Чем полезны игры с природным материалом
Автор: Лукатова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№83
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Значение игр с природным материалом в развитии детей дошкольного возраста.
Дата публикации: 25.02.2017
Раздел: дошкольное образование
Значение игр с природным материалом в развитии детей
дошкольного возраста.
Игры с природным материалом – кладовая для фантазии и игры
воображения. Играя с природным материалом дети развивают
фантазию, творческие способности, добрые чувства. На
важность использования природного материала в играх обращал
внимание А.С. Макаренко. Он указывал на то, что материалы
«ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из
природного материала человек создает пособия, игровой
материал». В играх с природным материалом простор для
фантазии, не просто воображения, а большой творческой
фантазии.Игры с природным материалом заключают в себе
большие возможности сближения ребенка с природой,
воспитание бережного и заботливого отношения к ней,
формирование конструкторских и игровых навыков.
Основным мотивом игры является не получение результата, а
сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные
игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и
пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно
приносят внутренний покой и радость, они полны свободой,
независимостью, простором для бесконечного
экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют
психологи в работе с дошкольниками. Но те, же песок и воду
можно использовать для формирования и развития
пространственно-количественных представлений, счетных
операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе
знакомства с различными природными материалами и их
свойствами осуществляется развитие памяти, внимания,
восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты
и явления, выделять признаки сходства и различия,
классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В
процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников,
обогащается их жизненный опыт.Первые контакты ребенка с
окружающим миром происходят на ежедневных прогулках. Это
пора самых невероятных открытий, ведь для малыша все
происходит впервые. Впервые ребенок обращает внимание на
то, что из влажного песочка получается куличик, а из сухого –
горка; что деревья растут из земли, а на их ветках есть листья
и желуди; что если вылить из леечки воду, то образуется
лужица, которая быстро исчезает. Как важно, чтобы эти
маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало
потребностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а
главное, приобретать собственный неповторимый опыт
общения малыша с миром природы. Мы привыкли к тому, что в
жизни нас чаще всего окружают предметы из стекла,
пластмассы, бумаги, ткани, металла. Все
эти материалы созданы человеком искусственно.
Но в мире существует огромное количество природных
материалов, которые обильно преподносит нам сама природа.
Это предметы, которые мы порой даже не замечаем, и все то,
что легко можно найти, едва выйдешь на прогулку.
Встречи с природой расширяют представления детей об
окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в
различные явления. В теплое время года самым
популярным природным материалом для игр детей является
песок. Но я также стараюсь привлекать детей к играм с
другими материалами: камушки, веточки, листики, цветочки.
Из камушков ребята выкладывают различные картинки, но для
этого сначала старательно
собирают «строительный материал».
Из веточек, которые находим на участке, выкладываем
геометрические фигуры, картинки. Рисуем палочками и
пальчиками на песке. Из цветочков, которые девочки нашли
сорванными на дорожке около нашего участка, выложили узоры.
Детям эти игры очень интересны и полезны. Природа даёт нам
разнообразный материал для изготовления всевозможных
поделок. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью
является игра. Непосредственно через игру дети получают
необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего развития.
Существует множество различных развивающих игр для
дошкольников, но наибольшую заинтересованность у детей
вызывают игры с природным материалом. Такиеигры, для детей
является не только, необычным для них, но они развивают у
детей художественные способности, эстетические вкусы,
фантазию, творческое воображение. Во время игры дети
приобретают знания путем самостоятельного поиска,
исследовательской деятельности.
Благодаря природным факторам значительно богаче
становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей
развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить
начатое дело до конца.В данной статье представлены игры, в
которых использованы природные материалы.
1. «Найди пару» Берем 12 пар шапочек от желудя, каждую пару
красим в один цвет, в итоге должно получиться 12
разноцветных пар, а внешнею сторону можно покрасить в один
какой-нибудь нейтральный цвет.
Правила игры: необходимо разложить «шапочки» вверх на стол,
а затем переворачивать по две. Если они совпадают, то ребенок
забирает их и получает еще ход. Если же нет – ход переходит к
другому игроку. Задача – набрать как можно больше «шапочек».
2. «Найди отличия»
Здесь можно придумать различные варианты с природным
материалом. Например, на двух листах бумаги А4 можно
составить композицию, и затем ребенок должен найти
отличия.
3. «Дорисуй»
Игра направлена на развитие воображения и фантазии. Так же в
этой игре можно использовать разные варианты, так например:
на листке бумаги и приклеить один листок дерева, а ребенок
должен дорисовать или также использовать природный
материал, чтобы в итоге получилась картинка.
4. «Что изменилось?»
На столе располагаются природный материал или заранее
сделанные с ребенком различные изделия из природного
материала. Ребенок должен внимательно смотреть и
запомнить их расположения. Потом он закрывает глаза, а
педагог должен что-нибудь поменять (убрать один из
предмета, поменять местами или развернуть). Задача ребенка
сказать точно, что изменилось.
5. «Угадай, что там»
Нужно сделать мешочки, которые будут наполнены природным
материалом. Ребенок должен на ощупь угадать, что в данном
мешочке лежит.
