Чем полезно участие в конференции международной

Чем полезно участие в конференции международной thumbnail

Участие в профильных мероприятиях — один из эффективных способов продвижения продукта на новых территориях, позволяющий одновременно изучить рынок и заявить о себе. Елена Столбова, PR-директор Voximplant, рассказывает, как выбрать то самое событие среди сотен конференций, митапов и хакатонов, подготовиться и не потратить лишнего.

Шаг 1: Ищем релевантные мероприятия

Существует системный подход к выбору ивента: чтобы не пропустить потенциально интересное событие, стоит собрать информацию из нескольких источников, не ограничиваясь поиском в Google.

  • Открытые и «приватные» календари. Подборки событий на год или квартал можно найти в календарях типа 10times или All Tech Events — аналоги отечественного IT Events. Недостаток таких подборок — «широкий охват»: карточки мероприятий чаще всего заводят сами организаторы, если у конференции или выставки наработанная аудитория и организаторы не особо заботятся о продвижении, мероприятие скорее всего не попадет в список. Здесь на помощь могут прийти календари от профессиональных сообществ или тематических изданий, где есть ручная модерация. Для телеком-индустрии хорошим примером может служить раздел «События» от Telecom Reseller.
  • Авторские подборки. В каждой индустрии есть агенты влияния, рассказывающие в собственных блогах или на страницах крупных медиа про опыт участия в тех или иных мероприятиях, а также публикующие подборки вроде «Топ-10 событий, которые нельзя пропустить в этом году». В пример можно привести Кейси Паркера, сделавшего на Medium подборку событий для технических писателей, куда вошли как крупные события, например, Google Cloud Next и F8 от Facebook, так и «необычные» — Atlassian Summit.
  • Рекомендации дружественных компаний. Общайтесь с партнерами, вендорами, знакомыми из индустрии — часто при личной беседе можно обнаружить неочевидные аргументы в пользу участия в том или ином ивенте. Например, конференцию AWS re:Invent мы изначально рассматривали для посещения со стендом, но отказались, так как ядро конференции составляют инженеры.
  • Мероприятия, выбранные конкурентами. Комментарии излишни: нет смысла игнорировать других игроков рынка, выстраивая стратегию присутствия компании на мероприятиях.
  • Крупные ивенты отрасли. Наконец, не стоит пропускать наиболее популярные мероприятия: с одной стороны, там трудно выделиться, с другой — присутствие на них является подтверждением статуса значимого игрока отрасли.

Шаг 2: Отсеиваем ненужное

После того как вы промониторили доступные источники и получили первичный список (у нас на каждый год это порядка ста мероприятий), его стоит пропустить через несколько фильтров.

Офис Voximplant. Брейншторм внутри команды.

  • Цель участия. Чаще всего это поиск новых клиентов и построение партнерских связей, реже — вывод спикера, найм сотрудников и знакомство с представителями профильных СМИ. Цели влияют на выбор мероприятия: для усиления команды новыми разработчиками, покупке стенда на бизнес-конференции логично предпочесть поддержку хакатона или профильных митапов.
  • География. Нет смысла посещать все континенты один за другим, — эффективнее сосредоточиться на тех странах, которые интересны как направление развития компании. Плюс многие страны имеют свою специфику, несмотря на стирание границ между народами: в Китае до сих пор трудно работать без локальных партнеров, в Индонезии нельзя открыть юридическое лицо без участия местных жителей.
  • Синхронизация с внутренним календарем. Хорошо, если даты ивента совпадают с выпуском новых продуктов или обновлений сервиса: выступаете ли вы с докладом или присутствуете со стендом, важно предоставить аудитории свежий интересный контент. В то же время, командировки не должны пересекаться с ключевыми внутренними событиями: планируя календарь мероприятий на 2019 год, мы, например, не рассматривали ноябрь, поскольку в этом месяце большая часть команда будет работать над нашей собственной конференцией о коммуникациях для бизнеса INTERCOM.
  • «Поверхностный» анализ аудитории. Сайта мероприятия и публикаций отчетов в СМИ обычно достаточно, чтобы сделать вывод о потенциальных участниках конференции или выставки. По крайней мере, можно сориентироваться, кто будет основной аудиторией — владельцы бизнеса, разработчики, нетехнические специалисты. Также стоит обращать внимание на то, кто поддерживает ивент в качестве спонсоров и партнеров: крупные бренды или локальные компании.
  • Мероприятия «рядом». Организация поездки обходится недешево, «гастролеры» с опытом стараются максимально эффективно проводить время, отведенное на командировку, не ограничиваясь одним мероприятием. Параллельно с крупными ивентами часто проходят более мелкие — бизнес-завтраки, профильные митапы, хакатоны, небольшие конференции, закрытые презентации и панели, вечеринки. В феврале этого года, например, мы нашли сразу два профильных мероприятия в Берлине, идущие друг за другом: E-commerce Berlin Expo и CCW 2019. Стоит отметить, что некоторые компании не покупают спонсорские пакеты на крупных мероприятиях, организовывая собственные вечеринки, понимая, что в определенные даты в городе собирается «критическая масса» представителей индустрии.

