Чем полезно рисование для детей школьного возраста

Чем полезно рисование для детей школьного возраста thumbnail

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Роль рисования в развитии ребенка

Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания — приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Как рисуют мальчики и девочки

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Важность уроков рисования в школе

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

  • точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
  • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
  • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.

Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

Источник

Содержание:

Зачем ребенку рисование25.01.16 10:37 / ????15765 (15 за неделю) / ⏱️6 мин. /

Зачем ребенку рисование и почему важно сосредоточиться на этом увлечении? Наверняка многие родители задаются этими вопросами. Мы постараемся дать ответы на них в материале ниже. А также расскажем вам о средствах рисования и изотерапии.

Чем полезно рисование?

Рисование – одно из самых первых проявлений личности человека. Взрослому может показаться, что в первых «каляках-маляках» малыша нет смысла, на самом же деле, первые рисунки указывают на развитие и работоспособность мозга ребенка. Маленький человек, еще не владеющий мелкой моторикой, при помощи рисования учится видеть связь между движениями рук и полученным результатом. Вот он рисует линии и закорючки в хаотичном порядке, через некоторое время он уже может рисовать их более упорядоченно, формируя определенный сюжет. Став еще старше, он научится при помощи детского рисунка и цветопередачи выражать собственные эмоции.

Читайте также:  Полезно ли детям кислородный коктейль в садике

Маленький человек постоянно видит что-то новое для себя, узнает что-то интересное. При помощи рисования он может сформировать, упорядочить эти знания, дать им определенную оценку через цветопередачу, форму, размер изображения.
Исследователь детского творчества Л. С. Выготский выделяет несколько ступеней эволюции детского рисунка:

  1. Схематичное изображение.
  2. Формы и линии.
  3. Правдоподобный рисунок.
  4. Пространственные изображения.

Чем выше ребенок поднимается по этим ступеням, тем больше в рисовании подключается логических мозговых процессов. Ведь для того, чтобы изобразить какой-то предмет, сначала его нужно рассмотреть или придумать, запомнить форму цвет, пропорции, проанализировать, суметь свести увиденные элементы в единое целое.

С какого возраста и зачем посещать уроки рисования

Уроки изобразительного искусства преподаются в школе, но многие родители водят своих детей в секции ИЗО еще в дошкольном возрасте. Можно удивиться этому факту, ведь зачем так напрягаться, если порисовать можно и дома. Уж лучше на занятиях с педагогом уделить внимание чему-то более «серьезному». На самом деле, профессиональные занятия ИЗО будут продуктивны не только для будущих художников.

Чтобы лучше понимать, зачем ребенку рисование, сформулируем четко задачи, которые оно ставит перед собой:

  • Правильная постановка руки. Правильно поставленная рука с раннего возраста рука положительно влияет на формирование почерка в будущем. Вы сами можете убедиться в том, что люди, которые в детстве много рисовали, как правило, красиво и разборчиво пишут.
  • Развитие детской моторики, напрямую влияющей на речь человека.
  • Тренировка памяти. Часто детей преподаватель рисования просит нарисовать что-либо по памяти, например, любимую игрушку или картинку, которую он показывает в течение нескольких минут и убирает из поля зрения.
  • Развитие усидчивости на уроке, собранности.
  • Проявление индивидуальности ребенка.
  • Обучение азам геометрии и цветоопределению. На уроках рисования ребенок может научиться передаче величин предметов, их пропорциональности. Дети постарше смогут определять и передавать полутона, тени.
  • Развитие интереса к творчеству как таковому. Во время занятий рисованием у ребенка активно работает правое полушарие мозга, отвечающее за творческое мышление. Отсюда постепенно сформируется любовь к чтению и другим интеллектуальным занятиям, которые позволят вашему малышу стать разносторонним человеком.

