Чем полезно рисование по трафарету для детей

Чем полезно рисование по трафарету для детей thumbnail

Практически все дети любят рисовать. А рисование нетрадиционными способами вызовет у детей ещё больше позитивных эмоций. С помощью такого рисования у ребёнка происходит развитие фантазии, творческих способностей, мышления, воображения, проявление индивидуальности, а так же мелкой моторики, изучение и закрепление понятий о цвете, форме, знакомство с различными материалами.

Рисование пальчиками

Материалы: пальчиковые краски, лист бумаги (для самых маленьких лучше взять А3 или рулон старых обоев)

Рисование пальчиками это весело, интересно, а самое главное полезно для развития мелкой моторики и освоении понятия о цвете. Такой вид рисования подойдет для самых маленьких художников с 10-11 месяцев.

Рисование ладошками

Материалы: пальчиковые краски, лист бумаги, кисть

Отпечатки ступнями

Материалы: пальчиковые краски, лист бумаги, кисть

Ниткография

Материалы: лист плотной бумаги, нить, акварель или гуашь, посуда для окрашивания нити, кисть

  • нарезать нить по 30-40 см несколько штук;
  • положить в посуду для окрашивания (кончик нить должен быть снаружи);
  • выбрать цвет и кистью нанести краску на нить;
  • сложить лист пополам, на одной из сторон разложить нить (сухие кончики вывести вниз листа);
  • плотно прижать две стороны листа и аккуратно вытянуть нить;
  • открываем лист и фантазируем

Монотипия

Материалы: лист бумаги, кисть, краски, вода

  • сложить лист бумаги пополам;
  • на одной половине нарисовать предмет;
  • складываем лист вдвое;
  • дорисовываем согласно творческому замыслу.

Штампики из овощей и фруктов

Материалы: любые овощи и фрукты, лист бумаги, кисть, гуашь

Отпечатки листьев

Материалы: листья, лист бумаги, кисть, гуашь или акварель, вода

  • на листик от дерева (или другого растения) нанести краску кистью;
  • сделать отпечаток на листе бумаги;
  • дорисовать согласно творческому замыслу.

Рисование ватными палочками

Материалы: ватные палочки, лист бумаги, краски

Штампики из пластилина

Материалы: пластилин, лист бумаги, краски, кисть, небольшой кубик, стека

  • пластилин нанести на небольшую твёрдую поверхность (например кубик);
  • стекой изобразить на пластилине желаемый узор;
  • нанести краску на получившийся штампик из пластилина;
  • сделать отпечатки согласно творческому замыслу.

Кляксография

Материалы: лист бумаги, кисть, акварельные краски, трубочка от сока (метод растекания), вода.

Капельный метод:

  • набрать кистью краски;
  • разбрызнуть акварель над листом бумаги;
  • дорисовывать согласно творческому замыслу

Метод растекания:

  • на бумагу нанести большую кляксу;
  • с помощью трубочки раздуть краску по бумаги;
  • дорисовывать согласно творческому замыслу

Рисование набрызгом

Материалы: краски (акварель или гуашь), бумага, старая зубная щётка или расческа, вода, трафареты, шаблоны, стеки или плоская палочка.

  • на зубную щётку или расчёску нанести немного краски;
  • на лист бумаги по желанию приложить трафарет или шаблон;
  • стекой провести по поверхности щётки, брызги полетят на бумагу;
  • направлять брызги в разных направлениях в зависимости от творческого замысла.

Рисование солью

Материалы: соль, плотный лист бумаги, акварельные краски, кисть, вода, клей ПВА

  • нарисовать рисунок на бумаге клеем;
  • посыпаем получившийся рисунок солью;
  • раскрашиваем рисунок нужными цветами;
  • дать просохнуть

Таким же образом можно рисовать не только солью, но и манкой.