Шаг 3: Концентрируемся на short list’е

Итак, список сократился до 20-30 событий, время приступать к его детальной проработке.

  • Статистика по участникам. Если мероприятие попало в ваш шорт-лист, пришло время запросить у организаторов детальную информацию по участникам. Здесь важно не обращать внимание на логотипы в презентации, а получить список за прошлый год или два: полный лист участников с именами и контактами вам не дадут, однако «обезличенную» табличку с компаниями и должностями пришлют без вопросов. Обычно этой информации более чем достаточно для отдела продаж, чтобы сориентироваться по потенциальной пользе от инвестирования времени и денег в тот или иной ивент.
  • Статистика по спонсорам и партнерам. На данном этапе стоит заново проработать список спонсоров и партнеров мероприятия, но уже вместе с отделом продаж, оценив потенциал возможной встречи: можно ли запустить с перечисленными брендами совместный проект или, как вариант, попробовать договориться о скидке на потребляемые услуги, не переписываясь по почте, а поговорив с глазу на глаз.
  • Отзывы участников прошлых лет. Личные отзывы субъективны, но они могут содержать важную информацию, которую вы никогда не найдете ни на официальном сайте мероприятия, ни в обзорных колонках, ни в закрытых группах в социальных сетях. За советом лучше всего обращаться к вашим партнерам или не конкурирующим с вами компаниям. Так, например, мы отказались от нескольких крупных мероприятий, на которых данные в красивых презентациях и списках отличались от действительности (очень часто организаторы выписывают пригласительные билеты, чтобы «приукрасить» статистику — по факту людей из списка на площадке может не быть).
Читайте также:  Чем полезен и как принимать каштановый мед

Шаг 4: Выбираем формат участия

Распределяя бюджет, компании часто концентрируются посещении мероприятий в качестве гостя или на покупке стенда, забывая про альтернативные варианты. Ниже рассмотрим доступные опции, включая самые неожиданные.

  • Гость. Наиболее бюджетный вариант, идеален для «разведки» при отсутствии отзывов. Находясь на площадке в качестве участника, вы сможете послушать выступления спикеров, обратиться к ним с вопросами, ознакомиться с предложениями конкурентов, обсудить варианты партнерства с интересными компаниями.
  • Спикер. Вариант для тех, у кого есть время для подготовки интересного кейса, или для тех, кто может выделить бюджет на «проплаченный» доклад. Со вторым сценарием все более или менее понятно (здесь стоит отметить, что цену за выступление можно сбить в несколько раз, отказавшись от ненужных опций в пакете спонсора), с первым есть нюансы. На европейских конференциях, например, обращают внимание на «медийный вес» спикера, приоритетными вещами являются активный аккаунт в Twitter’е, рекомендации и наличие записей выступлений на других конференциях. Если в ваши планы входит подача доклада на крупное мероприятие, постарайтесь заранее выступить на 2-3 более мелких конференциях, чтобы у вас были рекомендации и референс (если запись не планируется, можно организовать ее самостоятельно, смонтировав и использованием фирменных иллюстраций).
  • Стенд. Формат, требующий от компании наибольшего вложения ресурсов — финансовых, человеческих и эмоциональных. Подготовка к участию на конференции или выставке со стендом часто занимает несколько месяцев: поиск подрядчика по застройке, разработка концепции стенда, бесконечные согласования схем прокладывания электричества и интернет-кабелей; параллельно команда продажников обычно обрабатывает списки участников и назначает встречи, ивент-менеджеры курируют «культурную» программу стенда, помогают с логистикой и заказом сувениров, отдел маркетинга при этом берет на себя PR-сопровождение, закупку рекламы и пост-обработку собранных лидов, если это необходимо. Этот формат участия мы разберем подробно во второй части статьи, которая также выйдет на VC.
  • Волонтер. Вариант актуален для компаний с ограниченным бюджетом, однако не стоит им пренебрегать: статус волонтера обычно предполагает бесплатный билет на мероприятие, включая вечеринки, даже если ответная «работа» длится неполный день. Из материальных плюсов, помимо бесплатного билета, можно отметить скидки на размещение или бесплатный хостел, ланч, памятные сувениры. Из нематериальных — вы бесплатно попадаете «внутрь» конференции, а далее все зависит от вас: можно лично познакомиться с программным комитетом; договориться о «работе» на регистрации и спрашивать визитки у гостей под предлогом поиска бейджей. Интересный кейс: ища выход на крупное издательство, менеджер проекта из игровой индустрии договорилась с организаторами на «должность» личного ассистента спикера, с которым пыталась познакомиться несколько месяцев.
  • Журналист. Этот вариант идеален для «гуманитариев», перед которыми стоит задача познакомиться с профильными СМИ и договориться о выходе публикаций. Имея связи в медиа, можно оформить аккредитацию внештатного корреспондента и, заполнив обычно небольшую анкету, получить media pass, который, помимо пропуска на доклады и в бизнес-лаунджи, предполагает свободный вход в комнату для прессы, где можно поработать за одним столом с «коллегами». Отметим, что в этой истории есть нюансы: по итогам мероприятия в идеале опубликовать репортаж или иной материал на страницах издания, от имени которого вы приедите на конференцию, чтобы не попасть в черный список «недобросовестных» журналистов.

