образования в сфере искусств строится так: первая ступень — это детская музыкальная школа (обучение длится семь лет). И она доступна всем.

Любой ребенок может поступить в музыкальную школу даже не сдавая экзамены, так как обучение начинается просто с нуля. Сейчас это называется дополнительным образованием.

В течение этих семи лет школьного обучения ребенок совершенствуется игре на инструменте, а также изучает дополнительные предметы: сольфеджио, музыкальную литературу, хор и другие. Уже после окончания школы у ребенка всегда есть выбор: он может закончить обучение или продолжить свое образование в училище или колледже.

В чем же преимущества обучения музыки как таковой?

Уже многократно доказано, что раннее приобщение ребенка к мелкой моторике благотворно влияет на развитие мозга.

А мелкая моторика – это именно то, чем мы занимаемся на музыкальных инструментах. Затем, музыкальные занятия затрагивают эмоциональную сферу. Этого как раз в обычной школе ребенку может и не доставать. Часто кажется, что нагрузка в музыкальных школах слишком высока. Отчасти это правда, если ребенок учится профессионально. Но если речь идет об общеразвивающем цикле занятий, то нагрузку сложно назвать высокой, учащийся получает лишь то, что идет на благо его общему развитию.

Благодаря занятиям музыкой тренируется память (не только логическая, но и визуальная, слуховая, эмоциональная). Развивается способность ставить перед собой цели и достигать их, потому что изучение музыкального произведения это вопрос не одного дня, на этапе разбора произведения важно прочтение нотного текста, а, следовательно, изучение еще одного языка – нотной грамоты.

Ребенок уже знает свой родной язык, но музыкальный язык – это другая система выражения эмоций и ощущений.

Затем ребенок учится находить в произведении эмоциональные смыслы и доносить их до своего слушателя. Один из самых важных навыков, которые можно развить на занятиях музыкой – это умение сконцентрироваться, вынести свое произведение на сцену, безошибочно исполнить. Проявить, таким образом, силу воли, концентрацию и артистизм, что пригодится человеку практически в любой сфере деятельности.

В детских музыкальных школах существует огромный выбор инструментов, на которых можно учиться, но исторически, самый популярный – фортепиано.

Как же выбрать инструмент для занятий, посредством которого ребенок будет познавать всю музыку?

Фортепиано — это термин, которым называют и рояль, и пианино, но не все понимают разницу между ними.

Пианино – это вертикальный инструмент, который ставится к стене и предназначен исключительно для домашнего пользования. Рояль – король сцены, большой инструмент для салонного и концертного исполнительства. Это акустические инструменты.

Но в двадцать первом веке мы можем говорить о цифровых инструментах, которые приобретают значительную популярность.

Тридцать пять лет назад музыкальный мир узнал и запомнил новое слово, которое впоследствии стало нарицательным и вышло за рамки названия модели – Клавинова. Клавинова была выпущена компанией Yamaha, и сейчас, когда мы говорим о Клавинове, мы подразумеваем под этим названием цифровое пианино.

У цифровых фортепиано множество плюсов. Например, они не требуют настройки и это одно из самых колоссальных преимуществ перед любым акустическим инструментом.

Инструмент может быть абсолютно беззвучным и слышать его будет только тот, на ком надеты наушники. Так что можно заниматься в любое время, а ваши соседи будут спать спокойно. Еще одно необыкновенное достоинство этих инструментов – в одном электронном пианино можно найти звуки сразу несколько инструментов (то есть он работает как синтезатор) и не только клавишных. Из клавишных электронное пианино может быть и концертным роялем, и органом, и челестой, и вибрафоном. Это предоставляет необыкновенные возможности для обучения. Во всем остальном цифровые фортепиано максимально приближены к ощущениям акустического фортепиано. Один из самых важных параметров — это так называемая взвешенная клавиатура. Раньше электронные инструменты только внешне имитировали фортепианную клавиатуру, а ощущения от соприкосновения были совершенно не похожи. Сейчас же современные модели максимально приближены к ощущениям при игре на акустическом инструменте — вес клавиши, ее тактильные ощущения практически неотличимы от акустических.

Для профессиональных занятий наличие дома электронного инструмента не отменяет необходимость в акустическом, но если мы говорим об обучении с общеразвивающей целью, то преимущества цифрового инструмента явно преобладают. Уже упомянутое ранее цифровое фортепиано Yamaha серии CLP (Clavinova) может стать первым инструментом для ребенка, который только начинает заниматься музыкой. Хочется отметить весьма аутентичную клавиатуру с хорошим отзывом, насыщенные тембры концертных роялей, набор всех необходимых функций, которые помогут сделать занятия музыкой интересными, и компактный размер, что имеет большое значение в городской квартире. В общем, в нем есть все, что поможет вашему ребенку вырасти всесторонне развитым человеком».

Источник

Лариса Горчакова
Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Зачем нужна музыка Вашему ребенку?

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:

1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку?

2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

3. Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает!

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать — вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;

— приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);

обогащение словаря ребенка;

— развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;

— тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;

— развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;

— песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.

— правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;

— пение в группах развивает способность работы в команде.

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

Здоровье и развитие мозга.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.

Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.

Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу. Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

— Воспитание характера без риска и травм;

— Развитие математических способностей;

— Развитие навыков общения;

— Развитие структурного мышления;

— Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);

— Выявление новых черт характера;

— Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Музыкальные педагоги существуют, прежде всего, не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на утренниках или концертах перед взрослыми!

У нас другая цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

Это и есть наша главная цель, а, может быть, даже МИССИЯ.

Источник

   Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая …

есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! 

Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук. 

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.

   Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

— Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

— Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,

— Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Д.К.Кирнарская

Рассмотрим причины, которые раскрывают необходимость научить ребёнка петь:

1. У поющего ребёнка быстрее происходит интеллектуальное развитие. Он учится быстрее запоминать слова и устанавливать сложные взаимосвязи, учится сосредотачиваться.
2. Голос ребёнка — естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. С помощью этого инструмента можно многое выразить, о многом рассказать. Если учить ребенка петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются труднее.
3. В процессе пения развиваются музыкальные способности — тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память.
4. Многие врачи утверждают, что дети, когда поют, укрепляют иммунную систему, здоровье, тонус, поскольку пение — психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение и эндокринная система.
5. Пение устраняет некоторые дефекты речи, развивает артикуляцию и дикцию ребёнка, а также свободу мимики.
6. Через пение ребёнок развивает свои артистические способности. А примеряя на себя тот или иной характер и образ, человек учится быть разным и не теряться в различных ситуациях.
7. Умение говорить хорошо «поставленным голосом» — несомненный плюс!
8. Занятия пением помогают сформировать у ребёнка правильную осанку!
9. В дореволюционной России дети из состоятельных семей должны были непременно учиться пению. Умение петь и играть на музыкальных инструментах считалось хорошим тоном!
10. Во время пения человек отключается от всех проблем и тревожных состояний. Пение – это анти стресс. Оно делает человека счастливее. И неважно, где он поёт: на сцене, в хоре, или в ванной комнате…
11. Пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие сюжетные игры. Это один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности.
12. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.
13. Поют все. Другой вопрос, что большинство поёт неправильно. Так, может, стоит поучиться петь правильно?

Ни для кого не секрет, что в музыке больше девочек нежели мальчиков. Спросите почему? Ответ напрашивается сам собой, но для кого это загадка — просто посмотрите это коротенькое видео:

Источник