Рисование мятой бумагой

Материалы: бумага, посуда для смешивания цветов, вода, краски (акварель, гуашь подойдет и пастель)

  • в посуду набрать немного тёплой воды и добавить выбранную краску;
  • подготовить кусочки мятой бумаги (среднего размера);
  • опустить комочек в воду, подождать несколько секунд;
  • нанести на бумагу.

Пластилинография

Рисовать пластилином можно в разных техниках: из шариков, жгутиками, методом размазывания и т.д. Подробней о пластилинографии можно узнать здесь.

Гравюра

Материалы: лист основа (для того чтобы сделать основу понадобятся, белый картон,восковые карандаши, если хотите цветной фон, гуашь чёрного цвета,кисть,жидкое мыло), вода, зубочистка или другая острая палочка.

Делаем основу для будущей гравюры:

  • раскрашиваем лист восковыми карандашами, любыми цветами;
  • аккуратно нанести мыло на получившийся фон;
  • после того, как мыло впиталось закрасить чёрной краской.

После высыхания, можно приступать к созданию картины. Взрослый может нарисовать простым карандашом контур, а ребёнок будет его процарапывать.

Фроттаж

Материалы: лист бумаги, карандаши, плоские рельефные предметы

В переводе с французского означает натирание.

  • лист бумаги положить на рельеф;
  • не сильно заточенным карандашом раскрасить лист;
  • рельеф копируется на лист, создавая рисунок.

С помощью этой техники можно создавать удивительные рисунки.

Рисование мыльными пузырями

Материалы: вода, мыльне пузыри (моющее средство или шампунь), красители (лучше пищевые), трубочки для сока, плотная бумага, ложка, стаканчики или тарелочки (если нужны более крупные отпечатки).

  • делаем мыльные пузыри;

смешать 5 частей воды с 1 частью моющего средства;

  • разливаем получившийся раствор на стаканчики (количество стаканчиков соответствует количеству необходимых цветов) и добавляем красители;
  • трубочкой взболтать раствор и не вынимая из стакана дуть в неё;
  • дальше рисуем —

1 способ: прикладываем бумагу к пузырям;

2 способ: ложкой выложить пузыри на бумагу.

Рисование пеной для бритья

Материалы: пена для бритья, кисть, гуашь, лист бумаги, губка, тарелочки (по количеству желаемых цветов).

  • взбить пену, собрать её губкой и добавить в тарелочку с краской;
  • перемешать пену с краской с помощью кисти;
  • кистью нанести окрашенную пену на лист, согласно творческому замыслу.

Рисование вилкой

Материалы: вилка, краски, лист бумаги, плоская тарелочка

  • в плоскую тарелочку налить краску;
  • на вилку набрать краску;
  • плоской поверхностью вилки сделать отпечаток на листе бумаги.

Восковые карандаши + акварель

Материалы: восковые карандаши, кисть, акварельные краски, вода, лист бумаги

  • восковыми карандашами нарисовать желаемый рисунок на листе бумаги;
  • покрыть сверху акварелью.

Рисование отпечатками

Материалы: краски, лист бумаги, кисть, вода, материал с помощью которых будут сделаны отпечатки (например: воздушный шарик, ватные диски, цветы, ракушки, пластиковые стаканчики, воздушно- пупырчатая плёнка)

  • на поверхность, которую будем отпечатывать, нанести краску;
  • отпечатать на лист бумаги, в зависимости от художественного замысла.

рисование воздушными шариками

Рисование губкой (поролоном)

Материалы: губка (поролон), краски, лист бумаги, тарелочки

  • в тарелочку вылить немного краски;
  • поролон обмокнуть в краску и нанести на лист бумаги

Метод штриховки

Читайте также:  Своими руками полезные вещи для рыбалки

Материалы: лист бумаги, карандаши, фломастеры или краска

Рисование на земле

Интересное занятие во время прогулки, нужно всего лишь найти небольшую палочку для рисования. Рисунок при желании можно украсить листиками, цветочками и т.д.

Рисование различными техниками это игра для ребёнка. Нетрадиционные техники рисование позволяют детям самовыражаться, раскрепощаться и гармонично развиваться!

