Чем полезны для детей дидактические игры

Чем полезны для детей дидактические игры thumbnail

Каждый ребенок это исследователь целой вселенной. Он родился, но знания в его голове не могут появиться из ниоткуда, поэтому родители и воспитатели помогают их получить в структурированном виде. Когда знания получаются в разрозненной форме (хаотично из каждой области), они не сохраняются в первоначально задуманном виде. Да и полученные знания нужно перевести в опыт, и предложить его использовать малышу самостоятельно. Хотя в череде бесконечных «почему» и «что это такое» есть место неожиданным вопросам, ответы на них мы стараемся построить максимально полными и структурированными. Поэтому применяя дидактические игры в развитии детей, вы помогаете им получать нужную информацию вовремя и развиваться гармонично.

Фото-4

Дидактическая игра в жизни ребенка

Если говорить в целом об игре в жизни ребенка, то ее роль очень весома. Именно во время игр малыш познает мир, учится строить взаимоотношения и познает сущность вещей. Во время обычной игры ребенок не имеет никаких установок, поэтому строит с учетом только своих интересов сам процесс, привлекая в него интересных ему участников и игрушки.

Таким образом игра, это свободная деятельность, которую малыш принимает на свой счет как «настоящее» действо. Она способная полностью захватить мысли играющего, и увлечь в этот удивительный мир, в котором он не будет ощущать ни времени, ни упадка сил.

Разница с дидактической игрой в данном случае существенная. Призванная обучать и проводить ряд интересных, но при этом познавательных занятий, отличает данный вид детской деятельности, и позволяет упросить процесс заинтересованности в обучении самих детей. Таким образом, дидактическая игра и ее регулярное использование на занятиях с детьми в детских садах или дома, помогают получить им и усвоить полученные знания.

Фото-3

Цель дидактической игры

Как и любое обучающее занятие, дидактическая игра имеет свою цель. Так как в возрасте уже после двух лет ребенок старается узнать, как можно больше об окружающем его мире, то и игры направлены на это. С помощью дидактических игры у ребенка развиваются такие навыки как:

  • Внимательность;
  • Логическое мышление;
  • Память;
  • Мелка моторика;
  • Аккуратность;
  • Речь;
  • Наблюдательность;
  • Реакция.

Разнообразная деятельность во время игры позволяет понять и узнать много интересного, а также отточить навыки:

  • Во время использования дидактической игры дети учатся сравнивать предметы по их размеру, получают знания и фиксируют понятие «мало-много», «больше-меньше».
  • Изучают животных, деревья, растения, птиц. Понимают, что у них есть детки, запоминают как зовут каждого.
  • Понимают как можно сгруппировать предметы по форме, цветы, содержанию и назначению.
  • Умеют выстраивать логические цепочки, например, как в игре со сказкой, которую ребенок должен вначале по картинкам определить, что шло первым этапом, а что было дальше.
  • Как следствие пересказов, дети начинают развивать свою речь и если подобные занятия проводить регулярно, то вы в скором времени поймете, что словарный запас малыша велик, и помогает ему четко выражать свои чувства и мысли. Малыши все чаще начинают общаться друг с другом, рассказывая и делясь своими переживаниями о происходящем. Постепенно выстраивается грамматический строй речи, сама речь совершенствуется с помощью применения дидактических игр.
  • Ребенок учатся выдержке и возможности говорить только после определенных действий. Например, не говорить хором ответ, а держать руку молча пока его не спросят. Поверьте, для ребенка хуже такого испытания быть ничего не может, но выдержку тоже надо тренировать. Ведь в саду у него более мягкие правила поведения, в школе — только их четкое соблюдение дает возможность хорошо учиться.