Предварительная работа проделана, впереди самое сложное — подготовка к мероприятию, командировка и непосредственное участие в выбранной выставке или конференции: ночные созвоны с подрядчиками, более 100 писем, отправленных организаторам за три месяца подготовки, бесконечные счета и обязательные платежи за каждое второе телодвижение на площадке, колесо фортуны и печенья с предсказаниями — обо всем этом расскажем во второй части статьи.

{
«author_name»: «Voximplant»,
«author_type»: «self»,
«tags»: [],
«comments»: 0,
«likes»: 17,
«favorites»: 19,
«is_advertisement»: false,
«subsite_label»: «flood»,
«id»: 65444,
«is_wide»: false,
«is_ugc»: true,
«date»: «Tue, 23 Apr 2019 16:50:14 +0300»,
«is_special»: false }

Источник

В данной статье рассматривается один из ключевых методов развития информационной компетентности педагога дополнительного образования – участие в научно-практических конференциях и конгрессах, в том числе международного уровня. Автором утверждается, что участие в подобных мероприятиях не только расширяет его общенаучный и профессиональный кругозор, но и способствует развитию одной из ключевых компетенций – информационной компетентности. Автор обращает внимание, что получение и освоение новой информации, изложение докладчиками противоположных точек зрения, дискуссии и мастер-классы помогают участнику конгресса либо конференции критически и творчески отнестись к собственному профессиональному росту, в том числе и в вопросах информационной компетентности.

УДК 378.048.2

Я.О. Яркина,
методист,
МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»,
Оренбург.

Современный образовательный процесс требует от педагогов постоянного совершенствования, в том числе и в вопросах научно-практической квалификации, важной частью которого, безусловно, является информационная компетентность.

Среди большого числа инструментов развития профессиональных компетенций педагогов важную роль играет участие в научно-практических конференциях и конгрессах различного уровня. Функции подобных мероприятий чрезвычайно широки и разнообразны. Конгрессы и научно-практические конференции способствуют эффективному анализу и осмыслению наиболее актуальных проблем, затрагивающих как процесс образования в целом, так и специфику дополнительного образования в частности. Кроме того, зачастую сама тематика мероприятий заостряет внимание педагогов на различных профессиональных и специфических нюансах деятельности, заставляет обращать внимание и подвергать критике собственные профессиональные навыки и компетенции.

Очень важно, что участие педагогов в конгрессах и научно-практических конференциях создает дополнительные возможности для осознанного, эффективного и интенсивного рефлексирования по поводу актуальных выступлений докладчиков и обсуждаемых в ходе диспутов профессиональных вопросов [7, с. 94].

