Чем полезны детям игры с песком
Светлана Терехова
Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком»
Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются на велосипедах, самокатах, бегают по траве. Но самое любимое место у малышей – это песочница. Они из песка делают фигурки, замки, закапывают игрушки, чтоб найти их. Кроме того, от такого занятия они получают огромную пользу. Задача взрослых состоит в том, чтобы сделать это процесс наиболее интересным для детей. Придумывайте игры и занятия – все они, даже самые незамысловатые, будут развивать кроху.
Сегодня игру с песком используютв своей работе многие детские специалисты: психологи, логопеды, педагоги, психотерапевты, неврологи.
• Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие, настроить на добродушный лад. Игра с песком успокаивают гиперактивных детей, и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.
• Играя с песком, ребенок избавляется от комплексов и выплескивает наружу накопившиеся эмоции. Таким образом, он не только решает сам свои проблемы психологического характера, но и избавляется от страхов.
• Полезны игры с песком для физического здоровья. В медицине существует целый раздел, который называется псаммотерапия — прогревание песком. Дети с удовольствием закапывают в горячий песок руки, ноги, а особенно друг друга. А порой, от них не отстают и взрослые. Кроме восторга и удовольствия, дети и взрослые получают от этого большую пользу.
• Игры с песком очень полезны и для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Это все напрямую связано с развитием речи, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения.
Очень полезно для развития речи:
— насыпать песок в ведерко лопаткой;
— рисовать пальчиками на песке;
— пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного ведерка в другое;
— искать в песке зарытые игрушки;
— рыть ямки, погружать руки в песок;
— лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т. п., еще очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками.
• Игры с песком влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: куличики, домики, гаражи, дворцы, города и так далее. Сложность песочных построек возрастает с мастерством ребенка.
• Играя с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Он учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые возникают. Вырабатывается навык, уступать, договариваться, делиться или отстаивать свои права.
• Еще полезно ходить по песку босиком. На стопе человека как мы знаем, расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела. Кроме массажа, хождение босиком помогает нам еще и в лечении плоскостопия, опорно-двигательного аппарата, а также простуды.
Вот сколько полезных свойств у песка! Важность и пользу игр с ним для детей трудно переоценить, поэтому чаще играйте с детьми в песочнице, а для дома можно купить кинетический песок, недаром он стал такой популярный в наше время.
Источник
Игры с песком способствуют развитию индивидуальных способностей у детей. Играя с песком, создавая разные фигуры из песка, дети могут выражать свои настоящие чувства и переживания.
Песок – универсальный строительный материал, с помощью которого можно осуществить свою фантазию, вылепить замок, создать необычную фигуру.
Песочная терапия – это способ снижения внутреннего напряжения, который положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.
Занятия с использованием песка раскрывают скрытые возможности ребёнка, способствуют развитию творческих способностей, образного мышления, тонкой моторики рук и разных компонентов речи.
Хочу предложить подборку развивающих игр с использованием песка.
1. Для развития фонематического слуха:
— Выбрать только те игрушки (они закопаны в песке), в названиях которых есть определённый звук.
— Поставить флажок или фишку в песок, если в слове слышится заданный звук.
— Определить первый (последний) звук в слове и написать (пальчиком или палочкой) соответствующую букву на поверхности песка.
Буквы можно вылепить из песка, сгребая его рёбрами ладоней.
2. Для совершенствования грамматической стороны речи:
— «Чего не хватает?».
На поверхности песка раскладываем 4-5 игрушек. Просим ребёнка закрыть глаза и закапываем одну игрушку. Открыв глаза, малыш должен определить и назвать, какой игрушки не хватает.
— Игра, способствующая правильному употреблению в речи предлогов. Взрослый расставляет любые мелкие игрушки по песочному полю, например, машинки. Нужно проговорить, где находится одна игрушка по отношению к другим. Например, «Красная машинка между жёлтой и белой, зелёная – перед красной» и т. д. Потом задаём малышу вопросы: «Где красная машинка?»
— «Подбери признак».
Предлагаем ребёнку найти спрятанные в песке игрушки, назвать их и подобрать к их названиям слова-признаки (шарик – синий, щенок – маленький и т. д.).
3. Для формирования слоговой структуры слова.
— «Чёрточки».
Предлагаем ребёнку начертить на песке такое количество линий, сколько слогов произнёс взрослый.
— «Камешки».
Малышу нужно положить на песок столько разноцветных камешков, сколько слогов в слове, которое назвал взрослый.