Фото-2

По своей сути использование дидактических игр в жизни детей помогает перейти от обычной деятельности к обучающей в легкой форме. То есть, играя ребенок не замечает, как получает новые знания, для него этот процесс становится естественным. Во время игры он начинает познавательную деятельность, а так как порой полученных знаний мало, то его любопытство берет верх, инстинкт исследователя помогает получать и усваивать уже более углубленные знания на интересующую его тему. В данном случае важно со стороны воспитателя или родителя уловить этот момент и не перегрузить дополнительной информацией.

Участвуя в дидактических играх дети получая необходимые знания, целью которой и стоит использование игры, овладевает определенным рядом знаний, добиваясь результата. В случае, если малыш не смог усвоить полученные знания – это говорит о том, что первоначальные знания для него были непонятны. Таким образом они требуют дополнительных прояснения до момента пока не усвоятся.

Кстати, дидактическая игры на подражание звукам животных несет в себе большую нагрузку по формированию речевого аппарата малыша. Как бы вы не старались играть только в тихие игры, нельзя их обходить стороной. Для примера, вы можете собрать картотеку животных и птиц, которым будете подражать. Кроме того, что ребенок запомнит как звучат животные, он сможет усовершенствовать свою речь, сделать ее более правильной.

И еще, как и в любом виде деятельности, во время применения дидактической игры с детьми вы должны поощрять победителя, говоря о том, что именно сейчас ребенок старался и делал все, что бы стать им. Отмечайте похвалой его старания, такое признание очень важно для каждого ребенка.

Фото-1

Итоги

Множество игр может придумать сам ребенок, но только из-за недостатка знаний и опыта он будет делать это достаточно однобоко. Поэтому применяя дидактические игры в жизни ребенка, вы вносите существенный вклад в его образование. Закладывая правильный фундамент, вы предоставляете ребенку возможность выбора не только самих игр, но и в момент, когда малыш подключает фантазию он использует полученный ранее опыт, моделируя его между направлениями, создавая что-то новое для себя. Значение дидактической игры в жизни ребенка велико и этот факт никак нельзя недооценивать. Регулярное применение игр дает свои ощутимые результаты достаточно быстро. Поэтому играйте с детьми, старайтесь проводить с ними как можно больше свободного времени, и учите их и у них. Закономерность здесь достаточно простая: чем больше и качественнее вы будете проводить с ними времени, тем лучше вы их будете понимать, знать об их переживаниях, удачах и поражениях, страхах и победах!

Фото и видео: свободные источники Интернет

Источник

Дидактическая игра

«Вредно и полезно»

     Цель:    Расширять  представления  и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа жизни и валеологической культуры, расширять словарь дошкольников, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.

       Предварительная работа:   В ООД и режимных моментах проводятся беседы на тему: «Вредные и полезные продукты», «Наше здоровье», «Что помогает нам расти здоровыми» и т.п. Также дети рассматривают и вместе с педагогом обсуждают иллюстрации и сюжетные картинки по указанным темам, а также участвуют в просмотре мультфильмов и программ о здоровом образе жизни.

      Перед началом игры  в средней группе детям обязательно напоминаются правила игры. В старших и подготовительных достаточно 1-2 раз для того, чтобы ребята запомнили правила. Поэтому можно просто назвать игру, в которую вы собираетесь с ними поиграть. В конце игры -похвалить детей за внимание и правильные ответы, пожелать им и себе крепкого здоровья.

1 вариант- для средней группы

      Дети сидят на стульчиках. У воспитателя в руках 5-7 пар карточек с изображением вредных и полезных продуктов (или действий человека). Например: «Овощи», «Чипсы», «Дети играют на свежем воздухе», «Ребенок сидит за компьютером, а за окном — ночь», «Ребенок моет руки с мылом», « Чумазый ребенок» и т.п.

       Воспитатель поочередно показывает карточки и называет то, что на них изображено. Если это полезный продукт (или действие), дети хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А если  вредный, то ребята топают ногами и, говоря «Нет, нет, нет!», отрицательно качают головой. Сначала можно чередовать плохое и хорошее, а потом усложнить задачу, показывая, например, подряд насколько полезных продуктов (действий), а потом один вредный. Заканчивать игру надо обязательно положительным примером .

