Чем полезно топливо для окружающей среды
Загрязнение атмосферы и водоемов, изменение климатических условий, исчерпание природных ресурсов — главные экологические проблемы использования топлива. Чтобы уменьшить количество вредных выбросов, выделяемых в результате сгорания сырья, следует изменить технологию его образования.
Источники топливного загрязнения атмосферы
Вредные вещества выбрасываются в атмосферу при сгорании топлива. Половина от общего количества вредных соединений выделяется транспортными средствами, 40% — промышленными объектами.
Во время работы двигателя образуются продукты окисления (сгоревшие вещества) и неизмененные соединения. На последние приходится 1-2% потребляемого сырья.
Вещества, которые входят в состав дымовых газов после сжигания топлива:
- углекислый и угарный газы (50%);
- оксид азота (до 10%);
- серная окись (20%);
- углеводород (от 10 до 20%).
Непереработанное топливо оседает на поверхности воды, почвы, деревьев. Оно состоит из несгоревших органических соединений, золы и пыли.
Самые опасные соединения:
- бензапирен;
- альдегид;
- формальдегид.
Они наносят серьезный ущерб экологической обстановке и здоровью человека.
Негативное воздействие соединений на экологию
Топливные соединения отрицательно влияют на все сферы экосистемы.
Экологические проблемы:
- Загрязнение атмосферы газообразными продуктами.
- Выбросы теплых жидкостей в водоемы.
- Парниковый эффект.
- Воздействие озона в приземленных слоях атмосферы.
- Прогрессирующее истощение природных ресурсов.
Аэрозоли (пыли) являются механическими загрязнителями окружающей среды. Накопление их в воздухе ухудшает его прозрачность и видимость.
ТЭС сбрасывают теплую воду в водоемы. Согласно законодательству, сбросы не должны повышать температуру вод более, чем на 3 °С.
В результате водные пространства зарастают водорослями, которые поглощает кислород. Из-за недостатка этого вещества погибают обитатели рек и озер. Их количество уменьшается.
Парниковый эффект — свойство воздушного пространства пропускать радиацию от солнца и задерживать ее на поверхности земли, тем самым сохраняя тепло. Газы, образующиеся при сгорании топлива, усиливают способность земной поверхности удерживать энергию. Это приводит к повышению температуры.
В верхних слоях атмосферы создается озоновый слой, играющий роль защитного экрана. Вырабатываемое при сжигании топлива вещество оседает в нижних слоях атмосферы. Здесь элемент разрушает растения, разъедает пластмассу и стройматериалы.
Уголь и нефть, необходимые для топлива, являются исчерпаемыми природными ресурсами. Их запасы велики, но не бесконечны.
Отрицательное влияние продуктов сгорания топлива на здоровье
После попадания в атмосферу летучие газы с током ветра разлетаются во все стороны. Они поражают большие группы людей, провоцируя проблемы со здоровьем.
Продукты горения топлива приводят к развитию таких болезней:
- хронический бронхит;
- анемия;
- злокачественные опухоли.
Пыль, сажа, копоть вдыхаются людьми и оседают в дыхательных путях. Мелкие частицы проникают глубоко в легкие. Это приводит к развитию хронических заболеваний дыхательных путей: обструктивному бронхиту, бронхиальной астме.
Бензапирен обладает канцерогенной активностью. Он повышает вероятность роста злокачественных новообразований.
Угарный газ проникает в эритроциты (красные кровяные клетки) и вытесняет оттуда гемоглобин (главный переносчик кислорода). Ткани и органы не получают достаточного количества кислорода. Развивается анемия (малокровие). Больного беспокоят усталость, частые обмороки, слабость, сонливость.
Способы решения проблемы
Высокая потребность населения в собственном транспорте, рост количества промышленных объектов ухудшают состояние экосистемы с каждым днем.
Пути решения экологических проблем:
- Изменение механизмов образования топлива.
- Повышение его качества.
- Использование альтернативных источников энергии.
- Соблюдение правил пользования личным автомобилем.
- Разработка новых типов двигателей.
Чтобы кардинально поменять механизм образования топлива, следует провести такие мероприятия:
- Внедрить новые технологии обработки сырья.
- Заменить часть топлива на воду, силамин и прочие вещества, способные ускорить процесс горения.
- Насыщать сырье кислородом перед началом горения.
В России широко используют дизель. Продукты его горения в двигателе — основные источники загрязнения воздуха.
Чтобы уменьшить выбросы ядовитых веществ, приняты новые стандарты для дизеля. Они ограничивают содержание серы, ароматических углеводородов. Ввели новый показатель — смывающая способность дизеля.