4. На развитие связной речи.
«Ищем клад».
Взрослый закапывает игрушку или фигурку в песок и описывает её. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь и откопать игрушку.
Затем можно поменяться ролями: ребёнок описывает предмет, а взрослый отгадывает.
5. На совершенствование мелкой моторики.
Практически любые игры с песком способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Можно создавать на песке разнообразные узоры пальчиками, кулачками, рёбрами ладошек. Можно выкладывать рисунки камешками, пуговицами, фасолью и любыми другими мелкими предметами.
В статье описаны примеры развивающих игр с песком, которые можно использовать на занятиях. Уверена, что родители, немного пофантазировав, придумают ещё много интересных игр для своих малышей.
Упражнения и игры с песком очень увлекательны. В таких играх очень много возможностей для творческого выражения ребёнка. Поэтому малыши могут часами играть с песком.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Игры с песком — источник особой радости для малыша. В них он удовлетворяет свою потребность в тактильном развитии, тренирует зрительно-двигательную координацию, улучшает мелкую моторику. Игры с песком — это далеко не праздное занятие: малышу они приносят не только массу удовольствия, но и — ощутимую пользу, ведь эта игра связана с формированием мыслительных операций и воображения, самостоятельности и целеполагания в поведении. Игра с песком — это прекрасный способ для ребенка снять накопившееся напряжение, поднять настроение и стабилизировать эмоциональное состояние.
Наборы для игр в песочнице помогают сделать занятия с песком более интересными и насыщенными, открыть детям пространство возможностей для творчества и взаимодействия друг с другом.
Как можно играть в песке
Самый простой, знакомый всем с детства, способ игры в песке — это приготовление «куличиков» и аппетитных «пирожков» из влажного песчаного теста. Для этой цели предназначено множество формочек, размеры и форма которых могут быть совершенно разнообразными. Фрукты и овощи, геометрические фигуры и цифры, животные и цветы, звездочки и морские раковины — список этот можно продолжать до бесконечности. Играя с тематическими формочками, ребенок будет параллельно больше узнавать об окружающем мире, знакомиться с его предметами и явлениями. Наборы разноцветных формочек, которые вставляются одна в другую, помогут малышу сформировать представления о размере и цвете. Выбор инструментов для «работы» с песком также разнообразен: это могут быть лопатки, совочки и миниатюрные грабельки разного размера. Игры в песочнице позволяют ребенку освоить понятия: «свое-чужое», приобрести первые навыки взаимодействия со сверстниками. Игра с песком поможет также разобраться с понятиями: «пустой-полный», «влажный-сухой».
Песок — отличное средство для развития сюжетно-ролевой игры малыша. Например, его можно использовать в качестве материала для перевозки и строительства песочных домов. В наборах для игр в песочнице, поэтому можно очень часто увидеть пластмассовые грузовички и самосвалы, в которых так удобно возить песок на стройку, а потом — сгружать в нужном месте, приподняв кузов машины. Девочки с успехом могут устроить в песочницу игру в дочки-матери, ведь приготовление каши и пирожков для кукол будет как никогда реалистичным.
Строительство дворцов и замков из песка — еще более интересная тема для игры на свежем воздухе. Вот где фантазия детей поистине безгранична: дети самозабвенно придумывают настоящие архитектурные шедевры, проделывают в песке арки, возводят высокие башни и окружают свои крепости рвами с водой, украшают свои замки цветами и камешками. Особенно хороши такие игры вблизи воды: на берегу речки или моря.
Как выбрать набор для игр в песке
Главный критерий при выборе набора для игр в песке — это его безопасность для малыша. Пластмасса, из которой изготовлены формочки и совочки должна быть прочной, а сами детали — гладкими и округлыми, без острых углов. В этом случае вы сможете быть уверенными в том, что формочка не расколется от удара, а острые части ее не травмируют вашего ребенка. Пластмасса должна быть нетоксичной, с отсутствием поливинилхлоридных соединений.
Детали наборов должны быть яркими и содержать в себе основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий. Игра с такими фигурками и инструментами будет способствовать выработке у ребенка эталонов цветовосприятия, а насыщенные цвета не позволят формочкам потеряться в песочнице.
Очень важно также, чтобы игровой набор был удобен для маленьких детских ручек. Размер и ручка лопаток и совочков должны соответствовать возрастным особенностям анатомии ребенка. Для малышей раннего возраста лучше выбирать формочки с простыми крупными фигурками.