Не менее полезным для развития профессиональных компетенций является личное участие педагога в пленарных заседаниях конгрессов и научно-практических конференций. Знакомство с новыми концепциями и идеями, с актуальными уточнениями положений фундаментальной науки и результатами исследований положительно влияет как на профессиональный, так и на личностный рост педагога. Докладчиками могут быть высказаны провокационные мнения, что стимулирует слушателей к дискуссионному общению, без которого невозможен настоящий научный спор [4, с. 395].

Читайте также:  Какие витамины в хурме и чем они полезны

Все перечисленное является ключевым фактором возникновения нового этапа профессионального и личностного развития педагога дополнительного образования, способствует развитию информационной компетентности, форсирует и мотивирует его как профессионала к расширению границ научных горизонтов, побуждает участников научно-практических конференций и конгрессов к новому осмыслению, а значит и решению проблем, остававшихся на периферии.

Научно-практические конференции и конгрессы обладают значительным потенциалом для развития такого важного субъекта профессиональных компетенций, как информационная компетентность педагога дополнительного образования.

В ряде научных статей авторами раскрывается и обосновывается утверждение, что компетентность и компетенция являются взаимообусловленными и взаимодополняемыми понятиями. Принимая за основу результаты проделанной работы, можно утверждать, что информационная компетентность педагога в данный момент рассматривается как часть профессиональной компетенции и является его важным звеном. Во взаимодействии с окружающей информационной средой, информационная компетентность педагога выражается в комплексе навыков, рефлексивных установок, знаний и умений [6, с. 156].

В статье сознательно объединяются разные мероприятия – конгресс и научно-практическая конференция, так как для развития информационной компетентности педагога дополнительного образования они играют одинаково важную роль. Необходимо отметить, что автоматическое посещение конгрессов и конференций не будет настолько эффективно, как сознательное активное участие. Разумеется, многое зависит и от масштаба мероприятия, географии, уровня докладчиков и участников.

«Дворец творчества детей и молодежи» Оренбурга является не только организатором, но и участником научно-практических конференций и конгрессов самого разного уровня. В качестве наиболее актуального примера можно привести участие представителей Дворца в XI Международном конгрессе лагерей, проходившем в Сочи с 9 по 13 октября 2017 года. Несмотря на узкую направленность и специфику, данное мероприятие, безусловно, способствовало развитию информационной компетентности коллектива образовательного учреждения [10].

XI Международный конгресс лагерей проводится с 1983 года, патронируется министерствами образования стран-организаторов и различными фондами и, как правило, объединяет в рамках одного мероприятия представителей разных стран и континентов, а значит и различных педагогических школ. Нельзя не отметить высокий уровень участников конгресса, так как большинство представителей мировой педагогической элиты считают участие в данном мероприятии престижным и полезным.

Участие в конгрессе представителей различных педагогических школ, как из России, так и из США, Канады, Турции, Мексики, Китая и т.д., имеет весомый потенциал для развития и совершенствования лекционного и дискуссионного стиля педагога. Публичные выступления и доклады, излагаемые или проведенные в форме мастер-классов на пленарных заседаниях авторитетными специалистами в области педагогики, интересны не только с содержательной, либо с научной точки зрения. Доклад, научное сообщение или выступление представляет собой не только абстрактную, хотя и значимую, единицу информации, но и риторический, культурологический образец изложения, обоснования и защиты докладчиком своих профессиональных позиций [3, с. 144]. Участники конгресса могут обратить внимание и проанализировать манеру и форму обращения докладчика к участникам и слушателям, стиль изложения предложенной им профессиональной позиции, корректность и точность использования научных терминов [4, с. 64].

Рассматривая потенциал XI Международного конгресса лагерей с точки зрения способа развития информационной компетентности педагога, необходимо отметить, что особенную роль в совершенствовании лекционного и дискуссионного стиля в данном случае играет международный статус мероприятия.

Необходимо отметить и такой важный фактор, необходимый для развития информационной компетентности педагогов в рамках различных научно-практических конференций и конгрессов, как обмен опытом. Общение с коллегами во время конгресса или конференции не должно ограничиваться взаимоотношениями «докладчик – участник», не менее полезными оказываются дискуссии вне форума, во время перерывов или предоставленного организаторами свободного времени.

Представители Дворца, участвовавшие в XI Международном конгрессе лагерей, отметили высокий уровень профессиональной подготовки и открытость коллег из других регионов РФ, что помогло им получить много новой интересной информации [10].

