Чем полезно рисование песком на световых столах

Чем полезно рисование песком на световых столах thumbnail

Рисование песком — это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективный и очень популярный метод арт-терапии. Мы уже говорили об играх с песком, а сегодня речь пойдет о том, как превратить рисование этим материалом в увлекательные занятия, помогающие развитию ребенка. Своими любимыми приемами рисования песком делится детский психолог, песочный терапевт Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Почему этот метод так популярен

Песочную терапию как способ работы с эмоциональной сферой ребенка при социальных и семейных проблемах широко используют психологи, психоаналитики, а также педагоги и логопеды. Сегодня игры педагогической и творческой направленности доступны любой маме, в распоряжении которой есть сам песок и емкость, в которой можно создать песочницу.

У песка как материала для развивающих игр есть несколько достоинств. Во-первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий с малышами, которые совсем не любят учиться. Через работу с песком можно разобрать массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.

Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач. Рисование песком помогает развивать моторику, сенсорику, креативное мышление; когда малыш рисует сразу двумя руками, это способствует развитию межполушарной асимметрии.

В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью. А если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.

Что нужно для рисования песком дома

Sand-art, или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах со световой подсветкой или световых планшетах. Но для игр, о которых расскажу я, такое оборудование вовсе не обязательно. Можно использовать полупрозрачный поднос и подсвечивать его снизу настольной лампой. Или же просто наполнить любой глубокий поднос песком, лучше специализированным, из магазина. Если нет возможности его найти, можете взять обычный уличный песок — просейте его и прокалите его в духовке или микроволновой печи. А можно взять обычную манную крупу, она тоже сыпучая и похожа на песок.

Как начать работать с песком

Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть малыш погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования. Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».

Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации, особенно если вы играете с детьми 3−4 лет. Например, можно слепить колобков из теста: маленького, среднего, большого, и рассказать историю. «Маленький колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?». Начните с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать тропинку: нужно провести волнистую линию, это могут все дети. Потом — дорогу: прямую линию. Возьмите второго колобка: «Он тоже хочет пойти погулять, но первая тропинка для него слишком узкая. Давай сделаем ее пошире». Крепко соедините указательный и средний палец ребенка и рисуйте такую же извилистую кривую линию, потом прямую дорогу. Здесь дети с недостаточно развитой моторикой, с низким тонусом рук могут столкнуться с трудностями: им будет сложно держать два пальца вместе и работать ими. Но это все поддается тренировке как раз при помощи игр с песком.

Когда вы берете самого большого колобка, рисовать для него тропинку нужно уже тремя пальцами. А можно взять игрушку размером еще больше и предложить ребенку использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести по планшету или подносу, то образуется широкая линия.

Продолжаем игру: «Наши герои пошли гулять по пустыне, посмотрели вверх и увидели красивые пышные облака». Используем ту же часть кулачка, прижимаем к песку и совершаем вращательное движение, и так в трех местах — вот и получилось кучевое облако. Можно еще показать ребенку, что можно рисовать ребром ладони. Главное, чтобы он попробовал все названные способы рисования: одним пальцем, несколькими и так далее.

Развитие межполушарной асимметрии

Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития.

Начните с рисования симметричных предметов, сначала вы, а потом ребенок по вашему примеру. Разделите поднос линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить не нужно. На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее по пальцу правой и левой руки и начнет совершать обеими руками одновременные и зеркальные движения. Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево. Следим, чтобы пальцы двигались одновременно и пришли в одну точку. Получается круг. А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.

Чтобы упражнение было эффективным, следите, чтобы обе руки двигались одновременно. Если у малыша не получается эта синхронность, то мягко его направляйте. Но если долгое время все равно не получается, возможно, это сигнал о том, что стоит показаться нейропсихологу. Специалист подскажет, как еще можно развивать зоны мозга малыша.

Предлагайте ребенку дополнить рисунок, готовый наполовину: дорисовать левую часть, если малыш правша, и левую, если наоборот.

Читайте также:  Семена пажитника полезные свойства для мужчин

Развитие пространственной ориентации

Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце. Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее. Если мы готовим ребенка к школе, можно усложнить это задание: дать буквы и попросить малыша: «Подпиши свою картину. Положи на солнышко ту букву, со звука которой оно начинается».