Современные производители предлагают ребятам и их родителям огромное количество разнообразных наборов для игры в песке: наряду с традиционными ведерками, формочками, лейками и совочками сейчас можно найти интересные наборы с вертящимися зубчатыми колесами, через которые можно просыпать песок и наблюдать за движениями деталей. Такие мельницы во многих случаях отлично подойдут также для игры с водой.
Игра в песке и возраст ребенка
Уже в возрасте 1 года можно показать малышу, что такое игра в песочнице: как пользоваться лопаткой, ведерком, формочками, чем отличается сухой песок от мокрого и т.д. Ребенку будет интересно получить новые игровые навыки, открыть для себя свойства и возможности этого сыпучего вещества.
Первое знакомство с песком, зачастую, будет связано для крохи и с получением первых социальных навыков, ведь ему придется играть рядом с другими малышами — а это значит, нужно будет учиться взаимодействовать с ними. Нужно помочь ребенку легко пережить этот момент: возможно, родителям стоит первыми начать общение с находящимися в песочнице малышами, вовлечь их в общую игру, показать, как весело и увлекательно меняться игрушками. К 2-3 годам интерес к игре в песке еще более возрастает — игра становится более разнообразной и насыщенной, а к 4-5 годам основное ее содержание переходит в плоскость сюжетно-ролевого взаимодействия. В 6-7 лет интерес к песочнице снижается, однако дети этого возраста с большим удовольствием проводят время на реке, строя башни, дворцы и крепости из мокрого песка, что дает возможность выразить себя в творчестве.
На сайте igromagazin.ru вы найдете лучшие наборы для активной игры малыша в песочнице или не берегу водоема. Мы предлагаем только высококачественные товары, в чем вы сможете убедиться, воспользовавшись возможностью оформить заказ в нашем интернет-магазине. У нас вы найдете удобные совочки, грабли и лопаточки, лейки, сито для просеивания песочной муки, а также — оригинальные песочные мельницы, вызывающие у малышей неподдельный восторг. Сделайте своему крохе прекрасный подарок на лето, благодаря которому он сможет получить от игры в песке настоящее удовольствие.
Заказать и купить наборы для игр в песочнице>>
Источник
Светлана Рязанцева
Консультация для педагогов и родителей «Чем полезны игры с песком? Роль игр с песком»
развивают мелкую моторику, глазомер, творческую фантазию;
успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!};
помогают познавать внешний и свой внутренний мир;
Наблюдая за детьми в течение длительного времени, я не смогла не заметить, что в последние годы стало появляться много детей с нарушениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.
Причин таких отклонений существует несколько. Это и нарушения экологического равновесия, и проблемы,возникающие в обществе: рост насилия и жестокости в жизни и на экране телевизора, снижение уровня жизни значительной части населения, неправильное питание и нездоровый образ жизни будущих родителей, появление большого количества асоциальных семей, где не всегда рождаются дети с нормальным уровнем развития. Большая часть родителей занята зарабатыванием денег, на общение с детьми нет ни времени, ни желания. Часто компьютер и телевизор заменяют живое общение между родителями и детьми.
Воспитателям приходится работать с разными детьми. Мы в своей группе обращаем большое внимание на развитие речи и общую коррекцию поведения детей. Существует много приёмов и методов, которые помогают исправлять нарушения и развивать детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. Это использование в своей работе с детьми игр с песком.
Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся»в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи.
С наступлением зимы постараемся не прощаться с играми в песке до весны. Для этого в группе изготовить «мини-песочницу». Это деревянный ящик, длина и ширина которого, составляет приблизительно 70 или 80 сантиметров, а высота около 20. Песочница должна стоять в специально отведённом для неё месте, но, при необходимости, возможно, её перемещение в другое место.
Наша «мини-песочница» имеет широкий объём применения. Мы её используем как на занятиях, в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных игр и деятельности детей.
Использование песка на занятиях.
На речевых занятиях можно использовать следующие методы и приёмы работы:
1. Беседа «Правила игры с песком в помещении», во время которой осуждаем то, что можно делать с песком в группе и чего нельзя (рассыпать песок, кидать его, переносить в другие места и так далее).
2. Рассказывание из собственного опыта детей «Что я чувствую, играя с песком». Дети рассказывают о своих чувствах, ассоциациях, фантазиях, которые возникают у них во время игр с песком.
3. ТРИЗ. Игра «Песок: хорошо – плохо». Дети могут назвать все полезные и вредные свойства песка.