В частности, участниками конгресса неоднократно поднимался и обсуждался такой важный для развития информационной компетентности вопрос, как проблема создания учебно-методической и информационной продукции, имеющей практическое значение для современного педагога. В данный момент в России существует стойкая тенденция развития такой формы информационного взаимодействия, как «группа в социальной сети», не только берущей на себя ряд функций сайтов образовательных учреждений, но и постепенно вытесняющей указанные сайты из информационного круга образовательного процесса.

Существует несколько объективных причин для подобной тенденции. Во-первых, это низкое качество самих сайтов, часто создающихся на бесплатных платформах, что влечет за собой низкую скорость загрузки страниц, а, следовательно, и получения информации. Во-вторых, ответственные сотрудники образовательных учреждений загружают на страницы много ненужной, второстепенной информации, что отталкивает потенциальных участников информационного взаимодействия. В итоге, все большее количество сайтов образовательных учреждений становятся обязательным, но неинтересным широкому кругу пользователей информационным ресурсом с символическими цифрами посещаемости.

С другой стороны, группа в социальной сети может и должна вызывать критическое отношение к опубликованной на ее страницах информации, так как ее деятельность практически не регламентируется. Однако, чтобы проанализировать причину востребованности групп, следует учесть популярность так называемых социальных сетей среди пользователей «интернета», а также простоту подачи, скорость и актуальность размещаемой информации. Группа в социальной сети не претендует на регулярную публикацию фундаментальных научных трудов, но имеет возможность быстро, практически в режиме онлайн, делиться с участниками информационного процесса наиболее актуальными новостями, отчетами с различных мероприятий, научными статьями и ссылками на учебно-методическую продукцию педагогической тематики.

В данный момент для достижения положительных результатов в любой науке или отрасли огромное значение имеет скорость получения и последующего эффективного применения наиболее актуальной информации, так что феномен популярности групп в социальных сетях, созданных специально для педагогов, вполне объясним.

Не менее важным опытом является и общение педагогов в рамках различных мероприятий с зарубежными коллегами. Доклады специалистов из США, Китая и т.д. позволяют участникам научно-практических конференций и конгрессов взглянуть на проблемы педагогики с совершенно иной точки зрения, а значит найти новые пути решения актуальных проблем, общих для мировой педагогической науки в целом.

Читайте также:  Сочинение рассуждение по теме интернет полезен

В качестве примера можно привести доклад, а также последующее неформальное общение представителей «Дворца творчества детей и молодежи» Оренбурга с педагогом из Канады Трейси Шмитт. Она нашла совершенно новый путь развития собственной информационной компетентности, который предоставил ей возможность делиться своими изысканиями с большим числом педагогов, родителей и детей. У себя на родине и в США Трейси Шмитт – медиа-персона, часто появляющаяся на различных телеканалах и ведущая собственные странички в социальных сетях, причем некоторые ее аккаунты имеют большее количество подписчиков, чем аккаунты кинозвезд. Не будем забывать, что речь идет о педагоге, не имеющем каких-либо серьезных званий или открытий. Однако отсутствие значимых научных степеней не только не смущает, но и в какой-то степени является целью Трейси Шмитт. В своих многочисленных публикациях она позиционирует себя как «народный педагог», работающий в различных уголках мира с далеко не всегда благополучными детьми [2, с. 318].

Актуальность подобного опыта для нашей страны вызывает сомнения, скорее это уникальный случай, тем более, что Трейси Шмитт – человек с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее, ее деятельность связана с постоянными научными изысканиями и поисками новых путей решения педагогических вопросов, что напрямую связано с развитием собственной профессиональной и информационной компетентности. Кроме того, в ее статьях и публикациях каждый педагог дополнительного образования может найти для себя очень много нового и интересного, при условии, что он владеет иностранными языками, что возвращает нас к проблеме базовых компетенций.

По совершенно иному пути развития профессиональных компетенций, в том числе и информационной, пошел Майкл Брандвайн – доктор права, обладатель высшей академической награды, эксперт международного уровня в области обучения и руководства молодежью. Американский специалист работает педагогом более 25 лет и в течение карьеры занимал достаточно широкий спектр должностей. В начале карьеры он обращался к медиа-формату, даже вел специализированное шоу для детей на американском телевидении, но позже полностью сосредоточился на преподавательской, лекторской и писательской деятельности.