Ветер является неисчерпаемым природным ресурсом. Использование альтернативных источников энергии предотвратит истощение запасов нефти и газа и уменьшит количество вредных выбросов.
Горение топлива отрицательно сказывается на состоянии экосистемы и здоровье человека. Ужесточением законов о сжигании сырья, сознательным отношением граждан к использованию топлива можно решить эту проблему.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Источник
- Главная
- Новости энергетики
- Газета
- Смотреть статьи свежего номера газеты ЭПР
- Смотреть статьи в архиве газеты ЭПР
- Смотреть статьи по разделам газеты ЭПР
- Смотреть статьи газеты Тепловая энергетика
- Интервью
- Выставки
- Библиотека
- Контакты
- КАТАЛОГ ЭНЕРГЕТИКА RU
- РЫНОК И АНАЛИТИКА
- Отраслевое тарифное соглашение
- Рейтинг электросетевых компаний
https://www.eprussia.ru/epr/112/8773.htm
Газета «Энергетика и промышленность России» | № 20 (112) октябрь 2008 года
Любой продукт общественного труда, в том числе и углеводородное топливо, должен обладать комплексом свойств, которые формируют его качество и делают потребным по прямому назначению. Численное значение каждого свойства (или показателя качества) нормируется государственными стандартами (ГОСТами) или техническими условиями (ТУ) и обязательно должны быть указаны в сертификате (или паспорте) на продукт.
Об экологической опасности
Все углеводородные топлива, как известно, в большей или в меньшей степени являются экологически опасными. Наибольшей экологической опасностью обладают жидкие ракетные топлива, а наименьшей – угли. Экологическая опасность углеводородных топлив обусловлена выделением из них токсичных и ядовитых химических веществ, соединений и элементов, являющихся опасными загрязнителями окружающей среды.
Экологически опасные компоненты выделяются из топлива при хранении, транспортировке и перекачке. На этих этапах использования горючего, кроме газообразных углеводородов (например, этана и метана), топливные загрязнители могут быть представлены самим топливом, загрязненными углеводородами водами, топливным отстоем, угольной пылью и другими. Эти загрязнители попадают в окружающую среду в результате утечек, протечек, разливов, аварий и т. д.
В процессе непосредственного сжигания топлива формируются новые экологически опасные газообразные, жидкие и твердые загрязнители, представляющие собой производные химических элементов, соединений и веществ, содержащихся как в составе исходного топлива, так и в составе атмосферного воздуха, поступающего на горение. Химические элементы, соединения и вещества топлива и воздуха взаимодействуют между собой и, пройдя определенные термические превращения, выбрасываются в составе продуктов сгорания в окружающую среду.
Что такое экологическая чистота топлива
Для топлива как продукта общественного труда экологическая чистота является сложным комплексным свойством, проявляющимся при хранении, транспортировке, перекачке и непосредственно в процессе сжигания.
Под свойством топлива «экологическая чистота», по мнению авторов, следует понимать такое состояние горючего, при котором на всех этапах своего жизненного цикла оно не оказывает или оказывает минимальнодо пустимое негативное воздействие на окружающую среду и не создает угрозы жизни и существованию людей, фауне и флоре.
Сложным и комплексным данное свойство топлива является потому, что в одних условиях использования, например при хранении, транспортировке и перекачке, в окружающую среду поступают одни загрязнители, в то время как при сжигании топлива образуются и выбрасываются другие загрязнители. В связи с чем экологическую чистоту топлива следует условно рассматривать как две взаимосвязанные составляющие: до и во время сжигания, при этом последняя составляющая является более значимой.
Посмотрим ГОСТы и ТУ
В настоящее время в Российской Федерации действует большое количество ГОСТов и ТУ на углеводородные газы, нефтяное топливо и уголь. Следует напомнить, что ГОСТ – это государственный нормативный документ на продукцию, обязательный для исполнения всеми предприятиями страны. ГОСТы создавались для всех отраслевых промышленных предприятий, подтягивая их техническую базу и технологическое оборудование, а следовательно, и качество выпускаемой продукции, до одного уровня.
С 2000 года вместо новых государственных стандартов выпускаются технические условия. В отличие от ГОСТа, технические условия – это нормативный документ на продукцию для одного или нескольких предприятий, разработанный с учетом их технической базы и технологического оборудования. Поскольку база и оборудование даже на однопрофильных предприятиях различны, то и технические условия на одну и ту же продукцию, а следовательно, и ее качество, отличаются.