Чтобы заниматься в дошкольном возрасте на уроках рисования у профессиональных педагогов, ребенок изначально не должен обладать вообще никаким художественным талантом. Главное, чтобы ему самому это процесс нравился и был интересен. Родители должны понимать, что ребенок, посещая уроки рисования, необязательно станет маленьким Ван Гогом или Айвазовским. В дошкольном и младшем школьном возрасте не столько важны конечные детские рисунки, сколько решение вышеперечисленных задач.

Рисунки для малышей

1 посетитель не рекомендует1

Рисунки для малышей

Большинство родителей почему-то считает, что рисованием могут заниматься лишь подросшие дети. Но, ок …

Как определить художественный талан у ребенка школьного возраста

Чем полезно рисование для детей школьного возрастаРисовать любят многие дети, и многие делают это очень хорошо для своего возраста. Но часто родители преувеличивают способности своего любимого чада, принимая действительно красивые, но вполне обычные рисунки, за проявление исключительного таланта. Важно понять, что дети предпочитают самовыражаться именно через рисунок, так как еще не умеют делать это по-другому. Но вот в художественной школе детям рисовать придется «по указке», то есть потребуется выполнять определенные задания по программе обучения, что может отбить охоту от этого занятия. Обучение в профессиональной художественной школе требует старательности, упорства, трудолюбия. К тому же ее посещение придется совмещать с общеобразовательной школой, что несет за собой дополнительные нагрузки. Поэтому не спешите отдавать свое чадо в профессиональную школу, пока не убедитесь, что это именно то, что ему нужно.

Как же распознать истинный талант от простого кратковременного интереса к занятию? Для начала можно попробовать следующий тест: дайте ребенку два одинаковых черно-белых рисунка противоположных значений и попросите раскрасить их. Например, портреты злого и доброго человека. Если юный художник смог при помощи цвета передать настроение изображения, притом сделал это осознанно и сможет объяснить выбор тех или иных оттенков, то, возможно, талант имеет место быть. Если же он просто раскрасил картинки без упора на определенную цветопередачу, то рисование, скорее, является просто интересным занятием.

Чем рисуют современные художники

Инструментов для рисования очень много. Какие-то из них просты в применении, а какими-то придется учиться управлять. Поговорим об инструментах, которыми детям можно рисовать:

  1. Пальчиковые краски. Этот материал придется по нраву самым маленьким, так как не нужно напрягать руку, беря кисть или карандаш. Да и шире простор для шалостей. Пальчиковые краски для детей изготавливаются на основе безопасных материалов, они густые, не проливаются и имеют приятную фактуру. Редко можно встретить малышей, которые откажутся от рисования ручками.
  2. Карандаши. Это привычный детский инструмент для рисования, который не пачкает одежду, кожу рук и т.п. При выборе карандашей для ребенка лучше отдать предпочтение изделиям треугольной формы, так как именно их удобнее всего держать в руке.
  3. Фломастеры. Помимо цветового разнообразия, фломастеры выпускаются и с разной толщиной рисующего элемента. Тонкие – для контуров, толстые – для раскрашивания.
  4. Трубки с красками blow-pen. Если в такую трубку дунуть, направив ее на бумагу, то останется след в виде точки. Если дуть и вместе с этим водить над холстом, то будут получаться рисунки. Интересное средство для рисования, при помощи которого тренируется дыхательная система.
  5. Песок. Рисование песком сейчас популярно до такой степени, что открываются специализированные школы именно по этому виду творчества. В них детям дают рисовать песком по подсвеченному стеклу. При помощи такой техники создаются целые шедевры.
  6. Крупы. Из круп можно рисовать интересные объемные картины. Для основания используют плотный картон, который обильно промазывается клеем, а сверху насыпается материал в виде определенного изображения. При такой технике можно использовать разные крупы, но лучше всего ложится манка, которую после высыхания клея можно раскрасить красками.
  7. Краски. Для детского творчества лучше всего брать акварель или гуашь, а юными «профессиональным» художникам наверняка понравится работать с маслом.
  8. Пластилин. Рисование пластилином активно используется в детских садах. Такая техника развивает мелкую моторику и является очень полезной для подготовки рук ребенка к письменным занятиям.
Читайте также:  Мята для чая полезные свойства и противопоказания

Если вы позволите детям рисовать еще неизвестными для них материалами, то вызовите у них восторг и интерес.