Познание окружающего мира

Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы. Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки зеленого, желтого, красного, голубого цветов. Кладите их на поднос в том порядке, в котором меняются сезоны, засыпайте песком. Ребенок может почистить ладошкой песок и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно дальше и видим зеленый цвет: это весна. Пусть малыш снова рисует ствол, но уже с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.

Можно перед игрой с разноцветной бумагой показать ребенку различные листочки: березы, дуба, клена. Ребенок рисует симметрично, двумя пальчиками эти листочки, под которыми проступает зеленый лист. Мы спрашиваем: «Когда листочек бывает зеленым?». Это упражнение формирует у ребенка понимание симметрии, и знания о мире.

Запоминание цифр и букв

Для маленьких детей, которые пока не владеют счетом и грамотой, буквы и цифры — это просто бессмысленные значки. Как легче всего их понять и запомнить? При помощи активизации ассоциативной, зрительной и сенсорной памяти.

Сначала мы показываем правильное написание буквы или цифры. Затем мы берем пальчик ребенка, и он в точности повторяет все сделанное нами. Можно завязать ему глаза, и тогда он будет рисовать символ, представляя себе его образ.

Следующий уровень — «стереть» свой рисунок, встряхнув песочницу, и попросить ребенка нарисовать букву или цифру самостоятельно. Пусть ребенок постепенно уменьшает размер символов. Тренируйтесь, пока не получится аккуратно. Затем встряхните планшет и скажите, что буквы, как люди, любят жить семьями. У буквы О есть большой высокий папа, мама чуть пониже, дети, тетушки и другие родственники. Рисуем слева направо, приучая так к автоматическому направлению чтения. Слева рисуем большую букву О, затем постепенно уменьшаем. Так ребенок будет не только развивать моторику, но еще и повторять соотнесение размеров. Если ребенок маленький, пусть строит семьи фигур, например квадратов и кругов.

Потом переходим на уровень ассоциирования. Рисуем букву в центре подноса: «За буквой О гонится Буквоедик, давай спасем ее? Для этого придется спрятать ее в какой-нибудь предмет». Мы подключаем фантазию и стараемся создать среду, в которой ребенок раскроет свои творческие способности и особенности восприятия: до чего можно дорисовать букву О? До солнышка, до лица, до части очков, до колеса. Можно обратить внимание, что ребенок использует как ассоциацию — это слово-символ можно потом использовать для запоминания буквы. Как правило, дети, сначала запоминают, на что буква похожа, затем саму букву.

А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь. Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика. Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время.

Читайте также:

8 игр на развитие мелкой моторики

Читайте также:  Сырой рубец для собак полезно или нет

3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников

3 важных вопроса о раннем развитии

Фото: Sychov Serhii/Shutterstock.com; личный архив эксперта

Источник

ирина волкова
Песочная терапия на световом столе для детей

Песочная терапия

на световом столе для детей.

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления. Вовремя их проведения дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с имеющимся у них представлением. Зрительная память помогает воссоздать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего используются яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребенка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, именно поэтому в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения весьма эффективен метод песочной терапии.

Это универсальная форма обучения,позволяющая одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции.

Опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2-4 ребенка, развивают коммуникативные навыки и социальную активность.

Графическое изображение — оно подчеркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные. Входе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним. Графическое изображение оказывает благотворное влияние на развитие интеллектуальной сферы. Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе, как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. При этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги. Растормаживание сетчатки цветом способствует повышению остроты зрения глаза. Наиболее благоприятным для зрительной функции является зеленый цвет. Снижая зрительное напряжение, он отдаляет наступление утомления. В определенных случаях Л. А. Григорян предлагает использовать желтый, оранжевый и красный цвета как хорошо раздражающие сетчатку.

Подбирая задания с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, можно в определенной мере управлять его активностью,ведь рисунки отображают внутренний мир: душевные переживания, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, мышление и настроение.

Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы, с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Коррекционная работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе, в частности с детско-родительскими парами.