4. Наблюдение за сыплющимся песком (песочные часы) «Мои ощущения». Дети способны очень долго наблюдать за сыплющимся песком, несколько раз подряд переворачивая песочные часы. Это зрелище их завораживает. Затем они рассказывают о своих ощущениях.
На занятиях по математике мы используем такие упражнения,как:
1. 1. «Измерь и сосчитай». Дети ложками пересыпают песок из одной ёмкости в другую и считают их количество.
2. 2. «Измерь разными мерками». Одно и то же количество песка измеряется разными мерными ложками и сравнивается их количество.
По изобразительной деятельности можно проводить следующие занятия:
1. «Учимся рисовать песком». Такое занятие проводим на начальной стадии работы с каждым ребёнком индивидуально. Рисуем или переводим через копировальную бумагу какой-либо предмет. Берём кисточку с тонким кончиком, наносим ей по контуру рисунка клей ПВА, посыпаем это место песком и через1-2 минуты стряхиваем лишний песок обратно в ёмкость.
2. «Рисуем картинку песком». Для занятия используется песок разных природных оттенков, а также и песок, окрашенный нами гуашью в разные цвета и высушенный. Поверхность картинки постепенно покрывается клеем и засыпается одним цветом песка. Только после того, когда стряхивается лишний песок, работа может быть продолжена песком другого цвета. И так до тех пор, пока картинка не будет готова.
3. Лепка из мокрого песка «Колобок и другие угощения для кукол».
Источник
Вы можете стать личным психотерапевтом для своего ребенка.
Все мы в детстве не раз играли в песочнице, лепили куличики и строили замки. И мы даже не представляли, что это не просто игра, а серьезное занятие, которому посвящено целое направление в психологии — песочная терапия. Выражая свои переживания в игре с песком, человек — и взрослый, и ребенок — постепенно освобождается от их груза и снимает напряжение. И сегодня любой родитель может побыть психотерапевтом для своего ребенка, просто играя с ним в устроенной дома песочнице. О том, как это сделать, рассказывает специалист в песочной психотерапии Ульяна Наумова.
Ульяна Наумова, специалист по песочной терапии, детский психолог
Почему стоит устраивать песочные игры дома
Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка — это игра. В ней каждый малыш создает свой собственный мир, устраивает его так, как ему больше нравится. К этой игре ребенок относится очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции. Песок — это прекрасный материал для игр: он невероятно пластичен, сыпуч, его можно намочить и лепить из него разные формы, разрушать их и снова строить. Разделите с малышом приятные эмоции от игры — устройте дома песочницу. Это просто, ведь вам не понадобится ни специальных знаний, ни сложного оборудования. А для ребенка эта игра очень важна, как и то, что играть вы будете вместе. Начинать работу с песком можно с самого раннего возраста, когда малыш только знакомится с разными материалами и пробует их сыпать, смешивать и так далее.
Что понадобится для работы с песком дома
Песок для игр может быть любым: речным, морским, главное — чистым. Его можно купить в зоомагазине или даже заменить на манную крупу. Песочницей послужит поднос прямоугольной формы или обычный контейнер размерами не меньше 50 на 70 сантиметров. Песочницу нужно заполнять песком на две трети. Вам также понадобится вода для смачивания песка и набор миниатюрных игрушек — фигурок животных и людей, которые не займут много места в песочнице. Этого достаточно для любой игры из этого списка.
«Построение своего мира»
Это очень простая и очень важная игра. Ребенку предлагается создать свой мир на подносе с песком. Пусть он строит как хочет, но соблюдает три ключевых правила: песок не высыпать, не бросаться им, постройки других не ломать, когда он играет не один.
Цель игры: дать возможность внутренним процессам выйти наружу, чтобы ребенок их увидел, смог осознать что-то важное для него.
Обращайте внимание на то, что и как строит малыш. Например, если он создает дом с толстыми стенами, это может означать стремление к безопасности, которой ему не хватает, желание укрепить свои психологические границы, чтобы их видели и не нарушали. Мощные стены песочного замка могут означать и то, что границы у ребенка не выстроены, и ему от этого некомфортно.
Часто, если малышу необходимы тепло и забота, в песочнице появляются свечи, очаг. А если в ней хаос, это может говорить о полном беспорядке во внутреннем мире ребенка или о скором начале изменений.
Очень важно внимательно наблюдать за игрой, спрашивать малыша, почему он создал именно такой мир, что для него означают эти постройки. Когда ребенок строит свой мир ежедневно, очень часто его поведение улучшается, сон нормализуется, тревожность и напряжение спадают.