Источник

Сегодня мы поговорим с вами, мои любимые читатели о … трафаретах Djeco:

Знаете, как часто говорит мой муж — я зануда … Поэтому и к выбору игр, игрушек и товаров для творчества я подхожу очень педантично. Когда-то давным-давно прочитала я о пользе трафаретов для детей.

Загорелась, пошла, купила, принесла … А дальше ступор, так как ни я, ни сын, ни муж по этим чудо-трафаретам не смогли определить, кто есть кто и что есть что …

Итак, изначально у нас в коробке для творчества пылились вот такие «чудесные» абсолютно бесполезные для нас пластиковые трафареты фирмы Луч:

С картинкой-то хорошо все понятно, а если картинку изначально не сохранили … Часто меня эти два пластиковых листочка доводили до состояния «глаз дергается», так как у Питы не всегда никогда получалось добиться желаемого рисунка, да и у меня тоже, если честно … Поэтому, забыв о пользе трафаретов, я просто этот пункт нашего развития просто стала игнорировать. И тут случайно попался мне в руки набор трафаретов Djeco:

Набор трафаретов Djeco, «Животные фермы» арт.08815

В каждом наборе 5 цветных ярких трафаретов из тонкого безопасного пластика. Трафареты очень красивые и удобные!

И тут я пришла просто в полный восторг, так как рисунок получается красивым, четким и … главное, что у ребенка получается легко справляться с этими трафаретами! И наша трафаретная жизнь заиграла новыми красками!!!

Мое занудство не даст мне просто так показать фотографии, поэтому теории нам все-таки не избежать, так вот что же такое трафареты и чем же они так полезны?

Трафаре́т — приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различных символов, таких как буквы, цифры и разнообразных изображений; так же этим термином обозначают изображение созданное с помощью данного приспособления. (с)

Польза:

— Сперва озвучу пользу для взрослого, так как именно это меня и привлекло изначально в трафаретах. Итак, очень часто у ребенка не получается нарисовать желаемое и он просит взрослых о помощи. Хорошо, если вы заканчивали художественную школу или просто умеете рисовать хотя бы слона со спины, у меня лично с фантазией в этом направлении очень туго, поэтому просьба нарисовать что-то вызывает во мне панику. А если взять трафарет, обвести по четким и ровным линиям? Тогда сразу получим красивую машину, корову, свинку и так далее. О, мне стало намного легче выполнять просьбы сына помочь изобразить желаемое!

— Конечно же, для ребенка тоже огромную роль играет тот факт, что изображение в любом случае получается красивым и ровным. Это вселяет веру в себя и в рисование в целом! )))))

— Конечно же, как и любое рисование, трафареты помогают развитию мелкой моторики, а если подключить сюда пальчиковые краски, то и сенсорика заработает в полную силу! )))))

— Они помогают в изучении животных, счета, цветов.

— Трафареты — это замечательный тренажер для руки ребенка, что позволяет в игровой форме подготовить кисть к письму и отработать умение создавать четкие линии.

— А также, при декорировании полученного рисунка, развивается умение закрашивать, не выходя за контуры.

— Трафареты многоразовые, поэтому можно спокойно творить без опаски, что что-то испортим. Закончили урок рисования и … вперед в ванную — мыть руки, кисти и трафареты! )))))

— Они занимают ОЧЕНЬ мало места, поэтому просто незаменимы в дороге, лично мое скромное мнение! )))))

Как играть:

— Самые маленькие детки с удовольствием будут наблюдать за процессом превращения пустого листа бумаги в … лошадку, корову, свинку. При этом, во время того, как мама рисует, можно повторить знания о том животном, которое получится. Также хорошим стимулом для малыша будет совместная работа над трафаретом вместе с взрослым, когда, например, мама берет руку ребенка и они вместе рисуют нужную картинку.