Несмотря на то, что сейчас Майкл Брандвайн входит в совет директоров ряда крупных американских педагогических ассоциаций, основным видом своей деятельности он считает чтение лекций и написание книг для педагогов и детей. Как признается сам доктор Брандвайн, для написания одной книги ему приходится прочитать не менее десяти книг и сотню научных статей, а чтение лекций требует постоянного саморазвития и умения быстро находить и мгновенно обрабатывать наиболее актуальную и полезную информацию [1, с. 34].

Обобщая опыт участия представителей Дворца в XI Международном конгрессе лагерей, необходимо подчеркнуть, что подобный опыт профессионального общения и участие в различных мероприятиях в рамках конгресса требует обязательного личного присутствия и повышает уровень развития собственных профессиональных компетенций, в том числе и информационной компетенции.

Анализируя роль конгрессов и научно-практических конференций в развитии информационной компетенции педагогов дополнительного образования, нельзя не обратить внимание и на тот факт, что сама процедура организации научно-практической конференции способствует повышению уровня профессиональных компетенций специалистов образовательного учреждения. Подготовка стендов, макетов и учебно-методических материалов, написание программы, сценария мероприятия и участие в качестве члена жюри мотивирует педагогов дополнительного образования к саморазвитию и самосовершенствованию.

«Дворец творчества детей и молодежи» Оренбурга является постоянным организатором различных мероприятий, в том числе и международного уровня, например, ежегодно проводит международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Шелковый путь». Коллектив Дворца обладает богатым опытом и широкими возможностями, что мотивирует педагогов не только к более активному участию в «домашнем» мероприятии, но и подготавливает к участию в конгрессах и научно-практических конференциях, проходящих в других регионах нашей страны, а также за рубежом [10].

При всех неоспоримых преимуществах такого инструмента развития профессиональных компетенций как участие в научно-практических конференциях и конгрессах педагогов дополнительного образования, существует ряд проблем, решать которые как организаторам, так и участникам подобных мероприятий становится все труднее. Организация конгресса или научно-практической конференции требует серьезных материальных затрат и привлечения дополнительных ресурсов, что невозможно без государственной поддержки, хотя бы на уровне регионального министерства образования, и привлечения спонсоров. Стоит отметить, что в отдельных случаях даже мероприятия международного уровня находились под угрозой срыва из-за вышеперечисленных проблем [6].

В качестве еще одной проблемы стоит выделить низкую мотивацию педагогов, даже обладающих высокими профессиональными компетенциями, к участию в конгрессах и конференциях. Причина кроется в менталитете и неуверенности в собственной компетентности, а также в материальных затратах, которые подчас ложатся непосредственно на плечи участников мероприятия.

Обобщая все вышеизложенное, отметим, что участие педагога дополнительного образования в работе научно-практических конференций или конгрессов, на которых рассматриваются теоретические и практические вопросы педагогики, носит выраженный позитивный характер: способствует развитию и совершенствованию навыков научно-исследовательской работы, повышает профессиональный уровень, корректирует или формирует собственный, индивидуальный стиль общения с аудиторией. А также позволяет приобрести и закрепить опыт эффективного и корректного участия в научной дискуссии, побуждает к творческой переработке учебно-методического материала с учетом актуальных научных достижений, способствует развитию профессиональных компетенций и информационной компетентности.

Список литературы

  1. Rick Hanson. Changing Minds Changing Lives / Rick Hanson – IST-Publisher, 2009.
  2. Tracy Schmitt. Unstoppable Tracy / Well / – CANF, 2007.
  3. Жумагулова Б.С. Особенности полемического дискурса. // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 7. – С. 142-145.
  4. Минеева С.А. Полемика-диспут-дискуссия: новое в жизни, науке, технике. – М., 1990.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.
  6. Темербекова А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования. – М., 2009.
  7. Хицова Л.Н. Принципы совершенствования и реализации педагогического мастерства в условиях современного образовательного процесса // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2010. – № 1. – С. 94–104.
  8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (Электронный ресурс) // Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/4952/файл/3922/PRAVITEL’STVO_ROSSIISKOI_FEDERACII_FCPRO.doc
  9. Институт развития государственно-общественного управления образованием. [Электронный ресурс] – https://gouo.ru/inform/practice1/page1.php
  10. Сайт Дворца творчества детей и молодежи города Оренбурга. – Адрес ресурса: https://www.dtdm-oren.ru

Источник