Анализ нормативных документов, определяющих качество углеводородного топлива, показывает, что ни один из них не содержит сведений о таком свойстве топлива, как «экологическая чистота», в связи с чем не нормируется и ее численное значение (т. е. показатель). Справедливости ради следует констатировать, что отдельные косвенные показатели, по которым можно судить об экологической чистоте используемого топлива, в этих нормативных документах все же присутствуют. Так, для углеводородных топлив указывается химический состав горючей части, и нормируются содержание в них вредных примесей и минеральных включений. В настоящее время для газового топлива нормируется содержание сероводорода (H2S) и азота (N2); для жидких нефтяных топлив – серы (S2), углерода (С), ванадия (V), кислот и щелочей, кроме того, для бензинов – марганца (Mn) и свинца (Pb), а для углей – вредные компоненты в минеральной части.
Очевидно, что существующие ГОСТы и ТУ необходимо корректировать с учетом реально сложившейся экологической обстановки, ухудшению которой способствует неуклонное повышение объемов потребления углеводородного топлива, а следовательно, и увеличение количества вредных выбросов.
При чем здесь октановое число?
Известно, что в Российской Федерации с января 2009 года должен вступить в силу Федеральный закон, который обяжет граждан, владеющих автомобилями с карбюраторными и инжекторными двигателями, использовать бензин с октановым числом не ниже 95 (АИ-95). Данный закон РФ широко пропагандируется в СМИ и у наших граждан формируют мнение, что бензин АИ-95 более экологически чистое автомобильное топливо, чем используемые сегодня бензины АИ-80 или АИ-92.
Необходимо отметить, что показатель октанового числа автомобильного бензина является лишь количественной характеристикой устойчивости к детонации (самопроизвольному взрыву) топлив, применяемых в двигателях внутреннего сгорания. Октановое число нормируется для легких углеводородных топлив, имеющих температуру кипения от +300 °С до +230 0 °С, каковыми и являются бензины. Похожим показателем для средних углеводородных (дизельных и моторных) топлив, имеющих температуру кипения от +2500 °С до +360 0 °С, является цетановое число, отражающее способность данного вида горючего к самовоспламенению.
Октановое и цетановое числа светлых топлив характеризуют только способ распространения пламени (взрывной или равномерно непрерывный) при протекании цепной реакции горения, а не механизм или качество протекания этого процесса. В связи с чем показатели октанового числа бензинов и цетанового числа дизельных топлив не могут применяться для объективной оценки экологической чистоты указанных видов углеводородных горючих.
Возможно, эта оплошность допущена разработчиками данного Федерального закона по причине отсутствия консультантов – специалистов по топливоподготовке и топливоиспользованию.
Как оценивать экологическую чистоту
Содержание отдельных примесей и минеральных включений углеводородного топлива, отраженное их численными значениями в действующих нормативных документах, не может полностью характеризовать экологическую чистоту топлива. Однако для предварительной оценки экологической чистоты топлива можно использовать численные значения показателей химических элементов, содержащихся в горючей части топлива. Если топливо имеет большее содержание водорода (Н2) или в составе его горючей части присутствует связанный кислород (О2), например как у биологического топлива, то это горючее является более экологически чистым. Объективная же оценка экологической чистоты того или иного вида топлива может быть проведена только по результатам качественного и количественного анализов дымовых (выхлопных) газов в процессе его сжигания, а также анализа зольной части горючего после его сжигания. По своей значимости первостепенными являются, безусловно, результаты анализов дымовых, выхлопных и прочих газов, образующихся при сгорании топлива, поскольку именно они оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую природную среду и поражают значительные территории.
Очевидно, что для объективной оценки такого важного свойства топлива, как экологическая чистота, необходимо еще разработать критерий, то есть правило, по которому этот показатель изменяется. По мнению авторов, данный критерий должен представлять собой аддитивную свертку наиболее экологически опасных компонентов, например CO, CO2, H2S, NOx, N2, S2, SxOy, CxHy, сажа и т. д., количественное ранжирование которых в продуктах сгорания того или иного топлива может отражаться численным значением коэффициента значимости, соответствующего доле каждого компонента в составе дымовых газов. Представленный критерий является объективным, поскольку через качество протекания цепной реакции горения количественно отражает механизм формирования вредных выбросов. Численное значение показателя экологической чистоты топлива должно находиться в пределах от 0 до 1,0, при этом топливо является экологически чистым при показателе, близком к 0, а экологически опасным, соответственно, к 1,0.