— Получившийся рисунок можно закрасить пальчиками, кисточкой, цветным или простым карандашом, фломастером и даже шариковой ручкой. А для более взрослых детей — давайте ребенку разные задания по штриховке рисунка в разных направлениях (горизонтальными, вертикальными или косыми линиями, зиг-загом, волной, крест-накрест и так далее), также можно использовать полученный рисунок в качестве основы для аппликации с крупой или песком.

— Пока ребенок маленький обязательно не забывайте помогать ему — придерживайте трафарет рукой, чтобы он не двигался и рисунок остался ровным и красивым. Более старшие детки уже сами смогут держать трафарет руками.

— Начните работу с трафаретами с красок (можно рисовать пальцами, губками, кисточкой) и фломастеров — это более легкий способ. Позднее обязательно используйте шариковые ручки и карандаши, что позволит учложнить задачу и лучше подготовить кисть к письму.

— Придумывайте истории с нарисованными персонажами или сами рисуйте истории «на ходу».

Устали? Тогда давайте просто посмотрим, что же можно получить из волшебных трафаретов Djeco:

Набор трафаретов Djeco, «Животные фермы» арт.08815

В каждом наборе 5 цветных ярких трафаретов из тонкого безопасного пластика. Трафареты очень красивые и удобные!

Творчество ребенка в возрасте 2,5 года. Я только дала краски, кисть и держала трафарет:

Читайте также:  Программы для подсчета запасов полезных ископаемых

Набор трафаретов Djeco, «Транспорт» арт.08855

В каждом наборе 5 цветных ярких трафаретов из тонкого безопасного пластика. Трафареты очень красивые и удобные!

Так как фломастерами нам еще трудновато, только с мамой, то тут именно совместное творчество:

А вот тут уже самостоятельное творение в 2,5:

Пока мы имеем только два набора, но это же не предел! )))))

А вообще полный ассортимент трафаретов вот:

В каждом наборе 5 цветных ярких трафаретов из тонкого безопасного пластика. Трафареты очень красивые и удобные!

Вот и подошел к концу маленький обзор о чудесных помощниках в рисовании. От всей души желаю вам приятных и веселых творческих занятий с детьми!

Рисуйте с удовольствием!

_____________________________________________________________________________________________

(с) ООО «Джампи» Данная публикация является интеллектуальной собственностью ООО «Джампи» — Jumpy! Лавочка чудесных игрушек. Полное или частичное копирование публикации без ПИСЬМЕННОГО согласия автора и ссылки на источник запрещено! Уважайте наш труд, пожалуйста!

______________________________________________________________________________________________________________

Источник

Волшебный мир трафарета

Дети любят рисовать! У каждого ребёнка периодически возникает желание создать рисунок, но не всегда получается выразить полностью свой творческий замысел, так как в силу возраста не хватает необходимых умений и навыков.

Рисование с помощью трафаретов развивает воображение, даёт свободу для самовыражения, позволяет чувствовать себя смелее, непринуждённее. Дети раскрывают свои способности, испытывают радость, которую им доставляет созидание.

Такое рисование не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

Последовательность освоения техники рисования с помощью трафарета:

— от использования метода подражания к самостоятельному выполнению собственного замысла;

— от изображения отдельных предметов к изображению сюжетных эпизодов;

— от применения наиболее простых трафаретов к более сложным;

— от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Этот способ рисования помогает детям получать удовольствие от изобразительной деятельности и беспрепятственно переходить к овладению её новыми техниками.

Предлагаем игры, основанные на рисовании с использованием трафаретов, для детей старшего дошкольного возраста.

Чем полезно рисование по трафарету для детей

Игра «Поможем художнику»

Цель: развитие изобразительных способностей, воображения.

Материал: краски, кисточки, стаканчики для воды, прикреплённый к мольберту лист бумаги формата А3 с изображением сказочного сюжета, поверх него лист бумаги формата А3 с внутренним трафаретом с изображениями предметов и героев сказки, силуэты предметов и героев сказки (чистые и с прорисованными простым карандашом деталями).