Световой стол можно купить или изготовить самостоятельно. Его размеры и форма не имеют такого принципиального значения, как в классической песочнице. Главное требование, предъявляемое к световому столу, — это его безопасность. Следует обращать внимание на то, чтобы края стекла были обработаны и углублены в специальные пазы основы стола (лучше использовать матовое оргстекло). Проводка лампы для подсветки должна быть хорошо изолирована. Для рисования годится любой мелкий (не только кварцевый) песок, но предварительно его нужно просеять, промыть горячей водой, высушить и прокалить.

Игровой сеанс проводится в затемненной комнате. В ходе сеанса допускается использование музыкального сопровождения (например, Дэвид Сан «Спокойствие», серия «Наедине с природой» и др.). Можно предложить ребенку воспользоваться цветными стеклянными камешками, предназначенными для оформления аквариумов.

Рисование песком также рекомендуется:

• как совместное занятие в ходе консультирования детско-родительской пары, когда эмоциональный контакт между ребенком и родителем нарушен по тем или иным причинам (из-за дистанцированности родителя в связи с болезнью, службой в армии, пребыванием в длительной командировке и т. п.);

Читайте также:  Что полезного содержится в болгарском перце

• в качестве одного из элементов вхождения будущего усыновителя

в контакт с ребенком;

в индивидуальной работе учителя-логопеда с аутичными детьми;

• как часть проводимого воспитателем комплексного занятия по любой лексической теме;

• для укрепления мышц рук и разработки суставов в работе с детьми

с нарушением опорно-двигательной аппарата (рисование песком

благотворно влияет на эмоциональное состояние, способствует снятию мышечных зажимов).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональных сферах. Согласно новым федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №665, акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формирование общей культуры дошкольника, о воспитании целостной, творческой личности ребенка.

Цель моей работы: всестороннее развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. создать условия для развития творческой личности;

2. развить мелкую моторику кисти, зрительную память и образное представление предметов;

3. поднять эмоциональное настроение детей.

4. совершенствовать двигательные и коммуникативные навыки.

Актуальность данной проблемы заключается в укреплении здоровья ребёнка: снижении стресса и уровня нервно-психического напряжения, улучшении мыслительной деятельности, повышении остроты зрения глаза.

В соответствии с требованиями ФГОС, я предлагаю включать в процесс непосредственной образовательной деятельности элементы арт-терапевтических методов, что помогает мне давать положительный результат в процессе воспитания и обучения детей.

Занятия с детьми не ограничиваю обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Поэтому я широко использую на занятиях.

Арсенал способов создания изображений: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного применяю фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветают цветы, в воздух взлетают фейерверки из мелких бумажек, кляксы превращаются в бабочек, пятна краски — в невиданных животных.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами выделяю наиболее значимые.

При арт-терапии

— Создаю положительный эмоциональный настрой.

— Позволяю обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

— Даю возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и само разрушительных тенденций (К. Рудестам). Все это позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

В своей работе я использую современную, интересную методику – рисование песком на стекле. Включаю в процесс непосредственной образовательной деятельности.

Например — НОД Формирование элементарных математических представлений, знакомлю с геометрическими фигурами, ребенок их может не только увидеть, узнать, как они называются, но и самостоятельно их нарисовать, потрогать Оценив при этом размер, форму, количество и разницу. Так я воздействую на различные анализаторы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический). НОД коммуникация. Знакомлю со сказкой, дети могут нарисовать сказочных героев. Рисунки детей помогают пересказать сюжет. Развивают память и речь, познание (формирование целостной картины мира). С помощью рисования детям проще познакомиться с различными профессиями, городами или деревней, парком, временем года и т. п. В зависимости от темы нашего занятия. Само рисование вызывает у детей восторг, интерес, повышается мотивация к обучению, познанию. Дети спешат в детский сад, узнать, что-то новое еще не известное.

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. В детском саду разрабатывается план занятий по обучению детей рисованию песком,изготовлено специальное оборудование: стол для рисования с крышкой из оргстекла и подсветкой неоновыми лампами. Песок для рисования так же специальный, кварцевый.

Вывод: через практические занятия с песком дети познают окружающий мир, укрепляют здоровье, общаются между собой, развиваются и получают умения, навыки и положительные эмоции.

Источник