2 вариант- для старшей группы

    а) Условия те же, что и  в младшей группе, но педагог не показывает картинки ,а называет продукт или действие.

     б) Дети свободно располагаются в игровой (или на площадке). Когда воспитатель называет полезный продукт (или действие ) дети шагают, хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А когда вредный — останавливаются, отрицательно качают головой и говорят «Нет, нет, нет!». Игра заканчивается положительным примером.

3 вариант — для подготовительной группы

    а) Условия, как и в предыдущих группах, но в руках у детей карточки красного и зеленого цвета (форма карточки — любая). Воспитатель показывает картинку (или называет продукт, действие). Положительный вариант- дети поднимают зеленые карточки, отрицательный- красные.

  б) Дети  располагаются в игровой на ковре  (или на площадке) . В руках у них карточки красного и зеленого цвета. Звучит музыка, ребята начинают двигаться — ходить, пританцовывать и т.п. Педагог останавливает музыку и показывает картинку с изображением продукта или действия. С окончанием музыки дети останавливаются и, в зависимости от варианта картинки, показывают красную, произнося «Это плохо!»  или зеленую карточку, говоря «Это очень хорошо!».Более сложный вариант –когда воспитатель не показывает картинки, а называет продукт или действие человека. В игре используется 5-7  пар вариантов карточек или названий.

Источник

Елена Авилова
Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников

Дидактические игры детей дошкольного возраста

Основные функции дидактической игры: является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игракак игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

— игры–занятия: ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

дидактические игры.

Дидактическая игракак форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

основана на осознании этого процесса, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого,но носит косвенный характер: например, воспитатель является равноправным участником игры «лото», получает карточку и выполняет задание.

Дидактические игры в младших группах рассматриваются как метод обучения детей сюжетно–ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложи куклу спать»воспитатель учит детей последовательности действий: аккуратно складывать одежду, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.

Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности,речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Нравственное воспитание: формируется представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Трудовое воспитание: формируется уважение и интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Эстетическое воспитание: дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям, вызывать желание играть с ним.

Физическое воспитание: игра создаёт положительный эмоциональный подъём и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т. е. к обучению в школе.

Основные виды игр

— игры с предметами (игрушками, природным материалом,

— настольно-печатные игры,

— словесные игры.

Игры с предметами: дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета, учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов,знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.По мере овладения новыми знаниями о предметной среде задания усложняются: требуется определить предмет по какому-либо одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.). Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. В средней группе используют предметы, в которых разница между ними менее заметна.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки) помогают закрепить знания детей об окружающей их природной среде, при этом формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактическойигре дети выполняют определенные роли: продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино.

Подбор картинок по парам:нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др.Затем задание усложняется: объединить картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета.

Подбор картинок по общему признаку: требуется установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку.

Запоминание состава,количества и расположения картинок: например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Составление разрезных картинок и кубиков.Задача: учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2-4 части, в средней и старших — на 8-10 частей.При этом в младшей группе изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших изображается сюжет из знакомых сказок.

Описание, рассказ о картине с показом действий,движений: задача развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. В младшей группе ребенок прибегает к имитации движений, голосу животного.В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю и др.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.4 группы игр:

1) игры для формирования умения выделять существенные признаки предметов,явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет» и др.

2) игры для развития умения сопоставлять,делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?».

3) игры для развитияумения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови одним словом», и др.

4) игры для развития внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает»

Структура дидактической игры: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих — внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» — для развития мышления, «Отгадай что задумали» — наблюдательности, внимания.

Игровые правила призваны организовать действия, поведение детей.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата.

Игровые действия: их развитие зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре,вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!»

Рекомендации по планированию дидактических игр:

— планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально;

дидактические игры кратковременны (10-20мин);

— предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.

Подготовила Авилова Е. С.

2017 год

Источник