Развитие творческих способностей у детей

1 посетитель рекомендует1

Развитие творческих способностей у детей

Творческой личностью становятся тогда, когда развиваются все задатки с самого детства. Не нужно дума …

Что такое изотерапия?

Различные виды искусства в современное время активно используются в коррекционных и лечебно-профилактических целях. Такое явление носит название «арт-терапия». Она является одной из форм психотерапевтического лечения и применяется для диагностики эмоционального состояния ребенка, а также лечения с помощью искусства. Одним из отделений арт-терапии является изотерапия, считающаяся наиболее изученным и часто применяющимся видом такого лечения.

Зачем ребенку рисование в качестве лечения? Этот метод психологической коррекции строится на основе аналитического мировоззрения Юнга и Фрейда. Он помогает человеку, в частности ребенку, освободиться от отрицательных эмоций, снять нервное напряжение, избавиться от страхов и выяснить их первопричину.Ребенок при помощи психотерапевта сможет воссоздать конфликтную ситуацию, проиграть ее удобным для психики способом, осознать. При помощи рисования детьми психотерапевт может даже выявлять у пациентов трудновербализуемые проблемы и переживания, раскрывать те чувства, о которых они даже не подозревают. Школьнику изотерапия помогает в повышении самооценки, снятии зажатости и неуравновешенности, агрессивного поведения. Она позволит ему справиться с ревностью и чувством одиночества.

На занятиях используются все виды материалов для рисования: краски, карандаши, мелки и т.д. Заниматься изотерапией необходимо со специалистом этого дела. Преподаватель, опираясь на детский рисунок, сможет классифицировать психологическое и эмоциональное состояние юного пациента, составит индивидуальную программу лечения.

Надеемся, что вы нашли в материале ответы на вопрос о том, зачем ребенку рисование, и будете больше времени и внимания уделять именно этому занятию.  

Источник

Многие дети с удовольствием рисуют. В самом раннем возрасте — это линии и каракули, позже рисунки оформляются в нечто более осмысленное. Несмотря на некоторые неудобства в виде разлитой краски и испачканных футболок, родители, как правило, хорошо относятся к детскому творчеству.

Действительно, рисование не только увлекательный, но и полезный процесс, как для детей, так и для взрослых.

  • Это прекрасное совместное занятие с ребенком, дополнительный источник положительных эмоций и обратной связи с малышом.
  • Рисование благотворно сказывается на развитии мыслительных процессов, воображения, речевых способностей, стимулирует координацию движения, мелкую моторику и готовит руку к письму.
  • Рисуя, ребенок учится анализировать и сравнивать предметы между собой, а пытаясь нарисовать что-то определенное, развивает память.
  • Как любое творчество — это возможность самовыражения. Маленькие дети не все и не всегда могут высказать словами. Краски и лист бумаги — отличный способ образно проявить свои чувства и эмоции.
  • Помимо прочего — рисование еще и один из способов познания мира для самых юных художников. Ребенок замечает, как он может управлять движением руки и карандаша, какие его действия оставляют следы.

Детский рисунок цветными карандашами

Рисунок цветными карандашами

Когда начинать рисовать

В последнее время широкое распространение получило мнение, что начинать рисовать можно уже с 6 месяцев. Хотя, по моему мнению, лучше все же начинать не раньше 8-9 месячного возраста, когда ребенок уже уверенно сидит.

Для этого лучше приобрести пальчиковые краски, которые не содержат вредных веществ. Для первых занятий достаточно будет одной — двух красок.

Рисовать лучше начинать, посадив ребенка на детский стульчик или за стол на колени к маме. Желательно надеть на ребенка не самую нарядную одежду и застелить стол или пол клеенкой. Испачкано будет все.