Ход игры

Воспитатель дошкольного образования предлагает детям силуэты предметов и героев сказки. Одни рисуют и раскрашивают детали в чистых силуэтах, другие раскрашивают силуэты с прорисованными простым карандашом деталями. После вставляют их в трафаретные прорези. Верхний лист бумаги снимается, и дети видят готовый сказочный сюжет. После можно предложить воспитанникам дать описание картины, придумать историю по сюжету и т.п.

Игра «Отгадай животное и дорисуй»

Цель: развитие умений использовать различные изобразительные материалы, рисовать разными техниками.

Материал: изобразительные материалы (краски, кисточки, стаканчики для воды, карандаши, тычки разных видов, мятая бумага), листы бумаги формата А4 с недорисованными животными, поверх них листы бумаги формата А4 с внутренним трафаретом с изображением частей тела животных.

Ход игры

Воспитатель называет всех животных, спрятанных под трафаретами. Детям по форме трафарета необходимо узнать, кто изображён на их листе бумаги, самостоятельно выбрать изобразительный материал и дорисовать животному недостающую часть тела. После рисования лист бумаги с трафаретом снимают. Дети анализируют, верно ли справились с заданием. После рисунки можно использовать в играх: «Кто где живёт?», «Отгадай животное по описанию», «Несуществующее животное», «Путаница», «Придумай сказку» и т.п.

Игра «Чудесные картинки»

Цель: формирование представлений о цвете (получение дополнительных, новых цветов и оттенков).

Материал: краски, кисточка, стаканчик для воды, керамическая глянцевая плитка, лист бумаги размера плитки, силуэты предметов, подклеенные под лист каплей клея.

Ход игры

Воспитатель дошкольного образования наносит на плитку капли краски двух цветов и предлагает детям «поиграть» с ними. Они рисуют кисточкой узоры. Затем дети берут листы бумаги с подклеенными под них силуэтами предметов, накладывают их на плитку, прижимают и убирают. На плитке остаётся силуэт. Дети снимают его и рассматривают получившиеся на нём «чудесные» узоры. Таким образом можно раскрасить силуэты мебели, посуды, одежды, цветов.

М. Фалевич

Источник

Трафареты как средство развития творческих способностей детей

Изобразительная деятельность является одной из эффективнейших средств развития всесторонней личности ребенка. Она является едва ли не самым интересным и красочным видом деятельности дошкольника. На протяжении жизни ребенок не только рисует, но и творит, фантазирует, благодаря полученным навыкам в детском саду. Поэтому задача воспитателя, который первый встает на пути обучения — дать ребенку как можно больше знаний и способов рисования, пусть самых простых.

Развитие творческой личности начинается с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  • в-третьих, развить творческий  потенциал у подрастающего поколения.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Читайте также:  Полезно лежать у стены с поднятыми ногами

Детям тяжело нарисовать то, о чем просит их воспитатель, т.к. навыка рисования нет, рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать. Поэтому на помощь им приходят трафареты, которые облегчает изодеятельность и дает возможность получить удовольствие от своей работы.

Трафареты помогают раскрыть творческие способности детей, развивают  мелкую моторику рук и формируют умение ориентироваться на листе бумаги. С помощью них у детей формируются навыки контроля и самоконтроля, они помогают  сфокусировать внимание юного художника на форму и величину изображаемого объекта. Своей нехитрой техникой трафареты увлекают ребенка искусством рисования, дают возможность поверить в себя и по — настоящему начать рисовать. Они развивают эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, способствуют познанию окружающего мира.

Заняться глубже проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за детьми на занятиях по рисованию. Дети находились в информационном вакууме и не знали техники рисования. В связи с этим, я пришла к выводу, что надо менять подход подачи детям материала. Одной из основных проблем, встречающихся у детей, особенно на начальной стадии рисования, является недостаточное развитие мелкой моторики. Это мешает во многом на этапах рисования.