В данной материале в играх использовались осенние природные
материалы. Предложенные игры подходят к любому
дошкольному возрасту в зависимости он их усложнения.
В процессе игры и после ее завершения дети испытывают
большое эмоциональное наслаждение, повышается их
жизненный тонус, способствующий поднятию настроения.
Источник
Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Ребенок, только научившись ходить, тянется к лопатке, пытается копать снег, песок, любит играть с водой, подбирает шишки, палочки, листья. К.Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии. Специалисты полагают, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. У них формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают им увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Игры с природным материалам помогают развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививают любовь к прекрасному.
Игра с природным материалом вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Природа — замечательная мастерская. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Проходишь мимо дуба, а земля возле него усыпана бочоночками — желудями. Остановись, не спеши. Всмотрись внимательно. Ведь это не желуди, а маленькие гномики — одни из них тоненькие, другие поплотнее. А вот кроха-гном. Приделай ему ноги, разукрась лицо, и он улыбнется тебе, станет твоим спутником на прогулке.
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему — красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек и обитателей подводного царства, красоту снежинок, нежность песка. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности и т. п., так как в игре с природным материалом все это надо учитывать. Необходимо на каждом занятии, во время экскурсий в природу напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, беречь воду, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.
Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
В чём же польза взаимодействия с природой?
- Экологичность, безопасность (нетоксичность) материалов.
- Развитие различных органов чувств: природные материалы довольно часто имеют яркий внешний вид, запах, необычную поверхность, издают звуки (шум в ракушке, стук ядра ореха об стенки…).
- Развитие мелкой моторики.
- Неповторимость каждого природного объекта (развивает живое восприятие мира).
- Развитие фантазии, творческого начала, нестандартного мышления.
- Ощущение природной гармонии.
- Познание окружающего мира, его законов, механизмов (происходит развитие исследовательских навыков).
- Развитие таких качеств, как бережность и забота об окружающем мире (эко-мышление).
Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах дети учатся видеть красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материала: форму запах, цвет, строение. В дальнейшем, имея определенный опыт, они способны отвечать на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? Где есть косточка? Что растет на елках и соснах? Какие деревья бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким? Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.
Просмотр содержимого документа
«Польза игр с природным материалом для детей дошкольного возраста»
Источник
Современный рынок товаров для развития детей стал огромным: сегодня можно найти практически всё, что угодно. При этом всё больше встречается возмущённых заметок по поводу неудовлетворительного качества изделий, материалов… Данная статья посвящена природным материалам в игре и воспитании ребёнка. Переориентация на «игрушки» естественного происхождения может стать ключом к более здоровому развитию детей во всех смыслах.
Итак, давайте вспомним своё детство! Многим из вас посчастливилось проводить летние каникулы у бабушки в деревне… Было весело! Мы, например, с ребятами сооружали домики из веток в кустах ирги, собирали красивые камушки и крылышки стрекоз, делали украшения из кувшинок, строили плоты. Куклы, машинки нам были особо и не нужны! «Живые» игры были увлекательней и куда приятней. А вспомните детские поездки на море! Песчаные замки, камни с дырочками, коллекция ракушек, ручьи в лабиринтах из песка – что ещё для счастья надо? Мне кажется, в подобные игры и взрослые с удовольствием играют.
Работая с детьми, я с грустью замечаю, что природные материалы уходят на второй план. И считаю, что просто необходимо менять тенденцию!
В чём же польза взаимодействия с природой?
- Экологичность, безопасность (нетоксичность) материалов.
- Развитие различных органов чувств: природные материалы довольно часто имеют яркий внешний вид, запах, необычную поверхность, издают звуки (шум в ракушке, стук ядра ореха об стенки…).
- Развитие мелкой моторики.
- Неповторимость каждого природного объекта (развивает живое восприятие мира).
- Развитие фантазии, творческого начала, нестандартного мышления.
- Ощущение природной гармонии.
- Познание окружающего мира, его законов, механизмов (происходит развитие исследовательских навыков).
- Развитие таких качеств, как бережность и забота об окружающем мире (эко-мышление).
Вот несколько упражнений для игры с ребёнком.
Коллаж из круп и специй
Эта творческая техника заключается в том, чтобы создать какое-то изображение, наклеивая на лист бумаги разные крупы, специи, косточки яблок и цитрусовых, хурмы, лавровые листья… Можно создавать тематические коллажи на какую-то тему, можно – абстрактные, отражающие настроение. Для самых маленьких подойдёт вариант оформления таким образом крупных раскрасок. Подобная техника задействует визуальный, тактильный каналы восприятия, обоняние, развивает мелкую моторику. Из материалов удобно использовать клей ПВА или двусторонний скотч.
Делаем море
Зимним днём всегда приятно вместе с малышом вспомнить летний отдых на море. Или помечтать о предстоящем отпуске. На этой волне предлагаем ребёнку создать своё море. Рисуем мелками, карандашами воду, волны, чаек – всё, что хочется нарисовать. По краю листа можно пустить полоску песчаного пляжа (песок – на двусторонний скотч). Очень здорово, если получилась серия картин. Разложив их на полу, можно сесть «у моря» и послушать шум волны в морских раковинах.