«Рисовать» малыш, вероятно, начнет не сразу. Сначала ребенок познакомится с краской, ее консистенцией и обязательно попытается попробовать ее на вкус. Последнее, разумеется, следует запретить.

Сторонники раннего развития утверждают, что это так же не плохая возможность познакомить ребенка с цветами.

Если краска часто тянется в рот, можно решить эту проблему с помощью самостоятельного создания красок — на основе натуральных соков и, например, детского питания; или на основе «клейстера» из крахмала с добавлением пищевого красителя. Необходимо запрещать ребенку есть даже такую краску, но если немного попадет в рот — вреда не будет.

Еще одним хорошим методом рисования для детей до года является рисование небольшим кусочком воскового мелка. Маленький кусочек сложно зажать в кулаке и ребенку придется учиться держать его тремя пальчиками, что благотворно скажется в дальнейшем на становлении руки. Мама должна показать малышу, как провести линию, скорее всего ребенок захочет повторить.

Данный способ первого знакомства с рисованием не столь «грязный» и создаст куда меньше неудобств.

После года можно использовать для рисования уже не только мелки, но и карандаши, фломастеры и маркеры. Лучше рисовать на большом листе бумаги — ребенок еще рисует «от плеча», не чувствует границ рисунка, и на большой поверхности ему будет удобнее. Подойдет кусок обоев или ватман.

Читайте также:  Полезен ли чай из цветков клевера

С 1.5 лет можно начинать уменьшать листы бумаги. Сначала ребенок научится рисовать от локтя, позже к этому процессу подключится кисть и в последнюю очередь примерно к возрасту 2-2.5 лет — пальцы.

Постоянно следует следить, чтобы ребенок правильно держал ручку или карандаш — одновременно с рисованием рука будет готовиться к письму.

После двух лет можно рисовать уже краской и кисточками, комбинировать различные способы.

Польза рисования красками

Рисунок красками

Первые детские рисунки

Первые детские рисунки на этапе знакомства с краской будут напоминать линии — прямые и кривые. После года появляются первые каракули, сначала хаотичные, затем круговые. Не следует просить ребенка изобразить что-либо на этом этапе — он еще только знакомится с новыми средствами самовыражения, «пробует» свои возможности, осваивает процесс нанесения линий на лист.

Чуть позже, ребенок станет сам искать осмысленные формы в своих рисунках. Это сложный интеллектуальный процесс для малыша. Очень часто родители «торопят» ребенка, стараясь разглядеть в его рисунках определенные предметы. Не следует подсказывать ему собственные ассоциации. Даже в возрасте старше трех лет будет лучше, если ребенок сам объяснит, что он нарисовал.

Не стоит давать и оценку рисунку. Просто похвалите ребенка, скажите, что вам нравится.

Однажды сын принес рисунок, на котором был изображен шарик, неровно закрашенный оранжевой краской. Когда я попросила объяснить что это, он ответил, что это наша кошка. На вопрос, почему он нарисовал ее именно так (домашняя питомица почти белая), сын объяснил, что кошка теплая и пушистая.

Это наглядный пример того, что ребенку в его творчестве важны не только зрительные образы, к которым так привыкли взрослые, но и собственное восприятие объекта.

Рисунок красками

Рисунок красками

Немного психологии детского рисунка

В последнее время появилось большое количество статей о том, как следует трактовать детский рисунок.

Например, считается, что если ребенок выбирает для своих рисунков желтый или оранжевый цвет — это говорит о том, что он оптимист и с интересом узнает все новое. А черный цвет на полотне юного художника сразу же вызывает озабоченность родителей — у ребенка депрессия, он подавлен.

Спешу Вас успокоить. Трактовать детские рисунки может только детский психолог и непременно с комментариями самого ребенка. Например, нарисованная маленькая фигурка ребенка на фоне больших взрослых не всегда будет означать, что ребенок чувствует себя униженным, возможно юный гений просто осваивает пропорции — он же видит себя рядом с родителями в зеркале.