Что за рубежом
В странах Западной Европы, Северной Америки и Японии экологические проблемы, связанные, в том числе, и с использованием углеводородных топлив, начали решать с начала 60‑х годов прошлого столетия. На начальном этапе улучшение экологической обстановки пытались добиться исключительно реализацией административных мер. А, именно, введением и ужесточением природоохранного законодательства, введением и повышением штрафов за загрязнение природной среды, ограничением количества и регламентацией времени работы источников загрязнения, в том числе и автотранспорта, запрещением использования тех или иных продуктов и т. д. и т. п. Однако попытка решения экологических проблем исключительно административными мерами потерпела неудачу.
И только через 30 лет, в середине 1990‑х годов представленные выше комплексные мероприятия, в том числе модернизация технологической базы нефтеперерабатывающих заводов и совершенствование автомобильных двигателей и их топливных систем, были реализованы, после чего на топливный рынок экономически развитых стран поступил в качестве товарного топлива высокооктановый бензин. Несмотря на позитивные тенденции качественного улучшения природной среды в развитых странах мира, проблема загрязнения, в том числе и продуктами сгорания углеводородного топлива, на сегодняшний день полностью не устранена и требует своего дальнейшего решения.
Вместо выводов
По мнению авторов, более экологически чистые продукты общественного труда должны быть дешевле своих менее экологически чистых аналогов. Это полностью относится и ко всем видам углеводородного горючего. Государство обязано взять на себя часть расходов, связанных с повышением экологической чистоты топлива, поскольку использование экологически опасных топлив приносит огромный ущерб флоре, фауне и здоровью граждан через нарушение качества их естественной среды обитания. В противном случае государство вынуждено будет нести дополнительные расходы на природоохранные мероприятия и здравоохранение, значительно превышающие прибыль от продаж экологически чистых топлив.
Кабельная арматура, Топливо
Свежие
Популярные
Блиц
СРО, ЕЭС, Мощность, Подстанции, Сети, ТГК, Трансформаторы, Энергоснабжение, Электроэнергия, Энергия, Кабельная арматура, Тарифы на электроэнергию, Электрические сети, Электростанция
Рождение новой «Энергии» на Северо-Западе
25 октября Группа компаний «Энергия» отмечает свой первый день рождения. Она собрала под свои знамена предприятия, образовавшиеся в результате выделения ремонтного бизнеса из компаний «Архэнерго», «Карелэнерго», «Колэнерго», «Новгородэнерго» и «Комиэнерго».
Провод, МРСК, МЭС, Подстанции, ТГК, Трансформаторы, Энергия, Кабельная арматура, Электроэнергетика, СРО
Источник
RDF-топливо, или Refuse Derived Fuel, — это вид топлива, состоящий из отходов, оставшихся после сортировки мусора. На сегодняшний день многие убеждены в том, что это экологически выгодно, что данный источник энергии безопасен, но это далеко не так.
SRF-топливо (Solid Recovered Fuel) — твёрдое восстанавливаемое топливо, полученное из твёрдых отходов. Производство данного вида топлива обычно сосредоточено прямо на участках сортировки мусора.
Ежедневно человечество решает вопросы, касающиеся избавления от отходов. Первый мусоросжигательный завод, построенный в Лондоне в начале XIX века, решал вопрос сокращения отходов, ведь их действительно стало в десять раз меньше, чем было до создания данного проекта. С середины семидесятых годов ХХ века на твёрдые бытовые отходы стали смотреть как на дополнительный источник энергии, казалось бы, безопасный, так ещё и экологичный. Это происходило в самый разгар энергетического кризиса.
Технология создания RDF-топлива
1. Твёрдые отходы сортируют механизированным способом на специальных мусоросортировочных линиях, отбирая полезное вторсырьё: макулатуру, металл, стекло, пластмассы и так далее.
2. На мусоросортировочной линии отделяется «мокрая» органика (остатки пищи и растений).
3. Далее на сортировочных конвейерах происходит отбор полезного вторсырья, которое подлежит переработке (картон, пластик, плёнка, канистры, металл и др.)
4. Всё то, что осталось после совершённых действий (мелкий пластик, плёнка, этикетка, древесные отходы и др.), можно использовать для производства RDF-топлива, для чего эта масса измельчается, подсушивается в специальных сушильных барабанах, уплотняется прессованием и гранулируется по определённому процессу.
5. Полученные гранулы и являются RDF-топливом из отходов.
Характеристика топлива
В состав отходов входят:
· Древесина;
· Кожа;
· Резина;
· Пластмасса;
· Бумага, картон;
· Текстиль;
· Пластик и др.
Исключение составляют лишь стекло, камни, металлы и хлорсодержащие материалы.