Угадай, что это
Заранее готовится непрозрачный тканевый мешочек, в который помещаются природные предметы с разнообразной фактурной поверхностью: орехи, шишки, фрукты, камушки, ракушки. Ребёнок с закрытыми глазами запускает руку в мешочек и, не открывая глаз, угадывает, что это за предмет. Также можно работать с разнообразными ароматными предметами: мандаринами, луком, корнем имбиря, лавровым листом…
Комнатные растения
Отдельно хотелось бы отметить случай, когда родители вместе с ребёнком выращивают растение. Это неоценимый опыт изучения природных процессов, заботы о живом, формирование ответственности, развитие практических навыков ухода за цветами. Кроме того, многие растения выделяют фитонциды, убивающие патогенные микроорганизмы в воздухе. Однако, важно помнить, что не все растения пригодны для этих целей: из садовых лучше не использовать такие ядовитые растения как олеандр, аконит, клещевину, паслён, белладонну, дурман, полынь, лютик, цветы с колючками и острыми листьями. Из комнатных не берите растения следующих семейств: амариллисовые, ароидные, кутровые, паслёновые и молочайные, а также юкку и колючие кактусы. Рекомендуется остановить свой выбор на пряных травах, бархатцах и петуниях, хлорофитуме, бегонии, мирте, туе и т. д.
Природные материалы – это неиссякаемый источник вдохновения. Вводя их в детскую игру, мы обогащаем процесс развития ребёнка. К тому же, это очень просто и доступно каждой семье.
Желаю вам и вашим детям увлекательных путешествий в мир природы!
Добавить в избранное
Распечатать
Источник
Игры с природным материалом
К. Д. Ушинский писал: «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию … лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом … для детей лучшая игрушка — куча песка ».
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Непосредственно через игру дети получают необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего развития. Существует множество различных развивающих игр для дошкольников, но наибольшую заинтересованность у детей вызывают игры с природным материалом. Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Ребенок, только научившись ходить, тянется к лопатке, пытается копать снег, песок, любит играть с водой. Природные факторы близки и интересны детям. Родители сами делают выбор, чем играет их ребенок. Можно купить приставку и усадить ребенка перед телевизором за не менее интересным для него занятием, а можно купить лопатку и ведерко и отправить на свежий воздух. Игры с природным материалом имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам.
Игры с природным материалом развивают у детей художественные способности, эстетические вкусы, фантазию, творческое воображение, память, мышление, внимание, мелкую моторику и м. д. Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательской деятельности. Благодаря природным факторам, значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца.
Если игры с природным материалом проходят без направлений взрослого, то часто бывают однообразными и малосодержательными. Взрослым следует знать виды игр с природным материалом, их содержание, вариативность, проявлять собственное творчество и инициативу.
Рассмотрим некоторые игры, в которых используются природные материалы.
1. «НАЙДИ ПАРУ» (по идее игры Мемори)
Берем 12 пар шапочек от желудя, каждую пару красим в один цвет, в итоге должно получиться 12 разноцветных пар, а внешнею сторону можно покрасить в один какой-нибудь нейтральный цвет.
Правила игры: необходимо разложить «шапочки» вверх на стол, а затем переворачивать по две. Если они совпадают, то ребенок забирает их и получает еще ход. Если же нет – ход переходит к другому игроку. Задача – набрать как можно больше «шапочек».
2. «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Здесь можно придумать различные варианты с природным материалом. Например, на двух листах бумаги А4 можно составить композицию, и затем ребенок должен найти отличия.
3. «ДОРИСУЙ»
Игра направлена на развитие воображения и фантазии. Так же в этой игре можно использовать разные варианты, так например: на листке бумаги и приклеить один листок дерева, а ребенок должен дорисовать или также использовать природный материал, чтобы в итоге получилась картинка.
4. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
На столе располагаются природный материал или заранее сделанные с ребенком различные изделия из природного материала. Ребенок должен внимательно смотреть и запомнить их расположения. Потом он закрывает глаза, а педагог должен что-нибудь поменять (убрать один из предмета, поменять местами или развернуть). Задача ребенка сказать точно, что изменилось.
5. «УГАДАЙ – ЧТО ТАМ»
Нужно сделать мешочки, которые будут наполнены природным материалом. Ребенок должен на ощупь угадать, что в данном мешочке лежит.
6. «СЛОЖИ УЗОР» или «ПОВТОРИ УЗОР» (из желудей, каштанов, арбузных семечек и т.п.)
В этой игре ребенок сам придумывает узор, контур предмета и т.п., либо повторяет предложенный взрослым узор.
В процессе игры и после ее завершения дети испытывают большое эмоциональное наслаждение, повышается их жизненный тонус, способствующий поднятию настроения. Формируются лучшие нравственные качества, такие как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, уверенность в собственных силах. Развивается речь, потому что в этих играх особенную роль играет рука. Рука как осязательный орган дополняет комплекс ощущений и делает представление о материалах и их свойства полнее. Наконец игры с природным материалом дарят детям большое эмоциональное наслаждение, повышают жизненный тонус, способствуют поднятию настроения.
Источник