Вышеупомянутый черный цвет и вовсе ничего не означает в рисунках детей до 5 лет. Считается, что до этого возраста у детей еще слабо развито цветовосприятие, просто они стараются использовать наиболее контрастные цвета.

Даже после 5 лет все не так однозначно — у ребенка могут быть положительные ассоциации с конкретным цветом. Красный будет напоминать любимое платье, а черный — папину машину.

Почему я это пишу? Потому, что тоже в свое время начиталась психологии. Шоку не было предела, когда несколько рисунков подряд у трехлетнего сына были выполнены в красно-черной гамме.

Если что-то в рисунке ребенка Вам не нравится или вызывает опасения — лучше поговорить с детским психологом, а не надумывать разные ужасы.

Рисунок восковыми мелками

Рисунок восковыми мелками

Чем можно рисовать?

Рисовать можно чем угодно:

  • Карандаши, фломастеры — формируют правильную постановку руки, а раскрашивание мелких предметов способствует лучшей координации движений пальцев и кисти руки.
  • Восковые мелки — так же готовят руку к письму. Очень интересно комбинировать восковой мелок и краски — мелок не закрашивается акварелью и получается восковой рисунок на цветном акварельном фоне.
  • Краски — дают наилучшее представление о цветах, их смешивании, наибольшую свободу в выражении эмоций.
  • blow-pen — специальные трубки с красящим элементом, при выдувании получаются капельки и брызги. Часто включают в себя и обычный фломастер. Помимо прочего еще и тренируют легкие.
  • Нетрадиционные средства — песок (в последнее время широко распространено рисование на стекле при помощи песка), различные крупы которыми можно рисовать как на столе, так и на листе бумаге, смазанном клеем. Перебирание мелких предметов лучше всего способствует развитию тактильных ощущений и мелкой моторики.
  • Пластилин — очень популярный в детских садах метод «рисования» — когда цветные кусочки пластилина вместо красок размазывают на рисунке. Стимулирует развитие мелкой моторики, развивает мышцы пальцев и кисти.
  • Одним из интересных методов для детского творчества является рисование штампами. Штампы можно вырезать из картошки, яблока, использовать вместо штампа губку или любые подручные материалы.

Можно и комбинировать различные средства в одном рисунке. Это создаст дополнительный простор для творчества и возможности сравнения особенностей разных инструментов.

Учить или не учить?

В отношении пользы и вреда специальных уроков рисования и родители и даже педагоги разделилась на две группы.

Одна группа считает, что если у ребенка есть склонность к рисованию, то талант, разумеется, нужно развивать. Существует большое количество студий и кружков для дошкольников, где ребенку объяснят основы рисования, основные принципы, научат правильно держать карандаш. На кружке малыш получит полезные знания о смешивании цветов, недостатках и преимуществах различных техник.

Систематическое посещение занятий формирует у ребенка усидчивость и способность концентрироваться на поставленной задаче.

Противники художественных школ, уверены, что главное в творчестве — возможность самовыражения, а не следования нормам и установкам. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что чувствует. В этом отношении большую роль играют не только зрительные, но и тактильные ассоциации, звуковое восприятие и даже запах.

Чтобы развить действительно творческую личность, считают они, необходимо, прежде всего, дать ребенку свободу самовыражения. Возможность передавать свое внутреннее состояние через рисунок. Любые уроки способны подавить образность мышления и приучить ребенка к шаблонам, что противоречит искусству.

На мой взгляд, обе точки зрения по-своему верны. В любом случае, если родители стремятся развить именно творческие способности, и ребенок начнет посещать профессиональные уроки рисования уже в школьном возрасте, технику он освоить успеет.

В то же время, если дошкольник с радостью и интересом посещает кружок по рисованию — это только на пользу.

Давление же, как в раннем, так и более старшем возрасте в отношении любого вида творчества недопустимо.

Автор: Екатерина Ефремова

Источник