Главная угроза состоит в том, что в сырьё могут легко попасть ядовитые отходы, ведь ни единая стадия производства RDF-топлива не предусматривает извлечение следующего мусора, который считается токсичным: батарейки, ртутьсодержащие приборы, автомобильные отходы, остатки лекарств и прочее.
При сжигании эти отходы выделяют отравляющие вещества, которые неблагоприятно сказываются как на человека, так и на природу в целом.
Сферы его применения
Цементные заводы и металлургические печи являются основными потребителями RDF-топлива.
В коммунальных печах и котельных категорически запрещено использовать такое топливо, потому что лишь высокие температуры при сжигании топлива могут снизить количество вредных веществ, выброшенных в атмосферу. Необходимо поддерживать температуру свыше 2000 градусов, что, в свою очередь, требует значительных энергетических затрат.
Производство и использование РДФ-топлива в мире
В настоящее время данный вид топлива используется преимущественно европейскими, развитыми странами.
«На самом деле, производство и использование этого вида альтернативного топлива в европейских и других развитых странах продолжает развиваться», — возражает Андрей Савранский.
Например, город Манчестер в Англии сейчас находится в процессе подписания контракта на использование до 900 000 тонн RDF в год.
Не так давно администрация земли Болльнес (Швеция) запустила установку по переработке муниципальных и промышленных отходов производительностью 80 000 тонн RDF в год.
В 2017 году в Израиле начал работу завод производительностью 500 тонн RDF ежедневно.
Альтернативное сырьё также пользуется популярностью в Германии, где его используют на 90% заводов.
Производство и использование РДФ-топлива в России
В Российской Федерации начали производство отечественного твёрдого и альтернативного топлива, которое носит название «Топал-1». Данный вид топлива сертифицирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Влияние RDF-топлива на здоровье человека
В процессе горения отходы выделяют опасные яды — диоксины.
Действие диоксинов подрывает иммунную систему человека, что в результате может привести как к не слишком серьёзным заболеваниям, так и к смерти. По данным научных исследований, даже одна молекула диоксинов способна спровоцировать рак.
Уже доказан многими исследованиями следующий факт: при сжигании РДФ-топлива в атмосферу происходит выброс ртути, которая, попадая в человеческий организм, наносит серьёзный ущерб здоровью, а точнее:
· Нервной системе;
· Почкам;
· Вызывает нарушение сердечно-сосудистой системы, а также нарушение психики.
Исследования, проведённые в США, дали неутешительные результаты: выбросы диоксинов цементных производств, сжигающих ядовитые отходы, в восемь раз выше, чем выбросы обычных цементных производств.
Окружающая среда
При сжигании все эти отходы могут выделять небезопасные вещества, многие из которых являются стойкими органическими загрязнителями (после попадания в окружающую среду они накапливаются, «вклиниваясь» в пищевые цепочки), тяжёлыми металлами (например, свинец в любой концентрации опасен для здоровья человека).
Против сжигания РДФ выступают многие экологические организации всех стран мира. На самом деле, эта тема всё чаще освещается на просторах СМИ, не оставляя общество равнодушным к данной проблеме.
Возобновляемость
Многие наивно полагают, что RDF-топливо — возобновляемый источник энергии. Заблуждение состоит в следующем: люди считают, что отходы образуются непрерывно, что их поток никогда не приостановится, но, на самом деле, ужас ситуации заключается в том, что люди начнут производить больше отходов с целью поддержания данного вида топлива вместо того, чтобы сокращать их количество. Следовательно, это приведёт к нерациональному использованию ресурсов.
Такое общественное мнение выгодно компаниям, заинтересованным в развитии мусоросжигательной отрасли, ведь во многих странах на развитие «зелёных» технологий компании получают определённые льготы.
Люди начали понимать, что сжигание мусора несёт крайне негативные последствия. По сути, RDF — это то же самое сжигание отходов, просто имеет другое название. Предприниматели пользуются неосведомлённостью людей ради получения прибыли.
Экономическое обоснование
В Российской Федерации, в отличие от многих других стран Европы, которые постепенно начинают отказываться от RDF-топлива, не учитывают такой экономический показатель как потенциальные расходы государства на лечение различных заболеваний населения, возникших в результате остатков золы, содержащей токсины, и другими последствиями сжигания мусора.
По данным «Гринпис России», затраты на сжигание мусора в 8-9 раз выше, чем на переработку рассортированных отходов, а тариф на сортировку в 5-12 раз ниже, чем на сжигание. Всё это говорит лишь о том, что экономически такой вид деятельности не является выгодным.
Источник