«Семья в образах животных»
Предложите ребенку поселить в песочнице семью зверей, построить город, в котором она живет, или просто создать мир семьи животных. Можно сначала поиграть в разных песочницах, когда каждый из вас строит город для своей семьи животных, а потом уже вместе. Важно, чтобы у вас было как можно больше фигурок животных. Выбор малыша будет более осознанным, если вы, читая ему сказки, обращаете его внимание на поведение и характер разных животных. Например: лиса хитрая, волк злой, медведь сильный.
Обратите внимание на то, каких животных выбирает ребенок, что говорит про них, если вообще говорит, как эти животные ведут себя на песочном поле, с кем общаются и многое другое. И если вас в игре малыш выбирает всегда зайчиком, а себя, например, волком, то задумайтесь, почему это так. Или просто спросите у ребенка: он знает и сможет объяснить! Играйте вместе с ребенком: так вы получите удовольствие и ответы на тревожащие вас вопросы.
«Следы»
Эта игра, направленная на развитие мелкой моторики, помогает снять напряжение. Можно проводить ее перед сном или занятиями, требующими сил, например, уроками. Чтобы включить в работу оба полушария мозга, ребенок сначала должен играть обеими руками по очереди, затем вместе. Его задача — оставлять на поверхности песка следы, а чьи именно, говорите вы. Покажите малышу, как надо оставлять следы: зайца — указательным и средним пальчиком, змейки — мизинцем, удава или мамы-змейки — ребром ладони, кошечки — большим, указательным, средним и безымянным пальчиками, собранными вместе, и так далее. Придумывайте сказки про тех, кто оставил следы!
«Война»
Вопреки агрессивному названию, эта игра проводится в мирных целях. Я рекомендую использовать ее и в случае назревающего конфликта, и когда дома все мирно и гладко. В некоторых семьях существует запрет на злость и выражение отрицательных эмоций, и у детей чувство гнева спрятано очень глубоко. Эта игра позволяет гневу проявиться, выйти наружу, хотя для этого иногда приходится играть очень много.
Играть в «Войну» удобно с мокрым песком, не манкой: она комкуется. Намочите песок, постройте из него горы, заборы, стены, препятствия, окопы, выберите игрушки, которые «поссорились» и «злятся друг на друга». И пусть малыш начинает сражаться: лепить бомбы, кидать их на игрушки, ломать постройки, причинять всяческие разрушения. Эта игра помогает ребенку не только дать выход подавляемому гневу, но и увидеть всю его разрушительную силу. Малыш учится не бороться со своими чувствами, а разрешать их себе. Не пугайтесь, если ребенок изо дня в день возвращается к этой игре, разрушая все новые песочные постройки. Значит, ему это пока нужно, и для вас это должно быть важно. Но настанет день, когда ребенок захочет построить мирный город. Тогда вы поймете, что он справился с гневом.
«Прятки»
Эта игра направлена на снижение тревожности и борьбу со страхами. Ее суть — закапывание в песок различных предметов, например, игрушек или ракушек. Закапывая или засыпая предмет, ребенок может вдруг осознать свою силу над страхами. А когда он его раскапывает, то борется со своими переживаниями, расправляется с тем, что его тревожит.
Игры с кинетическим песком
Такой песок вовсе не обязательно покупать в магазине, можно сделать его самим, добавив воды и крахмала. А играть вы можете прямо на столе, без песочницы. Вам понадобятся формы для выпечки. Суть игры — делать фигурки из песка при помощи формочек, разрезать их ножом, раскладывать по кукольным тарелочкам. Игра направлена на развитие функциональности кисти руки — это важно для обучения письму, творческого воображения, мышления, умения взаимодействовать с партнером — мамой или другим родственником.
Игру с кинетическим песком можно усложнить, добавив в нее миниатюрные фигурки и задав ей определенную тему. Например, вы заметили, что ваш малыш поссорился с кем-то на детской площадке и потому не в духе, увидел плохой сон и до сих пор напуган, грустит, потому что не хочет идти в школу или детский сад. Попросите его «вылепить» свой мир, когда он в таком состоянии, и вы увидите, как постепенно малыш будет успокаиваться и справляться с этими трудностями. Главное — будьте рядом.
Детям трудно распознавать свои эмоции и чувства. Поэтому во всех этих играх я рекомендую родителям задавать ребенку вопросы, делиться своими мыслями и переживаниями, побуждая к этому и малыша.
Читайте также:
21 удивительный факт о том, как учатся дети в разных странах мира
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Эти 7 игр сделают вашу прогулку еще полезнее
Источник