Моей целью стала работа «Трафарет – помощник для ребенка»

Целью, которой, стало создание условий для развития творческих способностей детей через использования трафаретов в рисовании.

Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

1.Формировать у детей творческие навыки и умения.

2. Изучение геометрических фигур в рисовании, их расположение в пространстве и масштабирование.

3. Научить создавать свой неповторимый образ, используя трафаретов.

4.Развивать воображение,  творческие способности через трафареты.

Вызывать эмоциональный фон

5.Формировать умение использовать накопленный опыт для достижения цели.

6.Развивать мышление, внимание и логическое конструирования в рисовании.

7.Развивать мелкую моторику рук посредством трафаретной деятельности.

На первом этапе работы, дети обводили заданные им фигуры, это был круг, квадрат, треугольник, трафареты в форме тучки, лепестка и т.д.

На втором этапе работы, дети стали самостоятельно работать  с трафаретами, добиваясь четкой его формы, начали придумывать простейшие рисунки.

На третьем этапе, дети стали при помощи трафаретов фантазировать, рисунки стали приобретать четкие формы, творческие возможности у детей стали выше.

Я спланировала свою работу таким образом, чтобы мои занятия по рисованию повысили интерес детей к изобразительной деятельности, сделали их свободными в техники рисования,  расширили творческие возможности малышей.

Были проведены консультации для родителей на темы:

1. «Развития мелкой моторики у детей через нетрадиционную технику рисования»,

2. «Рисуем дома вместе с детьми при помощи трафаретов»

Сделана папка –передвижка «Трафарет, что это такое», ведутся индивидуальные беседы с родителями, трафареты постоянно пополняются, что дает возможность для постоянного роста творческой фантазии.

Создавая изображения, ребенок осмысливает качества изображаемого предмета, явления. Творчество проявляется не только тогда, когда ребенок сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога. Детское изобразительное творчество построено на работе наблюдений, впечатлений ,воображений ,  полученных им через слово, картинку и другие виды искусства.

.Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Этот процесс очень сложен, много ступенчат и монотонен. Интерес и положительные эмоции во многом определяются тем, как идет овладение рисованием, т.е  успешное решение вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к  данной деятельности. Подтверждение тому – ответы самих детей:

«Я люблю рисовать, потому что у меня хорошо получается»  вместо того на«Я не люблю рисовать, потому что не умею, у меня не получается».

Следовательно, моя цель руководить этой эмоциональной деятельностью так, чтобы она радовала детей, вызывала положительные эмоции,  желание рисовать, творить, воображать и фантазировать. Каждый ребенок индивидуален, необходим тонкий подход к любому (как к личности) и поэтому важно быть педагогом тонко чувствующим ребенка, т.е быть психологом. Руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знаний специфики детского творчества, умение тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддержать инициативу, самостоятельность способствовать овладению изодеятельностью и развитию творчества.

Неважно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами изодеятельности очень полезны. Они помогают формировать творческую личность, учить мыслить смело, свободно, а это необходимо для ребенка в будущем,  во взрослой жизни. Кроме того, ваш ребенок будет, любить и понимать искусство, эстетически развитый ребенок умеет делать правильные и красивые поступки.

Проведя диагностику у детей, было выявлено, что дети, которые не используют в своих рисунках трафаретами, есть чувство страха, которое преобладает над творческими способностями. Проведя свою работу с трафаретами, я сделала вывод, что место страха занимает приобретенные навыки и умения. Объем нарушений общей моторики и нарушений мелкой моторики с умениями графических навыков снизился. Творческое воображение и творческие способности превалируют и становятся основными звеньями в развитии творческих способностей при работе с трафаретами.

Наша главная задача уметь научить выражать чувства и эмоции ребенка, а если это будет через — рисование это прекрасный дар!

«Ну что же тут скрывать?

 Дети любят, очень любят рисовать.

 На бумаге, на асфальте, на стене

 И в трамвае на окне!»

Источник